Особенности служб великого поста кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК и в качестве информационного приходского листа.

Вечерня с чином прощения 6 марта

Вечером Прощеного воскресенья, накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения.

Великий покаянный канон святителя Андрея Критского: 7 марта — 10 марта

Самый древний и длинный канон, написанный святителем Андреем Критским в VII веке. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду (Стояние Марии Египетской). В 2022 году в связи с совпадением с кануном Благовещения чтение переносится на вечер понедельника — 4 апреля.

Стояние Марии Египетской, 4 апреля

5-я неделя Великого поста. На утрене четверга (в среду вечером) читается житие Марии Египетской и Великий покаянный канон Андрея Критского целиком. В 2022 году в связи с совпадением с кануном Благовещения чтение переносится на вечер понедельника — 4 апреля.

Литургия Преждеосвященных Даров

Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии (Преждеосвященные). Совершается во время Великого поста в будние дни.

В марте: 9, 11, 15, 16, 18, 22, 23, 25, 30-го числа

В апреле: 1, 5, 6, 8, 13, 15, 18, 19, 20-го числа

Литургия св. Василия Великого

Чинопоследование литургии, составленное святителем Василием Великим.

Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу.

В марте: 13, 20, 27-го числа

В апреле: 3, 10, 21, 23-го числа

Пассия

Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым (страданиям). Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго.

Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 11 марта

Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров, затем читается молитва над коливом (вареная пшеница с медом). В сам праздник (12 марта) служится литургия свт. Иоанна Златоуста.

Поминальные службы родительских суббот: 19, 26 марта, 2 апреля

Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Чин Торжества Православия, 13 марта

Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия.

Богослужение Крестопоклонной недели, 27 марта

Накануне третьего воскресенья (26 марта, суббота) на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Крест для поклонения.

Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно.

Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля

Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится всенощное бдение, а утром — литургия свт. Иоанна Златоуста.

Акафист Пресвятой Богородице, 8 апреля

В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (9 апреля, суббота) в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Иоанна Златоуста.

Богослужение Вербного воскресенья, 17 апреля

Богослужения Великого Четверга, 21 апреля

Воспоминание Тайной Вечери и установления таинства Евхаристии Иисусом Христом.

Утром служится вечерня с литургией свт. Василия Великого и заготавливаются запасные Дары для причащения больных. По ее окончании при архиерейском богослужении совершается чин омовения ног.

Вечером служится утреня с чтением 12 отрывков из Евангелий, посвященные Страстям (страданиям) Господним. Есть старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Богослужения Великой Пятницы, 22 апреля

Утром совершается последование часов Великого Пятка с изобразительными, литургия не служится.

Вечером в пятницу или в ночь на субботу служится утреня с чином Погребения плащаницы Спасителя.

Богослужения Великой Субботы, 23 апреля

Служится литургия свт. Василия Великого, которая соединяется с вечерней. Читается 15 паремий (избранные фрагменты Ветхого Завета), в которых собраны прообразы и пророчества о Страданиях и Воскресении Христа. После литургии — освящение пасхальных яств.

Вечером перед пасхальной службой в храме читаются Деяния святых апостолов.

Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Пост перед праздником Святой Пасхи (или Святая Четыредесятница), называется Великим по особой важности его установления.

Древние христианские писатели единогласно свидетельствуют, что Святая Четыредесятница установлена апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх., 34 гл.), Илии (3 Цар., 19 гл.), а главным образом – Господу Иисусу Христу, постившемуся в Иудейской пустыне сорок дней ( Мф. 4, 2 ).

О том, что Великий пост – установление святых апостолов, свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в Св. Четыредесятницу. Кроме того, на апостольское установление Св. Четыредесятницы и соблюдение ее всей первохристианской Церковью указывают святые отцы Церкви I-IV веков: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие другие.

О том, что с самого начала продолжительность Великого поста была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие от глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святители Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что Великий пост в их время существовал повсюду. Но еще более непререкаемое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище.

Употребление в пищу мяса, молока, сыра и яиц в Св. Четыредесятницу запрещено Шестым Вселенским Собором (правило 56-е). По Апостольской заповеди, если клирик вкушает постом мясо или даже сыр и яйца, то должен быть извержен, а если мирянин, то отлучен от Церкви.

Но, действуя в духе любви и милосердия, Православная Церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Однако немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост – воздержание от грехов – и творить дела любви и милосердия.

Понятие о Триоди Постной

Службы Великого поста, а также подготовительных к нему Недель (начиная с первой подготовительной Недели о мытаре и фарисее и кончая Великой субботой), обнимающие в общей сложности период времени в 70 дней, помещены в богослужебной книге, называемой Триодью Постной.

Своим употреблением и распространением Триодь, как указывает синаксарий в Неделю о мытаре и фарисее, обязана св. Косме Маиумскому (VIII в.), современнику св. Иоанна Дамаскина. Впрочем, многие трипеснцы написаны более ранними песнотворцами, например, св. Андреем Критским, которому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели Ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также Великий канон, читаемый на первой и пятой седмицах Великого поста.

В IX в. преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали вместе все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много собственных стихир и канонов, и таким образом образовалась богослужебная книга – Постная Триодь, заключающая в себе около 160 служб. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.

Общее понятие о подготовительных Неделях Великого поста

Святую Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно:

о мытаре и фарисее (без седмицы),

о блудном сыне (с седмицей),

мясопустная (с седмицей),

сыропустная (сырная) (с седмицей).

В продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы, следующей за Неделей (воскресеньем) о мытаре и фарисее, она восстанавливает пост среды и пятницы; затем возводит христиан на более высокую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.

Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века – святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие – оставили нам беседы, произнесенные ими в каждую из названных подготовительных Недель.

Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных Недель, также относятся к древнему периоду. В IX веке Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели: о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в том же веке Георгий, митрополит Никомидийский, написал канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Неделя о мытаре и фарисее

Свое наименование эта подготовительная Неделя получила от того, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., зач. 89-е), из которой видно, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.

Особенности богослужения

Начиная с Недели о мытаре и фарисее, во все подготовительные Недели (воскресенья) Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.

На литургии – прокимен гласа; Апостол – к Тимофею, зач. 296-е; Евангелие от Луки, зач. 89-е.

Таким образом, богослужение в Неделю о мытаре и фарисее имеет следующие особенности:

1) Пение на утрени после полиелея и Евангелия особых покаянных песнопений.

2) Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди.

3) Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее.

Седмица и Неделя о блудном сыне

В эту Неделю Евангельской притчей о блудном сыне (Лк., зач. 79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу; в этом случае благодать Божия исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.

Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного.

Особенности богослужения

Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (с тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу).

Седмица и Неделя мясопустные

Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании об отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой к тленному и мимотекущему.

Последование службы в мясопустную субботу в целом такое же, как и в субботу перед праздником Святой Пятидесятницы, с тем только различием, что в субботу мясопустную вместе с песнопениями Триоди Постной поются песнопения Октоиха рядового гласа, а в субботу перед Пятидесятницей песнопения Триоди Цветной чередуются с песнопениями субботы Октоиха непременно 6-го гласа.

Особенности службы мясопустной субботы

2) На утрени:

По 50-м псалме – канон. Первым читают канон храма (т.е. главного престольного праздника), а затем – канон Триоди.1

Далее – обычное последование вседневной (субботней) утрени.

«В чину своем, монах и иерарх, старый и юный,

раб и владыка истяжется (будет спрошен),

вдовица и дева исправится (будет испытана): и

Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели

Седмица и Неделя сыропустные

Последняя подготовительная к Св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии – масляной, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища – молоко, сыр, масло и яйца, а в саму Неделю (воскресенье) сырную заканчивается употребление молочной (сырной) пищи.

Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.

Уставные особенности сырной седмицы

1. В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь приглашает нас к воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.

3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии, по Уставу, не бывает, за исключением тех случаев, когда с этими днями совпадает Сретение Господне или храмовой праздник. В сырные среду и пятницу совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.

Во вторник и четверг сырной седмицы вечером (не после литургии, а в свое время) первая половина вечерни совершается по обычному уставу вседневной вечерни, то есть без чтения (как это бывает в Великом посту) кафизмы, без особых прокимнов и паримий.

Вечерня соединяется с великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после отпуста вечерни (во вторник и четверг вечера) бывает великое повечерие с великими поклонами.

Особенности великого повечерия в сравнении с великопостным следующие

В среду и пятницу сырной седмицы на утрени:2

Для большей ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы. (Таблица № 1).

Дневное богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-го, 6-го и 9-го, изобразительных и вечерни.

Вечерня (в среду и пятницу сырные) – совершается сразу после часов обычная, вседневная, но со следующими особенностями.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников. Служба – с великим славословием.

Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю следующие.

1. В среду и пятницу литургии не бывает; богослужение совершается (с некоторыми особенностями) такое же, как в Великом посту (великое повечерие, часы, изобразительны и вечерня).

Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших.

В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены в основном все песнопения вечернего и утреннего богослужения.

3. На литургии в воскресенье читается Апостол (Рим., зач. 112-е), указывающий, что пост есть наиболее удобное время и истинный день для совершения благих дел, и Евангелие (Мф., зач. 17-е), повествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься.

03.03.2020 7423 Автор: протоиерей Александр ПАВЛОВ

Особенности великопостного богослужения

Великий пост — это особое время, в которое Церковь призывает каждого из нас заглянуть в глубину своей души, остановиться в нескончаемом потоке жизненной суеты, отдышаться и подумать, верен ли наш путь. В этом нам помогают богослужения, совершаемые в дни Великого поста, — совершенно особые, неповторимые, пропитанные чувством покаяния. Эти богослужения без внешней праздничности просты и очень торжественны. Церковь предлагает каждому христианину довериться ей и через богослужения стать сопричастником ее благодатных даров.


Остановимся на особенностях богослужений Великой четыредесятницы.

1. В убранстве храма преобладают черные тона. Свет во время богослужений включается редко.

2. Богослужебные тексты носят, в основном, покаянный характер.

3. На всех богослужениях, за исключением субботних и воскресных, присутствует молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.

4. Значительно увеличивается чтение псалмов. Если в обычные дни Псалтирь должна прочитываться полностью один раз в неделю, то в дни четыредесятницы – дважды в неделю.

5. Значительно увеличивается чтение Евангелия. В течение Великого поста все четыре Евангелия прочитываются полностью. Чтение Евангелия начинается обычно со второй недели Великого поста.


В дни Великого поста совершаются и некоторые особые богослужения, характерные для этого периода. Перечислим их.

Этот канон будет читаться еще, но уже целиком, в среду вечером 5-й недели Великого поста на богослужении, которое называется стоянием Марии Египетской, так как на этом богослужении вспоминаются жизнь и подвиги великой святой подвижницы Марии Египетской, жившей в конце V — начале VI века.

2. В воскресные дни вместо литургии Иоанна Златоуста совершается литургия Василия Великого.

4. В среду и в пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Основной особенностью ее является то, что Таинство Евхаристии на ней не совершается, а причащение верующих происходит Святыми Дарами, приготовленными на воскресной Литургии. В связи с этим младенцев, не способных принимать твердую частицу тела Христова, пропитанную Кровью, в эти дни не причащают, а причащают лишь в субботние и воскресные дни.

Литургия Преждеосвященных Даров имеет древнейшее происхождение и берет свое начало еще в апостольские времена. Будничные дни Великого поста пропитаны скорбью и покаянием, поэтому обычная литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоуста служится лишь в субботние и воскресные дни Великого поста, которые являются праздничными. Но благочестивое желание верующих и в будничные дни укреплять свои духовные силы, соединяясь со Христом в Таинстве Причастия, обусловило появление литургии Преждеосвященных Даров, которая в дальнейшем, приобретая законченный вид, была названа в честь святителя Григория Двоеслова, который распространил ее повсеместно в Западной Церкви. Это произошло в конце V века.


5. Характерной особенностью богослужений Великого поста является то, что богослужение суточного (дневного) круга, которое называется вечерня, в будничные дни совершается утром. Это связано с тем, что в среду и пятницу вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, а причащение верующих на Литургии совершается натощак. Ограничивать себя в течение всего дня от пищи и питья на фоне строго Великого поста многим не по силам, поэтому Церковь, как любящая мать, снисходя к немощам человеческим, перенесла литургию Преждеосвященных Даров, соединенную с вечерней, на утреннее время.

6. Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста Церковь совершает поминовение усопших. Накануне вечером и в субботу утром совершаются заупокойные богослужения, в которых Церковь ходатайствует пред Богом о прощении грехов всех усопших православных христиан.

7. Характерным богослужением Великого поста является великое повечерие, которое совершается в будничные дни вечером. В этом богослужении мы благодарим Бога за прошедший день, раскаиваемся в совершенных нами грехах и просим благословения на сон грядущий. Великое повечерие совершается не только в период Великого поста, но также накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня.

8. Четвертая неделя Великого поста называется крестопоклонной в связи с тем, что на богослужениях этой недели прославляется Крест Христов как орудие победы над смертью и залог нашего спасения.

9. В субботу пятой недели Великого поста Церковь прославляет Ходатаицу и Заступницу рода христианского — Божию Матерь. Этот день называется субботой Акафиста. Так как накануне, в пятницу вечером, на богослужении читается акафист Божией Матери, разделенный на четыре части. Акафист — это богослужебный гимн, прославляющий Спасителя, Божию Матерь, воспевающий жизнь и подвиги святого. Акафисты имеют торжественный, праздничный характер, поэтому в дни Великого поста они не читаются, за исключением акафиста Страстям Господним. Суббота Акафиста, таким образом, является радостным исключением.


В этой статье мы не ставили задачу перечислить все особенности богослужений, совершаемых в период Великого поста, так как их довольно много. Мы остановились на основных. Для того, чтобы соприкоснуться с внутренней красотой и торжественностью этих богослужений, недостаточно о них просто прочитать: их нужно прочувствовать, пережить. Время идет, и жизнь проходит. Мы все время живем будущим, забывая о настоящем. Каждый день, прожитый нами, определяет наше будущее. Великий пост, который кажется нам сложным и непосильным, — это замечательное время обновления нашей души, это испытание нашей верности Церкви Христовой, нашего ей послушания. Стоит лишь довериться ей, полагаясь не на свои силы, но призывая помощь Божию, и она проведет нас через очищающие дни Великого Поста, освободив от греховных привязанностей, к Воскресшему Христу.

В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность, и, прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии — в седмичные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Почти прекращается в седмичные дни пение. Вместо пения, как выражения радостного состояния духа, отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням.


В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность, и, прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии — в седмичные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Почти прекращается в седмичные дни пение. Вместо пения, как выражения радостного состояния духа, отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням. Вместо радостного Евангелия Христова верующим предлагается чтение из ветхозаветных писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятствует созиданию молитвенного и покаянного духа. Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы — третий, шестой и девятый часы — Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Великий пост охватывает собою дни Св. Четыредесятницы и последующей за ней Страстной Седмицы.

Св. Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни сыропустной недели (воскресенья).

Чин прощения

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и совершают лобзание. Потом подходят миряне, прикладываются ко Кресту и также испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Читайте также: