Китай в 90 е годы кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1991 году Цзян Цземинь заявил, что если не провести реформу, то социалистический строй не сможет сохранить свою жизнедеятельность; а если в ходе реформы не придерживаться социалистического направления, то можно погубить все достижения семидесятилетней борьбы, которую вела партия и народ. [3]

В 1991 году китайское правительство разрешило иностранным банкам осуществлять валютные операции. [5]

В июле 1991 года была создана фондовая биржа в Шэньчжэне. [6]

С 1992 года реформа мелких государственных предприятий, основой которой являлась реформа системы имущественных прав, начала стремительно развиваться в масштабах всей страны. [7]

9-10 марта 1992 года состоялось совещание Политбюро ЦК КПК, на котором подробно обсуждались некоторые важные вопросы реформ и развития в Китае. [8]

В 1992 году Госсовет одобрил решение о том, чтобы в провинции Гуандун были отпущены цены на зерновые. [13]

В 1992 было решено отрыть 13 приграничных городов и регионов, с целью усиления торговых связей с соседними странами. [14]

В 1992 году в шести городах, включая Пекин, Шанхай, Тяньзинь, Гуанчжоу, Далянь и Циндао, и в пяти СЭЗ был проведён эксперимент по использованию иностранного капитала в розничной торговле. [15]

В 1993 году повсюду были отпущены продажные цены на зерновые и масло, было разрешено рыночное регулирование цен. С тех пор прекратила существование система обеспечения городского населения зерновыми по низким ценам. [17]

В 1993 году Шанхайская фондовая биржа начала осуществление операций по срочным сделкам с облигациями государственного займа. [18]

В июне 1993 года китайское правительство начало осуществлять упорядочивание и реформу финансовой системы. [19]

В 1994 году в Китае была проведена налоговая реформа, которая установила границу между национальными и местными налогами, учредила центральное и региональные налоговые бюро, а также утвердила НДС в качестве основного косвенного налога, доходы от которого будут распределяться между центральным правительством и местными органами власти по фиксированному соотношению 60:40. [24]

В 1994 году Шэньчжэньская фондовая биржа начала осуществление операций по срочным сделкам с облигациями государственного займа. [25]

C 1 января 1994 года государство решило объединить официальный и рыночный валютные курсы на уровне рыночного курса 8,70 китайских юаней за $1. [26]

В ноябре 1994 года Госсовет принял решение осуществить эксперимент по созданию современной системы на 100 крупных и средних государственных предприятиях; после подготовки, длившейся более года, в 1995 году началось осуществление эксперимента. Основное содержание эксперимента состояло в следующем: во-первых, упорядочивание имущественных отношений; во-вторых, основной формой организации эксперимента по реформе системы было общество с ограниченной ответственностью; в-третьих, создавалась нормальная структура управления юридических лиц; в-четвертых, на основании учёта имущества и утверждении капитала утверждался и рос капитал предприятий; в-пятых, с предприятий постепенно снимались исторически сформировавшиеся нерациональные задолженности. [28]

В 1995 году в 18 крупных городах была начата в опытном порядке реализация практики банкротств. [30]

В 1995 году Госсовет одобрил решение об увеличении числа городов, в которых можно создавать иностранные финансовые организации, от 13 до 24. [31]

В 1995 году генеральный совет ВТО принял решение принять Китай в качестве наблюдателя. [32]

3 января 1996 года Народный банк Китая создал единую сетевую систему рынка краткосрочных кредитов в пределах одной отрасли. Эта сеть включает два уровня: во-первых, сеть первого уровня, состоящая из главных отделений всех государственных коммерческих банков и 15 местных финансовых центров Народного банка Китая; во-вторых, сеть второго уровня, состоящая из местных членов сети, привлечённых государственными финансовыми центрами. Оба уровня сети функционируют одновременно, уравновешивая друг друга, формируют единую общенациональную рыночную процентную ставку краткосрочных кредитов в пределах одной отрасли. [33]

9 апреля 1996 года Народный банк Китая завершил работу по открытию рынка облигаций государственного займа. Это ознаменовало начало использования центральным банком косвенных мер регулирования и контроля в области валютной политики. [34]

В 1996 году была отпущена краткосрочная рыночная процентная ставка на капитал, по всей стране начал функционировать единый рынок краткосрочных кредитов. [35]

В 1996 году был разрешён обмен юаня. [36]

В декабре 1996 года Народный банк Китая издал решение о разрешении иностранным банкам района Пудун, отвечающим необходимым условиям, проводить операции с юанем. [39]

XV Всекитайский съезд КПК состоялся в Пекине с 12 по 18 сентября 1997 года. На съезде было принято важное решение о стратегической реорганизации государственной экономики, одновременное развитие экономики различных форм собственности с приоритетом общественной собственности было утверждено в качестве основного экономического режима в Китае на современном этапе; было разъяснено, что негосударственная экономика является важной составной частью социалистической экономики. В то же время был составлен план активного продвижения реформы правительственной структуры, благодаря чему была начата реформа структуры Госсовета в 1998 году и реформа структуры местного самоуправления в 1999 году, была заложена основа для изменения функций правительства и создания системы административного управления, соответствующей новой системе рыночной экономики. [40] [41]

Съезд КПК осуществил подготовку к углублению реформы государственных предприятий. Основной целью было примерно за три года посредством реформ, реорганизации, реконструкции и улучшения управления вывести большинство убыточных крупных и средних государственных предприятий из тяжелого положения, к концу XX века создать на большинстве основных крупных и средних государственных предприятий новую систему. [42]

К концу 1997 года была завершена работа по разрыву связей между Народным банком Китая и основанными им фондовыми компаниями. [44]

1 июня 1998 года в Китае было проведено соединение цен на нефть с международным рынком, с тех пор основным критерием цен на нефть и нефтепродукты выступала международная рыночная цена, конкретно цены устанавливались двумя большими нефтехимическими корпорациями. [46]

В 1999 году был завершён переход к международным стандартам бухгалтерского учёта. [48]

В ноябре 1999 года Китай и США достигли двустороннего соглашения по вопросу о вступлении Китая в ВТО. [49]

Дэн Сяопин (1904- 1997) В 1989 году совершил перестановки в руководстве КНР:

• Цзян Цзэминь - генеральный секретарь КПК с июня 1989 по 2002. Председатель КНР до 15 марта 2003

• Ли Пэн – премьер госсовета

Подавление демократического движения студентов на площади Тяньаньмэнь усилило критику КНР в мире. Правительства большинства стран мира выразили протест и соболезнование китайским диссидентам. Руководители крупных коммерческих и промышленных компаний Запада и Японии, вынуждены были последовать примеру своих правительств и заявить о сворачивании или замораживании своей деятельности в КНР.

Резко сократился приток инвестиций из Японии и США. Это особенно больно ударило по внешней торговле КНР, поскольку Япония была крупнейшим торговым партнером Китая. Да и рынок США сыграл важную роль в расширении китайской торговли в 1980-е гг.

На этом этапе выяснились отличия китайской модели социалистической экономики от советской. 1. Экономика КНР лишь в теории были организована по иерархическому принципу. На практике она имела региональную структуру (Возможно результат "большого скачка" и "культурной революции", во время которых центр, увлекаясь идеологическими кампаниями и политикой, отдавал повседневное руководство экономикой в руки местных партийных элит). Однако центр все-таки сохранил свою регулирующую роль.

2. Второе отличие китайской экономической системы от советской заключалось в том, что в КНР не было создана система жестко-централизованной экономической цепочки

ПРОМЫШЛЕННЫЙ БУМ 1990-х

Главная причина промышленного бума 1990-х гг. – экономика Китая получала огромные иностранные инвестиции: 30-40 млрд. долл. в год

Государственные банки Китая выдавали деньги предприятиям займы, которые таковыми не являлись. Эти деньги не были обеспечены банковскими активами. Это были деньги вкладчиков, т.е. крестьян, которые разбогатели на первом этапе реформ. Всего на личных сберегательных счетах в середине 1990-х было 240 млрд. долл.

РЕФОРМЫ ЦЗЯНА ЦЗЭМИНЯ

Период пребывания у власти Цзян Цзэминя вошел в историю КНР как один из самых спокойных и благоприятных, хотя во главе партии и страны Цзян оказался сразу после бурных студенческих выступлений 1989 года.

Именно Цзян Цзэминь, провозгласивший лозунг “стабильности и развития”, сплотил вокруг себя умеренных реформаторов и утихомирил воспрянувших было консерваторов.

Многие сегодня считают достоинством, а отнюдь не бедой Китая 1990 годов, что страна целиком сосредоточилась на экономических преобразованиях

Дэн Сяопин умер 19 февраля 1997 года

К 2020 году предполагается увеличить ВВП КНР в 4 раза по сравнению с 2000-м. В середине века Китай должен стать "богатой, могущественной, демократической и цивилизованной социалистической страной". Решение всех этих задач мыслится на путях сочетания индустриализации и информатизации, дальнейшей урбанизации страны, в которой большинство населения (70%) все еще живет в деревнях. Китай будет и далее привлекать инвестиции и в то же время сам будет проводить "стратегию выхода за рубеж", то есть вкладывать свои деньги в другие страны, когда это выгодно

Цзян Цзэминь вошел в историю как теоретик КПК

Внутриполитический курс Ху имел две главных составляющих: продолжение реформ в экономике и сохранение традиционной политики КПК в общественной сфере. Экономическая либерализация сочеталась с достаточно жестким социальным контролем, цензурой и пресечением любых угроз власти Компартии. Большое внимание Ху уделял ограничениям на распространение информации в интернете, в частности в блогах китайских пользователей.

ДОП

За годы реформ ВВП на душу населения в Китае вырос примерно в 5-6 раз. За счет чего Китай добился столь впечатляющих результатов? За счет социалистической или рыночной ориентации? За счет государственного или негосударственного секторов экономики? По данным Института экономического анализа, к 1998 г. доля занятых в госсекторе Китая сократилась с 94,9% до 18%. Китайцы сократили налоги и госрасходы почти втрое. Сократились госрасходы на субсидии (с 4% ВВП до 0,9%), дотации, оборону, экономику, инвестиции. В Китае резко сократился вклад госсектора в экономику (осталась за ним лишь четверть промышленного производства). Все это - несомненные признаки рыночной либерализации экономики. Китайцы снизили инфляцию до величины меньшей 2%, сделав юань одной из самых устойчивых валют в Азии. Собственно, китайцы самостоятельно у себя свершили многое из того, что требует современная экономическая теория. И проделали это жестко, без колебаний, используя всю мощь тоталитарного государства.

Власти Китая начали летом 2007 кампанию по экономическому запугиванию Соединенных Штатов, намекнув, что, если Вашингтон попытается добиться ревальвации юаня, наложив на Китай торговые санкции, Китай, в свою очередь, может избавиться от своих колоссальных запасов американской валюты и ценных бумаг. Резервы иностранной валюты, составили 1,33 трилл. долларов в 2007. А в 2009 – более 2 трилл. долларов.

25. Особенности развития Кореи с середины XIXв. до 1910 гг.

К середине XIX в. Корею охватило множество внутренних социально-экономических и внешнеполитических проблем и она не была готова вступить в новую капиталистическую эру. Государственная власть ослабла, казна испытывала острый хронический дефицит, усиливались сепаратистские тенденции, росло массовое разорение крестьянства. Социально-экономический кризис усугубился природными катастрофами: наводнениями, неурожаями, вследствие которых страну охватывали голод и эпидемии. В этот период западные державы, приступив к активным действиям по колонизации восточной Азии, вынудили Корею отказаться от проводимой ею в течение нескольких веков политики строгой самоизоляции.

Политика реформ и открытости — это программа реформ в Китайской Народной Республике, нацеленная на создание социализма с китайской спецификой и открытость миру.

Общая характеристика реформ

Экономические реформы включали несколько этапов. Они не были частью теоретических построений, а являлись выверенным ответом на насущные проблемы.

Реформы привели к экономическому росту и изменили жизнь сотен миллионов китайцев. Более 850 миллионов человек были избавлены от нищеты.

В 1995—2009 годах ВВП Китая в среднем ежегодно рос на 10 %.

Этапы реформ

Готовые работы на аналогичную тему

В большинстве секторов роль правительства сократилась, руководители получили больше управленческих полномочий, поощрялось доходное производство, выросла роль частного сектора, эксперименты с формами владения проходили и в государственном секторе. Ослабло давление на внешнюю торговлю, а объединение предприятий с зарубежными фирмами поощрялись как первоисточник технологий и иностранной валюты. С увеличением стимулов, доходов, роста в сфере услуг и расцвета промышленного сектора в Китайской Народной Республике начали проявляться черты общества потребления.

Несмотря на взрыв 1980-х годов, китайская экономика разделяла множество основных черт с экономиками развивающихся стран. В 1986 году валовой национальный продукт на душу населения составлял около $228, отражая низкий уровень производительности. Как и в других странах, это не способствовало началу усилий по индустриализации, основная рабочая сила была всё ещё занята в сельском хозяйстве, дававшем 30 % стоимости объёма продукции. Сельскохозяйственные работы всё ещё велись вручную. Современное оборудование использовалось в промышленности, но было основано на старых моделях.228, отражая низкий уровень производительности. Как и в других странах, это не способствовало началу усилий по индустриализации, основная рабочая сила была всё ещё занята в сельском хозяйстве, дававшем 30 % стоимости объёма продукции. Сельскохозяйственные работы всё ещё велись вручную. Современное оборудование использовалось в промышленности, но было основано на старых моделях.

Результаты реформ

В других отношениях китайская экономика отличалась от большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие состояло в том, что она была организована как социалистическая система. Господство государства, центральное управление, перераспределение ресурсов между регионами и предприятиями, распределение зерна отразились в системе распределения доходов, бывших намного ограниченнее, чем в остальных развивающихся странах. Искренность капитализму была придана формой частной собственности в производственных фондах.

В середине 1980-х годов большинство китайцев оставались в нищете по американским меркам, но несколько измерений показали, что их жизнь была значительно лучше, чем предполагалось, исходя из уровня ВНП на душу населения.

Несмотря на экономические достижения Китая, дисбаланс и дефицит устояли. Этому способствовали беспорядок, разрушивший экономику во время Культурной революции, недостаточная гибкость планирования и оплошности в ценообразовании, не отвечающие современным требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валюты для закупок.

Побочным продуктом реформ 1970-х годов стало увеличение количества доступной информации. Правительство собирало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованный сбор статистики прекратился в конце 1950-х. Это продолжалось до 1979 года, когда Государственное бюро статистики опубликовало экономическую статистику.

После смерти Мао Цзэдуна в новейшей истории Китая наступила новая эпоха. Начался процесс реформирования китайского общества, в основу которого был положен переход к рыночной экономике.

Китай после смерти Мао Цзэдуна.

Реформирование социалистического общества.

Особенность экономических реформ заключалась в том, что сначала они были проведены в сельском хозяйстве и только затем охватили промышленную сферу.

Реформы в сельском хозяйстве начались в конце 1970-х гг. Их отличительной чертой стал постепенный отказ государства от вмешательства в процесс производства и сбыта продукции. Существенно пересматривались, а то и вовсе снимались плановые задания. Широкое распространение получил семейный подряд. Земля передавалась на договорных началах крестьянам, которые свободно распоряжались результатами своего труда после выплаты налога государству. Повышались закупочные цены, и вводились свободные цены на сельхозпродукцию. В личную собственность крестьян переходила сельскохозяйственная техника.

Резкое стимулирование крестьянского труда привело к быстрому росту продукции сельского хозяйства. В 1984 г. урожай зерновых составил 400 млн т — в два раза больше, чем в 1958 г. В середине 1990-х гг. производилось уже 450 млн т зерна в год. Этого было достаточно, чтобы удовлетворить гигантские потребности растущего населения в продуктах питания. Имея только 7 % мировых пахотных земель, Китай должен был прокормить 21 % мирового населения. Более того, КНР превращалась из импортера зерна в его экспортера. Успех оказался настолько значительным и очевидным, что немало удивил весь мир.

В 1984 г. начали проводиться реформы в промышленности. В ходе них прекратилась практика вмешательства административных и партийных органов в деятельность промышленных предприятий, отменялось обязательное прежде директивное планирование. Предприятия переводились на хозяйственный расчет, им предоставлялись широкие права. В стране разрешалась частнопредпринимательская деятельность, государство всячески поощряло развитие малого и среднего бизнеса. Стало возможным создание совместных предприятий и свободных экономических зон с участием иностранного капитала. В промышленность хлынул поток иностранных инвестиций.

Среднегодовой прирост ВВП в 1991—1995 гг. составил 12 %. К 2000 г. планировалось увеличение ВВП в 4 раза, но этот результат был достигнут уже в 1995 г. В конце ХХ в. доход на душу населения увеличился до 840 долларов. Со временем Китай превратился во вторую мировую экономику по объему ВВП.

С середины 1980-х гг., в условиях внедрения элементов рыночной экономики, в китайском обществе стали нарастать демократические тенденции. Студенчество, интеллигенция, многие рабочие требовали либерализации политической системы, подлинной многопартийности, соблюдения основных прав человека. В ряде городов Китая произошли выступления студентов и даже столкновения с властями. Усилились разногласия внутри руководства партии и государства.

Смерть Дэн Сяопина в 1997 г. не изменила курса реформ. Руководство КНР извлекло уроки из событий 1989 г., развала СССР и перемен, происшедших в странах Восточной Европы. Оно придерживалось политики компромисса и старалось ориентироваться на все слои китайского общества, а также решительно освобождало экономику от контроля со стороны государства.

Новое поколение лидеров КНР не было склонно критиковать бывших руководителей. Оно заботилось в первую очередь о продвижении страны вперед. При Ху Цзиньтао предпринимателям разрешили вступать в коммунистическую партию.

Внешняя политика КНР.

В 1960-е гг. советско-китайские отношения были полностью свернуты. КНР пыталась сформировать на международной арене из развивающихся стран группировку государств под своей эгидой. Но эта попытка не увенчалась успехом. Недоверие к китайскому руководству порождали вооруженные конфликты Китая со своими соседями.

Определенную выгоду КНР смогла извлечь из советско-американского противоборства. В 1970 г. началось сближение между Китаем и США, которые, в свою очередь, хотели воспользоваться в своих целях существовавшими разногласиями между КНР и СССР. США дали согласие на восстановление континентального Китая в ООН вместо Тайваня. КНР стала постоянным членом Совета Безопасности ООН. Страны Запада стали оказывать Китаю разнообразную помощь в виде инвестиций и современных технологий.

После 1985 г. началась нормализация советско-китайских отношений. К середине 1990-х гг. сложились партнерские отношения между КНР и преемницей СССР Россией. Были урегулированы пограничные проблемы. Усилиями Китая и России была создана Шанхайская организация сотрудничества (2001). В последующие годы все больше и больше укреплялись дружественные отношения между этими странами. Одновременно Пекин укреплял отношения с США и другими странами Запада.

После окончания Второй мировой войны развернулась борьба между коммунистической партией Китая (КПК) и партией Гоминьдан.


Летом 1946 г. гоминьдановские армии развернули наступательные операции в районах Китая, которые контролировала КПК Началась новая гражданская война. Им удалось захватить значительные территории. Однако Народно-освободительная армия Китая (НОАК) сумела избежать крупного поражения и сохранила основные силы. С августа 1948 г. обстановка изменилась. НОАК начала контрнаступление и нанесла поражение гоминьдановским войскам.

В сентябре 1949 г. солдаты НОАК вступили в столицу Китая — Пекин. 1 октября 1949 г. была официально провозглашена КНР. Революция победила и положила конец колониальному порабощению Китая.

Китай представлял собой аграрную страну с низким уровнем производства, господством иностранного капитала, с самым низким уровнем потребления в мире и огромной армией безработных. Продукция фабрично-заводских предприятий составляла незначительную часть производства, подавляющее большинство предприятий было оснащено примитивным оборудованием. В деревне господствовало мелкое полунатуральное хозяйство. Подавляющее большинство крестьян было безземельным.

Итоги революции

Тем не менее на начальном этапе строительства нового Китая он добился наибольших успехов в экономическом и культурном развитии. По земельной реформе 1950 г 300 млн безземельных и малоземельных крестьян получили 47,6 млн га земли, а также средства производства. Система феодального землевладения в Китае была уничтожена, а помещики как класс ликвидированы. Это была самая радикальная аграрная реформа в Азии. В 1953 г. была восстановлена промышленность, а в 1955 г. принят первый пятилетний план развития народного хозяйства, которым предусматривалось строительство 694 крупных промышленных объектов.

Бывшие частные предприятия становились совместной собственностью государства и бывших владельцев, которые переводились на положение высокооплачиваемых специалистов и в течение 7 лет им должны были выплачивать 5% годовых от их капитала. Некоторые предприятия оставались в частном владении, не получали плановые государственные заказы, а на основе некоторых создавались смешанные предприятия.


С выполнением первого пятилетнего плана валовая продукция промышленности увеличилась вдвое, сельского хозяйства на 25%. Повысился жизненный уровень народа. Реальная заработная плата рабочих и служащих выросла на 30%, доходы крестьян — на 28%. Появились новые для Китая отрасли промышленности.

Народ получил землю, было ликвидировано засилье иностранного капитала. Китай стал свободным и суверенным.

В 1958 г. курс на последовательное строительство нового общества был изменен.

Новая смена курса. Модернизация экономики страны

Крестьянам были возвращены приусадебные участки. Сельское хозяйство перешло на семейный подряд, базирующийся на индивидуальном хозяйствовании отдельных дворов, предоставлении крестьянам права продавать излишки своей продукции на рынке.

Не отказавшись от социалистической ориентации, Китай добился огромных успехов в экономическом строительстве. Общее валовое производство в год повышается примерно на 10% (в 2—3 раза больше, чем в других азиатских странах), ВНП на душу населения растет в 4—5 раз быстрее, чем в других азиатских странах, сельское хозяйство развивается невиданными темпами даже в масштабах развитых стран 7,4% в год. В экспорте Китая доля готовых изделий составляет 66%. Инфляция равна почти нулю. Китайский юань стал одной из самых стабильных валют в мире.

Китай производит высокотехнологичную продукцию. В стране появились собственное атомное оружие, межконтинентальные ракеты, электронные приборы высочайшего качества.

С 1993 по 2003 г лидером КПК и президентом КНР был Цзянь Цзэмин. В 2003 г в соответствии с конституцией он ушел в отставку, и его место занял бывший вице-президент Ху Цзин-тао.

Международные отношения

Китай является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Его политика стала основой сохранения мира на азиатском континенте. Впервые по инициативе Китая были разработаны пять принципов мирного сосуществования (панча шила): 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимная выгода; 5) мирное сосуществование. Впервые они были сформулированы в преамбуле соглашения между КНР и Индией (апрель 1954 г.), а затем были приняты за основу международных отношений между азиатскими народами на Бандунгской конференции 1955 г.

Внешняя политика: КНР — США

Пекин, не оглядываясь на Вашингтон, выполняет контрактные обязательства с Ираном и КНДР на поставки им вооружений и технологий, занимает жёсткую и недвусмысленную позицию по проблеме Тайваня. Одной из проблем в отношениях между государствами является увеличение масштабов китайской эмиграции в США.


Тем не менее, с начала XXI в. существует Стратегический диалог по экономическим вопросам, стороны регулярно встречаются и обсуждают основные проблемы.

Нерешенные проблемы страны

Вместе с тем перед Китаем еще стоят большие проблемы. Главная из них — национальная. 93% населения — ханцы, но имеется еще 16 национальностей, численность каждой из которых составляет свыше 1 млн. Больше всего тюркского населения — около 10 млн человек, проживающих в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а также тибетцев, населяющих горный массив Тибет. Тибетцы отказались признать власть Китая и потребовали независимости. В 1959 г произошло народное восстание, после разгрома которого духовный и светский глава Тибета — далай-лама — вынужден был бежать в Индию. В Тибете была создана система военно-контрольных комитетов, которые фактически управляли страной, а в 1965 г — Тибетский автономный район.


Тайвань — территория на юго-востоке Китая, состоит из острова Тайвань, архипелага Пэнхуледао и других островов. Отделен от материка проливом в 142 км. Главный город — Тайбэй. Глава администрации — президент. КНР и Тайвань выдвигали собственные программы объединения страны, однако существенные разногласия не позволили завершить этот процесс.

Историческая справка
Председатели КНР:

Читайте также: