Марсель салимжанов биография кратко

Обновлено: 06.07.2024

В 1962 г. окончил режиссерский факультет театрального института (ГИТИС) в Москве. С 1962 по 1966 г. — режиссер, затем главный режиссер русского ТЮЗа в Казани. 12 марта 1966 г. назначается главным режиссером Татарского академического театра им. Г. Камала.

Заслуженный деятель искусств ТАССР (1969).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1975).

Народный артист РСФСР (1980).

Народный артист СССР (1984).

Лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая (1971)

и Государственной премии РСФСР им. К. Станиславского (1979).

Премия союза театральных деятелей России —

Профессор (1992), академик (2001).

В 1957 году М. Салимжанов ушел с 5 курса юридического факультета Казанского университета и поступил в ГИТИС, на режиссерский факультет к знаменитому профессору, неординарно, современно мыслящему режиссеру А. М. Лобанову.

ГИТИС тех лет славился своей знаменитой профессурой, знаменитыми мас­терами сцены, оказывавшими благотворное влияние на студенчество. Вопросы этики, нравственного воспитания будущих деятелей театра стояли наравне с усвоением знаний.

М. Салимжанову, как и другим студентам первой студии Щепкинского училища, учившимся в те же годы в Москве, повезло в том отношении, что на конец 50-х и начало 60-х годов выпало время расцвета советского театра. На москвичей, в первую очередь, студенчество, обрушилось столько яркого, нового: первые гастроли известных зарубежных театров из Англии, Франции, Германии, Италии, Японии, потрясающие выставки.

Став главным режиссером театра им. Г. Камала, Салимжанов увидел, что коллектив растерял своего зрителя.

Творческое топтание в 50-х — начале 60-х годов заключалось в том, что актеры и режиссеры, сделавшие в свое время очень много для развития национальной сцены, все еще продолжали работать по старинке, создавая традиционные образы, уже превратившиеся в маски.

Новый этап в развитии театра знаменовался глубоким постижением смысла действия, движения мысли героев, жанрового своеобразия, стилистических особенностей автора. Современный этап развития актерского искусства был немыслим вне ансамбля всего спектакля, без раскрытия общего режиссерского замысла.

Коллектив стал по-новому развивать традиции татарского театра. Стремление к бытовой достоверности обогащалось новой образностью, при­званной выразить идеи современности. Романтические тенденции в искусстве театра обретали высокую одухотворенность, поэтичность.

В репертуаре театра наряду с психологической драмой появились трагедия, фарс, мелодрама, водевиль, героико-романтическая и народная драма. Спектакли стали достигать четкой театральной формы, яркой зрелищности. Появилось многообразие средств, которое изгоняло из актерского арсенала штампы.

Героем спектакля становился народ, его трагическая судьба. История любви, вступающей в конфликт с деспотической моралью, с сословными предрассудками, столько раз игранная в разных вариантах на татарской сцене, предстала в новом свете, обожгла страстным, напряженным драматизмом.

В 1969 году М. Салимжанов решил приступить к осуществлению своей мечты — постановке пьес Карима Тинчурина. Пять спектаклей, созданных по произведениям прославленного драматурга, занимают в деятельности режиссера видное место.

Салимжанов понимал, что новые инвариантные постановки пьес Тинчурина — не очередные рядовые выпуски спектаклей, а нечто гораздо серьезнее. Он возвращал на сцену национальное достояние, которое насильственно было отторгнуто на десятилетия и которое вновь должно было заявить о своем полном праве на существование в современных условиях.

Подобное начало и финал, родившиеся в воображении режиссера, требовали совершенно иного, сугубо игрового представления. Это отчетливо прочитываемая в творческой палитре камаловского театра краска — яркая зрелищность, импровизационная раскованность комедийной стихии, театральность — использовалась и позже в некоторых постановках. Здесь же обнаружилось у некоторых актеров умение по-особому существовать на сцене, когда образ как бы просвечивался отношением к нему самого актера. Подобное прочтение на рубеже 60—70-х годов давней комедии Тинчурина было очень современно. И не только для татарского театра.

Каждый раз постановщик ищет современный образ спектакля, находит точную, исходя из внутренней действенной логики сверхзадачу, форму, жанр. Он заставлял актеров забыть, как игрались эти пьесы раньше, и строил все здание сценического произведения заново. И актеры, вникнув в логику поступков персонажей, через раскрытие внутренней жизни, через конкретное поведение персонажей, приходили к четкому донесению мысли. Уходили из спектакля неторопливость, быт с элементами натурализма. Перед сегодняшним зрителем оказывались каждый раз заново прочитанные, а от того очень интересные спектакли. Притом, что М. Салимжанов приверженец психологического театра, он, добиваясь внутренней психологической оправданности характеров действующих лиц в зависимости от жанра спектакля, мог добиться от актеров создания как сугубо драматических, так и фарсовых, буффонных образов.

Режиссер подошел в трактовке знаменитой пьесы как к событиям давно минувших дней, как к определенного рода сказке. Голубая шаль предстала на сей раз в виде прекрасного, голубого, вышитого супер-занавеса. И характеры действующих лиц, так же как и в сказках, были графически, рельефно очерчены. Да и мелодраматический жанр самой пьесы позволял разделить героев на четко положительных и отрицательных.

Все новшества, внесенные в спектакль, явившиеся результатом накопленного опыта, придали ему свежесть, оригинальность, и давняя пьеса незабвенного Карима Тинчурина, получив новый стимул, зажила новой жизнью, радуя зрителя красотой, неисчерпаемостью народной мудрости, жизненной силы, чарующей музыкой Салиха Сайдашева. Через 14 лет, в 2000 году М. Салимжанов создал свою последнюю, 4-ю редакцию мелодрамы.

Умудренный опытом постановок татарской классики, М. Салимжанов продолжает поиск нераскрытых возможностей коллектива. Одним из важнейших участков работы главный режиссер справедливо считает создание полнокровной современной национальной драматургии.

К Салимжанову пришла зрелость, известность.

Казалось бы, найдено много новых неожиданных решений. И все же поиск продолжался. И конечно же, везде, во всех разных по жанру спектаклях определяется его создатель, отчетливая индивидуальность режиссера.

Современный театр немыслим без режиссера. Однако если в театре не будет главного лица — актера, театра не будет.

Есть неукоснительный закон театра — он принадлежит только одному поколению со своим зрителем, поэтому он должен разговаривать с ним на одном языке. Потому при сохранении существа национального искусства средства выражения его постоянно меняются.

М. Салимжанов был бесспорным творцом и лидером национального театрального искусства, создавший творческий коллектив, о котором говорили в превосходных степенях. Он прекрасно понимал законы существования сцены, обладал чувством театрального вкуса. Ему было присуще редкое чутье времени, редкий дар выбирать именно то произведение, которое нужно ставить. Наряду с превосходным знанием истории и татарской культуры, Марсель Хакимович отлично разбирался в проблемах мирового сценического искусства.

В том, что художественный руководитель академического театра смог создать театр, куда постоянно стремится народ, его огромная заслуга. Поэтому без всякого пре­увеличения можно сказать, что последние три десятилетия камаловского театра — это эпоха Марселя Салимжанова, бес­спорного лидера татарской сцены. Есть историческая правда, и эта правда четко обозначила ведущее место М. Салимжанова в истории татарского театра.

Марсель Салимжанов (Marsel Səlimcanov) фотография

Театральный режиссёр, педагог.
Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1969).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (20.08.1975).
Народный артист РСФСР (16.06.1980).
Народный артист СССР (6.08.1984).

По окончании школы поступил на юридический факультет КГУ имени В. И. Ульянова-Ленина, но затем под влиянием родителей и друзей перевелся на режиссёрский факультет ГИТИС имени А. В. Луначарского.

Окончив ГИТИС, в 1962 году он стал режиссёром Казанского ТЮЗа (в 1964-1966 годах - главный режиссер).
С 1966 года работал главным режиссёром Татарского АДТ имени Г. Камала и одновременно преподавал в Казанском театральном училище и Казанской академии культуры и искусств (профессор с 1992 года).
За свою жизнь поставил более 100 спектаклей различных жанров.

Умер 26 марта 2002 года в Москве (по другим источникам - в Казани). Похоронен на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани рядом с Г. М. Тукаем.

В 2003 году его имя присвоено Казанскому Дому Актера.

Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов. Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Биография

7 ноября 1934 г., Казань — 26 марта 2002 г., там же.

Из артистической семьи Х.Ю.Салимжанова и Г.Н.Нигматуллиной.

В том же году был приглашён режиссёром-постановщиком в Казанский ТЮЗ.

В 1964 г. возглавил художественное руководство Казанским ТЮЗом.

С 1966 г. главный режиссёр Татарского академического театра.

С 1964 г. преподавал в Казанском театральном училище, с 1990 г. — в Казанском университете культуры и искусств, профессор (1992).

Творчество

Поставив на сцене Татарского академического театра более 70 спектаклей, в том числе 17 пьес Т.Миннуллина, пьесы А.Гилязова, Ш.Хусаинова, Х.Вахита, Р.Ишмурата, молодых татарских драматургов Р.Хамида, Ю.Сафиуллина, З.Хакима, М.Гилязова, Р.Загидуллы, Салимжанов создал прочную репертуарную базу татарского театра, основанную на современной драматургии.

Обращаясь к классикам татарского театра, раскрывал непреходящую ценность их произведений.

Творчество режиссёра, глубоко современное по духу, многообразию выразительных средств и жанров, обогатило искусство татарского театра, вывело его в пространство мирового театра, определило дальнейшие пути его развития.

Ставил также спектакли на сценах других театров РТ, теле- и радиопостановки, выступал как режиссёр многих массовых театрализованных представлений и концертов.

Награды

Награждён орденом Дружбы.

Память

В память о М.Салимжанове в фойе Татарского академического театра установлен бронзовый бюст, на стене Дома актера —мемориальная доска.

С 2014 года существует Республиканская премия им. М.Салимжанова в области театрального искусства.

Литература

Марсель Сәлимҗанов: Мәкаләләр, әңгәмәләр, истәлекләр, мәзәкләр. К., 2004;

Марсель Хакимович Салимжанов родился 7 ноября 1934 года в Казани, в актерской семье. В 2014 году Татарстан отмечает его 80-летний юбилей.

Ему на роду было написано стать актером, но он стал режиссером. Да еще каким!


Вот вехи его творческого пути: с 1962 по 1966 год – режиссер, затем главный режиссер русского ТЮЗа в Казани, с 12 марта 1966 года – главный режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала. Театра, в котором всю жизнь служили Мельпонеме его отец – народный артист ТАССР Хаким Салимжанов и мать – Галия Нигматуллина. В 1969 году, через три года после прихода в Камаловский театр – заслуженный деятель искусств ТАССР, в 1975-м – заслуженный деятель искусств РСФСР, в 1980-м – народный артист РСФСР, в 1984-и – народный артист СССР.

Каждый театр – штучное создание. Пока он имеет самобытность, значит, имеет и право существовать.

Сильным было мое удивление, когда я познакомилась с его биографией поближе. Оказалось, что поначалу Марсель выбрал для себя совсем другую профессию. После окончания средней школы он поступил на юридический факультет Казанского государственного университета, не доучившись всего год до диплома по совету друзей и коллег родителей, втайне от отца и матери стал студентом режиссерского факультета Государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского. После окончания ГИТИСа в 1962 году Марсель Салимжанов вернулся в Казань.

И уж совсем открытием для меня стала такая его биографическая подробность, как занятие фехтованием – оказывается, он был членом сборной СССР.

Но знаменитым сделал его все-таки театр. Камаловский театр.

И еще одна цитата из этого очерка:

Вообще этот очерк стоит прочитать полностью. Он написан с таким почтением, даже любовью к Марселю Хакимову, что диву даешься. Ведь автор – не казанец, не человек, который общался с Салимжановым каждый день, и потому мог подметить что-то сокровенное, как Ильтани Илялова, летописец Камаловского театра. Но в ее очерке – не столько эмоции, сколько скрупулезный анализ жизни и творчества Салимжанова.

Творческое топтание в 50-х – начале 60-х годов заключалось в том, что актеры и режиссеры, сделавшие в свое время очень много для развития национальной сцены, все еще продолжали работать по старинке, создавая традиционные образы, уже превратившиеся в маски.

Новый этап в развитии театра знаменовался глубоким постижением смысла действия, движения мысли героев, жанрового своеобразия, стилистических особенностей автора. Современный этап развития актерского искусства был немыслим вне ансамбля всего спектакля, без раскрытия общего режиссерского замысла.

Коллектив стал по-новому развивать традиции татарского театра. Стремление к бытовой достоверности обогащалось новой образностью, призванной выразить идеи современности. Романтические тенденции в искусстве театра обретали высокую одухотворенность, поэтичность.

В репертуаре театра наряду с психологической драмой появились трагедия, фарс, мелодрама, водевиль, героико-романтическая и народная драма. Спектакли стали достигать четкой театральной формы, яркой зрелищности. Появилось многообразие средств, которое изгоняло из актерского арсенала штампы.

Камаловский театр, конечно же, был национальным, но на его спектаклях, и в Казани, и в Москве, и в любом городе республики и СССР, а потом и России, было полно людей, слушающих текст из наушников. Я в том числе. Театр за пределами республики знали не только по гастролям, но и по телеспектаклям – была в советское время такая хорошая практика на телевидении – показывать не только московские театры.

Нет смысла писать о биографии Масрселя Салимжанова, о его ролях, если всё это можно прочитать в публикациях, которые вы найдете по ссылкам в Интернете. У меня есть личные воспоминания о Марселе Хакимовиче. Есть фотографии, которых, возможно, нет в театре.


Марсель Салимжанов и Евгений Кузин - гости секции культуры Союза журналистов Татарской АССР. Фото Владимира Зотова


Интервью для "Вечерки"

Ближе познакомилась с ними на московских гастролях театра 1983 года, когда впервые увидела, что такое – любовь зрителя. Лишний билет в новое здание МХАТа спрашивали уже на улице Гоголя (до этого театр выступал в Москве в залах поменьше).

Марсель Хакимович сообщил писателю, что спектакль, поставленный по его пьесе, сыгран камаловцами уже более 80 раз, и это одна из самых популярных постановок последних сезонов.


В гостях у Леонида Леонова. Марсель Салимжанов крайний справа

Писатель интересуется, какими получились его герои на казанской сцене. Ответ получает из первых рук, так как в гости к нему приехали исполнители почти всех центральных персонажей: А. Шакиров (доктор Таланов), Ш. Биктемиров (Фаюнин), Р. Тазетдинов (Кокорышкин). Однако Леонида Максимовича более всего интересует судьба Федора Таланова (исполнитель этой роли Р. Шарафеев был в это время на репетиции в театре). Он рассказывает о том, каким хотел его видеть, когда писал пьесу, о тех просчетах, которые допускают театры, трактуя этот образ.

Вижу, с каким вниманием слушают Леонова артисты. Видимо, каждый примеряет на себя то, что говорит писатель. Конечно, трудно оценивать свой спектакль, но казанцы вспоминают несколько сцен, которые, наверняка, понравились бы автору пьесы. Например, начало бала у Фаюнина, когда к нему в гости собралось разное отребье, выползшее из всех щелей во время оккупации, – шумовое оформление спектакля создает у зрителей ощущение, что ползет скопище мышей. Оказывается, о чем-то подобном думал и Леонов, а режиссер-постановщик М. Салимжанов сумел уловить это за текстом пьесы.

Не могу не вспомнить еще одну публикацию, уже о Марселе Салимжанове лично. Я была на его 60-летии. Это был апофеоз любви, восхищения и почитания… Но я тогда не стала вплетать еще одну розу в юбилейный венок, а написала публицистические заметки о двух великих сынах татарского народа – Марселе Салимжанове и Назибе Жиганове, поскольку оба они олицетворяли для меня могучее древо татарской культуры. В то время было немало желающих подрезать его корни с европейской стороны. В частности, имела много сторонников идея выйти из состава Всероссийского театрального общества. И я стала свидетелем того, как отреагировал на это Салимжанов. Вот что я писала тогда, в 1984 году:

Видя, сколь много нетатар пришли в театр на юбилейный вечер, хотя и предполагали, что говорить будут в основном по-татарски, чувствуя и без перевода теплоту и смысл пламенных монологов-приветствий, думалось о том, что М. Салимжанов – это явление не только татарской культуры.

Вспоминается, как его пытались сделать апологетом национальной идеи, его именем хотели выделить татарскую культуру из общего СОВЕТСКОГО контекста. Призывали: зачем нам связь с Москвой, зачем татарским театрам входить в российский Союз театральных деятелей?

Мне тогда пришлось брать у него интервью на этот счет, и он дал публичную отповедь таким призывам. Смысл ее был таков: а где вы все были, когда мы, своим театром, пестовали татарскую культуру, хранили татарский язык?

Что удивительно, его за это не предали остракизму. Но в первые ряды борцов за суверенитет Татарстана его тоже не ставили.

Скончался Марсель Хакимович 26 марта 2002 года. Похоронен на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани рядом с Габдуллой Тукаем.

Многие любители Камаловского волновались за судьбу театра. Сможет ли молодой режиссер продолжить добрые традиции театра? Вот что сказал о Фариде Бикчантаеве сам Марсель Хакимович:

Я верю в успех татарской культуры, литературы, музыки, науки. Но в это надо вкладывать деньги. Если наши руководители, политики поймут, что все – преходящее, временное, и только культура – вечное, тогда у нашей нации будет будущее.

07.11. 1934 – 26.03.2002

Режиссер, педагог, общественный деятель. Родился в Казани в семье замечательных татарских актеров Хакима Салимжанова и Галии Нигматуллиной. От своих родителей он унаследовал беззаветную любовь к театру, трепетное отношение к его истории, традициям.

В 1952 году поступил на юридический факультет Казанского государственного университета, но ушел с последнего курса и продолжил образование на режиссерском факультете ГИТИСа им. А.В.Луначарского в Москве. Он учился у прекрасных педагогов - легендарных режиссеров, профессоров А.Лобанова и А.Гончарова.

После его окончания в 1962 году возвратился в Казань режиссером русского ТЮЗа. С 1966 по 2002 год — художественный руководитель и главный режиссер Татарского академического театра имени Г. Камала. С 1962 года — педагог Казанского театрального училища, с 1980 года – преподаватель Казанского государственного института (ныне университет) культуры и искусств, с 1992 года — профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства. Действительный член АН РТ (2001).

Великая заслуга Марселя Салимжанова в том, что при нем Татарский академический театр стал стабильно посещаемым. От спектакля к спектаклю росло доверие к нему как творческому лидеру и самих камаловцев.

Своим беспрекословным авторитетом главный режиссер стремился, в первую очередь, оградить театр от идеологического давления, которое шло извне, ведь пик творческой формы Салимжанова как режиссера пришелся на самый глубокий застой в стране.

Не потеряли камаловцы зрителей и в начале 1990-х годов, когда большинство театров в стране влачило жалкое существование. В своих поисках режиссер опирался на актеров-щепкинцев, а также на мастеров камаловской сцены старшего поколения.

Читайте также: