Китай индия отношения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Индийско-китайские отношения – это двусторонние дипломатические отношения между Индией и Китаем.

Индия и Китая являются соседствующими государствами. Протяженность общей границы между ними составляет более 3 тыс. км. Индия и Китай вместе состоят в значимых многосторонних объединениях, включая БРИКС. Взаимоотношения между ними в значительной степени предопределяют состояние региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) с одной стороны, и возможность эффективного регионального сотрудничества в сфере решения актуальных международных проблем – с другой стороны.

Основы развития индийско-китайских отношений в конце ХХ – начале XXI вв.

Индия и Китай считаются крупнейшими региональными державами Восточной и Южной Азии. Обе страны обладают довольно крепкой экономикой, имеют мощные вооруженные силы и большие амбиции относительно регионального и глобального лидерства. На протяжении достаточно долгого времени оба государства находятся в противоречивых и неоднозначных отношениях между собой:

  • между странами существует неурегулированный территориальный конфликт;
  • государства соперничают друг с другом в военной и экономической сферах;
  • Индия и Китая сотрудничают друг с другом на международной арене в рамках многосторонних объединение, таких, например, как БРИКС.

Рассмотрим каждый из аспектов более подробно.

Основные направления развития индийско-китайских отношений в конце ХХ – начале XXI вв.

Конфликт между Индией и Китаем из-за территории в горном районе Аксай Чин начался еще в середине ХХ века. В качестве агрессора в нем выступил Китай, когда предъявил претензии не только на 38 тыс. кв. км индийских территорий в штате Кашмир и Джамму, которые были захвачены в ходе вооруженных столкновений, но и еще на 90 тыс. кв. км в штате Аруначал-Прадеш. После окончания войны 1962 года Индия и Китай довольно долгое время находились на грани эскалации конфликта. Начиная с конца 1980-х гг. между странами были возобновлены встречи на высшем уровне. В 1990-е гг. был подписан ряд документов по демилитаризации границы. Между странами была выстроена так называемая линия фактического контроля, до конца не демаркированная в спорных районах.

Готовые работы на аналогичную тему

Следующее серьезное обострение произошло в 2017 году, когда Индии пришлось перебросить свои войска на спорную между Китаем и Бутаном территорию дабы оттеснить китайцев. Меньший резонанс произвело пересечение в 2017 году индийским беспилотником границы с Китаем и столкновение между индийским патрулем и китайским отрядом в 2019 году.

На фоне всех этих событий постепенно развивались политические контакты между Индией и Китаем. Начиная с 2003 года, между странами ведутся пограничные переговоры, которые так и не смогли достичь успеха. На регулярной основе между странами проводятся переговоры на высшем и высоком уровне. Поддерживается постоянный контакт между военными двух стран. С 2007 года Индия и Китай ежегодно проводят совместные антитеррористические учения.

Важную роль в развитии индийско-китайских отношений играет торгово-экономическое сотрудничество между странами. На протяжении последних десятилетий оно стабильно росло. Большую часть китайского экспорта в Индию составляет электроника, оборудование и продукция химической промышленности. Из Индии в Китай ввозятся алмазы, железная руда, медь, хлопок и продукция химической промышленности.

Стоит также отметить, что в конце ХХ – начале XXI века обе страны активно наращивали свое экономическое влияние в разных регионах мира, включая:

  • Южную, Юго-Восточную и Центральную Азию;
  • Африку;
  • Латинскую Америку.

Помимо выше названных существуют и другие проблемы в развитии отношений между Индией и Китаем (рисунок 1).

Рисунок 1. Прочие проблемы индийско-китайских отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В целом индийско-китайские отношения за последние три десятилетия могут быть охарактеризованы как дуализм сотрудничества и соперничества. Пограничной конфликт между странами так и не урегулирован, более того – прорыва в этом вопросе ждать не приходится. Данная проблема, однако, является не единственной. Противоречия рука об руку идут с прочими связями, пронизывая военную, социальную, экономическую и международные сферы. В последние годы страны ведут себя крайне осторожно, стараясь не спровоцировать ухудшения и эскалации в отношениях. В настоящее время странам выгодно сотрудничать, что они и делают. В то же время каждая из сторон действует в интересах собственного развития.

Между Индией и Китаем произошла очередная дипломатическая пикировка. Она стала очередным примером крайне сложных отношений между этими двумя великими державами. В этот клубок противоречий втянуты и другие страны, в том числе и Россия. В этой ситуации наша страна оказалась перед огромными и важнейшими вызовами.

Конфликт номер 1: Индия – Китай

Китай активнейшим образом вооружает и поддерживает Пакистан – смертельного врага Индии. Кроме того, Китай активно строит флот. По темпам роста боевого состава ВМС – это сегодня мировой лидер.

Пока в качестве ответа Индия раздула свои сухопутные войска до численности, превысившей китайские. По высокотехнологичным видам ВС – авиации и флоту, преимущество пока у Китая. В попытках уравновесить Китай индийцы активно сотрудничают с Вьетнамом, а также с Японией. И конечно, рост напряжённости с Китаем привёл к расширению партнёрства Индии с США.

В перспективе отношения с Индией могут стать ещё важнее – так Индия хорошо покупает сжиженный газ, а Россия вкладывается в мощности по его сжижению. А ещё огромный потенциал хранит в себе атомная энергетика, где уровень России пока недосягаем.

В идеале, для нас выгодно то напряжённое состояние отношений между Китаем и Индией, которое имеет место сейчас – но не более того.

Обратное тоже верно, нажим Индии на Китай, если он будет, нам тоже не выгоден. Если Россия пожертвует отношениями с Индией ради сохранения мира с Китаем, то это резко усилит роль США и Японии в индийско-китайских делах. Нам это крайне невыгодно. В обратном случае мы получим враждебный Китай на границе и упадок торговли с этой страной, которая весьма выгодна. Это тоже очень нежелательно.

Россия предпринимала немало дипломатических попыток сблизить Индию и Китай, но они все провалились – конфликт между странами имеет слишком сильные объективные причины, чтобы просто усадить их за стол переговоров. От российской дипломатии потребуется экстраординарные умения, чтобы и дальше балансировать на лезвии бритвы между Индией и Китаем. Крен в любую сторону нанесёт нам мощный удар и усилит наших врагов.

Конфликт номер 2: Китай – Вьетнам

Индия активно сотрудничает с Вьетнамом – соседом Китая, имеющим нерешённый территориальный спор в Южно-Китайском море. Как и в случае с индийско-китайским противостоянием, китайско-вьетнамское тоже способно пошатнуть даже имеющиеся слабые позиции России в регионе.

Но с Вьетнамом имеются некоторые нюансы. Когда-то Китай оказывал Вьетнаму огромную поддержку в его войне с США. После победы над американцами Вьетнаму пришлось выбирать, на кого сделать ставку – на СССР или на КНР. Вьетнам выбрал СССР. Результатом стали захват ряда островов архипелага Спратли Китаем в 1978 году, война с Китаем 1979 года, пограничный конфликт 1984 года и бои за ряд островов архипелага Спратли в 1988 году. До этого, ещё в пору существования южновьетнамского режима в 1974 году, Китай отбил несколько островов и у него. Сегодня китайские и вьетнамские позиции в Южно-Китайском море похожи на слоёный пирог из взаимопроникающих в боевые порядки друг друга опорных пунктов на воде. На кону противостояния – нефть и газ Южно-Китайского моря, они крайне нужны и Вьетнаму, и Китаю. Обстановка очень напряжённая.

Под давлением Китая Вьетнам потихоньку прогибается, время от времени прекращая геологоразведку и бурение в том или ином районе. За этой уступчивостью стоит, однако, далеко не только сила Китая. Дело в том, что внутри Вьетнама имеет место скрытый раскол по поводу взаимоотношений с Китаем. С одной стороны, вьетнамцы категорически не хотят подчиняться диктату Китая – если дело дойдёт до войны, готовятся воевать, хотя силы уж очень неравны. Но, с другой стороны, у Китая высочайшая степень проникновения во вьетнамскую экономику, а часть вьетнамских элит может быть просто им подкуплена (по крайней мере, если верить вьетнамской патриотической общественности). Это порождает двойственную политику – пока власти Вьетнама, под напором китайской экспансии и, возможно, с подачи китайских агентов влияния внутри страны, потихоньку прогибаются под Китай в политике и экономике, военные готовятся воевать с Китаем с максимальным напряжением всех сил, а народ зачастую относится к политическому руководству как к предателям, сдающим страну китайцам.

В целом политику Вьетнама по отношению к Китаю можно охарактеризовать так: избегать прямого конфликта даже ценой уступок, но быть готовым взять с китайцев несоразмерно высокую цену за силовые действия. Вьетнамцы понимают, что в войне Китай их сомнёт, и готовятся к тому, чтобы любые его приобретения по итогам конфликта были несоразмерны понесённым потерям.

Ситуацию осложняет то, что и с другими соседями у Вьетнама отношения не особо дружеские. Вьетнам предельно агрессивно ведёт себя в территориальных спорах с другими игроками, кроме Китая. Вьетнам – это страна-хищник, и только китайский колосс сдерживает их от силовой экспансии во все стороны. Поэтому другие страны опасаются и чрезмерного усиления Вьетнама, понимая, что это в будущем будет чревато массой рисков.

Конфликт номер 3: США и их союзники против Китая

США видят в Китае нового претендента на мировое господство. Идеи о будущей неизбежной войне с Китаем в американских патриотических кругах стали уже идеей фикс. К войне с Китаем готовятся и американские вооружённые силы. США полны решимости поступить с Китаем так же, как ранее поступили с СССР: продемонстрировать полную безнадёжность военного противостояния – и, отталкиваясь от этого, с помощью дипломатического давления и экономических санкций склонить в итоге Китай к нужной линии поведения. И здесь у США ведётся активная работа по формированию антикитайских коалиций.

России, которой нужен совсем другой баланс сил, нежели американцам, предстоит сделать труднейшую работу, чтобы невыгодные для неё сценарии, описанные выше, никогда не реализовались. Для этого придётся создать и претворить в жизнь новую политическую стратегию, совершенно отличную от нынешней. Хочется надеяться, что наша страна сможет решить эту запредельно сложную задачу. Или уже нужно готовиться нести ущерб от реализации чужих, вредных для наших интересов планов.


Развитию политического диалога между Китаем и Индией мешает замороженный приграничный конфликт, который в любой момент может перерасти в войну. Однако это не повод преувеличивать степень военного противостояния Пекина и Дели на международной арене, так как стратегические интересы двух стран пока совпадают.

Развитию политического диалога между Китаем и Индией мешает замороженный приграничный конфликт, который в любой момент может перерасти в войну. Однако это не повод преувеличивать степень военного противостояния Пекина и Дели на международной арене, так как стратегические интересы двух стран пока совпадают.

Ледник раздора

Возможность столкновения двух государств действительно нельзя исключать, но причиной тому служит не рост их внешнеполитических амбиций, как это зачастую преподносят западные СМИ, а приграничный спор.

Яблоком раздора между двумя азиатскими гигантами стали две территории. Первая – Аксай Чин в западном секторе границы. Этот практически непригодный для жизни регион общей площадью около 38 тыс. км2 расположен на высоте 4,5–7 тыс. м над уровнем моря и представляет собой цепь ледников посреди необитаемой соляной пустыни. Вторая – Аруначал Прадеш в восточном секторе границы, штат на северо-востоке Индии площадью около 84 тыс. км2 с населением 1,4 млн человек, пересеченный цепью Гималаев и покрытый густыми лесами. Западный участок находится под фактическим управлением Китая, однако Индия оспаривает это, утверждая, что Аксай Чин – часть индийского Ладакха, дистрикта штата Джамму и Кашмир. Восточный участок, наоборот, управляется Индией, но на него претендует Китай.

На спор за эти земли соседние государства были обречены еще в колониальную эпоху. Конфликт берет начало в 1914 г., когда администрация Британской Индии навязала ослабленному Китаю договор о границе между своими владениями и фактически независимым на тот момент Тибетом. Приглашенные на переговоры китайские делегаты реально повлиять на ситуацию не могли. Итогом переговоров стало подписание Симлской конвенции, утвердившей границу между Индией и Тибетом по линии Мак-Магона. Тогда Британской Индии достались территория бывшего тибетского княжества Ладакх, включая Аксай Чин, а также северо-восточные приграничные территории (Агентство Северо-Восточной границы – North-East Frontier Agency), преобразованные в штат Аруначал Прадеш после обретения Индией независимости.


Противостояние между Дели и Пекином началось после вхождения Тибета в состав Китая в 1950 г., когда китайская армия стала контролировать границу с Индией. Д. Неру, верный принципам борьбы с колониализмом и дороживший дружбой с северным соседом, признал за Китаем право на Тибет. Однако тем самым Индия поставила себя в невыгодное положение: сразу же возник вопрос о пересмотре китайско-индийской границы. Китай никогда не признавал линию Мак-Магона, так как считал, что Тибет не имел права подписывать конвенцию в Симле, поскольку, являясь частью Китая, не обладал суверенитетом.

Осенью 1962 г. спор вылился в пограничную войну, которая обернулась настоящей катастрофой для индийской армии. По итогам войны Аксай Чин был занят китайскими войсками, а Аруначал Прадеш остался за Индией. Войска двух государств были разделены линией фактического контроля. Ущерб, нанесенный Индии в этой войне, носил скорее репутационный характер и отрезвляюще подействовал на индийское руководство, которое пересмотрело свое отношение к северному соседу.

Холодный мир

Несмотря на попытки урегулировать конфликт, предпринимавшиеся на протяжении 1990–2000-х годов, вооруженные столкновения на линии фактического контроля не прекращались. Последнее значимое противостояние произошло в апреле 2013 г., когда взвод китайских солдат нарушил линию контроля и около месяца стоял лагерем на индийской территории. Этот инцидент подтолкнул стороны к подписанию Соглашения о военном сотрудничестве на границе в октябре 2013 г. Документ заложил принципиально новый механизм урегулирования приграничных конфликтов: теперь их разрешение возлагалось на генералов, а не на высшее политическое руководство двух стран.

Несмотря на полную непригодность Аксай Чина в хозяйственном отношении, для Китая этот район чрезвычайно важен с военной точки зрения – по нему проходит шоссе, связывающее Синьцзян-Уйгурский автономный район с Тибетом.

Если перестрелки на линии фактического контроля случаются все реже, то на полях географических карт сражения за спорные территории не стихают. В июне 2014 г., почти сразу после визита министра иностранных дел Китая в Дели, китайские картографы (благодаря им Пекин испортил отношения буквально со всеми своими соседями) издали новую карту КНР, на которой Аруначал Прадеш обозначен как китайская территория. Безусловно, такие шаги на фоне заверений в скорейшем урегулировании конфликта не способствуют укреплению доверия между двумя странами.

Несмотря на полную непригодность Аксай Чина в хозяйственном отношении, для Китая этот район чрезвычайно важен с военной точки зрения – по нему проходит шоссе, связывающее Синьцзян-Уйгурский автономный район с Тибетом. На первый взгляд прагматичному поколению руководителей во главе с Си Цзиньпином и Нарендрой Моди (для них обоих приоритетны задачи экономического развития) не так уж сложно положить конец затянувшемуся территориальному спору. Достаточно пойти на взаимные уступки: Индия отказывается от претензий на более значимый для Китая Аксай Чин, а Китай – от притязаний на освоенный индийцами Аруначал Прадеш. Однако вероятность реализации подобного сценария была фактически сведена к нулю политикой Пакистана.


В 1963 г. руководство Пакистана во главе с генералом Мухаммедом Айюб Ханом заключило с Китаем соглашение о границе, по которому уступило ему часть территории Кашмира, включая Ладакх. Этот шаг вызвал возмущение в Индии, поскольку Пакистан не только отдал Китаю часть Кашмира, на всю территорию которого всегда претендовала Индия, но и формально узаконил пребывание китайских солдат на территории, отвоеванной ими у Индии в 1962 г., хотя Исламабад никогда ее не контролировал. Благодаря такой по-восточному хитроумной комбинации Пакистан приобрел в лице Китая могущественного союзника, увязав урегулирование индийско-китайского приграничного спора с решением кашмирского вопроса. Уступив Китаю не столь важный для Индии Аксай Чин, Исламабад рассчитывал, что Индия автоматически признает суверенитет Пакистана над частью Кашмира. Однако очевидно, что ни одно индийское правительство не пойдет на этот шаг, каким бы прагматичным оно ни было.

Военно-стратегическое соперничество

Остроту территориальному спору между Индией и Китаем придает наличие у обеих стран ядерного арсенала. Из-за угрозы со стороны официально признанной ядерной державой КНР (в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия Индия такого права лишена) Дели превратился в систематического нарушителя международного режима ядерного нераспространения.

Самым взрывоопасным конфликтом с точки зрения применения ядерного оружия считается индо-пакистанское противостояние. Однако военная ядерная программа Индии – это скорее ответ на угрозу со стороны Китая. Дели обладает преимуществом в области конвенциональных вооружений, а учитывая близость Пакистана, применение ядерного оружия против этого государства повлечет за собой катастрофические последствия и для самой Индии.


Ждет ли Азию холодная война?

Неудивительно, что многие эксперты высказывают предположение о грядущей холодной войне между Китаем и Индией. Однако при ближайшем рассмотрении аналогия с противостоянием между СССР и США не выдерживает никакой критики. Соседние страны, тем более те, у которых есть неразрешенные территориальные споры, не могут не принимать во внимание военный потенциал друг друга. Это и служит причиной растущих военных бюджетов. Хотя по данному показателю Индия и Китай находятся в разных весовых категориях. В 2013 г. Китай израсходовал на военные нужды 180 млрд долл., увеличив военный бюджет с 2004 г. на 170%, а Индия – 47,4 млрд долл., при этом рост за аналогичный период составил лишь 45%. Говорить о гонке вооружений при таких показателях преждевременно: слишком уж пассивно ведет себя Индия в роли догоняющего.

Ядерное сдерживание в Азии в корне отличается от советско-американского опыта: обе страны взяли на себя обязательства не применять ядерное оружие первыми, к тому же их ядерный арсенал не находится в боевой готовности.

Создание в Азии противостоящих друг другу блоков во главе с Китаем и Индией невозможно. Успехи обоих азиатских гигантов как на экономическом, так и на военном поприще не вызывают настороженности у их менее могущественных соседей по региону. Противоречия в Азии настолько велики, что единственный игрок, способный создавать военные коалиции в этом регионе – Соединенные Штаты, связавшие себя союзническими обязательствами с Японией, Австралией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Филиппинами. С 2007 г. Вашингтон разрабатывает новый механизм военного взаимодействия в Индийском и Тихом океанах, который, по-видимому, призван сдерживать растущую военно-морскую мощь Китая. В рамках этого механизма, названного четырехсторонним диалогом по безопасности, военно-морские силы США, Австралии, Японии и Индии проводят совместные консультации и военно-морские учения. Однако, учитывая принципиальную позицию Дели по вопросам неприсоединения к военным блокам, втянуть Индию в систему американских договоров о безопасности в АТР вряд ли удастся.

Так, может быть, все-таки союзники?

По большинству мировых проблем Китай и Индия выступают единым фронтом, добиваясь для себя места под солнцем, которое им загораживают развитые страны.

В отношениях между Пекином и Дели отсутствует главный компонент холодной войны – идеологическое противостояние. Если выйти за пределы Азии, где непосредственно сталкиваются интересы двух соседей, то может сложиться впечатление, что в индийско-китайских отношениях царят гармония и взаимопонимание. По большинству мировых проблем Китай и Индия выступают единым фронтом, добиваясь для себя места под солнцем, которое им загораживают развитые страны. Пекин и Дели имеют общее видение многополярного мироустройства, добиваются пересмотра существующей системы международных финансовых институтов, выдвигают схожие требования на многосторонних переговорах в рамках ВТО. В целом их позиции совпадают и по вопросам борьбы с климатическими изменениями, обеспечения энергетической безопасности, приоритезации норм международного права, а также по многим другим глобальным проблемам.

Китай и Индия не собираются довольствоваться статусом региональных держав и видят себя в числе ведущих стран мира. Поэтому на данном этапе они скорее выступают в роли естественных союзников, заинтересованных в пересмотре существующего международного порядка. Утверждать, что Индия и Китай вступают в фазу тотального противостояния, каким была холодная война Советского Союза и США, было бы неправильно. Ни одна из сторон не обладает такими ресурсами и политическим влиянием, чтобы позволить себе нечто подобное. Вместе с тем нельзя исключать, что, несмотря на общие стратегические задачи, на границе между двумя странами в любой момент может вспыхнуть вооруженный конфликт. Правда, вероятность его эскалации до полномасштабной войны не так уж велика. Руководители Индии и Китая понимают, что это перечеркнет экономические достижения последних лет и, возможно, тогда им уже не на что будет претендовать, кроме как на гималайские ледники.


Развитию политического диалога между Китаем и Индией мешает замороженный приграничный конфликт, который в любой момент может перерасти в войну. Однако это не повод преувеличивать степень военного противостояния Пекина и Дели на международной арене, так как стратегические интересы двух стран пока совпадают.

Развитию политического диалога между Китаем и Индией мешает замороженный приграничный конфликт, который в любой момент может перерасти в войну. Однако это не повод преувеличивать степень военного противостояния Пекина и Дели на международной арене, так как стратегические интересы двух стран пока совпадают.

Ледник раздора

Возможность столкновения двух государств действительно нельзя исключать, но причиной тому служит не рост их внешнеполитических амбиций, как это зачастую преподносят западные СМИ, а приграничный спор.

Яблоком раздора между двумя азиатскими гигантами стали две территории. Первая – Аксай Чин в западном секторе границы. Этот практически непригодный для жизни регион общей площадью около 38 тыс. км2 расположен на высоте 4,5–7 тыс. м над уровнем моря и представляет собой цепь ледников посреди необитаемой соляной пустыни. Вторая – Аруначал Прадеш в восточном секторе границы, штат на северо-востоке Индии площадью около 84 тыс. км2 с населением 1,4 млн человек, пересеченный цепью Гималаев и покрытый густыми лесами. Западный участок находится под фактическим управлением Китая, однако Индия оспаривает это, утверждая, что Аксай Чин – часть индийского Ладакха, дистрикта штата Джамму и Кашмир. Восточный участок, наоборот, управляется Индией, но на него претендует Китай.

На спор за эти земли соседние государства были обречены еще в колониальную эпоху. Конфликт берет начало в 1914 г., когда администрация Британской Индии навязала ослабленному Китаю договор о границе между своими владениями и фактически независимым на тот момент Тибетом. Приглашенные на переговоры китайские делегаты реально повлиять на ситуацию не могли. Итогом переговоров стало подписание Симлской конвенции, утвердившей границу между Индией и Тибетом по линии Мак-Магона. Тогда Британской Индии достались территория бывшего тибетского княжества Ладакх, включая Аксай Чин, а также северо-восточные приграничные территории (Агентство Северо-Восточной границы – North-East Frontier Agency), преобразованные в штат Аруначал Прадеш после обретения Индией независимости.


Противостояние между Дели и Пекином началось после вхождения Тибета в состав Китая в 1950 г., когда китайская армия стала контролировать границу с Индией. Д. Неру, верный принципам борьбы с колониализмом и дороживший дружбой с северным соседом, признал за Китаем право на Тибет. Однако тем самым Индия поставила себя в невыгодное положение: сразу же возник вопрос о пересмотре китайско-индийской границы. Китай никогда не признавал линию Мак-Магона, так как считал, что Тибет не имел права подписывать конвенцию в Симле, поскольку, являясь частью Китая, не обладал суверенитетом.

Осенью 1962 г. спор вылился в пограничную войну, которая обернулась настоящей катастрофой для индийской армии. По итогам войны Аксай Чин был занят китайскими войсками, а Аруначал Прадеш остался за Индией. Войска двух государств были разделены линией фактического контроля. Ущерб, нанесенный Индии в этой войне, носил скорее репутационный характер и отрезвляюще подействовал на индийское руководство, которое пересмотрело свое отношение к северному соседу.

Холодный мир

Несмотря на попытки урегулировать конфликт, предпринимавшиеся на протяжении 1990–2000-х годов, вооруженные столкновения на линии фактического контроля не прекращались. Последнее значимое противостояние произошло в апреле 2013 г., когда взвод китайских солдат нарушил линию контроля и около месяца стоял лагерем на индийской территории. Этот инцидент подтолкнул стороны к подписанию Соглашения о военном сотрудничестве на границе в октябре 2013 г. Документ заложил принципиально новый механизм урегулирования приграничных конфликтов: теперь их разрешение возлагалось на генералов, а не на высшее политическое руководство двух стран.

Несмотря на полную непригодность Аксай Чина в хозяйственном отношении, для Китая этот район чрезвычайно важен с военной точки зрения – по нему проходит шоссе, связывающее Синьцзян-Уйгурский автономный район с Тибетом.

Если перестрелки на линии фактического контроля случаются все реже, то на полях географических карт сражения за спорные территории не стихают. В июне 2014 г., почти сразу после визита министра иностранных дел Китая в Дели, китайские картографы (благодаря им Пекин испортил отношения буквально со всеми своими соседями) издали новую карту КНР, на которой Аруначал Прадеш обозначен как китайская территория. Безусловно, такие шаги на фоне заверений в скорейшем урегулировании конфликта не способствуют укреплению доверия между двумя странами.

Несмотря на полную непригодность Аксай Чина в хозяйственном отношении, для Китая этот район чрезвычайно важен с военной точки зрения – по нему проходит шоссе, связывающее Синьцзян-Уйгурский автономный район с Тибетом. На первый взгляд прагматичному поколению руководителей во главе с Си Цзиньпином и Нарендрой Моди (для них обоих приоритетны задачи экономического развития) не так уж сложно положить конец затянувшемуся территориальному спору. Достаточно пойти на взаимные уступки: Индия отказывается от претензий на более значимый для Китая Аксай Чин, а Китай – от притязаний на освоенный индийцами Аруначал Прадеш. Однако вероятность реализации подобного сценария была фактически сведена к нулю политикой Пакистана.


В 1963 г. руководство Пакистана во главе с генералом Мухаммедом Айюб Ханом заключило с Китаем соглашение о границе, по которому уступило ему часть территории Кашмира, включая Ладакх. Этот шаг вызвал возмущение в Индии, поскольку Пакистан не только отдал Китаю часть Кашмира, на всю территорию которого всегда претендовала Индия, но и формально узаконил пребывание китайских солдат на территории, отвоеванной ими у Индии в 1962 г., хотя Исламабад никогда ее не контролировал. Благодаря такой по-восточному хитроумной комбинации Пакистан приобрел в лице Китая могущественного союзника, увязав урегулирование индийско-китайского приграничного спора с решением кашмирского вопроса. Уступив Китаю не столь важный для Индии Аксай Чин, Исламабад рассчитывал, что Индия автоматически признает суверенитет Пакистана над частью Кашмира. Однако очевидно, что ни одно индийское правительство не пойдет на этот шаг, каким бы прагматичным оно ни было.

Военно-стратегическое соперничество

Остроту территориальному спору между Индией и Китаем придает наличие у обеих стран ядерного арсенала. Из-за угрозы со стороны официально признанной ядерной державой КНР (в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия Индия такого права лишена) Дели превратился в систематического нарушителя международного режима ядерного нераспространения.

Самым взрывоопасным конфликтом с точки зрения применения ядерного оружия считается индо-пакистанское противостояние. Однако военная ядерная программа Индии – это скорее ответ на угрозу со стороны Китая. Дели обладает преимуществом в области конвенциональных вооружений, а учитывая близость Пакистана, применение ядерного оружия против этого государства повлечет за собой катастрофические последствия и для самой Индии.


Ждет ли Азию холодная война?

Неудивительно, что многие эксперты высказывают предположение о грядущей холодной войне между Китаем и Индией. Однако при ближайшем рассмотрении аналогия с противостоянием между СССР и США не выдерживает никакой критики. Соседние страны, тем более те, у которых есть неразрешенные территориальные споры, не могут не принимать во внимание военный потенциал друг друга. Это и служит причиной растущих военных бюджетов. Хотя по данному показателю Индия и Китай находятся в разных весовых категориях. В 2013 г. Китай израсходовал на военные нужды 180 млрд долл., увеличив военный бюджет с 2004 г. на 170%, а Индия – 47,4 млрд долл., при этом рост за аналогичный период составил лишь 45%. Говорить о гонке вооружений при таких показателях преждевременно: слишком уж пассивно ведет себя Индия в роли догоняющего.

Ядерное сдерживание в Азии в корне отличается от советско-американского опыта: обе страны взяли на себя обязательства не применять ядерное оружие первыми, к тому же их ядерный арсенал не находится в боевой готовности.

Создание в Азии противостоящих друг другу блоков во главе с Китаем и Индией невозможно. Успехи обоих азиатских гигантов как на экономическом, так и на военном поприще не вызывают настороженности у их менее могущественных соседей по региону. Противоречия в Азии настолько велики, что единственный игрок, способный создавать военные коалиции в этом регионе – Соединенные Штаты, связавшие себя союзническими обязательствами с Японией, Австралией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Филиппинами. С 2007 г. Вашингтон разрабатывает новый механизм военного взаимодействия в Индийском и Тихом океанах, который, по-видимому, призван сдерживать растущую военно-морскую мощь Китая. В рамках этого механизма, названного четырехсторонним диалогом по безопасности, военно-морские силы США, Австралии, Японии и Индии проводят совместные консультации и военно-морские учения. Однако, учитывая принципиальную позицию Дели по вопросам неприсоединения к военным блокам, втянуть Индию в систему американских договоров о безопасности в АТР вряд ли удастся.

Так, может быть, все-таки союзники?

По большинству мировых проблем Китай и Индия выступают единым фронтом, добиваясь для себя места под солнцем, которое им загораживают развитые страны.

В отношениях между Пекином и Дели отсутствует главный компонент холодной войны – идеологическое противостояние. Если выйти за пределы Азии, где непосредственно сталкиваются интересы двух соседей, то может сложиться впечатление, что в индийско-китайских отношениях царят гармония и взаимопонимание. По большинству мировых проблем Китай и Индия выступают единым фронтом, добиваясь для себя места под солнцем, которое им загораживают развитые страны. Пекин и Дели имеют общее видение многополярного мироустройства, добиваются пересмотра существующей системы международных финансовых институтов, выдвигают схожие требования на многосторонних переговорах в рамках ВТО. В целом их позиции совпадают и по вопросам борьбы с климатическими изменениями, обеспечения энергетической безопасности, приоритезации норм международного права, а также по многим другим глобальным проблемам.

Китай и Индия не собираются довольствоваться статусом региональных держав и видят себя в числе ведущих стран мира. Поэтому на данном этапе они скорее выступают в роли естественных союзников, заинтересованных в пересмотре существующего международного порядка. Утверждать, что Индия и Китай вступают в фазу тотального противостояния, каким была холодная война Советского Союза и США, было бы неправильно. Ни одна из сторон не обладает такими ресурсами и политическим влиянием, чтобы позволить себе нечто подобное. Вместе с тем нельзя исключать, что, несмотря на общие стратегические задачи, на границе между двумя странами в любой момент может вспыхнуть вооруженный конфликт. Правда, вероятность его эскалации до полномасштабной войны не так уж велика. Руководители Индии и Китая понимают, что это перечеркнет экономические достижения последних лет и, возможно, тогда им уже не на что будет претендовать, кроме как на гималайские ледники.

Читайте также: