Киевская русь раннефеодальное государство в 9 11 веках кратко

Обновлено: 17.05.2024

В эпоху образования Киевской Руси пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно (на севере несколько позднее) сменило допашенное мотыжное с примитивными способами обработки почвы. Преобладала трёхпольная система земледелия. Высевались: пшеница, овёс, просо, рожь, ячмень и другие культуры. Летописи упоминают также хлеб яровой и озимый. Население занималось скотоводством, разведением домашней птицы, рыболовством, охотой и бортничеством. Деревенское ремесло имело подчинённое значение. Ранее всего выделилось железообрабатывающее производство, использовавшее в качестве сырья местную болотную руду.

Основой общественного строя являлась феодальная собственность на землю с постепенно возрастающим закрепощением свободных общинников. Первые столкновения простого люда с феодалами происходят в 10 веке (945 год). Результатом закабаления деревни явилось её включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим сохраняются и остатки рабовладения (холопство).

Сельское население состояло из крестьян-общинников, ещё не попавших под власть феодалов, закрепощённых крестьян-общинников и лиц, оторванных от общины и не имеющих средств производства. Они служили рабочей силой внутри феодальной вотчины.

В Киевской Руси неоднократно поднимались народные бунты. Особенно крупномасштабные недовольства произошли в 60-70 годы 11 века. Их причинами стал голод и нашествие половцев. В эти годы была создана Правда Ярославичей, некоторые статьи которой предусматривали наказание за убийство представителей администрации феодальной вотчины. Народ боролся за уменьшение феодальных податей, за землю и личную свободу.

На протяжении всей истории своего существования Киевская Русь была вынуждена бороться с кочевыми азиатскими ордами, попеременно заполнявшими причерноморские степи. Особенно серьёзными были столкновения с хазарами, уграми, печенегами, торками, половцами, монголо-татарами. Кочевья печенегов к концу 9 века заняли южнорусские степи от Саркела на Дону до Дуная. В 10 веке они представляли настолько могучую силу, что русский князья и Византия пытались использовать союз с ними в своих целях. Активность печенегов заставила Владимира Святославича укрепить южные границы Киевской Руси: строить города-крепости. Ярослав Мудрый в 1036 году практически уничтожил западное объединение печенегов. Место разгромленных печенегов в южнорусских степях заняли торки, которым в 1060 году объединёнными силами русских князей было нанесено поражение. Позднее остатки торков, поселившихся южнее Киева, участвовали в междоусобных войнах русских князей. Начиная со второй половины 11 века, степи от Волги до Дуная стали занимать половцы. Они стали контролировать важнейшие торговые пути между Европой и Азией. Первую крупную победу половцы одержали над русскими князьями в 1068 году. Следующий натиск половецких дружин под предводительством Боняка Шелудивого и Шарукана Старого произошёл в 1093-1096 годах. В 1003 году вспыхнула очередная война с половцами. Владимир Мономах и его сын Мстислав разгромили половецкую орду. Честь половцев отошла на юг – в район Северного Кавказа.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.




При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата. Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Косяком древнерусского государства являлись восточнославянские племена. Изначально все славяне были единым народом и проживали в междуречье рек Висла – Одер – Днепр. Анты, венеды, склавины, ас-сакалиба – именно так именовали славян в древности соседние с ними народы, в частности греки, римляне и арабы. Но в V в н.э., в результате Великого переселения народов, славяне начали разделяться и в итоге образовались три их ветви:

  • Западные,
  • Южные
  • Восточные славяне.

Именно восточные славяне составили основу Древнерусского государства, возникшего в середине IX века н.э. Но восточные славяне также не были едины и подразделялись на множество племен: тиверцы, уличи, вятичи, радимичи, поляне, волыняне, древляне, дряговичи, словене ильменские, кривичи и др. Наиболее крупными и значимыми были два племени:

  • Словене ильменские с центром в Новгороде
  • Поляне с центром в Киеве.

Историю восточных славян до возникновения у них государства принято делить на два периода:

На первом этапе славяне жили в основном родовыми общинами, занимались примитивным земледелием и имели слабую социальную дифференциацию.

На втором этапе происходит переход от родовой общины к соседской, усложняется хозяйство, происходит расслоение общества на классы.

Характерной общей чертой обоих этапов является языческая религия славян. Древние славяне верили во многих духов и богов, таких как: Перун, Макошь, Мокошь, Ярило, Даждьбог, Велес, Хорос, Сварог и мн. др. Причем каждое племя почитало этих богов по-своему.

Возникновение государства у восточных славян

Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен.

Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. заключил с ней выгодные для Руси торговые соглашения.

Следующим правителем уже именно киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь (912-945). Так случилось, что все самое важное и интересное, связанное с правлением Игоря – это его смерть. Дело в том, что древнерусские князья регулярно собирали налог с покоренных племен – полюдье . В 945 г. дружинники Игоря убедили его собрать двойной налог с племени древлян, за что Игорь и был убит древлянами во главе с князем Малом в их городе Искоростень.

Первые внутриполитические реформы

После смерти Игоря на престол взошла княгиня Ольга – жена Игоря, правившая с 945 по 964 гг. Перед ней стояло несколько важнейших задач:

  • Отомстить древлянам за их дерзость, вернуть их под контроль Киева,
  • Реформировать налоговую систему Руси,
  • Повысить авторитет Руси на международной арене.

Для того, чтобы подобное больше не повторялось Ольга отменила полюдье и ввела вместо него уроки и погосты . Урок – это строго установленный размер дани. Погост – место сбора дани. Таким образом, налоговая система Руси была в значительной степени упорядочена и усовершенствована.

Для поднятия собственного авторитета и авторитета страны Ольга в 957 году приняла личное крещение и, таким образом, как бы стала равной византийским и европейским правителям, которые уже давно были христианами.

Так, время правление княгини Ольги – это время первых важнейших и ярких внутриполитических реформ. В этот период был сделан большой шаг в развитии государственности Киевской Руси.

Завершение формирования основ древнерусской государственности: крещение Руси

После смерти Святослава началась первая на Руси междоусобица, наиболее ярким и сильным князем которой был Ярополк . Междоусобица закончилась в 980 г., когда к власти пришел князь Владимир I Святославович , он же Владимир Святой, Красно Солнышко и т.п. (980 – 1015 гг.).

Свое правление Владимир начал с религиозной реформы: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Но эта затея провалилась. Тогда, с целью укрепления единства страны, Владимир обратился к монотеистическим религиям. Считается, что принять православие по византийскому образцу Владимира вынудила необходимость креститься, чтобы жениться на византийской принцессе Анне, которая не могла выйти замуж за язычника.

Крещение Руси было, безусловно, самой важной реформой Владимира. Также, стоит отметить, что Владимир построил защитные сооружения на юге страны от новой угрозы – печенегов .

* * *

Так, к конце X века в целом сформировалось древнерусское государство с центром в Киеве. Во главе этого государства стоял князь, опиравшийся в своей власти на дружину. Княжеская дружина делилась на две большие части:

  • Старшая – они же бояре
  • Младшая – отроки.

Власть передавалась по лествичному праву – к старшему в княжеском роду. Но это правило часто не соблюдалось, из-за чего впоследствии стали обостряться междоусобицы.

Первоначально управление страной киевский князь осуществлял во время полюдья – объезда с дружиной подвластных земель для сбора дани и суда. Затем для управления отдельными княжествами киевский князь стал отправлять в качестве наместников своих сыновей, братьев, дружинников.

Великий князь Киевский опирался на дружину. Она делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили наиболее знатные воины, они являлись советниками князя. С развитием феодального землевладения дружинники постепенно превращались в земельных собственников – бояр. Младшую дружину составляли гриди и отроки. Они осуществляли сбор дани, участвовали в военных походах.

Правление киевских князей вкратце можно охарактеризовать следующим образом.

Олег включил в состав своих владений земли древлян, северян, радимичей. При нем в 907 г. и 911 г. были совершены два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. По договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия.

После Олега в Киеве княжил сын Рюрика Игорь (912-945). В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. В 945 г. он был убит древлянами за то, что попытался повторно собрать с них дань. Само взимание дани еще не было упорядочено.

Сын Ольги и Игоря Святослав (957-972) государственную деятельность совмещал с полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат. Русь стала полностью суверенным государством. Возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав был убит.

Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава – Владимир (980-1015), прозванный народом Красное Солнышко. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему поклонялось привычным божествам. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства.

Таким образом, в политике киевских князей прослеживаются общие черты. Они настойчиво расширяли свои владения, подчиняя все новые славянские племена, вели постоянную борьбу с кочевниками - хазарами, печенегами, половцами; стремились обеспечить более благоприятные условия для ведения торговли с Византией. В результате деятельности киевских князей было укреплено государство, Русь значительно расширила свои владения и вышла на международную арену.


Изучая историю древнерусского государства, абитуриенты рано или поздно сталкиваются с проблемой определения степени развитости государственных институтов и устройства общества в целом. Прилагаем вашему вниманию два важнейших понятия, работа с которыми ведется при разборе заданий второй части ЕГЭ и ОГЭ по истории.

Раннефеодальное государство

Раннефеодальное государство — это государство, которое представляет собой наиболее раннюю форму монархического правления.

Данная форма правления характерна для государств, которые находились на этапе перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. Данная форма монархии характерна для IX-XI вв.

Признаки раннефеодального государства

Современные исследователи в области истории государства и права выделили следующие основные признаки раннефеодального государства:

  • Переход власти осуществлялся в порядке наследования, при этом данный механизм перехода власти не был закреплен законодательно, то есть устанавливался как правовой обычай.
  • Правитель не подпадал под действия законов, то есть не мог нести ответственность за его нарушение.
  • Монарх мог совершать любые действия в рамках подчиненного государства.
  • Для раннефеодального государства является характерным признаком несформированость основных институтов власти. Правитель в одном лице мог представлять собой законодательную и судебную власть, а в отдельных случаях и исполнительную. Полномочия совещательных органов, таких как совет при правителе не были четко установлены и закреплены документально, то есть имели форму правового обычая.

Важным отличием от иных форм государственного управления было то, что государственные органы власти в Древней Руси не имели четких функций и прописанных полномочий, из-за чего происходила частая их смена.

voskres1

Киевская Русь как раннефеодальное государство

Ярким примером раннефеодального государства является Киевская Русь (Древняя Русь), т.к. государственному устройству этого региона были присущи черты:

— Незавершенность формирования в данном государстве общественных классов, сословий, структур деления общества.

— Происходит зарождение феодального землевладения

— Боярское землевладение получает юридическое оформление. Общинные земли проходят этап захвата князьями и боярами. Князь раздает большие земельные участки своим подданным в дар и за заслуги.

— Вместе с участками во владение попадают и люди, которые на них проживают и трудятся. Все население, которое попало во владение феодалам, обязывалось платить им натуральный оброк.

— Во главе государства стоял князь, который опирался на свою дружину и совет старейшин, однако их функции не были формально определены и могли видоизменяться в зависимости от обстоятельств.

— Основные задачи дружины сложились в форме правового обычая. Князь обладал всей полнотой власти и не нес ответственности перед подданными или государством.

816513_900

Древняя Русь: сохранение пережитков родоплеменного строя в Киевской Руси

С другой стороны, историки отмечают, что в Древней Руси сохранялись пережитки родоплеменного строя:

  • Общее собрание рода;
  • Совет старейшин (старейшина);
  • Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.

Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен.

Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).

торговля на руси

Военная демократия в Киевской Руси

  • участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем;
  • особая роль народного собрания как высшего органа власти;
  • всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Пройти тесты ЕГЭ по истории вы можете здесь и здесь.

Пройти тесты ЕГЭ по обществознанию вы можете здесь и здесь.

Вот здесь у нас практика к ОГЭ по обществознанию и тесты базового уровня.

А уже здесь базовые тесты по истории для сдающих ОГЭ по предмету и хорошая практика для начала погружения в большой материал.

Читайте также: