Киево могилянская академия кратко

Обновлено: 07.07.2024

Киевская духовная академия возникла в виде коллегии (тогда еще в составе Речи Посполитой) в первой половине XVII века. Основание этого заведения можно отнести к 1615 году, когда при Киево-братском монастыре при поддержке дворянки Галины Гулевичевой - Лозкиной появилась школа, а затем в 1616 г. и всесословное церковное братство. В 1620 году на средства гетмана Сагайдачного при нём началось строительство Богоявленского храма.

6 февраля 1633 года Петр (Могила) присутствовал при коронации короля Владислава IV. Испросив себе позволение и в сане митрополита оставаться архимандритом Киево-Печерской Лавры, а также и Никольского монастыря блюстителем, Могила начал ходатайствовать о дозволении преобразовать Киево-братские Богоявленские школы в Православную Академию. Особенно неприятно это было католическому и униатскому духовенству: оно ясно видело, что заведением первоклассного училища готовится неизбежный подрыв всему тому, что воздвигали они столько лет и с такими неприятностями и трудами. Некоторые из значительнейших чинов сейма решительно отвергли просьбу Петра Могилы: но когда Владислав IV по неотступному его ходатайству изъявил твердую свою волю о преобразовании Киево-братского училища, тогда заспорили о переименовании его в академию. Могила уже не счел нужным гнаться за именем, когда самое дело было сделано, и получил желаемую привилегию на образование "коллегии", в которой введено было пространное преподавание философии и богословия.

Заботясь непрестанно о созданной им киевской коллегии, святитель Петр (Могила) дал ей приличное помещение в выстроенном на его иждивение каменном доме, назначил из своего имения и из волостей лаврских несколько деревень на ее содержание и вообще оказывал учащим и учащимся всякого рода вспоможение. Он приготовил своим воспитанникам руководство для упражнения в молитве и благочестивых размышлениях в книге, названной им "Анфологион, или Собрание цветов". Посвящая сию книгу "благонравным студеом (студентам) школ киевских", он писал юношам:

"Часто приходило мне на мысль, что в сем училище не только должны быть преподаваемы высшие науки,но и особенно должно быть посеваемо в сердцах ваших, юноши, благочестие. Посему я перевел некоторые духовные размышления и решился сам в настоящее цветущее весеннее время в виде отдыха от ежедневных трудов и хлопот собрать для вашего цветущего юношеского возраста благоухающие цветы благочестивых размышлений и умилительных молитв на лугах богодухновенных церковных учений и Святого Писания и в знак моего отцовского усердия принести их в дар всему вашему содружеству, т. е. Конгрегации школ киевских".

В 1651 или 1652 году Киевская коллегия была разгромлена униатами, а последние взрослые воспитанники коллегии были вынуждены взяться за оружие. Однако вскоре коллегия была восстановлена и стала быстро развиваться. В 1693-1697 годах, в ректорство Иоасафа (Кроковского), им был введён четырёхгодичный богословский курс; при нём было возрождено студенческое собрание ("конгрегация"), действовавшая во времена Петра (Могилы). 11 января 1694 года цари Петр I и Иоанн V подтвердили статус коллегии как высшего учебного заведения: ей были даны права внутреннего самоуправления и собственного суда, военные и гражданские власти не должны были вмешиваться в управление. Эти права были вновь подтверждены 26 сентября 1701 года. К началу XVIII века количество учащихся достигло рекордного числа в две тысячи человек. 1 августа 1719 года было закончено сооружение студенческого общежития (бурсы) [1].

Всю вторую половину XVII века и начало XVIII века архимандритами Печерской лавры были питомцы коллегии и бывшие её ректора. В их числе Иннокентий (Гизель), Варлаам (Ясинский), Иоасаф (Кроковский) и другие. Особенно сильное влияние оказал на судьбу академии её ректор, сподвижник Петра I - Феофан (Прокопович).

В числе выпускников - немало выдающихся церковных, политических и общественных деятелей. Среди них свт. Димитрий Ростовский, свт. Иоасаф Белгородский, свт. Феодосий Черниговский, митр. Иоанн (Максимович) свт. Иннокентий Иркутский, прп. Паисий Величковский, философ Григорий Сковорода, историк, поэт, арх. Лазарь (Баранович), митрополит Стефан (Яворский) - философ и поэт, основатель славяно-греко-латинской академии и, гетманы Юрий Хмельницкий, Пётр Дорошенко, Даниил Апостол, Иван Скоропадский, композитор Артемий Ведель многие другие знаменитости.

С 1721 по 1749 годы в Печерской лавре насчитывается 76 монахов - академистов. В царствование Екатерины II появились проекты о преобразовании Академии в университет с богословским факультетом. В низшие и средние классы были введены светские дисциплины - история, математика, архитектура, живопись и др., но этого не произошло. Напротив - богословские науки взяли верх и с 1763 года стали преподаваться нравственное богословие, основное богословие, патрология, церковная история. При Александре I необходимость новой реформы стала очевидной.

До 1817 г. Могилянская Академия давала очень разностороннее светско - религиозное образование, однако в 1819 г. она изменила свой статус и благодаря заботам митр. Киевского Евгения (Болховитинова), отныне она стала называться Киевской Духовной Академией. Были определены три главных направления образования: богословское, лингвистическое и общеобразовательное.

В 1860 г. основан ежемесячный журнал "Труды Киевской духовной академии". Кроме этого Академия выпускала переводы западных отцев Церкви в количестве свыше 30 томов. С 1872 в КДА существовал церковно-археологический музей имевший до 32 тыс. предметов, библиотека состоявшая из 90 тыс. томов, 819 рукописей, 760 периодических и 98 церковных изданий.

С 1874 г. ректоры Академии носили епископский сан и считались викариями Киевской епархии. В 1910 г. был утверждён новый устав Академии, согласно которому открылись ещё 5 новых кафедр: 2-я кафедра патрологии, истории славянских церквей и Румынской церкви, церковно-славянского языка, палеографии и истории Русской церкви.

В этом состоянии она просуществовала до 1918 года, когда и была закрыта большевиками как "рассадник мракобесия". Снова действовала в 1919 году, но в 1920 году была закрыта.

Духовная школа Киева была вновь открыта 13 сентября 1989 года как духовная семинария на территории Киево-Печерской Лавры. В июле 1992 года на основе семинарии была воссоздана академия, в 1996 году состоялся первый выпуск обновлённой академии.

В старой академии праздники Богоявления и Зачатия Пресвятой Богородицы считались особыми торжествами, а в обновлённой академии покровителем был избран преподобный Нестор Летописец, память которому совершается 9 ноября.

Собор святых Киевской Духовной Академии. Икона из храма Рождества Богородицы (академического) Киево-Печерской Лавры
Собор святых Киевской Духовной Академии. Икона из храма Рождества Богородицы (академического) Киево-Печерской Лавры
По благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира в 2012 году, к 20-летию возрождения Академии, 27 октября - в день памяти покровителя Киевских духовных школ преподобного Нестора Летописца - был установлен местный праздник Собора святых Киевской духовной академии.

Администрация

Ректоры

  • Иов (Борецкий), (упом. 1615 (?) - 1617) [2]
  • Мелетий (Смотрицкий) (1617 - 1618) [3]
  • Кассиан (Сакович) (1620 - 1624) [3]
  • Спиридон (Соболь) (?) (1626 - 1628) [3]
  • Тарасий (Земка-Левкович) (1627 - 1631/13 сентября 1632) (?)
  • Фома Иевлевич (1628 - 1631) [4]
  • Исаия (Трофимович-Козловский) (1633 - 1638)
  • Софроний (Початский) (1638 - 1640)
  • Леонтий (Бронкевич) (упом. 1640)
  • Игнатий (Оксенович-Старушич) (1640 - май 1642)
  • Иосиф (Кононович-Горбацкий) (1643 - 1646)
  • Иннокентий (Гизель) (1646 - 1650) [5]
  • Лазарь (Баранович) (1650 - 8 марта 1657) [Феодосий. строитель, 1653]. [Амвросий - 1655]
  • Иоанникий (Голятовский) (1658 - 6 августа 1669)
  • Варлаам (Ясинский) (1669 - 1673)
  • Мелетий (Дзик) (1673 - 1680)
  • Сильвестр (Головчич) (1680 - 1683)
  • Иезекииль (Филиппович) (28 апреля 1684 - 1686)
  • Феодосий (Гугуревич) (1686 - 25 декабря 1689)
    • Иоасаф (Кроковский) (1689 - 1690) и/о
    • Александр Кубелиус (14 июля 1992 - 1993) и/о
    • Николай Забуга (28 октября 1993 - 1994) и/о

    Инспекторы

    • Михаил Леонтович (28 сентября 1819 - 9 августа 1821)
    • Смарагд (Крыжановский) (30 июня 1821 - 8 мая 1828)
    • Нил (Исакович) (8 мая 1828 - 2 сентября 1830)
    • Иеремия (Соловьев) (2 сентября 1830 - 1834)
    • Антоний (Шокотов) (7 июля [12] 1834 - 23 июля 1836)
    • Григорий (Миткевич) (23 июля 1836 - 1838)
    • Димитрий (Муретов) (14 февраля 1838 - 24 апреля 1841)
    • Иоанникий (Горский) (19 июля 1841 - 10 октября 1846)
    • Феофан (Авсенев) (октябрь 1846 - август 1850)
    • Даниил (Мусатов) (1850 - 1852)
    • Леонтий (Лебединский) (28 января 1852 - 30 мая 1856)
    • Иоанникий (Руднев) (1856 - 6 октября 1858)
    • Валериан (Орлов) (10 октября 1858 - декабрь 1859)
    • Мефодий (Семов) (декабрь 1859 [13] - 2 июля 1862 [14])
    • свт. Сильвестр (Малеванский) (22 августа 1862 [15] - 1881)
    • Аким Олесницкий (1881 [16] - 1883)
    • Иоанн Корольков (1883 - 1895 [17])
    • Димитрий (Ковальницкий) (1895 - 1898)
      • Платон (Рождественский) (1898) и/о
      • Митрофан Ястребов (июнь 1902 - июль 1906) и/о
      • Владимир Завитневич (февраль 1907 - ?) и/о

      Преподаватели

      Известные выпускники

      • 1736 - Геннадий (Андреевский), еп. Костромской
      • ок. 1773 - свт. Гавриил (Банулеско-Бодони), митр. Кишинёвский
      • 1796 - свт. Антоний (Смирницкий), архиеп. Воронежский
      • 1817 - Александр (Павлович), еп. б. Полтавский
      • 1823 - Андрей Граников, проф. КДА; свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский
      • 1825 - Анатолий (Мартыновский), архиеп. Могилёвский; Антоний (Жуминский), игум.
      • 1829 - Никодим (Кошиц), архим.
      • 1831 - Вассиан (Чудновский), еп. Пермский
      • 1833 - Геласий (Княжеский), архим.
      • 1835 - Димитрий (Муретов), архиеп. Херсонский
      • 1837 - Серафим (Аретинский), архиеп. Воронежский; Тихон (Солнцев), архим.
      • 1839 - Митрофан (Вицинский), архиеп. Донской
      • 1841 - Алексий (Новоселов), еп. б. Екатеринославский; свт. Феофан (Говоров), затворник Вышенский
      • 1843 - Арсений Лебединцев, прот.
      • 1844 - Геннадий (Левицкий), еп. б. Сумский
      • 1845 - Вениамин (Платонов), еп. Кинешемский
      • 1847 - Дорофей (Школьницкий), архим.
      • 1849 - Григорий Булгаревич, прот.; Вишневский Петр Акимович, инспектор Воронежской семинарии
      • 1853 - Александр (Богданов), еп. Тамбовский; Афанасий (Пархомович), архиеп. Донской; Вениамин (Быковский), еп. Черниговский; Владимир (Петров), архиеп. Казанский; Димитрий Певницкий, прот.; Евгений (Шерешилов), еп. Могилевский
      • 1855 - Вениамин (Смирнов), еп. Воронежский; Василий Певницкий, проф. КДА
      • 1857 - Ферапонт (Солнцев), архим.
      • 1859 - Далмат (Долгополов), еп. Новомиргородский
      • 1861 - Лаврентий (Некрасов), еп. Тульский
      • 1863 - Августин (Гуляницкий), еп. Екатеринославский; Анатолий (Ключарев), архим.
      • 1865 - Александр (Закке-Заккис), еп. Полоцкий; Виталий (Иосифов), еп. Калужский
      • 1867 - Арсений (Брянцев), архиеп. Харьковский; свт. Владимир (Шимкович), митр. Воронежский; Димитрий (Ковальницкий), архиеп. Херсонский; Иоиль (Волоцкий), иером.
      • 1871 - Иаков Новицкий, прот.; Николай Страшкевич, прот.
      • 1874 - сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский; сщмч. Неофит Любимов, прот.
      • ок. 1875 - Владимир (Сеньковский), архиеп. б. Донской
      • 1875 - Константин Попов, проф. КДА
      • 1878 - Александр Эмец, мл. контролёр при Св. Синоде; Михаил Глаголев
      • 1880 - сщмч. Кирион (Садзаглишвили), католикос-патриарх всея Грузии
      • 1882 - Василий (Знаменский), б. прот., обновл. архиеп. Тамбовский; сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Вяземский
      • 1884 - Гедеон (Покровский), еп. б. Владикавказский; Лаврентий Козловский, прот.
      • 1885 - Арсений (Стадницкий), митр. Ташкентский; Афанасий Булгаков; Городецкий Иустин Александрович, пом. смотр. Усть-Медведицкого духовного училища; Михаил Едлинский, прот., проф.
      • 1886 - Гермоген (Максимов), митр. предст. "Хорватской ПЦ"
      • 1887 - свт. Сильвестр (Ольшевский), архиеп. Омский
      • 1888 - Мелетий (Вуич), еп. Тимокский; Николай Стеллецкий, прот., публицист
      • 1889 - Владимир (Горьковский), еп. Симбирский
      • 1891 - Антонин (Грановский), обновл. митр. Московский
      • 1892 - Афанасий (Самбикин), архим; сщмч. Леонтий Гримальский, прот.; Павел (Крылов), еп. б. Новохоперский; сщмч. Петр Павлушков, прот.
      • ок. 1892 - свт. Рафаил (Ававини), еп. Бруклинский
      • 1893 - Константин Аггеев, прот.; Николай Гроссу, проф. КДА
      • 1894 - Иона (Вуколов), архим.
      • 1895 - Евграф Овсянников, прот.; Павел (Вильковский), архиеп. б. Пятигорский
      • 1896 - Агапит (Вишневский), архиеп. Екатеринославский; присп. Антоний Новый (Абашидзе), схиархиеп., Печерский
      • 1897 - сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский
      • 1898 - сщмч. Александр Глаголев, прот.; сщмч. Георгий Извеков, прот.; сщмч. Димитрий Игнатенко, прот.
      • 1899 - Антоний (Егоров), архим.; Димитрий (Вербицкий), архиеп. Киевский
      • 1900 - Александр (Тахан), патр. Антиохийский; сщисп. Василий Кинешемский, еп. Вязниковский, сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской
      • 1904 - сщмч. Анатолий (Грисюк), митр. Одесский; сщисп. Досифей (Васич), митр. Загребский; сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский; сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Семиреченский; Стефан (Георгиев), митр. Софийский
      • 1905 - Александр (Чекановский), обновл. митр. Киевский; сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисский
      • 1906 - Нифонт (Сапожков), еп. Житомирский; прмч. Матфей (Померанцев), архим., Феофан (Гаврилов), архиеп. Курский
      • 1907 - сщмч. Парфений (Брянских), еп. Ананьевский; Савватий (Врабец), архиеп. Пражский
      • 1908 - Алексий (Громадский), митр. Волынский, экзарх Украины; Кедров Павел Степанович, препод.
      • 1909 - Дометиан (Горохов), еп. б. Арзамасский; Тихон (Лященко), архиеп. Берлинский (РПЦЗ)
      • 1910 - Владимир (Юденич), еп. Чебоксарский; Сергей Епифанович, проф.
      • 1911 - Дамиан (Говоров), архиеп. Царицынский
      • 1913 - Антоний (Романовский), митр. Ставропольский; мч. Владимир Правдолюбов мирянин; мч. Иоанн Лаговский, мирянин
      • 1914 - Антоний (Кротевич), митр. б. Тамбовский; сщмч. Виктор Элланский, прот.; Владимир Ганецкий, прот.
      • 1915 - сщисп. Петр Чельцов, прот.; сщисп. Сергий Правдолюбов, прот.; Борис Волобуев, прот.; Николай Муравьев, проф. МДА
      • 1916 - Алексий (Готовцев), еп. б. Рыльский
      • 1918 - Стефан (Проценко), митр. Харьковский
      • 1919 - сщмч. Александр Цыбульский, прот.; Антоний (Лобов), архим.
      • Вячеслав (Шкурко), еп. Яранский [18].
      • Алексий Глаголев, свящ.
      • сщмч. Дамаскин (Цедрик), еп. б. Глуховский
      • 1924 - Георгий Едлинский, прот.
      • 1985 - Маркелл (Михэеску), архиеп. Бельцкий
      • 1998 - Агапит (Бевцик), митр. Могилёв-Подольский; Петр (Мустяцэ), архиеп. Унгенский
      • 1999 - Дионисий (Константинов), еп. б. Шепетовский
      • 2001 - Варсонофий (Столяр), митр. Винницкий
      • 2002 - Александр (Драбинко), митр. б. Переяслав-Хмельницкий; Алексий (Муляр), еп. Саянский; Аркадий (Таранов), архиеп. Овидиопольский
      • 2003 - Феодосий (Снигирёв), архиеп. Черкасский
      • 2004 - Филипп (Васильцев), архим.
      • ок. 2005 - Виктор (Быков), еп. Арцизский
      • 2005 - Викторин (Костенков), митр. Ижевский; протт. Валентин Бобылев, Евгений Субтельный
      • 2007 - Виктор (Коцаба), еп. Барышевский
      • 2008 - Вениамин (Погребной), еп. Новосанжарский
      • 2009 - Викентий (Брылеев), еп. Златоустовский
      • 2012 - Алексий (Шпаков), архиеп. Вознесенский
      • 2014 - Агапит (Никонов), иером.

      Использованные материалы

      [5] У Болховитинова в Словаре историческом, значится как продолжающий ректорство до 1656 года, с. 116.

      [7] У Строева П.М. - отсутствует

      [12] По другим данным - в августе.

      [14] Некролог. Киевские епархиальные ведомости, 1862, № 14, с. 497.

      [17] Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том II. К-П. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2015, с. 111.

      Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

      От­кры­то в 1632 году по ини­циа­ти­ве ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го Пет­ра Мо­ги­лы на основе объединения киевских Братской (1615 год) и Лаврской (1631 год) школ по образцу западноевропейских университетов. Первоначально именовалась Киево-Могилянской коллегией (до 1694 года) и размещалась в киевском Братском Богоявленском монастыре. В 1651 году разгромлена поляками и восстановлена при поддержке гетмана Б. М. Хмельницкого.

      В Киево-Могилянскую академию при­ни­ма­лись ли­ца пра­во­слав­но­го без различия званий и сословий (преимущественно учились дети казацкой старшины, шляхты, духовенства и зажиточных мещан). Полный курс обучения (12 лет) состоял из 8 (до 1680 года - 7) классов, которые подразделялись на 6 низших (4 грамматических, пиитики и риторики; по одному году каждый) и 2 высших (философии - до 1680 года обучение 1 год, затем 2-3 года; и богословия - до 1680 года не преподавалось, затем обучение 3-4 года, курс читал ректор).

      Среди преподавателей Киево-Могилянской академии - Си­ме­он По­лоц­кий, Феофан Прокопович, Епифаний Славинецкий, Стефан Яворский. Воспитанниками, а впоследствии преподавателями академии были писатели, просветители, церковные деятели: И. А. Горленко (смотри Иоасаф Белгородский), М. Довгалевский, М. Козачинский, Варлаам (Лащевский), святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Симон (Тодорский) и др.

      Среди выпускников: киевские митрополиты Георгий (Конисский), Самуил (Мстиславский); архиепископ Петербургский Сильвестр (Кулябка); патриарх Московский Ио­а­ким (Са­вё­лов); архиепископ Димитрий Ростовский (Туптало); епископ Иркутский Иннокентий (Кульчицкий); государственные деятели Н. Н. Бантыш-Каменский, А. А. Безбородко, П. В. Завадовский, Г. В. Козицкий, Д. П. Трощинский; историки и литераторы В. Г. Рубан, П. И. Симонович, П. А. Сохацкий; философ Г. С. Сковорода; художники Г. К. Ле­виц­кий, А. Та­ра­се­вич; ком­по­зи­то­ры М. С. Бе­ре­зов­ский, Д. С. Борт­нян­ский, А. Л. Ве­дель.

      Иллюстрация:

      Содержание

      Факультеты

      • Факультет гуманитарных наук
      • Факультет экономических наук
      • Факультет информатики
      • Факультет правовых наук
      • Факультет естественных наук
      • Факультет социальных наук и социальных технологий

      Рейтинги и репутация

      Stamp of Ukraine s32.jpg

      В 2009 году, согласно мониторингу научных и высших образовательных учреждений в соответствии с международным индексом цитирования, НаУКМА получил 36-е место среди всех украинских высших учебных заведений [2]

      В соответствии с рейтингом университетов, определённым еженедельником Зеркало недели в 2007 году, НаУКМА занял третье место среди 200 украинских ВУЗов. [4] Согласно приведённому в в 2007 г. в журнале Деньги рейтингу НаУКМА занимает первое место по подготовке специалистов в гуманитарной и экономической областях и второе место в юридической области. [5]



      Согласно с рейтингами ведущих университетов мира, НаУКМА занимает 15.304-е место в мире (Webometrics, 2012 р.) или 8.447-е место в мире (4 International Colleges & Universities, 2012 р.) [25] [26] .

      История

      Основание Киево-Братской коллегии

      Духовные школы, коллегии для получения образования существовали на Украине с конца XVI века. Они были созданы украинской православной шляхтой и мещанством с целью сохранить свои обычаи и поднять на более высокий уровень православное образование на фоне роста популярности идей унии, а также католической иезуитской системы образования.

      Центром национального возрождения стал посёлок Новый Свет. Здесь при типографии Киево-Печерского монастыря под покровительством архимандрита Елисея Плетенецкого был создан кружок Киевского Богоявленского братства, переросший в школу. 15 октября 1615 года школа переехала в отдельное помещение на Подоле. Эта дата считается датой организации киевской братской школы, предшественницы Киево-Могилянской коллегии, впоследствии академии.

      Первым ректором школы был И.Борецкий (1615—1618). Ректорами также были М.Смотрицкий (1619—1620), К.Сакович (1620—1624), Хома Евлевич (1628—1632).

      За основу её устава (1620 г.) был взят устав Львовской братской школы. Некоторые учителя Львовской и Луцкой братских школ переехали преподавать в Киев.

      В 1632 году к школе братства была присоединена школа Киево-Печерской лавры, Лаврская школа, основанная в 1631 году архимандритом Киевско-Печерской лавры, митрополитом Киевским и Галичским Петром Могилой. Новое учебное заведение получило название Киево-Братской коллегии.

      В Киевской братской школе учились в основном дети мещан и казаков. Школу поддерживало материально Войско Запорожское, в частности гетман Пётр Сагайдачный.

      Киево-Братская коллегия при Петре Могиле



      В коллегии изучались церковнославянский, русский (с 1751 года), греческий, польский языки, а основным языком обучения был латинский. [27] Студенты воспитывались в православном духе. Изучалась отечественная и мировая история, литература, поэзия, философия. Здесь также преподавались нотное пение, катехизис, арифметика, риторика, богословие. Воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. В коллегию принимали детей всех сословий. В XVII веке Киево-Могилянская академия имела 8 классов, делившихся на младшее (4 класса), среднее (2 класса) и старшее (2 класса) отделения: аналогия, или фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Продолжительность обучения в академии доходила до 12 лет. Студенты могли учиться и дольше, учитывая то, что академия была высшей школой. Студенты имели право учиться в ней, сколько желали, без возрастного ограничения. Студентов не наказывали и не отчисляли за учёбу, учитывалось их тяжёлое материальное положение и болезни. Предоставлялась возможность оставаться на второй, и даже, третий год в том же классе.

      Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников). Преподавателей для коллегии вначале готовили в университетах Европы, а в скором времени коллегия готовила их сама.

      Пётр Могила обеспечивал преподавателей и неимущих студентов средствами для существования и обучения. При нём было выстроено новое каменное помещение под школу. Оно существует и сегодня на территории Киево-Могилянской академии и известно как Трапезная или Святодуховская церковь. Умирая, Могила завещал коллегии большие средства и библиотеку, содержащую 2131 книгу, дома и дворовые постройки на Подоле, хутор Позняковский, сёла Гнидын, Процив и Ровно.

      Получения статуса академии

      В честь Петра Могилы Коллегия стала именоваться Киево-Могилянской коллегией. Под этим названием она и вошла в историю. Единственно, что не успел Могила — это добиться для коллегии официального статуса высшей школы. Его ученики продолжили начатое им дело.

      1658 году согласно Гадяцкому трактату между Гетьманщено и Речю Посполитой Киево-Могилянская коллегия получает статус академии. В 1694 году царь Иван V и в 1701 году Пётр I подтверждают за учреждением статус академии.

      Киево-Могилянская академия в XVIII веке

      Киево-Могилянская академия стала первым в Восточной Европе православным высшим учебным заведением, официально удостоенным этого звания. В академии круг изучаемых наук был расширен. Введены языки французский (с 1753 года), немецкий (1738 года). С целью изучения христианских первоисточников, вводится изучение еврейского диалекта арамейского языка. Изучаются естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика. Число преподавателей к концу XVIII в. доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10 000 книг. Богословие с 1759 года преподавалось по системе Феофана Прокоповича, риторика по руководству к красноречию Ломоносова, остальные предметы по иностранным руководствам. В 1742 году число учащихся доходило до 1 234 человек.

      Киевская академия обладала уникальной библиотекой. Она комплектовалась на протяжении двух веков. Она была заложена ещё в Братской школе. Потом Пётр Могила передал коллегии свои книги. Сложилась традиция дарить Академии книги. Библиотека пополнялась также за счёт покупок и поступлений от типографий Малороссии. Библиотека обладала книгами из Великороссии, Малороссии, Белоруссии. Имелись книги, изданные в Амстердаме, Гамбурге, Галле, Берлине, Братиславе, Данциге, Варшаве, Лондоне, Париже, Риме, Болонье и других местах. Кроме печатных книг, в библиотеке сохранялись многочисленные рукописи — хроники, летописи, воспоминания, дневники, а также лекции профессоров, конспекты студентов, документы минувших веков и текущая документация, значительное место занимали подписные издания.

      Закрытие академии

      После основания Московского университета (в 1755 году), значение академии снизилось [28] . Образование в 1805 году Харьковского университета окончательно лишило Киево-Могилянскую академию прежней роли высшего учебного заведения. Однако делались попытки превратить её в университет, открыть дополнительные факультеты: правовой, медицинский, математический и другие. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года Академия была закрыта [29] . В 1819 году вновь была открыта как Киевская духовная семинария, а затем академия.

      В советское время на её территории располагалось военно-морское политическое училище [30] .

      Возрождение



      Значение Старой (1615—1817) Киево-Могилянской академии

      Киевская академия стала источником просвещения в России. Именно выпускниками Киевской академии были основаны первые высшие учебные заведения в России, также выпускниками Академии было более 80 процентов их преподавательского состава. В академии учились украинцы, русские, белорусы, румыны, молдаване, сербы, боснийцы, черногорцы, болгары, греки, итальянцы. Культурные деятели Сербии, Болгарии также обращались с просьбой прислать учителей из Киевской академии.

      Академия дала значительное число общественных деятелей. Воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии.

      Из числа деятелей этой коллегии наиболее известны: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, святой Иннокентий Кульчинский, Гавриил Буянинский, Исаия Копинский, Захария Копыстенский, Лаврентий Зизаний, Александр Мытура и другие.

      Выпускники академии были основателями ряда школ в России и Беларуси, особенно в XVIII столетии. Ими были основаны школы и семинарии почти во всех городах России: Москве, Петербурге, Смоленске, Ростове, Тобольске, Иркутске, Холмогорах, Твери, Белгороде, Суздале, Вятке, Вологде, Коломне, Рязани, Пскове, Великом Устюге, Астрахани, Костроме, Владимире на Клязьме и других городах. Учителями в этих школах преимущественно были выпускники Академии. В Могилёве архиепископом, просветителем, учёным, воспитанником и ректором Академии Георгием Конисским была открыта семинария, которая стала центром образования в Белоруссии.

      Изображение в информационном окне.

      НаУКМА насчитывает около 3500 студентов и является общеукраинским вузом. Его вступительные экзамены в форме MCQ чрезвычайно конкурентоспособны. Бывшие студенты Киево - Могилянской академии сыграла формирующую роль в интеллектуальной и духовной жизни Украины и России в XVII - го и XVIII - го века. Среди наиболее заметных выпускников были гетман Иван Мазепа , философ Григорий Сковорода и вселенский дух Михаил Ломоносов .

      Резюме

      Факультеты


      • Факультет экономики
      • Факультет естественных наук
      • Факультет гуманитарных наук
      • Факультет юридических наук
      • Факультет социальных наук и технологий
      • Факультет компьютерных наук

      История

      Академия и ее основание в казачий период


      Могилянская Киевская православная академия была одной из старейших школ Восточной Европы. Академия была основана в 1615 году Киевским братством. В 1632 году школы Киевского братства и Печерской лавры были объединены в Киевский Collegium Mohyla (Collegium Kijovense Mohileanum). Коллегиум был назван в честь Пьера Могилы , сторонника западных образовательных стандартов. В 1658 году по условиям Гадячского мирного договора Коллегии был присвоен статус Академии, аналогичный Краковской Академии . После соглашений , устанавливающих суверенитет русских царей на Украине этот статус был признан в 1694 году царем Иваном V , подтвержденному Pierre I эр в 1701 году.

      Академия обучила украинскую элиту, политическую и интеллектуальную в XVII - го и XVIII - го века, и была признана во всей Восточной Европе со студентами из Польши , России , Беларуси , Молдовы , Сербии , Болгарии и Греции . Прием был открыт для всех социальных слоев. Благодаря исключительному качеству изучения языка, его студенты часто продолжали обучение за границей: многие из них перешли из православия в католицизм. Однако по возвращении они вернулись к своим православным корням и заняли важные должности в духовенстве или в университете. Таким образом, Академия сыграла важную роль в передаче идей Возрождения из Западной Европы в Украину и Россию.

      Гетманы запорожского казачества , украинские военачальники активно поддерживали Киево-Могилянскую академию. Школа процветала при гетмане Иване Мазепе , бывшем ученике.

      Академическая структура относительно похожа , но находятся в Москве , то академия Славяно-греко-латинская создан на модели в 1685 году и работает на протяжении XVII - го столетия большого количества профессоров Академии Киева.

      Преобразование в Духовную академию в Российской империи.

      Считается потенциально опасных бытовых свобод, Академия была закрыта в 1817 году Александр I - го русского . В ответ бывшие студенты академии обращаются к царю с многочисленными неудачными прошениями о превращении Могилянской академии в Киеве в университет.


      Со стороны двора постройки 17 века.


      Со стороны улицы здания 17 века.


      Здания 17 века, символы национальной гордости. Оборотная сторона банкноты номиналом 500 гривен " Григорий Сковорода " , крупнейшего номинала в обращении в 2000 и 2010 годах.


      Здание Киевской духовной академии XIX века с видом на Контрактную площадь. Перестроен в 1821-1823 годах Андреем Меленским .


      Здание Киевской духовной академии с видом во двор. Советская надпись занимает барабанную перепонку.


      Вид на Академию в 1911 году. Справа полукруглое здание вокруг колокольни, слева неоклассическое здание Андрея Меленского .


      Вид на Академию в 1918 году. Слева полукруглое здание вокруг колокольни.


      Полукруглое здание после советской реконструкции.

      Преобразование в Военную академию в советский период.


      В советское время Киевская духовная академия была закрыта, ее библиотека разграблена, а главный храм школы - Богоявленский собор - разрушен. На его месте было открыто военное училище, и сегодня на одном из корпусов университета сохранилась мозаика военного катера со словами Ленина на память о прошлом тоталитарной школы.

      Восстановление первоначальной Академии в университет с 1991 года.

      В 1991 году, после распада СССР, Киево-Могилянская академия была воссоздана при участии Вячеслава Брюховецкого, который стал первым ректором НаУКМА. Восстановленное учебное заведение было смоделировано по образцу дипломов бакалавра и магистра из Северной Америки с системой кредитов.

      В 24 августа 1992 г. , который также является Днем Независимости Украины, приветствовали первых студентов. Первые шесть выпускников НаУКМА прошли в 1995 году. Чтобы закрепить преемственность с корнями Академии, был основан Центр изучения наследия Киево-Могилянской академии. НаУКМА также открыла перезапуск еще одного украинского учебного заведения - исторической Острожской академии . НаУКМА - первый университет, где студенты и преподаватели открыто протестовали против массовых фальсификаций на выборах президента Украины 2004 года . В НаУКМА открыт музей, посвященный оранжевой революции .

      Репутация

      Кампус

      Университет занимает территорию Киево-Могилянской академии в Подольском районе , от Контрактовой площади до Днепра .


      В этом году мы отмечаем четырехсотлетие основания Киевской братской школы, предшественницы Киево-Могилянской коллегии, впоследствии академии, одного из самых известных учебных заведений нашей страны (далее КМА).

      С этого вуза началась история образовательного пространства не только в Украине. Без преувеличения можно сказать, что КМА стала источником для формирования системы богословского образования по всей территории славянской православной Эйкумены. Будучи образцовым европейским университетом, структурированным в своей системе обучения по самым передовым технологиям лучших университетов мира, КМА стала первым в славянском мире вузом, систематизировавшим православную мировоззренческую традицию согласно системе западной схоластики. Оставаясь православным вузом, академия обучала своих студентов согласно с западными католическими образовательными моделями. Что стоит за успехом КМА, триумф или поражение, соблазн искушения или добродетель успеха, мы бы и хотели поразмышлять в этой статье.

      Исторические условия возникновения Киево-Могилянской академии.

      Причина появления КМА была обусловлена сложным и тяжелым для страны временем. Киевская Русь, обескровленная монголо-татарскими набегами, становится добычей литовских, польских и немецких завоевателей. После принятия в 1569 г. Люблинской унии, Литва и Польша объединились в одно федеративное государство – Речь Посполитую. Единство федерации требовало и церковного единства, что и было воплощено в Брестской унии 1596 года.

      Реакцией на окатоличивание украинского народа было возрастание церковно-приходских школ и православных братств. Так в 1615 году возникает Киевское Братство, в 1631 году школа Киево-Печерской ларвы, которые, объединившись между собой, образовали Киево-Братскую коллегию, ставшую с конца восьмидесятых Киево-Могилянской академией, названую так в честь ее основателя и мецената святителя Петра Могилы.


      Киево-Могилянская Академия. История успеха.

      Это было первое высшее учебное заведение в Украине. О его чрезвычайном авторитете и популярности говорит тот факт, что многие выходцы из знатных семей, получавшие образование в европейских университетах, возвращались на родину для того, чтобы учиться в родной альма-матер. Там обучались выходцы из самых разных слоев населения страны – знати, казаков, духовенства, мещан, крестьян.

      Петр Могила заимствовал из европейской латинской науки систему образования и, переосмыслив ее в контексте православного мировоззрения, создал лучшее в стране учебное заведение, которое ни чем не уступало европейским классическим университетам. Латынь, как язык международного общения, изучалась студентами в совершенстве. На латыни говорили не только на уроках, но и в межличностном бытовом общении. Это давало возможность ее выпускникам не только работать в дипломатических ведомствах, но и с успехом выступать в судах и диспутах. Академия взяла на вооружение методы и способы католической миссии, сделав их оружием защиты своей веры.

      Когда Петр Первый в 1720 году издал указ о запрете печати на украинском языке, то родной язык, как ни парадоксально, стал доминировать в системе преподавания академии. На украинском языке стали сочиняться проповеди, велось обучение риторике, и священники могли говорить с амвона на языке, понятном всем и каждому, что в то время было явлением выходящим за рамки обыденности.

      О плодах, которые принесла Киево-Могилянская академия, можно было бы говорить бесконечно. Из ее стен вышло четырнадцать гетманов Украины. Уже с восемнадцатого века ее выпускники учреждали учебные заведения по всему славянскому миру. В академии учились украинцы, русские, белорусы, румыны, молдаване, сербы, боснийцы, черногорцы, болгары, греки, итальянцы. Культурные деятели Сербии и Болгарии обращались с просьбой прислать учителей из Киевской академии. Киевская академия стала источником просвещения не только в Украине, но и в России, Белоруссии и Западной Европе. Именно выпускниками Киевской академии были основаны первые высшие учебные заведения России, среди которых Славяно-греко-латинская Московская академия.

      В академии сформировалась собственная хоровая и композиторская школа, из числа самых славных учеников которой можно назвать Д. Бортнянского, М. Березовского, А. Веделя и др.

      После основания в 1755 году Московского университета, значение академии снизилось. Образование в 1805 году Харьковского университета лишило Киево-Могилянскую академию прежней роли высшего учебного заведения. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года Академия была закрыта. В 1819 году вновь была открыта как Киевская духовная семинария, а затем академия. В советское время на её территории располагалось военно-морское политическое училище.

      На сломе образовательных систем.

      Значение Киево-Могилянской академии сложно переоценить. С нее начался мощный импульс национальной самоиндификации украинского народа, православная вера получила мощную инъекцию антикатолического иммунитета. С другой стороны, с этой же академии началось понимание духовного образования, как системы начетничества и книжного энциклопедизма. Преподавание богословских дисциплин сводилось к внешней стройности теоретических знаний нередко в ущерб деятельному духовному опыту.

      Сама новая система образования была продиктована интеллектуальным направлением западного католического богословия, которое утверждало что ум человека, поскольку он создан по образу Божию, сам по себе познаёт всё истинно. Этот взгляд породил научный оптимизм, имевший постулатом мысль, что рассудочное познание объективно (т.е. познает объект как он, в действительности, есть), ибо познаёт тем же способом, что и ум Божий. При этом бурное развитие естественных наук и технологий казалось видимым подтверждением правильности выбранного пути.

      То, что было прогрессивным и востребованным в определённую историческую эпоху, стало постоянным и непреходящим явлением в системе богословского образования РПЦ. Начиная с шестнадцатого века, какие бы учебные заведения не появлялись в Православной церкви, все они будут созданы по принципу схоластических образовательных моделей западного образца.

      Протоиерей Иоанн Мейендорф показал, что существует большая разница между простой живой проповедью ранней Церкви и современным катехизисом, с его тщательно разработанной структурой философских категорий и частностей.

      Для меня так и остался открытым вопрос: в чем же должна заключаться модернизация богословской подготовки, чтобы она стала не просто человеческой попыткой расчленить гармонию Милосердия и Откровения систематизацией человеческого разума? Я, конечно же, не отрицаю необходимость изучения богословских дисциплин, я лишь веду речь о том, что без взаимосвязи ума и сердца, они теряют свое аксиологическое значение.

      Бог создал людей так, что, даже находясь в гордыне, самонадеянности, они остаются еще способными спрашивать Бога. Людей, вопрошающих Церковь, заботят не наши слова, а слова Бога через нас. С началом перестройки Православные храмы были забиты народом, который пришел увидеть Бога. Но постепенно количество людей, приходящих в церковь постоянно, стало уменьшаться. Почему это произошло? Мне кажется, что ответ на этот вопрос заключается в следующем. Людям надоело слушать о Христе. Они хотят Его видеть. Мы много лет говорим о Нем, проповедуем, рассуждаем, и лишь единицам из нас удалось Его показать людям в себе. В этом трагедия нашей проповеди, и в том числе книжного богословия.


      Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

      Читайте также: