Кеттелл раймонд бернард вклад в психодиагностику кратко

Обновлено: 05.07.2024

Выдающийся британский психолог Реймонд Кеттелл внес большой вклад в развитие дифференциальной психологии. Ему принадлежит одна из наиболее влиятельных теорий личности, он также разработал теорию подвижного и кристаллизированного интеллекта. Но больше всего он известен как создатель 16-факторной модели личности, о которой слышал каждый, кто хоть немного интересовался психологией.

Реймонд Кеттелл родился 20 марта 1905 года в Стаффордшире, рос с двумя братьями. В семье он был единственным, кто получил высшее образование, но семья все равно считалась вполне благополучной. Позже, занимаясь психологией, Реймонд протестировал своих родителей на уровень интеллекта. Показатель отца равнялся 120, матери — 150, и оба этих результата намного выше среднего.

Первая мировая война многое изменила в жизни Кеттелла. Он был слишком юн, чтобы служить, но каждый день наблюдал, как привычный морской курорт, где он жили с родителями, превращается в место, обезображенное войной и ее последствиями: санатории стали госпиталями, каждый день поступали раненые. Сам Кеттелл вспоминал, что именно тогда его впервые посетило понимание скоротечности жизни и он понял, что жизнь надо улучшать настолько, насколько возможно.

После школы Реймонд получил образование в Лондонском королевском колледже, где изучал химию и физику, но, несмотря на явные успехи в этой области, решил заняться психологией. Докторскую степень по психологии Реймонд получил в 1929 году, после чего сотрудничал со многими университетами — Колумбийским университетом в Нью-Йорке, Университетом Кларка, Гарвардом, Иллинойсским университетом (здесь он заведовал лабораторией по исследованию личности и анализу группового поведения). В Университете штата Иллинойс Кеттелл проработал 30 лет, и это были самые продуктивные годы в его долгой и насыщенной жизни.

Благодаря психометрическим исследованиям Кеттелл смог создать оригинальную теорию личности, согласно которой личность — это система черт, которые делятся на исходные и поверхностные. Исходные черты — это настоящие внутренние силы личности, которые во многом определяют все внешние проявления. Поверхностные черты — это продукт взаимодействия исходных черт, и они не столь важны.

Кеттелл считал, что исходные черты могут быть наследственными или же формироваться под влиянием среды. Также Кеттелл поделил черты по принципу модальности: динамические, которые приводят к действию в определенном направлении; черты-способности, которые определяют эффективность достижения цели; темпераментальные, которые связаны с внутренними мотивами личностных реакций.

На основе этой теории Кеттелл создал известное уравнение, которое призвано характеризовать и предсказывать реакцию и поведение человека. Кеттелл был убежден, что формирование личности во многом определяется социокультурным окружением — семьей, школой, компанией сверстников, религией, политическими взглядами и даже нацией.

За год до смерти Кеттелл был представлен к самой престижной награде Американской психологической ассоциации — золотой медали за выдающийся вклад в науку. Однако история осложнилась тем, что на Кеттелла подали жалобу, якобы усмотрев в его трудах расистские настроения. Вручение награды было отложено до момента, пока специальный комитет не изучит обвинения.

В итоге решение было принято в его пользу, но до этого момента, он, к сожалению, уже не дожил: 2 февраля 1998 года 91-летний Реймонд Кеттелл умер в своем доме в Гонолулу. Его похоронили на холме на берегу моря.

  • Описание и измерение личности
  • Личность: системное теоретическое и фактическое исследование
  • Личностное и мотивационное структурное измерение
  • Научный анализ личности
  • Наследование личности и способностей
  • Бейондизм: религия от науки



Известно, что женщины реже поступают в технические вузы, а поступив, чаще бросают учебу по сравнению с мужчинами. Открытая дискриминация в отношении женщин в наше время встречается все реже, однако скрытые предубеждения могут сохраняться.

С черно-белой фотографии на меня внимательно смотрит девочка с бантиками. Это моя фотография. С тех пор изменился мой рост, вес, черты лица, интересы, знания и привычки. Даже молекулы во всех клетках тела успели полностью смениться несколько раз. И все же я уверена, что девочка с бантиками на фотографии и взрослая женщина, держащая фотографию в руках, — один и тот же человек. Как такое возможно?

Рэймонд Бернард Кеттел - автор теории черт

Рэймонд Бернард Ке́ттел (Raymond Bernard Cattell) — британский и американский психолог, автор 16-факторной модели личности.

Родился 20 марта 1905 года – в городе Стаффордшир, Англия. Средний сын в семье, не удостоенный внимания отца, но находящийся под опекой матери, был в относительной свободе. Проводил время, исследую на собственной лодке побережье или же просто бродил по брегу моря.

Обучение

В 1921 году в возрасте 16 лет поступил в Королевский колледж при Лондонском университете, изучая химию и физику. В 1924 году получил степень бакалавра по химии. Диплом же он посвятил психологии – и защитил его с отличием.

В 1929 году получил степень доктора философии. Работая в качестве аспиранта в лаборатории Чарьза Спирмена, помогал в исследованиях способностей человека.

Деятельность

Вплоть до 1932 года читал лекции в Университетском колледже города Экзетер. Переехал в Лейсестер, заняв пост директора детской клиники при городской психиатрической больнице. В течение пяти лет работы также смог уделить время исследованиям касательно измерения человеческого интеллекта. В то же время опубликовал несколько статей и даже книгу.

В 1949 году стал одним из основателей организациии, продвигающей в научно-медицинских кругах разработанные Лабораторией личностного и группового анализа тестов и методик - Института тестирования личности и способностей (IPAT).

В 1973 году переехал в Боулдер, основав Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 г. стал консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе. Умер естественной смертью, дожив до 92 лет, – 2 февраля 1998 года, в своем доме на Гавайях.

Реймонд Бернард Кеттел

Работы

Теория черт

Уникальная теория личности, позволяющая анализировать поведение при помощи статистического анализа. В этой теории описаны черты личности, выявленные при помощи факторного анализа.

Анализ был произведен на основании данных, полученных из трех источников:

  • поведение человека в определенных жизненных ситуациях, а также оценка хорошо знающими его людьми;
  • поведение человека в специально моделируемой тестовой ситуации;
  • самооценка человека, на основе заполненных им анкет.

Черта личности – это относительно постоянная тенденция реагировать на определенных ситуации определенным образом. Личность же позволяет предсказать поведение человека в той или иной ситуации. По мнению Кеттела, главные отличия людей образованы различными комбинациями основных черт.

Автор поделил все черты на два типа:

  • Исходные – отвечают за типичные формы поведения и закреплены в глубоких слоях личности, отличаются постоянством и закономерностями в проявлении.
  • Поверхностные – управляются исходными, наблюдаются в связке друг с другом. Так, нерешительность, суетность, беспокойство и тревожность - связка, являющаяся поверхностной чертой невротизма.

Тест Кеттелла для 12-18 лет

Адаптированный для школьников тест, в течение 30-40 минут позволяющий диагностировать 14 различных личностных факторов.

Книги

За свою жизнь Кеттел написал 55 книг и более 500 статей. Вот список наиболее значительных работ в направлении систематического исследования личности человека:

Наследие

Работа в Институте тестирования личности и способностей (IPAT) была продолжена его дочерью - Хитер Кеттелл.

Пройдите тест Кеттела прямо сейчас!

Для прохождения теста Кеттела по определению личностных факторов прямо на нашем сайте от Вас не потребуется ни плата, ни регистрация.


Раймонд Кэттелл — один из самых влиятельных и оригинальных психологов, работавших в области индивидуальных различий интеллекта и личности, психометрики и генетики поведения,
его многочисленные труды явились неоценимым вкладом
в развитие научной психологии.
Многие его открытия стали достоянием человечества.
Редкий психолог заслуживает столь высокого признания
проделанной им работы.

Ганс Айзенк

ИНТЕЛЛЕКТ ПО НАСЛЕДСТВУ

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК

ПРОПУСТИТЬ ЧЕРЕЗ СЕБЯ

ЗА ОКЕАНОМ

ТРИ ИСТОЧНИКА

НЕ ПО ЗУБАМ

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ

Он появился на свет 20 марта 1905 г. в деревеньке Хиллтоп близ Бирмингема. Кстати, по английским меркам деревенское происхождение весьма престижно – крупные города населены в основном представителями низших классов, тогда как каждая солидная семья непременно имеет сельское домовладение. Семья Кеттелла, безусловно, принадлежала не к низшим классам – с начала ХIХ в. она владела довольно крупной фабрикой, закрывшейся лишь в 1929 г. в пору экономического кризиса. Правда, Раймонд стал первым в своей семье и единственным из трех братьев (он был средним), кто получил высшее образование – по понятным причинам не пользуясь поддержкой и одобрением родных. Его родители, хоть образования и не имели, но были людьми весьма неглупыми. Когда, став психологом, Раймонд решился протестировать их интеллект, то выяснилось, что его отец, Альфред Эрнст Кеттелл, обладает IQ 120, а мать, Мэри Филд, – и того выше, целых 150.




Защитив диссертацию, Кеттелл стал лектором в Юго-Западном Университете (ныне Университет г. Эксетер) и проработал там до 1932 г. В декабре 1919 г. он женился на художнице Монике Кэмпбелл, два года спустя в семье родилась дочь (ныне – известный хирург-ортопед). Однако семейная жизнь Кеттелла не сложилась, в 1934 г. брак распался. Лишь через много лет он женился снова, и на сей раз удачно – со второй женой Хитер он прожил до конца своих дней.

В 30-е годы в Англии профессиональные возможности для психолога были весьма ограничены, по крайней мере значительно скромнее, чем в Америке. Поэтому не приходится удивляться, что получив лестное предложение от Э.Торндайка стать его ассистентом в Колумбийском университете, Кеттелл охотно его принял. В ту пору он, правда, не собирался переселяться в Америку, полагая, что его заокеанский круиз продлится не более года. Однако в Англию с той поры он хотя и многократно возвращался, но уже только в гости – его новым домом стала Америка. Здесь он некоторое время проработал в Университете Кларка, а также в Гарварде, где познакомился Г. Оллпортом, общение в которым значительно повлияло на формирование его теории.

В годы Второй Мировой войны Кеттелл, как и большинство американских психологов, работал по заказу Министерства обороны над созданием психодиагностических методик, применявшихся для отбора офицерского состава. Тут ему впервые пришлось трудиться в составе сплоченной команды, занятой совместным решением общей проблемы, что было совсем не свойственно университетскому стилю работы. После окончания войны он наконец нашел место, предоставлявшее возможность проводить академические исследования именно так. Как ему этого хотелось, – место директора Лаборатории изучения и оценки личности при Университете штата Иллинойс. На этом посту Кеттелл проработал 30 лет, оказавшиеся самыми продуктивными в его научной карьере. Кроме того в 1949 г. Кеттелл стал одним из основателей Института тестирования личности – организации, которая в частности занималась распространением и популяризацией в научных и медицинских кругах тех методик, которые разрабатывались Лабораторией изучения и оценки личности. До сего дня дело отца в Институте продолжает одна из его дочерей, Хитер.

После отставки в 1973 г. Кеттелл некоторое время работал в Колорадо, а в 1979 г. принял предложение занять должность профессора-консультанта Гавайского университета в Гонолулу. Здесь, посреди Тихого океана, он и провел последние годы своей жизни, продолжая весьма продуктивную научную работу.

Еще в 60-е годы начав серию исследований природы и структуры способностей, Кеттелл выдвинул собственную теорию, согласно которой человеческие способности имеют иерархическую организацию. Им научный обиход введены понятия так называемого текучего ( fluid ) и кристаллизированного ( cristallyzed ) интеллекта. [15]По мнению Кеттэла, текучий интеллект составляют способности решать новые проблемы, тогда как кристаллизированный интеллект отвечает за репродуктивную умственную деятельность. Кристаллизированные способности наращиваются в течение всей жизни и в значительной мере подвержены внешним воздействиям, текучие являются преимущественно врожденными, они особенно интенсивно развиваются в детстве, достигают своего пика в юности и снижаются к старости.

Здравомыслящие люди не перевелись еще и в Америке, и многие из них решились встать на защиту Кеттелла. Некоторые психологи даже демонстративно покинули ряда АПА в знак протеста против бесхребетной и ханжеской позиции ее президиума. Не желая обострять конфликт 91-летний (!) ученый предложил АПА отказаться от рассмотрения своей кандидатуры на представление к награде. До разрешения скандальной склоки (в его, кстати, пользу) Кеттелл не дожил. 2 февраля 1998 г. он умер в своем доме в Гонолулу и был похоронен на холме на морском берегу.

Под небом просторным, в подлунном краю

Меня положите в могилу мою.

С улыбкою жил – и в последний приют

С улыбкой сойти я готов.

Камень могильный покройте строкой:

«Вот он покоен, искавший покой —

Моряк возвратился с моря домой,

(1905–1998)

Он появился на свет 20 марта 1905 г. в деревеньке Хиллтоп близ Бирмингема. Кстати, по английским меркам деревенское происхождение весьма престижно – крупные города населены в основном представителями низших классов, тогда как каждая солидная семья непременно имеет сельское домовладение. Семья Кеттелла, безусловно, принадлежала не к низшим классам – с начала ХIХ в. она владела довольно крупной фабрикой, закрывшейся лишь в 1929 г. в пору экономического кризиса. Правда, Раймонд стал первым в своей семье и единственным из трех братьев (он был средним), кто получил высшее образование – по понятным причинам не пользуясь поддержкой и одобрением родных. Его родители, хоть образования и не имели, но были людьми весьма неглупыми. Когда, став психологом, Раймонд решился протестировать их интеллект, то выяснилось, что его отец, Альфред Эрнст Кеттелл, обладает IQ 120, а мать, Мэри Филд, – и того выше, целых 150.

Защитив диссертацию, Кеттелл стал лектором в Юго-Западном Университете (ныне Университет г. Эксетер) и проработал там до 1932 г. В декабре 1919 г. он женился на художнице Монике Кэмпбелл, два года спустя в семье родилась дочь (ныне – известный хирург-ортопед). Однако семейная жизнь Кеттелла не сложилась, в 1934 г. брак распался. Лишь через много лет он женился снова, и на сей раз удачно – со второй женой Хитер он прожил до конца своих дней.

В 30-е годы в Англии профессиональные возможности для психолога были весьма ограничены, по крайней мере значительно скромнее, чем в Америке. Поэтому не приходится удивляться, что получив лестное предложение от Э.Торндайка стать его ассистентом в Колумбийском университете, Кеттелл охотно его принял. В ту пору он, правда, не собирался переселяться в Америку, полагая, что его заокеанский круиз продлится не более года. Однако в Англию с той поры он хотя и многократно возвращался, но уже только в гости – его новым домом стала Америка. Здесь он некоторое время проработал в Университете Кларка, а также в Гарварде, где познакомился Г. Оллпортом, общение в которым значительно повлияло на формирование его теории.

В годы Второй Мировой войны Кеттелл, как и большинство американских психологов, работал по заказу Министерства обороны над созданием психодиагностических методик, применявшихся для отбора офицерского состава. Тут ему впервые пришлось трудиться в составе сплоченной команды, занятой совместным решением общей проблемы, что было совсем не свойственно университетскому стилю работы. После окончания войны он наконец нашел место, предоставлявшее возможность проводить академические исследования именно так. Как ему этого хотелось, – место директора Лаборатории изучения и оценки личности при Университете штата Иллинойс. На этом посту Кеттелл проработал 30 лет, оказавшиеся самыми продуктивными в его научной карьере. Кроме того в 1949 г. Кеттелл стал одним из основателей Института тестирования личности – организации, которая в частности занималась распространением и популяризацией в научных и медицинских кругах тех методик, которые разрабатывались Лабораторией изучения и оценки личности. До сего дня дело отца в Институте продолжает одна из его дочерей, Хитер.

После отставки в 1973 г. Кеттелл некоторое время работал в Колорадо, а в 1979 г. принял предложение занять должность профессора-консультанта Гавайского университета в Гонолулу. Здесь, посреди Тихого океана, он и провел последние годы своей жизни, продолжая весьма продуктивную научную работу.

Еще в 60-е годы начав серию исследований природы и структуры способностей, Кеттелл выдвинул собственную теорию, согласно которой человеческие способности имеют иерархическую организацию. Им научный обиход введены понятия так называемого текучего ( fluid ) и кристаллизированного ( cristallyzed ) интеллекта. [15]По мнению Кеттэла, текучий интеллект составляют способности решать новые проблемы, тогда как кристаллизированный интеллект отвечает за репродуктивную умственную деятельность. Кристаллизированные способности наращиваются в течение всей жизни и в значительной мере подвержены внешним воздействиям, текучие являются преимущественно врожденными, они особенно интенсивно развиваются в детстве, достигают своего пика в юности и снижаются к старости.

Здравомыслящие люди не перевелись еще и в Америке, и многие из них решились встать на защиту Кеттелла. Некоторые психологи даже демонстративно покинули ряда АПА в знак протеста против бесхребетной и ханжеской позиции ее президиума. Не желая обострять конфликт 91-летний (!) ученый предложил АПА отказаться от рассмотрения своей кандидатуры на представление к награде. До разрешения скандальной склоки (в его, кстати, пользу) Кеттелл не дожил. 2 февраля 1998 г. он умер в своем доме в Гонолулу и был похоронен на холме на морском берегу.

Рэймонд Бернард Кеттел (англ. Raymond Bernard Cattell; 20 марта 1905 — 2 февраля 1998) — британский и американский психолог, автор 16-факторного личностного опросника, сторонник теории черт личности, автор теории гибкого и кристаллизированного интеллекта.

16-факторный личностный опросник — психодиагностическая методика, разработанная институтом под руков.

Психологи и философы. Кратко описан вклад в науку.

Кеттелл Рэймонд Бернард (1905-1998) - англо-американский ученый-теоретик в области изучения личности.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Читайте также: