Кельтский мир в раннее средневековье кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первая волна кельтских переселенцев пришла в Британию около 700 г. до н. э. Это были гэлы (или гойдели). Они распространились по всей территории Британских островов, очевидно, мирно смешавшись с местным населением. Правда, появление указанных выше укрепленных пунктов позволяет предполагать не только мирную ассимиляцию, но для суждений по этому поводу нет достаточных данных. В настоящее время язык гэлов сохранился лишь в некоторых районах Ирландии, на севере Шотландии и на острове Мэн.

Около 400 г. до н. э. на острова переселяются из Галлии родственные гэлам бритты. Они ведут себя, как завоеватели. Примерно в это время появляются в Британии железные орудия и оружие, колесницы. Возникают укрепленные форты.

Около 200 г. до н. э. в Британию вторгаются белги из северной Галлии. Они расселяются к югу от Темзы и оттесняют местное население, отчасти смешиваясь с ним.

Жизнь кельтов Британии во II–I вв. до н. э. была во многом похожа на жизнь кельтских племен, обитавших в Галлии. Кельты Британии распадались на племена. Союзы между этими племенами носили очень непрочный характер. Племена делились на роды. Господствовали отношения патриархата, хотя пережитки матриархата были еще сильны. Земля находилась, как правило, в общинной собственности, но в более развитых районах выделились крупные земельные владения родовой и военной знати. Уже в эпоху появления гэлов можно говорить о зависимых людях и о вождях и родовой знати. Гэльские вожди и знать усилились благодаря эксплуатации коренного населения Британии.

На юге и на востоке Британии население занималось земледелием. Землю обрабатывали легким плугом. Поля имели квадратную форму; их вспахивали дважды. Только к концу кельтского периода появился тяжелый плуг. В холмистых районах севера и запада острова население занималось преимущественно скотоводством. Развитое земледелие юго-восточных районов превратило последние в житницу не только Британии, но и континента: хлеб сделался одной из важнейших статей вывоза.

Появились города; менее значительные были просто деревнями, укрепленными частоколом, но наряду с ними были и крупные городские центры: Лондиний (Лондон), Веруламий — приблизительно на месте будущего Сент-Олбанса, Камулодун — на месте Колчестера. Города эти имели развитое ремесло и вели торговлю. В Британии добывалось железо, медь, олово (Корнуолл), золото (Ирландия), свинец. Добывался жемчуг. Металлы и жемчуг вывозили из Британии сначала финикийцы, затем греки и римляне. Римляне называли страну по имени бриттов — Британией, а также Альбионом.

У Британии были постоянные связи с Галлией, большое значение приобрел Лондиний. Кельты Британии имели деньги в виде железных брусков (как неотделанные мечи); началась также чеканка золотой монеты по образцу греческой (македонской).

Очень большое место в жизни британских кельтов занимали жрецы-друиды, имевшие единую организацию с друидами Галлии. Центр друидов находился на острове Англси. Друидические божества обитали, по убеждению кельтов, в священных рощах, ручьях, горах. Друиды были могущественны: они обладали высшим авторитетом в области права, морали, воспитания.

Многое неясно в религии друидов, но захоронения, особенно богатые захоронения в курганах (например, предполагаемая могила Кунобелина), свидетельствуют неоспоримо о вере в бессмертие души. Найдены погребальные дроги из дерева и железа, много вещей обихода, оружия, ювелирных изделий. Все вещи попорчены, чтобы они были также мертвы и могли служить умершему за гробом. Друиды совершали и человеческие жертвоприношения. Корни друидической религии уходят в верования бронзового века.

Вещи, найденные в захоронениях, позволяют представить искусство кельтских ремесленников, работавших по железу и бронзе и создавших совершенно особенный орнамент, по которому можно судить об этнической принадлежности этих предметов.

Кельтские племена в период II–I столетий до н. э. вели между собой постоянные войны; их военные вожди стремились к новым землям и добыче. Об этом свидетельствуют пограничные рвы (более 30 метров шириной и 100 метров глубиной), а также наличие многих укрепленных пунктов, заново возведенных или сооруженных на месте старых военных укреплений (Мейден Касл).

II период

II период Обращаюсь к изучению второго периода нашей истории, продолжавшегося с XIII до половины XV в. Наперёд отмечу главные явления этого времени, которые составят предмет нашего изучения. Это были коренные перемены русской жизни, если сопоставить их с главными явлениями

IV период

IV период Мы остановились перед IV периодом нашей истории, последним периодом, доступным изучению на всем своем протяжении. Под этим периодом я разумею время с начала XVII в. до начала царствования императора Александра II (1613—1855 гг.). Моментом отправления в этом периоде можно

Доримский/кельтский период железного века (около 500 г. до н. э. – начало н. э.)

Доримский/кельтский период железного века (около 500 г. до н. э. – начало н. э.) /26/ В период перехода от бронзового века к железному климат на севере стал более прохладным и влажным, чем ранее, и столь неблагоприятным для человека, что один ученый позже назвал эти

Реакция в межвоенный период и возврат к управляемой экономике в период Второй мировой войны

Реакция в межвоенный период и возврат к управляемой экономике в период Второй мировой войны Современникам этих событий и тем, кому посчастливилось выжить в подобных испытаниях, развязка могла показаться абсурдной. Стоило вооруженным действиям закончиться, как

Глава 2 КЕЛЬТСКИЙ МИР ДРУИДОВ

Глава 2 КЕЛЬТСКИЙ МИР ДРУИДОВ ИСТОЧНИКИ Упоминания о друидах у классических авторов относятся к периоду с конца III века до н. э. вплоть до IV века н. э. и касаются Западной Европы (почти исключительно Галлии и Британии). Самые ранние народные ирландские повести представляют

Глава 10. Кельтский след в истории и языках мира

Глава 10. Кельтский след в истории и языках мира Вот и закончился далеко не полный рассказ о древних кельтах. Но история кельтских народов на этом не кончается. Кельты не вымерли как мамонты, не исчезли со страниц летописей, но чем дальше, тем скромнее становилась их роль.Мы

Классический период, или период расцвета

Классический период, или период расцвета Ранний этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. Изобретение ступенчатого свода, или "ложной арки", у майя. Храмы и резиденции правящего класса с каменными

Постклассический период, или период распада

Постклассический период, или период распада Ранний этап. Прекращение культурной деятельности в крупных классических церемониальных центрах. Давление варварских народов на северную границу Мезоамерики; этнические передвижения из центра Мексики к югу и юго-востоку;

Период I-й.

Период I-й. Отцом церковной истории считается Евсевий, епископ Кесарии Палестинской (338). Он составил четыре исторических сочинения разного достоинства и значения:1. Хронику (. . ), в двух книгах, краткую историю мира от начала и до своего времени, при чем главное

Кельтский пантеон

Кельтский пантеон Как уже говорилось, Цезарь, описывая Галлию, отмечал, что кельты поклоняются тем же богам, что и римляне, только под другими именами. Поэтому он называл кельтских богов привычными для римлян именами: Аполлон, Марс, Юпитер, Минерва. Римские названия должны

Родиной кельтов была территория к северу и западу от Альп, от Атлантического побережья Франции до Австрии и Чехии. Отсюда они рассеились, с одной стороны, на британские острова, в Испанию С Италию, с другой – на средний Дунай и балканы.

Начало кельтского освоения Британских островов относится к сер. I тыс. до нэ. Не исключено, что Ирландию они заселили, минуя Британию, через Аквитанию. Британия же была заселена выходцами из С Галлии.

К началу Средневековья на Британских островах сосуществовали очень разные по языку, культуре и социальному развитию племена. Вторжение германцев, которое не затронуло, Ирландию развело их ещё больше. Но при всех различиях у них есть и сходства.

Общим для средневековых кельтов было их географическое положение на западной окраине Европы и связанная с этим замкнутость, приведшая к тому, что очень долго они развивались, почти не испытывая влияния извне. Общим является и среда обитания: гористые местности, удобные для скотоводства и, непригодные для земледелия. Сочетание этих факторов способствовало консервации Р-П строя.

Общественный строй др. кельтов долгое время осмыслялся в рамках, так называемой, клановой теории, возникшей в 19 в. Гэльское слово клан означает дети. Члены клана носили одно родовое имя, считались равными в независимости от имущественного положения, и были обязаны вождю не повинностями, а воинской службой. К 13 в. главы родов получили высшие придворные титулы и при поддержке колоны начали наращивать свои возможности и постепенно превратились в феодальных господ.

Социальная организация кельтов в раннее средневековье имела не столько родовой, сколько территориальный облик Ирландский туат и валлийский гулад не были племенем в привычном смысле слова: родовые связи были слабы и ей, безусловно, не принадлежало коллективной собственности на землю.

В других кельтских странах развитие пошло несколько иным путем. Валлийцы (надеюсь, все знают кто это. Простите за мой глупый юмор, просто мои часы показывают пол 3 ночи) не знали королевской власти как таковой. В Шотландии, отличавшимся пестрым этическим составом, управление на местах находилось в руках родовых старейшин, понемногу превращавшихся в князей; сначала их называли мормер, затем эрл. Тем не менее к концу Средневековья в Шотландии сложилась довольно сильная королевская вл.

Поподробнее о королях, власть кельтского короля эволюционировала от сакральной к военной. Они не издавали законов, не вводили налогов, подданные обязаны были идти с королем на войну, оказывать ему знаки уважения. Королевская власть была органичена обычаями, хранителями которых выступали друиды, брегоны и филиды, а также народным собранием, которое могло даже сместить правителя.

Ирландия: Римляне не пытались её подчинить и даже не проявляли к ней особого интереса – вероятно, потому, что не видели в ней источника ни военной угрозы, ни подлинно ценных ресурсов.

Ирландцы вышли на историческую арену Европы на рубеже 4-5 вв., когда начались их набеги на побережье Британии. К этой же эпохе относится христианизация Ирландии, связанное с именем св. Патрика. Патрик был в юности захвачен пиратами и несколько жил в Ирландии в качестве раба-пастуха, затем бежал. Ему было видение, что он должен обратить жителей Ирландии в истинную веру. Согласно церковной традиции, Патрик отправился учиться в Галлию. Верховный король Лоэгайре, видевший в Патрике прежде всего мудреца, разрешил ему проповедовать новую веру. Успех его миссии превзошли все ожидания: уже к концу его жизни (461 г.) христианство прочно укоренилось на острове.

Ирландская церковь была, несомненно, католической. Но из-за изоляции Ирландии её церковная организация чем дальше, тем больше отличалась от римской. Например, у кельтского священнослужителя тонзура находилась на лбу, а у римского на темени. Отношения между организациями обострились в 7 в., когда кельтские и римские миссионеры столкнулись в Британии. Собор в Уитби (664 г.) признал правильность римских церковных обычаев и кельтская церковь оказалась отгорожена от остального христианского мира.

Несмотря на активные религиозные контакты Ирландии и торговые связи с Шотландией и Уэльсом, характерной чертой Ирландии была обособленность и даже изоляция.

Поворотным моментом стал 795 г., когда у берегов Ирландии оказались норманны. Двести с лишним лет они грабили и насиловали, уничтожая селения и уводя жителей в рабство. Но норманны оказались той силой, которая начала выводить страну из изоляции. Именно норманны основали первые ирландские города, в том числе, Дублин, Лимерик, которые стали центрами торговли. Норманны же первыми стали чеканить монету.

Ирландцы не раз изгоняли норманнов из того или иного города, но закрепиться в них не пытались, а иногда их попусту сжигали. Очевидно, (X в.) ирландское общество не достигло того уровня, когда возникает потребность в городах.

Темпы развития Ирландии в 11-12 вв. оставались замедленными, но она, несомненно, развивалась. Города наконец перестали быть чужеродным телом. Расширились торговые связи.

Шотландия: В начале средневековой эпохи на территории Шотландии существовало 4 протогосударственных образования, имевших племенную основу: на севере – королевство пиктов; на с-з – королевство скоттов Дал Риада; на ю-з – королевство бриттов Стратклайд; ю-в – королевство англов Нортумбрия.

В 843 г. скотты и пикты создали гос-во во главе с Кеннетом Мак Алпином. Столицей стал городок Скон, удаленный от моря и потому лучше защищенный от норвежцев, которые появились у берегов Шотландии в 794 г. В сер. 11 века столица перенесена в Перт.

История Шотландии во многом определялась взаимоотношениями с Англией. С начала 10 в. норвежцы стали втягивать Шотландию в свои конфликты с объединившейся Англией. Конфронтация вылилась в то, что Константин II признал себя вассалом Англии.

Уэльс: Запад Британии был освоен римлянами сравнительно слабо. На всем протяжении их владычества здесь сохранялись заметные формы племенной организации. Города здесь не возникали, редки были и виллы, преобладали хутора.

С к. 6 века он оказался главным оплотом сопротивления германцам и последним бастионом римской культуры и христианства. Впрочем, массовая христианизация Уэльса произошла лишь в 6-8 вв. благодаря деятельности св. Давида и других кельтских святых.

Победив бриттов под Деорхемом (577 г.), англы заняли г. Глев, отрезав Уэльс с юго-запада. В 613 г. они взяли г. Дева (Честер), разъединив валлийских и шотландских кельтов. С этого времени начинается история Уэльса как такового.

В 850 г. на Уэльс впервые напали норманны. Исключая побережье, они не обосновывались на одном месте, предпочитая молниеносные атаки вглубь страны за рабами и металлом.

Раннесредневековый Уэльс представлял собой конгломерат не менее 17 небольших княжеств, почти никогда не знавших политического единства. Выделить стоит Гвиденд и Поуис на севере, Гламорган на юге, Гвент на ю-в. Первый опыт объединения Уэльса связан с именем Родри Великого из Гвиденда, однако, после его смерти в 950 г. Уэльс снова распался. До конца раннего средневековья он не знал единства.

Родиной кельтов была территория к северу и западу от Альп, от Атлантического побережья Франции до Австрии и Чехии. Отсюда они рассеились, с одной стороны, на британские острова, в Испанию С Италию, с другой – на средний Дунай и балканы.

Начало кельтского освоения Британских островов относится к сер. I тыс. до нэ. Не исключено, что Ирландию они заселили, минуя Британию, через Аквитанию. Британия же была заселена выходцами из С Галлии.

К началу Средневековья на Британских островах сосуществовали очень разные по языку, культуре и социальному развитию племена. Вторжение германцев, которое не затронуло, Ирландию развело их ещё больше. Но при всех различиях у них есть и сходства.

Общим для средневековых кельтов было их географическое положение на западной окраине Европы и связанная с этим замкнутость, приведшая к тому, что очень долго они развивались, почти не испытывая влияния извне. Общим является и среда обитания: гористые местности, удобные для скотоводства и, непригодные для земледелия. Сочетание этих факторов способствовало консервации Р-П строя.

Общественный строй др. кельтов долгое время осмыслялся в рамках, так называемой, клановой теории, возникшей в 19 в. Гэльское слово клан означает дети. Члены клана носили одно родовое имя, считались равными в независимости от имущественного положения, и были обязаны вождю не повинностями, а воинской службой. К 13 в. главы родов получили высшие придворные титулы и при поддержке колоны начали наращивать свои возможности и постепенно превратились в феодальных господ.

Социальная организация кельтов в раннее средневековье имела не столько родовой, сколько территориальный облик Ирландский туат и валлийский гулад не были племенем в привычном смысле слова: родовые связи были слабы и ей, безусловно, не принадлежало коллективной собственности на землю.

В других кельтских странах развитие пошло несколько иным путем. Валлийцы (надеюсь, все знают кто это. Простите за мой глупый юмор, просто мои часы показывают пол 3 ночи) не знали королевской власти как таковой. В Шотландии, отличавшимся пестрым этическим составом, управление на местах находилось в руках родовых старейшин, понемногу превращавшихся в князей; сначала их называли мормер, затем эрл. Тем не менее к концу Средневековья в Шотландии сложилась довольно сильная королевская вл.

Поподробнее о королях, власть кельтского короля эволюционировала от сакральной к военной. Они не издавали законов, не вводили налогов, подданные обязаны были идти с королем на войну, оказывать ему знаки уважения. Королевская власть была органичена обычаями, хранителями которых выступали друиды, брегоны и филиды, а также народным собранием, которое могло даже сместить правителя.

Ирландия: Римляне не пытались её подчинить и даже не проявляли к ней особого интереса – вероятно, потому, что не видели в ней источника ни военной угрозы, ни подлинно ценных ресурсов.

Ирландцы вышли на историческую арену Европы на рубеже 4-5 вв., когда начались их набеги на побережье Британии. К этой же эпохе относится христианизация Ирландии, связанное с именем св. Патрика. Патрик был в юности захвачен пиратами и несколько жил в Ирландии в качестве раба-пастуха, затем бежал. Ему было видение, что он должен обратить жителей Ирландии в истинную веру. Согласно церковной традиции, Патрик отправился учиться в Галлию. Верховный король Лоэгайре, видевший в Патрике прежде всего мудреца, разрешил ему проповедовать новую веру. Успех его миссии превзошли все ожидания: уже к концу его жизни (461 г.) христианство прочно укоренилось на острове.

Ирландская церковь была, несомненно, католической. Но из-за изоляции Ирландии её церковная организация чем дальше, тем больше отличалась от римской. Например, у кельтского священнослужителя тонзура находилась на лбу, а у римского на темени. Отношения между организациями обострились в 7 в., когда кельтские и римские миссионеры столкнулись в Британии. Собор в Уитби (664 г.) признал правильность римских церковных обычаев и кельтская церковь оказалась отгорожена от остального христианского мира.

Несмотря на активные религиозные контакты Ирландии и торговые связи с Шотландией и Уэльсом, характерной чертой Ирландии была обособленность и даже изоляция.

Поворотным моментом стал 795 г., когда у берегов Ирландии оказались норманны. Двести с лишним лет они грабили и насиловали, уничтожая селения и уводя жителей в рабство. Но норманны оказались той силой, которая начала выводить страну из изоляции. Именно норманны основали первые ирландские города, в том числе, Дублин, Лимерик, которые стали центрами торговли. Норманны же первыми стали чеканить монету.

Ирландцы не раз изгоняли норманнов из того или иного города, но закрепиться в них не пытались, а иногда их попусту сжигали. Очевидно, (X в.) ирландское общество не достигло того уровня, когда возникает потребность в городах.

Темпы развития Ирландии в 11-12 вв. оставались замедленными, но она, несомненно, развивалась. Города наконец перестали быть чужеродным телом. Расширились торговые связи.

Шотландия: В начале средневековой эпохи на территории Шотландии существовало 4 протогосударственных образования, имевших племенную основу: на севере – королевство пиктов; на с-з – королевство скоттов Дал Риада; на ю-з – королевство бриттов Стратклайд; ю-в – королевство англов Нортумбрия.

В 843 г. скотты и пикты создали гос-во во главе с Кеннетом Мак Алпином. Столицей стал городок Скон, удаленный от моря и потому лучше защищенный от норвежцев, которые появились у берегов Шотландии в 794 г. В сер. 11 века столица перенесена в Перт.

История Шотландии во многом определялась взаимоотношениями с Англией. С начала 10 в. норвежцы стали втягивать Шотландию в свои конфликты с объединившейся Англией. Конфронтация вылилась в то, что Константин II признал себя вассалом Англии.

Уэльс: Запад Британии был освоен римлянами сравнительно слабо. На всем протяжении их владычества здесь сохранялись заметные формы племенной организации. Города здесь не возникали, редки были и виллы, преобладали хутора.

С к. 6 века он оказался главным оплотом сопротивления германцам и последним бастионом римской культуры и христианства. Впрочем, массовая христианизация Уэльса произошла лишь в 6-8 вв. благодаря деятельности св. Давида и других кельтских святых.

Победив бриттов под Деорхемом (577 г.), англы заняли г. Глев, отрезав Уэльс с юго-запада. В 613 г. они взяли г. Дева (Честер), разъединив валлийских и шотландских кельтов. С этого времени начинается история Уэльса как такового.

В 850 г. на Уэльс впервые напали норманны. Исключая побережье, они не обосновывались на одном месте, предпочитая молниеносные атаки вглубь страны за рабами и металлом.

Раннесредневековый Уэльс представлял собой конгломерат не менее 17 небольших княжеств, почти никогда не знавших политического единства. Выделить стоит Гвиденд и Поуис на севере, Гламорган на юге, Гвент на ю-в. Первый опыт объединения Уэльса связан с именем Родри Великого из Гвиденда, однако, после его смерти в 950 г. Уэльс снова распался. До конца раннего средневековья он не знал единства.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Острова Британии всегда считались истинной родиной всех кельтских племён. Они проживали на островах, которые располагались на севере и западе от альпийских гор и побережья Франции и Чехии с Австрией. Именно с этих земель, они стали переселятся на острова Британии, а также Италию, Испанию. Менее реже они переселялись на Балканы, среднюю сторону Дуная и даже в Азию.

Примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры, племена кельтов стали быстро осваивать земли Британских островов. В средневековые времена, на островах Британии находилось огромное количество различных племён, которые сильно отличались культурой своего народа, а также языком и письменностью. Социальная развитость племён также была довольно разной. Они были в основном замкнутыми племенами. Тут цари консервация родового и племенного строя. Эти племена были менее развитыми, чем их соседи германцы, франки, англосаксоны и конечно скандинавы. Христианство пришло на эти земли довольно рано, примерно в 6 веке. В это время стала довольно стремительно развиваться письменность латинскими буквами и весьма богатое литературное достояние.

У древних кельтов главное единицей общества служил не сам род, а огромная семья из нескольких поколений (в основном четыре поколения). Она чаще всего жила в отдельной усадьбе, которая была довольно сильно укреплена. В начале образования средневековья, большая семья уже самостоятельно не вели хозяйство совместно с остальными, но тем не менее, они по прежнему оставались собственниками коллективных земель, которые находились вокруг их усадьбы. Кельты социально организовывались не благодаря родовому строю, а благодаря территориальному облику. Туат Ирландии нельзя было назвать племенем. На землях Ирландии на тот момент находилось приблизительно около 150 различных туатов, в каждом из которых проживало по меньшей мере 3 000 человек. В каждом таком поселении был свой вождь и друид, который отвечал за лечение всех болезней травами и отварами. Также были люди, которые хранили память о прошлых подвигах их предков и могли рассказать о них молодому поколению. Был также и местный судья, который знал все обычаи племени, которые были основаны в самом начале их рода. В Ирландии была так называемая пятина, которая состояла из 5 главных областей этой страны. Возглавлял каждую область король, которому должны были подчинятся короли туатов, которые расположен на его территории, но не сам народ, проживающий в туатах. У верховного правителя всей Ирландии, была номанальная структура власти. Этот тип власти над государство не был наследственного типа, поэтому власть не могла принадлежать постоянно одному роду.

Племена виллийцев даже не подозревали о власти короля. В Шотландии выбор нового правителя ложился на плечи родовых старейшин.

Власть правителя кельтов постепенно начала эволюционировать от сакрального типа к военному строю. Оэнах – это собрание всех членов племён. В это время проходило собрание, торг и празднование. В туатах было несколько структур. Одна подразумевала под собой своих соплеменников, а другая в свою очередь чужаков. Также они делились на рабов и свободных людей. Немед – этим титулом называли людей, которые обладали священным статусом. К таким людям относились короли и прочие люди, которые занимали большие должности в правительстве страны.

Среди простого народа была некая градация. Она обуславливала положение в семье, её материальное благосостояние, а также правовые отношения с другими жителями туата, а также их репутацией.

В этой статье мы немного поговорим о кельтах, которые примерно с середины VIII в. до н. э. и до рубежа старой и новой эпох были настоящими хозяевами Европы.

На пике своей экспансии племена кельтов занимали территорию Франции, Бельгии, Швейцарии, Британских островов, северные районы Италии, значительные части Германии, Испании, Балканского полуострова. На этой карте мы видим европейские регионы, заселенные кельтами. Жёлтым цветом выделена область, где, как считают многие историки, селились самые первые кельтские племена:

Время кельтов


Расселение кельтов

Полагают, что именно кельты первыми в Европе научились изготавливать железные орудия труда. Кроме того, считается, что они были первыми европейцами, носившими штаны.

Диодор Сицилийский сообщает, что отличительной особенностью внешности кельтских воинов были яркая пестрая одежда (часто полосатая или в клетку), длинные усы и волосы, которые стояли торчком, подобно конской гриве (для этого кельты смачивали их в известке).

Основным занятием кельтов было земледелие и скотоводство.

Пика своего могущества кельты достигли в IV–III вв. до н. э. В 390 году (по другой версии – в 387) они даже разграбили Рим. В битве у реки Аллия вождь кельтского (галльского) племени сенонов Бренн решил атаковать не главные силы римлян, а их резервные части, расположившиеся на одном из холмов. Гордые квириты, решив, что галлы окружили их, бежали с поля боя.

Тит Ливий сообщает:



Paul Jamin. Бренн и часть его трофеев, картина 1893 г.

Однако сильного централизованного государства кельты так и не создали.

Первые сведения о кельтах

Первые дошедшие до нашего времени упоминания о кельтах содержатся в трудах Геродота – историка, жившего в середине V в. до н. э. Именно он и назвал племена, живущие на севере и западе от Эллады, кельтскими. Более поздние авторы приводят уже названия отдельных племен. Кельты, нападавшие на Македонию, Грецию и Малую Азию, были известны, как галаты.



Проникновение кельтов на Балканы, вторжение в Малую Азию



Греческий всадник сражается с пешими галатами, фрагмент вифинской стелы из Кутлука, начало III в. до н. э.

Но особенно удивлял и греков, и римлян обычай кельтов давать взаймы с условием выплаты долга после смерти – в загробном мире. Об этом писал, например, римский историк Валерий Максим.

Расселяясь на новые территории, кельты постепенно смешивались с другими племенами: иберами, лигурами, иллирийцами, фракийцами. На этой карте мы видим, как проходила экспансия кельтских племен.



Celtic expansion

Лишь некоторые из кельтских племен на протяжении долгого времени сохраняли свою идентичность. Таковыми были, например, лингоны и бойи. Расплатой за это стала их малочисленность. Так, Гай Юлий Цезарь утверждал, что в 58 году до н. э. чистокровных кельтов племени бойев было всего 32 тысячи, тогда как гельветов – 263 тысячи человек (в числе других многочисленных племен называются белги и арверны). В конце концов, бойи были вытеснены римлянами из Цизальпинской Галлии (Северная Италия) и обосновались на территории современной Чехии (центральная и северо-западная ее части), дав этим землям название Богемия (Boiohaemum). Здесь они встретились со славянами и были ассимилированы ими.

Другие кельтские племена северной Италии и южной Франции ещё до полного завоевания этих областей Римом подверглись значительной романизации.

Кельтские воины

Но как же выглядели эти туземцы древней Европы?

Большинство наших современников представляют их примерно так.

В самом худшем и кошмарном случае кельты и вовсе предстают вот в таком облике.



Asterix obelix

Между тем в Археологическом музее Стамбула имеется изображение кельтского воина II века до н. э.



Галатский наёмник Птолемееев. Надгробная стела из Сидона, II век до н. э. Археологический музей, Стамбул

А вот и другие изображения воинов-кельтов.



Кельтский воин, бронзовая статуэтка из южной Франции. V век до н. э.



Галльский всадник, рисунок на греческой вазе, Апулия. IV в. до н. э.



Терракотовая статуэтка кельтского воина. II–III вв. до н. э.

В 1876 году в Ла Горже Майле (Франция) было найдено двойное кельтское погребение с колесницей, которое датировали V в. до н. э.



Двойное погребение с колесницей в Ла Горже Майле

Специалистами лаборатории визуальной криминалистики под руководством Филиппа Фроша была проведена реконструкция лиц воинов, захороненных в ней.



А вот как представлен североевропейский воин-кельт на одной из исторических реконструкций.


Обычным оружием кельтов Диодор Сицилийский называет длинный меч, который они носили на цепи на правом боку, копье или дротики.



Меч, найденный на дне реки, Северная Франция, I в. до н. э.



Наконечники кельтских копий

Кольчугу и бронзовый шлем носили не все, многие сражались обнаженными.



Скульптура III век до н. э., найденная в Северной Италии – кельтский воин в рогатом шлеме.



Рогатый шлем III в. до н. э. можно увидеть в городе Парма (Национальный археологический музей)

А это – рогатый бог кельтов Кернунн. Изображение найдено при раскопках в подвалах парижского храма Нотр-Дам. Вероятно, именно ему подражали носившие рогатые шлемы кельты.


Этот шлем имеет крепление для плюмажа, в качестве которого использовались перья или конские хвосты.



Шлем с креплением для плюмажа, Museo Archeologico Nazionale delle Marche

А вот на этих бронзовых кельтских шлемах из музея d'Archeologie nationale et Domaine national de Saint-Germain-en-Laye рогов нет.



Бронзовый шлем, III в. до н. э



Галльский шлем III–II вв. до н. э.

Разновидности кельтских шлемов:


Кельтские щиты были длинными – в человеческий рост. Порой украшались рельефными бронзовыми фигурками.



Кельтский бронзовый щит IV–III вв. до н. э., Британский музей

Знатные люди сражались верхом или на боевых колесницах, с которых в начале битвы метали дротики.



Барельеф с изображением галльской колесницы, музей Падуи. IV век до н. э.

Рядовые сражались пешими.

Женщины кельтов

А это – попытка представить, как могла бы выглядеть кельтская женщина.



Кельтская женщина, реконструкция


Некоторые исследователи полагают, что испытания жениха, о которых рассказывается во многих сказках – это отголосок кельтских традиций. Если против брака никто не возражал, задания были чисто символическими и носили формальный характер. Но когда родители невесты или девушка были против, испытания назначались очень серьёзные.

Если женихов было несколько, чтобы никого из них не обидеть и не оскорбить, устраивалось состязание. Иногда это были просто загадки, иногда – соревнование в борьбе или беге, стрельбе из лука и т.д. Причем часто победить в каком-то состязании требовалось не только соперника, но и невесту (или – только невесту). Как вы понимаете, у претендента, который был этой девушке симпатичен, шансов на победу было гораздо больше.

А порой давались по-настоящему опасные задания, связанные с реальным риском для жизни. Например, принести 5 голов воинов враждебного племени или угнать скот. В этом случае жениху могли помогать друзья. Более того, иногда в таких экспедициях принимала участие девушка, к которой посватался молодой человек: если родители были против брака, а она – за.

Жених мог отказаться от испытания. И второго шанса посвататься у него уже не было. Но если претендент выполнял все условия, то ни девушка, ни ее родители отказать не имели права.

Кельты против Рима

Диодор сообщает, что перед битвой лучший воин кельтов обычно вызывал на бой храбрейшего из противников. При этом он пел песню, в которой восхвалял предков и собственные подвиги, оскорблял неприятелей. В случае победы, он отрезал голову поверженному противнику и вешал ее на шее своего коня. Голова римского консула Луция Постума, убитого в долине По в 216 году, была законсервирована и привезена в один из храмов. Доспехи убитого победитель прибивал к стене своего дома.

История сохранила имена некоторых римлян, одержавших победу в таких поединках.

Победивший огромного кельта Тит Манлий снял с его шеи золотое украшение (торквес), после чего и получил прозвище Торкват. Марк Клавдий Марцелл, в будущем – один из противников Ганнибала, в 222 г. до н. э. убил в поединке галльского вождя Виридомара.

Надо сказать, что при первых столкновениях кельты поразили римлян своим свирепым видом. Их облик был настолько устрашающим, что римские легионеры поначалу весьма неохотно вступали в бой.

Однако вскоре выяснилось, что физически сильные и выносливые противники имеют более слабое вооружение и недисциплинированны. Да и профессиональной армии у них не было: когда начиналась война, оружие в руки брали все, кто был способен его удержать, в том числе и женщины. Полибий сообщает, что, вступая в войну, кельты не имели плана кампании и вели боевые действия под влиянием сиюминутных побуждений.

В общем, сталкиваясь с хорошо организованной и дисциплинированной армией, ведомой опытным полководцем, кельты, как правило, не имели шансов на победу. Но они оказались очень хорошими наемниками и прекрасно показали себя в армии Ганнибала. А затем их активно привлекали в ряды своих войск римские полководцы.

Куда исчезли кельты?

Кельтов ослаблял не только постоянный натиск Рима (а также и германских племен), но и междоусобные войны. В итоге, под ударами германцев кельты отошли за Рейн. Юлий Цезарь в компаниях 58–51 гг. до н. э. захватил Галлию. Во время правления Октавиана Августа римляне завоевали земли по верхнему Дунаю, северную Испанию и Галатию. При императоре Клавдии в состав империи вошла часть Британии. Кельты либо уходили с завоёванных Римом земель, либо теряли идентичность, подвергаясь ассимиляции и романизации. В настоящее время потомками кельтов считаются ирландцы, валлийцы (жители Уэльса), горные шотландцы, бретонцы Франции.

115 ирландцев были признаны святыми в Германии, 45 – во Франции, 44 – в Англии, 36 – на территории современной Бельгии, 25 – в Шотландии и 13 – в Италии. Кельтские предания являются важной составной частью европейской литературы Средних веков и Нового времени. Но это влияние было взаимным. И кельтские легенды впитали в себя фольклорные мотивы пришлых скандинавов и туземцев-пиктов.

В следующих статьях мы продолжим рассказ о кельтах. Поговорим о друидах и бардах, потом расскажем о короле Артуре и некоторых его рыцарях, о Мерлине и феях, а также о Святом Граале.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В последнее время я часто сталкиваюсь с повышенным интересом различных знакомых к истории Великобритании. Помимо традиционного для истории нашей страны англоманства, сейчас это проявляется в увлечении современной британской культурой через хипстерство, в увлечении викторианской эпохой через парапанк, а также ранней историей Британских островов через ролевые сообщества. Несмотря на все позитивные моменты, которая молодежная субкультура дает в плане подвижек для более серьезного изучения истории, нельзя не отметить, что большинство так и застревает на некоем полуисторическом уровне познания, мало соответствующем действительности.

JdJ3OdJypFA

Одним из самых мифологизированных направлений, на мой взгляд, является история кельтов, их происхождение, распространение, социальная организация и культура, а также их влияние на формирование современных национальностей на территории Великобритании. Так как я уже не первый раз сталкиваюсь с подобными вопросами со стороны окружающих, то решил написать краткую пояснительную записку на будущее, к которой и буду отправлять всех интересующихся. Текст составлен по материалам исторического факультета МГУ, написанным одним из известнейших специалистов по раннему Средневековью, доктором исторических наук, профессором кафедры Истории средних веков, Филипповым Игорем Святославовичем, чьи лекции я имел удовольствие слушать во время обучения на истфаке.

Понятие кельты является научной абстракцией, возникшей в XIX в. для обозначения одной из групп индоевропейской семьи языков. Древние греки называли кельтами жителей нынешней Испании и Франции. Римляне называли их галлами. Ни те, ни другие не применяли эти названия к жителям Британских островов, хотя и отмечали иногда культурное сходство бриттов и галлов. Когда же мы говорим о кельтском мире Средневековья речь идет, прежде всего, о Британских островах.

Родиной кельтов была территория к северу и западу от Альп, от атлантического побережья Франции до Австрии и Чехии. Отсюда они расселились, с одной стороны на Британские острова, в Испанию и Северную Италию, с другой – на средний Дунай, Балканы и даже в Малую Азию, в центре которой возникла область Галатия. В период наибольшего могущества в IV-III вв. до н.э. кельты представляли серьезную угрозу для средиземноморских народов: в числе их жертв был Рим и Дельфы. В дальнейшем они перешли обороне: с юга их теснили римляне, с севера германцы. К концу I в. н.э. независимость сохранили лишь кельты Ирландии и Шотландии. Континентальные же кельты практически все были ассимилированы к V в.

Начало кельтского освоения Британских островов относиться к середине I тыс. до н.э. Оно продолжалось вплоть до I в. н.э. Не исключено, что в Ирландию кельты прибыли, минуя Британию, предположительно из Аквитании. Британию же заселили выходцы из Северной Галлии. Ирландские кельты отличались от британских как по уровню культуры, так и по языку. К началу средневековья они уже с трудом понимали друг друга.

Отступая от римлян, часть бриттов переселилась в Ирландию; другие обосновались на юге современной Шотландии, тогдашней Каледонии. Прежних ее обитателей, отошедших на север, римляне обычно называли picti – “разрисованные”, за пристрастие к татуировке. Их происхождение остается загадкой; вероятно речь идет о неоднородном населении, говорившем на смеси кельтского языка с каким-то другим, предположительно доиндоевропейским, с невыясненными родственными связями. Пикты сохранили независимость от римлян, хотя и не остались в стороне от их влияния. Они не раз прорывались за Андрианов вал и в середине IV века доходили до Лондона. В V в. римские войска были отозваны для защиты Рима. Брошенные на произвол судьбы бритты стали искать защиту у германских наемников. Примерно в это же время на западные районы Британии начали нападать ирландцы (гвидел, гойделы), часть из них переселилась в V в. на запад Каледонии; в источниках они фигурируют как скотты, так в этих краях называли морских разбойников. Сначала это слово применялось к ирландцам, позднее англосаксы распространили его на жителей северной Британии, а затем за ними и закрепили. Другие ирландские племена обосновались в Уэльсе, что наряду с вторжением германцев вызвало бегство части бриттов в северо-западную Галлию – Арморику, за которой постепенно закрепилось название Бретонь (современная область Франции). Часть беженцев достигла северо-запада Испании, где кельтские общины сохранялись до IX в.

К началу Средневековья на Британских островах сосуществовали очень разные по языку, культуре и социальному развитию племена. Вторжения германцев, которое (как и римское владычество) не затронули Ирландию, развели их еще больше. Но при всех различиях кельтские народы объединяет известное сходство культуры, социальной организации и во многом общей исторической судьбы.

Общим для средневековых кельтов было их географического положение на окраине западной Европы и связанная с этим замкнутость, приведшая к тому, что очень долго они (особенно ирландцы) развивались испытывая слабое влияние других культур. Общим является и природная среда обитания; это по большей части гористые местности, удобные для скотоводства и зачастую непригодные для земледелия. Сочетание этих факторов привело к консервации родоплеменного строя .При этом если до V в. кельты опережали германцев в социальном и экономическом развитии, то в дальнейшем они уступали и франкам, и англосаксам, а затем и скандинавам. Единственное, в чем они их обогнали, была более ранняя христианизация (V-VI вв.), начавшаяся в Ирландии с деятельности св. Патрика.

История была на редкость неблагосклонна к кельтам. Ни одно их их государств не дожило до наших дней; все они были завоеваны и уничтожены иноземцами: англосаксами, норманнами, французами. Гибель кельтских государств сопровождалось уничтожением памятников их культуры и вытеснением их языка на периферию общественной жизни и в самые отдаленные и наименее развитые районы. Тем не менее, кельты оставили богатое наследие, оказавшее большое влияние на общеевропейскую культуру.

Читайте также: