Казнь еретиков 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чтобы спастись, подсудимый должен был сперва признать себя виновным в предъявляемом ему обвинении, затем выдать подлинных или воображаемых сообщников, и только тогда ему разрешали отречься от ереси и примириться с церковью.
Если все это он проделывал охотно и со рвением, то мог отделаться сравнительно легким наказанием; если же инквизиторам удавалось его сломить только после длительной “обработки”, то его ждала более суровая кара.

К каким же наказаниям присуждал своих “подопечных” трибунал инквизиции?
В первую очередь к епитимиям – от “легких” до унизительных” (confusibles), затем к тюремному заключению, обычному или строгому, к галерам и, наконец, к отлучению от церкви и передаче осужденного светским властям для сожжения на костре. Почти всегда эти виды наказаний сопровождались бичеванием осужденных и конфискацией их имущества.
Чаще всего такие процессы возбуждались с единственной целью завладеть имуществом жертвы, ибо инквизиция проявляла не меньший, а часто даже больший интерес к состоянию своих жертв, чем к “спасению их душ”.
Другой чертой инквизиционного суда было то, что, кроме осужденного, несли наказание и его дети и потомки, иногда вплоть до третьего поколения, которые лишались не только наследства, но и гражданских прав.

Епитимия или “подвиг благочестия”

Обычные епитимии, накладываемые инквизицией, – чтение молитв, посещение храмов, посты, строгое исполнение церковных обрядов, хождение по “святым” местам, пожертвования на благотворительные дела – отличались от такого же рода наказаний, накладывавшихся исповедниками, тем, что инквизиция применяла их к своим жертвам в “лошадиных” дозах.

Строгое соблюдение церковных обрядов, чтение молитв (иногда предписывалось повторять в присутствии свидетелей десятки раз в день одни и те же молитвы), изнурительные посты, пожертвования на богоугодные дела, многократное посещение различных “святых” мест (все эти наказания накладывались к тому же на одно и то же лицо) превращались в тяжелую обузу, длившуюся иногда годами.
При этом малейшее несоблюдение епитимий грозило новым арестом и еще более суровыми наказаниями. Такие епитимии превращались в подлинные “подвиги благочестия” и не только морально терзали наказуемого, но и приводили его и его семью к полному разорению.

“Унизительные” наказания

В случае “унизительных” наказаний ко всем перечисленным выше епитимиям прибавлялись еще следующие наказания – ношение позорящих знаков, введенных впервые св. Домиником в 1208 г. и “усовершенствованных” позднейшими инквизиторами, в виде больших холщовых нашивок шафранового цвета, имевших форму креста.
В Испании на осужденного надевали желтую рубашку без рукавов с нашитыми на ней изображениями чертей и огненных языков из красной материи; на голову его напяливали шутовской колпак.
Позорящие нашивки осужденный должен был носить дома, на улице и на работе, чаще всего всю жизнь, заменяя их новыми, если они приходили в ветхость.
Обладатель таких нашивок был объектом постоянных издевательств со стороны обывателей, хотя соборы лицемерно призывали верующих относиться к носителям позорных знаков с “кротостью и сожалением”. Таким образом, ношение креста, этой священной эмблемы христианства, превратилось в одно из самых тяжких наказаний.

В числе “показательных” наказаний, которым подвергались жертвы инквизиции, фигурировало публичное бичевание. Осужденного, обнаженного по пояс, бичевал священник при всем честном народе в церкви во время богослужения; его бичевали во время религиозных процессий.
Весьма часто осужденный подвергался таким экзекуциям в течение всей своей жизни. Снять с него такого рода епитимию, впрочем, как и другие, мог только один человек, тот же, кто и присудил его к этому наказанию, – инквизитор, и он делал это на определенных условиях.

Тюрьма и казнь

Следующим наказанием была тюрьма, причем пожизненное тюремное заключение считалось проявлением высшей степени милосердия.
Тюремное заключение было трех видов:

  1. каторжная тюрьма (murus strictissimus), когда заключенного содержали в одиночной камере в ручных и ножных кандалах;
  2. строгое тюремное заключение (murus strictus durus arctus), когда осужденный содержался в одиночной камере в ножных кандалах, иногда прикованный к стене;
  3. простое тюремное заключение, при котором заключенные содержались в общих камерах без кандалов.

Во всех случаях заключенные получали в качестве еды только хлеб и воду. Постелью им служила охапка соломы. Узникам запрещались контакты с внешним миром Инквизиторы предпочитали, чтобы грязную работу за них выполняла гражданская власть, чтобы превратить ее в соучастника своих преступлений и создать видимость, что сама церковь не убивала никого, не проливала крови.
Осудив, например, еретика, она формулировала приговор в примерно так: обвиняемый признавался еретиком нераскаянным и в качестве такового передавался в руки светской власти, “дабы с ним было поступлено по закону”. Вот и все, в приговоре насчет казни не делалось и отдаленного намека.
Напротив, обычно рекомендовалось проявить милосердие. Но светские власти, приняв от инквизиции такого нераскаянного еретика, очень хорошо знали, что надо с ним делать, и что милосердие с их стороны будет рассматриваться как показатель их собственной еретичности.
Когда сенат Венеции в 1521 г. отказался санкционировать инквизиторские казни в Брешии, папа Лев X обнародовал буллу, проклинающую их “властью церкви и другими соответствующими законодательными мерами”.

Казнь обычно назначалась на праздничный день и считалась публичным зрелищем.
Накануне город украшали флагами, гирляндами цветов, балконы украшали коврами. На центральной площади воздвигался помост, на котором возводили алтарь под красным балдахином и ложи для короля или местного правителя и других светских, в том числе военных и церковных, нотаблей.
Присутствие женщин и детей приветствовалось. Так как аутодафе длилось иногда весь день, то у помоста строились общественные уборные, которыми могли воспользоваться в случае нужды почетные гости.
В этот день звонили церковные колокола, иногда обернутые в мокрую ткань, чтобы сделать звон более печальным, хор школьников пел псалмы и гимны. Население призывалось присутствовать на ней. Уклонение от такого приглашения, как и проявления симпатий или жалости к казнимому, могло навлечь подозрение в ереси.
Учащиеся получали каникулы с тем, чтобы стать свидетелями гибели вероотступников, приветствовалось присутствие среди зрителей детей.

Костру предшествовало аутодафе, устраиваемое на празднично убранной центральной площади города, где в присутствии церковных и светских властей и народа совершалось торжественное богослужение и траурная месса, за ней следовала грозная проповедь инквизитора, которая кончалась оглашением приговоров.
Приговоры зачитывались по-латыни, заключенные с трудом улавливали их смысл, были они длиннющими, начинались цитатами из Библии и произведений отцов церкви, читались медленно.
Если осужденных было много, то на оглашение приговоров иногда уходило несколько часов. Иногда до последнего момента от осужденных скрывали их приговор.
Стоя на коленях осужденный выслушивал решение суда и должен был признать его справедливость. В противном случае его либо возвращали в тюрьму, для дальнейших пыток, либо сжигали живьем. Аутодафе венчалось экзекуциями: одних осужденных облекали в санбенито и шутовские колпаки, других стегали плетьми, третьих стражники и монахи волокли на “жаровню”…

“Жаровня” представляла собой эшафот со столбом в центре, к которому привязывали осужденного и обкладывали заранее завезенными дровами и хворостом.
Перед сожжением еретиков и ведьм по договоренности сначала душили с помощью гарроты(веревочная петля с палкой) или повешения.
Этот акт милосердия применялся, чтобы осу жденные не отрекались от своих признаний и “добровольно” подтвердили их.
Однако, если обвиняемые упорствовали и явно не раскаивались или перед казнью делали то, что не входило в планы инквизиции – проповедовали, сыпали проклятиями, кричали о своей невиновности – их сжигали живьем. (В Италии и Испании сжигали только живьем). Это заставляло большинство осужденных сохранять молчание, чтобы избежать ужасной смерти на костре.

Для особо злостных, в глазах инквизиции, осужденных костер разводили из сырого дерева, чтобы продлить казнь. Сырое дерево вместо сухого хвороста замедляло горение и делало смерть более длительной и болезненной.
Некоторые, наполовину сожженные, выбирались из огня, и их снова бросали туда, пока они не сгорали совсем. А до сожжения им могло быть предписано дополнительное наказание в виде отсечения рук, ног, дробления костей, вырывания кусков плоти раскаленными щипцами.

Сопровождавшие на костер упорствующих еретиков монахи и “родственники” пытались в эту последнюю минуту вырвать у своих жертв отречение.
О желании раскаяться такой осужденный мог дать знать только знаком, так как, опасаясь, что он будет агитировать перед народом в пользу ереси, его часто вели на казнь с кляпом во рту.
Когда зажигался костер, особо уважаемым прихожанам предоставлялось почетное право подбрасывать в огонь хворост, чем они приумножали перед церковью свои добродетели.

Если осужденный на костер умирал до казни, то сжигали его труп. Сожжению подвергались и останки тех, кто был посмертно осужден. В испанской и португальской инквизиции было принято сжигать на костре куклы, изображавшие осужденных (казнь in efigie).

Источник – Нет сведений
Выложил – Мэлфис К.

Так сложилось, что о еретиках, а точнее о наказаниях еретиков, вспоминают чаще всего в связи с ведовскими процессами и инквизицией - явлениями, характерными для стран Европы: преимущественно Италии, Южной Франции, Испании и Португалии. Но было бы ошибкой считать, что в землях, неподвластных Папе Римскому, инакомыслящие могли чувствовать себя в безопасности. Публичное сожжение еретика – самая распространенная мера наказания – практиковалось и в Византии, и на Руси.

сожжение еретика

Зарождение ересей

В еретических учениях начала новой эпохи не было яркого политического или социального подтекста. Но с течением времени верующие начали критиковать существующую церковную иерархию, сотрудничество церкви с мирской властью, обогащение священников и их лицемерие.

как боролись с еретиками

Катары

публичное сожжение еретика

Как боролись с еретиками

Процесс над еретиком обычно сопровождался пытками (палаческое искусство в этот период получило стимул к развитию, и сформировался впечатляющий арсенал пыточных орудий). Но вне зависимости от того, чем завершалось дознание, вынесение приговора и его исполнение должно было осуществлять светское лицо. Какой приговор выносили чаще всего? Сожжение еретика при большом скоплении народа. Почему именно сожжение? Потому что казнь должна была быть такой, чтобы Церковь нельзя было уличить в кровопролитии. Кроме того, пламя наделялось очистительными свойствами.

Аутодафе

сожжение на костре еретиков

Кто еще приравнивался к еретикам?

Сожжение грозило не только политическим и идеологическим оппонентам Церкви и феодалам. Массово казнили женщин по обвинению в ведовстве (на них было удобно перекладывать вину за разного рода бедствия), ученых - преимущественно астрономов, философов и врачей (так как церковь опиралась на невежество народа и не была заинтересована в распространении знаний), изобретателей (за попытки усовершенствования идеально устроенного Богом мира), беглых монахов, иноверцев (особенно иудеев), проповедников иных религий. На самом деле, осудить могли кого угодно и за что угодно. Отметим также, что церковь забирала имущество казненного.

церковь и еретики

Церковь и еретики на Руси


Еретик – это последователь ереси, а таким термином греческого происхождения обозначают иной подход к религиозному учению, который считается отклонением от верного. В некоторых случаях в ереси могут обвинять друг друга последователи разных течений одного вероисповедания.

Ереси в христианстве

Проблема ересей возникла еще в раннем христианстве, до принятия его в качестве государственной религии Римской империей. В III веке ереси стали осуждать на вселенских и поместных соборах.

Ересь Средние Века

Рис. 1. Ересь Средние Века.

Первые казни по обвинению в ереси относятся к 385 году. В этом деле далеко пошла католическая церковь. В 1215 году была создана инквизиция в католической церкви, то есть в западном христианстве. Борьба с ересями была возложена на орден доминиканцев. Последний случай казни зафиксирован в 1826 году.

В IV веке н.э. в качестве ереси было осуждено арианство. Также были осуждены ереси маркеллиан, фотианиан, македонианцев. В IX веке самой крупной ересью христианского мира стало павликианство, его сторонники даже свое государство создали. В X веке появилась болгарская ересь богомилов.

Средние Века ересь

Рис. 2. Средние Века ересь.

Ереси в исламе

Мусульмане также осуждают отклонения от религиозного учения или появление каких-то нововведений. Для обозначения еретиков они используют такие определения:

  • Мунафик. Аналог лицемера или тайного неверного.
  • Кафир. Просто неверный.
  • Зиндик. Вольнодумец, с взглядами не относящимися к монотеизму.

Например, в Пакистане сейчас ересью считается Ахмадийская мусульманская община. В прошлом мусульмане считали еретиками сикхов и бахаев. Также мусульмане считают еретиками исмаилитов, друзов и алавитов. Около 1 млн друзов живет в Сирии и Ливане, есть заметная по численности их община в Израиле.

Известной ересью в истории России были жидовствующие. Центром их деятельности стал Великий Новгород в 1470 году. В религиозной практике этих еретиков присутствовали элементы иудаизма. Среди ее представителей оказались Елена Волошанка – дочь правителя Молдовы Стефана Великого и дьяки братья Курицыны.

Ересь жидовствующих

Рис. 3. Ересь жидовствующих.

Что мы узнали?

Для понимания истории Средних Веков, следует знать кто такие еретики. В школьном курсе истории их проходят в 6 классе. Еретики бывают в монотеистических религиях возникших на Ближнем Востоке, в исламе и христианстве.

Церковь оказывала огромное влияние на жизнь средневековой Европы. Она определяла мораль и правила поведения, говорила, какие мысли, утверждения и деяния были угодны Богу, а какие нет. Церковь давала прощение и карала за вольнодумство. Римские папы боролись за абсолютную власть не только в религиозной сфере, но и в светской жизни. По указанию церкви люди шли в крестовые походы, умирали за веру. По обвинениям церкви еретиков сжигали на кострах. Церковь ведала образованием и наукой, с одной стороны распространяя знания, а с другой – сдерживая их развитие. Любой человек мог быть осужден за свои взгляды, если они противоречили мнению церкви.

МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕРЕТИКИ

Вопросы в тексте параграфа

Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

Христианская церковь играла огромную роль в средневековом обществе. Достаточно сказать, что церковь владела умами людей. Из этого вытекали все остальные ее действия. Церковь управляла не только религиозной жизнью общества, но и вмешивалась в светские дела государств. Она обладала огромными богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Со временем церковь стала владеть не только умами, но и жизнями людей. По указанию руководителей церкви совершались крестовые походы во имя освобождения гроба господня, а также разорялись целые города и области, которые церковь признавала подверженными ереси. Тысячи и сотни тысяч людей были принесены в жертву ради амбиций священнослужителей: погибли во время крестовых походов, обречены на смерть как еретики, замучены в подвалах инквизиций, сожжены на кострах как ведьмы и приспешники дьявола.

Конечно же, церковь делала и добрые дела. Часть своих доходов церковь тратила на помощь нищим, больным и обездоленным. Церковь раздавала продукты во времена голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных. Так пастух пасет своих овец, проявляет заботу, но приучает кнутом к послушанию.

Как христианская церковь на Западе стала крупным землевладельцем?

Мы уже рассказывали о том, что христианская церковь приобрела влияние в Западной Европе только благодаря большой лжи и сговору со светской властью. Давайте вспомним, после падения Западной Римской империи Римская церковь ничего собой не представляла, она не имела власти, не имела богатств. Римское общество было разделено, а варвары принесли собственные представления о вере. Большим достижением церкви можно было считать крещение самых влиятельных правителей варварских государств.

Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских – Папская область?

Как вы считаете, на чьей стороне симпатии автора рисунка – еретиков или католической церкви?

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 16

Естественно, автор данного рисунка полностью находится на стороне церкви. Однако, он не столько осуждает еретиков, сколько смиренно сожалеет об их заблуждениях. Если бы автор осуждал еретиков, на рисунке они изображались бы страшными, с искаженными лицами, страдающими.

Почему казни еретиков проходили публично?

Казнь еретика это не только наказание за его отступничество, это назидательный процесс, демонстрирующий всем, как церковь борется с инакомыслием. Смерть на костре – это жестокая и очень мучительная смерть. Однако и эту жестокость церковь переворачивала в свою пользу. Считалось, что это милость церкви – быть умерщвленным без крови. Полагаю, осужденные на смерть так не считали.

Работаем с документом

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 16

1. Выразите в одном-двух предложениях суть этого документа.

Суть документа очень проста. Папа римский Григорий VII провозгласил себя самым главным религиозным и светским правителем. Этим документом он поставил в подчинение себе императоров и феодалов, а также сказал, что может быть только одно правильное мнение – мнение римской церкви и папы римского. Естественно, это стало поводом многовековой борьбы за власть между папами и императорами.

2. Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?

К сожалению, этот учебник не дает даже самого малого представления о реальных событиях, которые стали причиной усиления церковной власти в европейском Средневековье. Из текста учебника может сложиться мнение, что церковь стала сильной, потому что папой стал сильный и властный религиозный фанатик Григорий VII. Но это далеко не самые важные причины. Поэтому нам придется немного углубиться в историю и рассказать, что же произошло на самом деле.

Как мы знаем, западная церковь была, по сути, спасена императорами франков для того, чтобы она была послушным инструментом управления народом в их руках. Карл Великий полностью подчинил себе церковь, он имел право назначать епископов, а следовательно, назначать тех, кто был бы ему лоялен. После смерти Карла Великого и распада его империи римская церковь потеряла поддержку светских властей и стала игрушкой в руках римской аристократии. Римские богачи по собственному усмотрению ставили своих представителей на папский престол. Эти люди зачастую даже не имели церковного сана. Естественно, в таких условиях римская церковь утратила обретенное при Карле Великом влияние.

В середине X века папа римский находился в таком же положении, как и во времена распада Римской империи. Однако на развалинах империи Карла Великого зарождалась новая политическая сила – Священная Римская империя. Германский правитель Оттон I, избавив Западную Европу от угрозы венгерских набегов, сильно укрепил собственную власть, подчинив себе многих германских герцогов. Для усиления своего авторитета Оттон I установил особые отношения с церковью. Он освободил папский престол от притязаний римской аристократии. Оттон совершил несколько походов в Италию, разгромил врагов папы римского и принял титул короля Италии. Он даровал церкви многие льготы, но, как и Карл Великий, присвоил себе право утверждать епископов. Церковь перешла из-под власти папы римского под власть короля. В 962 году папа короновал Оттона императорской короной. Естественно, Оттон I тоже рассматривал церковь как инструмент по управлению людьми.

Однако подчинение церкви светской власти еще больше навредило ее авторитету. Некоторые священнослужители стремились изменить ситуацию. Именно они стали инициаторами клюнийской реформы. Эти реформы на первый взгляд были направлены на повышение авторитета церкви и были поддержаны германскими императорами. Конечно, зачем императорам нужен инструмент, который не способен эффективно управлять умами людей. Реформы предполагали реформирование монастырей, введение в них сурового устава, основанного на принципах аскетизма, нестяжательства и послушания, священнослужителям запрещалось жениться, запрещалась торговля церковными постами и благодатями. Император Генрих III не увидел в ней ничего страшного для собственной власти. А должен был. Ведь эта реформа выводила из светского и регионального религиозного подчинения монастыри и подчиняла их непосредственно папе римскому. Очень быстро в распоряжении папы римского оказались тысячи монастырей – армия из сотен тысяч монахов. Клюнийская реформа подняла авторитет церкви и стала фундаментом для последующей Григорианской реформы.

Таким образом, мы видим, что свое могущество папы получили благодаря ошибке германских императоров, в результате церковных реформ и как следствие непомерных амбиций.

Кстати, на Руси тоже был такой же период, когда шла борьба между религиозными группировками нестяжателей и иосифлян. Если бы русский царь поддержал бы нестяжателей, то у нас было бы то же самое, что и в Западной Европе – непомерное усиление церкви и ее борьба за власть с царями. А нет ничего более страшного, чем религиозные войны. Этому есть пример – истребление староверов в России.

3. Какие из помещенных здесь утверждений были обращены прежде всего к светским правителям Европы того времени? Почему?

  • Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства
  • Одному папе все князья лобызают ноги.
  • Он может низлагать императоров.
  • Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно.
  • Никто ему не судья.
  • Подданных он может освобождать от присяги неугодным владыкам.

Обобщение информации параграфа

1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Церковное представление об устройстве мира было крайне примитивным. Они считали, что Богом даны разные сословия – есть те, кто молится, есть те, кто сражается, а есть те, которые работают. Каждый был должен выполнять отведенную ему Богом роль. Это считалось образцовым поведением. Священнослужители должны говорить с Богом и спасать людские души, феодалы и рыцари должны защищать веру и заботиться о самом низшем сословии – крестьянах, ремесленниках, которые в свою очередь должны были обеспечивать всем необходимым высшие сословия. Церковь проповедовала аскетичный образ жизни, смирение и любовь, однако сама далеко не всегда следовала своим проповедям.

2. Что было главной причиной разделения церквей?

Можно, конечно, сказать, что главной причиной церковного раскола были неуемные амбиции пап римских и их стремление получить верховную власть над всей христианской церковью. Кстати, сами православные и католические священнослужители утверждают, что причиной раскола являются различия в обрядах. Однако, это будет далеко не полным ответом. Раскол в христианской церкви возник задолго до 1054 года. Еще в IX веке желание папы распространить свое влияние на епархии Балканского полуострова встретили сопротивление со стороны Византийского патриархата. С течением времени личный конфликт между двумя иерархами только усиливался. В XI веке нормандцы из Нормандского герцогства в северной Франции вторглись на юг Италии, находившийся под протекторатом Византии, и стали менять существовавший там греческий обряд на латинский. Это послужило поводом к закрытию в Константинополе всех храмов латинского обряда в 1053 году и осуждению самого латинского обряда.

3. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Власть папы Иннокентия III в начале XIII века действительно достигла наивысшего могущества. Причиной стало его опекунство над малолетним германским королем Фридрихом II Швабским, которое досталось ему по счастливой для него случайности после смерти предыдущей опекунши короля, вдовы Генриха VI Констанции Сицилийской. Опекунство над королем означало, что Иннокентий получал огромную власть. Так, он восстановил папские права на Сицилии и подчинил себе это королевство.

В это время из-за малолетства германского короля Фридриха II в империи началась смута. В этой смуте римский папа Иннокентий III умело поддерживал то одну сторону, то другую и в результате присоединил к Папской области, а по сути, захватил земли, ранее принадлежавшие империи. Также он, пользуясь предоставившимся случаем, издал указ, в котором в очередной раз определил собственную главенствующую роль в утверждении императоров, определении, насколько претенденты достойны быть императорами и т.д. Но нет никаких свидетельств того, что кто-либо из будущих германских императоров вообще воспринял этот указ всерьез, поскольку борьба за влияние между германскими императорами и папами на этом не закончилась.

Также еще одним сомнительным свидетельством могущества папской власти стали вассальные клятвы папскому престолу королей Болгарии, Арагона (север Испании), Португалии, а также английского короля Иоанна Безземельного. Если вассалитет первых трех королевств еще можно понять – они не представляли никакой силы в Европейской политике, то с королем Англии вообще ситуация вышла очень забавная. Иоанн Безземельный был настолько плохим правителем, что именем Иоанн больше не называли ни одного младенца правящих английских династий. Иоанн Безземельный, будучи братом знаменитого английского правителя Ричарда Львиное Сердце попытался захватить власть в государстве, пока Ричард был в крестовом походе. Узнав, что возвращавшийся из похода Ричард был захвачен в плен германским императором, Иоанн попросил того как можно дольше не выпускать Ричарда и попытался захватить власть. За это Иоанн стал прообразом главного злодея в легенде о Робин Гуде. Когда же Иоанн все-таки стал королем Англии после смерти Ричарда, он умудрился потерять доверие английских феодалов, и рассориться с папским престолом.

4. Что проповедовали еретики?

5. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Поскольку еретики представляли угрозу власти церкви, она преследовала и жестоко расправлялась с ними. Еретиков отлучали от церкви, объявляли их вне закона, чтобы ни один верующий не имел права им помогать и давать приют. В области, считавшиеся еретическими, организовывались военные походы, в ходе которых вырезались целые города.

6. Что такое нищенствующие ордены?

7. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чем это выражалось?

Источники богатства церкви:

  1. Десятина.
  2. Платы за церковные обряды.
  3. Завещания, дары со стороны людей.
  4. Продажа индульгенций (это незаконное действие и даже в самой церкви считалось злоупотреблением и не могло быть официальным источником дохода церкви, но в учебнике этот источник денежных средств указан как основной).

1. При Григории VII католическому духовенству было запрещено вступать в брак. Предположите, ради чего было введено безбрачие духовенства. Выясните, сохранился ли этот обычай в наши дни.

Конечно, можно было бы ответить, что обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство, да и монахи раннего средневековья принимали обет безбрачия, чтобы полностью посвятить себя служению Богу. Но такое понимание целибата принимается далеко не всеми христианскими церквями. Даже сами святые апостолы Петр, Павел, Филипп были женаты. А уж им то ставить в вину несоблюдение обета безбрачия как-то совсем неправильно. Поэтому такой ответ на вопрос будет далек от правильного. Понятие целибата намного сложнее и истоки его лежат за пределами религиозных и нравственных обычаев.

Для того, чтобы понять целибат нужно вспомнить, что одной из причин борьбы римских пап и германских императоров за власть было право назначать епископов. Была распространена практика передачи поста епископов светскими сеньорами в качестве феодального и наследственного лена. Это подразумевало, что, принимая этот лен, епископ вступал в отношения феодал-вассал, т.е. становился вассалом светского лица. Такое положение дел не устраивало папу Григория VII, и он сделал обязательным существовавший монашеский обычай безбрачия. Но это сделано было не по религиозным или моральным, а по политическим мотивам, как средство борьбы со светской властью за влияние.

Мера эта была направлена к тому, чтобы освободить католическую церковь из-под опеки светской власти, устранить материальную зависимость священников от феодалов, конфисковать и сгруппировать под власть церкви все, принадлежавшие священникам угодья и имущество и, таким образом, превратить епископов и аббатов в послушных рабов папы. Устанавливая безбрачие священников, церковь, как послушное орудие в руках папы, руководилась чисто материальной стороной дела и отнюдь не какими-то духовными соображениями и желаниями, продиктованными Священным Писанием.

Само духовенство весьма неохотно подчинилось этой смелой и строгой папской реформе. В некоторых епархиях клирики восстали против папских легатов, выгоняли их, избивали, отказывались расстаться с женами и семьями.

В наши дни обычай целибата сохранился. Однако в православии брак допускается, если его заключение предшествовало посвящению в сан. В протестантстве всем священникам разрешается вступать в брак. В католицизме сегодня идут активные дискуссии по отмене обязательного целибата для немонашествующего духовенства. Правда современные римские папы пока против этого.

3. Почему торговля индульгенциями вызывала возмущение истинно верующих людей?

4. Согласно легенде, Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.

Это только легенда, да и то непонятно, к кому имел отношение этот сон. Францисканцы утверждают, что праведник, поддержавший Латеранскую базилику во сне папы, был Святым Франциском. Доминиканцы считаю, что это был Святой Доминик. Есть и другие легенды, в которых говорится, что папа Иннокентий III с недоверием отнесся к Франциску и отослал его чистить свинарник, и лишь увидев, что тот буквально исполнил его требование, смягчился и утвердил устав нового ордена. Как было на самом деле, мы уже не узнаем. Тем не менее смысл сна папы Иннокентия III очень прост – предполагается, что святой орден поддержит церковь и не даст ей упасть.

5. Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь подчас преследовала с большей жестокостью и непримиримостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

Еретики в отличие от язычников, мусульман и иудеев представляли непосредственную угрозу церкви. Они оспаривали ее власть и подрывали ее влияние среди народа. Язычники добиться таких результатов не могли, да и не ставили перед собой таких целей. Именно поэтому еретиков представляли отступниками и предателями и преследовали с гораздо большей жестокостью.

6. Составьте в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.

Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. под редакцией доктора исторических наук Сванидзе А.А. “Всеобщая история. История Средних веков”.

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе.

  • определить вместе с учащимися основное содержание основных понятий темы: сословия, индульгенция, еретик, инквизиция;
  • развивать умения учащихся работать с текстом, составлять сравнительную таблицу;
  • охарактеризовать процесс превращение католической церкви в сильнейшую экономическую и политическую организацию;
  • формировать у учащихся умения составлять схему;
  • ознакомить учащихся с учением католической церкви;
  • дать представление о понятии ересь, еретик, причинах возникновения ереси, как формы протеста народных масс против гнета католической церкви;
  • воспитывать толерантность к представителям разных конфессий.

Учитель: В средние века мыслители считали, что мир, созданный Богом разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

Что же такое сословия?

Откройте учебник на стр. 123 прочитайте определение и запишите определение в тетрадь.

(ученики записывают определение в тетрадь).

Сословия - большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Учитель: Какие же сословия выделяли в средние века? Давайте прочитаем средневековую притчу и определим эти сословия. ( карточка №1)

“Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных, исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним. молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю”

(ученики читают притчу)

Учитель: Соотнесем сословия средневекового общества с животными, которым их уподоблял автор притчи.

- Какие обязанности у каждого сословия?

  • Овцы – молиться за других, наставлять людей, внушать любовь к людям.
  • Быки – обеспечивать жизнь себе и другим.
  • Собаки - проявлять силу в необходимых пределах, защищать тех кто молится и пашет землю.
  • Духовенство -“те кто молится” (монахи и священники)
  • Рыцарство – “те, кто воюет” (рыцари, светские феодалы)
  • Крестьянство - те кто трудится” (крестьяне, ремесленники)

(ученики записывают в тетрадь)

Учитель: С образом жизни, занятиями каких сословий мы уже знакомы?

(ответ учеников: крестьян и рыцарей)

Выполним задание №2 (задание написано на интерактивной доске или на карточке ).

“. Прежде всего он (крестьяне) должны давать ко дню осеннего равноденствия 6 мер пива, 3 меры пшеницы для белого хлеба и вспахивать 3 акра. и засеивать их, и давать 3 меры ячменя в качестве подати, и сложить урожай в скирды, и нарубить 4 подводы дров в качестве подати, и сложить их табелями и соорудить 16 ярдов ограды в качестве подати, и на Пасху давать 2 овец с 2 ягнятами”.

Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркнуть 1 чертой), а какие барщиной (подчеркнуть двумя чертами)

Задание №3 Учитель показывает иллюстрации, относящиеся к жизни рыцарей. Ученики дают краткие ответы. (донжон, герб, флаг, рыцарский турнир, забрало, кольчуга, латы, обряд посвящения в рыцари).

Учитель: Какое сословие нам осталось изучить?

(ответ учеников - духовенство)

Учитель: О чем сегодня пойдет речь на уроке?

(ученики формулируют тему урока)

Учитель: Каждое сословие выполняло свои обязанности, и ни одно не могло существовать без других.

Но самым важным сословием считались “те, кто молится” – духовенство. Давайте определим цель нашего урока?

(ученики определяют свою цель на урок, учитель кратко записывает на доске)

Учитель: Хотя священнослужители не сражались, не обрабатывали землю, но тем не менее пользовались большим почетом и уважением. Почему же это было так? Чтобы ответить на этот вопрос надо помнить, что люди средневековья были очень религиозны. Церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила как, человеку достичь после смерти блаженства. Достичь же этого можно было правильной жизнью, молитвами. Но не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых и ратных забот. Поэтому и сложилось особое сословие, члены которого были как посредником между богом и людьми. Они молились и за тех кто сражался, и за тех кто работал, спасая их от гнева Божьего и давая надежду на рай.

Учитель: Прежде чем начнем характеризовать это сословие, давайте вспомним на какие два государства разделилась Римская империя?

(ответ учеников: Западную и Восточную Римскую империю)

Учитель: Так вот народы Западной и Восточной Римской империи исповедовали христианство, но между ними существовала разница.

Задание прочитать п.3 стр. 126 “Разделение церквей” и заполнить таблицу

Западная (католическая) Восточная (православная)
Глава церкви
Язык богослужения
Создание семьи
Внешний вид
Западная (католическая) Восточная (православная)
Глава церкви Папа Римский Константинопольский патриарх
Язык богослужения Латинский Греческий
Создание семьи Запрещено вступать в брак всем духовным лицам Запрещено вступать в брак только монахам, а священники могли жениться.
Внешний вид Брили бороды и выстригали волосы на темени Не брили бороды и не выстригали волосы на темени

Учитель: В 1054 году (ученики записывают дату в тетрадь) во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической, а восточная – православной. Католическая церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.

Учитель: каковы же были источники богатства католической церкви

(самостоятельная работа с п.2 стр. 125-126 и заполнение схемы)

(После заполнения схемы, вместе с учителем проверяют. Учитель задает вопросы, поясняет то, что не понятно. Ученики записывают в тетрадь определение индульгенции.)

Индульгенция – это грамота о прощении грехов.

Учитель: Так при дворе папы был составлен перечень грехов и установлена плата за них. Это приносило огромные доходы.

(после заполнения схемы)

Учитель: Церковь осуждала погоню за богатствами. Идеалом считался святой монах, который отрекся от земной жизни и посвятил себя служению Богу. “Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай”. Церковь осуждала ростовщичество, но сама давала в долг зерно и другие продукты. Согласны ли вы с такими положениями церкви.

Учитель: Появились люди, которые выступили против таких порядков католической церкви. Их стали называть еретиками.

(ученики записывают определение в тетрадь.)

Еретики - это противники существующего вероучения

Учитель: Против чего же они боролись, что им не нравилось?

(ученики самостоятельно читают текст учебника на стр. 130 и определяют причины недовольства еретиков).

- Утверждали, что церковь испорчена.

- Отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.

- Требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств.

- Единственным источником веры для них было Евангелие.

- Осуждали священников и монахов за забвение “апостольской бедности”.

- Показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.

- Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит “тысячелетнее царство справедливости”, или “Царство Божие на земле”.

Учитель: Как вы считаете, как церковь относилась к еретикам?

  1. Отлучение от церкви. Отлученный был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и предоставлять приют.
  2. Папа мог наложить запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников не отпевали. А значит они были обречены на адские муки.
  3. Военные походы. (пример о наказании еретиков в Южной Франции).
  4. Различные наказания вынесенные церковным судом – инквизицией. (ученики записывают в тетрадь понятие. Инквизиция – это специальный церковный суд над еретиками. )

(Учитель рассказывает о процедуре запугивания, используя иллюстрации об орудиях пыток. )

  1. Публичное бичевание
  2. Тюремное заключение. Оно было трех видов: каторжная тюрьма, когда заключенного содержали в одиночной камере в ручных и ножных кандалах; строгое тюремное заключение, когда осужденный содержался в одиночной камере в ножных кандалах, иногда прикованный к стене; простое тюремное заключение, при котором заключенные содержались в общих камерах без кандалов. Во всех случаях заключенные получали в качестве еды только хлеб и воду, а постелью служила охапка соломы.
  3. Сожжение на костре.

Учитель: несмотря на преследования, суровые наказания люди недовольные католической церковью все же были, что приводило к падению авторитета папы римского и католической церкви.

Читайте также: