Казахстан в составе золотой орды кратко

Обновлено: 05.07.2024

На огромной территории от верховий Оби и Иртыша до низовий Волги и Амударьи Быту-ханом было основано государство Золотая Орда со столицей в Сарай-Бату (близ Астрахани), позднее в Сарай-Берке (близ Волгограда).

Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV века, особенно при Узбек-хане (1312-1342г.), в 1312 году он объявил ислам государственной религией. Однако во второй половине XIV века она стала распадаться на самостоятельные улусы. На территории Восточного Дешт-и Кыпчака из Золотой Орды выделилось самостоятельной государство Ак-Орда. Восточный Дешт-и Кыпчак, северо-восточная часть Семиречья, Прииртышье первоначально были улусом старшего сына Джучи Орда Еджена и назывался Кок Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи вошли в состав улуса другого сына Джучи – Шайбана и назывался Ак Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда Еджена Ак Ордой стало называтьсявсе государство. Таким образом в XIV веке практически вся территория Казахстана, за исключением Семиречья, называлась Ак Орда, ее центр был в Сыгнаке. Фактически самостоятельной Ак Орда стала к середине XIV. В 1428 году в Ак Орде стал правит Шайбанид Абулхайр, который правил 40 лет. К середине XV века Золотая Орда распалась и возникло самостоятельное государство на территории западного Казахстана – Ногайская Орда. . Таким образом, к середине XV векаЗолотая Орда распалась на Белую и Ногайскую Орды. Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства. Общественный строй. Право на престол имели только потомки Чингисхана - чингизиды.Ханская власть передавалась по наследству: трон занимал брат или сын хана.

Создание системы улусов на территории Казахстана.

Завоеванные территории Чингисхан поделил на улусымежду четырьмя сыновьями.

В улус Чагатая, второго сына Чингисхана, входили юг и юго-восток Казахстана (Жетысу) и Средняя Азия. Центром улуса являлся город Алмалык.Летняя ставка - в местности Куяшна берегу Или. В середине XIV века улус Чагатая распадается на Могулистан и Мавераннахр.

В улус Угедея, третьего сына Чингисхана, входили Западная Монголия, Алтай, Тарбагатай, верхнее течение Иртыша В 1251 г. улус Угедея был ликвидирован.

Младший сын Тулуй правил Монголией.

На огромной территории от верховий Оби и Иртыша до низовий Волги и Амударьи Быту-ханом было основано государство Золотая Орда со столицей в Сарай-Бату (близ Астрахани), позднее в Сарай-Берке (близ Волгограда).

Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV века, особенно при Узбек-хане (1312-1342г.), в 1312 году он объявил ислам государственной религией. Однако во второй половине XIV века она стала распадаться на самостоятельные улусы. На территории Восточного Дешт-и Кыпчака из Золотой Орды выделилось самостоятельной государство Ак-Орда. Восточный Дешт-и Кыпчак, северо-восточная часть Семиречья, Прииртышье первоначально были улусом старшего сына Джучи Орда Еджена и назывался Кок Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз, Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи вошли в состав улуса другого сына Джучи – Шайбана и назывался Ак Орда. После вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда Еджена Ак Ордой стало называтьсявсе государство. Таким образом в XIV веке практически вся территория Казахстана, за исключением Семиречья, называлась Ак Орда, ее центр был в Сыгнаке. Фактически самостоятельной Ак Орда стала к середине XIV. В 1428 году в Ак Орде стал правит Шайбанид Абулхайр, который правил 40 лет. К середине XV века Золотая Орда распалась и возникло самостоятельное государство на территории западного Казахстана – Ногайская Орда. . Таким образом, к середине XV векаЗолотая Орда распалась на Белую и Ногайскую Орды. Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства. Общественный строй. Право на престол имели только потомки Чингисхана - чингизиды.Ханская власть передавалась по наследству: трон занимал брат или сын хана.

Создание системы улусов на территории Казахстана.

Завоеванные территории Чингисхан поделил на улусымежду четырьмя сыновьями.




В улус Чагатая, второго сына Чингисхана, входили юг и юго-восток Казахстана (Жетысу) и Средняя Азия. Центром улуса являлся город Алмалык.Летняя ставка - в местности Куяшна берегу Или. В середине XIV века улус Чагатая распадается на Могулистан и Мавераннахр.

В улус Угедея, третьего сына Чингисхана, входили Западная Монголия, Алтай, Тарбагатай, верхнее течение Иртыша В 1251 г. улус Угедея был ликвидирован.

В 1227 г. после смерти Джучи на ханский престол в улусе избран его сын Бату (Батый).

В 1227 г. после смерти Чингиз-хана в монгольской империи ханом избран его сын Угедей.

В 1235 г. на курултае монгольской знати Бату хан поднимает вопрос о продолжении завоевательных походов деда Чингиз-хана в Европу. Монгольская знать его поддерживает, в результате образовано объединенное войско и Бату назначен главнокомандующим В основном войско Бату составляли кыпчаки.

Завоевательные походы Бату.

В 1236-1242 гг. войском Бату были покорены — Западный Дешт-и-Кыпчак, Волжские булгары, крупнейшие русские княжества, опустошены Польша, Венгрия, Чехия и др. страны Восточной Европы.

В 1243 г. Бату хан в низовьях Волги основал новое монгольское государство — Золотая Орда,

Территория — земли от Алтая до низовьев Дуная, включая Крым и Северный Кавказ, западно-кыпчакские степи, земли улуса Джучи — Восточный Дешт-и-Кыпчак, часть территории Хорезма и Западной Сибири, а также все завоеванные земли на западе.

Столица — Сарай-Бату (вблиз г. Астрахани), позднее — Сарай-Берке (вблиз г. Волгограда)

Этнический состав

Золотая Орда была многонациональным государством. Основную массу кочевников составляли тюркские племена: кыпчаки, канглы, карлуки, найманы, и др. В оседлых областях жили: булгары, мордовы, русские, греки, черкесы, хорезмыйцы и т.д. Монголов в Золотой Орде было меньшинство.

Общественное устройство

Общественное устройство Золотой Орды была по образцу, введенному Чингис-ханом. Государство считалось собственностью рода Джучидов;

  • Хан — титул правителя;
  • Курултай — общее собрание знати во главе с членами правящей династии;
  • Той — собрание в улусах, созывалось один раз в год. По сведению Ибн Баттуты, на собрание в улусе Шагатая съезжались потомки Чингиз-хана, военоначальники, правителей областей и знатные женщины. Одной из целей улусных курултаев — предупреждение междоусобиц.
  • Беклербек — ведал армией и дипломатическими отношениями с другими странами;
  • Диван — центральный исполнительный орган, ведавший финансами, налогами, внутренней жизнью государства. Во главе дивана — стоял везир, секретари — назывались битикчи;
  • Даруга-беки — осуществляли военный контроль над покоренными городами и подчиненными улусами;
  • Баскаки — сборщики налогов и дани с покоренных народов;
  • Нойоны, беки, бахадуры — командовали темниками, тысячниками, сотниками.

В Золотой Орде была — улусная система. Территория Золотой Орды разделилось на две части:

  1. Правое крыло — управлял сам Бату.;
  2. Левое крыло — управлял старший сын Джучи
  • Орда Еджен — основная часть территории Казахстана входила в левое крыло Золотой Орды.

Политическая история

Первоначально при Бату хане (1227-1256) Золотая Орда была зависима от монгольской империи. В 1260 г. Монгольская империя распалась на независимые улусы.

При Берке хане (1256-1266) Золотая Орда стала самостоятельным государством.

Монке хан (1266-1280) в Золотой Орде стал чеканить собственную монету.

Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV в., особенно при Узбек-хане (1312-1342) и Жанибек-хане (1342-1357).

Власть ханов усилилась, прекратился созыв курултаев, централизовалась власть. В 1312 г. Узбек-хан объявил ислам государственной религией.

В 1380 г. фактический правитель, темник Мамай был разбит на Куликовом поле русскими войсками под предводительством Дмитрия Донского.

Воспользовавшись поражением Мамая джучид Тохтамыш захватил власть в Золотой Орде. Пытаясь военными победами, укрепить свою власть, он в 1382 г. сжег Москву, совершил ряд походов в Мавераннахр и Закавказье.

Причины ослабления Золотой Орды:

  1. Завоевательные походы эмира Тимура.
  2. Постоянные междоусобные войны за власть.

Народные восстания.

Стремление покоренных народов к независимости:

  • 1238 г. — восстание Махмуда Тараби в Бухаре;
  • 1241-1241 гг. — восстание в Камской Булгарии;
  • 1259 г. — восстания в Новгороде, Ростове и Суздале;
  • 1270 г. — восстание в Ярославле;
  • 1270 г. — восстание в Камской Булгарии.

К середине XV в. Золотая Орда перестала существовать. На ее развалинах возникли государства — А к Орда, Ногайская Орда, Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства.

Фактически с середины XIII века улус Орда-Ежена стал самостоятельным государством, получившим в восточных источниках наименование Ак-Орда. Его правители были наделены титулом хана, с ними считались не только хан Батый и его преемники, но и верховные ханы всей империи. Правда, нередко ханы Золотой Орды выдавали претендентам на трон в Ак-Орде ярлык на правление, этим дело и ограничивалось, а реальное вмешательство в дела государства не имело места. Ханы Ак-Орды на рубеже XII-XIV веков поддерживали дипломатические связи с Хулагуидами, обменивались посольствами, хотя Золотая Орда находилась в постоянных враждебных отношениях с правителями Ирана.

История Золотой Орды второй половины XIII – начала XIV вв. заполнена беспрерывными воинами с русскими княжествами (только в последней четверти XIII века монголы совершили 15 походов на Русь), с Хулагуидами Ирана, у которых Берке (1257-1266 гг.) и его преемники пытались оспаривать право на Азербайджан и другие земли Южного Прикаспия. При Менгу-Тимуре (1266-1280 гг.) Золотая Орда окончательно обособилась от центра монгольской империи, он впервые стал чеканить монеты от своего имени, поддержал Хайду в его борьбе с великим ханом за укрепление власти Чагатаидов в Средней Азии и Жетысу.

При Узбек-хане (1312-1342 гг.) и его сыне Жаныбеке (1342-1357) Золотая Орда добилась своего наибольшего могущества. Узбек-хан стремился вернуть потомков Орда-Ежена к прежней вассальной зависимости, в Сыгнаке он посадил ханом своего сына Тыныбека, который, однако, был вскоре убит, и власть вновь перешла в потомкам Орда-Ежена.

Политический и государственный строй Улуг Улуса

Общественно-политический строй

Золотая Орда была многонациональным государством образований. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями. Основную массу кочевников в степях Дешт-и-Кыпчака составляли тюркские племена: кыпчаки, канглы, карлуки, найманы и др. В оседлых областях государства жили булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др. Собственно монголы составляли незначительное меньшинство.

Монгольское завоевание хотя и не изменило в целом социально-экономического строя народностей покоренных стран, но внесло существенные изменения в их общественно-политическую жизнь и быт. Духовенство, купцы, крупные феодалы в оседло-земледельческих областях и кочевая знать тюрков превратились в опору монгольских ханов и феодалов, а трудящиеся попали под двойной экономический и политический гнет.

Курултай. Большую роль в политической жизни монгольской империи играл курултай (хурилтай, хурилта) – общеимперское собрание Чингизидов и монгольской кочевой знати.

Курултай являлся, по сути, собранием Чингизидов, военачальников и деятелей гражданской администрации для принятия к сведению и исполнению заранее принятых решений кагана и его ближайшего окружения, и он не ограничивал власть повелителя империи. После смерти Мунке-кагана в 1259 году общемонгольские курултаи не созывались.

Одной из целей улусных курултаев было предупреждение усобиц (Таласский курултай 1269 г., курултай 1309 г.). Однако феодальные распри между Чингизидами не прекращались, и поведение каждого из царевичей определялось на деле не решением курултая, а его военной мощью.

Созданная Чингиз-ханом система права отвечала запросам и потребностям феодализирующегося монгольского общества. В ней законодательным путем были закреплены лишь те из прежних норм обычного права, которые соответствовали интересам феодально-кочевой знати, а также вновь созданные.

Яса Чингиз-хана регламентировала лишь нормы кочевой жизни. В большинстве покоренных монголами стран, в частности, в Средней Азии, где издревле существовала своя правовая традиция, подчинить население новому праву было чрезвычайно трудно. Правовая система монголов, выработанная на основе обычного права кочевников и преимущественно для кочевников, в иных условиях оказывалась крайне неудобной .Многие стороны социально-бытовой и общественной жизни, в частности юга и юга-востока Казахстана, оставались вовсе не регламентированными Ясой, а отдельные ее предложения вступали в противоречие с мусульманским религиозным правом и обычаями местного населения. На этой почве возникали столкновения между блюстителями Ясы и местным населением, оборачивавшиеся, как правило, трагедией для последнего.

Государственно-административное устройство улусов

Как говорилось выше, Монгольская империя считалась владением всего ханского рода. Каждый представитель правящего дома получал определенное число ремесленников и земледельческий район из общей территории империи, доходы с которых служили для удовлетворения потребностей двора и войска. При этом Чингизиды должны были жить со своими улусными людьми в отведенных им юртах – территориях для летних и зимних кочевий. Они не могли вмешиваться в управление оседлыми областями и собирание податей с населения, эта обязанность возлагалась на особое лицо, назначаемое великим ханом, а затем местным правителем.

Высшее сословие в государствах, образованных монголами, составляла тюрко-монгольская кочевая знать во главе с Чингизидами. Военная власть первоначально была отделена от гражданской власти, которая в улусах находилась, как правило, в руках представителей местной знати. Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую и левую руку. Командовали ими туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбаси (сотники), онбасы (десятники).

Как при Чингиз-хане, так и при его преемниках, монголы пользовались услугами образованных инопленников в качестве чиновников. Делопроизводство государственных канцелярий, даже после принятия ханами Золотой Орды и Чагатайского улуса ислама, в значительной степени функционировало на тюркском, точнее средневековом уйгурском письме.

Гражданское управление оседлыми областями улуса Чагатая было поручено мусульманскому купцу Махмуду Ялавачу, уроженцу Хорезма. Несмотря на все перевороты, происходившие в собственно Монголии и улусе Чагатая, семейство Махмуда Ялавача сумело сохранить в своих руках гражданское управление оседлыми областями Средней Азии до начала XIV века. При Масуд-беке, сыне Махмуда, в государстве Чагатаидов были осуществлены меры по упорядочению денежного хозяйство.

В Жетысу Чингизиды до начала XIV века оставались предводителями кочевников и не вмешивались непосредственно во внутреннее управление Мавераннахром.

В XIV веке в государственно-политической жизни Чагатаидского государства произошли значительные перемены. Приписываемыми Кебек-хану реформами, направленными на политическую централизацию государства, были упразднены автономные права местных маликов, страна была разделена на мелкие административные единицы – туманы, во главе которых стали представители тюрко-монгольской кочевой знати.

В Золотой Орде сохранились основные начала государственного строя улуса Джучи. Государство потомков Джучи по политическому устройству представляло собой типичное кочевое государство, разделенное на улусы, дробившееся в свою очередь, на более мелкие уделы – владения.

Важное место в системе управления золотоордынским государством занимали даруги и баскаки. Даруги занимались, главным образом, сбором подати, баскаки осуществляли военный контроль над коренным населением, выполняя функции управления. В отдельных местностях выступали и как откупщики налогов.

Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти — диуан, в который входили дамиры – секретари, битакчи – писцы, салыкчи – налоговые чиновники, казкачи – чиновники финансового ведомства и их помощники — туткаулы, бакаулы и есаулы.

Появление чиновничьего аппарата, приобщение военно-кочевой знати к государственным и административным делам содействовали оттеснению некоторых потерявших свое значение в новых условиях кочевнических обычаев и традиций, но не изменили в целом военно-кочевого характера золотоордынского государства, соответствовавшего все более укреплявшимся феодальным отношениям.

Золотоордынские правители, захватившие огромные территории, не имели опыта управления в областях земледельческой и городской культуры. Поэтому ханы Золотой Орды с самого начала вынуждены были создавать огромный чиновничий аппарат из грамотных и подготовленных людей, которыми в их владениях были в основном мусульмане (хорезмийцы, иранцы, тюрки-булгары, кыпчаки, карлуки, канглы) или буддисты (средневековые уйгуры, тибетцы, китайцы). Основную часть подданных Золотой Орды составляли тюркские народы, покоренные монголами кыпчаки-половцы Казахстана, Повольжья и Причерноморья, жители Хорезма и Волжской Булагарии и обитатели русских княжеств, среди которых преобладали восточные славяне и частично ассимилированные ими угро-финны. Сами монголы, из которых состояли знать и немногочисленные элитные войска, довольно быстро подпали под влияние своих более культурных подданных, восприняв уже к концу XIII века их тюркский язык, а затем и религию ислам.

Культурное и экономическое развитие Золотой Орды

Историки до сих пор расходятся в оценке роли Золотой Орды в истории и даже в определении ее названия. До недавнего времени в отечественной историографии бытовало негативное отношение к Золотой Орде, к ее роли в истории. Хотя были и другие мнения, в частности, такого крупного востоковеда, как В.В.Бартольд. Более того, разные наблюдатели отмечали возникновение гораздо большей, чем до монгольских завоеваний, политической устойчивости во всей Евразии от Восточной Европы до Китая. Известны религиозные искания о правящей золотоордынской элиты, проявлявшей терпимость к конфессиям покоренных народов. Религиозную терпимость хан золотой Орды проявляли и после своего обращения в ислам.

Сарай – столицу Золотой Орды и в другие ее города населяли представители многих народов. Здесь сталкивались разные религии и культуры, при золотоордынском дворе устраивались диспуты между миссионерами разных вероисповеданий, активными участниками которых были приверженцы Мухамеда, Христа, Будды. Искусные умельцы-ремесленники, угнаны ордынцами в плен из завоеванных стран, принимали участие в строительстве золотоордынских городов и создании синкретической культуры Золотой Орды.

Характерно, что вплоть до конца XVII века правители Казахского ханства и московские великие князья и цари, чьи государства возникли на руинах Золотой Орды, вели специальную переписку с мусульманскими государями в золотоордынских протокольных традициях, что свидетельствовало об органичном, привычном использовании ими ордынской символики, не воспринимавшейся как нечто чуждое.

Развитие градостроительства и торговли

Образование сильного государства стимулировало развитие торговли и расцвет градостроительства. Были восстановлены города, разрушенные во время завоеваний.

Так, вновь крупными ремесленными и торговыми центрами стали Сыгнак и Отрар, были заново отстроены Барчынлынет, Джент, города Хорезм, Мавераннахр. Кроме того, в период XIII-XIV вв. возникло 100 новых городов, в основном в степной зоне. Крупнейшими из них были Сарай-Бату, Сарай Ал-Жедид, Сарайшик на Жаике, Азау, Бахшасарай, Укек, Маджар на Северном Кавказе, Хаджитархан в дельте Едиля, Мохим в Мордовии, Чилын-Тура и Сибири.

Города Улуг Улуса отличались отсутствием каких-либо оборонительных сооружений, в государстве была единственная крепость – Дербент, на кавказском побережье Каспийского моря. Многие города считались крупнейшими не только на востоке, но и во всем мире. Так, население Сарай-Бату превышало 100 тыс.человек (в XIV в. города населением 5-10 тыс.человек уже считались большими). На объезд столицы, со всеми пригородами по периметру, нужно было затратить не менее дня.

Благодаря особому покровительству ханов на территории Улуг Улуса стали открывать торговые фактории западноевропейских стран, особенно Генуи и Венеции. Эти фактории быстро перерастали в крупные городские центры – Кафа (современная Феодосия), Солдайя (Cудак), Чембала (Балаклава).

Генуэзские колонии обладали автономией, занимались торговлей между странами Европы и Улуг Улусом.

Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату.

Мунке отменил старые ненормированные подати и налоги, установил единую подушную подать, были списаны все недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадь у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время, было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Однако, особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане.

Чтобы оживить и прекратить анархию в денежном обращении, были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60 % золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар. В качестве разменной монеты использовались посеребряные дирхемы и медные фельсы.

Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства чагатаидов. Главным ее проводником был правитель Мавераннахра Масуд-бек. Основное содержание этой реформы составлял переход к регулярной чеканке серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету, за определенную плату.

Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались. По приказам ханов Улуг Улуса, на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной.

Религия и верования

Религиозные представления XIII – начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система – тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии – христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось, в основном, благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространился католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона Сартак, был крещен.

С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно – Озбек хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Куцай (христианский бог) были синонимами и выступали в родном лице. Не потерял значения и культ предков – аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевников.

Эти книги были предназначены для знакомства кыпчаков с исламом, более широкого внедрения идеи мусульманства среди населения Улуг Улуса. Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные представления.

Золотая Орда

Вернувшись в низовья Волги, Батый основал новое монгольское государство, получившее впоследствии название Золотая Орда.

Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел созывался курултай (общее собрание знати во главе с членами правящей династии в золотой орде). Армией, дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек. Во главе диуана (центральный орган исполнительной власти в Золотой Орде), ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства стоял визир. В города и подчинённые улусы назначались даруги и баскаки. Чьей обязанностью был сбор налогов, дани. Наиболее важные должности занимали члены ханской семьи. Крупные нойоны: беки, эмиры. Бахадуры являлись военачальниками - темниками, тысячниками, сотниками.

Золотоордынское войско делилось на правую и левую руку (или правое и левое крыло), командовали ими туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбасы (сотники), онбасы (десятники). Военные чиновники - бакаулы занимались распределением военного содержания, продовольствия, добычи и т.д.

В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоёванными землями и народами. Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении великого монгольского хана. Но к 1260 г. Монгольская империя распалась на фактически независимые улусы. Золотая Орда уже при Беркехане (1256-1266), брате Бату, стала самостоятельным государством. Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV в., особенно при Узбек хане (1312-1342) и его преемнике хане Джаныбеке (1342-1357). Усилие власти ханов нашло свое выражение в прекращении созыва курултаев и в некоторой централизации власти. В 1312 г. Узбек-хан объявил ислам государственной религией Золотой Орды.

Монгольское завоевание сопровождалось разрушением производительных сил. Монгольское нашествие и господство разрушили экономическую основу развития устойчивого хозяйства Семиречья и Южного Казахстана, замедлили и дестабилизировали процессы объединения этих районов. Оно вызвало определённый регресс в социально-экономическом строе завоёванных стран, в том числе и в Казахстане. В общественных отношениях закрепились самые отсталые формы, вплоть до рабовладельческого уклада. Наряду с катастрофическими последствиями, имело и некоторые положительные стороны. Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей, ввели повсеместно систему почтовой и ямской службы. Были установлены торговые и культурные связи между прежде далёкими народами. По территориям улусов двигались торговые караваны, дипломатические миссии, путешественники отправлялись в дальние края и привозили в Европу сведения о далёких странах и народах ранее не ведомой Азии. Монголы привнесли в степь идею централизованной власти, объединили прежде неорганизованные племена.

Уровень общественного и культурного развития населения Золотой Орды был различным. У кочевого населения господ­ствовали полу патриархальные, полуфеодальные отношения, в оседло-земледельческих - феодальные. Положение народа было тяжелым, так как он находился под двойным гнетом. Население платило налоги хану и местным феодалам. Первоначально до­ходы, поступившие от скотоводов и земледельцев, шли в хан­скую казну.

Золотая Орда имела огромное значение в истории народов Евразии, оказав влияние на:

- становление государственности во многих регионах;

- усиление связи монголо-тюрко-славянских культур;

- закат эпохи Золотой Орды и начало новой истории на Евразийском континенте;

- прекращение длительных междоусобиц и завершение процесса объединения Руси, а также и Китая;

- стимулирование монгольскими властями развития тор­говли, международных связей, введения повсеместно системы почтовой службы;

- установление торговых и культурных связей между прежде далекими народами;

- закрепление по территории улусов торговых караванов, дипломатических миссий; путешественники отправлялись в да­лекие края и привозили в Европу сведения о странах и народах ранее неведомой Азии;

- привнесение монголами в степь идеи центральной вла­сти, объединение прежде неорганизованных племен;

- использование норм социальной организации и форм го­сударственности в ханствах, возникших на территории Казах­стана в послемонгольскую эпоху.

И высшей точкой развития, и началом кризиса кочевников, видимо, была Золотая Орда в эпоху своего расцвета. Затем на­чинается ее агония: ханы Орды беспрерывно воюют между со­бой, разоряют жилища соседей, угоняют к себе скот и людей. Устав от бесконечных распрей, целые роды во главе со своими князьями уходят в более спокойные города. Немало золотоордынских мурз переселились в Москву, Тверь, Смоленск, дав на­чало новым фамилиям: Чаадаевым, Тимирязевым, Тургеневым и т.д. Тысячи кочевников уходили на Кавказ, в Египет, Иран и оставались там уже навечно. Система кочевого ведения хозяйст­ва, целого образа жизни стала испытывать сильнейший надлом. И наиболее ярким проявлением этого кризиса были бесконеч­ные войны самих кочевников - Тимура с Тохтамышем, Тимура с Баязидом, Ногая с Токтаем. Это был явный кризис системы го­сударственной организации и хозяйственной жизни кочевников. Распад некогда могущественной Золотой Орды привел к созда­нию новых государств как оседлых, так и кочевых народов. В XV-ХVI вв., например, происходит становление Казахского и несколько позже Ойрато-Джунгарских ханств - последними и наиболее мощными государствами исчезающей цивилизации кочевников.

Образовавшиеся после распада Золотой Орды на ее терри­тории Крымское, Казанское, Сибирское, Астраханское ханства не ладили между собой, а позже сами пали под ударами уси­лившихся соседей.

Читайте также: