Распорядок дня крестьянской семьи в средневековье кратко

Обновлено: 04.07.2024

Для современного городского жителя время бежит со скоростью света. Благодаря Интернету и скоростному транспорту расстояния сократились до минимума. Предпочтение отдается умственному труду перед физическим, и работать мы привыкли сидя по 8 часов в офисных кабинетах, так что поддерживать форму приходится в спортзале, а не за работой в поле. Мы встаем на работу в 7-8 утра, спать ложимся около полуночи и отсыпаемся в выходные. Воспринимая такой режим как нечто естественное, мы даже не задумываемся, насколько современный ритм жизни отличается от ритма жизни наших предков, долгие века остававшегося неизменным.

Режим дня русского крестьянина XV века

Когда в летописях, научных книгах и учебниках по истории речь заходит о XV веке, первым делом они развернуто повествуют о князьях, боярах и воеводах, о первом государе Всея Руси Иване III Васильевиче, о борьбе с Золотой Ордой и междоусобицах, а вот повседневность русского крестьянина историческими источниками освещена очень слабо. Между тем именно крестьянство вплоть до начала XX столетия составляло абсолютное большинство и достигало в разные века до 90% населения. Основным историческим документом, по которому современные историки могут составить представление о крестьянском быте того периода, являются Новгородские писцовые книги 1495–1505 годов, целью которых была инвентаризация хозяйственных угодий и населения захваченной Иваном III Новгородской земли.

Конечно, были в крестьянской жизни и выходные – не работали по воскресеньям и церковным праздникам. О количестве праздничных дней в году судить сложно, поскольку подсчеты исследователей значительно разнятся. В среднем называют цифру до ста праздничных дней. По такому же принципу делился режим питания – скоромный, когда допускалось употребление мясомолочных продуктов, и постный. Пост занимал у крестьянина около 200 дней в году. При этом на различного вида работу, как у мужчин, так и у женщин уходило по 13-15 часов в сутки.

Простота и однообразие – именно эти два слова как нельзя лучше характеризуют жизнь и быт крестьянина средних веков. На протяжении столетий крестьяне жили по единому распорядку: в будни занимались однообразной работой на поле или виноградниках, выходные посвящали церковной службе.

Праздники проходили по одному и тому же сценарию. Все жители деревень подчинялись единым законам и платили феодалам одинаковый оброк.

Условия для жизни были практически одинаковы. В деревнях располагалось 20-30 дворов с помещениями, где крестьяне жили, держали скот и занимались ремеслами. Мужчины занимались гончарным, кузнецким, а женщины – ткацким делом. Детей с малых лет приобщали к ремеслу и активному труду.

Крестьянский дом

Основной сруб и несущие конструкции жилого помещения строились из дерева. Крыша выкладывалась из соломы. Полы были земляные. Окон в большинстве домов не было.

Отапливались постройки благодаря очагу, установленному посреди комнаты. В крыше была проделана специальная дыра, играющая роль дымохода. Внутри предметы были покрыты копотью и пахли дымом.

Из мебели чаще всего был деревянный стол и скамейки. Роль кровати играл соломенный тюфяк, на котором спала вся семья. Также в доме находились предметы одежды, утварь, орудия труда.

Еда крестьян

Рацион крестьянских семей был однообразным. В основном готовили каши, овощные похлебки. А основой для блюд были продукты с поля – пшеница, ячмень, рожь. Также в огородах росли капуста, бобы, чечевица, репа, морковь. Хлеб ели только серый. Белый хлеб считался деликатесом.

Мясо ели только по воскресеньям и большим праздникам. Приготовленную свинину ела вся семья на протяжении всех праздничных дней.

Из напитков было популярно вино, брага и пиво. А самым сладким продуктом был мёд. Сахар был очень дорогим и считался изысканным продуктом.

Крестьянская одежда

Практичность и многослойность – именно эти понятия лучше всего характеризуют предметы крестьянской одежды. Одежда была широкой и бесформенной, чтобы было удобно работать в поле и дома. А материал в несколько слоев лучше защищал тело от холода и ветра. В основном одежду делали из растений (льна, крапивы) и шерсти.

Мужчины и женщины носили:

  • рубахи свободного кроя длиной до колен;
  • жилеты;
  • туники;
  • широкие штаны брэ длиной ниже колен;
  • чулки-шоссы с завязками в области бедер;
  • плащи с капюшоном;
  • меховые тулупы.

По праздникам женщины надевали платья, юбки и передники, украшенные вышивкой и аппликациями.

Из обуви были башмаки одинаковые для обеих ног. В зимнее время носили грубые сапоги высотой до колена.

Орудия труда крестьян

Прямо в домах хранились предметы труда. И они были примитивные и тяжелые на вес. Набор орудий зависел от ремесла, которым занимался крестьянин. Крестьяне работали сохой, плугом, бороной, вилами. Также использовались гончарные круги, жернова для изготовления муки, грузила для ткацких станков.

Одним предметом труда крестьяне работали долгое время. Ни о каком обновлении орудий не было и речи. Феодалы были заинтересованы в получении максимального урожая с минимальными затратами.

Роль церкви в жизни крестьян

В каждой деревне было главное общественное здание – церковь. Священник считался духовным отцом для каждого человека.

Первый раз крестьянин попадал в церковь на свои крестины, затем посещал на протяжении всей жизни. Отпевания и проводы усопшего в последний путь проходили тоже в церкви.

Каждое воскресенье вся деревня собиралась в церкви, где проходила месса, и нужно было выслушать проповедь.

Церковь связана и с крестьянскими праздниками. Она придавала разным событиям религиозный смысл. На Рождество, в дни поминовения святых, на Пасху, в день летнего солнцестояния устраивались торжественные обряды, накрывались праздничные столы, устраивались танцы и народные гуляния.

Ещё в каждой семье отмечалось рождение ребёнка. Дети рождались практически каждый год. И это событие было праздником, так как появлялся новый работник, что в будущем сулило увеличение дохода.

Девушки выходили замуж в возрасте 12-14 лет за мужчин из своих деревень. И за годы замужества рождалось много детей (более 10). Но многие умирали в младенческом возрасте.

Пора подвести итог

На протяжении всей эпохи Средневековья жизнь и быт крестьян практически не менялся. И лишь в конце эпохи крестьянский народ обрёл личную свободу.

Жизнь крестьянской семьи в средневековье кратко, как проходит их день?


В Средние векадеревнибыли сосредоточены вокруг замков феодалов, и крестьяне всецело зависели от этих господ.

Это происходило потому, что на заре формирования феодализма короли раздаривали своим вассалам земли вместе с людьми, на них проживающими.

К тому же внутренние и внешние войны, в состоянии которых постоянно пребывало средневековое общество, разоряли крестьян.

Нередко случалось, что сами крестьяне просили феодалов о помощи, когда не могли самостоятельно защитить себя от набегов и грабежей своих соседей или чужестранцев.

В таких случаях они должны были отдать свои наделы феодалу - защитнику и оказывались в полной зависимости от него.

Крестьяне, которые были официально свободны, но не имели прав на владение землей, назывались земельно зависимыми.

Во Франции, Англии, Италии и Западной Германии их называли вилланами.

Крестьяне лично зависимые были самыми бесправными.

В Испании их называли ременсами, во Франции – сервами.

А в Англии даже вилланы не имели права покидать своего господина ни при каких обстоятельствах.

Кроме налогов, крестьяне платили своему сеньору за пользование его мельницей, печью, виноградным прессом и прочими приспособлениями, которых не было в хозяйстве крестьян.

Чаще всего крестьяне отдавали за это часть своей продукции : зерно, вино, мед и т.

Д. Чтобы получить свободу (это стало возможным в XII – XIII вв.

), крестьяне могли заплатить большой выкуп, но земля по - прежнему оставалась во владении феодала.

Скандинавские крестьяне эпохи Средневековья находились в самом выгодном положении : они были свободными владельцами земли, но должны были выплачивать какой - то процент своей продукциифеодалу.

Жизнь крестьян в средневековые времена, как и теперь, была тяжелее и суровее, чем жизнь горожан.

Чтобы вырастить урожай, надо было много месяцев трудиться не покладая рук и молить Бога о благоприятной погоде, о том, чтобы не забрали кормильца на очередную войну, чтобы по крестьянскому полю не проскакали несколько десятков всадников из свиты феодала в погоне за лесным зверем во время охоты, чтобы овощи не погрызли зайцы, а зерно не поклевали птицы, чтобы не сожгли, не разорили урожай какие - нибудь лихие люди.

И даже если все будет благополучно, выращенного вряд ли хватит, чтобы досыта прокормить обычно очень большую семью.

Часть урожая нужно отдать феодалу, часть – оставить на семена, а уж остальное – семье.

И всё Крестьяне жили в маленьких домиках, крытых камышом или соломой.

Дым от очага клубился прямо в жилом помещении, стены которого были вечно черные от сажи.

Окон или вовсе не было, а если и были, то очень маленькие и без стекол, так как стекло было слишком дорогим для бедного крестьянина.

В холодную пору эти отверстия просто затыкали какими - нибудь тряпками.

Зимой часто даже свою немногочисленную скотину крестьяне держали у себя в жилище.

Темно, тесно, дымно было в домах средневековых крестьян.

Зимними вечерами при тусклом свете лучины (свечи стоили дорого) крестьянин что - нибудь мастерил или ремонтировал, его жена шила, ткала, пряла.

Еда в доме была скудной и однообразной : лепешки, похлебки, каши, овощи.

Хлеба часто не хватало до нового урожая.

Чтобы не пользоваться мельницей феодала (ведь за это надо платить), крестьяне просто толкли зерно в долбленной деревянной посудине – получалось нечто вроде муки.

А весной снова пахать, сеять, оберегать поля.

И молиться, молиться истово, чтобы не случились заморозки на всходы, чтобы не было засухи, пожара или другой беды.

Чтобы чума и мор не пришли в деревню, чтобы и в этом году не случилось очередного военного похода, для участия в котором могли забрать сыновей.

Бог милостив, хотя на все воля Его святая.


У каждой крестьянской семьи был свой двор —усадьба.

Там, помимо жилого дома, были сарай, хлев для скота, амбар и другие хозяйственные постройки.

Дом обычно был бревенчатым, с небольшими окошками без стекол, которые в холодную погоду затыкали тряпками или пучками соломы.

Крыша тоже покрывалась соломой или камышом, а пол обмазывался глиной.

Чаще всего такой дом состоял из единственной комнаты, где жила вся семья от мала до велика.

В центре жилой комнаты помещался большой стол, а вдоль стен располагались широкие лавки, служившие одновременно и постелью для всей семьи.

Настоящая кровать в избе крестьянина была редкостью.

Остальная мебель состояла из сундуков для хранения праздничной одежды и полок с домашней утварью и посудой.

Для приготовления пищи и обогрева дома служил открытый очаг, дым от которого выходил в отверстие под крышей и через открытые окна и двери.

Далеко не во всех домах были печи с трубой длядымохода.

Обычной пищей крестьянской семьи была каша, хлеб, овощи, сыр и бобы.

Реже ели рыбу, а мясо на столе появлялось только по праздникам.

Пили виноградное вино собственного изготовления и домашнее пиво.

Крестьянская одежда была простой и шилась, как правило, руками хозяйки дома из ею же сотканного грубою льняного или шерстяного полотна.

Женская одежда состояла изтуникис широкими рукавами и рабочей блузы.

Мужчины носили простые рубахи из холста, а по праздникам — кафтан из грубого сукна и полотняные штаны.


Вся жизнь трудовых людей проходила в работе. Они сеяли и жали хлеб, рубили избы. Пахали косулями и сохами, боронили деревянными боронами, сеяли вручную из лукошка, жали серпами, молотили цепами, траву косили косами-горбушами. Так как земля не могла прокормить крестьянина, он вынужден был искать заработок на стороне. Многие крестьяне ежегодно уходили из деревни на промыслы – шли пешком наниматься на лесозаводы в Архангельске.

Распорядок дня крестьянской семьи

Как жили наши предки

Крестьянская семья была основой передачи всех трудовых навыков, обычаев, нравов. Муж выполнял мужские работы – пахал, косил, возил дрова, сено: лошадь была в его полном ведении.

Как жили наши предки

Жена – мать вела все женские работы. Жала, молотила, пряла, ткала, ухаживала за скотом, готовила пищу, вела учет припасов.

Утро хозяйки

Как жили наши предки

В доме раньше всех встает хозяйка. Умывшись, она начинает хлопотать у печи: открывает заслонку, бросает в печь вперекрест сухие дрова – и пламя быстро обнимает всю заднюю половину печи.

Перед самым огнем она ставит чугуны с водой для заварки кормов животным: Это незыблемое правило в хозяйстве, скотина всегда на первом месте, ей надо задать корм раньше, чем сам сядешь за стол.

Обряжаться со скотиной женщины ходили с зажженной лучиной. Так как в руках были ведра с пойлом и водой, лучинку приходилось нести в зубах. Во дворе ее вставляли в щель на стене. Напоив и накормив коровушку, приступали к дойке.

А уж затем готовится еда для семьи – на завтрак, обед и ужин. Печь топится только один раз в сутки, с утра. Поэтому хозяйке надо все предусмотреть и приготовить на весь день. Так изо дня в день они крутились у печи, ворочая чугуны.

Утро хозяина

На ногах уже и хозяин. Он ушел на скотный двор, дел у него там тоже немало: убрать навоз, сбросить с повети сено. Тем временем, просыпаются дети и выстраиваются в очередь к рукомойнику.

У рукомойника общий холщовой рукотерник.

Как жили наши предки

И каждый день, утром ли вечером ли, усталая хозяйка и хозяин молились перед образами, поклоны били. Молились о повседневном: чтобы корова благополучно отелилась, чтобы лошадь не обезножела, чтобы дождик на ржаные посевы упал ко времени, чтобы голода не было, и уродился хлеб. А в выходные дни шли в церковь. В каждом селении имелся свой приход.

Как жили наши предки

Список использованной литературы:

Читайте также: