Радикальный бихевиоризм скиннера кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пожалуй, никто из ученых со времен Фрейда не испытывал такой жесткой критики и не был настолько почитаем в одно и то же время. Ничьи работы не цитировались так часто, и никого так часто не искажали. При этом сам Скиннер получал лишь удовольствие от дебатов с оппонентами (Catania & Harnad, 1988; Skinner, 1972 d, 1977 b; Wann, 1964). Его громадное личное обаяние и готовность обсуждать любое из своих предположений, подкрепленные абсолютной, непоколебимой верой в фундаментальность своих выводов, способствовали тому, что Скиннер стал центральной фигурой в современной психологии.

Биографический экскурс

Прослушав в Колледже Гамильтона, штат Нью-Йорк, курс лекций, укрепивший и развивший его интерес к литературе и искусству, Скиннер, получив степень бакалавра и диплом с отличием по английской литературе, вернулся домой и попытался стать писателем.

В ранних автобиографических эссе (1967а, р. 397-398) Скиннер писал о том, как много и усердно он работал, будучи аспирантом:

Позже Скиннер более правдиво описал годы своей учебы в аспирантуре, где, конечно же, нашлось место и друзьям, и веселым вечеринкам (1979а).

После получения докторской степени он 5 лет проработал в Гарвардской медицинской школе, изучая нервную систему животных. В 1936 году Скиннер занял место преподавателя в Университете штата Миннесота, где читал лекции по введению в психологию и по экспериментальной психологии. Он с гордостью отмечал, что некоторые из его студентов той поры поступили в аспирантуру и по своим убеждениям стали бихевиористами.

После 9 лет, проведенных в Миннесоте, он возглавил кафедру психологии Университета штата Индиана. Тремя годами позже Скиннер уезжает в Гарвард, где и работает с небольшими перерывами до самой смерти. Прекратив преподавательскую деятельность, он продолжал писать. Поздние публикации включают в себя 3-томную биографию (Skinner, 1976b, 1979a, 1984a), популярную книгу, посвященную проблемам пожилого возраста (Skinner & Vaughan, 1985), статьи по психологии и несколько эссе, критикующих традиционную психологию, которая, как он считал, сбилась с правильного пути (Skinner, 1987a, 1989, 1990а).

Продолжая исследовать поведение животных, Скиннер находил время и силы для применения своей изобретательности в других сферах. В 1945 году он сконструировал вентилируемую детскую кроватку — приспособление, которое прославило его на всю страну. Дно этой обнесенной стеклом кроватки, температуру воздуха в которой можно было регулировать, было сделано из гигроскопического материала. Внутри нее ребенок мог свободно передвигаться без обременяющих пеленок, подгузников и другой одежды. Водопоглощающее дно легко заменялось после загрязнения. Первое появление такой кроватки вызвало бурный всплеск интереса. Однако то, что ребенок находился за стеклянной стенкой, а не просто за перегородкой, как в обычной кроватке, слишком уж противоречило существующим стереотипам. Несмотря на то что Скиннер успешно использовал такую кроватку для одного из своих собственных детей, она все же не стала популярной.

Размышляя о причинах, которые привели его к изобретению подобной кроватки, Скиннер писал:

Следующим изобретением Скиннера для его ребенка стал музыкальный ночной горшок, который так и не был реализован на практике (Skinner, 1989).

Готовность Скиннера вступать в контакт со средствами массовой информации способствовала тому, что его идеи приобрели широкую известность. Он писал всю жизнь, закончив редактировать последнюю статью всего за день до своей смерти в возрасте 86 лет.




Постоянный опыт научения создает то, что в других психологических школах называют личностью. Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Уникальность человека задается своеобразным сочетанием генетических характеристик и

индивидуальным репертуаром научения. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков — и в условиях специального обучения, и возникающих стихийно. Человек таков, каким он научился быть.

Таблица 10

Постоянный опыт научения создает то, что в других психологических школах называют личностью. Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Уникальность человека задается своеобразным сочетанием генетических характеристик и

индивидуальным репертуаром научения. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков — и в условиях специального обучения, и возникающих стихийно. Человек таков, каким он научился быть.

Бихевиоризм предполагает, что все виды поведения являются реакцией на определенные стимулы в окружающей среде или последствия истории человека. Хотя бихевиористы в целом признают важную роль наследования в определении поведения, они в основном сосредоточены на факторах окружающей среды.


Он является наиболее признанным психологом в области бихевиоризма, и его теория была одной из самых влиятельных в психологии..

Будучи студентом колледжа Гамильтона, Скиннер развил страсть к письму. Он попытался стать профессиональным писателем после окончания учебы в 1926 году, но добился небольшого успеха. Два года спустя он решил следовать новому направлению в своей жизни; он поступил в Гарвардский университет для изучения психологии.

Скиннер считал свободную волю иллюзией и действиями человека как зависящими от последствий предыдущих действий. Если последствия плохие, существует высокая вероятность того, что действие не повторится. Наоборот, если последствия будут хорошими, вполне вероятно, что действие будет повторено. Скиннер назвал это принципом подкрепления.


Чтобы усилить поведение, Скиннер использовал оперантное кондиционирование и для его изучения он изобрел камеру оперантного кондиционирования, также известную как бокс Скиннера..

В 1920-х годах Уотсон оставил академическую психологию, и другие бихевиористы начали оказывать влияние, предлагая новые способы обучения помимо классической обусловленности..

Мышление Скиннера было немного менее экстремальным, чем у Уотсона. Скиннер считал, что у нас есть разум, но просто изучать наблюдаемое поведение вместо внутренних психических событий просто более продуктивно.

Введение в бихевиоризм

«Дайте мне дюжину здоровых, хорошо образованных детей, чтобы я мог обучать их, и я обещаю выбрать одного наугад и обучить его стать специалистом во всем, что я могу выбрать: врач, юрист, художник, бизнесмен, нищий или вор, независимо от его таланта, склонностей, склонностей, способностей, призваний и расы его предков ".

Джон Уотсон, бихевиоризм, 1930.

Согласно принципам бихевиоризма, все виды поведения извлекаются из среды, в которой мы растем. Бихевиористы не верили в биологические определения.

Кроме того, они были в основном обеспокоены поведением, которое можно наблюдать, и полагали, что не было большой разницы между обучением, которое происходит у людей, и тем, которое происходит у животных..

Как начался бихевиоризм??

Русский доктор Павлов был первым, кто изучил теории бихевиоризма в 1890-х годах. Классическая обусловленность Павлова была обнаружена случайно, когда он обнаружил в эксперименте по пищеварению своих собак, что они выделяют слюну, когда он входит в комнату. , даже не принося еду с.


Подводя итог, классическая обусловленность подразумевает обучение, которое связывает безусловный стимул, который по умолчанию вызывает реакцию в организме (например, рефлекс) с новым стимулом, так что последний также несет тот же ответ.

Бихевиоризм по Буррусу Фредерику Скиннеру


Работа Скиннера основывалась на классической обусловленности как слишком простой, чтобы составить полное объяснение сложного человеческого поведения. Скиннер считал, что лучший способ понять поведение человека - это проверить причины действия и его последствия. Он назвал этот подход "оперантное кондиционирование".

Оперантная обусловленность связана с оперантом: преднамеренными действиями, которые влияют на окружающую нас среду. Скиннер начал идентифицировать процессы, которые делали появление определенных оперантных поведений более или менее вероятным.

Оперантное кондиционирование Скиннера

Как мы уже говорили, Скиннер считается отцом оперантной обусловленности, но его работа основана на законе эффекта Торндайка. Скиннер ввел новый термин в законе эффекта: подкрепление. Усиленное поведение имеет тенденцию повторяться; поведение, которое не подкреплено, имеет тенденцию вымирать (ослабевает).

  • Нейтральные операторы. Являются ли реакции окружающей среды ни повышением, ни уменьшением вероятности того, что поведение повторится.
  • Эти ответы увеличивают вероятность того, что поведение повторится. Подкрепление может быть положительным или отрицательным.
  • Это ответы, которые уменьшают вероятность того, что поведение повторится; наказания ослабляют рассматриваемое поведение.

У всех нас есть примеры поведения, на которое повлияли подкрепления и наказания. Например, когда мы были детьми, если мы говорили на уроке, учитель велел нам молчать. Этот ответ учителя является наказанием, которое, по крайней мере, предположительно, должно ослабить поведение разговора с одноклассником во время урока.

Например, в подростковом возрасте ношение одежды определенного стиля или марки может быть положительно подкреплено сверстниками того же возраста с помощью лести, общественного признания или просто доброго жеста. Это усиливает и повышает вероятность повторения поведения в одежде определенной марки.

Положительное подкрепление


Скиннер продемонстрировал, как работает положительное подкрепление, положив голодную крысу в свою коробку Скиннера. Коробка содержала рычаг с одной стороны, и крыса, перемещаясь по коробке, случайно нажала на рычаг. Сразу же, гранула еды упала в небольшой контейнер рядом с рычагом.

Крысы быстро научились идти прямо к рычагу после того, как несколько раз были в ящике. Последствия получения еды при нажатии на рычаг гарантировали, что они будут повторять поведение снова и снова.

Позитивное подкрепление усиливает поведение, предоставляя следствие, которое человек считает полезным. Например, если ваш учитель дает вам деньги каждый раз, когда вы выполняете домашнюю работу, вы с большей вероятностью будете повторять в будущем поведение по выполнению домашней работы, усиливая это поведение..

Отрицательное подкрепление

Например, когда у вас болит голова, вы принимаете аспирин, чтобы облегчить ее. Тот факт, что боль исчезает, является негативным стимулом для поведения при приеме аспирина, что повышает вероятность его повторения в будущем, когда у вас болит голова.

Скиннер изучал, как работает отрицательное подкрепление, снова помещая крысу в коробку Скиннера и подвергая ее воздействию неприятного электрического тока, который вызывал у него некоторую степень дискомфорта. На этот раз рычаг коробки вызвал остановку электрического тока.

Крысы сначала нажали на рычаг случайно, но вскоре научились нажимать на него, чтобы остановить электрический ток. Последствия выхода из потока гарантировали, что они будут повторять действие каждый раз, когда их помещают в коробку, или всякий раз, когда они чувствуют электричество..

На самом деле, Скиннер научил крыс даже избегать электрического тока, включив свет непосредственно перед появлением электрического тока. Крысы вскоре научились нажимать на рычаг при включенном свете, потому что они знали, что это предотвратит включение электрического тока.

наказание

Наказание определяется как противоположность подкреплению, так как оно предназначено для ослабления или устранения ответа вместо увеличения его вероятности. Это отвратительное событие, которое уменьшает поведение, которое следует за.

Как и в случае с подкреплением, наказание может сработать либо непосредственно, применяя неприятный стимул, такой как удар электрическим током после ответа, либо устраняя потенциально полезный стимул..

Например, дисконтирование денег с чьей-либо платы за наказание за нежелательное поведение. Необходимо отметить, что не всегда легко различить наказания и отрицательные подкрепления.

Существует несколько проблем при использовании наказаний, таких как следующие:

  • Наказанное поведение не забыто, оно подавлено. Такое поведение возвращается, когда наказания нет.
  • Наказание может вызвать усиление агрессии. Это может показать, что агрессия - это способ решения проблем.
  • Наказания создают страх, который обобщает нежелательное поведение, например, страх ходить в школу.
  • Много раз наказание не моделирует поведение по отношению к желаемой цели. Подкрепление говорит вам, что делать, в то время как наказание говорит вам, что не делать.

Моделирование поведения

Другим важным вкладом Скиннера является понятие поведенческого моделирования через последовательное приближение. Скиннер утверждает, что принципы оперантной обусловленности могут быть использованы для создания чрезвычайно сложных форм поведения, если награды и наказания выполняются таким образом, чтобы побуждать данный организм быть ближе и ближе к желаемому поведению..

Чтобы этот результат имел место, условия (или непредвиденные обстоятельства), необходимые для получения вознаграждения, должны меняться каждый раз, когда организм предпринимает шаг, чтобы приблизиться к желаемому поведению..

Согласно Скиннеру, большая часть человеческого поведения (включая язык) может быть объяснена как продукт этого типа последовательного приближения.

Модификация поведения

Модификация поведения - это набор методов лечения или техник, основанных на оперантной обусловленности. Основным принципом является изменение экологических событий, связанных с определенным поведением человека. Например, усилить желаемое поведение и игнорировать или наказать нежелательные.

Однако это не так просто, как кажется. Например, всегда поддерживать желаемое поведение - значит подкупать.

Существует несколько видов положительного подкрепления. Первичное подкрепление происходит, когда награда усиливает поведение самостоятельно. Вторичное подкрепление происходит, когда что-то усиливает поведение, потому что оно приводит к первичному подкреплению.

Практические образовательные приложения

В обычной ситуации обучения оперантная обусловленность применяется к темам, связанным с классами и учебой, а не к содержанию, связанному с обучением.

Что касается образовательного применения поведенческого моделирования, то простым способом моделирования поведения является предоставление обратная связь (обратная связь) относительно работы ученика (например, комплименты, сигналы одобрения, поощрение).

Например, если учитель хотел бы призвать своих учеников отвечать на вопросы в классе, он должен хвалить их при каждой попытке, независимо от того, является ли ответ правильным или нет. Постепенно учитель будет хвалить учеников только тогда, когда их ответы верны, и со временем будут восхваляться только исключительные ответы..

Нежелательное поведение, такое как задержки по прибытии в класс и доминирование в обсуждениях в классе, может быть погашено игнорированием учителя, вместо того, чтобы усиливаться привлечением внимания учителя к этому поведению..

Знание того, что вы добились успеха, также важно, так как оно мотивирует будущее обучение. Тем не менее, важно изменить тип предоставляемого усиления, чтобы поведение сохранялось. Это не простая задача, поскольку учитель может показаться неискренним, если он слишком много думает о том, как он должен себя вести, хвалить ученика.

Другие практические применения и критическая оценка


Оперантная обусловленность может быть использована для объяснения большого количества видов поведения, от процесса обучения до зависимости и овладения языком. Он также имеет практическое применение, например, образовательные, которые мы описали ранее, и в тюрьмах, психиатрических больницах и в экономике..

В экономике известным применением оперантной обусловленности является экономия токенов, система, посредством которой человек получает токены сразу после выполнения желаемого поведения. Чипсы собираются и затем обмениваются на какой-то значимый объект для индивидуума.

Использование исследований животных на оперантной обусловленности также ставит вопрос об экстраполяции результатов.

Некоторые психологи утверждают, что мы не можем обобщить на поведение человека заключенные результаты исследований с животными, поскольку их анатомия и физиология различны и не могут отражать их опыт или ссылаться на разум, терпение и память как людей..

Оперантное обусловливание Скиннера

20 столетие было богатым на научные открытия в области психологии. Разные направления и подходы исследования человека всячески пытались ответить на вопрос, что собой представляет человечество. На волне увлечения позитивизмом и поиска точных методов исследования самой популярной психологической концепцией долгое время считался бихевиоризм, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств, и полностью исключал важность сознания и внутренних особенностей индивида.

Именно в духе бихевиоризма была сформулирована теория оперантного обусловливания американским психологом Берресом Скиннером, который утверждал: человеческое поведение детерминировано и поэтому предсказуемо.

В этой статье мы более подробно рассмотрим самую выдающуюся концепцию Скиннера, которую неоднократно критиковали за манипулирование человеческим поведением, но в тоже время ее сторонники плодотворно использовали ее для внедрения новых черт характера.

Скиннер и критика традиционной психологии

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – один из самых известных представителей бихевиоризма, основатель необихевиоризма, а также очень противоречивая фигура в истории американской психологии ХХ столетия.

Перед тем как стать выдающимся психологом, Скиннер мечтал о карьере писателя, но после знакомства с научными работами Павлова и Джона Уотсона он поступил в Гарвард и начал изучать психологию.

Еще будучи студентом психологии в университете, Скиннер вслед за Павловым утверждал, что человек не отличается от других животных, поэтому и анализировать его стоит в тех же научных категориях что и другие живые организмы. Этим своим знаменитым мнением он бунтовал против известной концепции в психологии, согласно которой формирование человека и его поступков – это отражение внутренних переживаний, мыслей, эмоций.

Благодаря численным экспериментам в лаборатории (большое количество которых он проводил на голубях и крысах), а также своему писательскому таланту, сегодня Скиннер считается самым ярким представителем бихевиоризма. Его научный вклад в развитие психологии оказал сильное воздействие на последующие поколения психологов, которые работали в этом же направлении.

Предпосылки оперантного поведения

В психологии Скиннера главный акцент сделан на то, что свой выбор человек совершает под воздействием каких-либо событий в прошлом. Скиннер утверждал: окружающие факторы приводят нас к определенному решению и поступкам. Центральный источник нашего поведения – не люди сами по себе (их чувства, разум, планы или цели), а их ответная реакция на влияние со стороны окружения. Чтобы понять, почему мы поступаем именно так, а не иначе, согласно Скиннеру, нужно знать обстоятельства, которые стимулируют нас к действиям.

Именно поэтому окружающий мир формирует из нас тех, кем мы являемся: наши действия зависят от знания, что хорошо, а что плохо, и, хотя мы верим, что это наше внутреннее решение, именно внешняя среда сформировала наше понимание, что такое хорошо, а что плохо. Люди – это результат адаптации каждого человека к внешней среде, в которой он родился.

В экспериментальной психологии принято выделять два процесса, ответственных за выработку и закрепление форм реакции на любые потребности:

  • обучение – акцент сделан на форме обучения обучающего;
  • учение, научение – здесь важны условия обучения, которые включают три разных способа воздействия на организм (человека или животного): реактивное поведение, когнитивное научение и оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания).

Сегодня теория оперантного поведения – это, пожалуй, самый известный вклад Скиннера в развитие экспериментальной психологии. Скиннер утверждал, что люди – это не больше, чем думающие машины, которые могут изменять свои действия.

Теория оперантного поведения

Согласно теории поведенческой психологии бихевиоризма, внешняя среда – это самый важный фактор формирования навыков, а ключевую роль играют ассоциативные связи, которые организм создает в результате жизненного опыта.

  • безусловно-рефлекторное;
  • условно-рефлекторное;
  • оперантное.

Поэтому принцип оперантного обусловливания можно обозначить тем, что человеческое поведение контролируется его последствиями: позитивный многоразовый опыт в прошлом формирует модель реакции на похожую ситуацию в будущем.

Как пример действия оперантного обусловливания можно представить такую ситуацию:

Джулиан вместе со своей дочерью Энн пошли в кино. Джулиан купил пакетик с разными леденцами. Он протянул пакетик Энн, и та перебрала их все, пока не нашла синий, который тут же вытащила и сунула в рот. Одно из объяснений ее выбора состоит в том, что в результате прошлого опыта она отождествила синий цвет леденца с приятным вкусом.

Развивая свою интерпретацию того, какой должна быть психология, Скиннер пытался доказать, что человеческое поведение всегда зависит от внешней среды: выбрать фильм, открыть дверь в ответ на звонок, держать партнера за руку, когда он просит – все это примеры оперантного поведения.

В свое время Скиннер обосновал закономерности, которые назвал законом оперантного обусловливания и законом субъективной оценки вероятности последствий. Этим заявлением Скиннер предлагал свое решение современных социальных проблем, создание технологии поведения, которая бы позволяла манипулировать негативным поведением людей и помогала бы создавать положительные реакции. Он предлагал изменить такие черты как гордость, стремление к власти, агрессия, наполнить людей четким пониманием смысла и целей.

Сегодня оперантное обусловливание рассматривается психологами в двух основных формах:

  1. Инструментальное научение – ему свойственно подкрепление случайного поведения путем наград и наказаний. Воздействие на человека происходит за счет активизации нервной деятельности.
  2. Творческое научение – нацелено на воздействие разума и активизацию творческих способностей в нужном направлении.

Правила эффективного оперантного обусловливания:

  1. Простая инструкция.
  2. Легкое начало.
  3. Позитивный процесс обучения.
  4. Регулярная система подкреплений.
  5. Четкая методичность процесса обучения.
  • с постоянным соотношением;
  • с постоянным интервалом;
  • с вариативным соотношением;
  • с вариативным интервалом.

Особенно важным в формировании нужной реакции Скиннер считал использование подкрепляющих стимулов, которые разделил на три типа:

  1. Первичные подкрепления – вода, пища, секс и т. п.
  2. Вторичные (условные) подкрепления – привязанность, внимание, деньги, похвала и т. п. – оказывающие сильное влияние на поведение человека;
  3. Позитивные и негативные подкрепления (аверсивные) и наказания.

Также в оперантном обусловливании выделяют три типа научения:

    ;
  • формирование автоматизированной реакции;
  • подражание путем наблюдения и воспроизведения нужной модели поведения (бывает двух форм – чистое подражание и викарное, то есть повторение с пониманием).

Таким образом, во время оперантного научения человек воздействует на внешнюю среду, и, получая желаемый результат, усиливает вероятность повторного поведения. И также наоборот: если во время воздействия результат был негативным, человек будет стремиться избегать подобного опыта.

Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.

Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.

Читайте также: