Казахстан в годы гражданской войны и иностранной интервенции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Гражданская война — наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны в борьбе за власть. 25 мая 1918 г. начался мятеж чехословацкого корпуса Белые легионеры захватили Петропавловск, Кокчетав, Акмолинск, Омск, Павлодар, Семипалатинск, Кустанай. Атаман А.Дутов в июне 1918 г. занял Оренбург и перерезал железную дорогу, связывавшую Казахстан с Центральной Россией. Против Советской власти выступило правительство Алаш-Орды, официально признав белогвардейское Сибирское правительство.

Восставшие в тылу Колчака крестьяне в апреле 1919 г. штурмом овладели Кустанаем. Однако закрепиться в городе не удалось, колчаковские отряды вновь захватили Кустанай. Разгром колчаковских войск в Казахстане был возложен на Северную и Южную группы Восточного фронта. Войска Южной группы под командованием М.В.Фрунзе в июне 1919 г. освободили Уфу. В июле в разгроме белогвардейских войск, осаждавших Уральск, вместе с 25-й Чапаевской дивизией участвовала казахская кавалерийская бригада Летом 1919 г. войска Восточного фронта отбросили Колчака за Урал. Первая армия Туркестанского фронта повела наступление в направлении Актюбинска против основной силы Оренбургской контрреволюции — Южной армии колчаковских войск. Со стороны Аральского моря наступающих поддержали части Актюбинского фронта Оказавшись в тисках. Южная армия колчаковцев вынуждена была капитулировать. В сентябре 1919 г. на станции Мугоджарская Оренбургско-Ташкентской железной дороги Первая армия сомкнулась с частями Актюбинского фронта. Туркестан вновь был соединен с Центральной Россией.

5 января 1920 г. части войск Туркестанского фронта взяли Гурьев, Уральский фронт был ликвидирован. Осенью 1919 г. началось освобождение от колчаковцев Северного, а затем Восточного Казахстана Пятой армией Восточного фронта (командующий М.Н.Тухачевский) . Были освобождены Петропавловск, Акмолинск. В ноябре военно-революционный комитет восстановил Советскую власть в Семипалатинске. К концу марта 1920 г. от белогвардейцев была освобождена северная часть Семипалатинской области, ликвидирован Семиреченский фронт . В июне 1920 г. вспыхнул антисоветский мятеж в Верном.

Гражданская война - наиболее острая форма социаль­ного противостояния граждан одной страны в борьбе за власть. Антидемократическая политика большевиков обострила ситуацию, объединенные силы белых начали Гражданскую войну против большевиков.

В конце мая 1918 г . белые легионеры захватили Петропавловск, Кокчетав, Акмолинск, Омск, Павлодар, Семипалатинск, Кустанай. Атаман А.Дутов в июне 1918 г . занял Оренбург и перерезал железную дорогу, связывавшую Казахстан с Центральной Россией. Против Советской власти выступило правительство Алаш-Орды, официально признав белогвардейское Сибирское правительство. Антанта спровоцировала мятеж чехословацкого корпуса. В Иран и Закаспийскую область прибыли английские войска. В марте 1918 г ., разгромив Уральский Совет, белоказаки овладели Уральском. Отряд особого назначения дважды пытался освободить город.

В ноябре 1918 г . Верховным правителем России провозгласил себя адмирал Колчак, он возглавил белое движение в восточной части страны. В ноябре 1918 г . Второй Отдельный Степной корпус Сибирской белой армии начал операцию на Семиреченском направлении, чтобы овладеть Ташкентом. В конце 1918 г . на Семиреченский фронт была переброшена дивизия атамана Анненкова, начались упорные бои в Северном Семиречье.

Формированием воинских частей занимались чрезвычайный комиссар Степного края А.Джангильдин, военком Тургайского уезда А.Иманов, завполитотделом казахской конной бригады Б.Каратаев, командиры и комиссары Т.Алиев, С.Арганчеев, Б.Алманов, Д. Джаникешев, М.Масанчи, А.Розыбакиев, У.Исаев, А.Уразбаева.

Военные действия на фронтах на территории Казахстана, были тесно связаны с военными операциями на Восточном фронте. В январе 1919 г . Красная Армия освободила Оренбург и Уральск. Была восстановлена связь Советской России с Казахстаном и Средней Азией. Весной 1919 г . главный удар Антанты против Советской власти был нанесен войсками Колчака.

Против белогвардейцев развернулось партизанское движение.

Организаторами подполья в Кустанайском уезде стали участник Октябрьского восстания в Москве М.Г.Летунов, матрос Черноморского военного флота Г.И.Муляр, участник штурма Зимнего дворца А.И.Миронов, член Тургайского Совдепа К.М.Иноземцев, председатель Кустанайского ЧК И.Эльбе. Подполье в Кенаральской волости возглавил один из вожаков восстания 1916 г . Утеп Ибраев, в Уйской волости - Какимжан Саркин.

Разгром колчаковских войск в Казахстане был возложен на Северную и Южную группы Восточного фронта. Войска Южной группы под командованием М.В.Фрунзе в июне 1919 г . освободили Уфу. В июле в разгроме белогвардейских войск, осаждавших Уральск, вместе с 25-й Чапаевской дивизией участвовала казахская кавалерийская бригада. Летом 1919 г . войска Восточного фронта отбросили Колчака за Урал.

Первая армия Туркестанского фронта повела наступ­ление в направлении Актюбинска против основной силы Оренбургской контрреволюции - Южной армии кол­чаковских войск. Со стороны Аральского моря их поддержали части Актюбинского фронта. Оказавшись в тисках, Южная армия колчаковцев капитулировала. В сентябре 1919 г . на стан­ции Мугоджарская Оренбургско-Ташкентской железной дороги Первая армия сомкнулась с частями Актюбин­ского фронта. Туркестан вновь был соединен с Центральной Россией. 5 января 1920 г . части войск Туркестанского фронта взяли Гурьев, Уральский фронт был ликвидирован.

Осенью 1919 г . началось освобождение от колчаковцев Северного, а затем Восточного Казахста­на Пятой армией Восточного фронта (командующий М.Н.Тухачевский). Были освобождены Петропавловск, Акмолинск. В ноябре военно-революционный комитет восстановил Советскую власть в Семипалатинске.

К концу марта 1920 г . от белогвардейцев была освобождена северная часть Семипалатинской области, ликвидирован Семиреченский фронт. В июне 1920 г . вспыхнул антисоветский мятеж в Верном.

В январе 1919 г . монополия на заготовку и распределение хлеба дополнилась продовольственной разверсткой. Мобилизация людских и материальных ресурсов края достигалась внеэкономическими, силовыми методами (реквизицией, распределением по нарядам). Мелкие производители объединялись в кустарные артели. Была введена система учета и распределения рабочей силы, трудовой повинности.

Политика военного ком­мунизма в крае проявилась в ликвидации местных бюджетов, слиянии их в единый государственный бюджет, образовании единой казны, национализации мелкой и отчасти кустарной промышленности. В Западном, Северном и Восточном Казахстане велась заготовка хлеба, из центра в край прибыли 11 500 рабочих.

Большинство национали­зированных предприятий Казахстана бездействовало. По сравнению с 1913 г . добыча нефти в Казахстане сократилась в 4 раза, угля - в 5 раз, а добыча медной руды прекратилась совсем. Были выведены из строя Риддерские рудники, Экибастузские угольные копи и Спасская обогатительная фабрика. В упадок пришло сельское хозяйство.

В Гражданской войне погибли 8 млн. человек. Мирное население пострадало от Белой и Красной Армий. Особой жестокостью отличались казаки атаманов Дутова и Анненкова. Председатель Усть-Каменогорского Совета Яков Ушанов по приказу Анненкова был брошен в топку парохода. Б.Анненков особенно зверствовал в Северном Семиречье.

§11. Казахстан в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции

1. Начало иностранной военной интервенции в Казахстане

Во многом интервенция иностранных государств была спровоцирована самим российским военным командованием, бесконечно просившим помощи, особенно военной.

Поводом для развертывания иностранной военной интервенции послужил вспыхнувший 25 мая 1918 года мятеж Чехословацкого корпуса, который и обозначил начало Гражданской войны.

Мятежники захватили ряд городов Сибири, Урала и СевероВосточного Казахстана - Челябинск, Петропавловск, Кокчетав, Акмолинск, Омск, Павлодар, Семипалатинск, Кустанай. В то время как лидеры большевиков (В. Ленин, Л. Троцкий) усилили репрессивную политику в отношении тех, кто не придерживался их взглядов.

Яркой страницей гражданской войны явилась экспедиция Алиби Жангильдина. Целью ее было обеспечение вооружением Актюбинского фронта. Развитие военных действий па фронтах, развернутых на территории Казахстана, было тесно связано с ходом военных операций на Восточном фронте. Отряд Жангильдина по Волге спустился к Астрахани, переплыл Каспийское море и высадился на полуострове Бузачи. Пробираясь через безводную пустыню на верблюдах и лошадях, они прибыли на станцию Шал-кар и передали оружие и боеприпасы командованию Актюбинского фронта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Цели: воспитание пацифизма в учащихся, неприятия идеи гражданской войны

Задачи: углубить знания детей о причинах, ходе и результатах гражданской войны, развивать умение давать оценку событиям, действиям исторических личностей, проводить аналогию событий.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны углубить и расширить свои знания о причинах Гражданской войны и ее основных этапах;

- учащиеся должны работая с картой представлять общую картину боевых действий;

- опираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению;

- учащиеся должны запомнить основные события Гражданской войны.

- Гражданская война; иностранная интервенция; белый террор; красный террор.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: мозговой штурм, решение проблемных задач, ролевая игра, работа с карточками, работа с картой, решение тестов закрытого типа и на соответствие.

Оборудование: рабочие карты, контурные карты, учебники, интерактивное оборудование, презентация, карточки, тесты, фотоматериалы, автоколлаж.

1. Видеоролик о гражданской войне. Деление на группы - 3 мин.

2. Вызов. Задание 1. Что такое гражданская война и иностранная интервенция? 2 мин.

3. Теоретический материал. Задание 2. Работа с картой и текстом – 10 мин.

4. Задание 3. Работа по карточкам – 10 мин.

5. Задание 4. Состав обеих армий.1гр. – белые, 2гр. - красные – 5 мин.

7. Задание 6. Тест на соответствие обеим группам одинаковое. – 3 мин.

1. Организационный момент. Разминка. Деление на 2 группы. Видеоролик о гражданской войне. (5 мин) Критерий в виде таблицы висит на доске и на партах. Ознакомление с критериями.

Вопросы и задания группам. Кто первый отвечает на вопрос, решает жребий.

Гражданская война - наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны в борьбе за власть.

Иностранная интервенция – агрессивное вмешательство государства во внутренние дела другого государства.

Отметьте на карте район размещения и дату ликвидации фронтов

Первая группа – Семиреченский фронт.

Вторая группа - Восточный фронт.

Результаты фиксируются на доске после выполнения каждого задания.

Исторические личности гражданской войны в Казахстане. Работа по карточкам. На карточках – имена. Найти информацию о каждом. Дать информацию классу, не называя имени. Остальные должны определить историческую личность. На слайдах – фото.

IV. Первая группа: кто входил в состав поддерживающих советскую власть?

Вторая группа: кто выступал на стороне Белого движения. И почему?

Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.

Иксанова Лариса Муратовна

Узункольской СОШ Теректинского района ЗКО

Тема: Казахстан в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

Цели: воспитание пацифизма в учащихся, неприятия идеи гражданской войны

Задачи: углубить знания детей о причинах, ходе и результатах гражданской войны, развивать умение давать оценку событиям, действиям исторических личностей, проводить аналогию событий.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны углубить и расширить свои знания о причинах Гражданской войны и ее основных этапах;

- учащиеся должны работая с картой представлять общую картину боевых действий;

- опираясь на источники, дополнительный материал учащиеся должны дать оценку красному и белому движению;

- учащиеся должны запомнить основные события Гражданской войны.

- Гражданская война; иностранная интервенция; белый террор; красный террор.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: мозговой штурм, решение проблемных задач, ролевая игра, работа с карточками, работа с картой, решение тестов закрытого типа и на соответствие.

Оборудование: рабочие карты, контурные карты, учебники, интерактивное оборудование, презентация, карточки, тесты, фотоматериалы, автоколлаж.

1. Видеоролик о гражданской войне. Деление на группы - 3 мин.

2. Вызов. Задание 1. Что такое гражданская война и иностранная интервенция? 2 мин.

3. Теоретический материал. Задание 2. Работа с картой и текстом – 10 мин.

4. Задание 3. Работа по карточкам – 10 мин.

5. Задание 4. Состав обеих армий.1гр. – белые, 2гр. - красные – 5 мин.

7. Задание 6. Тест на соответствие обеим группам одинаковое. – 3 мин.

1. Организационный момент. Разминка. Деление на 2 группы. Видеоролик о гражданской войне. (5 мин) Критерий в виде таблицы висит на доске и на партах. Ознакомление с критериями.

Вопросы и задания группам. Кто первый отвечает на вопрос, решает жребий.

Гражданская война - наиболее острая форма социального противостояния граждан одной страны в борьбе за власть.

Иностранная интервенция – агрессивное вмешательство государства во внутренние дела другого государства.

Отметьте на карте район размещения и дату ликвидации фронтов

Первая группа – Семиреченский фронт.

Вторая группа - Восточный фронт.

Результаты фиксируются на доске после выполнения каждого задания.

Исторические личности гражданской войны в Казахстане. Работа по карточкам. На карточках – имена. Найти информацию о каждом. Дать информацию классу, не называя имени. Остальные должны определить историческую личность. На слайдах – фото.

IV. Первая группа: кто входил в состав поддерживающих советскую власть?

Вторая группа: кто выступал на стороне Белого движения. И почему?

Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.

V. Перед вами несколько документов того времени (Приложение 1), прочитав которые обсудите в группе ответы на свой вопрос:

2 Группа: Обсудите роль Ахмета Байтурсынова как инициатора перехода алашординцев на сторону Советской власти, подготовьте выступление депутата на съезде Верховного Совета о нем и его роли в деле пропаганды среди казахов Советской власти.

VI. Группам раздаются карточки, на которых указаны даты и события Гражданской войны. Максимальное количество баллов получает та группа, которая быстрее и правильнее сопоставит одно с другим. Время выполнения задания пять минут.

1. В марте 1918 года А Началось освобождение от колчаковцев Пятой армией Восточного фронта под ком. М.Тухачевского Северного, а затем Восточного Казахстана.

2. В марте 1920 года Б Разгромив Уральский областной Совет, белоказаки овладели Уральском.

3. В июне 1918 года В Черкасская оборона

4. С июня 1918 по октябрь 1919 года Г Был ликвидирован Северный Семиреченский фронт, последний на территории Казахстана

5. Осенью 1919 года

Д Атаман Дутов занял Оренбург и перерезал железную дорогу, связывавшую Казахстан с Центральной Россией

6. 5 января 1920г Е Части войск Туркестанского фронта взяли Гурьев. Уральский фронт был ликвидирован

Итоги Гражданской войны.

В огне Гражданской войны погибли 8 млн. человек. От действий красных и белых страдало прежде всего мирное население. Те и другие реквизировали скот, в первую очередь коней, производили мобилизацию среди казахов, жгли аулы и степи. Особой жестокостью отличались казаки атаманов Дутова и Анненкова.

Дорого заплатил народ за победу в Гражданской войне. Слишком велики были силы контрреволюции. На ее стороне стояли международный капитал, офицерский корпус, часть казачества, господствующие классы России. Противоборствующие силы на национальных окраинах бились не на жизнь, а на смерть.

Из любых исторических событий надо делать выводы. Главный же урок Гражданской войны в том, что она привела к массовой гибели соотечественников.

Ребята, скажите как вы думаете, можно ли было избежать гражданской войны? И если да, то какими путями? Мнения учащихся.

Выставление и комментирование оценок.

1 задание Дан полный и развернутый ответ 2 балла

Названы общие черты 1 балл

Определение не названо 0 баллов

2 задание Полный хороший эмоциональный пересказ 2 балла

Краткий пересказ 1 балл

Нет ответа 0 баллов

3 задание. Указаны даты ликвидации на всех фронтах 2 балла

Указан один фронт 1 балл

Не указан ни один фронт 0 баллов

4 задание. Дана полная характеристика населения и названы причины их выбора 2 балла

Названы общие черты 1 балл

Нет ответа 0 баллов

5 задание. Дан полный развернутый ответ с подтверждением историческими фактами и выражением собственной позиции 2 балла

Нет полного ответа 0 баллов

6 задание. Дано правильное решение за отведенное время 2 балла

Дано правильное решение, но за большее время 1 балл

Не правильное решение 0 баллов

7 задание. За каждый правильный ответ 1 балл

2. А. Байтурсынов

Приложение 1. Состав Красной и Белой армий.

2. Разделение на красных и белых проходило не только по классовому принципу. Белые и красные армии на 80% состояли из крестьян.

Приложение 2. Ролевая игра

Анненков Борис Владимирович

3. Он родился в 1887 году в многодетной семье крестьянина-бедняка. Участвовал в Первой мировой войне в составе Юго-Западного фронта. За боевые отличия и личное мужество был четырежды награжден Георгиевским крестом и удостоен Георгиевской медали. Отстаивал интересы Октябрьской революции. За бои под Уфой был награжден высшей боевой наградой тех лет – орденом Красного Знамени. В сентябре 1919 года штаб его дивизии был окружен белыми. Обстоятельства смерти его до сих пор не выяснены. Считается, что пытаясь спастись, он пытался переплыть реку Урал, но утонул. Советская пропаганда сделал из его имени легенду.

Василий Иванович Чапаев

4. Он общественный и государственный деятель, ученый, лидер национальной интеллигенции, руководитель партии Алаш и Алаш-Орды. Выпускник Санкт-Петербургского лесного института. Активно участвовал в крупных политических событиях в годы трех революции (1905-1907 гг., февраль 1917 г., октябрь 1917 г.), выдвигая альтернативный путь развития Казахстана как национального самостоятельного государства. После объявления в 1919 г. амнистии ВЦИК бывшим алашординцам был выслан из Казахстана. В 1922, 1926, 1937 гг. был заключен в тюрьму, и в 1937 г. был расстрелян.

Алихан Нурмухамедулы Букейханов.

Карточки на соответствие одинаковые двум группам:

1. В марте 1918 года А Началось освобождение от колчаковцев Пятой армией Восточного фронта под ком. М.Тухачевского Северного, а затем Восточного Казахстана.

2. В марте 1920 года Б Разгромив Уральский областной Совет, белоказаки овладели Уральском.

3. В июне 1918 года В Черкасская оборона

4. С июня 1918 по октябрь 1919 года Г Был ликвидирован Северный Семиреченский фронт, последний на территории Казахстана

5. Осенью 1919 года

Д Атаман Дутов занял Оренбург и перерезал железную дорогу, связывавшую Казахстан с Центральной Россией

6. 5 января 1920г Е Части войск Туркестанского фронта взяли Гурьев. Уральский фронт был ликвидирован

1. Вместе с атаманом А. Дутовым против Советской власти выступили: а) большевики в) ушжузовцы с) алашординцы

2. Чья армия отрезала Оренбург и Казахстан от Центральной части России?

а) армия Б. Анненкова в) армия А. Дутова с) армия В.Колчака

3. Кто руководил 25-й дивизией Восточного фронта, освободившей Уральск от белогвардейцев?

а) М. Фрунзе в) М. Куйбышев с) В. Чапаев

4. Руководитель 5-й армии Восточного фронта, освободивший Северный и Восточный Казахстан от колчаковцев?

а) М. Тухачевский в) М. Фрунзе с) В. Чапаев

5. Чья банда свирепствовала в Семиречье?

а) А. Дутова в) В. Колчака с) Б. Анненкова

6. Чрезвычайный комиссар Степного края, руководил отрядом, оказавшим поддержку Актюбинскому фронту?

а) В. Чапаев в) М. Фрунзе с) А. Джангильдин

а) А. Букейханов в) А. Байтурсынов с) А. Джангильдин

8. Военный комиссар Тургайского уезда: а) В. Чапаев в) А. Джангильдин с) А. Иманов

9. Завполитотделом Казахской конной бригады: а) Б. Каратаев в) В. Чапаев с) Джангильдин

Читайте также: