Муса акъегет биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

Татары и турки связаны множеством культурно-исторических нитей, но особенно ярким было взаимодействие двух народов в конце XIX – начале XX вв. Османы открыли татарам Европу, а татары стояли у истоков нового государства Ататюрка.

Со второй половины XIX в. татары начали активнее интересоваться достижениями европейской культуры, и, как ни странно, импортером западных новшеств стала Османская империя. Литература и мода доходили до казанских мусульман в адаптированном виде через Стамбул или Истамбул по-татарски.

Традиционные для российских мусульман образовательные центры – Бухара и Самарканд с конца XIX века начали терять свой престиж из-за старых методов преподавания, османские школы и университеты предлагали как достойное религиозное образование, так и соответствующие своему времени светские знания.

Действительно, многие современники знаменитого писателя, как и он сам, мечтали об учебе в университете. Однако в российских условиях это не всегда удавалось. Можно было бы списать все на плохие знания шакирдами русского языка, однако даже после окончания русских школ, не все получали разрешение на сдачу экзамена. Так писатель Муса Акъегет после окончания Пензенской мужской гимназии не сумел поступить в университет и поэтому уехал в Стамбул.

Многие дореволюционные татарские интеллектуалы учились в Османской империи. В их числе Юсуф Акчура, Садри Максуди, Фатих Карими, Зия Камали и другие. Уже после турецких учебных заведений, некоторые из них отправлялись штурмовать европейские колледжи и университеты. В османской столице действовали различные общественные организации татарской молодежи.

Даже по приему османского паши в Казани в 1910 года, можно судить об отношении татар-мусульман к туркам. У каждого дома, который намеревался посетить Хусаин Хильми, его дожидались сотни мусульман.

Считали за честь побеседовать с послом предприниматели, издатели, представители интеллигенции. Интересно, что если шакирды медресе “Мухаммадия” общались с османским деятелем на турецком языке, то дочери богатых казанских купцов - на французском. Разница между разговорным татарским и турецким все таки была ощутимой, на последнем свободно могли общаться те татары, которые получали образование в медресе, и постоянно читали турецкие книги и газеты.

Османские султаны на протяжении всей истории Казанского ханства пытались сыграть свою роль в политической жизни этого государства. В дальнейшем, многочисленные русско-турецкие войны находили отголоски в жизни татар. К примеру, одной из причин закрытия Татарской ратуши в Казани в 1854 году стала очередная русско-турецкая война. Власти боялись протурецких настроений и излишней консолидации татарского общества.

Хотя эти опасения никогда не имели под собой реальную почву. И каждая война с османами доказывала это. Татарские солдаты воевали наравне с православными, также умирали на полях сражений, получали ранения. Волго-Уральские татары в эти годы служили, в основном, в качестве нижних чинов. Среди офицерского состава встречались польско-литовские татары . Например, участвовал в войне 1877-1878 годов полковник Александр Матвеевич Ильясевич . Помимо этой кампании, он принимал участие и в других войнах начала XX века.

Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. Художник Николай Дмитриев-Оренбургский.

Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. Художник Николай Дмитриев-Оренбургский.

Почти десять лет назад я познакомилась с болгарской ученой Тошкой Михайловой. Каково же было мое удивление, когда через некоторое время выяснилось, что ее прадед был татарином из Ростова. На территории Болгарии он оказался во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. За раненным российским солдатом ухаживала местная жительница. В результате, татарин и болгарка поженились. А деда Тошки звали по-татарски – Даниял.

Некоторые российские подданные, богатые татары имели на территории Османской империи недвижимость в виде вакуфных домов при мечетях, приютов для паломников: в Стамбуле, Мекке, Медине. Часть этих жилищ служила общежитием для бедных шакирдов из России.

Эмигрировало в Османскую империю и простое сельское население из поволжской глубинки. Всплески миграционных настроений были связаны с боязнью крещения. Так одна из волн эмиграции была вызвана всеобщей переписью 1897 года: перепуганное мусульманское население увидело в этом подготовку к насильственному крещению. Всего же в 1880-1917 гг. из внутренних губерний России переселилось около 50 тысяч татар.


3 декабря 1864 г., город Чембар Пензенской губернии – 24 сентября 1923 г., Стамбул.

Дед М.Акъегетзаде – Алтынбай Акъегетов – за героизм, проявленный в Отечественной войне 1812 г., получил дворянский титул.

М.Акъегетзаде учился в татарской школе деревни Мочали Чембарского уезда, затем – в Чембарской русской школе.

В 1884 г. окончил Пензенскую гимназию, после чего учительствовал в родных краях.

В 1914 г. вернулся в Стамбул, до конца жизни занимался систематизацией и каталогизацией библиотеки тюрколога Н.Ф.Катанова, вывезенной из России.

Творчество

Сочинение

Хисаметдин менла. Казань, 1886.

Литература

Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века. Казань, 1975.

Газизуллин Ф.Г. Социально-экономическая мысль татарского народа как феномен его духовной культуры. Казань, 1999.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Муса Акъегет (Акжигитов)

В истории мировой экономической мысли Мусе Акъегетзаде (или Мусе Акъегету, или Мусе Акъегетоглу) принадлежит особое место не только как мыслителю, сумевшему создать экономическую систему, в которой синтезированы достижения мировой и российской экономической науки, а также исламские традиции, но и как популяризатору этих достижений в Османской империи эпохи младотурков. Как признают современные турецкие исследователи его творческого наследия, до появления в свет произведений М.Акъегета экономическая наука в Турции не развивалась[1] .

В историю же татарской общественной мысли Муса Акъегетзаде вошел как один из основателей татарской беллетристики, как создатель первого крупного художественного произведения на татарском языке последней четверти XIX века, как автор, которого называют "отцом татарской реалистической литературы"[2] .

Одним из первых это творчество М.Акъегетзаде исследовал В.Д.Смирнов в работе "Мусульманские печатные издания" (1888 г.), в которой дается высокая оценка позиции автора, его идеи называются прогрессивными. Лейтмотивом романа, по мнению В.Д.Смирнова, является призыв к татарскому народу овладевать знаниями, достижениями культуры - татарской, русской, европейской[3] .

Г.Ибрагимов выделяет в истории татарской литературы три периода. Второй - светский, или джадидский период - начинается, по его мнению, с романа М.Акъегета "Хисаметдин менла"[4] . В целом все его литературное наследие всесторонне исследовано - нашло отражение в многочисленных монографиях, коллективных научных работах и отдельных статьях[5] .

Чембар. уезда Пенз. губ., (ныне Камен. р-на). Татарский писатель, просветитель Нач. образование получил (на тат. языке) в Мочалейке, где провел детские годы. Его отец Мухамеджан Алтынбаевич, Титулярный советник Чембар. Дворян. опеки, лишь в 1896 г. был восстановлен в дворян. звании, когда Муса находился уже за границей. Дед, Алтынбай Абрезакович, после 25-ей службы и участия в войне 1812 г. и проявленное мужество получил чин прапорщика и дворянский титул.

Систематизатор уникальной вост. библиотеки Николая Катанова, купленной Мин-ом просвещения Османской империи. Его творческое наследие оказало огромное влияние на эконом. науку в Турции. Похоронен в Стамбуле.

Лит: Гильдеев Н. Татары Пензенского края. М. 2008; (ГАПО ф.196 оп.1 д.31 л. 10, 6); (ГАПО ф.196 оп.2 д. 31 л. 1,4, 11). З.Ф.

Читайте также: