Казахстан после распада ссср кратко

Обновлено: 04.07.2024

Блеск и нищета Казахстана: чем Казахстан отличается от КазССР

— успешная модернизация: создание химического, машиностроительного, текстильного производств
— выпуск более 10% общесоюзного объёма высоковольтной аппаратуры, 7% прокатного и 10% обогатительного оборудования, производство высокотехнологичных изделий (мобильные комплексы с баллистическими ракетами средней дальности)
— за тридцать лет (с 1955 года) построено 43 новых города, в том числе около десяти крупных промышленных центров
— в первой половине восьмидесятых построено более 400 предприятий, в первую очередь машиностроительных и металлообрабатывающих
— продукция тяжмаша поставлялась почти в 50 стран мира, в том числе в Западную Европу и зерна в СССР)

В отличие от советского периода, после 1991 года Казахстан, по мнению автора, шёл не просто по принципиально иному, а по губительному пути. Проявляется это в том, что:

Экспертное мнение: оппозиционеры преувеличивают. Но проблемы есть

Поэтому, оппозиционные СМИ выбрали неправильную (точнее выгодную им) методику сравнения современного Казахстана с Казахской ССР, вместо того чтобі сравнивать с соседними республикамипо отношению к которым современный Казахстан — это устойчивая, стабильное и динамично развивающееся государство, яркий пример для подрожания соседних государств, — пояснил Евгений Ольховский.

Мало того, сравнение современного Казахстана с Казахской ССР является не совсем корректным,считает канадский эксперт. При совершенно иной экономической конъюнктуре главным фактором успешного развития КазССР было то, что её окружали четырнадцать партнёров и союзников, в том числе таких гигантов, как Россия и Украина. Естественно, это влияло и на скорость модернизации, и на конкурентоспособность. Социалистическое управление, при всех его ограничениях, даёт существенно больший контроль над ситуацией, чем капиталистическое.

Современный Казахстан окружён уже не союзниками, но конкурентами, со всех сторон. Его членство в Таможенном союзе не компенсирует отсутствия СССР, поскольку ТС – это всего лишь организация сотрудничества, члены которой остаются конкурентами (что чётко видно повзаимоотношениям России и Беларуси). В то же время очевидно, что сам факт сохранения добрососедских и партнёрских отношений с Россией уже является большим достижением, каковым не могут похвастаться не только прибалтийские страны или Киргизия и Россия являются членами ВТО). При этом государство Казахстана вкладывает огромные средства в строительство ферм, птицефабрик, теплиц и овощехранилищ. Поэтому, констатируя наличие проблем, необходимо констатировать и предпринимаемые меры по их решению.

Основные опасности для Казахстана: мнение экспертов

Практика, когда чистенький отчёт об успехах предприятия оказывается важнее остановленных цехов, для Казахстана актуальна. Это приводит и к провалу многих вполне содержательных программ, которым не хватает лишь одного: надлежащего контроля при исполнении. Эксперты подчёркивают: речь идёт не о давлении и санкциях (подобных тем, к которым неожиданно и с риском для собственного имиджа стал прибегать Александр Лукашенко), а об эффективном контроле, встречающем понимание у большинства слоёв общества. Одновременно они высказывают удивление: президент Назарбаев выстроил в Казахстане достаточно жёсткую вертикаль власти. И если она не даёт нужного эффекта (а этот эффект как раз и связан с необходимым контролем), то, возможно, система власти также нуждается в модернизации.

Курс тенге и влияние экономического кризиса в мире

С точки зрения экономических возможностей Казахстана следует отметить,
1. Солидные золотовалютные резервы и средства Национального фонда, в сумме составляющие 87 млрд. долларов США;

2. В стране активно реализуются программы внутреннего развития ключевых сфер экономики — сельское хозяйство, промышленность, средний и малый бизнес, строительство. Это стимулирует развитие экономики, способствует росту занятости, совокупного спроса и, соответственно, предложения. В настоящее время не каждая высокоразвитая страна имеет такие перспективы роста.

Таким образом, можно полагать, что у Казахстана есть достаточно сильный потенциал для преодоления любых кризисных явлений, отмечают аналитики MIG Bank (компания входит в отзывы о MIG Bank трейдеров MasterForex-V — позитивные).

С начала текущего года:
— официальный курс доллара США – повысился на 1.73 тенге (1.17%%),
— евро – подорожала на 2.05 тенге (1.07%),
— российский рубль – укрепился на 0.25 тенге (5.42%).

По сравнению с началом прошлого года официальный курс доллара США – повысился на 0.27 тенге (0.18%), евро – подешевела на 0.25 тенге (-0.13%) и российский рубль – укрепился на 0.01 тенге (0.21%).

Казахстан (1991-2020) – от распада СССР к современности (часть 1): Политика

География - это приговор для страны (Наполеон Бонапарт). Казахстан находится в самом центре Евразии и на стыке интересов нескольких мировых центров сил. А еще, он является частью сразу нескольких глобальных евразийских проектов. И именно эти факторы предопределяют будущее этой страны.

После распада СССР

Чтобы понять протекающие в Казахстане сегодня процессы нужно провести краткий экскурс в историю республики. На момент развала СССР Казахстан был единственным новообразованием, где титульная нация не была большинством в своей стране. Казахи составляли примерно 40% населения республики. Русские же более 37%, а вместе с украинцами и белорусами, которые в Казахстане составляли с ними одно цело и немцами, почти 50%.

Казахстан (1991-2020) – от распада СССР к современности (часть 1): Политика

Причем казахи были преимущественно сельскими жителями и не особо влияли на экономику своей страны. Но именно казахи составили правящую элиту молодой республики, где в том числе и по этой причине буквально сразу же началось вытеснение чужаков.

Немцы уехали по программе репатриации, а русских, украинцев и белорусов вытеснили силой. Уже к 1999 году казахи стали абсолютным большинством в своей стране и национальный вопрос начал постепенно терять свою остроту.

Но к этому времени США решили начать перекраивание Ближнего Востока, а Китай начал расправлять свои мощные плечи и его давление с каждым годом пугало казахские элиты все сильнее и сильнее.

Пантюркизм

Казахстан (1991-2020) – от распада СССР к современности (часть 1): Политика

Каждое новое государство, особенно не имеющее никакой политической истории, нуждается в идее, способной сплотить своих в противостоянии чужакам. И именно такой идеей стал для Казахстана пантюркизм. С одной стороны, Турция для республики была не опасна. С другой, языковое и культурное единство, а также поддержка со стороны значимого регионального игрока. За чьей спиной стояли США, привносили в регион третий значимый центр сил, что позволяло казахским элитам маневрировать не между двумя, а сразу тремя игроками. А это много проще и выгоднее.

Почему именно в это время появилась именно такая идея.

Между Драконом и Медведем

Именно к концу 2000-х, по мере быстрого возвышения Китая и восстановления мощи России, в Казахстане стали осознавать свою мировую ничтожность. Причем, Китай представлялся большим из зол. Примеры Туркмении и Узбекистана, экономики которых китайцы почти полностью подчинили своим интересам не оставляли казахам никаких вариантов.

Сближение с Китаем, для Казахстана обозначало лишь одно. Рано или поздно произойдет экономическое поглощение. Причем, на фоне антитюркских настроений внутри самого Китая, и в политическом плане это не предвещало на тот момент официальной Астане никаких перспектив.

Им нужно было искать помощи у России. А отсюда и такое рвение в построении Евразийского, в первую очередь экономического, союза. Но Россию казахские элиты традиционно побаивались, а потому именно Турция должна была стать для них той второй опорной ногой, которая позволила бы им не только спокойно смотреть в лицо Китаю, но и позволяла не бояться поглощения с любой стороны.

Но это абсолютно не устраивало Россию, имевшую на Казахстан свои, отдельные от Турции, планы.

Построение Большого Турана (с центром в современной Турции), это официальная окончательная цель пантюркского проекта. 200 млн. тюрок от Алтая до Средиземного моря должны объединиться в единое целое и занять свое достойное место в современном мире. Таким образом этот проект является альтернативой не только евразийскому или российскому (с центром в Москве), но и персидской шиитской дуге (с центром в Иране) и арабскому (ранее центром считался Египет, но сегодня таковым себя считает Саудовская Аравия) на Ближнем Востоке.

Казахстан (1991-2020) – от распада СССР к современности (часть 1): Политика

Казахстан (1991-2020) – от распада СССР к современности (часть 1): Политика

Именно потому, что он мешает всем и он оказался между сразу несколькими молотами и наковальней, у него с первых шагов появились проблемы. Пока Россия была слаба, а Иран разбирался со своими проблемами – Большой Туран строился. Но в 2010-х Турецкие планы начали мешать даже американцам, решившим перекроить Ближний Восток по своему, с созданием нового мощного политического образования – Курдистана (курды по сути это старые неотюрченые осколки иранского мира).

Казахстан (1991-2020) – от распада СССР к современности (часть 1): Политика

И это надломило Турцию. Ей пришлось выбирать, и она выбрала блокирование с Россией, что поставило развитие Большого Турана в зависимость от Большой Евразии. И именно поэтому в последние годы в Казахстане, вопреки вполне понятному желанию элит продолжить развитие пантюркского проекта, появились проблемы.

И что интересно, все они тюрки, которые не могут мирно ужиться даже в рамках одного Казахстана. И это наносит непоправимый ущерб идеям пантюркизма и добавляет политических очков альтернативным интеграционным проектам, в первую очередь евразийскому, который уже показал, что именно он позволяет местным народам не только выживать, но и развиваться. Что очень сильно контрастирует с судьбами соседних уйгуров и тибетцев в Китае.

О том, как все это отразилось на экономике Казахстана и каковы перспективы страны мы поговорим в следующей части.


10:47 2576 0

30 лет назад распался Советский Союз. Рассказываем, как это произошло, причем тут Желтоксан и почему Казахстан оставался последней советской страной.

Начало кризиса

К 1980-м годам Советский союз столкнулся с засильем бюрократии , ложью в СМИ и замалчиванием реальных проблем . Но главное — советское руководство не справлялось с бытовыми потребностями граждан.

Руководство СССР, сперва в лице Леонида Брежнева, а позже Юрия Андропова, пыталось решить экономические проблемы страны, не касаясь политики. Были предприняты различные экономические реформы, меры по укреплению трудовой дисциплины (ответственность за прогулы и увольнение с работы за появление в нетрезвом виде) и борьба с коррупцией. Однако эти шаги не привели к должному результату и поэтому социально-экономические проблемы страны перешли к новому руководителю Советского Союза Михаилу Горбачеву.

Декабрьские события

16 декабря 1986 года вместо Динмухамеда Кунаева, который руководил КазССР последние 26 лет, главой государства назначили Геннадия Колбина. Ранее он руководил Ульяновским областным комитетом в России.

Такое назначение казахская общественность восприняла негативно. Люди не понимали, почему республикой будет руководить человек не местный, плохо знающий контекст и страну в целом.

К протестующим выходили советские чиновники, включая Нурсултана Назарбаева, председателя совета министров КазССР, который убеждал молодежь разойтись. Но демонстранты оставались на площади два дня, а по некоторым данным , выступающих чиновников даже закидали камнями.

В итоге на площадь отправили военных — это был первый вывод войск против протестующих за время правления Горбачева. Сотни человек были избиты, попали в больницы, исключены из вузов, уволены и осуждены. По официальным данным, в ходе протестов убиты два человека: участник демонстрации Ербол Сыпатаев и Сергей Савицкий, который входил в состав дружинников для помощи милиции.

Позже при загадочных обстоятельствах погибли участники протестов Кайрат Рыскулбеков , Ляззат Асанова , Сабира Мухаметжанова и Кенжегуль Молданазарова.

В независимом Казахстане участники событий 1986 года были реабилитированы, в честь Желтоксана переименованы улицы, в Алматы установлен памятник.

Перестройка, развитие национальных движений и парад суверенитетов

В 1987 году стало понятно, что курс Горбачева на ускорение и гласность провалился. Экономические меры не сработали, поэтому советские власти решились на более масштабную реформу — переход к демократическому социализму. Так началась перестройка.

Перестройка открыла все, что замалчивалось цензурой. Люди стали говорить о трещинах советской системы — гласность обрела политический характер. Медленно начался переход от плановой экономики к рыночной: узаконили частное предпринимательство, разрешили аренду земли и фермерство.

Декабрьские события в Алматы произвели эффект домино: с 1988 года прибалтийские страны стали искать возможность выхода из Советского Союза, между Азербайджаном и Арменией возобновились споры вокруг Нагорного Карабаха , депортированные крымские татары требовали возвращения на историческую родину, а в 1989 году Грузия, Армения и Молдова стремились к независимости.

В 1989 году СССР вывел войска из стран Варшавского договора (Чехословакия, Германия, Венгрия, Болгария, Польша и Румыния) и Афганистана. Американский президент Джордж Буш и Михаил Горбачев объявили о прекращении Холодной войны.

Августовский путч

20 августа 1991 года в Москве должно было состояться подписание этого нового договора. Это означало, что СССР больше будет не страной с жестким диктатом из центра, а скорее федерацией, где страны договариваются между собой.

Но планам Горбачева пришел конец, когда 18 августа высокопоставленные советские чиновники и военные ввели чрезвычайное положение в стране и объявили о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению.

Руководство РСФСР во главе с президентом Борисом Ельциным (в то время президентом СССР был Горбачев, но в каждой республике был также и собственный президент) назвало действия ГКЧП государственным переворотом и призвало сторонников на защиту Белого дома. В итоге переворот остановили, а членов ГКЧП арестовали.

Есть разные версии того, как действовал Назарбаев во время путча. Его сторонники пишут, что Назарбаев сразу выступил против ГКЧП, провел переговоры с Комитетом, и таким образом остановил штурм здания правительства и парламента РСФСР.

Беловежское соглашение

После августовского путча Горбачев фактически потерял власть. Подписание нового союзного договора было сорвано, а советские республики начали объявлять о своей независимости.

У каждой республики было свое видение, из-за этого процесс заключения союзного договора постоянно корректировался. 17 ноября Горбачев утвердил график заключения союзного договора на 10-е декабря 1991 года после одобрения Верховного совета.

По словам Шушкевича , изначально лидеры стран собрались для обсуждения поставок нефти и газа, однако это перетекло в решение вопроса о статусе СССР. Леонид Кучма говорил, что он и не собирался обсуждать экономические вопросы , а поехал поставить точку в вопросе о Советском союзе.

Подписать договор приглашали и Назарбаева, но в тот момент он отказался ехать. Когда распад СССР уже был фактом, казахстанские власти в спешке подготовили конституционный закон о независимости, и 16 декабря 1991 года объявили о ней. Казахстан — последнее государство, вышедшее из состава СССР. При этом выбранная дата никак не связана с событиями 1986-го года.

Административное здание Дома Правительства Республики Казахстан. Город Астана

Республика Казахстан - государство в Центральной Азии, 19,65% территории находится в Европе. Граничит на севере и западе с Россией, на востоке с Китаем, на юге с Киргизией, Узбекистаном и Туркменией.

Степные территории современного государства Казахстан с давних пор заселяли кочевые племена: массагетов, саков, дахов (даи), гуннов, огузов, кипчаков, канглы, усуней и других. В III‑I веках до н.э. на территории современного Казахстана возникло государственное образование Кангюй.

С VI века до начала XIII века на территории Казахстана существовали, последовательно сменяя друг друга вплоть до монгольского нашествия, Западно‑Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимеков, кыпчаков.

В XIII веке территория Казахстана вошла в состав Золотой Орды, после распада которой в XV веке на этой территории образовались Ногайская Орда на западе и Узбекское ханство на востоке.

В 1511 году казахские племена объединил хан Касым (1511‑1523), который и считается создателем первого настоящего Казахского государства.

В XVI веке основную внешнюю угрозу для казахов представляли вторжения с востока монгольских племен. Возникшее в конце XVI - начале XVII веках западно-монгольское государство - Джунгарское ханство - усиливало натиск на казахские земли.

В 1710, 1728 и 1729 годах ополчения казахских племен разбили джунгарские армии, но набеги с востока продолжались, превратившись в "великое бедствие". В этих условиях правители стали искать поддержки у России. В начале XIX века российская администрация приступила к внедрению в Казахстане системы прямого управления.

После смерти ханов Среднего жуза Букея (1815) и Валия (1819) царское правительство ликвидировало ханскую власть. В 1822 году был введен разработанный Сперанским "Устав о сибирских киргизах" (так в России называли казахов), который предусматривал создание восьми "внешних округов", разделенных на волости, а те, в свою очередь, состояли из аулов. В 1824 году последовала ликвидация ханской власти в Младшем жузе, разделенном на три части во главе с султанами-управителями. Таким образом, права феодальной знати и родовых старшин ограничивались.

С 1860‑х годов территория современного Казахстана была разделена между несколькими административными единицами Российской империи. Северо-западные районы входили в состав Тургайской и Уральской областей (образованы в 1868 году), юго-западные – в состав Закаспийской области (1882), северо-восточные – в состав Степного генерал-губернаторства, состоявшего из Семипалатинской (1854) и Акмолинской (1868) областей.

В феврале 1917 года власть в Казахстане перешла к областным и уездным комитетам Временного правительства, исполнительным комитетам и комиссариатам в городах и волостях.

20 августа 1920 года на территориях, населенных казахами Среднего и Младшего жузов, была образована автономия, названная Киргизской Автономной Советской Социалистической Республикой. Для удобства управления автономией к ней была временно присоединена часть Оренбургской губернии, а город Оренбург сделался столицей АССР.

6 июля 1925 года Оренбургская губерния была возвращена в подчинение РСФСР, а столица Казахстана была перенесена в город Кызыл-Орда. В 1927 году столица была перенесена в город Алма-Ату.

В ноябре 1929 года в Казахстане началась коллективизация сельского хозяйства. Земля и скот были конфискованы, а крестьяне объединялись в коллективные хозяйства (колхозы) под руководством партийных активистов. В период с 1929 по 1933 год в Казахстане от голода погибло более миллиона казахов, многие бежали в Китай.

5 декабря 1936 года Казахская АССР была преобразована в союзную республику в составе СССР - Казахскую ССР.

В конце 1930‑х годов советскими властями в Казахстан были принудительно переселены поляки из Западной Украины и Белоруссии (1936), корейцы из Приморья и Сахалина (1937). В годы войны депортированы немцы Поволжья (1941), греки из Краснодарского края (1941), кабардинцы и балкарцы (1943), чеченцы и ингуши (1944) с Северного Кавказа, крымские татары из Крыма (1944). Освоение целинных земель в 1950‑х годах привело к переселению в Казахстан еще миллиона новых жителей из России.

В годы Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано свыше 400 заводов и фабрик из центра России, на основе которых разрослась местная промышленность. Были построены новые города и села, дороги и мосты.

В 1960‑1980 годах в республике проводилась мощная индустриализация, в результате которой были построены крупные предприятия в Алма-Ате, Павлодаре, Караганде, Экибастузе и других городах. В эти годы в Казахстан направлялись строительные отряды со всех вузов Советского Союза.

C начала 1990‑х годов руководство Казахстана приступило к крупномасштабным преобразованиям всего общественно-политического строя.

24 апреля 1990 года Законом был утвержден пост Президента Казахской ССР, первым Президентом был избран Нурсултан Назарбаев.

25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете, в котором впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории, страна определена как субъект международного права, введен институт гражданства, а также равноправие форм собственности.

После распада СССР Казахстан 16 декабря 1991 года последним из всех союзных республик провозгласил свою независимость. В декабре 1991 года Нурсултан Назарбаев победил на первых всенародных выборах президента Казахстана, получив 98,7%голосов избирателей.

В январе 1993 года была принята новая Конституция Казахстана, на ее основе в марте 1994 года были проведены первые парламентские выборы. В том же году парламент был распущен, а в 1995 году была принята новая Конституция.

26 февраля 1993 года вступил в силу Закон "О государственной границе Республики Казахстан", который подтвердил принципы целостности, неделимости и неприкосновенности территории республики.

Законодательную власть в Казахстане осуществляет парламент, который состоит из двух Палат - сената и мажилиса, действующих на постоянной основе. Исполнительную власть осуществляет правительство.

15 ноября 1993 года была введена национальная валюта - тенге.

20 октября 1997 года Указом президента город Астана (до 6 мая 1998 года - Акмола) объявлен столицей Казахстана.

5 июля 1998 года в Астане президентом Нурсултаном Назарбаевым и первым президентом России Борисом Ельциным был подписан Договор о Вечной дружбе и сотрудничестве между Казахстаном и Россией.

В феврале 2007 президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с предложением провести конституционную реформу, предусматривавшую сокращение с 2012 срока президентских полномочий с семи до пяти лет, увеличение численности депутатов парламента до 154, проведение выборов в мажилис только по партийным спискам.

18 мая 2007 парламент Казахстана принял поправки к конституции, ограничивающие полномочия президента страны двумя сроками. При этом парламент принял предложенные группой депутатов поправки, снимающие ограничения по числу президентских сроков для Нурсултана Назарбаева.

Читайте также: