Кавелин взгляд на юридический быт древней россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды К.Д. Кавелина.

3. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды Б.Н. Чичерина.

4. Историческая концепция Б.Н. Чичерина.

I . Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды К.Д. Кавелина.

Общественно-политическая позиция Кавелина базировалась на его давнем убеждении в необходимости соблюдения прав личности. Ему всегда претил произвол, исходящий как со стороны власти, так и со стороны радикально настроенных людей. Кавелин выступал в пользу отмены крепостного права сверху, опасаясь народной стихии. Он считал введение конституционного порядка не только несвоевременным, но даже опасным. Для него важнее были судебные и земские реформы, реформы цензуры и свободы печати.

В 1860 – 1870-е гг. во взглядах Кавелина обозначается новый поворот, который был связан с историей его взаимоотношений со славянофилами, которым он симпатизировал в молодости. Его внимание в последние десятилетия жизни все более сосредоточивалось на проблемах поиска национальной самобытности и выработке позиции противостояния некритическому заимствованию европейских традиций. Эту трансформацию можно объяснить опытом реформирования страны, когда особую актуальность приобрели вопросы национальных особенностей России и путях ее преобразовательного движения. Вместе с тем, он сохранял верность идее западного вектора этого движения. Не будучи приверженным славянофильским идеям общинности и особой роли православной духовности, он был ориентирован на цивилизационный диалог России и Запада, приветствуя идеи культурного синтеза.

Кавелин опирался на идеи немецкой классической философии об органическом закономерном развитии человечества и отдельных национальных культур. Являясь поборником гегелевской диалектики, он также полагал, что в основе исторического процесса лежит борьба противоположных начал – родовых и государственных. В его триаде родовой этап переходил в вотчинный, а с начала XVII века – в государственный.

Позже Кавелин склонился к позитивизму, подчеркивая значение О. Конта для развития науки. Работы К.Д. Кавелина, написанные в 1870 – 80-е гг., демонстрировали отказ от идеалистической философии Гегеля и вхождение Кавелина в мир позитивистских ценностей. Эту серию статей иногда рассматривают в качестве своеобразной основы пропаганды позитивизма в русской интеллектуальной среде.

1. В Киевской Руси, преобладали родоплеменные отношения. Высшим его воплощением был Ярослав Мудрый.

2. Развитие семейственного или вотчинного начала, когда княжеские роды стали распадаться на составные части, привело к раздробленности и отрицанию родовых отношений.

3. На основе развития идеи государства и осознания её личностью происходит объединение России. Великокняжеская вотчина Ивана Калиты разрастается к царствованию Ивана III в единое государство. Ко времени Петра Великого происходит окончательное оформление российского государства с полным подавлением прочих начал.

Таким образом, именно Кавелин в 1847 г. предложил теорию эволюции общественного быта от родового быта к государству, заложив основы исторической схемы Государственной школы в русской историографии.

Исторические разработки Кавелна пореформенного периода были направлены на обоснование русской исторической традиции социального мира, на отрицание классовой борьбы, на опровержение тезиса об антинародной сущности монархии. Кавелин все больше рассуждал о соответствии царской власти национальной психологии.

III . Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды Б.Н. Чичерина.

Исторические взгляды К.Д. Кавелина на государство послужили основой научной деятельности Чичерина. Следом за своим учителем ученик рассматривал государство как высшую цель общественного развития. Люди объединяются в государства во имя порядка и свободы. Чичерина отличала непоколебимая убежденность в силе и значении государства как основополагающего института человеческого бытия, игравшего первостепенную роль на всех этапах российской истории. Но в отличие от своих старших соратников по школе он гораздо меньшее значение придавал другим факторам исторического развития – географическому, этнографическому, социальному.

Особое представление Чичерин имел относительно проблемы взаимоотношений личности и государства. Следуя Гегелю, он был склонен трактовать личность как источник произвола и эгоизма. Поэтому личность, считал он, может играть особую роль только на низших ступенях общественного развития. С победой государственных начал господство личности уходит в прошлое, но создаются условия для развития свободной и нравственной личности. Он полагал, что формулируемая им закономерность вполне просматривается в русской истории: до XVIII века в ней преобладала борьба частных интересов князей и царей, начиная с XVIII столетия началась эпоха формирования государственных интересов, трансформировавшая личный произвол в правовое русло свободы личности.

IV . Историческая концепция Б.Н. Чичерина

Во главу угла всей русской истории Чичерин поставил географический фактор. Огромные пространства и малонаселенность Руси поощряли кочевой быт населения. Согласно чичеринской теории бродячей Руси, крестьяне находились в непрестанном движении, торговые люди передвигались с места на место, бояре переходили от князя к князю. Патриархальные традиции и монгольское иго приучили народ к покорности. Общественные силы на Руси были разобщены и слабы, чтобы самостоятельно устроить свой политический быт.

Ход русской истории в XVII – XIX веках сначала сопровождался государственным закрепощением всех сословий, а потом постепенным их раскрепощением тем же государством. Создав государство, монархия везде наложила на все сословия специальные обязанности, не делая исключения ни для кого. Государство превратило вольных людей в крепостные союзы. Крестьяне были прикреплены к месту жительства с разложением податей на души. Правительство объединило крестьян в государственные общины: крестьяне-общинники несли общественные повинности для удовлетворения государственных потребностей, а община выполняла фискальные функции. Чичерин обосновывал закрепощение не столько задачами обороны, сколько необходимостью преодолеть неустроенность, междоусобия, анархию, бесправие. В конце XVIII века дворянству были предоставлены преимущественные права, а городскому сословию - определенные льготы. Реформа 1861 г. рассматривалась им в качестве важного этапа этого процесса, когда волна раскрепощения дошла до крестьянства. Тем не менее, освобождение крестьян не означало, что общество может направлять своё развитие. Русское пореформенное общество, по мнению Чичерина, не было пока готово к политической деятельности. Государство продолжало оставаться основной действующей силой русской истории.

Читайте также: