Катюша новомосковск история кратко

Обновлено: 05.07.2024

Памятник гвардейскому реактивному миномёту БМ-13-16 "Катюша" на базе гусеничного трактора СТЗ-5-НАТИ установлен в городе Новомосковск, Тульской области на улице Комсомольской у дома 28 (Историко-художественный музей).

Состояние памятника - отличное.

Дата съёмки - 02 мая 2016 года.

Эта боевая машина была построена в июне 1941 года на московском заводе "Компрессор", а погибла провалившись под лёд Шатского водохранилища 14 декабря 1941 года.

Спустя 47 лет, в ноябре 1988 года, экспедиция энтузиастов, под эгидой газеты "Комсомольская правда", обнаружила "Катюшу" и смогла вытащить её на берег.

9 мая следующего года восстановленная машина прошла по улицам Новомосковска в строю праздничного парада.

А затем заняла своё место на постаменте у Новомосковского историко-художественного музея.

Об этих событиях был снят документальный фильм - Экспедиция газеты "Комсомольская правда" по подъему со дна Шатского водохранилища (г. Новомосковск, Тульской области) боевой реактивной установки БМ-13 "Катюша". Ноябрь 1988 года.

(ссылки на фильм и видео с парада в конце статьи)

Машина входила в состав 12-го отдельного гвардейского миномётного дивизиона реактивной артиллерии.

Дивизион формировался в Алабино.

В действующей армии с 9 ноября 1941 года.

На вооружении дивизиона находились машины БМ-13-16 на шасси трактора СТЗ-5-НАТИ.

Во время Тульской наступательной операции дивизион оказывал огневую поддержку советским войскам при освобождении Сталиногорска (ныне Новомосковск Тульской области).

Двумя залпами из района деревни Урусово накрыв скопление немецких войск на станции Маклец, 12-13 декабря дивизион начал передислокацию на южный берег Шата в район Сталиногорска.

Однако попав под интенсивный обстрел, колонна вернулась в Прудки и форсировала Шат по льду.

Автомашина, тягач и несколько боевых машин прошли, но одна из "Катюш" затонула.

"Катюша" оружие относительно простое, состоящее из рельсовых направляющих и устройства их наведения.

Для наводки были предусмотрены поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел.

В задней части машины находились два домкрата, обеспечивающие бОльшую устойчивость при стрельбе.

На машине размещено 16 направляющих для ракет.

Корпус реактивного снаряда (ракеты) представлял собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло.

Реактивный снаряд М-13 для наземной установки БМ-13 имел длину 1,41 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,3 кг.

Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза.

Масса боевой части снаряда М-13 22 кг.

Масса взрывчатого вещества снаряда М-13 4,9 кг — "как шесть противотанковых гранат".

Дальность стрельбы — до 8,4 км.

Платформой для этого экземпляра гвардейского миномёта послужил трактор СТЗ-5-НАТИ — гусеничный тягач выпускавшийся в СССР, на Сталинградском тракторном заводе в 1937—1942 годах на базе трактора СХТЗ-НАТИ.

Другие названия тягача - СТЗ-НАТИ 2ТВ, СТЗ-5 "Сталинец".

Всего произведено 9944 трактора СТЗ-5-НАТИ, в том числе до начала войны - 3438 ед.

Это первый лайнер за более чем полвека, заходя в салон которого, вы будете точно знать, что находитесь именно в МС-21, а не в Аэрбас или Боинг.

И это не шутка. Поверить в это действительно сложно, мы же привыкли думать, что в России плохой сервис, климат и вообще всё.

Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Под Тулой открыли мемориал машине, полвека пролежавшей на дне


Читайте в Дзене

В Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха смотрят в будущее, и поэтому заговорили о создании гибридной силовой установки (ГСУ).

Эту силовую установку планируют использовать в вертолетах Ансат, VRT-500 и Ка-226Т, где сейчас используются импортные двигатели.

Сахалин даже в XXI веке был изрезан "наследием" японкой оккупации словно шрамами на теле. Эти шрамы можно было видеть на любой карте.

Просматривал тут свой фотоархив, и решил поделиться снимками БМ-13-16 из г. Новомосковска Тульской области. Этот город близок мне - папа был родом из деревни Ольховец Новомосковского района Тульской области, я периодически бываю у родных. Поймал себя на мысли, что хочется снова и по-дольше погулять по новомосковским улицам, не в каждый приезд получалось, так что фотографиям этим уже лет 10, наверно.

Мы привыкли к тому, что на фотографиях и в кинохронике почти всегда, а в художественных фильмах - повсеместно установки залпового реактивного огня размещены на грузовиках, но в данном случае мы видим пример использования гусеничного шасси, что смотрится необычно. Самоходная реактивная установка БМ-13-16 "Катюша" на шасси СТЗ-5 НАТИ у входа в Историко-художественный музей г. Новомосковска:






Ну и я у "Катюши":



Сам памятник науки, техники и воинской славы, построенный в Москве на заводе "Компрессор" в июне 1941 года, оказался в Новомосковске так: 11 декабря 1941 года во время освобождения г. Сталиногорска Московской области (так назывался тогда Новомосковск и в административном отношении причислялся к) поддерживавший своим огнём наступающим части Красной армии 12-й отдельный гвардейский минометный дивизион реактивной артиллерии с позиции близ деревни Урусово накрыл двумя залпами скопление войск противника на станции Маклец (в 14 км от Сталиногорска) и 12-13 декабря начал переправляться на южный берег реки Шат в район Сталиногорска. Однако, противник сумел засечь район расположения советского подразделения и начал его интенсивно обстреливать, в результате чего дивизиону пришлось отойти в район деревни Прудки и переправляться по льду уже там, причем одна из "Катюш" утонула. В 1988 г. организованная по инициативе фронтовика-ракетчика Ю.А. Никишина газетой "Комсомольская правда" группа энтузиастов (руководитель - журналист В. Юнизов) с двух попыток подняла установку на поверхность со дна Шатского водохранилища у деревни Прудки, произошло это 25 ноября (история подъема). После реставрации "Катюша" к 9 мая 1989 г. была установлена на постамент у музея. Машина на ходу и принимала участие в параде Победы 9 мая 2015 года. Сейчас памятник выглядит гораздо более ухоженным, возможно, 9 мая 2020 года он снова проедет по улицам Новомосковска.

Осень 1941 г. Фашисты рвутся к Москве. Самоотверженно защищая каждую позицию, Красная Армия накапливает резервы и готовится к решительному наступлению. Значительную роль в разгроме немецко-фашистских захватчиков сыграла реактивная артиллерия. Залпы боевых реактивных установок приводили в неописуемый ужас фашистских солдат и приближали разгром немецких войск под Москвой.



11 декабря одна из батарей этого дивизиона размещалась у деревни Прудки на берегу Шатовского водохранилища и произвела залп по скоплению фашистских войск в районе станции Маклец. На следующий день боевые машины стали переправляться на другой берег водохранилища для преследования врага. При переправе лед не выдержал, и замыкающая боевая машина затонула. Факт гибели установки наблюдали жители деревни Прудки, и в том числе Брейкин М.П.


В 1966 г попытка воинской части поднять машину окончилась неудачно.

Неоднократно предпринимавшийся позже поиск боевой машины поисковыми группами результатов не приносил.

С сентября 1986 года предпринимаются поиски организации, которая могла бы осуществить поиск и подъем боевой машины.

Оперативно откликнулись члены подводно-поисковой группы комитета ДОСААФ Первого подшипникового завода г. Москвы. Прибывшая в первых числах мая 1988 г. в город Новомосковск группа поисковиков в составе Киселева А.С., Волкова К.А., Герасимова А.В. сразу включилась в работу и приступила к поиску орудия.

Долгое время поиски не давали результатов. Весьма приблизительное место гибели орудия, значительное засорение водной среды отходами промпредприятий затрудняло работу водолазов.


Поиск затянулся бы надолго, если бы на помощь водолазам не пришел старший научный сотрудник Института земного магнетизма ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН) Станюкович Андрей Кириллович. С помощью протонного магнитометра ММП – 203 16 сентября 1988 г. в 300 метрах от берега на глубине 8 м. была обнаружена боевая установка. В результате спуска под воду водолаз Константин Волков поднял на поверхность отдельные детали орудия, личное оружие членов экипажа, каски и другие предметы.

По инициативе Никишина Юрия Андреевича сразу после обнаружения установки началась подготовка к подъему ее на поверхность. С этой целью были подключены несколько организаций и предприятий города Новомосковска.

Первая попытка, предпринятая 19 ноября 1988 г., окончилась неудачно. Не выдержала нагрузки изготовленная на одном московском предприятии скоба, соединяющая буксирный трос с боевой машиной.


Несмотря на исключительно неприятные погодные условия (сильный ветер, метель), после тщательной подготовки, через 6 дней была предпринята вторая попытка подъема орудия.

Читайте также: