Жан боден биография кратко

Обновлено: 08.07.2024

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Боден (Bodin) Жан (1529/1530, Анжер - июнь 1596, Лаон) — французский правовед, историк, политический и религиозный мыслитель. Выходец из среды горожан, образование получил в Анжере и Тулузе. Состоял на службе у короля Генриха III, затем у герцога Алансонского, с которым путешествовал по Англии и Нидерландам. Участвовал в заседаниях Генеральных штатов в качестве представителя от третьего сословия, на стороне католической Лиги боролся против Генриха IV, в дальнейшем вместе с другими приверженцами сильной национальной монархии перешел на его сторону. Умер от чумы.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 290-291.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres philosophiques, P., 1952.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.

Сочинения:

Метод легкого изучения истории. М., 2000; Les Six Livres de la République. 6 Vol. Paris, 1986; Oeuvres philosophiques. Paris, 1951.

Литература:

Жан Боден и публицистика времён гражданских войн

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 239-240.

Далее читайте:

Сочинения:

Oeuvres philosophiques, P., 1952.

Литература:

Птуха M. В., Очерки по истории статистики 17 - 18 вв., [М.], 1945.

История философии, т. 2, М., 1941, с. 75—77;

Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314;

Chauvire R. Jean Bodin auteur de la Republique. P., 1914;

Meinecke F. Die Idee der Staatsrason in der Gescliichte. Munch.— В., 1924.

Выставка, которую он сделал в своих работах о принципах того, каким должно быть стабильное правительство, была очень влиятельной в Европе. Боден жил во времена больших потрясений, когда Франция была опустошена религиозными войнами. Он был убежден, что мир будет восстановлен, если суверенный принц получит абсолютную власть государства.


Он был одним из первых, кто выступил против рабства. Кроме того, он стремился реформировать судебную систему Франции и сформулировал одну из первых версий количественной теории денег.

В его работах обсуждается широкий круг вопросов; среди них можно упомянуть естественную философию, религию, образование, политическую экономию и историческую методологию.

  • 1 Биография
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Академическая деятельность
    • 1.3 Литературная и профессиональная деятельность
    • 2.1 Понятие суверенитета
    • 2.2 Понятие абсолютизма
    • 3.1 Метод для легкого понимания истории
    • 3.2 Шесть книг Республики
    • 3.3 Экономическая мысль Бодина
    • 3.4 Писания о религии
    • 3.5 Работы над колдовством

    биография

    источник

    Согласно историческим документам, Жан Боден родился в 1529 или 1530 году в Анже, на западе Франции. Его отцом был Гийом Боден, богатый купец и член буржуазии Анже.

    О его матери известно очень мало, за исключением того, что ее звали Кэтрин Дутертр, и она умерла до 1561 года. Она была самой младшей из семи детей, из которых четверо были девочками.

    Академическая деятельность

    Бодин вступил в братство кармелитов, когда он был очень молодым, но несколько лет спустя отказался от своих обетов. В 1551 году Бодин поступил в Тулузский университет для изучения гражданского права. В этом университете он окончил и оставался профессором до 1561 года..

    Затем он отказался от преподавания закона и отправился в Париж. Все это десятилетие он посвятил себя работе защитником в парламенте Парижа..

    Литературная и профессиональная деятельность

    С этого года началась интенсивная литературная и профессиональная деятельность. Среди плодов этой интенсивной деятельности мы можем выделить публикацию Шесть книг Республики (1576).

    Бодин был назначен комиссаром по реформе владения лесами в Нормандии (1570 г.) и генеральным прокурором Лаона (1587 г.), а затем издал театр природы (Universae naturae theatrum) (1596 г.).

    С назначением генерального прокурора он поселился в Лане (Франция) с 1584 года. Там он прожил следующие 12 лет. В 1596 году Жан Боден умер жертвой чумы, когда все еще занимался прокурацией. Он был уволен с католического захоронения во францисканской церкви Лаона.

    Концепция суверенитета и абсолютизма

    Концепция суверенитета

    По словам Жана Бодена, суверенитет является обязательством, выходящим за рамки человеческого права, и подчиняется только божественному или естественному закону. Для Бодина суверенитет был определен в терминах абсолютной, вечной, неотъемлемой и неделимой власти.

    Суверенитет предоставил государству легитимность против таких сил, как власть папства и империи. Он также сделал это перед другими силами, которые могли бы сосуществовать на той же территории.

    Точно так же суверенитет осуществлялся только в публичной сфере, а не в частной сфере. Это не истекло со смертью человека, который имел это, потому что это не принадлежало ни одному человеку.

    Концепция абсолютизма

    В своей работе Жан Боден изложил классическую интерпретацию абсолютной власти. По его словам, была ли власть, осуществляемая монархом без того, чтобы подданные могли ограничивать. Эта концепция объединила в образе короля условия верховного судьи и законодателя.

    Эта политическая доктрина и форма правления имели своей главной целью тотальный контроль государства.

    Также стремились исчезнуть альтернативные силы, контрастирующие с правителем. Согласно этой концепции, царь олицетворял суверенитет божественным правом; это стало известно как монархический абсолютизм.

    Вклад Жана Бодена

    Вклад Жана Бодена в течение более 30 лет литературного производства можно суммировать в следующих аспектах:

    Метод легкого понимания истории

    Methodus ad facilem Historiarum Cognitionem Бодена (Метод для легкого понимания истории) был впервые опубликован в 1566 году и пересмотрен в 1572 году. Это первая важная работа Бодина.

    Этим текстом Бодин хотел продемонстрировать, что принципы политики были в изучении истории права.

    Шесть книг Республики

    Это был его самый выдающийся вклад в области политической философии. Впервые он был опубликован в 1576 году, и вскоре последовали переводы на другие языки..

    Таким образом, работа имела переводы на итальянский (1588), испанский (1590), немецкий (1592) и английский (1606)..

    Эта работа считается ответом Жана Бодена на политический кризис, вызванный религиозными войнами, которые произошли между 1562 и 1598 годами. Это был самый важный кризис во Франции в 16 веке..

    Экономическая мысль Бодина

    Эта мысль была выражена в ответ на парадоксы Малестройта (1568 г.), а затем во второй версии, пересмотренной и опубликованной в 1578 г..

    Эксперты говорят, что в этой работе Бодин дал одну из первых формулировок количественной теории денег в этом.

    Писания о религии

    Эти сочинения были его ответом на воинственный религиозный климат во Франции в XVI и XVII веках. В этих текстах затрагивалась тема истинной религии (vera религиозный).

    Работает на колдовство

    Следовательно, любая попытка манипулировать демоническими силами посредством колдовства или естественной магии должна быть наказана..

    Эта работа имела переводы на латынь (1581), немецкий (1581) и итальянский (1587). Поскольку это было широко распространено, некоторые историки обвинили ее в преследованиях ведьм в годы, последовавшие за ее публикацией.

    БОДЕН, ЖАН (1529/1530–1596) (Bodin Jean, Bodinius Johanus), французский писатель и мыслитель эпохи Возрождения, государственный деятель.

    Родился в 1529 (по другой версии – в 1530) в Анжере. В раннем возрасте был отдан в кармелитский монастырь Нотр-Дам д'Анжер и принял монашеский обет (в 1549 он сбросил монашескую рясу). Его способности привлекли внимание местного епископа, который позаботился, чтобы юный послушник приобрел начатки образования. В середине 1540-х был послан кармелитами в Париж, где в университете изучал схоластическую философию, а в Королевском коллеже (будущий Коллеж де Франс) – древние языки. В Париже начал свою литературную деятельность, переведя с древнегреческого на латинский поэму Оппиана Об охоте (De Venatione, 1555).

    В 1556 поступил на юридический факультет Тулузского университета, по окончании которого преподавал там римское право (1559–1561).

    Боден был одним из самых выдающихся мыслителей Возрождения, идеи которого оказали заметное влияние на развитие политической и исторической мысли в Европе 16–17 вв., особенно в Англии, где сочинение Шесть книг о государстве уже при жизни автора изучалось и комментировалось в университетах Оксфорда и Кембриджа наряду с трудами античных авторов.

    Основные издания на французском языке: Boden Jean. Ouvres philosophiques. – Ed. P. Messnard. Paris, 1951; Boden Jean. Les six livres de la république. Paris, 1986.

    Издания на русском языке: Боден Жан. Метод легкого познания истории. М., 2000.

    Franklin J. H. Jean Bodin and the rise of absolutists' theory. Cambridge, 1973
    Couzinet M.-D. Histoire et méthode а la Renaissance. Une lecture de la Methodus ad facilem historiarum cognitionem de Jean Bodin, Paris, 1996
    Gawlick G., Niewцhner F. Jean Bodins Colloquium Heptaplomeres Wolfenbьttel, 1996
    Эльфонд И.Я. Проблема веротерпимости в трактовке французских гуманистов второй половины XVI века. – В кн.: Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997
    Эльфонд И.Я. Учение о государстве Жана Бодена // Культура Возрождения XVI века. М., 1997

    Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

    В 1556 г. Жан Боден поступил на юридический факультет Тулузского университета для изучения гражданского права. После окончания некоторое время преподавал там римское право (1559–1561 гг.).

    В 1561 г. Жан Боден переехал в Париж, чтобы заниматься адвокатской практикой. Однако в…

    В 1556 г. Жан Боден поступил на юридический факультет Тулузского университета для изучения гражданского права. После окончания некоторое время преподавал там римское право (1559–1561 гг.).

    В 1561 г. Жан Боден переехал в Париж, чтобы заниматься адвокатской практикой. Однако в действительности он работал на разных судебных должностях.

    В 1568 г. Боден был избран депутатом от Анже на собрания Генеральных штатов в Нарбонне. В начале 1570-х приобрел доверие Карла IX (Валуа); занимал должность докладчика Государственного совета. Заподозренный в кальвинизме он едва избежал расправы во время Варфоломеевской ночи. В первые годы правления Генриха III, брата Карла IX, находился в фаворе при дворе. В 1576 г. на собрании Генеральных штатов в Блуа Боден энергично выступил в защиту политики веротерпимости вопреки мнению большинства депутатов.

    В мае 1587 г. Жану Бодену по наследству от тестя достался пост королевского прокурора Лана. На посту прокурора он старался никогда не идти против своей совести. Например, он отстоял жизнь человека, которого хотели казнить по политическим соображениям. Но при этом, по его собственным признаниям, Боден принимал участие в процессах над 200 женщинами по обвинению в колдовстве, многие из которых закончили жизнь на костре. По мнению Бодена, судья, препятствующий расследованию дел о колдовстве, сам заслуживал костра.

    Через некоторое время Жан Боден стал мэром города Лан, причём на этом посту он прослужил два срока подряд, хотя ничем особенным не отличился.

    В 1593 г. после принятия католицизма Генрихом IV (Бурбоном), Жан Боден порвал с Католической лигой и перешел на сторону короля, увидев в нем достойного монарха, способного восстановить мир и порядок во Франции.

    Жан Боден умер от чумы в Лане в 1596 г.

    Библиография


    Боден снял завесу тайн с власти монарха, доказав, что государство — это политическое объединение, имеющее независимую власть и не подчиняющееся никакой внешней власти. В то же время суверен связан законами божественными и естественными, едиными у всех народов. Значит, хорош лишь тот монарх, который сознательно избирает путь подражания Богу. Суверенная власть едина и неделима, её решения обязательны для всех, поэтому самая оптимальная форма правления по Бодену — абсолютная монархия.

    Боден выступал против общепринятой идеи Аристотеля о том, что целью государства является достижение счастья людей. По его мнению, цель государства — обеспечение внутреннего мира, справедливости и социальной гармонии, защита от внешних врагов. Причину социальных конфликтов Боден вслед за Макиавелли видел в неравномерном распределении богатств, в борьбе партий и в религиозной нетерпимости. Поэтому он требовал установления свободы вероисповедания и проведения экономических реформ с целью укрепления частной собственности граждан — опоры государства. В зависимости от принадлежности суверенитета Боден определял три формы государства: монархия, аристократия, демократия. Последняя, по Бодену, ведёт к нестабильности. Давать власть народу опасно, считал он, ибо толпа завидует уму, знатности и богатству. Демократия — господство черни и её демагогов, при ней неизбежны раздоры и войны. Аристократию он считал прочнее, поскольку власть находится в руках достойного меньшинства, но государство это также неустойчиво ввиду постоянного соперничества.


    Биография

    Произведения

    Боден написал несколько книг, но Инквизиция запретила большинство из них из-за демонстративных симпатий автора к кальвинистским теориям и кальвинистам, которых во Франции называли гугенотами и против которых боролась католическая церковь.

    Читайте также: