Категориальный аппарат научного исследования кратко

Обновлено: 03.07.2024

Все научные открытия и следования должны быть как-то обозначены для того, чтобы другие могли понимать все эти процессы и явления. Сегодня мы разберем подробно что такое понятийный аппарат, рассмотрим методику, его актуальность и важность в науке.

Определение

Понятийный аппарат — это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы.

Наличие специфической терминологии обязательно для любой дисциплины. Особенно богаты своими собственными терминами и определениями гуманитарные науки: философия, психология, языкознание.

Понятийно-категориальный аппарат исследования

Научными исследованиями в той или иной мере занимаются все - от школьников до академиков. Исследователь в первую очередь сталкивается с рядом вопросов, формирующих понятийный аппарат исследования:

  • зачем это надо изучать, насколько это актуально и практически необходимо?
  • какие противоречия с уже существующим материалом по теме исследования есть, и какой будет его тема?
  • что является целью, задачами, объектом и предметом изучения?
  • какую гипотезу следует подтвердить или опровергнуть?
  • какие методы научного исследования надо использовать?
  • в чем состоит новизна и практическая значимость исследования?

Успешность решения научной задачи зависит от того, насколько хорошо исследователь владеет как понятийным аппаратом, так и практическими навыками научной работы.

Актуальность и практическая ценность исследования

Масштаб научного исследования может быть разным, от небольшой лабораторной работы до решения мировой проблемы (например, исследования влияния промышленного производства на экологию). Однако в любом случае эта научная работа должна быть актуальной и практически полезной.

понятийный аппарат науки

Актуальность определяется насущностью, важностью решения существующих практических или теоретических задач. Актуальной может быть тема изучения в целом или один из ее аспектов, отдельный вопрос, который станет существенным шагом в ее раскрытии.

Практическая ценность исследования характеризуется степенью той пользы, которую оно может принести в ходе применения его результатов в каком-либо виде деятельности человека (на производстве, в медицине, в образовании и пр.).

Цель и задачи научной работы

понятийно категориальный аппарат

Цель — это тот конечный результат, которого он хочет достичь в своей научной работе по конкретной проблеме: доказать что-то, разработать, обосновать, выявить, проверить, уточнить.

Цель достигается пошагово в процессе последовательного решения отдельных задач. Их выбор должен быть обоснован логикой исследования и практической необходимостью на пути к поставленной цели. Задачи очерчивают тот круг теоретических изысканий и практических действий исследователя, которые помогут получить запланированный результат (цель).

Методы и методика исследования

Специальные действия, направленные на достижение поставленной цели, называются методами. Неверно выбранные методы исследования могут привести к ошибочным результатам и выводам.

Каждая наука имеет свои методы, но существуют и общенаучные. Например, понятийный аппарат педагогики включает в себя такие методы как наблюдение за объектом, описание и анализ действий изучаемого объекта или процесса, анализ и систематизацию результатов, их описание, эксперимент. Но эти же методы используются в процессе изучения физических, химических, биологических и любых других явлений.

понятийно категориальный аппарат

Методика применения представляет собой ряд последовательных действий, направленных на его эффективное осуществление, которая требует тщательной подготовки и продуманности всех его деталей. Готовясь к наблюдению за объектом, экспериментатор должен решить: когда, где, как долго будет использовать этот метод, будет ли наблюдение открытым или негласным, как будет производиться фиксация процесса наблюдения и т.д.

Особенности научной дисциплины диктуют необходимость разработки специфических методов и методики научной работы. В социологии и психологии, где объектом изучения являются человек и человеческое сообщество, это, например, интервьюирование, анкетирование, опрос.

Язык научного исследования

При подготовке научных кадров большое внимание уделяется их обучению культуре устного и письменного изложения материалов исследования. Оно может иметь строго научный характер, понятный специалистам, или научно-популярный, предназначенный для широкого круга слушателей и читателей. Примером может послужить понятийный аппарат педагогики - науки, специальные термины и определения которой понятны широкому кругу людей. В любом случае описание проведенного исследования и его результатов должно отвечать следующим требованиям:

  • логичность изложения материала;
  • его лаконичность и конкретность, соответствие нормам литературного языка;
  • точное использование существующих терминов в их общепринятом смысле;
  • понятное объяснение новых терминов, вводимых исследователем в научный обиход;
  • отсутствие просторечных выражений, жаргонизмов, иностранной терминологии, если есть аналоги на родном языке.

Публичное выступление (лекция) не должно быть сухим изложением материала. Оно может для привлечения внимания слушателей включать в себя умеренно эмоциональные выражения и оценки.

Стиль и грамотность изложения научного материала дает представление как об общей, так и о научной культуре автора.

Что это такое?

Научная работа посвящается конкретной теме и проблеме, в которую автор погружается с головой, стараясь всесторонне ее изучить, а затем решить инновационным методом, показав его эффективность и реалистичность. Облегчает данную миссию понятийный аппарат, представляющий собой систему общих терминов, отражающих взаимосвязи в проекте и получаемые результаты.

Понятийный аппарат

Что такое понятийный аппарат?

  • Актуальная ли выбранная тема, зачем нужно ее изучать?
  • Какова роль НИР в развитии науки и отрасли цель и задачи?
  • Какие приемы и методы подойдут для полного раскрытия авторского замысла?
  • Что хочет доказать автор, какую гипотезу выдвигает?
  • Какие решения предлагает автор, чем они отличаются от аналогичных проектов и предложений?

Фактически понятийный аппарат научной работы позволяет исследователю понять ее предназначение и построить эффективный и точный план действий, установить последовательность событий и фактов, логику НИР. Качество научной работы на 90% зависит от правильного понимания понятийного аппарата.

Состав понятийного аппарата научно-исследовательского проекта

Понятийный аппарат студенческой или научной работы стандартен. Он включает в себя основные категории, описывающие ключевые моменты изыскания:

  • Актуальность выбранной темы и ее специфику, проблематику;
  • Цель и задачи исследования: что желает рассмотреть и добиться автор, какие действия он буде предпринимать;
  • Объект и предмет НИР: на каком примере будет рассмотрена тема и действие проблемы, какие ограничения необходимо учесть (предмет – то есть научные границы изучаемого явления);
  • Какой способ решения предлагает автор? Данный параметр оформляется в виде гипотезы с акцентом на решение конкретной проблемы;
  • Методология исследования с конкретизацией используемых приемов и инструментов, обоснованием их эффективности и целесообразности;
  • Новизна, проявляющаяся в инновациях, предлагаемых и внедряемых автором. Подчеркивает отличие НИР от аналогичных изысканий; , подчеркивающая изменения, к которым приводят предложения автора: эффективность предлагаемых решений и полученных результатов, как они отражаются на объекте НИР и пр.

Каждый из элементов понятийного аппарата НИР выполняет конкретную миссию, о чем мы расскажем подробнее ниже.

Порядок оформления понятийного аппарата в НИР: от А до Я

Понятийный аппарат раскрывается на протяжении всего научного изыскания, но в общем виде (кратко и емко) он предстает во введении.

Все мы помним структуру введения студенческого или научного проекта. Именно его основные элементы фактически лежат в основе понятийного аппарата. Здесь они предстают в максимально сжатом виде: каждый из критериев оформляется в виде нескольких предложений, подчеркивающих суть каждого постулата.

Актуальность темы исследования

Что такое актуальность? Данный термин подчеркивает существование проблемы в настоящее время и необходимость ее решения. Это значит, что вопрос (тема) остается открытым и требует вмешательств, подчеркивая тем самым слабые места, несовершенство существующих правил и методов.

Актуальность темы исследования

Что такое актуальность исследования?

Актуальность исследования в вводной части НИР

Пример отображения актуальности исследования

Данная единица понятийного аппарата кратко отражается во введении НИР (отмечают именно в чем она проявляется, какая часть вопросы или проблема не решена), а затем детальнее расписывается на протяжении всей основной части, основываясь на фактах, результатах анализа, теоретических и практических данных и пр.

Цель и задачи НИР

Цель и задачи формулируются также емко и кратко, призывая аудиторию и автора к действиям: решить, определить, установить, исследовать, изучить, проанализировать и пр. Каждый из этих постулатов отражается точно: что решить, что изучить. Притом важно понять, в какой последовательности это делать и правильно расставить задачи изыскания.

Объект и предмет

Эти компоненты понятийного аппарата научно-исследовательской работы призваны установить ограничения, масштабы практической или аналитической части:

Формулировка данных категорий подчеркивает сущность проблемы и должна быть конкретизирована. Объект – группа лиц с описанием основных характеристик (возраст, пол и пр.), компания, отрасль, регион и пр. Предмет – определенная научная область с описанием захваченных единиц.

Проблема и гипотеза.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Проблема порождает гипотезу, а гипотеза призвана решить проблему. Притом последний элемент должен сочетаться с темой, целью и задачами.

Методология НИР

Методы любого исследования должны учитывать целый ряд факторов: от узости темы до возможностей автора (его подготовки и навыков), от доступа к источникам информации до организаторских способностей (планирование и проведение эксперимента), от гипотезы и цели проекта.

Методология НИР

Методы исследования при написании НИР

Каждый автор должен не просто выбирать легкие для него пути изучения темы и проблемы. Важно определить максимально эффективные, интересные приемы, которые помогут рассмотреть проблему в нового ракурса, с новой позиции, определить механизм ее действия и воздействия и увидеть инновационный путь к решению.

Научная новизна

Подчеркнуть научную новизну придется как во введении, так и в заключении, а доказательная база будет представлена в полном объеме в основной части научной работы. Определение критерия должно быть четким и понятным, отражать проявление новшеств – что было разработано автором и для чего. Для этого достаточно уточнить разработку и конкретизировать для решения какой проблемы.

Значимость исследования

Значимость может быть теоретической и практической, притом она отражается преимущественно в заключении проекта. В любом случае в конце любого вида НИР следует подчеркнуть практическую ценность изыскания: привести конкретные примеры и цифры, факты, отмечающие роль предлагаемых мероприятий, их воздействие на объект, проблему, определение тенденций и изменений и пр.

Значимость исследования

Теоретическая и практическая значимость исследования

Таким образом, понятийный аппарат исследования позволяет грамотно спланировать и структурировать научное изыскание, определить перспективы развития в рамках выбранной темы с учетом возможностей автора, грамотно оформить полученные результаты и обосновать их эффективность.

На основе понятийного аппарата НИР автор может построить защитную речь, построить сопутствующие документы (презентация, раздаточный материал и пр.) проекта и добиться успеха в финальном рубеже.

В разработке представлен мастер-класс по составлению категориально – понятийного аппарата ученического исследования с анализом образцов научного аппарата исследования.

ВложениеРазмер
apparat_issledovaniya.docx 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Категориально – понятийный аппарат исследования – основа исследования.

ФГОСы ориентируют на инновационные технологии и, в частности, исследовательскую технологию, потому что она формирует самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций (формируя УУД), добывая самостоятельно логическим путем новые знания.

Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность к активной деятельности и продуктивным исследованиям, позволяющим решать жизненные и профессиональные задачи. Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

В последнее время исследовательская технология стала не столько необходимой технологией в арсенале учителя, сколько модной, выгодной для портфолио учителя на аттестации. Ничего предосудительного в том, что учителя стремятся показать свое владение этой технологией, нет. Но как любому делу исследовательской технологии надо учиться, а затем совершенствоваться в ее использовании.

Составляем научный аппарат ученического исследования

1) Формулируем проблему исследования

Исследование начинается с ПРОБЛЕМЫ, с которой ребенок столкнулся, и решить её с имеющимся уровнем знаний он не может.

Например, в школе мы учим детей правилам произношения слов, а в деревне жители говорят на диалекте, совершенно по-другому произнося слова. Вот эту проблему, то есть противоречие и надо словесно обозначить. Она должна быть очевидна для всех после ее прочтения.

Первоначально ребенок выдвигает на этом ещё этапе первоначальные гипотезы. Их может быть очень много. Не надо ребенка ограничивать.

Но важно ему при этом напомнить, насколько он уверен в своих предложениях? Какие из них можно отбросить, а какие стоит проверить?

То есть вселить в ребенка уверенность, что он сам может эту проблему решить, и решать её стоит.

Как проверить, насколько верно Вы сформулировали проблему?

Эта формулировка должна обнаружить, обнажить некое противоречие. Оно должно быть очевидным для всех, в том числе и жюри конкурсов.

Проблема не может формулироваться как вопрос, она должна показать противоречие, которое ребенок не сможет решить для себя, объяснить себе.

Поэтому анализируем проблему, задавая себе вопрос:

Противоречие есть? Оно очевидно?

Это, действительно, противоречие?

Ты знаешь, как его решить? Можешь предположить?

Это проблема? Или просто трудность?

Если Вы ответили да, значит, все верно. Если нет, надо корректировать!

Теперь можно переходить к составлению все категориально - понятийного (или научного) аппарата исследования.

Объяснение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости — главное показать суть проблемной ситуации.

Актуальность учебного исследования понимается как объяснение того, почему ученик заинтересовался исследованием, а не актуальность его для всего человечества.

Формулируем актуальность своего исследования.

Следующий шаг - формулировка темы будущего исследования.

  1. Формулируем тему исследования, или что должно и чего не должно быть в теме.

Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.

Неудачные формулировки темы:

Чего не должно быть в формулировке темы:

- не должно быть вопроса в теме,

- не должно быть художественных названий ( афоризмов/ крылатых слов и выражений);

- нет проблемы в теме;

- названия методов исследования ( анализ, сравнение, сравнительная характеристика и т.д.);

Содержание статьи

Аристотель - основоположник понятия научной категории

  • Что такое категориальный аппарат
  • Что такое государственный аппарат
  • Что такое правоведение

Категориальным аппаратом называется система понятий, используемая той или иной наукой. Эти понятия обобщенно отражают те свойства и связи предметов и явлений, которые данная наука исследует.

Например, и для физиологии, и для психологии объектом изучения является человек, но психология исследует отражение реальности в процессе высшей нервной деятельности, а физиология – закономерности функционирования организма в целом, отдельных органов и их систем. Поэтому и категориальные аппараты этих наук различаются. Основные понятия в психологии – сознание, личность, деятельность, а в физиологии – организм, ткань, орган.

Научная категория

Категориальный аппарат – это не просто совокупность научных понятий, а именно система взаимосвязанных категорий. Изменение смыслового наполнения одного понятия неизбежно вызовет изменение других категорий, поэтому трактовка научных понятий менялась от эпохи к эпохе вместе с картиной мира. Например, понимание материи в философии Левкиппа и Демокрита отличается от современного представления о ней.

Определенность научных категорий

Парадоксальность научных понятий заключается в том, что при всей своей обобщенности они предельно конкретны. Именно поэтому преподаватели требуют от студентов знания определений научных понятий, а ученые нередко спорят о формулировке определений. Такое внимание к предельной конкретизации смысла соответствует научному взгляду на мир, который предполагает установление объективных фактов.

Подобная конкретность приводит к тому, что одно и то же слово, присутствуя в арсенале разных наук в качестве научной категории, может иметь разный смысл. Тем более, эти значения будут отличаться от того смысла, который придается этому слову в обыденном общении.

Таким образом, категориальный аппарат отражает как научную картину мира в целом, так и ту ее часть, которую создает определенная наука.

Читайте также: