Касты характерные черты кратко

Обновлено: 05.07.2024

Про­ис­хож­де­ние каст в це­лом свя­зы­ва­ет­ся с об­щественным раз­де­ле­ни­ем тру­да. Ие­рар­хия ста­ту­сов каст свя­за­на с пред­став­ле­ния­ми о ри­ту­аль­ной чис­то­те/не­чис­то­те, жё­ст­ко ре­гу­ли­рую­щи­ми нор­мы по­ве­де­ния и фор­мы об­ще­ния ме­ж­ду чле­на­ми од­ной кастой и ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных каст. Кас­то­вые раз­ли­чия час­то со­че­та­ют­ся с эт­ни­че­ски­ми и кон­фес­сио­наль­ны­ми. Касты ха­рак­тер­ны для мно­гих ар­ха­ичных об­ществ Аф­ри­ки, Юго-Восточной Азии, Аме­ри­ки и других: каста жре­цов в Древ­нем Егип­те и Древ­нем Ира­не, каста тор­гов­цев в средне-вековых об­ще­ст­вах Ближ­не­го и Среднего Во­сто­ка и у на­ро­дов Западной Аф­ри­ки (например, тор­гов­цы-ман­ден - дью­ла, или ван­га­ра), при­ви­ле­ги­ро­ван­ные касты ха­са­нов у мав­ров и ско­то­во­дов-тут­си у на­ро­дов восточно-африканского Меж­озе­рья, касты охот­ни­ков, вои­нов, ска­зи­те­лей-грио­тов, му­зы­кан­тов, куз­не­цов, тка­чей, ко­же­вен­ни­ков и других (например, у ку­ши­тов и ман­де­языч­ных на­ро­дов Аф­ри­ки), зем­ле­дель­цев сре­ди ко­чев­ни­ков-ско­то­во­дов (например, ха­ра­ти­ны в оази­сах Са­ха­ры или ри­май­бе у фуль­бе) или пасту­хов сре­ди осед­лых зем­ле­дель­цев (груп­пы фуль­бе сре­ди хау­са и бам­ба­ра). Близ­кие к касте профессиональные кор­по­ра­ции су­ще­ст­во­ва­ли в Древ­нем Ри­ме (кол­ле­гии) и средне-вековых ев­ропейских го­ро­дах (це­хи). В Ин­дии сис­те­ма каст ста­ла ос­но­вой тра­дицией со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

В рас­ши­рительном зна­че­нии кастой на­зы­ва­ет­ся зам­кну­тая со­ци­аль­ная груп­па, обе­ре­гаю­щая свою об­особ­лен­ность, при­ви­ле­гии и ин­те­ре­сы.

Джа­ти фор­ми­ру­ет­ся как эн­до­гам­ный брач­ный круг из па­ри­тет­ных по ста­ту­су эк­зо­гам­ных кол­лек­ти­вов род­ст­вен­ни­ков (ко­то­рые в раз­ных ре­гио­нах и у раз­ных каст на­зы­ва­ют­ся ку­ла, гот­ра, пан­га­ли, ва­каи­я­ра и др.). Со­став отдельных джа­ти не­по­стоя­нен: она те­ря­ет со­став­ные час­ти и об­ре­та­ет но­вые. Ста­тус каж­дой ку­ла (гот­ра), джа­ти и касты оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью ри­ту­аль­ной чис­то­ты её про­фес­сии, брач­ных обы­ча­ев, бы­то­вых норм, пи­ще­вых пред­поч­те­ний и т. п. Ад­рес­ное ре­лигиозное на­став­ле­ние (джа­ти-дхар­ма - смотрите в статье Дхар­ма) пред­пи­сы­ва­ет ка­ж­дой касте осо­бый об­раз жиз­ни и свой ва­ри­ант ох­ра­ни­тель­ной рег­ла­мен­та­ции кон­так­тов с пред­ста­ви­те­ля­ми чу­жих каст, ог­ра­ни­че­ние ко­то­рых воз­рас­та­ет в за­ви­си­мо­сти от сте­пе­ни бли­зо­сти (слу­чай­ное столк­но­ве­ние в пу­ти, пре­бы­ва­ние в од­ном замк­ну­том по­ме­ще­нии, слу­чай­ное при­кос­но­ве­ние, си­де­ние ря­дом, при­ня­тие во­ды из чу­жих рук, со­вме­ст­ное ку­ре­ние, со­вме­ст­ное при­ня­тие пи­щи и, на­ко­нец, брач­ные от­но­ше­ния): чем боль­ше бли­зость, тем у́же круг об­ще­ния. Не­со­блю­де­ние этих пра­вил ве­дёт к не­об­хо­ди­мо­сти про­вес­ти очи­стительные об­ря­ды, ино­гда - к ис­клю­че­нию из кас­ты.

Раз­де­ле­ние тру­да ме­ж­ду кастами реа­ли­зу­ет­ся в фор­ме кас­то­вой об­щи­ны, ос­но­ван­ной на джад­жма­ни - ри­туа­ли­зованных от­но­ше­ни­ях на­ту­раль­но­го (ны­не так­же де­неж­но­го) об­ме­на ме­ж­ду семь­я­ми раз­ных каст, в т. ч. в городских ус­ло­ви­ях. Для кас­то­вой об­щи­ны ха­рак­те­рен на­бор каст, не­об­хо­ди­мых для её са­мо­дос­та­точ­но­го су­ще­ст­во­ва­ния: жре­цов-брах­ма­нов, зем­ле­дель­цев, ре­мес­лен­ни­ков (куз­не­цов, тка­чей, плот­ни­ков и др.), об­слу­жи­ваю­щих каст (во­до­но­сов, пра­чек, ци­рюль­ни­ков и т. д.), бух­гал­те­ров-учёт­чи­ков, вои­нов и др. Ре­гио­наль­ная ие­рар­хия каст до­пус­ка­ет мо­биль­ность ста­ту­сов от­дель­ных каст; час­то до­ми­ни­рую­щей ста­но­вит­ся не брах­ман­ская, а зем­ле­вла­дель­че­ская каста (тха­кур, рад­жпут и др.). Со­об­ще­ст­ва му­суль­ман, джай­нов, сик­хов, хри­сти­ан и других свя­за­ны с кас­то­вы­ми ин­дуи­ста­ми эко­но­мическими от­но­ше­ния­ми, рег­ла­мен­ти­ро­ван­ны­ми по ти­пу кас­то­вой об­щи­ны. Не­ко­то­рые на­ро­ды, лишь час­тич­но вос­при­няв­шие кас­то­вые фор­мы со­ци­аль­ной жиз­ни в про­цес­се сво­ей ин­дуи­за­ции (брах­ма­ни­за­ции, сан­скри­ти­за­ции), ны­не пред­став­ля­ют со­бой эт­но­ка­сто­вые общ­но­сти (рад­жпу­ты, гуд­жа­ры, вел­ла­ла и др.).

Ис­то­рия из­уче­ния индийских каст. Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми на­учной тео­рии каст вы­сту­пи­ли дея­те­ли британской ко­ло­ни­аль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции в Ин­дии, ис­поль­зо­вав­шие ре­зуль­та­ты пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния Ин­дии (с 1869-1871 годов), си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ные в ви­де га­зет­ти­ров - эко­но­ми­ко-гео­гра­фических спра­воч­ни­ков и сло­ва­рей каст и пле­мён раз­ных про­вин­ций.

Дру­гое на­прав­ле­ние пред­став­ле­но ра­со­вой тео­ри­ей каст, соз­дан­ной Г. Рис­ли (с 1901 года ру­ко­во­ди­тель пе­ре­пи­сей на­се­ле­ния) на ос­но­ве брах­ма­нического уче­ния о ра­со­вом конф­лик­те ари­ев и ав­тох­то­нов Ин­дии и под влия­ни­ем ра­со­вой тео­рии П. То­пи­на­ра. Опи­раясь на ан­тро­по­мет­рическую ста­ти­сти­ку, Рис­ли по­ст­ро­ил клас­си­фи­ка­цию на­ро­дов и каст Ин­дии. Его тео­рия до кон­ца британского прав­ле­ния в Ин­дии ста­ла тео­ре­тическим об­ос­но­ва­ни­ем ци­ви­ли­за­тор­ской мис­сии английского ко­ло­ниа­лиз­ма и лег­ла в ос­но­ву прак­тических ме­ро­прия­тий английской ад­ми­ни­ст­ра­ции.

В ставших клас­сическими ра­бо­тах Дж. Хат­то­на касты рас­смат­ри­ва­ют­ся как про­дукт уни­каль­но­го со­че­та­ния в Ин­дии при­род­ных и ис­то­рических фак­то­ров (в т. ч. от­но­си­тель­ной изо­ля­ции от внеш­не­го ми­ра) и как си­сте­ма, спо­соб­ная про­ти­во­стоять чуж­дым влия­ни­ям и поз­во­лив­шая со­хра­нить на про­тя­же­нии ты­ся­че­ле­тий раз­но­об­ра­зие куль­тур Ин­дии.

Но сначала надо говорить о делении общества на варны (в переводе "цвет" как на более крупные социальные единицы, которые так названы, потому что изначально представители каждой варны носили шнурки характерного для них цвета.

В Индии существует 4 варны:

  • брахманы (жрецы, священники);
  • кшатрии (воины);
  • вайшьи (земледельцы, торговцы);
  • шудры (рабочие, слуги).

Отдельно выделены неприкасаемые, они не относятся ни к одной варне.

Внутри одной варны могут быть представители разных профессий, но обязательно с одинаковым материальным статусом. Варны делятся на касты, точное число которых не известно, существует их около 3 тысяч. В зависимости от штата одна и та же профессия может относиться к разным кастам.

Характерные особенности каждой варны

1. Брахманы . Это варна интеллектуальной элиты общества. Исторически к ней относились жрецы, священнослужители. Сейчас предствители этой варны - служители церкви, духовные наставники, учителя. Они должны знать священные писания, уметь проводить религиозные обряды, вести праведную жизнь.

Для брахманов существуют ограничения, которые они обязаны соблюдать:

  • им нельзя заниматься домашним хозяйством (за исключением женщин), земледелием;
  • не могут жениться на представительницах других варн;
  • не могут употреблять в пищу продукты, приготовленные людьми из других варн.

2. Кшатрии . Изначально это были воины. Сейчас представители этой варны могут быть военными, полицейскими, часто занимают руководящие должности. Основными их качествами должны быть справедливость, смелость, желание защитить слабого. Несмотря на занимаемые высокие посты, они подчиняются брахманам и обязаны во всём с ними советоваться. Представитель кшатрии может жениться на девушке из варны ниже, но женщины не имеют права выбирать жениха рангом выше.

3. Вайшьи . Исторически это варна торговцев, земледельцев, ремесленников. В настоящее время представители варны могут быть бизнесменами, работать в сфере банковских и финансовых услуг.

4. Шудры . Это низшая варна. Исторически они не имели права иметь наделы, у них не было своего жилья. В настоящее время они являются представителями рабочих специальностей: ремесленники, рабочие на заводах и др.

Неприкасаемые относятся к так называемым "нечистым" кастам. Они живут обособленно, за чертой поселений представителей остальных варн, образуя собственные гетто. К неприкасаемым по разным подсчётам относится 15-20% населения Индии. Они занимаются самой грязной работой: убирают туалеты, работают могильщиками, сжигают трупы животных и т.д.

Изначально неприкасаемым было запрещено находиться в обществе, их не пускали в магазины, транспорт и другие места. Но всё изменилось в 1950, когда в Конституцию Индии были внесены параграфы, запрещающие дискриминацию неприкасаемых, а также прописаны квоты для обучения в высших учебных заведениях и работы на государственной службе.

В зависимости от вида деятельности и места проживания неприкасаемые делятся на несколько каст. Самыми часто встречающимися являются:

  • чамары (кожевники, занимаются обдиркой туш животных, выделкой кожи и изготовлением обуви);
  • дхоби (каста, основным ремеслом которых является стирка белья);
  • парии (особая каста, состоящая из тех, кто рождён от межкастовых супругов и родителей париев).

В современной политической системе официально объявлено равноправие, по закону все имеют право участвовать в голосованиях, выбирать себе образование и работу, но по факту в обществе принадлежность к определённой касте по-прежнему сильно влияет на межличностные отношения.

Каста — это принадлежность к строго определенной социальной группе по праву рождения.

Приобрести членство другим путем абсолютно невозможно. Строй характерен для закрытых обществ, основан на религиозных убеждениях. Браки между членами разных каст запрещены. Правила социального деления определяют профессию представителя, его положение в обществе и участие в религиозных ритуалах.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные понятия, характеристика социальной группы

Рабство существовало в истории практически всех современных стран, кастовый строй встречается редко. Это относительно молодой вид общественного расслоения, он появился в индуизме за 1500 лет до нашей эры.

Существуют четыре изначальные касты, в самых общих чертах делящиеся на:

  • духовенство;
  • армию (правительство);
  • торговлю;
  • обслугу.

В индуизме их называют варны. Члены этих социальных групп от рождения наделяются рядом привилегий. Изменить варну нельзя, ее можно только потерять. Лишают наследственного права за преступления, например, убийство соплеменника.

Исключенные из варны или не имеющие ее от рождения, занимают самое низкое положение в обществе. Их называют неприкасаемые. Изначально это были рабы-иностранцы. Теперь это многочисленная социальная категория, состоящая преимущественно из бедняков.

Неприкасаемые лишены всех прав и защиты закона. Им запрещается контактировать с представителями варн. Даже просто смотреть на вещи, которыми те пользуются. Члену презираемой касты полагалось не ходить, а пятиться назад, заметая свои следы, чтобы на них случайно не наступил представитель высшей.

Также схожая разновидность социального неравенства есть в Непале и Йемене.

Особенности кастовой системы общества

Члены высших каст имеют максимальный допуск к религиозным ритуалам. Им и их детям нельзя осквернять себя контактами с низшими.

Статус передается от отца к сыну. Его невозможно поменять в этой жизни, но можно в следующей, согласно индуистским верованиям. На вере в перерождение базируется фундаментальное обоснование деления, его живучесть в современном обществе.

Религиозный индус обязан соблюдать правила своей касты, чтобы улучшить социальный статус, заново родившись. Нарушая законы, он потеряет привилегии и может родиться неприкасаемым.

Принципы кастового деления на примере Древней Индии

Кастовую систему создали идеологи брахманизма после заката Индской цивилизации для контроля над густонаселенной территорией. Легенда гласит, что бог Брахма породил из своего тела первых людей.

  1. Изо рта вышли брахманы — мудрецы, духовенство.
  2. Из рук — кшатрии, воины и правители.
  3. Из бедер вышли вайшьи — купцы и земледельцы.
  4. Из ступней — шудры, то есть слуги.

Существовали формальные различия в одежде членов варн. Брахманам полагалось носить белое, в красное одевались кшатрии, вайшья надлежало носить желтую одежду, шудрам — черную.

Неприкасаемые находятся вне религиозных ритуалов индуизма, поэтому часто исповедуют другую религию.

Занятия внутри каст строго регламентированы, разделены на джати — родовую принадлежность к определенной профессии. Правила настолько строги, что даже поменять род занятий в одной варне не дозволяется, не приветствуется брак с представителем другой джати.

Сохранение кастовой системы в современном мире

Индия — огромная, многоконфессиональная страна. Среди ее граждан, помимо индуистов, есть буддисты, мусульмане и христиане. Но ни обращение в новую религию, ни политические течения, например, коммунизм, не искоренили тысячелетних традиций.

С принятием ислама и христианства индийские общины не отказались от каст. Они разделили общество по схожему принципу и дали группам новые названия, все так же оставляя за порогом неприкасаемых. Духовным лидерам с помощью теологических рассуждений приходилось вписывать неразрешимый парадокс в религиозную структуру, искать исторические примеры для обоснования понятия.

Система жива и продолжает развиваться горизонтально: внутри каст появляются новые джати и подкасты. Количество социальных единиц невозможно подсчитать, уже в 30-е годы прошлого века их было больше трех тысяч.

Неприкасаемые по-прежнему находятся на дне общества, хотя конституция наградила их правами. Рабочие из низших каст объединяются вокруг профессии, заручившись поддержкой общины, ищут социальной справедливости. Отдельные представители получают образование и добиваются благосостояния. Но большинство неприкасаемых — безграмотные бедняки. В сельской местности к ним относятся с древними предрассудками, в больших городах кастовые различия с течением времени сглаживаются.


Варны и части тела Брахмы

Так называемого равенства, скорее утопического, чем действительного вы уважаемый читатель не найдёте нигде. Каждый человек не менее важен чем другой, вот только каждый должен заниматься своим делом и вести жизнь соответствующую, занимать в ней своё место. Подобное мы можем наблюдать даже с раннего детства, — это место, особенности и обстоятельства рождения. А в дальнейшем присмотритесь повнимательней на окружающую жизнь и увидите, что социальные, денежные, физические условия отличаются у всех живущих в одном государстве. Таким образом с древних времён и у всех народов появилось разделение народа на сословия, тянущееся до наших времён и не только в Индии. Просто в Индии это часть их культуры и религии и говорят об этом честно как есть, в то время как в христианских и демократических Европе с Америкой, все якобы равны и имеют право голоса и т.д. и т.п., что далеко от истины.

Известно, что хула и брань в адрес человека вернётся со временем и не такими ужасными последствиями, как ругательство в адрес Иерарха, Учителя, Святого. Почему нам в жизни встречаются более влиятельные люди и менее, причем влияние не статуса в обществе, а признание большинством людей авторитета личности или наоборот.

Все Школы Духа, эзотерические школы и ордены рыцарей, масоны и другие тайные сообщества имеют свою иерархию и круги посвящения, соответствующие уровню развития. Как и любая мирская серьёзная организация, любой бизнес от серьёзных фирм до корпораций подразумевает иерархию, круг посвящения и позволения.

Такое предисловие для всех защитников гуманности и прав человека во всём мире!

История возникновения каст

Считается, что Варны, которые в последствии стали кастами, берут своё начало с самого Брахмы, который создавал их из частей своего тела. Как показано на рисунке выше, что уста говорят то и является беспрекословным и руки – воины для воплощения того, что говорят уста. Бёдра — движение, вайшьи обеспечивают социальные условия обществу и наконец шудры – это стопы соприкасающиеся, бывает и с нечистотами.

Итак, варна – сословие, в буквальном смысле слова обозначает цвет. Каждая варна имеет свой цвет:

  1. Брахманы – белый;
  2. Кшатрии – красный;
  3. Вайшьи – жёлтый;
  4. Шудры – чёрный.

Изначально к какой варне отнести новорожденного решали волхвы, жрецы по мере его духовного развития. Они видели все его прошлые жизни и наклонности в этой и после определяли его духовный статус и соответственно социальный. В каждой варне были свои отличия в воспитании и обучении, соответственно предназначению. С течением времени варна определялась по факту рождения – наследству.

Это то, что принесли им арии, они же стали сначала передавать по наследству, а затем по мере роста общественных отношений варны стали именоваться кастами в зависимости от специализации в профессиональных рамках.

Ниже мы рассмотрим Варны, которых четыре, а не касты, особенно видоизменённые в современной Индии.

Неприкасаемые


Есть ещё такая каста, не входящая в четыре касты общества, так как люди, находящиеся в этой касте считаются изгоями общества, само название говорит за себя. Они устранены из всех общественных отношений. Выполняют наиболее грязные работы: уборка улиц и туалетов, утилизация мёртвых животных.

Неприкасаемым запрещалось даже ступать на тени представителей из более высших каст. Вот только не так давно им разрешили входить в храмы и приближаться к другим из более высших каст.

Шудры


Когда человек рождается в первый раз в человеческом обличии, то у него отсутствует мощный интеллектуальный аппарат. Нет опыта жизни в человеческом теле и поэтому кроме тела у него пока ничего не наработано. Эта наиболее многочисленная каста содержит безответственных людей, которые не хотят брать ответственность, несамостоятельны. Они не могут постоять за себя и выбрать занятие в жизни, а готовы исполнять чьи-то приказы и быть наёмными рабочими.

Их уровень сознания находится на уровне муладхара-чакры, которая олицетворяет собой выживание, их жизнь связана с проблемами, напряжениями, борьбой. Шудры для улучшения своей жизни будут думать только о себе и игнорируя последствия либо нереально смотрящих на мир.

Предел мечтаний у шудры – приобретение чувственных наслаждений – большое состояние либо пост с высоким доходом.

Присущая шудрам ненасытность, доходящей до алчности, из которой вырастает завистливость ко всем и всему. И по всей вероятности измениться у него нет желания.

Это каста разнорабочих и слуг, занимаются тяжёлой и монотонной работой, при которой не требуется особо напрягать ум, чаще всего живут за гранью нищеты. Могут женится на разведённых женщинах. Каста шудр более ёмкое и широкое понятие, от человека занимающегося самым тяжким и грязным трудом, до мастера, ремесленника имеющих свою мастерскую.

Вайшьи

В эту касту входят торговцы, лавочники, ростовщики, земледельцы, скотоводы. К ней относилась большая часть населения. Они хоть считались ниже брахманов и кшатриев в социальном плане, но уже относились к дваждырождённым*. К началу средневековья разделение труда привело к образованию среди Вайш множество подкаст, в связи с чем касты земледельцев и скотоводов воспринимались как шудры. Это в дальнейшем сыграло роль, что к Вайшам стали относиться только торговцы и банкиры.

Кшатрии


Кшатрии – воины с сознанием на уровне манипура-чакры, что даёт им обладания согласно осознанию этого центра качествами характера: самодисциплина, самоконтроль, целеустремлённость, это позволяет им эффективно действовать. Очень развито чувство долга в его жизни, а не в досужих рассуждениях. Достоинство и честь для кшатрия дороже собственной жизни. Кшатрии – это воины, цари, полководцы, управленцы всех ипостасей.

Кшатрий способен отказаться от выгоды или злата ради таких высоких чувств как любовь, дружба, объективность взгляда на жизнь, безупречность и честь. Чего, допустим, вайшье не дано понять.

Брахманы


Брахманы – высшая каста, сознание находится на уровне верхних коллективных чакр: анахатой, вишудхой, аджной и сахасрарой. У брахмана задача достичь в этой жизни полного освобождения. Они поддерживают взаимосвязь между тонким (Творец) и материальным мирами. Брахманы берут ответственность за всё человечество. Все Великие Учителя относились к касте брахманов.

Сейчас брахманами являются религиозные и общественные деятели, поэты, писатели, учённые и люди других творческих профессий.По Ведам человек в социальном плане проходит путь развития от шудры до брахмана. Это происходит по определённым природным процессам и подобный рост неизбежен.

Особенности каст

Сознание шудры стремится к чувственным наслаждениям, которые соответствуют вибрациям свадхистана-чакры, только уровень сознания у шудры находится в муладхаре, значит готовится к более высшей ступени.

Вайшья для извлечения выгоды оттачивает мастерство самоконтроля, что также соответствует вибрациям более высшего центра – манипура-чакра.

Кшатрий обладающий уровнем сознания манипура-чакры, усваивает вибрации более высоких энергетических центров, согласно коллективным уровнем сознания. Его обыденная сфера деятельности шире индивидуальности, уже необходима объективность.

Читайте также: