Касты характерные черты кратко
Обновлено: 05.07.2024
Происхождение каст в целом связывается с общественным разделением труда. Иерархия статусов каст связана с представлениями о ритуальной чистоте/нечистоте, жёстко регулирующими нормы поведения и формы общения между членами одной кастой и между представителями разных каст. Кастовые различия часто сочетаются с этническими и конфессиональными. Касты характерны для многих архаичных обществ Африки, Юго-Восточной Азии, Америки и других: каста жрецов в Древнем Египте и Древнем Иране, каста торговцев в средне-вековых обществах Ближнего и Среднего Востока и у народов Западной Африки (например, торговцы-манден - дьюла, или вангара), привилегированные касты хасанов у мавров и скотоводов-тутси у народов восточно-африканского Межозерья, касты охотников, воинов, сказителей-гриотов, музыкантов, кузнецов, ткачей, кожевенников и других (например, у кушитов и мандеязычных народов Африки), земледельцев среди кочевников-скотоводов (например, харатины в оазисах Сахары или римайбе у фульбе) или пастухов среди оседлых земледельцев (группы фульбе среди хауса и бамбара). Близкие к касте профессиональные корпорации существовали в Древнем Риме (коллегии) и средне-вековых европейских городах (цехи). В Индии система каст стала основой традицией социальной структуры.
В расширительном значении кастой называется замкнутая социальная группа, оберегающая свою обособленность, привилегии и интересы.
Джати формируется как эндогамный брачный круг из паритетных по статусу экзогамных коллективов родственников (которые в разных регионах и у разных каст называются кула, готра, пангали, вакаияра и др.). Состав отдельных джати непостоянен: она теряет составные части и обретает новые. Статус каждой кула (готра), джати и касты определяется степенью ритуальной чистоты её профессии, брачных обычаев, бытовых норм, пищевых предпочтений и т. п. Адресное религиозное наставление (джати-дхарма - смотрите в статье Дхарма) предписывает каждой касте особый образ жизни и свой вариант охранительной регламентации контактов с представителями чужих каст, ограничение которых возрастает в зависимости от степени близости (случайное столкновение в пути, пребывание в одном замкнутом помещении, случайное прикосновение, сидение рядом, принятие воды из чужих рук, совместное курение, совместное принятие пищи и, наконец, брачные отношения): чем больше близость, тем у́же круг общения. Несоблюдение этих правил ведёт к необходимости провести очистительные обряды, иногда - к исключению из касты.
Разделение труда между кастами реализуется в форме кастовой общины, основанной на джаджмани - ритуализованных отношениях натурального (ныне также денежного) обмена между семьями разных каст, в т. ч. в городских условиях. Для кастовой общины характерен набор каст, необходимых для её самодостаточного существования: жрецов-брахманов, земледельцев, ремесленников (кузнецов, ткачей, плотников и др.), обслуживающих каст (водоносов, прачек, цирюльников и т. д.), бухгалтеров-учётчиков, воинов и др. Региональная иерархия каст допускает мобильность статусов отдельных каст; часто доминирующей становится не брахманская, а землевладельческая каста (тхакур, раджпут и др.). Сообщества мусульман, джайнов, сикхов, христиан и других связаны с кастовыми индуистами экономическими отношениями, регламентированными по типу кастовой общины. Некоторые народы, лишь частично воспринявшие кастовые формы социальной жизни в процессе своей индуизации (брахманизации, санскритизации), ныне представляют собой этнокастовые общности (раджпуты, гуджары, веллала и др.).
История изучения индийских каст. Основоположниками научной теории каст выступили деятели британской колониальной администрации в Индии, использовавшие результаты переписей населения Индии (с 1869-1871 годов), систематизированные в виде газеттиров - экономико-географических справочников и словарей каст и племён разных провинций.
Другое направление представлено расовой теорией каст, созданной Г. Рисли (с 1901 года руководитель переписей населения) на основе брахманического учения о расовом конфликте ариев и автохтонов Индии и под влиянием расовой теории П. Топинара. Опираясь на антропометрическую статистику, Рисли построил классификацию народов и каст Индии. Его теория до конца британского правления в Индии стала теоретическим обоснованием цивилизаторской миссии английского колониализма и легла в основу практических мероприятий английской администрации.
В ставших классическими работах Дж. Хаттона касты рассматриваются как продукт уникального сочетания в Индии природных и исторических факторов (в т. ч. относительной изоляции от внешнего мира) и как система, способная противостоять чуждым влияниям и позволившая сохранить на протяжении тысячелетий разнообразие культур Индии.
Но сначала надо говорить о делении общества на варны (в переводе "цвет" как на более крупные социальные единицы, которые так названы, потому что изначально представители каждой варны носили шнурки характерного для них цвета.
В Индии существует 4 варны:
- брахманы (жрецы, священники);
- кшатрии (воины);
- вайшьи (земледельцы, торговцы);
- шудры (рабочие, слуги).
Отдельно выделены неприкасаемые, они не относятся ни к одной варне.
Внутри одной варны могут быть представители разных профессий, но обязательно с одинаковым материальным статусом. Варны делятся на касты, точное число которых не известно, существует их около 3 тысяч. В зависимости от штата одна и та же профессия может относиться к разным кастам.
Характерные особенности каждой варны
1. Брахманы . Это варна интеллектуальной элиты общества. Исторически к ней относились жрецы, священнослужители. Сейчас предствители этой варны - служители церкви, духовные наставники, учителя. Они должны знать священные писания, уметь проводить религиозные обряды, вести праведную жизнь.
Для брахманов существуют ограничения, которые они обязаны соблюдать:
- им нельзя заниматься домашним хозяйством (за исключением женщин), земледелием;
- не могут жениться на представительницах других варн;
- не могут употреблять в пищу продукты, приготовленные людьми из других варн.
2. Кшатрии . Изначально это были воины. Сейчас представители этой варны могут быть военными, полицейскими, часто занимают руководящие должности. Основными их качествами должны быть справедливость, смелость, желание защитить слабого. Несмотря на занимаемые высокие посты, они подчиняются брахманам и обязаны во всём с ними советоваться. Представитель кшатрии может жениться на девушке из варны ниже, но женщины не имеют права выбирать жениха рангом выше.
3. Вайшьи . Исторически это варна торговцев, земледельцев, ремесленников. В настоящее время представители варны могут быть бизнесменами, работать в сфере банковских и финансовых услуг.
4. Шудры . Это низшая варна. Исторически они не имели права иметь наделы, у них не было своего жилья. В настоящее время они являются представителями рабочих специальностей: ремесленники, рабочие на заводах и др.
Неприкасаемые относятся к так называемым "нечистым" кастам. Они живут обособленно, за чертой поселений представителей остальных варн, образуя собственные гетто. К неприкасаемым по разным подсчётам относится 15-20% населения Индии. Они занимаются самой грязной работой: убирают туалеты, работают могильщиками, сжигают трупы животных и т.д.
Изначально неприкасаемым было запрещено находиться в обществе, их не пускали в магазины, транспорт и другие места. Но всё изменилось в 1950, когда в Конституцию Индии были внесены параграфы, запрещающие дискриминацию неприкасаемых, а также прописаны квоты для обучения в высших учебных заведениях и работы на государственной службе.
В зависимости от вида деятельности и места проживания неприкасаемые делятся на несколько каст. Самыми часто встречающимися являются:
- чамары (кожевники, занимаются обдиркой туш животных, выделкой кожи и изготовлением обуви);
- дхоби (каста, основным ремеслом которых является стирка белья);
- парии (особая каста, состоящая из тех, кто рождён от межкастовых супругов и родителей париев).
В современной политической системе официально объявлено равноправие, по закону все имеют право участвовать в голосованиях, выбирать себе образование и работу, но по факту в обществе принадлежность к определённой касте по-прежнему сильно влияет на межличностные отношения.
Каста — это принадлежность к строго определенной социальной группе по праву рождения.
Приобрести членство другим путем абсолютно невозможно. Строй характерен для закрытых обществ, основан на религиозных убеждениях. Браки между членами разных каст запрещены. Правила социального деления определяют профессию представителя, его положение в обществе и участие в религиозных ритуалах.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные понятия, характеристика социальной группы
Рабство существовало в истории практически всех современных стран, кастовый строй встречается редко. Это относительно молодой вид общественного расслоения, он появился в индуизме за 1500 лет до нашей эры.
Существуют четыре изначальные касты, в самых общих чертах делящиеся на:
- духовенство;
- армию (правительство);
- торговлю;
- обслугу.
В индуизме их называют варны. Члены этих социальных групп от рождения наделяются рядом привилегий. Изменить варну нельзя, ее можно только потерять. Лишают наследственного права за преступления, например, убийство соплеменника.
Исключенные из варны или не имеющие ее от рождения, занимают самое низкое положение в обществе. Их называют неприкасаемые. Изначально это были рабы-иностранцы. Теперь это многочисленная социальная категория, состоящая преимущественно из бедняков.
Неприкасаемые лишены всех прав и защиты закона. Им запрещается контактировать с представителями варн. Даже просто смотреть на вещи, которыми те пользуются. Члену презираемой касты полагалось не ходить, а пятиться назад, заметая свои следы, чтобы на них случайно не наступил представитель высшей.
Также схожая разновидность социального неравенства есть в Непале и Йемене.
Особенности кастовой системы общества
Члены высших каст имеют максимальный допуск к религиозным ритуалам. Им и их детям нельзя осквернять себя контактами с низшими.
Статус передается от отца к сыну. Его невозможно поменять в этой жизни, но можно в следующей, согласно индуистским верованиям. На вере в перерождение базируется фундаментальное обоснование деления, его живучесть в современном обществе.
Религиозный индус обязан соблюдать правила своей касты, чтобы улучшить социальный статус, заново родившись. Нарушая законы, он потеряет привилегии и может родиться неприкасаемым.
Принципы кастового деления на примере Древней Индии
Кастовую систему создали идеологи брахманизма после заката Индской цивилизации для контроля над густонаселенной территорией. Легенда гласит, что бог Брахма породил из своего тела первых людей.
- Изо рта вышли брахманы — мудрецы, духовенство.
- Из рук — кшатрии, воины и правители.
- Из бедер вышли вайшьи — купцы и земледельцы.
- Из ступней — шудры, то есть слуги.
Существовали формальные различия в одежде членов варн. Брахманам полагалось носить белое, в красное одевались кшатрии, вайшья надлежало носить желтую одежду, шудрам — черную.
Неприкасаемые находятся вне религиозных ритуалов индуизма, поэтому часто исповедуют другую религию.
Занятия внутри каст строго регламентированы, разделены на джати — родовую принадлежность к определенной профессии. Правила настолько строги, что даже поменять род занятий в одной варне не дозволяется, не приветствуется брак с представителем другой джати.
Сохранение кастовой системы в современном мире
Индия — огромная, многоконфессиональная страна. Среди ее граждан, помимо индуистов, есть буддисты, мусульмане и христиане. Но ни обращение в новую религию, ни политические течения, например, коммунизм, не искоренили тысячелетних традиций.
С принятием ислама и христианства индийские общины не отказались от каст. Они разделили общество по схожему принципу и дали группам новые названия, все так же оставляя за порогом неприкасаемых. Духовным лидерам с помощью теологических рассуждений приходилось вписывать неразрешимый парадокс в религиозную структуру, искать исторические примеры для обоснования понятия.
Система жива и продолжает развиваться горизонтально: внутри каст появляются новые джати и подкасты. Количество социальных единиц невозможно подсчитать, уже в 30-е годы прошлого века их было больше трех тысяч.
Неприкасаемые по-прежнему находятся на дне общества, хотя конституция наградила их правами. Рабочие из низших каст объединяются вокруг профессии, заручившись поддержкой общины, ищут социальной справедливости. Отдельные представители получают образование и добиваются благосостояния. Но большинство неприкасаемых — безграмотные бедняки. В сельской местности к ним относятся с древними предрассудками, в больших городах кастовые различия с течением времени сглаживаются.
Варны и части тела Брахмы
Так называемого равенства, скорее утопического, чем действительного вы уважаемый читатель не найдёте нигде. Каждый человек не менее важен чем другой, вот только каждый должен заниматься своим делом и вести жизнь соответствующую, занимать в ней своё место. Подобное мы можем наблюдать даже с раннего детства, — это место, особенности и обстоятельства рождения. А в дальнейшем присмотритесь повнимательней на окружающую жизнь и увидите, что социальные, денежные, физические условия отличаются у всех живущих в одном государстве. Таким образом с древних времён и у всех народов появилось разделение народа на сословия, тянущееся до наших времён и не только в Индии. Просто в Индии это часть их культуры и религии и говорят об этом честно как есть, в то время как в христианских и демократических Европе с Америкой, все якобы равны и имеют право голоса и т.д. и т.п., что далеко от истины.
Известно, что хула и брань в адрес человека вернётся со временем и не такими ужасными последствиями, как ругательство в адрес Иерарха, Учителя, Святого. Почему нам в жизни встречаются более влиятельные люди и менее, причем влияние не статуса в обществе, а признание большинством людей авторитета личности или наоборот.
Все Школы Духа, эзотерические школы и ордены рыцарей, масоны и другие тайные сообщества имеют свою иерархию и круги посвящения, соответствующие уровню развития. Как и любая мирская серьёзная организация, любой бизнес от серьёзных фирм до корпораций подразумевает иерархию, круг посвящения и позволения.
Такое предисловие для всех защитников гуманности и прав человека во всём мире!
История возникновения каст
Считается, что Варны, которые в последствии стали кастами, берут своё начало с самого Брахмы, который создавал их из частей своего тела. Как показано на рисунке выше, что уста говорят то и является беспрекословным и руки – воины для воплощения того, что говорят уста. Бёдра — движение, вайшьи обеспечивают социальные условия обществу и наконец шудры – это стопы соприкасающиеся, бывает и с нечистотами.
Итак, варна – сословие, в буквальном смысле слова обозначает цвет. Каждая варна имеет свой цвет:
- Брахманы – белый;
- Кшатрии – красный;
- Вайшьи – жёлтый;
- Шудры – чёрный.
Изначально к какой варне отнести новорожденного решали волхвы, жрецы по мере его духовного развития. Они видели все его прошлые жизни и наклонности в этой и после определяли его духовный статус и соответственно социальный. В каждой варне были свои отличия в воспитании и обучении, соответственно предназначению. С течением времени варна определялась по факту рождения – наследству.
Это то, что принесли им арии, они же стали сначала передавать по наследству, а затем по мере роста общественных отношений варны стали именоваться кастами в зависимости от специализации в профессиональных рамках.
Ниже мы рассмотрим Варны, которых четыре, а не касты, особенно видоизменённые в современной Индии.
Неприкасаемые
Есть ещё такая каста, не входящая в четыре касты общества, так как люди, находящиеся в этой касте считаются изгоями общества, само название говорит за себя. Они устранены из всех общественных отношений. Выполняют наиболее грязные работы: уборка улиц и туалетов, утилизация мёртвых животных.
Неприкасаемым запрещалось даже ступать на тени представителей из более высших каст. Вот только не так давно им разрешили входить в храмы и приближаться к другим из более высших каст.
Шудры
Когда человек рождается в первый раз в человеческом обличии, то у него отсутствует мощный интеллектуальный аппарат. Нет опыта жизни в человеческом теле и поэтому кроме тела у него пока ничего не наработано. Эта наиболее многочисленная каста содержит безответственных людей, которые не хотят брать ответственность, несамостоятельны. Они не могут постоять за себя и выбрать занятие в жизни, а готовы исполнять чьи-то приказы и быть наёмными рабочими.
Их уровень сознания находится на уровне муладхара-чакры, которая олицетворяет собой выживание, их жизнь связана с проблемами, напряжениями, борьбой. Шудры для улучшения своей жизни будут думать только о себе и игнорируя последствия либо нереально смотрящих на мир.
Предел мечтаний у шудры – приобретение чувственных наслаждений – большое состояние либо пост с высоким доходом.
Присущая шудрам ненасытность, доходящей до алчности, из которой вырастает завистливость ко всем и всему. И по всей вероятности измениться у него нет желания.
Это каста разнорабочих и слуг, занимаются тяжёлой и монотонной работой, при которой не требуется особо напрягать ум, чаще всего живут за гранью нищеты. Могут женится на разведённых женщинах. Каста шудр более ёмкое и широкое понятие, от человека занимающегося самым тяжким и грязным трудом, до мастера, ремесленника имеющих свою мастерскую.
Вайшьи
В эту касту входят торговцы, лавочники, ростовщики, земледельцы, скотоводы. К ней относилась большая часть населения. Они хоть считались ниже брахманов и кшатриев в социальном плане, но уже относились к дваждырождённым*. К началу средневековья разделение труда привело к образованию среди Вайш множество подкаст, в связи с чем касты земледельцев и скотоводов воспринимались как шудры. Это в дальнейшем сыграло роль, что к Вайшам стали относиться только торговцы и банкиры.
Кшатрии
Кшатрии – воины с сознанием на уровне манипура-чакры, что даёт им обладания согласно осознанию этого центра качествами характера: самодисциплина, самоконтроль, целеустремлённость, это позволяет им эффективно действовать. Очень развито чувство долга в его жизни, а не в досужих рассуждениях. Достоинство и честь для кшатрия дороже собственной жизни. Кшатрии – это воины, цари, полководцы, управленцы всех ипостасей.
Кшатрий способен отказаться от выгоды или злата ради таких высоких чувств как любовь, дружба, объективность взгляда на жизнь, безупречность и честь. Чего, допустим, вайшье не дано понять.
Брахманы
Брахманы – высшая каста, сознание находится на уровне верхних коллективных чакр: анахатой, вишудхой, аджной и сахасрарой. У брахмана задача достичь в этой жизни полного освобождения. Они поддерживают взаимосвязь между тонким (Творец) и материальным мирами. Брахманы берут ответственность за всё человечество. Все Великие Учителя относились к касте брахманов.
Сейчас брахманами являются религиозные и общественные деятели, поэты, писатели, учённые и люди других творческих профессий.По Ведам человек в социальном плане проходит путь развития от шудры до брахмана. Это происходит по определённым природным процессам и подобный рост неизбежен.
Особенности каст
Сознание шудры стремится к чувственным наслаждениям, которые соответствуют вибрациям свадхистана-чакры, только уровень сознания у шудры находится в муладхаре, значит готовится к более высшей ступени.
Вайшья для извлечения выгоды оттачивает мастерство самоконтроля, что также соответствует вибрациям более высшего центра – манипура-чакра.
Кшатрий обладающий уровнем сознания манипура-чакры, усваивает вибрации более высоких энергетических центров, согласно коллективным уровнем сознания. Его обыденная сфера деятельности шире индивидуальности, уже необходима объективность.
Читайте также: