Картина васнецова баба яга описание картины кратко

Обновлено: 05.07.2024

Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой.

Место прописки: Тридесятое царство за огненной рекой Смородиной

Место жительства: Избушка на курьих ножках

Атрибуты: ступа, пест, помело

Из сводок охранки

На семи ветрах кто тебе помог

Может кто помог

На семи холмах кто тебя согрел

Кто тебя любил не долюбил

Вместе мы с тобой, родная

Из конца в конец без края

Эта дата, ставшая точкой перегиба нашей истории, для данной картины также является точкой опоры, способной перевернуть ее восприятие и в конечном итоге смысл. Кого изобразил на своем транспаранте Васнецов? Если вглядеться в лицо мужчины в женском платье, на ум приходит образ Керенского, а если обратить внимание на вытянутую руку и белки глаз, то и Ленина. Монстр революции, вобравший в себя все составляющие бессмысленного и беспощадного русского бунта: мозолистые руки рабочих, лапчатые ноги крестьян, мускулистые плечи матросов, развевающийся кумач Октября и указующая десница вождя революции. Так могла бы выглядеть гидра революции, выйди она из-под кисти доктора Франкенштейна. Таким вышел из-под пера Васнецштейна самый человечный человек.

Ну а стране не впервой выбираться из передряги. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Позади зарево пожаров, внизу болото, но и впереди — дебри. Кто мы, Откуда? Куда мы идем? Даже мудрой сове ответить непросто. Она оторопело переглядывается с нами, зрителями, в немом вопросе: куда несешься ты, птица-тройка? Поживем — увидим.

Баба Яга

Знакомый всем с детства образ страшной ведьмы, крадущей детей, блестяще воплощен художником. Но в сказках юным героям обычно удается спастись от Яги.

На картине печальный исход предрешен. Злобная старуха летит в ступе с добычей. Ей удалось украсть ребенка, она торжествующе скалится, обнажив клыки. Ребенок символично одет в белое, он смирился со своей участью и даже не пытается сопротивляться. Рот открыт в беззвучном крике, но на спасение он уже не надеется. Об этом говорит его безвольно повисшее в руках ведьмы тельце.

Ведьма

Баба Яга в красной юбке, плечи обнажены. Она в спешке потеряла один лапоть, на уродливой искривленной ступне видны длинные скрюченные ногти. В лесу бушует ураган, кажется, что деревья пытаются остановить воплощение зла.

Но Яге все нипочем, она не отпустит драгоценную добычу. За ее спиной видно зарево пожара, а рядом летит зловещий филин как символ молчаливого одобрения поступков хозяйки.

Ведьма отталкивается помелом, торопясь в свой приют зла через болотный туман. Кажется, что все доброе и светлое на пути Бабы Яги было сметено этим помелом, остался только хаос и полная разруха.

Впечатление

Картина пронизана торжеством зла без надежды на спасение. Вглядываясь в гениальное творение Васнецова, поневоле слышишь уханье филина, торжествующий вопль Яги, тихий стон испуганного невинного ребенка, завывание ветра, крик спугнутых птиц.

Баба Яга Васнецова как символ революции

В творчестве Виктора Михайловича Васнецова, связанном со сказками, сюжеты добрые и светлые, с неизменной победой добра над злом. Даже в печальной “Аленушке” чувствуется только тихая грусть.

Поэтому мрачный сюжет картины натолкнул знатоков творчества художника на проведение аналогии с революцией 1917 года. Недаром у Бабы Яги красная юбка, цвет революционного кумача

Зарево и ураган символизируют революционный пожар и разрушение империи, а украденный ребенок обозначает человеческие жертвы.

Сам Васнецов картину не комментировал, поэтому данная трактовка только одна из версий.

Баба Яга является литературным персонажем практически всех русских сказок, где ей отводиться роль страшной злодейки, похищающей детей. Но среди художников тема сказок почему-то не прижилась, так как вплоть до конца XIX века живописцы предпочитают изображать нечто реалистическое, либо классическое, но никак не сказки. Исключение являют собой только работы В. Васнецова, который уже на заре нового века воплощает свою давнишнюю мечту, поведать миру о всей красоте русской сказки, которая с самого его детства волновала и завораживала.

Сюжет картины достаточно прост, но, тем не менее, интересен. Среди бушующих и завывающих под порывами ветра деревьев летит она – Баба Яга, выставив вперед свою метлу, чтобы смести с лица земли все доброе и светлое, оставив одно лишь зло. Васнецов изобразил Бабу Ягу в виде костлявой старуха с белыми, развевающимися во все стороны волосами, одетую в красную юбку. Как ей и положено несет старая ведьма к себе в логово маленького мальчика, которого казалось только, что выдернула из постели. Она никого не боится, выражение лица торжественное,

Художник смог изобразить ее настолько сильно, что иногда, кажется, будто она готова сойти с картины, прямо к своему зрителю.

Персонаж бабы Яги в самом центре полотна, но вдали, присмотревшись можно увидеть зарево пожара, а правой стороны изображен филин, спутник ночи, птица сама по себе мрачная.

В общем, весь сюжет настолько печален и трагичен, что возникает иногда вопрос, как такой жизнерадостный художник как Васнецов смог написать настолько трагическое произведение. Исследователи его творчества связывают эту картину с Октябрьской революцией, которая также как и Баба Яга нежданно ворвалась, зажгла огонь и похитила тысячи жизней. Подтверждением тому служит красный цвет юбки персонажа, так как красный, как известно, являлся центральной темой и символом власти у большевиков.

Может это и так, но сам художник никаких по этому поводу записей не оставил. А картина стала одной из лучших в его творческой судьбе.


Центральным объектом, безусловно, является сама героиня. Присмотревшись, мы можем увидеть, что Васнецов не просто создал образ красивой девушки. Ее лицо, разведенные в стороны руки, неуверенная походка – все это свидетельствует о переживаемых эмоциях. Страх, неуверенность, тоска по дому, и стремление идти дальше – вот, что видит зритель. Особое внимание стоит уделить глазам красавицы, которые излучают невероятную печаль, передающуюся зрителю. Кажется, что дева сейчас заплачет… Но нет, Снегурочка просто не может плакать.

Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.2

Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки.
Koмпoзиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю.

Такой же неожиданностью, как и заказ на панно, было для художника внезапное предложение выполнить pоспись для Владимирского собора в Киеве. И опять же предложение поступило от М. Прахова. Вначале Васнецов решил отказаться от заказа, но материальные затруднения вынудили его взяться за роспись. За десять лет (1880-1890 гг.), шесть из которых он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 квадpaтных метров во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур. В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая пэзия сказок, мощь былин.Предверие рая, триптих левая часть 1896Предверие рая, триптих центральная часть 1896Предверие рая, триптих правая часть 1896

Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.2

Написал художник и еще одну картину "Ковер-самолет". На ней изображен Иван со своей суженой Еленой-Прекрасной (в вариантах сказок – Еленой-Премудрой, Василисой-Прекрасной и др. )
Вариант. 1919-1926. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия. Картина исполнена романтизма и нежности. Соединяются любящие сердца, и герои, после множества испытаний, наконец обретают друг друга. Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Картина находится в Третьяковской галерее.

Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.2

Тризна по Олегу

Наряду с некоторыми другими иллюстрациями к этому произведению, она была создана к столетию со дня рождения поэта, для академического издания. Иван-царевич и лебедь. Начало XX века. Страшный суд. 1904 год.
Художник В.Васнецов: Призвание варягов (1909 г.)

Читайте также: