Карл маркс онтология гносеология кратко

Обновлено: 02.07.2024

Создание философии марксизма относится к 40-м годам XIX в. Это период завершения буржуазно­демократических преобразований в Западной Европе, зрелости буржуазных отношений и развившихся противоречий в обществе, что потребовало новых взглядов на историю. Тем более, что к этому времени общественная мысль достигла достаточно высокого уровня развития в описании общест­венных процессов. Достижения в области экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо), социально­политической (идеи просветителей, утопистов) позволили создать новую социально-политическую теорию. Глубокие философские учения, прежде всего немецких классических философов, достижения естествознания, изменение научной картины мира требовали изменения и философской картины мира.

Философские понятия и построения марксизма во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологического материализма Фейербаха.

Маркс и Энгельс выступили с критикой предшествующего материализма, в частности фейер- баховского, поскольку тот опирался на метафизический и механистический способ видения мира и не воспринял рационального зерна гегелевской диалектики. В своих работах они опирались на диалектику Гегеля, однако их диалектика принципиально отличалась от гегелевской. У Маркса идея (идеальное) есть отражение материального, а у Гегеля же развитие вещей есть следствие саморазвития понятий. У Гегеля диалектика носила ретроспективный характер - она направлена на объяснение прошлого, но останавливалась на настоящем и не могла рассматриваться как метод познания и объяснения будущего. Противоположности гегелевской диалектики примиряются в высшем единстве (синтезе), у Маркса они вечно пребывают в противоречиях, которые лишь сменяют друг друга.

Поэтому диалектика марксизма носила материалистический характер, а учение получило название диалектический материализм. Сама диалектика наполнилась новым содержанием. Она стала пониматься как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.

Философия Маркса и Энгельса по сравнению с предшествующим материализмом, например материализмом Фейербаха, - последовательный материализм: материалистические идеи были распространены и на общество. В отличие от предшествующего материализма, который в соотношении материального и идеального делал упор на материальные объекты природы, Маркс расширил сферу материального. Он внес в нее кроме материальных объектов материальную деятельность человека (практику), а также материальные отношения, прежде всего производст­венные. Понятие практики как активной, преобразующей мир деятельности человека было внесено именно марксизмом. В предшествующем же материализме отношение субъекта и объекта рас­сматривались таким образом, что субъекту отводилась роль созерцателя созданных природой объектов.

В этой связи Маркс проводил мысль о том, что нельзя изменить мир посредством сознания, идей, поскольку реальные интересы людей порождаются их бытием, в процессе их реальной жизни. Маркс ввел в философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой раньше философы не интересовались. Практическая деятельность, т.е. переработка природных предметов для нужных человеку материальных благ, а также интеллектуальная практика, духовная деятельность, практическая борьба за улучшение жизни человека являются важными видами деятельности, от которых зависят все остальные.




Из того, что время и пространство являются формами существования материи, вытекает положение о бесконечности мира во времени и пространстве. Мир не имеет ни начала ни конца.

Разрабатывая идеи диалектики, марксизм взял за основу диалектику Гегеля, однако, исключив из нее идеализм. Так, рассматривая процесс развития и выделяя три основных закона, он наполнил их качественно другим содержанием: они присущи не абсолютной идее (как у Гегеля), а самому материальному миру. Закон перехода количества в качество и обратно, закон взаимного проник­новения противоположностей (единство и борьба противоположностей) и закон отрицания отрицания раскрывают процесс развития природы, общества и мышления. Маркс и Энгельс видели свою задачу в том, чтобы законы, категории диалектики найти в самой действительности, из нее их вывести.

С введением Марксом понятия практики во многом поменялось представление о познании. В деятельностной концепции Маркса делался акцент на том, что познание - это прежде всего коллективная, общественная деятельность, а не индивидуальная. Познавая, человек опирается на те знания, способы и методы, которые ему дала та или иная культура и уровень развития общества. Кроме того, познавательная деятельность не изолирована от материальной деятельности, они принадлежат единой системе деятельности и взаимовлияют друг на друга. Поэтому факторы материального порядка обусловливают и субъект, и объект познания, методологию познания и выступают критерием истины. С другой стороны, познавательная деятельность также оказывает влияние на материальную, развивая ее и одновременно стимулируя собственное развитие.

Учение марксизма о человеке и обществе получило название исторический материализм, задачей которого было вскрыть законы общественного развития, наличие которых в предшествующем материализме не признавалось. Исходный пункт рассуждений Маркса и Энгельса - вопрос об отношении между общественным бытием и общественным сознанием людей. Маркс писал, что не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание. Выделив материальную жизнь как первооснову общества, он заключил, что история человечества – это естественно-исторический процесс. Иначе говоря, развитие общества, как и природы, протекает на основе объективных закономерностей, которые отличаются от природных тем, что действуют, проходя через сознание людей. В частности, одна из закономерностей - определяющая роль производства в общественной жизни. Как считал Маркс, материальное производство не является чем-то внешним по отношению к духовной жизни людей, оно создает не только предметы потребления, но и порождает определенные экономические отношения, которые обусловливают сознание людей, их религию, мораль, искусство. Именно материальному производству марксизм отводил главную роль в механизме развития общества: противоречия между производительными силами и произ­водственными отношениями приводят к классовым конфликтам и далее - к социальной революции.

Структура общества представлена основными элементам - базисом и надстройкой. Базис (экономические отношения) определяет надстройку (политические, юридические и другие учреж­дения и связанные с ними формы общественного сознания). Надстройка оказывает обратное влияние. Единство базиса и надстройки Маркс обозначил как общественно-экономическую формацию. Формация понималась в качестве общества на определенной стадии развития, так что развитие общества, с этой точки зрения, есть переход от одной формации к другой - более высокой по уровню. Необходимым результатом этого движения является коммунизм. Коммунизм - это высшая цель общества, свободного от эксплуатации человека человеком, поэтому марксизм стал идеологией пролетариата, программой его борьбы.

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека.

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей. Марксизм реализует основную интенцию философии Нового времени - достижение тождества объекта и субъекта - через преобразующую практическую деятельность человека.

Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма. Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека.

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;

развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Гносеология – это сложная сфера освоения реальности человеком. Гносеология сама по себе сложна и эта сложность многократно возрастает, когда в качестве объекта познания выступает диалектика. Сложность заключается в том, что для адекватного понимания реальности человеку необходимо одновременно воспринимать несколько факторов в совокупности с их взаимодействиями и взаимоотношениями.

Процесс осмысления реальности крайне противоречив, зачастую эти противоречия не попадают в сознание людей даже с достаточной интеллектуальной подготовкой. Примерами таких противоречий являются:

  • противоречие реального объекта и образа этого объекта в человеческом сознании, возникающее из-за того, что человек не смог учесть все составляющие объекта своего внимания, то есть ограничение факторности.
  • противоречие реального объекта и образа этого объекта в человеческом сознании, возникающее из-за того, что человек преувеличил или преуменьшил какие-то характеристики рассматриваемого объекта.

Ограниченная факторность и нарушенная соразмерность – это неадекватность, детерминирующая иллюзию. Иллюзия представляет собой неосознанную неадекватность. То есть, в качестве объекта своего мышления человек имеет реальный предмет или процесс, реальные связи с другими процессами или явлениями, но в качестве продукта его мышления выступает иллюзия, которая воспринимается им в качестве верного понимания реальности.

В гносеологической сфере вместе с проблемой адекватности, а значит и истинности, стоит не менее значимая и трудная проблема – последовательность в понимании реальности и изложении мыслей человеком. Проблема последовательности по своей сути – это одна из разновидностей проблем адекватности, только рассматриваемая с точки зрения нескольких тем в своей совокупности. Иногда бывает так, что человек объективно рассматривает одну тему, а в отношении другой темы такая адекватность отсутствует. За этим и стоит эклектическая природа психики.

Гносеология и логика

Логика – органическая часть познавательной деятельности. Посредством логики человек связывает в одну общность различные объекты окружающей его реальности и духовного мира. Посредством логики же человек стремится познать такие объекты, которые не могут восприниматься органами чувств.

Готовые работы на аналогичную тему

Известно много разных типов логики, но наиболее значимыми являются формальная, диалектическая и модальная. Именно выступают как основной инструмент процесса гносеологии и мышления.

Формальная логика требует соблюдения определенных законов в процессе мышления.

Диалектическая логика требует использования законов и категорий диалектики, как системы в процессе мышления.

Модальность – это восприятие реальности отдельным человеком.

Обычно говорят о трех модальностях:

  • действительность, или ассерторическая модальность – восприятие реальности такой, какая она есть на самом деле;
  • необходимость – аподиктическая модальность – восприятие реальности такой, какой с необходимостью она будет;
  • возможность, или проблематическая модальность – восприятие реальности такой, какой она может быть.

Соблюдением законом всех трех типов логики и обеспечивается адекватность образа реальности в человеческом сознании. При нарушении этих требований неизбежно будет сформирован неадекватный образ реальности в сознании индивида.

С позиций всего обозначенного можно выделить несколько проблем марксизма.

Главный вопрос материалистической философии – что первично: материя и сознание? Соответственно, в зависимости от ответа на данный вопрос, выделяют материалистов и идеалистов.

В.И. Ленин при решении этого вопроса, ушел от онтологического определения материализма и идеализма, взяв за основу гносеологический подход к данной проблеме.

Материя – это изначально сущая и никем не созданная первооснова мироздания, представляющая собой сущностное единство поля и вещества, которое несет в себе потенции для саморазвития, самопреобразования, что проявляется в огромном разнообразии предметов, процессов и явлений действительности.

Одной из ключевых проблем в теории марксизма является смена общественно-экономических формаций. В трактовке марксизма, смена формаций детерминируется экономическими факторами: в недрах старой формации зарождаются новые производственные отношения. Их развитием обусловлено углубление противоречий нового и старого способа производства. В конечном итоге такая борьба заканчивается революцией и победой нового способа производства.

В ряду формаций в теории марксизма отслеживается еще одна – социализм, или коммунизм, который должен сменить капитализм из-за соблюдения исторической закономерности. При этом процесс перехода отличается от процесса, который лежит в основе исторической закономерности: рабочим классом создается партия, которая руководствуется передовой теорией, то есть марксизмом, подготавливает рабочий класс к революции, руководит рабочим классом в период революции и при строительстве социализма.

Взяв за основу закономерности смены формаций экономический фактор, К. Маркс По данной теме мы уже выполнили контрольную работу К. Маркс подробнее базировался на ответе на данный вопрос философии – материя первично, материальное первично. То есть, в этом случае налицо логический эффект каскадности, который скрывает подмену детерминанты при объяснении процесса смены формаций, продуцируя новую иллюзию. В таком рассуждении Маркс рассматривал четыре неадекватности:

Личность Маркса сплавила черты гениального мыслителя, который произвел революцию в социальных науках, и неукротимого революционного борца, который помог превратить рабочее движение в мощную силу социального прогресса.

Гносеология марксизма - Начало философии марксизма. Формирование взглядов Карла Маркса

Становление взглядов

На Карла оказало сильное влияние творчество Фейербаха, что способствовало его последующему обращению к материалистическим позициям. Однако вскоре он признал некоторые слабости феербахизма: пренебрежение, недооценка важности политической борьбы.

Философские школы марксизма

Доктрина К. Маркса и Ф. Энгельса, как система взглядов на революционную борьбу рабочего класса против капитализма с целью построения коммунизма, нашла своих ревностных последователей и продолжателей в XX веке.

В соответствии с заявлением Энгельса о том, что мировоззрение Маркса — это не доктрина, а метод, мы должны четко отличить метод основоположников марксизма от его более поздних интерпретаций и разработок Ленина, а также маоистов, еврокоммунистов и последователей других течений общественной мысли.

Идеи Маркса как мыслителя принадлежат и 19, и 20 векам, и это является реальной причиной современных противоречий марксизма. Несомненно, определенная абсолютизация позитивистских подходов к социальному анализу, предсказание исчезновения средних классов и ряд других детерминаций марксизма сегодня явно устарели. Но взгляды Маркса на социальные законы как тенденции права, на свободу как освобождение человека, на социальную науку как критическую социальную теорию, на практику, на отчужденный труд и отчужденную политику сегодня еще более актуальны, чем при его жизни. Поэтому мы можем согласиться только с французским марксистским философом Л. Альтюссером, который еще в 1970-х годах писал, что кризисная ситуация в любой теории предвещает качественный скачок в ее развитии.

Основные проблемы гносеологии

Познание — это жизненный процесс для человека, а не только одна из функций сознания. В ней человеческая деятельность выражается самыми различными способами. Познание в самом широком смысле этого слова — это приобретение знаний о себе и о мире. Философское понимание процесса познания и его результатов (знаний) имеет долгую историю. Основной перечень гносеологических вопросов и проблем включает в себя:

Что может познать человек? На что можно и нужно стремиться в познании? Внешний мир, его внутренний мир, себя по отношению к миру, или себя по отношению к другим людям?

Какие формы познания? Есть ли такие формы, которые одинаковы для всех людей? Как эти формы соотносятся друг с другом?

Что такое знания? Каков результат когнитивного процесса? В какой степени знания могут быть окончательными, неизменными? Каковы виды знаний с учетом их жизненно важного назначения?

Что такое правда? Какое знание можно считать истинным (достоверным), а какое — ложным? До какой степени галлюцинации неизбежны?

В чем суть познания? Что такое познание как таковое? Тогда что, сам человек?

Эти вопросы так или иначе стали основой для построения эпистемологических учений в ходе исторического развития философии с древнейших времен до наших дней.

Появление науки в XVII-XVIII веках сопровождалось повышенным вниманием к когнитивным проблемам. В этот период существовало три важных эпистемологических понятия: эмпиризм, рационализм и сенсуализм. Их объединяло то, что представители этих течений, как правило, приравнивали познание к научному знанию. Познание рассматривалось как устойчивый и однонаправленный процесс приобретения и расширения знаний о мире. Наибольшее внимание почти всех мыслителей Нового времени уделялось развитию методов познания. Считалось, что правильный метод гарантирует успех знаний.

Альтернативой эмпиризму был рационализм (от латинского ratio — разум, понимание). Среди них были Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Г. В. Лейбниц (1646-1716). Они утверждали, что гарантией правильного знания является человеческий разум, который выражает обобщенную способность человека к познанию. Причина, на которой они настаивали, была апатичной, сверхсубъективной, стабильной, а потому правильной.

Соотношение логики и диалектики

Классики марксизма-ленинизма рассматривают логику как философскую науку, связанную с определенной частью реальности.

Энгельс достаточно ясно говорит, что с точки зрения постмарксистской философии независимые философские науки остаются логикой и диалектикой.

Тем не менее, некоторые ученые смотрели на логику нигилистически, видя фундаментальное противоречие между логикой и диалектикой и рассматривая первую как ложную науку, построенную на принципах метафизического образа мышления. Мысль о том, что формальная логика в корне противоречит диалектике, а потому признание принципов первой означает отрицание принципов второй, проистекает из мировоззрения Гегеля и столь же ложна, как и вся его система. Правда, Гегель часто пишет об определенном значении так называемой формальной логики. Изучение формальной логики, считает Гегель, несомненно, имеет свою собственную полезность. Он очищает разум, так сказать, учит концентрации, отвлекает внимание и т.д. Формальная логика — это логика разума. Необходимо знать истину самого интеллекта, ибо ни в теоретической, ни в моральной сфере без интеллекта невозможно прийти к чему-то твердому и определенному. Чтобы узнать объект, нужно понять его отличительные особенности. С этой точки зрения, в созерцании природы выделяются и дифференцируются различные вещества, силы, роды и т.д.. Мысль, действующая таким образом, является интеллектом, и она руководствуется в этом принципом идентичности. Причина — самая низкая форма мышления. Причина связана с характером: чтобы поступить успешно, необходимо иметь характер, а человек с характером — человек разума. Он верит в определенные цели и решительно их преследует.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: