Политический плакат это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Из всех жанров плакат быстрее всего откликался на события. Он печатался большими тиражами на разных национальных языках и потому проникал в самые отдаленные уголки страны. Плакат был доступен для малограмотных и вовсе неграмотных, звал на борьбу с врагом в форме, понятной для всех.

Первыми плакатистами этого времени чаще всего были те художники, которые проявили себя в сатирической журнальной графике еще в революцию 1905–1907 годов.

У русского народного лубка плакат первых лет советской власти учился занимательности, яркой декоративности, точности детали.

Революционный плакат создавался в борьбе с коммерческим рекламным плакатом.

В годы Гражданской войны развиваются два типа плаката – героический и сатирический;

Выразителями этих двух направлений были Моор и Дени.

Монументальная пропаганда — это выдвинутая Лениным стратегия развития монументального искусства и его использование в качестве агитационного средства революции и коммунистической идеологии. Этот план в широком масштабе обеспечил скульпторов гос-заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для развития отечественной скульптуры.

По мнению Ленина, монументальное искусство служит для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений.

Памятники должны быть поставлены на бульварах, скверах и т.п. во всех районах г. Москвы с высечениями, выписками или изречениями на постаментах или антуражах, чтобы памятники эти явились как бы уличными кафедрами, с которых в массы людей летели бы свежие слова, будирующие умы и сознание масс.

Отделом изобразительных искусств был подготовлен список лиц, которым предполагалось поставить памятники. В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) — всего 69 имен. Кроме памятников отдельным лицам план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. В широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды.

Сегодня монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако, следует отметить, что перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств (включая литературу, театр и музыку: напр., в организации массовых зрелищ).

Плакат как средство политической рекламы и пропаганды имеет глубокие исторические корни. Скажем, уже в конце XVIII века, после смерти Ж.-П. Марата, героя французской революции, были напечатаны плакаты с его изображением и разосланы по всей Франции.

И все же в современной России плакат является “вещью в себе” - он остается достоянием узкого слоя заинтересованных лиц (художников, производителей, участников выставок, заказчиков), но не доходит до массового зрителя и потребителя.

Соприкосновение плаката и массового потребителя бывают зачастую малоэффективным. Возьмем одну из ситуаций февраля 2003 года, когда активистами движения "Идущие вместе" была проведена приуроченная к 10-летию КПРФ акция с вывешиванием напротив входа в Государственную Думу огромного плаката, выполненного в традиционном советском пропагандистском стиле: с портретным рядом Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина - Зюганова - Шандыбина - Березовского.

Политико-психологический аспект этого действия был очевиден: во-первых, увязать образ Г. Зюганова с образом Б. Березовского; во-вторых, ghbybpbnm знаковые фигуры коммунистического движения, низведя их до уровня В. Шандыбина и Б. Березовского; в-третьих, придать символам коммунизма, выстроенным столь парадоксальным образом, антагонистический характер; в-четвертых, окарикатурить вопрос о лидерском начале в КПРФ; в-пятых, сделать визуальную “вводную” кампанию на тему “олигархи и КПРФ”.

В целом, с точки зрения формальной логики "линейного" ведения политической пропаганды, акция была выстроена весьма удачно.

Однако уже вскоре стало ясно: в расчет не было взято то, что для большинства россиян "узнавание" политических фигур обрывается сегодня на Г. Зюганове. Ни Б. Березовский, ни тем более В. Шандыбин не являются легко распознаваемыми в народе личностями, к тому же ни олигарх, ни депутат-коммунист не принадлежат к безусловно ненавистным и презираемым россиянами фигурам.

Наблюдение за поведением и настроением прохожих, на которых была рассчитана акция, указывало на очень слабую их реакцию. По сути дела людям предлагалось походя анализировать предложенный их вниманию весьма сложный изобразительный ряд и делать политические выводы, т.е. совершать неожиданно серьезную интеллектуальную работу. Это оказалось по силам очень немногим. Плакат остался воспринят москвичами по большей части как некий курьез, фарс. Кроме того, мероприятие "Идущих вместе" было чревато и обратным задуманному политическим резонансом. Оно создало для коммунистов простейший случай для перехвата чужой пропагандистской акции.

Достаточно было Г. Зюганову, покинув Думу, одному или в компании с В. Шандыбиным перейти дорогу и встать под плакат с их собственными портретами, сопричисленными к основоположникам коммунистического движения, а затем повести агитационную беседу с собравшимися гражданами (включая обеспечивающих демонстрацию плаката юношей и девушек из "Идущих вместе") - и акция могла бы начать работать на Г. Зюганова. Не вполне корректно выполненная визуальная пропаганда превратилась бы в броский фон для пропаганды устной, более внятной, расчетливой и целенаправленной ответной акции.

Но этого не произошло. Отсутствие у КПРФ технологий быстрого обратного пропагандистского действия не позволило им провести такого рода контрход. К моменту, когда думские коммунисты собрались вступить в игру, плакат был уже с поспешностью снят организаторами акции, почувствовавшими, что задуманное ими срывается.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

политический плакат

Описание презентации по отдельным слайдам:

политический плакат

Политический плакат До революции политического плаката не существовало — были.

Политический плакат До революции политического плаката не существовало — были только рекламные или театральные афиши. Советский политический плакат наследовал традиции русской графики, в первую очередь — политической журнальной сатиры.

Политический плакат В начале XX века стал развиваться и плакат политический.

Политический плакат В начале XX века стал развиваться и плакат политический. Новый качественный скачок плаката совпадает с Первой мировой войной. Плакат, как никакое другое искусство, востребован в переломные моменты истории.

Политический плакат Многие из мастеров плаката сложились именно в журналах. П.

Политический плакат Многие из мастеров плаката сложились именно в журналах. Первые политические плакаты имели небольшой размер, 4-6 красок и зависели от традиций народных картинок с их повествовательностью и подробным рисунком.

Политический плакат Особое место в развитие плаката занимают Окна сатиры РОСТ.

Политический плакат Особое место в развитие плаката занимают Окна сатиры РОСТА. Это плакаты, сделанные по трафарету, раскрашенные от руки и со стихотворными надписями на злобу дня. Они сыграли огромную роль в политической пропаганде и стали новой образной формой.

Политический плакат в современном мире

Политический плакат в современном мире

Политический плакат в современном мире

Политический плакат в современном мире

Политический плакат в современном мире

Политический плакат в современном мире

Задание: изобразите политический плакат (на свой выбор)

Задание: изобразите политический плакат (на свой выбор)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 202 человека из 53 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 261 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.04.2020 447
  • PPTX 18 мбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кочеткова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Галина Беляева (р. 1975) – старший научный сотрудник саратовского Государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, научный сотрудник Лаборатории исторической, социальной и культурной антропологии. Сфера научных интересов: иконография и иконология советского изобразительного искусства.

Вадим Михайлин (р. 1964) – историк культуры, социальный антрополог, переводчик. Преподаватель Саратовского государственного университета.

Вадим Михайлин, Галина Беляева

Политический плакат: рамки восприятия и воздействия[1]

Вводные замечания: когнитивная иконопластика плаката

Рамки статьи не позволяют не только рассмотреть во всех подробностях, но даже и представить во всем многообразии тему функционирования зрительного образа в публичном пространстве. Поэтому мы ограничимся рассмотрением нескольких базовых (с нашей точки зрения) аспектов восприятия и воздействия изображений, имеющих четкую политическую прагматику. В модерном политическом пространстве самым репрезентативным из них является политический плакат. Любое изображение данного типа действенно тогда, когда оно: 1) предлагает зрителю некую удобную для него проективную реальность; 2) облегчает ему вхождение в эту реальность; 3) выстраивает эту реальность согласно максимально простым и не допускающим разночтений схемам, позволяющим зрителю структурировать свои интенции и свое поведение максимально выгодным для той или иной политической силы образом.

На рубеже ХIХ–ХХ веков происходит массовое вовлечение населения европейских стран в те или иные формы публичности – начиная от выборно-представительной формы политической власти и вплоть до мобилизационных форм ведения войны. Следует учитывать, что вовлечение это отвечает интенциям не столько крупных масс населения, сколько политических элит, которые открывают для себя возможности использования широких политических пространств для превращения крупных групп населения в ресурсную базу – экономическую, политическую, военную. Здесь нужно отметить еще одну особенность этого процесса: вместе с вовлеченностью в публичное пространство обывателю вменялась такая степень социальной ответственности, к которой он еще не был готов. Он был вынужден мыслить категориями, превышающими степень его компетенции. Возникающий в его сознании когнитивный диссонанс купировался при помощи простых и лобовых способов информативного воздействия: дезориентированный индивид сам готов ухватиться за любую сколько-нибудь стройную интерпретативную систему, и, чем она будет проще, тем действеннее. Здесь и вступает в игру политический плакат.

Есть у этого плаката и трагико-иронический контекст, причем вполне реальный – и тоже выстраивающий, помимо чьей-либо сознательной воли, своеобразную внешнюю рамку для этого изображения. Плакат явно создавался к празднику Первомая 1935 года. А менее, чем через месяц после парада, 18 мая того же года, во время демонстрационного полета, устроенного специально для проведения агитационной кино- и фотосъемки, единственный советский самолет-гигант разбился после того, как в него врезался И-5 Николая Благина, не справившегося с управлением при исполнении мертвой петли. Фантастические вереницы суперсамолетов обречены были остаться сугубо виртуальным элементом и фантастического светлого будущего, и той, тоже во многом виртуальной, мощи Рабоче-крестьянской красной армии, реальную боеспособность которой вскоре выявят и советско-финская война, и первые месяцы Великой Отечественной.

Взаимодействие пространственных планов

Крупный план на плакате Березовского размещен между двумя другими планами: фоном, демонстрирующим нормативное прошлое, и передним инструментальным мостиком, связывающим между собой изображение и актуальную ситуацию восприятия. Взаимодействие между передним, инструментальным, и центральным, смысловым, планами плаката отсылает нас к традиции обратной перспективы, свойственной средневековому европейскому искусству, в которой наиболее значимым являлся именно дальний план.

Средний (крупный) план так же биполярен: перед нами дед и внук. Смысловым и композиционным центром здесь является фигура деда – типизированный образ, воплощающий в себе черты тех пролетариев, чьими руками когда-то, в их далекой молодости, и творились революционные преобразования, на плоды которых он указывает внуку.

Во второй половине ХХ века политический плакат начинает постепенно сходить на нет. Главным виновником его смерти становится появление других, более действенных средств доставки визуального политического послания – прежде всего, телевидения. Давняя и почти неосуществимая мечта политтехнологов об информационном разрушении границ приватного пространства теперь осуществляется в полной мере. Политический плакат воздействовал на индивида, попавшего в публичное пространство, обращаясь к нему лично; однако делал он это за пределами семейных, соседских и дружеских контекстов, эксплуатируя соответствующие микрогрупповые уровни ситуативного кодирования и не присваивая связанных с ними частных зон.

Все те принципы, согласно которым политический плакат в свое время вызывал повышенное внимание людей, еще не успевших привыкнуть к длительному пребыванию в широких публичных пространствах, продолжают действовать, вскрывая рамки пространств приватных. Персонифицированные представители широкой публичности – начиная от героев сериалов и заканчивая Путиным – удобно устраиваются на наших диванах и становятся частью наших приватных контекстов. Та функция, которую выполняли в этом отношении позднеантичные монеты и плакаты эпохи модерна, получила свое максимально полное – на данный момент – воплощение. Впрочем, и телеэпоха уходит в прошлое, быстро уступая место Интернету, который проникает в самые укромные уголки нашего свободного времени, нашего сознания, нашего подсознательного.

[2] В качестве основного источника материала мы будем использовать отечественную и, прежде всего, советскую традицию, что продиктовано степенью нашего знакомства с ней.

[4] Портреты на монетах, вполне в духе родной для греков вазописной традиции, были профильными, подчеркивая элемент соприсутствия, но ограничивая или исключая для смертного возможность попасть в божественное, легендарное пространство.

[6] Schapiro M. Op. cit. P. 1–32.

[9] Schapiro M. Op. cit. P. 12.

Следующий материал

Спасибо за подписку! Проверьте почту

Проще говоря, мы можем сказать, что это уведомление, основная цель которого — сообщить о событии (которое произойдет) или представить информацию определенной целевой аудитории.

Таким образом, они могут быть разработаны для множества целей. Фактически, существует несколько типов плакатов, которые подходят для разных нужд.

Например, плакат с информацией о домашнем насилии не будет отображаться там же, где и плакат рок-концерта! Это разные аудитории, разные послания и совершенно разные цели.

Политический плакат

Как следует из названия, политический плакат — это плакат, главная цель которого — подчеркнуть и представить идеалы политического происхождения.

Культурный плакат

Проще говоря, этот тип плакатов в основном нацелен на рекламу событий, связанных с культурой и которые могут быть интересны окружающему сообществу.

Рекламный плакат

Это, пожалуй, один из самых распространенных типов плакатов наравне с рекламными плакатами. Как следует из названия, коммерческие плакаты — это плакаты, специально разработанные с целью продажи чего-либо.

Они очень похожи на коммерческие плакаты, однако в этом случае они не всегда разрабатываются с целью продажи какого-либо продукта или услуги. Рекламные плакаты часто служат укреплению известности бренда или доверия к определенному сообществу.

Если мы посмотрим на историю, существуют десятки креативных рекламных плакатов, которые оказали большое влияние на развитие бренда.

Читайте также: