Капитулярий о виллах кратко
Обновлено: 07.07.2024
Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда — не единственный сборник варварских законов и по времени записи их даже не самый древний. Но этот сборник — наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев еще за несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ АЗИИ В ПЕРИОД
КИТАЙ III — VIII ВВ
КИТАЙ К НАЧАЛУ III В.
РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В III—IV ВВ.
КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
ВТОРЖЕНИЕ ГУННОВ И РАСПАД ЦЗИНЬСКОЙ ИМПЕРИИ
ЮЖНЫЙ КИТАЙ В IV—VI ВВ.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ В СТРАНЕ
КУЛЬТУРА КИТАЯ В III — VI ВВ.
ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ
ТЮРКИ И ИХ ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
БОРЬБА ТАНСКОЙ ИМПЕРИИ С ТЮРКАМИ И РАСШИРЕНИЕ ЕЕ ТЕРРИТОРИИ
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ТАНСКОЙ ИМПЕРИИ.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ В VII—VIII ВВ.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
ЛИТЕРАТУРА И ФИЛОСОФИЯ
ТИБЕТ, ИНДОКИТАЙ, КОРЕЯ В III—VIII ВВ.
ЛИНЬИ (ЧАМПА) В III—VIII ВВ.
ПОЛОЖЕНИЕ ВО ВЬЕТНАМЕ В III—VIII ВВ
ФУНАНЬ И ЧЕНЛА В III —VIII ВВ
ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ ИНДОКИТАЯ В III—VII ВВ
ПОЛОЖЕНИЕ В КОРЕЕ В IV—VI ВВ.
ГОСУДАРСТВА КОГУРЁ, ПЭКЧЕ И СИЛЛА
ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОЛУОСТРОВА ПОД ВЛАСТЬЮ СИЛЛЫ
РАСЦВЕТ СИЛЛЫ В VII—VIII ВВ.
ЯПОНИЯ И ИНДИЯ ЯПОНИЯ В III —VIII вв.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
КУЛЬТУРА В VIII В.
ИНДИЯ В IV —VI ВВ.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. РЕМЕСЛА. ТОРГОВЛЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФЕОДАЛИЗМА
ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ИМПЕРИИ
ГУПТОВ ПОСЛЕ ЕЕ РАСПАДА
ПЛЕМЕНА, НЕ ВХОДИВШИЕ В СОСТАВ ИМПЕРИИ ГУПТОВ
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ МАЗДАКИТОВ
ПОДАТНАЯ РЕФОРМА ХОСРОВА I АНОШАРВАНА
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА САСАНИДОВ В VI И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ VII В.
АРАВИЯ К НАЧАЛУ VII В
1.ОБЪЕДИНЕНИЕ АРАВИИ И НАЧАЛО АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ АРАВИЯ К НАЧАЛУ VII В
АРАБЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ АРАВИЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА
АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА К НАЧАЛУ VII В.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В АРАВИИ
ПЕРВЫЕ ШАГИ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА И АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ
2.РАБСКИЙ ХАЛИФАТ В VII—X ВВ.
ПОСЛЕДСТВИЯ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ VII—VIII ВВ.
ХАЛИФАТ В VII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ VIII В.
АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ ОМЕЙЯДАХ
ВОССТАНИЕ АБУ МУСЛИМА И ПАДЕНИЕ ВЛАСТИ ОМЕЙЯДОВ
ХАЛИФАТ В СЕРЕДИНЕ VIII—IX ВВ.
ИСЛАМ КАК РЕЛИГИЯ НОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ
РАСПАД ХАЛИФАТА В IX В.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ В IX—X ВВ.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАСПАДА ХАЛИФАТА
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ В V — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IX В.
1.СРЕДНЯЯ АЗИЯ В V —НАЧАЛЕ IX В.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ В V — VII ВВ.
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И ТЮРКИ
ЗАВОЕВАНИЕ АРАБАМИ СРЕДНЕЙ АЗИИ
БОРЬБА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ ПРОТИВ ВЛАДЫЧЕСТВА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА
ПАДЕНИЕ ВЛАДЫЧЕСТВА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА В СРЕДНЕЙ АЗИИ В IX —X ВВ.
2.СТРАНЫ ЗАКАВКАЗЬЯ В V — СЕРЕДИНЕ IX В.
ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ ЗАКАВКАЗЬЯ
БОРЬБА НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ ПРОТИВ САСАНИДСКОГО ИРАНА В V — VI ВВ.
ЗАВОЕВАНИЕ СТРАН ЗАКАВКАЗЬЯ АРАБАМИ
ВЛАДЫЧЕСТВО АРАБСКОГО ХАЛИФАТА В СТРАНАХ ЗАКАВКАЗЬЯ
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ 1.ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
3.ЗАВОЕВАНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ГЕРМАНСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ.
КРУШЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
4.ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСТОЧНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (ВИЗАНТИИ).
ПОЛОЖЕНИЕ НАРОДА. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В IV—VI ВВ.
НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА УКРЕПЛЕНИЯ ИМПЕРИИ В СЕРЕДИНЕ VI В.
СЛАВЯНЕ И ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ИМПЕРИИ В VII В.
ФРАНКСКОЕ ОБЩЕСТВО VI—IX BB.
МЕРОВИНГИ. ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО ФРАНКИ. ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА
Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда — не единственный сборник варварских законов и по времени записи их даже не самый древний. Но этот сборник — наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев еще за несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.
Как исторический источник "КАПИТУЛЯРИЙ О ПОМЕСТЬЯХ" впервые был широко использован во 2-й половине 19 века сторонниками вотчинной теории, которые видели в нем один из важнейших памятников социально-экономического строя для всей каролингской эпохи. Источниковедческое изучение "КАПИТУЛЯРИЯ О ПОМЕСТЬЯХ" развернулось в начале 20 века в связи с дискуссией вокруг работ А. Допша, выступившего за полный пересмотр основных положений вотчинной теории (в частности, и базировавшихся на данных "КАПИТУЛЯРИИ О ПОМЕСТЬЯХ"). Стремясь поэтому принизить значение "КАПИТУЛЯРИИ О ПОМЕСТЬЯХ", Допш пытался доказать, что он не имел общегосударственного применения и был локальной инструкцией, изданной сыном Карла Людовиком (тогдашним королем Аквитании) для своих аквитанских доменов; время составления "КАПИТУЛЯРИИ О ПОМЕСТЬЯХ", согласно Допшу, - середина 90-х годов 8 века. Точка зрения Допша подверглась критике как со стороны ряда западно - европейских историков (М. Блока, В. Эльснера, К. Ферхейна и др.), так и со стороны советских историков (Н. П. Грацианского, Л. В. Черепнина, А. И. Данилова и др.). Большинство современных исследователей считают "КАПИТУЛЯРИЙ О ПОМЕСТЬЯХ" документом, составленным в канцелярии Карла Великого и издавался приблизительно в 800 годах. В то же время получил широкое признание факт сложности состава "КАПИТУЛЯРИЯ О ПОМЕСТЬЯХ", который, видимо, возник в результате переработки ряда предшествовавших постановлений, относившихся к разным географическим районам.
Читайте также: