Кант о культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Начнем с уточнения социокультурного контекста, в котором формировались культурные представления Канта.

В XIX веке произошел окончательный крах феодализма как системы определенных экономических, политических и социальных отношений, возникновение капитализма как новой системы, более совершенной, чем феодализм, который восторжествовал сначала в Англии, Северной Америке и Франции, а затем и в других странах Европы и Южной Америки.

Стремительный рост технических возможностей, радикальные изменения в быту и образе жизни сопровождались всеобщей эйфорией и буйным энтузиазмом прогресса. В массовом сознании того времени были распространены представления о том, что движение по пути прогресса не имеет границ, что с ростом технического перевооружения труда и созданием более совершенной материально-технической базы все проблемы, в том числе и социальные, будут решены. Литература, музыка, философия самым непосредственным образом реагировали на изменения в экономике и политике. Вкус и мировоззрение буржуазии становятся определяющими, что отражается в смене художественных стилей и направлений. В конце девятнадцатого века классицизм был почти полностью вытеснен из всех отраслей интеллектуального производства. В театре героическая трагедия была заменена мелодрамой, а героическая опера — лирической оперой и опереттой.

В социально-философских и гуманитарных науках в первой половине XIX века происходят значительные изменения. Прежде всего, меняется ее лидер. Она становится исторической наукой, которая быстро развивается. Его теоретики устанавливают принцип исторического подхода к реальности, о которой в предыдущие эпохи знали мало или практически ничего. Жизнь человечества начинает восприниматься как единый процесс, проявляющий определенные закономерности. Их поиск определяется как цель исторического познания, которое не ограничивается фиксацией уже произошедших событий, а стремится постичь их внутреннюю логику. Еще одним показателем происходящих изменений является перемещение центра философской мысли из Франции, которая на протяжении XVIII века была бесспорным лидером в этой области знаний, в Германию. Здесь, примерно в середине века, формируется такое мощное течение, как немецкий классический идеализм.

Жизнь Иммануила Канта

Анализ взглядов Иммануила Канта (1724—1804) на культуру необходимо начать с работы всей его жизни. Абсолютное большинство просвещенных людей считают Канта основателем немецкой классической философии, создателем системы трансцендентального идеализма, сформулировавшим основные вопросы, на которые должна отвечать философия: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?

Но Кант многое сделал для понимания природы культуры, для выяснения того, как культура связана с человеком, каковы механизмы и законы ее развития, чем она отличается от природы, каковы цели культуры. Кант первым поставил вопросы о самостоятельной ценности культуры, о различии между культурой и цивилизацией, о фундаментальном противоречии современного общества, в котором все более очевидным становится разрыв между уровнем нравственного развития индивидов и уровнем их цивилизации.

Кант был первым, кто отметил различия в темпах развития разных сфер культуры, он предложил свою оценку эпохи Просвещения. Он также сформулировал идею о необходимости исторического взгляда на культуру и утвердил мысль о том, что стремление к овладению культурой является одной из фундаментальных человеческих ценностей.

Кант ел один раз в день и устраивал званые обеды, на которые приглашал всех, кто ему хотя бы раз понравился. Иногда случалось, что Кант, увидев на улице только приятное лицо, тут же приглашал его на обед.

Никто из гостей не подозревал, что великий философ весь день не брал в рот мака, и все удивлялись его, казалось бы, неестественному, но на самом деле вполне законному аппетиту.

Короче говоря, все правила жизни Иммануила Канта сводились к двум основным правилам:

  1. Никогда не делай того, чего не должен делать;
  2. Делай то, что должен делать, и делай это последовательно.

Конечно, нельзя утверждать, что этот замечательный человек отказывал себе в удовольствии гулять на 2-3 минуты дольше обычного, но то, что он выходил из дома в один и тот же час, кажется бесспорным. Несомненно также, что во время прогулки Кант не упускал из виду главного, не хотел пропустить ни одного приятного лица и уже предвкушал ужин.

Иногда, совершенно случайно, на пути величайшего филантропа Германии, по словам очевидцев, ему благожелательно улыбалась женщина так называемого легкого и непринужденного поведения, и К. тут же отворачивался или делал вид, что что-то пишет в своем блокноте, с которым никогда не расставался. Возможно, однако, он был настолько занят своими мыслями, что не заметил ничего постороннего. Иммануил Кант никогда не был женат. 12 февраля 1804 года Кант умер в преклонном возрасте. Такой была жизнь этого выдающегося человека, гуманиста и просветителя. Виндельбанд В. История новой философии в ее отношении к общей культуре и к конкретным наукам.

Кантовская телеология. Кант о месте человека в мире

Таким образом, культурология Иммануила Канта органично вырастает из его телеологии. Это ее отличительная особенность, которая выделяет ее из других теорий культуры.

Полемика Канта с Жан-Жаком Руссо

Цивилизация, согласно Канту, основана не на свободе, а на формальной дисциплине, которая регулирует жизнь индивидов в обществе.

Согласно взглядам Канта, мировая история начинается с выхода человека из состояния природы и заканчивается его переходом к нравственному состоянию. В этих границах разворачивается и вся история человеческой культуры, которая неизбежно должна завершить культурную огранку личности, иначе она неизбежно погибнет от того разделения людей, которое она пропагандирует.

Итак, путь человечества лежит от цивилизации к культуре. Если первая — низшая, то вторая — высшая ступень в историческом развитии человечества. Переход к культуре означал бы достижение всеобщей гармонии и мира, установление новой системы отношений не только между государствами, но и между людьми. Нетрудно заметить, что Кант предлагает совершенно иное — этическое — решение проблемы, чем то, которое выработали его предшественники, особенно мыслители Просвещения. Последние, как и мыслители античности и эпохи Возрождения, предполагали, что овладение культурой поможет человеку достичь счастья и благополучия гораздо больше, чем овладение природой. По их мнению, в стремлении к счастью человек совершенствует свои природные задатки, ищет и изобретает разнообразные средства для удовлетворения своих потребностей. Это и есть цель культуры. Руссо, например, думал так.

Заключение

В данном реферате мы рассмотрели учение Канта о моральной ценности культуры. Философия Канта позволяет мысленно постигать быстро меняющийся мир, формирование массового сознания, влиять на поведение людей. Учение И.Канта гуманистически ориентировано и имеет глубокое этическое содержание. Основной философской проблемой этого учения является проблема человека и его места в мире. Кант подошел к этой проблеме философски глубоко, многомерно, новаторски, исходя из подлинных интересов и свободы самого человека.

Однако гарантией того, что человек не свернет с правильного пути, Кант считает благоразумие того, кто понимает необходимость и выгодность следования велениям категорического императива. И в борьбе между моральным принципом и природным инстинктом в человеке, инстинктивный подход часто берет верх.

Жизнь постоянно доказывает нам, что в ситуации выбора между абстрактным моральным абсолютом и индивидуальным счастьем большинство людей выбирают личное счастье. Выбор в пользу долга может сделать только героическая личность, такая как сам Кант, но не обычный человек, который ставит собственное благо превыше всего. Культурология и этика Канта преграждают путь к истинной судьбе для большинства людей, озабоченных элементами личной жизни. И проблема философов после Канта заключалась в том, чтобы придать культуре новый статус — не разделителя, а объединителя, примиряющего естественное и рациональное в человеке.

Список литературы

  1. Асмус В.Ф. Кант // Философский энциклопедический словарь,- М.: Советская энциклопедия, 1983.
  2. Бердяев Н. Судьба России — М.: Советский писатель, 1990.
  3. Богдашевский Д. Философия Канта.-Киев, 1898.
  4. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и специальными науками. В 2-х томах. Том 2. От Канта до Ницше.- М.: Терра-Канон Пресс, 2000.
  5. Виндельбанд В. Философия в немецкой интеллектуальной жизни XIX века. — М., 1993.
  6. Гогоцкий С. О.. Обзор системы философии Гегеля. — Киев, 1860 год.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Среди вопросов, на которые искал ответы в своих философских размышлениях Иммануил Кант (1724-1804), были и чисто культурологические: когда и как родилась культура, чем культура отличается от природы и как, благодаря чему она развивается, какова взаимосвязь между человеком и культурой, как соотносятся культура и цивилизация, что есть добро и что есть красота и т. п. Фактически Кант проследил становление проблематики культуры в истории философии, поскольку именно культура, с его точки зрения, определяет роль и место человека в мире. Приоритет этики в своем мировоззрении он выразил в категорическом императиве (категорический императив, по Канту, высший принцип нравственности), ставшем афоризмом:

Вопрос о свободе философ ставит как моральную проблему, и свобода для него — нравственная ценность. Подобным образом проводит он границу между культурой и цивилизацией: культура — сфера морали, а цивилизация — внешняя сторона или проявление культуры. Конкретизируя свою мысль, Кант пишет:

Миссия культуры, по Канту, состоит в превращении человека из физического существа в моральное.

Философский язык Канта отличается предельной сухостью и строгостью, он нередко заявлял о своей приверженности “духу основательности”, свойственной немецкой философии, и решительно выступал против “гениальничающего свободомыслия”, поверхностно-популярного просветительства и разного рода попыток “парить в беспредельных просторах воображения”, апеллировать к “метафизическим грезам” и поэтическим метафорам.

Оглавление

Возникновение философии культуры Канта - 4 -

Концепции культуры в немецкой классической философии Канта - 5 -

Сущность философии культуры Канта - 8 -

Проблемы относительного и абсолютного в этических взглядах Канта - 12 -

Файлы: 1 файл

Философия культуры Канта.docx

Ничто из свойств человеческого духа, качеств его души, внешних благ, будь то остроумие, мужество, здоровье и т. п., не обладает безусловной ценностью, если за ними не стоит чистая добрая воля. Даже традиционно столь высоко чтимое самообладание без доброй воли может трансформироваться в хладнокровие злодея. Все мыслимые блага приобретают моральное качество только через добрую волю, сама же она имеет безусловную внутреннюю ценность. Добрая воля, собственно говоря, и есть чистая (безусловная) воля, т.е. воля, на которую не оказывают никакого воздействия внешние мотивы. [5, c.325]

Так как культура разума предполагает безусловную цель и приноровлена к этому, то вполне естественно, что она плохо справляется с задачей обслуживания человеческого стремления к благополучию, ибо это — не ее царское дело. Разум предназначен для того, чтобы учреждать чистую добрую волю. Все остальное могло бы существовать и без разума. Чистая добрая воля не может существовать вне разума именно потому, что она чистая, не содержит в себе ничего эмпирического. Это отождествление разума и доброй воли составляет высшую точку, самое сердце кантонской философии.

С конца XVIII в. в Германии возникает традиция противопоставления культуры и цивилизации. Немецкие философы и просветители, среди которых особое место занимает И. Кант, (1724—1804) понимали культуру как совокупность духовных ценностей. Цивилизация же становилась синонимом материальной культуры, достаточно высокой ступенью овладения силами природы. Впервые было отмечено, что техника, материальное изобилие сами по себе не означают культурного, духовного развития.

Иммануил Кант к проблеме культуры подходит при исследовании вопроса о том, существует ли целесообразность в природе, имеет ли она свою конечную цель. Отвечая на него, Кант, по сути, создает свою телеологию, с помощью которой он не отыскивает Бога в природе и не открывает законов, описывающих ее развитие. Главное, что волнует Канта, — это место человека в мире.

Здесь, на земле, — считает Кант, — человек — последняя цель творения, так здесь он единственное существо, которое может составить понятие о целях и из агрегата целесообразно сформированных вещей составить с помощью своего разума систему целей 4 .

У человека, считает Кант, может быть множество целей, которые могут сменять друг друга в процессе онто- и филогенеза. Но у него обязательно должна быть и конечная цель, придающая смысл его бытию. Такой конечной целью, с точки зрения Канта, является культура.

Только культура, — пишет Иммануил Кант, — может быть последней целью, которую мы имеем основание приписать природе в отношении человеческого рода (а не его собственное счастье на земле и не его способность быть главным орудием для достижения порядка и согласия в лишенной разума природе вне его) .

Культура трактуется Кантом как особое смысловое измерение человеческой деятельности, как конечная цель, на достижение которой должны быть направлены усилия как всего человечества, так и отдельного индивида.

Цивилизация, по мысли Канта, основывается не на свободе, а на формальной дисциплине, регламентирующей жизнь индивидов в обществе.

Цивилизованный человек, приобретя представления о том, как себя необходимо вести в обществе для того, чтобы не подвергаться осмеянию и остракизму, тем не менее остается эгоистическим существом, для которого удовлетворение его инстинктов и базовых потребностей остается главной задачей. Его природа не меняется, хотя и не столь явственно просматривается через тот флер, который набрасывает на него система образования и воспитания.

Кенигсбергский мыслитель считает, что цивилизация, будучи безжалостной к отдельному человеку, играет позитивную роль по отношению ко всему человечеству.

Среди величайших достижений цивилизации, считал Кант, самым значительным является правовое государство. Его возникновение свидетельствует о завершенности определенного исторического цикла, о появлении нового социального типа личности, способной соотносить свои желания с общественными устремлениями, подчинять свои индивидуальные интересы интересам целого.

Путь к вершинам культуры, по Канту, — это путь к человеку моральному, способному осмысливать свои деяния не с точки зрения достижения удовольствия и наслаждения, а с точки зрения выполнения своего долга перед обществом, государством, своей семьей и самим собой.

Культура и цивилизация образуют онтологическое единство в бытии человечества. Их разделение носит сугубо методологический характер, вызванный спецификой исследуемых задач. В деонтологическом плане их различие проявляется в том, что смысловой центр культуры создается на идеальном уровне бытия и выражается в модусах должного, образуемых в религии, морали и искусстве; смысловой же центр цивилизации формируется на материальном уровне бытия и выражается в модусах должного, создаваемых в политике, праве и науке. При этом именно гармоничное их соотношение и гуманное наполнение становится основой плодотворного существования человечества и его всестороннего развития.

Введение.

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц­зы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из­готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не­обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от­важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай­ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради­ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци­оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Читайте также: