Канон в иконописи кратко

Обновлено: 30.06.2024

Изображения на религиозные сюжеты в Западной и Восточной церкви имеют кардинальные различия, поэтому их подразделяют на иконы канонические и неканонические. Православная иконография носит условный характер, благодаря чему верующий сосредотачивается на духовном общении с Высшими Силами и святыми. Католическая иконопись близка к живописи, так как отражает отношение художника к своему творению.

Что такое иконописный канон?

Правила изображения святых

Основной прием расположения фигур на православных иконах – фронтальный разворот главных действующих лиц. Если же они повернуты друг к другу, то лица все равно обращены на три четверти к смотрящему на образ. В профиль изображают второстепенные и отрицательные персонажи.

Канонические правила зависят от персонажа сюжета образа.

Различают каноны изображения:

  • Христа;
  • Божьей Матери;
  • ангелов;
  • святых;
  • праздников.

Самые строгие предписания касались Иисуса Христа. Он мог быть изображен один или в окружении святых.

Его облик должен соответствовать библейскому описанию:

  • средних лет;
  • темноволосый;
  • с небольшой бородой;
  • величавого вида;
  • правая рука поднята в благословляющем жесте.

неканонические иконы

Изображения могут быть:

  • головы;
  • до плеч;
  • до пояса;
  • в полный рост.

Справа и слева от головы Иисуса Христа должны быть написаны буквы И. Х. Нимб перечеркнут крестом, как напоминание о жертве за род человеческий.

Иконография облика Божьей Матери более разнообразна, чем у Сына Божьего. Совокупность типов изображений Богородицы сгруппирована по 8 сюжетам, отличающихся композиционно и по действующим лицам.

Типы богородичных икон:

  • в полный рост с поднятыми руками и младенцем на груди (Оранта);
  • с младенцем на руках, который держит свиток и благословляет (Одигитрия);
  • без Сына, рядом с архангелом Гавриилом (Благовещение);
  • Мать и Сын соприкасаются щеками (Елеуса);
  • вместе с Сыном восседает на троне (Панахранта);
  • Мать кормит Сына грудью (Млекопитательница);
  • Богородица со взрослым Иисусом и Ионном Крестителем (Деисус);
  • лежит на одре, рядом 12 апостолов, над головой Иисус Христос (Успение);
  • одиночная (портрет).

неканонические иконы

Согласно канонам, облик Богородицы узнаваем на всех иконах:

  • удлиненный овал лица;
  • миндалевидный разрез глаз;
  • дугообразные брови;
  • прямой, тонкий нос;
  • маленький рот.

Одежда Богоматери – это туника, покрывало, закрывающее голову и плечи.

  • оттенки красного;
  • оттенки синего;
  • фиолетовый;
  • золотой.

Относительно изображения Святой Троицы, то канонической считается одноименная икона А. Рублева. Описание ангелов, архангелов, херувимов, серафимов должно соответствует библейским текстам. Это Божьи Создания с крыльями, одетые чаще всего в белоснежные хитоны и плащи, или в воинские латы (архангел Михаил). Каждый держит в руках свой атрибут: меч, жезл, зерцало. У всех Бесплотных Высших Сил над головой имеется нимб.

Святых на иконах изображают, если известно, как они выглядели при жизни, с элементами портретного сходства. В сюжете отражается главная суть их служения Господу.

неканонические иконы

Цветовая палитра

Правила использования цветовой гаммы отражают Божественную премудрость. Каждый цвет имеет свое место и назначение. В канонической иконописи краски никогда не смешивались, а накладывались один на другой. Такой метод позволяет получить нужный цветовой оттенок. Для получения неземного эффекта на цветные драпировки делают высветления другим цветом.

Основной цвет на иконах – золотой, символ Царствия Небесного, вечности и благодати. Часто используется как фон. Для бюджетных вариантов использовали охристые, охристо-желтые цвета. Золотом расписана одежда Божьей Матери, Иисуса Христа, святых, крылья ангелов, евангелия, нимбы над головами святых.

Белый и серебряный цвет означают чистоту, святость, евангельское красноречие. У праведников, святых одеяния белого цвета.

неканонические иконы

Синий – это цвет бесконечности, символ стремления к Богу, мудрости и откровения. В одеяния такого цвета облачены Иисус Христос, апостолы. Голубой – символ небесной чистоты, цвет Богородицы. Голубым бывает фон икон. Одежды Богоматери в соответствии с каноном полагается писать голубым или бордовым цветом.

Красный тон цветовой гаммы встречается на образах чаще других, как излучатель животворной энергии, любви. Но также это и цвет крови, что ассоциируется мучениями. Поэтому красный цвет – это и символ Воскресения, и символ страданий, ужаса. Красный фон икон может означать торжество победы над смертью и картины ада. Оттенки красного, бордовый и багряный, в иконописи используют для окрашивания одеяний Спасителя, Богородицы, святых земных правителей.

В зеленый тон на образах раскрашены виноградная лоза, травы, листья. Он означает победу над смертью, вечную жизнь, это знак Святого Духа.

В коричневый тон на иконах окрашены земля, горы, одеяния святых пустынников. Это цвет смирения, отказа от мирского, бренности человеческой жизни. Реже всего в иконописи используется черный цвет, совсем не применяется серый. В черный цвет окрашивают могилы, ад, пещеры (символ зла и смерти). Серый тон, получаемый от смешения черного и белого, зла и добра, означает неопределенность, небытие.

неканонические иконы

Перспектива

При прямой перспективе линии сходятся в глубине плоскости изображения. В случае с обратной линии сходятся вне образа, что подчеркивает неземную сущность происходящего с персонажами иконы, показывает благодать, осеняющую земной мир из мира небесного. Благодаря приему обратной перспективы окно в священный мир раскрывается вширь. Пространство не от мира земного на иконах обозначено золотым фоном, а предметы, их взаимное расположение, даны в обратной перспективе.

неканонические иконы

Отображение времени

Для отображения библейского сюжета на иконе могут присутствовать события, произошедшие в разные периоды времени.

Жесткие рамки или свобода творчества?

Использование определенного набора правил в иконописи не мешает свободе творчества. Например, известные иконописцы А. Рублев и Ф. Грек использовали один и тот же канон, но по манере исполнения значительно отличаются друг от друга.

неканонические иконы

Канонические иконы

Православные иконы каноничны по своей сути, по способу создания. Каждая деталь изображения наделена смыслом. Каноническая икона – это условный, вневременный образ, посредник для общения православного верующего с Богом, Богородицей и святыми. Изображение лишено внешних эмоций, как и при чтении молитв псаломщиком. Для восприятия иконографических символов требуется духовная концентрация молящегося.

Неканонические

Католические иконы не относятся к каноническим. Это картины на религиозные темы. Для западной иконописи характерно применение прямой перспективы. Изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых лишены условности. Верующие видят их в привычном для себя человеческом облике. Цвет не несет символической нагрузки. Католическая икона имеет эмоциональную окраску, отражает мироощущения автора.

неканонические иконы

Итоги

Для канонических икон присущ символизм, затрагивающий все аспекты создания иконописного образа: цвет, перспектива, композиция. Соблюдение канонов необходимо для создания творения, в котором в строго соподчиненном равновесии находятся форма, свет, линии, цветовая гамма. Иконописец изображает невидимое. Церковный канон – это способ сохранить и передать то, что было доступно только избранным.

Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.

Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.

Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью.

Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.

Другим, не менее известным, видом является изображение Богоматери под названием Елеуса (Умиление). Характерным примером иконы типа Елеуса является широко известная и любимая всеми верующими Владимирская Богоматерь. Икона представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом. Это выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери (рис. 2).




На голове Богоматери под мафорием рисуется чепец зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками орнамента (рис. 10).

Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты застежкой-фибулой. На голове изображается убор--плат.

Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником, идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком.

Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на долматик, но не имеет передника (рис. 11).

В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя параллельными полосами, идущими от плеча до подола. Это клавий, который в старинные времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается гима- тий. Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий (рис. 12).

Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями.

На иконах более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и разнообразные одеяния простолюдинов.

Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы, мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник (накидка), закрывающий голову и плечи (рис. 13).

Воины пишутся в доспехах, с копьем, мечом, щитом и другим оружием (рис. 14).


При написании царей их головы украшались венцом или короной (рис. 15).


Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.

  • Корзины с хлебами, что стоят на рыбе — символ чуда умножения хлебов и накормления тысячи людей 5-ю хлебами и двумя рыбами
  • Виноградной лозы – как господнего насаждения
  • Голубя, корабля и т.д.

Теория христианской иконы

Икона как образ Бога признавалась символом и объявлялась посредником между человеком и миром невидимого.

Образы имели свою иерархию:

  • Бог – это первообраз
  • Логос (как осуществленное слово Бога) – второй вид образов
  • Человек – третий вид

Главный вопрос – как можно изобразить невидимого Бога? По преданию мы знаем, что Бог являлся старцам, пророкам как небесный свет, неопалимая купина или в виде трех путников. Это ветхозаветная традиция. В новозаветной истории мы знаем ещё один образ Бога – это Cын Господень, который явился в мир в образе человека. Вот этот образ и разрешено было использовать в иконах, когда сверхъестественное, небесное, божественное предстает перед нами через воплощенное человеческое. То есть разрешение на почитание икон базировалось на главном догмате о воплощении Христа.

Сам Бог-Отец у византийских иконописцев никогда не изображался, а вот в европейской части и на Руси были иконы, где первое лицо Троицы могло быть представлено седым старцем.

Тем не менее, именно в Византии к 10 веку начинают оформляться и символика иконы, и её жанры, и типы иконографии.

Канон христианской иконы

Такие канонические положения не появились непосредственно с возникновением христианства, напротив, культуры древности знали о них в той или иной мере. Для искусства Египта характерен был высокий уровень каноничности, присутствовал канон и в античной культуре, но в менее масштабных значениях.

Распространялся иконографический канон на следующие элементы:

Сюжет и композиция изображения на иконе

Фигура на иконе

Цвет в русской иконографии

Символика цвета в изображениях икон также строго канонична. Между тем, для русской традиции иконографии характерна необычайно яркая и насыщенная палитра и колористика.

Византийской традиции присуще существенное верховенство золотого цвета, который должен был отображать сам божественный свет. Золотом покрывались в таких иконах и фон, и важные детали изображения – нимбы, крест и т.д. На русской иконе золото заменят красками, а очень значимый в Византии пурпур (власть императора) вообще не будет использоваться.

Красный цвет на наших иконах наиболее широко будет применен в новгородской школе, где именно красным будут покрывать фон, заменяя им византийское золото. Содержательно он будет символизировать цвет крови Искупителя, пламя жизни.

Для белого цвета предписывалось значение божественного света, невинности; его использовали в одеждах как Христа, так и праведников, святых.

Для чёрного – содержательная нагрузка определялась символами смерти, ада; в целом он использовался весьма редко и по необходимости мог быть заменен тёмными тонами синего или коричневого.

Зеленый – был цветом земли (преобладал во псковской школе иконописи), этот цвет будто противополагался небесному или царскому.

Синий – это символика неба, вечности, имел значение истины. В одеяния синего колера могли быть одеты и Спаситель, и Богоматерь.

Пространство в иконе

Расположение фигур и построение самого пространства изображения – это ещё одна важная составляющая канона. Мы знаем на сегодняшний день о трех имеющихся в искусстве типах плоскостного отображения пространства. Это перспективы:

  • прямая (пространство концентрическое). Характерно для периода Возрождения, выражает активную позицию и точку зрения художника
  • параллельная (пространство статическое). Изображение располагается вдоль полотна, характерно для восточного искусства и Древней Греции
  • обратная (пространство эксцентрическое). Выбрана в качестве канонической для иконописи
  • холм может отображать гору,
  • кустик – целый лес,
  • луковицы церквей – целый город.

Икона таким образом может иметь вертикаль, которая соединяет землю и небо; так в нижней части изображения дается подвижное, изменчивое, человеческое, а в верхней – вечность, небесный мир.

Жанры русской иконописи

Содержательно иконопись была оформлена Собором 1554 года, когда ее виды были определены как:

Исходя из этих определений формируются и жанровые особенности, среди которых наиболее существенными становятся:

Историко-легендарные

Т.е. основанные на бытейском письме и воспроизводящие сюжеты событий из Священной истории.

Символико-догматические

Т.е. написанные в честь определенного персонажа – святого, апостола.

Особенностями этого жанра иконописи есть фронтальность лика и фигуры, абстрактность фона. Само изображение может быть поясным или в полный рост, может присутствовать и житие святого (лик окаймлён фрагментами (клеймами) с сюжетным содержанием из его жизни).

Жанр Богородичного цикла

Это особенный жанр русской иконописи, в котором сливаются в единое целое все три перечисленные выше жанровые элементы. Лики Божией Матери с Младенцем повествуют как об определенных исторических событиях, так и утверждают конкретные христианские догматы (боговоплощение, спасение, жертва) и несут огромную символическую нагрузку.

Богородичная иконопись на Руси – это один из самых почитаемых и любимых жанров. Иконография Пречистой Девы имеет несколько собственных типов изображения, о которых мы расскажем отдельно. В отдельном тексте мы рассмотрим и историю русской иконописи, и её школы.

Родиной иконы является православный Восток, где античное откровение о красоте мира и человека соединилось с библейским откровением о Едином Боге и его могуществе. Духовное семя христианского благовестия упало на добрую почву богатейшей эллинской культуры, сформировавшей яркий образный язык изобразительного искусства. Из их соединения и родилось искусство иконы, искусство в котором истины Евангелия выражены в символах и образах.

Икона — не просто изображение и даже не иллюстрация Евангелия, это образное выражение христианской веры, поэтому и художественный язык ее своеобразен и глубоко символичен. Это художественно-символический код, укорененный в христологических догматах, то есть в учении церкви о Христе как Боге и Человеке, пришедшем в мир ради спасения людей.


Снятие со креста. Положение во гроб
Новгород(?). Конец XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Основная иконография сформировалась в период Вселенских соборов с IV по VIII в., параллельно тому как формировалась христианская догматика, богословие, литургика, гимнография, аскетическая практика. Церковь стремилась всеми возможными средствами утвердить истинную веру во Христа — православие (ортодоксия, греч. — правильное, истинное мнение). Поэтому на смену изображениям Христа, характерным для раннехристианского периода, таким как рыба, агнец, Добрый пастырь и др., пришли иконы, представляющие так называемый исторический образ Спасителя. По сравнению с первыми натуралистическими изображениями иконы становятся все более условными, тяготеющими к плоскостности. Оболочка тел, изображаемых на иконах, как бы истончается, тем самым являя духовную наполненность образа. Можно сказать, что образ накапливал, аккумулировал дух, стремился преобразить плоть, лишить ее грубой материальности, растворить в свете, переплавить в духовной энергии.

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает окружающий нас мир, а являет иную реальность, поэтому икона использует символы и знаки, не прямо описывающие нам, как выглядит иная реальность, а лишь указывающие на нее. Икона — образ вечности, поэтому в ней все иное: мир и человек, свет и цвет, пространство и время.

В иконном пространстве течет и другое время, вернее, это вечность, в которой совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.


Школа Рублева. Рождество Христово. 1410–1420-е гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Совершенно иначе, чем в нашем мире, в иконе существует свет. Икона изображает свет и не изображает тьму, тела не отбрасывают тени, в ней нет ночи, а вечно длится день. В традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная остается в тени, ибо божественный (нетварный) свет освещает все изнутри.

Святые на иконе преображены светом вечности. Они лишены телесных недостатков, даже если таковые были в жизни. Но преобладание духа над материей никогда не приводит к исчезновению телесного начала в иконе, к абстракции, в которой символы и знаки обходятся без антропоморфных форм. Икона не отрицает плоть, но освящает ее и придает ей новое, более высокое значение. Христианство нашло поистине царский путь между двумя крайностями — культом тела и отвержением его — в освящении и преображении плоти.


Андрей Рублев. Спас в силах
1410–1420 г. ГТГ, Москва

Икона — не портрет, она являет не лицо человека, а лик. Но иконография не игнорирует индивидуальные особенности и внешние отличительные признаки святого: пол, возраст, социальное положение, индивидуальные особенности: прическа, форма бороды, головной убор и пр. Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. При этом святой предстает отрешенным от земных страстей, он принадлежит иному миру и оттуда взирает на нас, поэтому в иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов, сильных страстей. Эмоции выражаются через жест, положение рук: волнение, отчаяние, страдание, мольба — все выражают руки. Жест имеет большое значение в иконе, и жесты весьма разнообразны: благословляющий жест Спасителя, молитвенный и заступнический у Богоматери, прижатые к груди руки столпников и пустынников, поднесенная к уху рука слушающего Бога пророка…


Илья-пророк в пустыне с житием
Псков. Конец XIII в. ГТГ, Москва


Ангел Златые власы
Конец XII в. ГРМ, Санкт-Петербург

Свет наиболее явно показывает инобытие иконы. Свет формирует композицию образа и взаимоотношение фигур и фона, который также мыслится как свет, образ как бы растворен в свете, четкий прорисованный силуэт словно выдвигает фигуру из светоносной среды на первый план. Светом сияет лик святого, светом же пронизаны и его одежды. Святой пребывает в свете и сам являет собой свет.


МАСТЕР КРУГА ФЕОФАНА ГРЕКА
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Начало XV в. (1403?). Государственная Третьяковская галерея, Москва

Работа над иконой делится на две стадии — доличное и личное. Сначала пишется все до ликов: фон, пейзаж, стаффаж (архитектура), одежды, атрибуты и проч., а после пишется лик как самое главное и содержательное в иконе.

Личное письмо многослойное, оно сложнее, чем доличное. Лики пишутся в несколько приемов — от темного к светлому. Первый слой, самый темный, — санкирь (подкладка), на него кладется несколько слоев охры (вохрение), затем — подрумянка и в последнюю очередь — белила (светa, пробелa). Вохрение лепит форму лика — ровными слоями подчеркивая его плоскостность или, напротив, вылепливая форму объемно. Вохрение может быть и тонкими деликатными плавями. Плавь — жидкая краска, которую кладут полупрозрачными лужицами, и, застывая, слои просвечиваются один через другой. Завершается написание личного пробелaми, или движками, обозначающими преображение лика божественным Светом.

Пробелa кладутся не только на лик, но и на одежды, на горки, на палаты, словом, на все, что изображено в иконе, ибо божественный свет пронизывает собой весь мир, всё преображает. Иногда в иконе используется золотой ассист — тонкие полоски золота, также символизирующие свет горнего мира.

Иконописный язык был выработан в Византии и распространился по всему христианскому миру. При этом отдельные страны и регионы, используя его, вырабатывали свой стиль и подход в раскрытии образа. Отсюда такое многообразие иконописных школ и традиций. Однако на протяжении уже полутора тысяч лет искусство православного Востока остается неизменным в своей основе, поскольку зиждется на едином каноне, в отличие от Запада, отошедшего в XIII–XIV вв. от иконописной традиции и развившего иную традицию религиозного искусства, не связанную с каноном.


Что же такое канон? Обычно канон воспринимают как жесткие рамки, ограничивающие возможности художника, сковывающие его творческую индивидуальность. Однако это не так. Канон (греч. — правило) — это не внешние рамки, а внутренний стержень, духовная основа иконы. Сюда входит содержание и смысл образа, символика и иконография, художественные приемы и набор сюжетов, богословские понятия и эстетические критерии. Канон — это своего рода грамматика иконы, тот язык, на котором говорит иконописный образ. Канон не исключает свободы творчества, великие иконописцы прошлого создавали весьма оригинальные произведения, используя канон. И порой рядом работавшие мастера были весьма непохожи друг на друга. Самый яркий пример: Феофан Грек и Андрей Рублев работали в одно время на Руси и даже расписывали одни и те же храмы, но более непохожих иконописцев найти трудно.



Ф. Грек. Богоматерь
1405. Благовещенский собор
Московского Кремля

А. Рублев
Иоанн Предтеча
1408. Успенский собор
во Владимире

Иконописный канон позволил искусству иконы сохраниться на протяжении многих веков. Но икона не есть нечто застывшее. При всей ее неизменности мы видим, что из века в век икона претерпевала изменения — менялся ее стиль. И мы отличаем византийскую икону от русской, грузинскую от сербской, синайскую от афонской. Хотя всё это православная икона.



Икона Божией Матери Иерусалимская. Начало XVI в.
Церковь Рождества Христова, Ярославль

Св. Иоанн Богослов
Ок. 1500. Патмос, Греция


Сочетание в иконе канона и художественной свободы делает это искусство своеобразным и интересным для современного зрителя.

Читайте также: