Светское общество в романе анна каренина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Кто прав и кто виноват в этом романе? Общество ли, в котором развод был делом позорным и бесчестящим всю уважаемую фамилию? Церковь ли, в практике которой не было эффективных методов решения внутрисемейных противоречий, кроме декларирования заповедей терпения и всепрощения, глубину которых не всем дано вместить? Сами ли любовники - Каренина и Вронский - которые позволили раздуться адскому пламени всепоглощающей страсти? Это сложнейший вопрос, на который не может быть однозначного ответа, но то общество, в котором разворачивалась семейная драма Карениных, не могло ни исцелить разбитые судьбы, ни принести нравственное успокоение однажды оступившимся. Это общество было беспощадно ко всем, посмевшим создать для своей жизни иной порядок бытия, чем тщательно оберегаемые великосветские приличия. Видимость счастья и благополучия без обладания таковыми производили ужасный душераздирающий эффект в людских душах, которые чахли и умирали от вынужденного лицемерия.

Если противопоставлять Анну и весь круг вельмож, которые были свидетелями ее любовной истории, то Анна окажется правее их всех только в силу своей искренности. Она не побоялась признаться в своем чувстве, взять за него ответственность, даже если это чувство ее в конце и погубило. Женщины, изменяющие своим мужьям в своих мыслях, кавалеры, ухлестывающие за замужними дамами, но не желающие связываться в прямом столкновении с их мужьями, мужья, уставшие от своих дам сердца и ищущие развлечения на стороне, - все они лгут, лгут сами себе, Богу, людям и своим детям, совершая тайный, ничем не освещенный грех.

Описывая петербургскую аристократию как роскошную, изнеженную, строго взыскивающую за аморальность, Толстой делает явной их холодный расчет: терять честь невыгодно. Поднимать потерявших честь людей, помогать им выпутаться из затруднительных положений - значит навлекать на себя лишние подозрения, срам и позор. Держаться вдалеке от людей, исключенных из круга избранных - вот первая заповедь успеха для петербургского чиновника, светской дамы, которая так резко была изобличена в романе великого писателя - сердцеведа.

Анна Каренина - преступница перед супружеским обетом, ничем невиновными детьми, перед иными юными женскими душами, имевшими ее перед собой как пример благородной замужней дамы. Но так ли невиновен высший свет, который безмолвно и злорадно наблюдал, как жизнь героини истлевает до конца, однажды погаснув одинокой и озлобленной свечой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развивать умение анализировать текст; выяснить роль светского общества в судьбе Анны Карениной, отношение к нему автора.

Методические приёмы: беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского.

Ход урока

I. Слово преподавателя

Изображение светского общества в романе

Цель урока: развивать умение анализировать текст; выяснить роль светского общества в судьбе Анны Карениной, отношение к нему автора.

Методические приёмы: беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л.Н. Толстого работы Крамского.

I. Слово преподавателя

Что объединяло эти круги светского общества? Каково авторское отношение к светскому обществу?

Как отнеслось общество к истории Анны и Вронского?

III. Пояснение преподавателя

Найдите общие черты в изображении Карениной и Татьяны Лариной. Какова эволюция отношений общества к Анне?

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей.

Все тихо, просто было в ней.

Преподаватель. Можем ли мы с определённостью сказать, что в гибели Анны виновато светское общество? Можно обвинять и общество, и Вронского, и саму Анну, но дело не в том, чтобы осудить кого-то и вынести приговор. Важно поставить вопросы, задуматься над жизнью и её неизбежными проблемами.

Keywords: Leo Tolstoy, “Anna Karenina”, “Resurrection”, “non-resistance” anarchism, patriarchal ideal

The case of Leo Tolstoy is unique. The social ideal expressed in his novels underwent dramatic changes. If the heroes of the early works of Tolstoy, in which researchers see the alter ego of the writer, were convinced of the special destiny of the nobility, then in the later ones they completely deny the traditional way of life of the nobility. And Tolstoy himself, according to Semen Vengerov, is turning into a writer nobleman who “destroyed the sociological justification of his class.” Tolstoy’s discussions about the fate of the Russian nobility in the 1870s, views on agriculture and the development of Russia were reflected in the pages of the novel “Anna Karenina”. And his ideal of nobleman Tolstoy embodied in the image of Konstantin Levin.

Обязанности к земле собеседники противопоставляют желанию представителей других классов общества, получивших после крестьянской реформы возможность покупать землю, обогащаться за счет сельского хозяйства: «– Да вот я вам скажу, – продолжал помещик. – Сосед купец был у меня. Мы прошлись по хозяйству, по саду. “Нет, – говорит, – Степан Васильич, всё у вас в порядке идет, но садик в забросе”. А он у меня в порядке. “На мой разум, я бы эту липу срубил. Только в сок надо. Ведь их тысяча лип, из каждой два хороших лубка выйдет. А нынче лубок в цене, и струбов бы липовеньких нарубил”.

– Да, ты чувствуешь, но ты не отдаешь ему своего именья,– сказал Степан Аркадьич, как будто нарочно задиравший Левина.

– Я не отдаю потому, что никто этого от меня не требует, и если бы я хотел, то мне нельзя отдать, – отвечал Левин, – и некому.

– Отдай этому мужику; он не откажется.

– Да, но как же я отдам ему? Поеду с ним и совершу купчую?

– Я не знаю; но если ты убежден, что ты не имеешь права.

– Я вовсе не убежден. Я, напротив, чувствую, что не имею права отдать, что у меня есть обязанности и к земле и к семье.

– Нет, позволь; но если ты считаешь, что это неравенство несправедливо, то почему же ты не действуешь так…

– Я и действую, только отрицательно, в том смысле, что я не буду стараться увеличить ту разницу положения, которая существует между мною и им.

БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES

Красносельская Ю.И. Идея аренды в общественных начинаниях Льва Толстого 1857 г. // Slavica Revalensia. 2016. Т. 3. С. 70-94 [Krasnosel'skaya YU.I. Ideya arendy v obshchest-vennykh nachinaniyakh L'va Tolstogo 1857 g. // Slavica Revalensia. 2016. T. 3. S. 70-94.].

Кропоткин П.А. Лекции по истории русской литературы. М.: Common place, 2016. 374 с. [Kropotkin P.A. Lektsii po istorii russkoy literatury. M.: Common place, 2016. 374 s.].

Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции // Ленин и Толстой. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1928. С. 49-55 [Lenin V.I. Lev Tolstoy kak zerkalo russkoy revolyutsii // Lenin i Tolstoy. M.: Izd-vo Kommunisticheskoy akademii, 1928. S. 49-55].

Прокудин Б.А. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой как продолжатели социально-политических идей Ж.-Ж. Руссо // Политическая наука. 2017. Специальный выпуск. С. 213-233. [Prokudin B.A. I.S. Turgenev i L.N. Tolstoy kak prodolzhateli sotsial'no-politicheskikh idey ZH.-ZH. Russo // Politicheskaya nauka. 2017. Spetsial'nyy vypusk. S. 213-233.].

Толстой Л.Н. [Записка о дворянском вопросе] // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. Т. 16. М.: Художественная литература, 1983. С. 407-411. [Tolstoy L.N. [Zapiska o dvoryanskom voprose] // L.N. Tolstoy. Sobraniye sochineniy v 22 tt. T. 16. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1983. S. 407-411.].

Толстой Л.Н. [Писания, относящиеся к проекту освобождения яснополянских крестьян] // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 5. Произведения 1856–1859 гг. М.: Художественная литература, 1935а. С. 240-258. [Tolstoy L.N. [Pisaniya, otnosya-shchiyesya k proyektu osvobozhdeniya yasnopolyanskikh krest'yan] // Tolstoy L.N. Pol-noye sobraniye sochineniy. T. 5. Proizvedeniya 1856-1859 gg. M.: Khudozhestvennaya literatura, 1935a. S. 240-258.].

Толстой Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений Т. 19. Анна Каренина. Части 5-8. 1935б [Tolstoy L.N. Anna Karenina // Tolstoy L.N. Polnoye sobraniye sochineniy: T. 19. Anna Karenina. Chasti 5-8. 1935b].

Толстой Л.Н. Воскресение // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений Т. 32. Воскресение. М.: Художественная литература, 1936 [Tolstoy L.N. Voskreseniye // Tolstoy L.N. Polnoye sobraniye sochineniy. T. 32. Voskreseniye. 1936].

Толстой Л.Н. Отрочество // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений Т. 2. Отрочество. Юность. 1935в. С. 3-79. [Tolstoy L.N. Otrochestvo // Tolstoy L.N. Polnoye sobraniye sochineniy. T. 2. Otrochestvo. Yunost'. 1935v. S. 3-79].

Шаваринская С.Р. Размышления о судьбах русского дворянства на страницах романов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. С. 154-157 [Shavarinskaya S.R. Razmyshleniya o sud'bakh russkikh dvoryanstva na stranitsekh romanov L.N. Tolstogo i F.M. Dostoyevskogo // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova, 2012. S. 154-157].

Ширинянц А.А. Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции (опыт пореформенной России): концепция русской монархии // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 4. С. 69-87. [Shirinyants A.A. Khranitel'stvo kak osnovaniye konservativnoy politicheskoy kul'tury intelligentsii (opyt poreformennoy Rossii): kontseptsiya russkoy monarkhii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskiye nauki. 2006. № 4. S. 69-87.].

Толстой 1935в: 14-15. ↩

См.: Шаваринская 2012: 155. ↩

См.: Красносельская 2014: 15-17. ↩

Толстой 1983: 407. ↩

Толстой 1935а: 241. ↩

Красносельская 2016: 87. ↩

Подробней см.: Прокудин 2013: 139-147. ↩

Толстой 1935б: 232. ↩

Однако особое обаяние Анны Карениной состояло не только во внешнем её облике, но и в богатстве её натуры, в интенсивности внутренней жизни, в её душевности, отзывчивости, чуткости и непосредственности выражения чувств, что не могло пройти не привлекать внимания пытливых людей, общавшихся с нею. Их покоряли широта интересов Анны, её пристрастие к английским романам, склонность к творчеству (она сочиняет детский роман, высоко оцененный издателем), познания в области изобразительного искусства и архитектуры, живой отклик на общественные вопросы жизни, её многосторонняя одарённость.

Но этой прекрасной женщине суждено стать трагической героиней. Уже первая встреча читателей с Анной на станции Петербургской железной дороги сопровождается несчастным случаем, смертью сторожа, раздавленного поездом. На этот эпизод обостренно реагирует героиня, и мы догадываемся, что произошедший горестный эпизод бросает свет на судьбу Анны и предвещает её трагедийный финал.

Тем не менее, встреча с Вронским, нарушив её душевный покой и пробудив жажду подлинной жизни, настолько захватывает Анну, что она больше не хочет себя обманывать, не желает поддерживать царящие в семье фальшь и лицемерие, не намерена дальше считаться с установлениями косного и самодовольного света, с его ханжеством, ложью и бездушием. Анна новыми глазами глядит на сослуживцев мужа, на окружающих её людей, на светский круг, на мужа с его оттопыренными ушами, на самое себя, открыв в себе человека. И она бросает вызов тем силам, которые давили живую жизнь, сталкивается с ныне ненавистным миром, вступая в острый конфликт с аристократическим обществом, лицемерно осудившим поступок Анны.

Читатель с волнением и напряженным вниманием читает ярко переданные Толстым сцены скачек, свидания с Вронским на даче, объяснения с мужем, ухода к Вронскому. Становится очевидным, что любовь полностью преобразует героиню, возвышает Анну над её средой, открывает мир человеческих отношений, дает истинное счастье.

Читайте также: