Драма гроза кризис патриархального мира кратко

Обновлено: 02.07.2024

В центре пьеса – конфликт чувства и патриархальных традиций. Любовь Торцова влюблена в Митю, но глава семьи против их союза. Он решает по-своему, и хочет выдать дочь за Африка Коршунова. Высокомерный и хищный рвач, он полностью соответствует своей фамилии. Чувственная и добрая Любовь не может полюбить такого человека.

В финале пьесы добро торжествует. Коршунов остаётся не удел, Любовь и Митя обручены. Автор показывает, что главное в мире – не деньги, не положение в обществе, а состояние души. Одними деньгами и положением счастлив не будешь. Это осознаёт и Гордей. В начале пьесы он кажется важным, даже несколько тираническим, и своему мнению придаёт слишком большой вес. Но в конце-концов и он понимает бесплодность такой идеи.

Благодаря горячим сердцам Любови и Мити, благодаря их искреннему и всесокрушающему чувству, их жизнь меняется к лучшему. Пусть они не обретают богатство, пусть у них нет возможности появляться на богатых балах – они обрели своё счастье, и это самое важное. Никаких традиции и расчёт неспособны победить любовь, если она – настоящая.

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Бедность не порок
  • Это сочинение списано 60 063 раз

Любовь Гордеевна не может бороться за свое счастье. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей.

Жители города оторваны от остального мира. Главным источником информации в Калинове являются слухи и рассказы странников, которым обитатели города безоговорочно верят. Например, Феклуша рассказывает о странах, где живут люди с песьими головами, об огненном змии – железной дороге.

На примере города Калинова Островский показал кризис всего патриархального мира, особенно остро проявившийся в России накануне крестьянской реформы 1861 года. Интересно, что Островский еще совсем недавно, в москвитянинский период своего творчества, идеализировал этот мир; теперь же он подвергает его беспощадной критике.

Оскудение любви в патриархальном мире и привело в результате к его глубинному кризису, а в известной читателю исторической перспективе – и крушению. Островский гениально это предвидел.

Персонажи

Кратко охарактеризуем основных персонажей пьесы.

Савел Прокофьевич Дикой – богатый купец, значительное лицо в городе.

Искренне возмущаясь безбожными, по его мнению, речами и проектами Кулигина, Дикой оказывается одержим страстью стяжательства, держит в нищете рабочих, недоплачивая им и без того скудное жалование.

Кроме того, постоянно находясь в состоянии раздражения, гнева, он беспощадно тиранит собственных домочадцев. При этом Дикой прекрасно понимает, что такое его поведение противоречит главным устоям православной веры. Не случайно, говея Великим Постом, Дикой на коленях просит прощения у обиженного им мужика. Впрочем, моменты покаяния случаются у Дикого очень редко.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)– богатая купеческая вдова, женщина властная и жестокая.

В системе персонажей пьесы место Кабанихи очень значительно. Она является антагонистом главной героини – Катерины. Образы Кабанихи и Катерины постоянно соотносятся. А.И.Журавлева, современный исследователь творчества Островского, справедливо утверждает, что обе героини писателя максималистки. Они представляют собой два полюса патриархального мира.

Произвол Кабанихи имеет несколько иную природу, чем самодурство Дикого. Героиню отличает прежде всего семейный деспотизм, сочетающийся с внешним благочестием.Главным основанием её произвола становятся не деньги, а религия.

Кабаниха соблюдает все внешние формы благочестия: ходит к церковным службам, принимает в своем доме странниц. Не случайно Феклуша неустанно благодарит Марфу Игнатьевну за щедрость.

На всем протяжении пьесы зрителю передается душевное нестроение Кабанихи, и это не случайно. Героиня видит, что вокруг нее рушатся устои патриархального мира; ей кажется, что не за горами и конец света. Ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре. В результате финал “Грозы” являет собой, по точному замечанию А.И.Журавлевой, не только гибель Катерины, но и крушение Кабанихи.

Странница Феклуша олицетворяет собой мир слухов и небылиц, которыми насквозь пропитан калиновский мир.

Тихон Иванович Кабанов – один из центральных персонажей пьесы, сын Кабанихи, муж Катерины. По причине слабохарактерности Тихон не соответствует роли мужа в патриархальной семье. Он не готов быть властелином, но одновременно защитой и опорой жены.

В сердце Тихона есть сострадание к жене, но он не может не подчиняться суровым требованиям матери. Он не в состоянии помочь Катерине ни тогда, когда она борется с греховной страстью, ни после ее публичного покаяния. Пьянство Тихона – реакция этого слабого человека на деспотизм Кабанихи.

Только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины.

Борис Григорьевич – племянник Дикого. По своему характеру Борис слаб и жалок, как и Тихон. Единственное его отличие от мужа Катерины – образованность.

Роль Бориса в композиции произведения необычайно важна. Это один из сюжетообразующих персонажей. Борис – предмет страсти Катерины. Герой не испытывает такого глубокого, сильного чувства к Катерине, как она к нему. Борис решается на встречу с Катериной, хотя понимает, что этим он губит молодую женщину. Кстати, об этой опасности предупреждает Бориса Кудряш перед самым первым свиданием Катерины с Борисом.

Когда Дикой отправляет Бориса в Сибирь, он оставляет Катерину без особых угрызений совести. Он сильно расстроен, не более того.

В финале пьесы Варвара убегает из дома с Кудряшом, не выдержав деспотизма Кабанихи.

В системе персонажей хитрая Варвара противопоставлена простодушной Катерине с ее честностью и бескомпромиссностью.

Кудряш – конторщик Дикого. Это яркий народный характер. Героя отличают внешняя привлекательность, молодецкая удаль. Кудряш – человек смелый и независимый. Работая у Дикого, он не готов мириться с грубостью и произволом хозяина, решительно противостоит ему в словесных перепалках.

Интересно, что в отношении Катерины и Бориса Кудряш проявляет благоразумие. При встрече с Борисом ночью у калитки сада Кабановых Кудряш предупреждает его о возможных печальных последствиях ухаживания за замужней женщиной.

Важное средство выявления черт народного характера Кудряша – песни, которые он поет под гитару.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Однако в противоположность Катерине Кулигину не свойствен бунтарский дух. Героя отличает смирение, покорность сильным мира сего.

В детстве же проявилась и другая сторона натуры Катерины, а именно ее вольнолюбивый дух. За что-то обидевшись на родных, она покинула родительский дом и уплыла в лодке по Волге, так что ее с трудом удалось найти лишь на следующее утро.

Миру свободы, окружавшему героиню в детстве, противопоставлена атмосфера деспотизма, в которой она оказалась в замужестве.

Сцена признания Катерины в измене мужу подтверждает тот факт, что героиня не способна притворяться, лицемерить. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась.

Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние она не смогла по двум причинам: в своих близких она не нашла столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения, а в своем сердце – должной глубины смирения перед волей Божией.

Таким образом, в душе Катерины уже с детства проявлялись два непримиримых начала. Это безграничная любовь к свободе и искренняя, глубокая вера в Бога, неизбежно подразумевающая смирение собственной воли перед Его волей.

Художественные средства создания образа Катерины непосредственно связаны с этими двумя началами. Островский черпает их из двух источников – из народно-поэтического творчества и из церковно-житийной литературы.

Стремление Катерины к свободе, выразившееся в страстной любви героини к Борису, воссоздано Островским с помощью народно-поэтических образов и мотивов, имеющих в своей основе древние языческие корни.

Другой важнейший источник художественных средств создания образа Катерины – церковно-житийные тексты. Повседневная церковная жизнь Катерины, а также жития святых, воспринятые героиней главным образом из устных рассказов странниц, наполнили ее речь словами и оборотами церковного характера (ангелы, храмы золотые, райские деревья). Особенно ярки эти образы в уже упомянутых словах Катерины оснахее детства.

Жители города оторваны от остального мира. Главным источником информации в Калинове являются слухи и рассказы странников, которым обитатели города безоговорочно верят. Например, Феклуша рассказывает о странах, где живут люди с песьими головами, об огненном змии – железной дороге.

На примере города Калинова Островский показал кризис всего патриархального мира, особенно остро проявившийся в России накануне крестьянской реформы 1861 года. Интересно, что Островский еще совсем недавно, в москвитянинский период своего творчества, идеализировал этот мир; теперь же он подвергает его беспощадной критике.

Оскудение любви в патриархальном мире и привело в результате к его глубинному кризису, а в известной читателю исторической перспективе – и крушению. Островский гениально это предвидел.

Персонажи

Кратко охарактеризуем основных персонажей пьесы.

Савел Прокофьевич Дикой – богатый купец, значительное лицо в городе.

Искренне возмущаясь безбожными, по его мнению, речами и проектами Кулигина, Дикой оказывается одержим страстью стяжательства, держит в нищете рабочих, недоплачивая им и без того скудное жалование.

Кроме того, постоянно находясь в состоянии раздражения, гнева, он беспощадно тиранит собственных домочадцев. При этом Дикой прекрасно понимает, что такое его поведение противоречит главным устоям православной веры. Не случайно, говея Великим Постом, Дикой на коленях просит прощения у обиженного им мужика. Впрочем, моменты покаяния случаются у Дикого очень редко.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)– богатая купеческая вдова, женщина властная и жестокая.

В системе персонажей пьесы место Кабанихи очень значительно. Она является антагонистом главной героини – Катерины. Образы Кабанихи и Катерины постоянно соотносятся. А.И.Журавлева, современный исследователь творчества Островского, справедливо утверждает, что обе героини писателя максималистки. Они представляют собой два полюса патриархального мира.

Произвол Кабанихи имеет несколько иную природу, чем самодурство Дикого. Героиню отличает прежде всего семейный деспотизм, сочетающийся с внешним благочестием.Главным основанием её произвола становятся не деньги, а религия.

Кабаниха соблюдает все внешние формы благочестия: ходит к церковным службам, принимает в своем доме странниц. Не случайно Феклуша неустанно благодарит Марфу Игнатьевну за щедрость.

На всем протяжении пьесы зрителю передается душевное нестроение Кабанихи, и это не случайно. Героиня видит, что вокруг нее рушатся устои патриархального мира; ей кажется, что не за горами и конец света. Ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре. В результате финал “Грозы” являет собой, по точному замечанию А.И.Журавлевой, не только гибель Катерины, но и крушение Кабанихи.

Странница Феклуша олицетворяет собой мир слухов и небылиц, которыми насквозь пропитан калиновский мир.

Тихон Иванович Кабанов – один из центральных персонажей пьесы, сын Кабанихи, муж Катерины. По причине слабохарактерности Тихон не соответствует роли мужа в патриархальной семье. Он не готов быть властелином, но одновременно защитой и опорой жены.

В сердце Тихона есть сострадание к жене, но он не может не подчиняться суровым требованиям матери. Он не в состоянии помочь Катерине ни тогда, когда она борется с греховной страстью, ни после ее публичного покаяния. Пьянство Тихона – реакция этого слабого человека на деспотизм Кабанихи.

Только над телом мертвой жены Тихон решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины.

Борис Григорьевич – племянник Дикого. По своему характеру Борис слаб и жалок, как и Тихон. Единственное его отличие от мужа Катерины – образованность.

Роль Бориса в композиции произведения необычайно важна. Это один из сюжетообразующих персонажей. Борис – предмет страсти Катерины. Герой не испытывает такого глубокого, сильного чувства к Катерине, как она к нему. Борис решается на встречу с Катериной, хотя понимает, что этим он губит молодую женщину. Кстати, об этой опасности предупреждает Бориса Кудряш перед самым первым свиданием Катерины с Борисом.

Когда Дикой отправляет Бориса в Сибирь, он оставляет Катерину без особых угрызений совести. Он сильно расстроен, не более того.

В финале пьесы Варвара убегает из дома с Кудряшом, не выдержав деспотизма Кабанихи.

В системе персонажей хитрая Варвара противопоставлена простодушной Катерине с ее честностью и бескомпромиссностью.

Кудряш – конторщик Дикого. Это яркий народный характер. Героя отличают внешняя привлекательность, молодецкая удаль. Кудряш – человек смелый и независимый. Работая у Дикого, он не готов мириться с грубостью и произволом хозяина, решительно противостоит ему в словесных перепалках.

Интересно, что в отношении Катерины и Бориса Кудряш проявляет благоразумие. При встрече с Борисом ночью у калитки сада Кабановых Кудряш предупреждает его о возможных печальных последствиях ухаживания за замужней женщиной.

Важное средство выявления черт народного характера Кудряша – песни, которые он поет под гитару.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Однако в противоположность Катерине Кулигину не свойствен бунтарский дух. Героя отличает смирение, покорность сильным мира сего.

В детстве же проявилась и другая сторона натуры Катерины, а именно ее вольнолюбивый дух. За что-то обидевшись на родных, она покинула родительский дом и уплыла в лодке по Волге, так что ее с трудом удалось найти лишь на следующее утро.

Миру свободы, окружавшему героиню в детстве, противопоставлена атмосфера деспотизма, в которой она оказалась в замужестве.

Сцена признания Катерины в измене мужу подтверждает тот факт, что героиня не способна притворяться, лицемерить. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась.

Найти выход из критического положения, преодолеть отчаяние она не смогла по двум причинам: в своих близких она не нашла столь нужной в тот момент истинной, сострадательной любви и прощения, а в своем сердце – должной глубины смирения перед волей Божией.

Таким образом, в душе Катерины уже с детства проявлялись два непримиримых начала. Это безграничная любовь к свободе и искренняя, глубокая вера в Бога, неизбежно подразумевающая смирение собственной воли перед Его волей.

Художественные средства создания образа Катерины непосредственно связаны с этими двумя началами. Островский черпает их из двух источников – из народно-поэтического творчества и из церковно-житийной литературы.

Стремление Катерины к свободе, выразившееся в страстной любви героини к Борису, воссоздано Островским с помощью народно-поэтических образов и мотивов, имеющих в своей основе древние языческие корни.

Другой важнейший источник художественных средств создания образа Катерины – церковно-житийные тексты. Повседневная церковная жизнь Катерины, а также жития святых, воспринятые героиней главным образом из устных рассказов странниц, наполнили ее речь словами и оборотами церковного характера (ангелы, храмы золотые, райские деревья). Особенно ярки эти образы в уже упомянутых словах Катерины оснахее детства.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Среди действующих лиц пьесы нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру. Бой­кие и кроткие, властные и подначальные, купцы и конторщики, странница и старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, — все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутого патриархального мира.

Не только Варвара и Тихон, но и другие пред­ ставители молодого поколения Калинова не хо­ тят придерживаться старинных порядков в быту. Однако им чужд максимализм Катерины, и в от­ личие от нее они стоят на позиции житейских компромиссов, хотя им тяжело жить под гнетом старших, но они научились обходить его, каж­ дый в соответствии со своим характером. Фор­мально признавая над собой власть обычаев, эти персонажи постоянно идут против них. Но имен­ но на фоне их компромиссной позиции нравст­ венно высокой выглядит Катерина.

Под пером А. Н. Островского социально-быто­ вая драма из жизни купеческого сословия пере­ росла в трагедию. Через любовно-бытовую кол­ лизию был показан эпохальный перелом, проис­ ходивший в простонародном сознании. Просыпа­ ющееся чувство личности и новое отношение к миру оказались в непримиримом противоречии с реальным состоянием современного автору пат­ риархального уклада.

Дикой (топнув ногой) . Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин? Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал: Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю.

Гонимая в бездну, в пропасть всепроникающим, всенастигающим словом самодеятельном суда, грешница уходит из жизни: «В омут лучше. Да скорей, скорей!

19 век можно назвать веком небывалого прогресса: за этот век были открыты такие революционные достижения техники как паровоз, телеграф, теплоход, электричество… Вместе с техникой на новый уровень развития выходило и человеческое общество. Теперь, оглядываясь назад в прошлое, можно сказать, что переход от патриархально-монархического 18 века, века идей Утопии масонства, дворцовых интриг и в то же время рабства, в новый век начала идей демократии и глобализма дался человечеству ценой многих воин, гражданских революций и невинных жертв.

Читайте также: