Каналы при петре 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ладожское озеро обладает суровым характером, не зря его называют морем. При Петре I третья часть всех судов, что шли через Ладогу, погибала. Царь-реформатор не мог смириться с этим и затеял невероятное строительство — канал длиной более 100 км.

Уже 22 мая 1719 года Петр лично открыл строительство, три раза наполнив тачку землею и отвезя ее в сторону.

Строительство канала поначалу шло очень тяжело: рабочие гибли десятками, не выдерживая сурового климата и сложных условий работы.

К октябрю 1724-го была готова часть канала, соединяющая Новую Ладогу с деревней Дубно. По этому участку Петр Первый даже успел прокатиться лично.

Работы продолжились при Екатерине Первой. Оставался последний участок, но он оказался самым сложным из-за каменистых грунтов.

На небольшой отрезок, соединяющий реки Кобону и Неву, ушло целых два года. Но напомним: речь идет о начале XVIII века, никакой паровой техники не было и в помине.

Детище Петра Первого открывала уже Анна Иоанновна: 19 марта 1730 года она лично разрушила лопатой последнюю земляную перемычку на территории Шлиссельбурга. Первое время транспортировка грузов по каналу велась с помощью конной тяги. Прилегающая дорога была заполнена лошадьми и даже бурлаками, которые при помощи бечевок тянули суда.

Впрочем, гидротехническое сооружение быстро преобразило территорию вокруг. Вдоль канала появились новые поселки, бойко шла торговля.

Навигация осуществлялась до 200 дней в году.Но уже к 1826 году канал окончательно пришел в упадок. Какое-то время по нему еще ходили плоты и маленькие пустые суда.

Теперь же канал зарос практически на всем протяжении и лишь в районе Шлиссельбурга и Новой Ладоги да еще пары деревень имеет вид собственно канала, а не болота. Тем не менее сооружение остается известной достопримечательностью Кировского и Волховского районов Ленинградской области.

Ведь в свое время Староладожский канал сыграл огромную роль в развитии государства, обеспечив Петербургу бесперебойную торговлю со старанами Европы и не только.

Преемником детища Петра стал Новоладожский канал, построенный всего за четыре года в XIX веке.

Фото: Getty Images, Legion-Media, Wikimedia Commons

Интерактивная версия журнала для iPad, iPhone, iPod и Android

Главный редактор: Меньщикова Т. С.

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе для Роскомнадзора):

Мечты редко сбываются в тех случаях, когда, сами мечтатели ничего не делают для их осуществления. Когда в начале XIII века с востока на Россию напали орды Чингисхана, мечта варягов о строительстве каналов была скоро забыта.

Только через четыре столетия эту мечту смог осуществить Петр Первый.

Петр Первый: строительство каналов

Россия в кольце поработителей

Россия долгое время находилась в кольце поработителей. Чингисхан предавал огню и разрушению все, что встречалось на его пути. Даже жесткая степная трава пылала там, где он прошел, повелитель монголов буйствовал хуже суховеев, палящего солнца и неукрощенных рек. 250 лет его потомки из золотой орды держали под ярмом страну.

На юге копьеносцы турецкого султана завладели русским побережьем Черного моря.

На севере шведы преградили России доступ к Балтийскому морю.

Казалось, ворота старого варяжского пути, (подробнее "Как путешествовали раньше") закрылись навсегда.

Только далеко на севере, в устье Двины, у Архангельска, оставались открытыми маленькие воротца, ведущие в океаны мира. Но они находились недалеко от границы вечной мерзлоты и поэтому часто были забиты льдом. Русским мореплавателям закрывался последний морской путь в Норвегию вдоль Кольского полуострова.

Петр Первый — правитель России

Петр был не только дальновидным государственным деятелем и отважным полководцем, но и великим строителем и умелым рабочим. В Амстердаме он пошел в ученики к плотнику-судостроителю и, когда был уже царем, работал на токарном станке, как простой мастеровой.

Петр создал сильную армию и флот и отогнал вторгшихся врагов. Ворота варяжского пути опять были открыты. Теперь можно было осуществить мечту варягов — Петр Первый взялся за строительство каналов.

Петр превратил пустынные места в огромную строительную площадку. Он командовал армией рабочих, которые строили города, мастерские, верфи. С досадой наблюдал он, как медленно тащатся длинные вереницы телег, с горем пополам перевозившие камни, руду и другие материалы. Дороги страны, оставляли желать много лучшего. Там застряли телеги в грязи, тут телега сломалась и загородила дорогу.

Задумчиво водил Петр пером по карте. Но вот он решительно провел две горизонтальные линии. Одна линия соединила реку Тверцу, маленький приток Волги, с рекой Метой, впадавшей в озеро Ильмень. Другая линия прошла вдоль южного берега бурного Ладожского озера до только что построенного Петербурга. Это был план строительства каналов.

Несколько месяцев спустя линии, проведенные на карте, превратились в два длинных канала. Наконец-то Россия имела прямой водный путь от Волги до Финского залива, от Каспийского до Балтийского моря. Теперь речные суда не нужно было тащить волоком, как когда-то приходилось варягам. Петр Первый превратил мечту в действительность! Осуществилось строительство каналов.

Внутренняя и внешняя торговля в России стала быстро развиваться. На мачтах судов, стоявших на якоре в петербургской гавани, развевались флаги всех наций.


MODELMAN: Новоладожский канал

Объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке - данных нет. И это настораживает.

На самом деле, часть интриги была утеряна заранее: местные речники сказали капитану, когда он отправил им запрос еще до круиза, что Новоладожский канал используется, вполне проходим и проблем быть не должно. Также было ясно, что по Староладожскому не пройти ни при каких условиях.

Впрочем, нельзя же везде быть исключительно первыми: сама возможность пройти по такому уникальному гидротехническому сооружению представлялась чрезвычайно привлекательной. Вообще, примерно к Новоладожскому каналу я задумался вот над какой философской идеей: за прохождение каждого из этих каналов по отдельности я был бы готов заплатить много денег и потратить много времени.




За Загубьем — снова лесная часть. Почему-то много деревьев попадало в воду, и приходится иногда лавировать. А в этом месте (это Шурягские Караулки, если не ошибаюсь) впервые видно Староладожский канал, который иногда проходит совсем рядом.


Много всяких каналов в Новой Ладоге. Похоже, это Староладожский канал. И, похоже, тут не пройти.


Старая Ладога. Там мы встали на ночёвку.


Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера — два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский. В начале XVIII века Староладожский канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.


Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал — это надежный фарватер. По этому же принципу построены каналы и на американском континенте, идущие вдоль берега. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто участвовал в стройке — данных нет. И это настораживает.

Вот такой вид имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы участками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально?


Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье


Высота берегов — очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники. Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19 века. А это его начало! Объем строительства Беломорканала не идет в эти сравнения. И по берегам не видны валы от перемещенного грунта! Куда его переместили? Или они настолько древние, что грунт слежался и не выдает себя?

Мост между двух каналов.


Старый канал. Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно — можно сделать его вполне судоходным для небольших судов Каналы в районе Новой Ладоги. Ссылка на место


Первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8′ 45.72″ N 32° 7′ 27.72″ E. Ссылка на карту




Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18 века, объем земляных работ в Старо-Ладожском канале сопоставим со строительством Санкт-Петербурга.

Петр 1 – наиболее известный правитель России. Ему, путем масштабных государственных преобразований, удалось создать сильную Российскую Империю.


Начало правления Петра 1

Официально, годом восшествия на престол Петра 1 (совместно с братом Иваном 5) считается 1682. А фактически, самостоятельно управлять государством он начал лишь в 1694 году, после свержения сестры Софьи и после кончины матери.

По завершении своего первого Азовского похода 1695 г, закончившегося неудачей, Петр сделал правильные выводы. Он быстрыми темпами начал строить корабли. И уже через год, Петр повторил поход на Азов. Ему удалось взять крепость, окружив ее с моря и суши. Позже, здесь была основана база российского флота, и Россия получила выход к южным морям.

В это время в Москве произошел новый стрелецкий мятеж. Пришлось срочно возвращаться. Прибыв в Россию, Петр устроил массовую казнь наиболее активных бунтарей. Остальных стрельцов, вместе с семьями, он выслал из столицы.

Новый календарь

В 1699 году, царь своим указом ввел новое летоисчисление. Подражая западным странам, он приказал датой нового года считать 1 января. Традицию украшать ель и поздравлять с Новым годом также ввел Петр Великий.

Военная реформа

Азовские походы показали царю, что армия не готова к военным действиям. Поэтому он распустил старое войско. Введя рекрутский набор, он начал обучение новобранцев под командованием иностранных офицеров. Петру не терпелось проверить новую армию в деле.

Северная война


В 1700 году, заключив перемирие с Османской империей, Россия объявила войну Швеции. Петру 1 был необходим выход к Балтийскому морю. Но новая армия, под командованием саксонского фельдмаршала, потерпела сокрушительное поражение под Нарвой. Обескураженный царь не опустил руки. Он продолжил реформировать армию и флот. Строились новые корабли, развивалась военная промышленность, обучались собственные офицерские кадры, строился Санкт-Петербург.

К 1709 году русская армия была хорошо вооруженной, укомплектованной обученными солдатами и офицерами, полностью готовой к боевым действиям.

Переломным моментом войны стала Полтавская битва. В ее результате армия Карла XII была практически уничтожена. В 1721 году Швеция признала поражение. Так в правление Петра 1 Россия получила выход к морю.

Основные события

Петру досталась страна, в которой устаревшая система управления, не соответствовала его представлениям о дисциплине и субординации. Боярская дума не торопилась выполнять его указы.

Реформа власти

И в 1711 году он создал Сенат. Новый государственный орган управлял страной во время отсутствия царя. Надзор за деятельностью чиновников всех уровней был возложен на Тайную канцелярию и фискальную службу. Это была строгая вертикаль власти, во главе которой стоял император.

Промышленность

Военные победы России были не возможны без хорошо развитой промышленности. Петр 1 приглашал иностранных мастеров на работу и русских людей отправлял в Европу на обучение. Были созданы промышленные центры на Урале, в Карелии. Вскоре Россия заняла 3-е место среди европейских стран по производству металла. Началось развитие геологоразведки. За время правления Петра было построено более 230 заводов, около 90 мануфактур.

Культурные преобразования

В правление Петра Великого в России появились школы начального обучения. Молодые люди отправлялись на учебу в Европу. Образовались первые технические ВУЗы, медицинские училища, Морская академия, Академия наук. Печатались учебные пособия для обучения в школах.

Народные бунты

В основе внутренней политики Петра 1 лежала жесткая эксплуатация рабочих и крестьян. Многочисленные бунты, которые царь считал вызовом своей власти, жестоко подавлялись.

Итоги царствования

В результате внутренних реформ и внешней политической деятельности Петра 1, была создана сильная Российская Империя.

  • новая система государственного управления;
  • мощный флот и боеспособная армия;
  • развивающаяся быстрыми темпами экономика;
  • первые типографии, театры, музеи;
  • церковь потеряла самостоятельность;
  • основан Санкт-Петербург;
  • повысился статус России на международной арене.

Но значительно ухудшилось положение крестьян и рабочих. Введена подушная подать, чрезмерные налоги, ужасные условия труда, бесправие.

Читайте также: