Истина центральная категория теории познания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Раздел ЕГЭ: 1.4. Понятие истины, её критерии

Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать реальной действительности.

Истина — достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек.

Критерии истины — совокупность признаков, которые подтверждают истину и позволяют отличить её от заблуждения.

  • Логичность. Истина должна соответствовать законам логики.
  • Практичность. Истинные знания можно применить на практике.
  • Научность. Истина не должна вступать в противоречие с ранее открытыми научными законами.
  • Фундаментальность. Истина не должна вступать в противоречие с законами природы.
  • Простота. Истина выражается с помощью простых формулировок и формул.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала.

Абсолютная истина — знание, не подвергающееся сомнению и изменениям. Конечная цель человеческого познания. Практически недостижима, поскольку людям свойственно критическое мышление, которое необходимо для научного познания.

Знания, полученные на пути к абсолютной истине, называются относительными, то есть неполными, требующими уточнения.

СТРУКТУРА ИСТИНЫ

Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать. Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через сознание субъекта. Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека.

В структуре истины выделяют субъект и объект. Объект истины — окружающая действительность или её часть. Субъект истины — индивид, группа людей, общество.

ГНОСЕОЛОГИЯ

Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания и истинностью знания, — гносеология.

Гносеология делится на три основных направления, согласно которым определяют возможность получения истины.

  • Эмпиризм. Человек может добыть истину исключительно путём чувственного опыта, который является единственным источником всех знаний.
  • Рационализм. Человек может добыть истину исключительно с помощью разума, без опоры на чувства. Истиной считается то, что можно объяснить логически.
  • Агностицизм. Отрицание самой возможности познания истины.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ

Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами.

  • Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов. (Студент — учащийся вуза).
  • Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение. (Для поступления в вуз необходимо набрать высокие баллы на ЕГЭ).
  • Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение, содержащее новое суждение на основе первоначального. (Тот, кто получает высокие проходные баллы на ЕГЭ, становится студентом).

Истина – центральная категория теории познания (гносеологии), цель познания; идеальное воспроизведение в познании действительности, так как она существует вне и независимо от познающего субъекта. Вопрос об истине – это вопрос об отношении знания к объективной реальности.

Трактовки истины : истина как свойство идеальных объектов бытия ( объективный идеализм ); истина как соответствие мышления чувственному опыту субъекта ( эмпиризм, сенсуализм ); истина как согласие мышления с самим собой ( рационализм ); истина как процесс развития знания ( диалектика ). Выделяют основные концепции истины:

Концепции истины : классическая (корреспондентская), конвенциальная, релятивистская, прагматическая, когерентная (логико-гносеологическая).

Классическая (корреспондентская) концепция – истина есть соответствие знаний объективной реальности; верное, адекватное отображение объективной реальности. Впервые определение истины как суждения, соответствующего действительности было дано Аристотелем. Это наиболее распространенная концепция истины: ее придерживаются и материалисты, и идеалисты, не отвергают ее и агностики; различия внутри проходят по вопросам о характере действительности и механизмах соответствия.

Релятивистская концепция (лат. relativus – относительный) – истина подвижна и меняется под воздействием различных факторов (время, место, точка зрения, система ценностей и прочее), поэтому объективной истины, т.е. знаний, истинных независимо ни от чего, не существует.

Прагматическая концепция – истина есть такие знания, которые полезны, выгодны, т.е. позволяют добиться успеха в конкретной ситуации, достичь поставленной цели; истина есть то, что лучше "работает" для нас (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс).

Конвенциальная концепция (лат. conventio – договор, соглашение) – истина есть то, что признается таковым большинством, т.е. является продуктом соглашения (к примеру, истинность математических аксиом, физических постулатов, научных теорий есть соглашение ученых по выбору наиболее целесообразных и удобных в использовании).

Когерентная (логико-гносеологическая) концепция (лат. cohaerentio – внутренняя связь, сцепление) – истина самосогласованность, связанность знаний, т.е. истинными знаниями являются те, которые согласованы между собой в определенной непротиворечивой системе знаний (К. Поппер, Р. Карнап).

Объективная истина – познание объекта с точки зрения его существенных свойств, связей и тенденций развития. Объективная истина есть процесс, в котором в единстве представлены два момента знания – абсолютное (устойчивое, неизменное в знаниях) и относительное (изменчивое, преходящее; истинное в одном отношении, но ложное в другом).

Абсолютная истина – это а) полное, исчерпывающее знание об объектах и процессах действительности (гносеологический идеал); б) знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания.

Относительная истина – а) неполное, условное, приблизительное, незавершенное, ограниченное знание об объекте; б) знание, зависимое от условий, места и времени его получения; истинное в одном отношении и ложное в другом.

По вопросу соотношения моментов абсолютности и относительности в знаниях выделяются позиции догматизма и релятивизма.

Догматизм – способ мышления, преувеличивающий значение абсолютной истины (истина есть знание верное всегда, при любых обстоятельствах), превращающий какие-либо положения в закостеневшие, неизменные факты.

Релятивизм (лат. relativus – относительный) – способ мышления, преувеличивающий, в конечном счете, значение относительной истины, основанный на идее условности и субъективности содержания познания, что приводит к отрицанию объективности познания (к скептицизму и агностицизму).

Критерии истины : ясность, самоочевидность, отчетливость знаний, логические построения ( рационализм ); подтверждаемость в опыте ( эмпиризм ) или ощущениях ( сенсуализм ); общезначимость ( конвенционализм ); полезность, эффективность ( прагматизм ); практика ( диалектический материализм ).

Практика – критерий истины в диалектическом материализме; общественно-историческая целесообразная деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности. Формы практики: общественное производство, научно-экспериментальная деятельность, социально-политическая деятельность, игровая практика, практика общения и др.

По смыслу истина необходимо отличается от заблуждений, лжи и ошибок.

Заблуждение – непреднамеренное искажение субъектом знаний о действительности; искаженное отражение действительности, т.е. знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций и, тем самым, вести к истине.

Ложь – преднамеренное, сознательное искажение субъектом знаний о действительности; в социальном плане – передача дезинформации.

Ошибка – результат неправильности действий человека в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в делах и т.д.

Тема 17. Научное познание

Философия науки как направление появилась во второй половине ХIХ века в рамках неклассической философии.

Наука – творческая деятельность людей, направленная на получение новых знаний о сущности и законах объективного мира; совокупность объективно-истинных знаний о действительности, приведенных в целостную систему. В основаниях науки лежат идеалы, нормы и методы исследования; научная картина мира; философские идеи и принципы.

Как самостоятельный социокультурный феномен наука возникает в Новое время (XVI-XVII вв.) в эпоху становления капиталистического способа производства. В современном, постиндустриальном обществе наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.

Критерии научного знания : поиск истины; познание сущности явлений; обнаружение объективных законов действительности; доказательность, проверямость и обоснованность; системность знаний (упорядоченность); объективность; рациональность; теоретичность; практическая значимость результатов; использование специальных методов, методологическая рефлексия.

Принципы научного познания – верификация и фальсификация.

Согласно принципу верификации (лат. verus – истинный) научным может быть знание, которое прошло практическую проверку на опыте, т.е. нашло свое подтверждение в ходе эмпирической проверки.

Согласно принципу фальсификации (лат. falsus – ложный) научным может быть только утверждение, которое имеет возможность быть опровергнутым опытом, т.е. его ложность можно будет установить в ходе проверки.

Ненаучное знание . Ненаучное знание отличается от научного прежде всего тем, что носит несистематизированный, разрозненный характер, не формализовано и не описывает законы действительности. Виды ненаучного знания:

донаучное знание – знания, получаемые в повседневной жизни; знание, выступающее прототипом, предпосылкой возникновения научного знания.

обыденное знание – знание, опирающееся на здравый смысл, характеризующееся необязательностью предварительных систем доказательств.

паранаучное знание – знание, несовместимое с имеющимися гносеологическими стандартами (к примеру, парапсихология, астрология, уфология).

квазинаучное знание – знание, обусловленное методами насилия и принуждения со стороны власть предержащих (идеологизированная наука).

лженаучное (псевдонаучное) знание – ошибочное знание, выступающее от имени науки, имитирующие ее черты и сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;

антинаучное знание – утопичное знание, сознательно искажающее представления о действительности.

Наука включает в себя три основных раздела знания : естественнонаучное, научно-техническое и гуманитарное знание.

В процессе познания выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания связан со сбором, фиксацией, накоплением и анализом фактов, их первичной систематизацией. Эмпирическое исследование связано с индуктивным умозаключением. На этом уровне преобладает чувственное познание (в форме ощущений, восприятий, представлений, воображения), которое направлено непосредственно на свой объект. Методы эмпирического уровня познания – наблюдение, эксперимент, измерение.

Теоретический уровень научного познания связан с обобщением и объяснением фактов, проникновением в сущность явлений, обоснованием их внутренних, существенных признаков и связей, выдвижением гипотез, открытием законов, предсказанием новых явлений в рамках старых теорий, формированием научной картины мира. Теоретическое исследование связано с дедуктивными умозаключениями. На этом уровне преобладает рациональное познание (в форме понятий, суждений, умозаключений). Методы теоретического уровня – абстрагирование, идеализация, формализация и др.

Методология – учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

Методы научного познания – совокупность приемов, правил, процедур, применяемых для получения достоверного знания. Проблема поиска истинного метода научного познания была поставлена еще в Новое время (XVII в.).

В современной научной методологии выделяют: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение); 2) общелогические методы и приемы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 3) методы теоретического познания (абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация).

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся на данные органов чувств, в ситуации "невмешательства" в изучаемые явления.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.

Измерение – нахождение числовых значений свойств объекта.

Описание – фиксирование результатов опыта.

Сравнение – выявление сходства или различие объектов.

Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные элементы и изучение каждой из полученных частей в отдельности.

Синтез – мысленное или реальное объединение частей в единое целое.

Индукция – движение мысли от частного к общему.

Дедукция – восхождение процесса познания от общего к частному.

Аналогия – логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому.

Моделирование – метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, который представляет собой аналог оригинала; широко используется, благодаря кибернетики и созданию ЭВМ.

Формализация – отображение содержательного знания об объекте в знаково-символическом виде, при котором рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих).

Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов.

Идеализация – мыслительная процедура образования абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности.

Похожие страницы:

Философия её предмет, основные проблемы и функции

. и структура философских знаний 3 Место философии в системе духовной культуры 4 Функции философии Слово философия впервые произнес великий мыслитель .

Философия как наука (8)

. разложению. Какую же роль выполняет философия в системе духовной культуры? Прежде всего, роль высшего синтезатора . (Сократ, например). 15 Интегрированная философией, целостная система духовной культуры становится более динамичной, подвижной, разнообразной .

Духовная культура (3)

. философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других. 3 Право и наука в системе духовной культуры Наука . и право являются частью культуры, поэтому любая научная .

Онтологическая истинность феномена человеческой духовности

. духовности в отечественной философии в отличие от культуры западной философской мысли была представлена не стройной системой . : синтез и взаимоотторжения [Текст] / Ф.Г. Майленова // Философия в системе духовной культуры на рубеже ХХI века. – Курск, .

Философия общества. Соотношение понятий культура и цивилизация

. человеческих сил, именно система объективных идеально-формирующих сверхчеловеческих . . Мы говорим духовная культура, но не говорим ду­ховная цивилизация. Цивилизация . же, связанные с философи­ей, искусством, мистикой, культурой эмоций, должны быть призна­ны .

В философии на сегодняшний день можно указать следующие концепции истин:

· Классическая теория истин. Истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

· Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие одних знаний другим.

· Прагматическая концепция. Эта концепция говорит, что истиной считается то что полезно для человека..

· Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает большинство.

· Экзистенциалистская концепция. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир.

· Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это божье откровение.

· Бытийственный (онтологический) аспект. Истина рассматривается здесь как свойство самого бытия и даже как само бытие.

Философские трактовки истины:

· Материалистическая трактовка. Истина – это соответствие наших знаний объективной действительности, которое устанавливается общественно- исторической практикой.

· Метафизическая трактовка. Истина – некое законченное состояние, она вечна, дана раз и навсегда, не нуждается в дополнительном изучении, уточнении.

· Диалектическая трактовка. Истина – это постепенный процесс всё большего и большего совпадения предмета с понятием.

Виды истины:

· Абсолютная истина - полное, точное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно: действительность невозможно исчерпать до конца, а с каждым новым открытием возникают и новые вопросы.

· Относительная истина - это справедливое, но неполное знание о чём-либо Каждое открытие является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-то часть истины абсолютной.

· Объективная истина - это знание, которое не зависит от человеческого сознания, это истина об объекте сама по себе .Пример объективной истины: Земля вращается вокруг Солнца.

· Субъективная истина - знание о чём-либо, которое зависит от особенностей субъекта познания. Пример субъективной истины: Земля – центр мира. Так считали средневековые богословы.

Критерии истины:

· Практика (опыт, эксперимент, практическое осуществление)– наиболее достоверный критерий. Только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение признаётся истинным

· Психологический критерий – истинно то, что не вызывает никаких сомнений.

· Эстетический критерий – истинное знание эстетически гармонично и красиво.

Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

По предмету и методу познания можно выделить науки о:

· обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки);

· познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика.

Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.

Основные особенности научного познания (критерии научности):

· использование научных методов.

Истина – это философское понятие, отражающее конечное, абсолютное знание, цель и критерий научной деятельности.

Понятие истины и ее роль в гносеологии

Гносеология – это отрасль философии и философская дисциплина в центре внимания которой стоят проблемы познания мира, методов и критериев его познания, а также принципиальное решение вопроса его познаваемости.

Проблемы гносеологического характера волновали философов с глубокой древности, ибо как только сформировались первые онтологические концепции бытия, возник и вопрос о их состоятельности и источнике тех знаний, на которых они были основаны. В рамках гносеологических вопросов сформировалась и проблема истины, как конечной цели всякого познания и как критерия ценности познавательной деятельности. Впервые понятие истины было выдвинуто Парменидом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее , который с его помощью предлагал отсекать подлинные знания об устройстве мира, от общественного мнения, основанного на привычке, традиции, чувственной информации о реальности.

Для любой познавательной деятельности – философской, научной, религиозной истина представляет собой конечную цель. При этом речь идет об абсолютной истине.

Абсолютная истина – это полное и совершенное знание об объекте, его свойствах, качествах, взаимосвязях, а значит конечное знание о всем бытии.

Достижение абсолютной истины на протяжении истории неоднократно предлагалось лишь в рамках религиозных систем, поскольку абсолютная истина в них персонифицирована в фигуре божества, которое невозможно познать рационально, но можно познать через откровение, интуитивно-чувственным путем. При этом подобное знание исключает какую-либо критичность, оценку и обоснование, оно догматично и априорно.

В рамках науки и философии проблема достижимости абсолютной истины решается различными путями, через основные познавательные концепции:

  • гносеологического оптимизма;
  • гносеологического пессимизма;
  • агностицизма.

Готовые работы на аналогичную тему

Концепция гносеологического оптимизма является доминирующей в научном сообществе. Она предполагает, что достижение абсолютной истины возможно, хотя и является сложной задачей. В рамках гносеологического оптимизма рассматривается диалектическая взаимосвязь имеющегося научного знания, т.е. относительной истины, с конечным знанием, истиной абсолютной. Решение актуальных целей и задач науки, с одной стороны увеличивает вес и полноту относительного знания, а с другой стороны расширяет горизонты абсолютной истины, за счет возникновения новых научных целей и задач.

Позиция гносеологического пессимизма предполагает, что несмотря на возможность объективного познания мира, знание доступное науке всегда будет иметь характер относительной истины, т.е. будет не полным, а достижение абсолютной истины невозможно, поскольку процесс отодвигания ее пределов будет бесконечным.

Агностицизм не только отрицает возможность достижения абсолютной истины, но и саму возможность объективного познания мира вообще. Человек субъективен и любое его знание о мире носит субъективный оценочный характер, оно основано не на собственных характеристиках объекта (объективной истине), но на представлениях, впечатлениях человека от него. При этом данные впечатления представляются принципиально непроверяемыми.

Подходы к пониманию истины

Несмотря на объективный характер истины, предельность ее содержание, само определение понятия истины представляет собой философскую проблему. В настоящее время существует целый ряд подходов, которые предлагают различное понимание истины. К основным из них относят:

  • корреспондентский,
  • когерентный,
  • прагматический.

Корреспондентский подход является классическим, он восходит к определению, сформулированному еще Аристотелем.

Истина есть соответствие знания объективной реальности.

Когерентный подход к истине базируется на соблюдении принципов согласованности и непротиворечивости в логической структуре знания. Каждый вывод должен истекать из истинной посылки, а вся система знания не иметь противоречий. Однако данный подход тяготеет к высокой степени абстрактности знания, теряется его связь с объективной реальностью.

Догматизм и релятивизм

Еще одной гранью рассмотрения истины в гносеологии выступают позиции догматизма и релятивизма.

Догматическая позиция согласуется с представлением об абсолютной истине – истина едина и всеобща. Существует лишь одно истинное знание, все отличные от него системы знаний являются заблуждением или ложным знанием.

Релятивизм напротив утверждает плюрализм истины. Истинность или ложность того или иного утверждения зависит от множества факторов и может меняться в различных условиях и концепциях понимания мира. Абсолютного знания, как единственного и конечного не существует, есть лишь бесконечная совокупность относительных и конкретных истин.

В современной научной практике позиции догматизма и релятивизма дополняют друг друга, поскольку с одной стороны система научного знания выстроена догматически, т.е. установленный факт воспринимается как конечный и всеобщий, а с другой любое знание нуждается в постоянное перепроверке, с точки зрения новых концепций и теорий, поскольку никакое знание не может иметь абсолютного характера.

Читайте также: