О широком понимании права кратко

Обновлено: 04.07.2024

Определение права во многом зависит от типа правопонимания, о чём уже говорилось во введении ко второй части. Представляется, что любое определение права в силу сложности и многогранности этого явления будет неполным или условным. В этой связи целесообразно начать с его признаков.

• регулирует наиболее важные общественные отношения;

• связано с государством, имеет государственно-волевой характер (т.е. исходит от государства, закрепляется в нормативных правовых актах (см. раздел 13.3) или санкционируется государством (заключение коллективных договоров, соглашений в трудовом праве, что предусмот­рено Главой 7 ТК РФ) либо признается государством (обычаи делового оборота по ст. 5 ГК РФ, локальные акты по ст. 8 ТК РФ и др.);

• имеет формальную определённость, т.е. закреплено в формах права (в правовых обычаях, правовых прецедентах, нормативно-правовых актах, нормативных договорах и др.) и состоит из правовых норм (нормативность);

• обязательно для всех, т.е.

для неопределённого круга лиц (с учётом пределов действия по кругу лиц) и неопределённого числа жизненных ситуаций. Следовательно, право не персонифицировано (не рассчитано на конкретного человека или организацию) и не казуистично (не рассчитано на конкретный индивидуальный случай);

• обеспечивается возможностью государственного принуждения, которое возможно, но не обязательно. Приоритет должен отдаваться мерам убеждения и поощрения. Существенно лучше, если требования норм права выполняются в силу внутреннего убеждения;

• обладает системностью и динамичностью. Право не существует вне системы, это всегда система норм, с чем связано существование системы права, отражающей его внутреннее строение (см. раздел 14). Право изменяется с течением времени, динамично, причём эти изменения также носят, как правило, системный характер;

• обусловлено экономической, политической, социальной и духов­ной системами и зависит от них.

ного права и начала их воплощения с конца XVIII в.) или право

отсутствует в некоторых государствах сейчас. Другой вопрос, что это неразвитое, ограниченное, ущербное право, не соответствующее совре­менным общепризнанным принципам и нормам международного права, представлениям о желаемом праве. Но любое право ограничивает в разной степени произвол государства и отдельных лиц, создает определённый, (порой весьма ущербный и малосимпатичный), но порядок в обществе.

В этой связи не стоит признаки современного развитого права, основанного на идее неотчуждаемости основных, естественных прав и свобод человека и связанного с правовым государством, распространять на право вообще, тем более его ранее существовавшие типы.

Существуют два методологических подхода в понимании права:

2. Широкое понимание права, связанное с социологическим и философским подходами к праву. Определённые шаги к обоснованию широкой концепции права, отходу от одностороннего и крайнего позити­визма, отождествления права исключительно с совокупностью правовых норм были предприняты юристами-теоретиками с конца 50-х по 70-е гг. XX в. В понятие права стали включать не только правовые нормы, но и правоотношения (С.Ф. Кечекьян (1890-1967), А.А. Пионтковский (1898­1973)),а также правосознание (Я.Ф. Миколенко, А.К. Стальгевич (1897­1983)),субъективное право (Л.С. Явич), правовые идеи (Р.З. Лившиц (1929­1997)).

В настоящее время право в широком смысле означает включение различного числа элементов, три из которых являются обязательными и общепризнанными:

• правосознание - т.е. совокупность правовых идей, взглядов, чувств, эмоций, представлений людей о желаемом или действующем праве. Это право, сформированное на уровне идей и осмысленное людьми (см. раздел 21.1);

• объективное право - т.е. совокупность исходящих от госу­дарства, санкционированных или признаваемых им юридических норм. Это узко понимаемое, нормативное (позитивное) право, формируемое и на основе правосознания населения государства;

урегулированные нормами права общественные отношения. Эти общественные отношения формируются, как правило, во внеправовой сфере, но регулируются и стабилизируются правом. Это узко понимаемое, нормативное (позитивное) право в действии (см. раздел 16).

Объективное право и субъективное право

Наряду с трактовкой права в ключе естественного права и пози­тивного (нормативного) права в учебных и практических целях важно понимание права в объективном и субъективном смыслах. Теоретик и философ права Е.Н. Трубецкой (1863-1920) под правом в объективном смысле подразумевал совокупность всех юридических норм. Подобные или более развёрнутые определения содержатся и в современных учеб­никах теории права. Объективное право необходимо отличать от субъек­тивного права. Право в субъективном смысле определялось Е.Н. Трубец­ким как сфера внешней свободы, которая предоставляется лицу нормами объективного права, слагается из правомочий и обязанностей конкретных лиц. Субъективное право охватывает субъективные права и обязанности конкретных лиц, по сути, речь идет об элементах правоотношений. Субъективное право конкретного лица - это вид и мера возможного поведения субъекта, его свобода на юридически обеспеченное поведение. Субъективно право возникает у конкретного субъекта (человека или организации) в конкретном правоотношении, под которым подразумева­ется урегулированное нормой права (т.е. нормой объективного (пози­тивного ) права) общественное отношение. Таким образом, существование объективного права является предпосылкой и основанием возникновения субъективного права (права конкретного субъекта) (см. раздел 16).

Объективное и субъективное право сосуществуют в единстве. Так, Б.Н. Чичерин достаточно чётко и лаконично писал, о том, что субъек­тивное право определяется как нравственная возможность, или иначе - как законная свобода что-либо делать или требовать. Объективное право есть сам закон, определяющий эту свободу. Соединение этих двух смыслов дает нам общее определение: право есть свобода, определяемая законом.

Нормативное и широкое понимание права - спор этот для нашей науки является традиционным и в какой-то мере уже "затеоретизированным". Он возник еще в 50-е гг. и длится до сих пор. Суть его, говоря кратко, состоит в том, что одни ученые трактуют право как сугубо нормативное явление, а другие включают в него, помимо норм, также ряд дополнительных, главным образом сопутствующих праву, компонентов - правосознание, правоотношения, права человека и т.д., т.е. расширяют содержание понятия.

Заметим, что непроходимой пропасти между этими позициями нет, ибо "нормативисты" оговариваются, что они рассматривают право не в застывшем состоянии, не в статике, а в динамике, иными словами, в процессе функционирования, реализации, где как раз и возникает все то, что делает право живым, работающим. В свою очередь, сторонники широкого подхода неизменно подчеркивают, что они никогда не исключали нормы из понятия права. Ведь еще И.А. Ильин полагал, что любое учение о праве в конечном счете упирается в норму. Однако, соглашаясь с этой мыслью, представители данной позиции считают, что право - это не только нормы, а нечто большее; оно шире, богаче.

У каждой из этих конструкций есть свои аргументы, свои плюсы и свои минусы. И нельзя сказать, что одна из них "правильная", а другая "неправильная", или "хорошая" и "плохая". Они вполне сопрягаемы. Обе теории имеют право на существование. Речь может идти только о том, какая концепция более убедительна и реалистична, какая ближе к истине, к современной действительности. В частности, нам представляется, что широкое понимание права представляет собой аналог понятия правовой системы.

В свое время Д.А. Керимов высказал мнение, что само выдвижение в 80-х гг. идеи правовой системы явилось своего рода компромиссом между сторонниками узкого и широкого понимания права. Мы полагаем, что так оно и есть, ибо те, кто стремится расширить понятие права и включить в него, помимо норм, ряд других элементов, получили в свое распоряжение категорию, которая вполне может отразить эту новую реальность. В этом смысле обоснование концепции правовой системы оказалось удачным выходом из положения.

Преимуществом нормативного подхода является то, что он акцентирует внимание прежде всего на регулятивной функции права. Право рассматривается в этом случае как особый, официальный, цивилизованный, общепризнанный и наиболее эффективный регулятор общественных отношений, как консолидированная форма выражения государственной воли всего общества, воли, закрепленной (объективированной) в законах и других правовых актах, исходящих от публичной власти. Это хорошо вписывается в нынешнюю ситуацию, отвечает задачам наведения порядка в стране, борьбы с правовым беспределом, беззаконием - словом, претворения в жизнь лозунга о "диктатуре закона". В этом смысле нормативное понимание права является сегодня, пожалуй, более актуальным и предпочтительным, чем широкое.

Недостаток же данного подхода выражается в том, что право подчас слишком жестко увязывается с государством, когда оно вольно или невольно превращается в голый инструмент власти, средство принуждения. Не всегда учитывается, что право формируется не только "сверху", но и "снизу", вырастает из народных корней, обычаев, традиций, индивидуальной саморегуляции, и государству остается лишь "согласиться" с этим. Иначе говоря, власть не является единственной правотворящей силой, она - лишь аккумулятор воли.

Огромная масса правовых норм создается общественными и иными негосударственными организациями. В качестве источников права выступают юридические прецеденты, судебная практика, нормативные договоры, права человека. В известном смысле право создается всем обществом, хотя в конечном счете исходит все же от государства как официального представителя общества. И никто помимо или вопреки воле государства не может творить право, это его исключительная прерогатива. В противном случае нельзя говорить о суверенности власти. Вообще, существует аутентичное и делегированное право, но делегированное - не значит негосударственное.

Короче, нормативный подход к праву тоже можно понимать по-разному, ибо в нем есть много нюансов, которые не могут оставаться без внимания. Этот подход претерпел свою эволюцию, прошел известные этапы. Мы уже не говорим о том, что раньше нормативисты оперировали такими формулировками, как "право есть возведенная в закон воля господствующего класса", "классово-волевой характер права" и др., которые безнадежно устарели. Во главу угла ставилась "лобовая" материальная обусловленность права, игнорировались другие объективные и субъективные факторы, определяющие его содержание; преувеличивалась роль принуждения. Словом, право трактовалось в духе А.Я. Вышинского.

Положительным моментом широкого правопонимания является то, что его сторонники рассматривают право прежде всего в качестве важнейшей социальной, культурной и нравственно-гуманистической ценности, не сводят право к простому атрибуту государства - напротив, государство должно основываться на праве и быть связанным им, в чем, собственно, и заключается суть правовой государственности. Они проводят более четкое различие между правом и законом. Заслугой авторов данного течения явилось то, что они преодолели узкодогматическую трактовку права, отошли от закостенелой и некорректной формулы "право - возведенная в закон воля господствующего класса", возвысили права человека, указали на необходимость соответствия национального права международным стандартам и тем самым изменили вектор развития правовой теории, хотя и не без погрешностей. Это было важным шагом вперед в правильном направлении, новой тенденцией в "перестроечный", а затем "реформаторский" период.

Право является сложным и многогранным явлением реальности. Невозможно дать единого, всеобъемлющего определения праву. Это связано с тем, что сущность права понимается различным образом, и с тем, что проявления права в социальной жизни трактуется по- разному.

• общеобязательные нормы, юридические законы, деятельность судебных и иных государственных органов, юридических уч­реждений, т. е. то, с чем человек сталкивается в своей практи­ческой жизни;

• особое сложное социальное образование, такое же, как наука, искусство, мораль;

• явление мирозданческого порядка — объективное явление все­го Мироздания, Вселенной, проявляющееся в жизни людей.

Среди разнообразных подходов к понятию права выделяются по­нятия о праве в узком и широком смысле.

Во-первых, право рассматривается в специально-юридическом (узком) смысле как юридический инструмент, который используется государством для политического управления обществом. Право пред­стаёт в виде совокупности общеобязательных норм поведения, которые официально учреждаются государством в виде юридических законов. Право выступает государственным регулятором общественных от­ношений. Во-вторых, право выступает в общесоциальном (ши­роком) смысле как сложное явление, включающее в себя и нормы права, и правосознание, и законодательство, и юридическую практи­ку, правопорядок. Здесь право соизмеримо с такими понятиями, как наука или искусство.

Право в узком смысле — это система общеобязательных юриди­ческих норм, устанавливаемых и охраняемых государством и направ­ленных на урегулирование общественных отношений.

Можно отметить, что такое понимание права характерно для норма- тивистского или этатисткого подхода к праву. Он имеет свои несомненные достоинств и широко используется юристами в практической деятель­ности.

Признаки права в узком смысле:

1. Право нормативно. Право состоит из норм, т. е. правил поведе­ния общего характера, адресованных неопределённому кругу лиц.

2. Право носит предоставительно-обязывающий характер. Право строится так, что предоставляет возможности или права одному субъ­екту и одновременно накладывает обязанности на другого субъекта. Один субъект имеет право, а другой субъект несёт обязанность по реализации этого права. Нет прав без обязанностей и нет обязан­ностей без прав. Права и обязанности — неразрывно связаны и вза­имно дополняют друг друга.

4. Право обладает формальной определённостью. Право выражает­ся в официально изданных правовых актах и иных юридических доку­ментах, которые строятся по определённой форме и принимаются

по строгой процедуре. Право выражается в определённых юридических документах: законах, указах, постановлениях, распоряжениях, приказах, решениях, договорах и др. Право не может выражаться в рассказах, повестях, романах, стихах, монографиях, журнальных статьях, газетных репортажах и иных подобных печатных произведениях.

5. Право системно. Все нормы права связаны друг сдругом вединую систему. Системность права выражается: а) в иерархичности построения системы от норм-принципов самого высокого уровня общности до норм среднего и низшего уровней; б) в логической выводимости норм более низкого уровня из норм более высокого уровня общности; в) в непро­тиворечивости норм между собой; г) в полноте охвата общественных отношений, которые урегулированы нормами права.

6. Право носит волевой характер. Право выражает волю государства при регулировании общественных отношений. Право реализуется в волевой деятельности субъектов.

7. Право устанавливается и охраняется государством. Этим оно от­личается от других социальных норм, например морали. За правом всегда стоит государственная власть, которая обеспечивает исполнение и соблюдение законов. Там, где есть право, там действует и принуждение.

Право в широком смысле — это сложное социальное явление, включающее в себя систему права, систему источников права, право­сознание и юридическую практику.

Право в широком смысле близко по содержанию к понятию право­вой системы государства. Обычно этим понятием широко пользуются политологи, социологи, культурологи, философы, когда рассуждают о праве в целом. При изучении различных научных работ о праве всегда следует обращать внимание на то, в каком смысле автор трак­тует понятие права — в широком или узком. В противном случае могут возникнуть сложности с пониманием содержания права, излишние споры и конфликты.

Почти год назад я критиковал учебную юридическую литературу, что вызвало много откликов – как положительных, так и отрицательных. В итоге решил действовать по принципу "недоволен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай". Поэтому с сегодняшнего дня начинаю серию статей "Правоведение для чайников", где постараюсь перевести на человеческий язык основные положения теории государства и права, судоустройства и ряда других юридических дисциплин.

Разумеется, чайников тут нет, и, полагаю, этими заметками я никому ничего нового не скажу. Но хочу поделиться ими вот с какой целью: прошу указывать на существенные ошибки, а также дополнять заметки своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Надеюсь выдавать по одной статье в неделю.

Правоведение для чайников – 1. Что такое право?

Право – это искусство добра и справедливости. Сегодня в России эти слова кажутся насмешкой, но именно так считали древнеримские юристы и так переводится с латыни их пословица двухтысячелетней давности ius est ars boni et aequi.

Юристы Древнего Рима заложили основы современного права. И если следовать их логике, то право и всё, что с ним связано, – государство, суды, полиция, чиновники и юридические вузы – должны делать наш мир добрее и справедливее. К сожалению, получается так не всегда, но предназначение права от этого не меняется.

Основной метод, которым право отстаивает добро, справедливость и разумность, – устанавливает для людей правила поведения и наказания за их нарушение.

Но это определение объясняет не всё. Например, неясно, почему некоторые правила люди считают справедливыми, а другие – нет, или почему одни правила помогают достичь справедливости, а другие существуют лишь на бумаге.

Три подхода к правопониманию

У нормативного подхода к правопониманию есть следующие минусы.

Во-вторых, закон, изданный государством, может в реальности не действовать. Скажем, указанная выше статья 120 Конституции РФ про независимость суда не всегда соответствует реальности – на судей часто давят председатель суда, вышестоящие суды, прокуратура и многие другие субъекты, заставляя их выносить определённые решения. А тезис о том, что Россия в данный момент – демократическое и правовое государство, является очень спорным.

Итак, нормативный подход к пониманию права: право – это система правил поведения, установленных государством

Философский подход (он же нравственный или естественно-правовой) к пониманию права ближе всего к той древнеримской пословице, с которой я начал. Он утверждает, что право – это набор правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности. То есть право приравнивается к тому, что люди считают правильным, разумным и целесообразным. А существующие законы и судебные решения могут либо отражать, либо не отражать эти идеи.

Первый минус такого подхода к правопониманию: представление о добром, справедливом и разумном у разных людей и в разное время отличается. Но всё же человечество смогло сформулировать общие представления об этих вещах – они есть в трудах философов, учёных и юристов, а также в нескольких международных документах. Если говорить об отношениях между людьми (по поводу права собственности, сделок, причинения вреда имуществу и др.), то здесь более всего применимы нормы классического римского права и их средневековых комментаторов. Если говорить об отношениях между человеком и государством, то здесь нам поможет принятая странами – членами ООН после Второй Мировой войны Всеобщая Декларация прав человека и ряд иных документов.

Другой минус философского подхода – он может увести нас далеко от реальности. Вместо понятных правил поведения мы имеем набор идей, которые мало того, что чётко не прописаны, так ещё и не всегда существуют в действительности.

Итак, философский подход: право – это система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности.

Социологический подход – наиболее приближенный к жизни. Он отдаёт предпочтение не тому, что написано в законе, и не тому, что люди считают идеальным воплощением справедливости, а тому, что существует и происходит в действительности. Это тот подход, который применяет каждый человек, когда видит, что в законе написано одно, а в жизни происходит что-то другое.

Оценить, какие на самом деле существуют правила поведения, помогает социология – наука, изучающая общество. Социологам необходимо провести тщательную и детальную работу: проанализировать статистику, прочитать судебные решения, провести соцопросы. После этого они могут сделать адекватные выводы: как в реальности действует закон и почему в одних случаях он действуют так, а в других – по-другому.

Разумеется, это не стопроцентное правило, поскольку иногда судья в России может и оправдать невиновного, а может и дать ему реальный срок. Но общая тенденция именно такова. Для российских судей важны карьера и добрые отношения со следователем и прокурором, но одновременно они не совсем уж бесчеловечные существа – отсюда и такое интересное правило.

Для выявления этих и многих других правил и существует социологический подход к праву.

Итак, социологический подход: право – это система правил поведения, реально существующих в обществе

Соответственно, применяя три подхода к праву, мы можем проанализировать любое правило, установленное законом, и посмотреть:

а) что про это правило написано в законе (нормативный подход)
б) отражены ли в нём требования добра, справедливости и разумности (философский подход)
в) как оно работает в действительности (социологический подход)

Разумеется, один подход не исключает других. Всё они дополняют и углубляют друг друга. Наличие трёх подходов к правопониманию стимулирует нас не просто читать законы, но и размышлять о том, насколько они правильные, и смотреть, применяются ли они на практике.

И примерно как для христиан Господь един в трёх лицах (Отца, и Сына, и Святого Духа), так и право для нас едино в трёх этих подходах. Чем более развитое и демократическое государство, тем меньше различий между ними: государство устанавливает добрые, справедливые и разумные законы, а руководители страны, чиновники, судьи и простые люди в действительности им следуют.

А пока я дам определение права, где попробую совместить все три подхода. И пусть пока эти подходы часто не совпадают, но когда-нибудь, надеюсь, таких расхождений у нас будет значительно меньше:

Итак, право – это установленная государством и действующая в обществе система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности

Право в системе социальных норм

Правовые нормы – это лишь один вид социальных норм, хотя, пожалуй, самый многочисленный. Но есть и другие.

Заставить людей соблюдать моральные нормы непросто. В идеале, если человек их нарушит, то его ждут муки совести и осуждение окружающих, но на практике это происходит не всегда. Кроме того, моральные нормы не всегда конкретны и однозначны и оставляют большой простор для толкования.

Ещё существуют религиозные нормы. Частично они совпадают с моральными – например, во многих религиях верующих обязывают помогать другим людям, не лгать, быть трудолюбивым. Есть и более специфические и не всегда объяснимые правила: например, ислам обязывает своих последователей пять раз в день совершать намаз (молиться), а христианство запрещает в определённые дни есть мясные и молочные продукты (соблюдать пост). Соблюдение этих правил обеспечивает вера человека в сверхъестественные силы и загробную жизнь. Если человеку кажется, что эти силы (некий единый бог или множество разных богов) накажут его за неправильно поведение, то в идеале он должен соблюдать эти правила более охотно.

Наконец, ещё одни социальные нормы – корпоративные. Это правила, установленные разными общественными объединениями: профсоюзами, организациями предпринимателей, политическими партиями. Их соблюдение обеспечивает следующий механизм: такие организации отстаивают права и интересы своих участников, поэтому исключение из их числа может лишить человека ряда преимуществ.

Чем же отличаются правовые нормы от всех прочих социальных норм и как соотносится их содержание друг с другом?

С другими социальными нормами всё не так жёстко. Их устанавливают сами люди, и за несоблюдение ответственность не очень серьёзная. Скажем, в случае с моральными нормами – лишь общественное осуждение и муки совести (если она есть). А в случае с религиозными нормами человека может ожидать недопуск к причастию, отлучение от церкви и самое страшное – попадание в ад после смерти. Но в сверхъестественные силы и загробную жизнь многие не верят, и эти наказания их не пугают.

Скажем, если вы обманываете окружающих, обвиняя какого-то человека в совершении преступления сексуального характера, – с точки зрения закона, это разновидность клеветы. Наказание за неё предусмотрено ч. 4 ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (штраф или обязательные работы на срок до 400 часов).

Если вы обманываете людей с целью похитить их имущество стоимостью от 2,5 тыс. руб. до 250 тыс. руб. – это мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину. Наказание предусмотрено ч. 2 ст. 159 Уголовного кодекса РФ (до пяти лет лишения свободы).

Наконец, если вы обманываете суд, выступая свидетелем на каком-то процессе и утверждая, что некий гражданин совершил убийство – это разновидность заведомо ложных показаний. Наказание за них предусмотрено ч. 2 ст. 307 Уголовного кодекса РФ (до пяти лет лишения свободы).

Кроме того, во всех трёх случаях вы обязаны возместить ущерб тем, кто пострадал от вашего обмана – это регулируется Гражданским кодексом РФ, в частности, статьями 150-152 (о компенсации морального вреда) и главой 59 (об обязательствах вследствие причинения вреда).

Граница между правом и всеми остальными социальными нормами менялась в зависимости от эпохи и страны. Например, раньше почти во всех странах право регулировало вопрос верности в браке. Этот вопрос до сих пор регулируется моралью и религией – в большинстве случаев люди осуждают измену. Однако правового регулирования тут уже нет и почти нигде государство никак за измену не наказывает. Только в некоторых исламских странах (в частности, в Иране) супружеская измена до сих пор считается преступлением и за неё предусмотрено наказание.

Ещё один пример – проблема свободы слова и гласности. Какие мысли высказывать, о чём писать и говорить – стоит ли сюда вмешиваться и насколько? Обычно под запрет подпадает лишь прямой обман (см. выше) или распространение информации, охраняемой правом интеллектуальной собственности. А вот что касается общедоступной и правдивой информации, а также мнений на её счёт – в этой области каждое государство решает вопрос по-своему. Где-то можно говорить и писать всё, что угодно, где-то – почти всё, где-то – только то, что соответствует какой-то определённой идеологии.

В частности, сегодня в России существуют законодательные запреты идей и художественных образов, которые российское руководство считает вредным для общества. Сепаратизм, суицид, употребление наркотиков, гомосексуализм, терроризм, экстремизм, проблемы религии, межнациональная и социальная рознь – обсуждение этих проблем может быть расценено как пропаганда и наказано штрафом и тюрьмой. Целые ведомства и тысячи чиновников и полицейских заняты тем, что выискивают на форумах и в социальных сетях ту информацию, которая подпадает под пропаганду перечисленных явлений, а судьи рассматривают дела и выносят по ним приговоры. Но, возможно, когда сменится руководство страны, такие запреты уйдут в прошлое, а всё это будет регулироваться исключительно моральными, религиозными и корпоративными нормами.

Таким образом, право входит в систему социальных норм, но границы между правовыми нормами и всеми остальными (моральными, религиозными, корпоративными) не всегда можно чётко выделить. Какие-то правовые нормы совпадают с моральными, какие-то – нет, но чаще всего правовые нормы уточняют и конкретизируют содержание моральных норм под разные ситуации.

В английском языке с этим немного проще – там есть два разных слова: law и right. Соответственно, law – это право в объективном смысле, а right – право в субъективном смысле.

Как и любая другая наука и сфера деятельности, право требует знания базовой терминологии. Без неё будет сложно понять, как же это право работает или не работает. Вот эти базовые понятия, которые нужно знать каждому, кто хочет изучить право:
правоотношение;
юридический факт;
правосубъектность, правоспособность, дееспособность;
источник права;
нормативный правовой акт;
закон и подзаконный акт;
ненормативный правовой акт;
норма права (или правовая норма);
правовой институт;
отрасль права;
система права;
правовая семья;
публично-правовой и частно-правовой;
правонарушение;
юридическая ответственность;
правоприменение и правоприменительный акт.

Неподготовленного человека все эти слова могут напугать, но поверьте – разобраться в этих понятиях под силу любому. Но об этом – в следующий раз.

Резюме

Итак, существует три основных подхода к правопониманию – то есть к тому, что считать правом. Нормативный подход приравнивает право к закону, философский – к идеям добра, справедливости и разумности, социологический – к реально действующим правилам. Если совместить три подхода, то право – это установленная государством и действующая в обществе система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности.

Правила поведения, из которых состоит право, называются правовыми нормами (или нормами права). Они входят в число социальных норм, наряду с моральными, религиозными и корпоративными. В чём-то правовые нормы совпадают с другими социальными нормами, в чём-то – нет. Чаще всего правовые нормы конкретизируют и уточняют моральные нормы.

Право как система правил поведения - это объективное право или право в объективном смысле. Право как возможность что-то делать - это субъективное право или право в субъективном смысле. Кроме того, право – это и практическая деятельность юристов, и наука.

Читайте также: