Камерный театр таирова история кратко

Обновлено: 06.07.2024

Содержание

История

— Таиров А. Я. Записки режиссёра. — М., 1921. — С. 75. [2]

При Камерном театре существовала студия, позже ставшая Государственным театральным училищем. Официальным руководителем студии, а позднее училища считался Таиров, но фактическим руководителем студии были Л. Л. Лукьянов, затем Ю. О. Хмельницкий.

Недостатки спектакля были расценены как выражение чуждых политич[еских] тенденций, что было связано с характеристикой К[амерного] т[еатра] как т[еат]ра „действительно буржуазного“, данной Сталиным ещё в 1929. [2]

25 сентября 1950 года после непродолжительной тяжёлой болезни Таиров скончался.

Труппа

Режиссёры

  • Таиров, Александр Яковлевич
  • Лукьянов, Леонид Львович

Актёры

Художники

Спектакли

Примечания

Литература

Ссылки

  • Театры по алфавиту
  • Театры СССР
  • Исчезли в 1950 году
  • Театры, основанные в 1914 году
  • Камерные театры
  • Театры Москвы
  • Камерный театр Таирова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Камерный театр Таирова" в других словарях:

Камерный театр — Камерный театр название происходит от английского англ. chamber и французского фр. chambre, что в переводе означает комната небольшое по масштабам помещение. Произведения исполняются в небольшом театре и предназначены для… … Википедия

Камерный театр — московский, основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с 1920 академический. Провозгласив эстетическую независимость театра как вида искусства, стремясь к синтетическому творчеству, воспитанию актёра виртуозного мастера всех театральных жанров и… … Энциклопедический словарь

Камерный театр — осн. в Москве 12 дек. 1914. Создатели т ра А. Я. Таиров и А. Г. Коонен. В осн. его эстетики лежала чистая театральность, приоритет формы, что сближало поиски А. Я. Таирова с символистскими течениями в иск ве нач. 20 в. Программа т ра определяла… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Московский Камерный театр — МДТ им. Пушкина на Тверском бульваре, 23 в Москве Московский драматический театр им. А.С. Пушкина драматический театр, ведущий свою историю от Камерного театра А. Я. Таирова. Один из известнейших театров Москвы. Содержание 1 История … Википедия

Театр-студия под руководством Р. Н. Симонова — Театр студия под руководством актёра и режиссёра вахтанговской школы[1] Р. Н. Симонова работал в Москве с 1928 по 1937 год[2][3]. Закрыт в 1937 году в результате слияния с московским Театром рабочей молодёжи … Википедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Старинный особняк и его тайны. История Театра имени Пушкина

Как Камерный театр Александра Таирова превратился в Московский драматический театр имени А.С. Пушкина, почему Владимиру Высоцкому не доверяли больших ролей на этой сцене и что делал за его кулисами маленький Сергей Безруков. Окунаемся в прошлое особняка на Тверском бульваре — далекое и совсем недавнее.

25 декабря исполняется 105 лет со дня основания Камерного театра Таирова, который под новый 1915 год открылся на Тверском бульваре. Камерный театр, заслуживший восхищение легенд зарубежной драматургии, которые часто приезжали сюда на премьеры, просуществовал здесь до конца 1940-х. После закрытия его сменил Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. С чего все начиналось и чем живет театр сегодня — в материале mos. ru.


Из Свободного в Камерный

1913 год. Молодой талантливый режиссер Александр Таиров переживает творческий кризис: он решил навсегда бросить театральную сцену. Его друг Константин Марджанов, основатель небольшого Московского свободного театра, просит его не принимать поспешных решений и приглашает поставить спектакль. Таиров соглашается, начинает репетиции и… остается. В Свободном театре он встретил много людей с похожими взглядами, в их числе Алиса Коонен, которая позже стала его женой.

А. Таиров. 1949 год. Фото: Театр имени Пушкина

Слава Камерного прогремит на весь мир: спектаклями Таирова будут восхищаться Бернард Шоу, Юджин О’Нил, Бертольт Брехт. Пока за стенами театра будет бушевать ветер перемен, охвативший Россию в начале ХХ века, на его сцене будут идти тонкие эстетские спектакли. Именно камерные, то есть не для всех.

Особняк на Тверском

Главной задачей стало найти помещение. Поисками занимались Таиров и Коонен. Режиссер и актриса остановились на особняке на Тверском бульваре. Дом принадлежал трем братьям Паршиным — студентам Московского университета. Они сдавали его под разные нужды.

А. Коонен и А. Таиров. Фото: Театр имени Пушкина

Камерный театр

После премьеры возникли первые трудности: театр находился рядом с храмом Иоанна Богослова, церковники решили, что такое соседство недопустимо. Они требовали от театра освободить особняк и переехать в другое место. Вопрос уладили, но с большим трудом.

А. Коонен в роли Федры. Фото: Театр имени Пушкина

Фото: Театр имени Пушкина

В 1933 году храм Иоанна Богослова закрыли. Там разместили мастерские и общежитие Камерного театра. Они, кстати, располагались здесь до 1992 года, пока храм не вернули церкви.

Александр Таиров, который не мог перенести потерю своего детища, вскоре умер. Алиса Коонен жила рядом со зданием театра, но после того, как он был реорганизован под другим именем, ни разу не переступила его порог.

Театр имени А.С. Пушкина

В 1950 году на основе Камерного театра было решено создать новый. Художественным руководителем назначили народного артиста СССР актера Василия Ванина. Здание отремонтировали. Зрительский зал отделали бархатом, повесили огромную хрустальную люстру и герб СССР. Фасад оставили практически без изменений.


Высоцкий, Раневская и другие

Ф. Раневская и Л. Иванова. Фото: Театр имени Пушкина

Фото: mos.ru. Максим Денисов

В 2005 году в театре сделали ремонт: поменяли кресла, обновили фойе, на втором этаже открыли экспозицию, рассказывающую о Театре имени А.С. Пушкина с момента его основания.

Фото: mos.ru. Максим Денисов

Театр сегодня

В 2010 году художественным руководителем назначили заслуженного артиста России Евгения Писарева. До этого он был помощником художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Олега Табакова.

Евгений Писарев, художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина. Фото: Театр имени Пушкина





Театр, который был знаменит не менее, чем детища Станиславского и Немировича-Данченко, Вахтангова, Мейерхольда, пережил революцию, две мировых войны, а потом был закрыт по приказу сверху.

Невероятная жизнь и предсказуемая смерть Камерного театра в Советской России

Доходное место

В начале 1914 года по Тверскому прогуливалась группа молодых людей. Предводителем их был Александр Таиров. Они искали помещение для собственного театра, и им везде отказывали. Наконец ткнулись в уютный особнячок, на котором ныне стоит адрес: Тверской бульвар, 23 и располагается Театр им. Пушкина.

Впервые о доме стало известно, когда владелец князь Вяземский продал его некой бригадирше Дмитриевой-Мамоновой за 3300 золотых рублей в 1779 году. К середине XIX века многократно перестроенное здание на Тверском превратилось в доходный дом, который можно было сдать приличным господам.

Двор усадьбы идеально подходил для построения театральной коробки. А такие помещения в начале прошлого века пользовались повышенным спросом. Стоило Станиславскому и Немировичу-Данченко открыть в 1898 году свой Московский Художественный общедоступный театр, у них прямо под боком начали вырастать несогласные ученики.

Тогда особнячком владели трое братьев Паршиных. Здание они получили по наследству и мечтали, естественно, поиметь доход. Таиров потом не помнил, как убедил братьев, что он-то доход и принесет, целых 36 тысяч рублей в год. Но сумел найти пайщиков, и братья разрешили построить во дворе зал на 400 мест и сцену.

Шуба Луначарского

Настоящие буржуи

Революция, Гражданская война, разруха – все, что происходило за стенами, как бы не касалось Таирова. Он был убежден: в театр люди идут за тем, чего в жизни быть не может. Каждый его новый спектакль по всему, включая название, напоминает диковинное растение из оранжереи.

По морде Таирову!

Через год после Победы вышло постановление, запрещающее зарубежную драматургию. Из Камерного театра как бы откачивают воздух. Гибель, отсроченная войной и эвакуацией, приближалась.

Ванин проработал в театре год и тоже умер от рака. Затем разбился в авиакатастрофе Чаплыгин, артист Камерного, ставший директором Театра им. Пушкина. Появились разговоры о проклятии, которое якобы наложила Алиса Коонен. Сама она до кончины в возрасте 84 лет продолжала жить в квартире, которая находилась в здании театра, – сейчас там гримерные и репетиционный зал. Алиса Георгиевна вовсе не была затворницей – она общалась с актерами, писала воспоминания, много выступала с чтецкими программами. И, по мнению бывшего артиста Камерного театра Торнстенсена, она слишком любила это здание и сцену и не могла ничего проклясть.

Бетонный занавес

К тому же оказалось, что в 2009 году вышел закон, запрещающий вешать мемориальные доски на учреждениях культуры. Максимум что можно — разместить информационную доску вместо художественно исполненного, пусть маленького, но давно заслуженного памятника великой чете.

В стенах театра Таиров и Коонен встречают вас на каждом шагу. Здесь есть мемориальное панно, установленное в год 70-летия Камерного театра, где запечатлены режиссер и его муза — в роли Федры. На втором этаже выставлены подлинные костюмы Алисы. Можно пройти по лестнице, оставшейся с XIX века, по которой ходили эти великие люди.

Условный театр

Условный театр-термин, обозначающий художественное направление в театральном творчестве, возникшее на рубеже 19–20 вв. – в противовес реалистическому и особенно – натуралистическому театру.

Рубеж 19–20 вв. – время особенно бурного развития театрального искусства – как его практики, так и теории. Театр стоял на принципиальном переломе своей художественной деятельности: появилась и проходила этап своего становления новая театральная профессия – режиссер. Театр, как вид искусства, приобретал нового автора своих произведений; автора, в 20 в. занявшего место лидера, объединяющего и формирующего все многочисленные компоненты спектакля. Это было время самых разнообразных и энергичных режиссерских экспериментов, исканий, резкой полемики, крайних высказываний и постановочных решений.

Крупнейшие театры начала ХХ века




Условный театр

Условный театр-термин, обозначающий художественное направление в театральном творчестве, возникшее на рубеже 19–20 вв. – в противовес реалистическому и особенно – натуралистическому театру.

Рубеж 19–20 вв. – время особенно бурного развития театрального искусства – как его практики, так и теории. Театр стоял на принципиальном переломе своей художественной деятельности: появилась и проходила этап своего становления новая театральная профессия – режиссер. Театр, как вид искусства, приобретал нового автора своих произведений; автора, в 20 в. занявшего место лидера, объединяющего и формирующего все многочисленные компоненты спектакля. Это было время самых разнообразных и энергичных режиссерских экспериментов, исканий, резкой полемики, крайних высказываний и постановочных решений.

Крупнейшие театры начала ХХ века

Итак, Камерный театр есть факт. Почему Камерный? Дело в том, что режиссер и его труппа хотели работать вне зависимости от рядового зрителя, а хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей, таких же неудовлетворенных деятельностью действующих театров и ищущих новое. Однако ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки создатели нового театра не стремились – напротив, по своему существу они были чужды их замыслам и исканиям. Уже в первые годы работы театра стало понятно, что название утратило свой первоначальный смысл, но Таиров сохранил его, как сохраняет человек имя, данное ему при рождении 3 .

Что же принципиально новое принес театр Таирова в российскую театральную среду начала века: от чего категорически отказался и что позаимствовал у предшественников? Безусловно, театр не мог возникнуть на пустом месте. Главное в театре – его наполненность идейной составляющей. Привнести этот основной компонент в театр – задача режиссера. Свою театральную концепцию А. Я. Таиров создавал на протяжении всей жизни, однако к 1914 году – дате рождения Камерного – основные ее аспекты уже были осмыслены режиссером и применены на практике.

Основным вопросом для Таирова было – что можно взять от театра Условного и театра Натуралистического и привнести в концепцию своего театра? Да и нужно ли вообще брать что-либо? Пожалуй единственное, к чему Таиров все же прислушался, что отвечало его собственным воззрениям – это концепции подлинных новаторов западноевропейской театральной сцены рубежа веков – Эдварда Гордона Крэга и Адольфа Аппиа. Эти всемирно известные теоретики театра были убеждены, что оформление театра должно быть подчинено интересам актера, которого должно окружать подлинно трехмерное пространство, с планшетом сцены, разбитом на планы различных высот; подобного рода теории как нельзя больше импанировали позициям Таирова. Также не менее важной становится для него предложенная Крэгом в самом начале ХХ века концепция кинетического пространства, то есть подвижной декорации, с момента возникновения которой становятся возможны все последовавшие потом пространственные метаморфозы, нашедшие свое воплощени и в стенах Камерного театра. Так, отталкиваясь от идей, парящих в воздухе в период первой четверти ХХ века, Таиров начал работу над собственной театральной концепцией (сначала – в рамках Свободного театра Марджанова, а затем и Камерного). Он опирался на отрицательные положения, шел по собственному пути, не пересекаясь с театром Условным и театром Натуралистическим. Таиров хотел, чтобы Камерный театр достиг необходимого сценического синтеза, нашел новую самодавлеющую сценическую форму, неизменно исходя из особой природы актерского материала, к которому столь пренебрежительно отнеслись ни раз упомянутые выше российские театры.

Личность режиссера: новаторство и системный подход

Режиссер. Поскольку театр является продуктом коллективного творчества, постольку в нем необходим режиссер. Режиссер, – в данном случае – А. Я. Таиров, - это кормчий театра; он ведет корабль театрального представления, избегая мелей и рифов, преодолевая возникающие внезапно препятствия, борясь с бурей и штормом, все время ведя корабль к поставленной творческой цели. Говоря иначе, главной органической задачей режиссера является координирование творчества отдельных индивидуальностей и конечная его гармонизация.

Главным образом искусство режиссера выражается в процессе постановки спектакля. Процесс этот распадается на несколько моментов, первым из которых, несомненно, является творческий замысел спектакля. В театре Таирова подлинное театральное действие неизменно вращается между двумя основными полюсами – мистерией и арлекинадой. Но, вращаясь между ними, в каждом спектакле оно принимает особые, неповторимые формы.

Замыслить форму спектакля, имея в виду творческий коллектив театра, его сильные и слабые стороны, его запросы и пожелания, и то действенное устремление, которое лежит в данный момент на его пути, – такова первостепенная задача режиссера. Лишь ощутив и претворив ее в жизнь, он может приступить к созданию, либо отысканию сценария или пьесы, обратившись к литературному наследию.

Итак, отыскание необходимого для намеченного сценического замысла литературного материала и преображение его соответственно действенному построению постановки – вот второй момент творческого процесса по созданию режиссером спектакля 11 .

Музыка или оркестровка пьесы и ее ритмическое разрешение. Ощутить ритм пьесы, услышать ее звучание, ее гармонию и затем как бы оркестровать ее – такова третья задача режиссера. Из всех существующих искусств искусство музыки, безусловно, наиболее близко искусству театра. Подобно тому, как в качестве творческого помощника нужен театру поэт, так нужен ему и композитор, для того чтобы самодавлеющее искусство театра зазвучало со всей неисчерпаемой полнотой его многогранных возможностей, чтобы творческая палитра актера заиграла новыми волнующими красками.

Рис. 2. Эскиз костюма Саломеи к одноименной постановке. Сценограф - А. Экстер. Иллюстрация из книги Коваленко Г.Ф. Александра Экстер. Путь художника. Художник и время. М., 1993. С.70.

Рис. 2. Эскиз костюма Саломеи к одноименной постановке. Сценограф - А. Экстер. Иллюстрация из книги Коваленко Г.Ф. Александра Экстер. Путь художника. Художник и время. М., 1993. С.70.

1. Берковский Н. Я . Таиров и Камерный театр: В кн. Литература и театр. М., 1969

2. Головащенко Ю. А . Режиссерское искусство Таирова. М., 1970

3. Державин К. Книга о Камерном театре 1914-1934. Л., 1934

5. Левитин М. Таиров, М., 2009

6. Сахновский В. Г. Работа режиссера. М., 1937

7. Сбоева С. Г . Актер в театре А. Я. Таирова // Русское актерское искусство ХХ века. Спб., 1992

8. Таиров А. Я. О театре.Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970

9. Эфрос А . Камерный театр и его художники, М., 1934

1. Berkovski N. Ia. Tairov and Chamber theatre [in Russian]: In Literatura i teatr [ Literature and theater ] . Moscow , 1969.

2 . Golovaschenko Yu. A . Tairov’s art of directing [in Russian] . Moscow , 1970 .

3. Derzhavin K . Book about Chamber theatre 1914- 1934 [in Russian] . Leningrad , 1934 .

4. Koonen Alisa . Pages of life [memoirs, in Russian] . Moscow , 1975 .

5. Levitin M. Tairov [biographical book, in Russian]. Moscow , 2009 .

6. Sakhnovsky V. G. Rabota rezhissera [The work of the director] . Moscow, 1937 .

7. Sboeva S. G. Actor in A. Ya. Tairov’s theatre [in Russian] in Russian performing Arts of 20 th century. Saint-Petersburg, 1992.

8. Tairov A. Ya. On theatre. Notes of director. Articles. Conversations. Speeches. Letters [in Russian] . Moscow, 1970.

1 Таиров А.Я . О театре. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970. С.77.

Читайте также: