Бурре это в музыке кратко

Обновлено: 30.06.2024

франц. bourree, от bourrer — делать неожиданные скачки; итал. buora, borea, англ. borry, borre

Старинный франц. нар. танец. Предположительно возник в провинции Овернь в сер. 16 в. В разл. р-нах Франции бытовали Б. 2-дольного и 3-дольного размера с острым, часто синкопированным ритмом. Во 2-й пол. 16 в. Б. проник в Париж, в 17 в. стал придв. танцем. Для придв. Б. характерны чётный размер (alla breve), быстрый темп, чёткий ритм, затакт в одну тактовую долю. В сер. 17 в. Б. вошёл в инстр. сюиту в качестве предпоследней части. Ж. Б. Люлли ввёл Б. в свои сценич. произв. (балет "Переодетая любовь", 1664; опера "Фаэтон", 1683). В 1-й пол. 18 в. Б. - один из популярных европейских танцев. В оперной музыке Б. широко использовали А. Кампра, А. Детуш, Ф. Рамо, в инструментальной - Г. Муффат, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах.

И. С. Бах. Бурре I из 2-й "Английской сюиты" для клавира.

В конце 19 в. в связи с неоклассицистскими тенденциями в художеств. творчестве возродился нек-рый интерес к Б.

Бурре (фр. bourrée, от глагола фр. bourrer — делать неожиданные или резкие прыжки) — это балетный термин, который означает особые танцевальные шаги. Но бурре - это и старинный французский народный танец, который возник в XV—XVI веках, а в XVII веке, с появлением в стране моды на всё "французское", бурре заинтересовались в высших кругах общества, и оно превратилось в один из самых популярных европейских придворных танцев с характерным размером, энергичным темпом и чётким ритмом. А со временем бурре стало частью такого музыкального жанра как инструментальная сюита.

Сюита (последовательность, ряд, вереница) состоит из набора танцевальных пьес различного характера: друг друга сменяют танцы медленные и быстрые, торжественные и весёлые, изящные и стремительные. При этом здесь, как и при дворе, свой строгий порядок: есть главные особы и те, кто их сопровождает. Так, основных танца в сюите четыре: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. В XVII веке в сюиту стали включать более современные танцы - гавот, менуэт и бурре. Они заняли строго определённое место - между сарабандой и жигой - и выполняли роль некоего интермеццо, перехода от одной части к другой. Все пьесы в сюите объединяет одна тональность, они перекликаются интонациями и контрастируют, оттеняя таким образом друг друга.

Форму сюиты очень любил Иоганн Себастьян Бах, великий музыкальный архитектор, который, соединяя самые разные танцевальные жанры, создавал из них цельную богатую возвышенную музыку. Сюиты он сочинял для отдельных инструментов и инструментальных ансамблей.

Всего он написал шесть Французских и шесть Английских сюит и шесть партит. Почему они так называются, точно неизвестно. Английские якобы заказал некий англичанин. Французские - предположительно потому, что в них были французские танцы и манера французских клавесинистов. Эти сюиты самые несложные - скорее всего, Бах сочинял их для любителей помузицировать дома и начал экспериментировать, противопоставляя пьесы и образы разного эмоционального содержания. В Английских сюитах и партитах масштаб уже больше, а пьесы становятся более виртуозными и концертными.

Всемирно известное ныне Бурре ми минор Бах включил в Сюиту ми минор BWV 996, которая, судя по названию, предназначалась для лютни, но оригинальных нот не осталось, и есть предположения, что Бах исполнял её и на клавесине.

Однако сейчас Сюиту ми минор часто играют на струнных инструментах - гитаре, мандолине, а также на лютне и клавесине. Но популярнее всего Бурре ми минор - среди гитаристов.

Но в ХХ веке именно Бурре ми минор Иоганна Себастьяна Баха неожиданно получило новую жизнь и стало вдохновлять современных музыкантов.

По соседству с Йеном Андерсоном, флейтистом и лидером группы Jethro Tull, жил студент консерватории, который долго пытался разучить бурре Баха на гитаре. Йен уже развлекался на концертах импровизациями и искал другие интересные темы. Мелодия бурре надолго засела у него в голове. Он нашёл ноты, переложил их для флейты и сделал превосходную аранжировку в джазовом стиле: добавил синкопы, сместил акценты и в целом довольно далеко ушёл от основного мотива. Впервые эта игривая очаровательная импровизация была исполнена в 1969 году на альбоме Stand Up, а затем стала одной из кульминаций концертов Jethro Tull и визитной карточкой группы - во время импровизации Йен ещё и стоит на одной ноге, имитируя танцевальные па.

Сам Андерсон рассказывает, что легко относится к исполнению его музыки другими, поскольку и сам заимствовал темы:

"Обычно разрешаю - почему бы и нет. Я ведь и сам когда-то делал нечто подобное с записями классической музыки - заимствовал из них основную мелодическую линию или гармоническую последовательность, а все остальное радикально переаранжировывал на свой лад. Мне кажется, что если бы Иоганн Себастьян Бах дожил до наших дней, он не имел бы ничего против этого".

Интересовались Бурре и другие рок-музыканты - его играли Led Zeppelin на концертах, вставляя в свой Heartbreaker. Импровизировал на эту тему и Ингви Мальмстин. Джон Лорд сочинил собственное Бурре для своего альбома "Сарабанда".

Ну и известная и вместе с тем загадочная история - Пол Маккартни рассказывал, что именно Бурре ми минор Баха и его вариации вдохновили его на создание песен Blackbird и Jenny Wren. По словам Пола, ещё будучи совсем юнцами, они с Джорджем Харрисоном пытались выучить Бурре в качестве эффектной пьесы "для повыпендриваться". Пол уверяет, что адаптировал часть Бурре, изменив тональность на соль мажор, и использовал этот фрагмент в начале Blackbird и всю музыкальную идею - в гитарном аккомпанементе. На самом деле найти следы Бурре ми минор Баха в Blackbird и Jenny Wren сложно - хотя сами песни очень похожи. И обе прекрасны. Если на их создание Пола вдохновил Иоганн Себастьян Бах - ему тоже за это большое спасибо!

Ну, а сейчас версия Бурре на фортепиано. В оригинале это был всё же быстрый танец, но сейчас есть тенденция играть его помедленнее - чтобы лучше прочувствовать вкус эпохи:)

Спасибо, что дочитали! Если понравилось - ставьте лайк, подписывайтесь в Яндекс Дзен и в Telegram , чтобы не пропустить новые публикации и новые видео!

БУРРЕ́ (франц. bourrée, от bourrer – де­лать не­ожи­дан­ные скач­ки), ста­рин­ный франц. та­нец. Воз­ник в сер. 16 в. В разл. рай­онах Фран­ции бы­то­ва­ли Б. двух- и трёх­доль­но­го раз­ме­ров с ост­рым, час­то син­ко­пи­ро­ван­ным рит­мом. С 17 в. Б. – при­двор­ный та­нец с ха­рак­тер­ным чёт­ным раз­ме­ром (alla breve), бы­ст­рым тем­пом, чёт­ким рит­мом, за­так­том в од­ну чет­верть. В сер. 17 в. во­шёл в со­став инст­ру­мен­таль­ной сюи­ты, Ж. Б. Люл­ли вклю­чал Б. в опе­ру и ба­лет. В 1-й пол. 18 в. был по­пу­ля­рен и за пре­де­ла­ми Фран­ции. К бурре об­ра­ща­лись в сво­ём твор­че­ст­ве Г. Муф­фат, Г. Ф. Ген­дель, И. С. Бах, А. Кам­пра, А. К. Де­туш, Ж. Ф. Ра­мо.

http://www.movdance.ru/wp-content/uploads/1134.jpg

Бурре — старинный французский оживленный танец, который изначально возник в Бискайской области Испании в 17 веке. Танец состоит из серии очень быстрых маленьких шагов, при которых ноги ставятся близко друг к другу, и похож на гавота. Бурре, как правило, осуществляется на пуантах, создавая впечатление, что танцор скользит по полу. Иногда танцоры носили деревянные башмаки, чтобы подчеркнуть звуки, издаваемые их ногами.

http://www.4dancing.ru/files/u5304/53041555.jpg

Французские исполнители начали распространять этот танец в других европейских странах во второй половине 17-го и начале 18 веков, после чего бурре быстро стал важной частью французской танцевальной сцены.

Существуют различные типы бурре зависимости от региона Франции, которые отличаются не только темпом, но и количество танцоров.

Несмотря на то, что темп бурре варьируется в зависимости от разновидности этого танца, в основном мелодии для бурре играют в темпе 3/8 или 2/4. Некоторые из разновидностей бурре: бурре в линию, бурре наперекрест и круговой бурре.

Танец бурре

Первое упоминание о бурре как о популярном танце датируется 1665 годом. Тогда Клермон-Ферран описал бурре, как придворный танец. В 17 веке в Франции началась мода на все "национальное, французское", после чего танцем бурре увлеклись даже высшие аристократические слои общества.

В итоге бурре стал придворным танцем и вышел за пределы Франции, став одним из самых популярных танцев в Европе в 18 веке.

Бурре также был популярен у известных инструментальных композиторов. К примеру, Иоганн Себастьян Бах создал ряд сюит, которые были предназначены специально для бурре. Примерно в то же время Георг Фридрих Гендель написал несколько сонат для бурре. Тенденция продолжилась в 19-м веке, когда Фредерик Шопен сочинил несколько мелодий бурре специально для фортепиано.

Танец бурре

Оживленный танец, наряду с музыкой, связанной с ним, распространился по бальным залам всей Европы, но вскоре его ждал упадок. После наполеоновских войн и революции в Франции и бурре вышел из моды, и о нем постепенно забыли.

Танец бурре

Танец сохранился до сегодняшних дней в Оверни, откуда он был завезен в Великобританию и другие страны.

И даже бурре-рок:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: