Камерная музыка рахманинова кратко

Обновлено: 01.07.2024

Камерно-инструментальное творчество Рахманинова. История создания сонаты для виолончели и фортепиано. Теоретический анализ сочинения. Сравнительный анализ интерпретаций: А. Брандуков, С. Рахманинов, С. Кнушевицкий, Л. Оборин, М. Ростропович, А. Дедюхин.

Рубрика Музыка
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.04.2012
Размер файла 696,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Русская камерно-инструментальная музыка на рубеже XIX - XX веков

Глава 2. Камерно-инструментальное творчество Рахманинова

Глава 3. История создания сонаты

Глава 4. Теоретический анализ сочинения

Глава 5. Сравнительный анализ интерпретаций

5.1 А. Брандуков и С. Рахманинов

5.2 С. Кнушевицкий и Л. Оборин

5.3 М. Ростропович и А. Дедюхин

Соната для виолончели и фортепиано С. В. Рахманинова, написанная в 1901 году, фактически первая русская концертная соната для данного состава. Её популярность среди исполнителей и слушателей за всю историю существования произведения никогда не ослабевала. Сегодня репертуар виолончелиста невозможно себе представить без сонаты Рахманинова.

Данная работа ставит следующие цели:

1) рассмотреть место виолончельной сонаты Рахманинова в истории жанра (главы 1 и 2)

2) описать художественное своеобразие сонаты (глава 3)

3) рассмотреть некоторые исполнительские трактовки сочинения, провести их сравнительный анализ (глава №4)

Глава 1. Русская камерно-инструментальная музыка на рубеже XIX - XX веков

После организации в 1859 г. Русского музыкального общества, начинают открываться новые отделения в различных городах страны (Петербург, Москва, Киев, Харьков, Саратов, Нижний Новгород, Псков и т.д.). В популяризации русского камерного творчества гораздо активнее Петербурга была Москва.

Наблюдается расцвет исполнительской культуры. Крупнейший творческим коллективом являлся квартет Петербургского отделения РМО. По количеству ансамблей, да и по их художественному уровню, Москва была беднее Петербурга. Других видов ансамбля с твердыми постоянными составами не было. Ансамбли организовывались все из тех же квартетных ансамблей. Наиболее показательны и значительны для 60-80 гг. выступления братьев Рубинштейнов (207). В 80-90 гг. неоднократно выступает в ансамблях С.И. Танеев.

Рубеж XIX - XX вв. - время расцвета камерной музыкальной жизни и русского камерного исполнительского искусства. В камерных концертах выступают Рубинштейны, Танеев, Лешетицкий, Есипова, Тиманова, Петербургский и Московский квартеты РМО и другие ансамбли.

Период 1890--1917 годов в России отличается интенсивным развитием камерно-инструментальной музыки. Никогда прежде она не привлекала к себе такого внимания русских композиторов, никогда не занимала столь значительного места в их творчестве. Глазунов, Танеев, Рахманинов, Скрябин, Лядов, Аренский, Ляпунов, Метнер, начинающий Прокофьев, Стравинский создают огромное количество произведений, поражающих стилистическим и жанровым разнообразием. Глазунов, Аренский, Рахманинов, Танеев завершают эволюцию жанра инструментального ансамбля в русской музыке. В их творчестве этот жанр продолжал интенсивно развиваться.

Побудительные причины столь интенсивного развития камерных жанров весьма различны. Обращение к ним стимулировалось самой общественной обстановкой, умонастроениями русской художественной интеллигенции, которую камерная музыка притягивала своей лирической природой, возможностями самовыражения, отражения сложных душевных движений, философских идей.

Период 1890--1917 годов получил сейчас в ряде исследовательских работ достаточно глубокую характеристику, охватывающую разные его стороны, характеристику, в которой в значительной степени преодолены прежние прямолинейно-упрощенные оценки сущности общественных и художественных процессов.

Романтизм также оказался всепроникающим и черты его обнаруживаются даже у столь объективного художника академического направления, каким был Глазунов.

Накапливались постепенно в русской музыке и тенденции неоклассицизма, правда, определяясь в прямом выражении, пожалуй, только у Стравинского и, по-особому, у Прокофьева. Но путь к нему шел и через классицизм Танеева, а в несколько ином ракурсе -- Метнера.

Глубочайшая связь русских композиторов рубежа веков с традициями классики имела и огромное прогрессивное значение. Опора на них была необходима при тех сложнейших задачах, которые ставили перед собой Глазунов, Танеев, Рахманинов, Скрябин, молодой Стравинский, начинающий свой путь Прокофьев. Именно традиции классики помогли этим композиторам создать искусство высоких обобщений, действенное, активно вторгающееся в драмы жизни (Рахманинов), несущее в себе большие идеи (Скрябин), полное бунта против косности и декадентства (Прокофьев). К тому же не следует забывать, что и в Западной Европе эти годы отмечены исключительным вниманием к русской классике -- Мусоргскому, Бородину, Чайковскому. Их творчество активно осваивается крупнейшими представителями западной музыкальной культуры, явно привлекая не столько этнографизмом, сколько идейно-художественными сторонами, глубиной психологизма.

Стремление проникнуть вглубь переживаний современника, осмыслить действительность в ее различных аспектах, пристальное внимание к проблемам нравственным, психологическим, этическим и социальным -- такова идейно-художественная орбита русского музыкального искусства 1890 - 1900-х годов, которая обуславливала общую направленность развития русской музыки, включая и ее камерную сферу. Инструментальные ансамбли, сонаты и даже малые формы становятся носителями большого этического, философского содержания. Этим объясняется и сохранение классических типов жанров, сонатной драматургии, основанной на вековом развитии европейского симфонизма.

Глава 2. Камерно-инструментальное творчество Рахманинова

В камерно-инструментальной музыке Рахманинова доминирует романтическое начало. Любой образ, чувство, эмоция у него опоэтизированы, приподняты над обыденным миром. Романтический пафос, романтическая мечтательность, романтический порыв - вот что всегда отличает его вдохновенное искусство. Романтизм проявляется у Рахманинова и в субъективном характере его творчества, в котором все как бы пропущено сквозь призму личностного отношения к действительности, сквозь призму его сильной, властной индивидуальности. Да и сама драматичность его музыки воспринимается главным образом как драма личности в водовороте жизненных конфликтов. Отсюда и монологизм его стиля. Вместе с тем произведения Рахманинова отличает исключительная образная конкретность тематизма, мелоса, фактуры, призванных с предельной досказанностыо выразить содержание музыки, и эта конкретность имеет характер такой типизации, которая позволяет говорить уже о чертах реализма.

С каждым новым периодом экспрессия прелюдий становится все более сложной, драматичной и вместе с тем мужественно-волевой. В Прелюдиях, ор. 32, большая часть их носит взволнованно-драматический или скорбно-элегический оттенок, и этим они примыкают к новому жанру творчества -- этюдам-картинам. Чем объяснить название жанра, ведь содержание этюдов менее всего картинно в изобразительном плане? Думается, что название подсказано картинной яркостью самих образов. Притом каждый этюд -- это не картина, а действие-драма, получившая почти театрализованное воплощение и вместе с тем сохраняющая обобщенно-образный характер: трагический, драматический, эпический и т. д.

В этюдах-картинах несколько изменяется сам стиль письма: открытый песенный тематизм уступает место сжатым инструментальным формулам или движениям, обладающим концентрированной интонационной активностью. Соответственно усиливается роль гармонических и тембровых факторов. Фортепиано в них звучит оркестрально, и плотность, массивность его фактуры придает музыке оттенок особой значительности.

Продолжая традиции П.И. Чайковского в сонатно-симфоническом цикле, С.В. Рахманинов переносит их значение и в камерную музыку, в связи, с чем правомерно говорить о сонатно-камерном цикле. Именно в творчестве Чайковского происходит процесс формирования нового цикла, включающего принципы сонатной формы классиков в сочетании с так называемым методом интонационного прорастания. Рахманинов суммирует и развивает разные приемы в достижении цельности сонатно-камерного цикла.

Закономерности строения камерно-инструментальных циклов Рахманинова можно представить следующим образом: I часть -- сонатная форма; II, III части -- трёхчастная форма; IV часть -- сонатная форма. Сонатная форма IV части может усложняться чертами рондо, вариационностью, фугированными эпизодами. Единство целого при этом обеспечивается следующим комплексом средств:

интонационно-тематические связи между частями;

общность тем главной и побочной партий I части и финала;

использование одинаковых структур;

фактурное единство отдельных разделов;

наличие мажорного финала в главной или одноименной тональности;

сквозное тональное развитие, ладогармоническое предвосхищение.

1. лейттематический комплекс, который становится интонационной основой ведущих тем;

2. скрепление тематизма родственными интонациями, выросшими из лейттемы;

3. неоднократное проведение отдельных тематических элементов помимо лейттемы.

Глава 3. История создания сонаты

Впервые Соната для виолончели и фортепиано упоминается автором в письме А.Б. Гольденвейзеру, связанного, видимо, уже с изданием сочинения в 1902 году:

Первым исполнителем Сонаты был Анатолий Андреевич Брандуков (1856 - 1930) - известный отечественный виолончелист, окончивший Московскую консерваторию у В. Фитценгагена. По теории музыки Брандуков занимался у П.И. Чайковского, который принимал горячее участие в жизни Анатолия Андреевича и посвятил ему пьесу для виолончели с оркестром “Pezzo capriccioso”. В течение жизни Брандуков выступал как солист и камерный музыкант вместе с Ф. Листом, А.Г. Рубинштейном, П.И. Чайковским, С.В. Рахманиновым; кроме того был дирижером, директором Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, а с 1921 года - профессором Московской консерватории (среди его учеников С.П. Ширинский и В.Л. Кубацкий) Также известны собственные сочинения Брандукова - пьесы для виолончели и фортепиано и концерты для виолончели с оркестром.

Интерпретация Рахманиновым и Брандуковым сонаты нашла отклик в большом количестве рецензий:

Отдельные сведения об этом сохранили нам рецензии.

В 1904 году сонату исполняют в Бордо братья Жозеф и Жак Тибо; в Берлине братья Шнабель; в Лондоне Брукер и П. Сухом.

камерная инструментальная музыка соната рахманинов

Глава 4. Теоретический анализ сочинения

Соната для виолончели и фортепиано ор. 19 была написана одновременно со Вторым концертом для фортепиано с оркестром. Связь двух этих произведений очевидна и естественна и касается она как образно-тематического плана, так и стиля, своеобразия музыкального языка. Поэтому исследователи очень часто рассматривают сонату в сравнении с Концертом №2 (такой подход имеет место в монографии Брянцевой).

Медленные части обоих сочинений также обнаруживают образное тематическое сходство. В том в другом случае это монолог-раздумье просветленного, лирико-созерцательного характера.

В сонате господствует романтическая мечтательность. Именно в здесь в большей мере, чем в остальных ансамблях, мы сталкиваемся с характерной для Рахманинова склонностью длительно оставаться в одном состоянии, в одной сфере переживаний. В этом ему помогает пространственность и широта мелодий, которые разливаются, повторяясь вновь и вновь, словно заключенная в них экспрессия никак не может излить себя. Происходят длительные подъемы, сменяемые постоянными спадами, томительные нарастания, которым нет конца, которые не приводят к разрешению психологического конфликта, но только раскрывают и подчеркивают влекущее обаяние романтической мечты о прекрасном.

Структура частей сонатно-камерного цикла в Сонате весьма традиционна: I и IV части -- в сонатной форме, II часть -- в сложной трёхчастной форме, III часть -- в простой трёхчастной форме.

Сонатная форма I части представляет собой типичный образец сонатных форм Рахманинова. Экспозиция содержит основной конфликт. Темы отличаются завершённостью формы и четкостью структуры. В разработке воплощается идея волновой драматургии. Реприза приобретает динамизированный характер. Ее начало является кульминацией I части Сонаты. Подобная структура сонатной формы свойственна многим циклам композитора, в частности, первым частям его фортепианных концертов и симфоний.

Своеобразно решена композиция II части: ее крайние части имеют середину, состоящую из двух разделов -- лирического и драматического, что отражает контраст двух образных сфер и оправдывает нетрадиционность формы.

Для Рахманинова, обращавшегося иногда к бытовавшим интонациям, закономерно и, возможно, может быть, даже бессознательно, использование популярной в те годы народной песни. Изложение ее аккордами, столь свойственными русскому народному многоголосию, сообщает образу большую яркость и рельефность.

Интересна и появляющаяся у виолончели ритмическая фигура. Напоминая отдаленный звук барабана, она усиливает общую атмосферу взволнованного ожидания:

В Un poco meno mosso, где тематический материал развивается в новом, лирическом плане, плавное, закругленное движение мелодии построено на опевании отдельных звуков. Автор словно старается задержать и снова их повторить.

Эта часть играет решающую роль в развитии основного образа произведения. В ней находит воплощение все наиболее задушевное, что связано с лирическими переживаниями композитора. Значение Andante в раскрытии образного содержания произведения ставит особые задачи и перед исполнителями. Именно характер интерпретации этой части, определив весь исполнительский план в целом, обеспечивает полное раскрытие замысла.

Вслед за эмоционально-приподнятым исполнением скерцо эта часть воспринимается как лирическое интермеццо, разряжающее напряжение. Интеллект, но не бесстрастие преобладает над непосредственностью выражения; тщательно выверены темпы и динамические соотношения; нет и тени преувеличенного звучания или неожиданных его подъемов. Все это позволяет исполнителям больше оттенить в музыке этой части строгую последовательность развития мысли, нежели страстность ее высказывания.

Побочная партия, изложенная согласно классической традиции в тональности доминанты (D-dur), своей умиротворенностью напоминает светлые образы медленной части. Вместе с тем простая и запоминающаяся мелодия этой темы вызывает ассоциации с ариями из опер Глинки:

В разработке главная партия теряет свою образную и тональную незыблемость, происходит её трансформация в сторону усиления драматизма. В аккомпанементе фортепиано появляется, а затем настойчиво повторяется характерная ритмическая фигура:

Подобные ритмы характерны как для рахманиновского почерка в целом, так и для Второго концерта в частности. В рекпризе первой части концерта эта же фигура проводится в соединении с мелодией.

Разработка и кода финала играют в сонате «цементирующую роль. Они. обобщают и синтезируют материал предыдущих частей.

III часть и финал более традиционны, чем первые две части Сонаты, где ярче проявляются индивидуальные черты стиля композитора.

Глава 5. Сравнительный анализ интерпретаций

Как нам кажется, существуют два основных плана исполнительской трактовки сонаты. Условно назовем один из них лирико-созерцательным, другой -- лирико-драматическим.

В связи с этим несомненный интерес представляют имеющиеся в рукописи авторские поиски темпа первой части. Первоначальное указание темпа = 100 в дальнейшем заменено Рахманиновым на = 112

В исполнении фортепианной партии Гольденвейзер акцентирует лирическую сущность музыки. Главная тема в его исполнении лирична, распевна. Связующий эпизод Con moto, исполняемый в весьма сдержанном движении, не нарушая настроения главной темы, убедительно подготавливал эмоциональное состояние побочной темы (Moderato = 92).

С подкупающей сердечностью играл сонату К. Н. Игумнов -- один из замечательных интерпретаторов произведений Рахманинова. Известны его выступления с А. Брандуковым, В. Кубацким, С. Кнушевицким. К сожалению, запись не сохранила ни одного из них. Словесные указания Игумнова, относящиеся к работе над этим сочинением, позволяют лишь весьма неполно восстановить некоторые черты глубокого проникновения исполнителя-художника в замысел автора.

Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Можно говорить о присущих всему произведению чертах монотематизма. Мелодический рисунок темы второй части Quasi variazioni имеет некоторое сходство с первой из приведенных тем, что особенно явственно обнаруживается в минорных вариациях. На возвращение этой заглавной темы в коде финала уже было указано. Таким образом достигается единство цикла, но одновременно возникает и ощущение некоторого однообразия. Композитору не удалось избежать утомительных для восприятия длиннот и повторений, известная рыхлость формы и однообразие колорита музыки не были полностью устранены и в результате позднейших переделок, внесенных композитором в это свое раннее и не вполне еще зрелое сочинение. Но благодаря искренней взволнованности своей музыки и выразительности тематического материала трио продолжает жить на концертной эстраде до наших дней и сохраняет способность впечатляющего воздействия на слушателей.

Виолончельная соната — произведение более зрелое и уравновешенное по форме, хотя и не вполне равноценное в различных своих частях. Музыка сонаты проникнута тем воодушевленным лирическим порывом и волнующей искренностью чувства, которые присущи всему рахманиновскому творчеству начала 1900-х годов. Кое-где возникают прямые аналогии со Вторым концертом. Две выразительные певучие темы первой части дополняются энергично ритмованной аккордовой фигурой, настойчивое повторение которой динамизирует развитие, придавая ему активный целеустремленный характер. Особенной лирической прелестью отличается Andante с его спокойной широко распевной темой, сопровождаемой ровной гармонической фигурацией. Настойчивое тяготение мелодии к опорному доминантовому звуку вызывает ощущение воздушности и какого-то легкого неподвижного парения. Не столь ярки по материалу сумрачное, беспокойное Allegro scherzando и бравурный финал, которые, однако, не нарушают цельности общего впечатления.

Камерно-инструментальные ансамбли:

Сергей Васильевич Рахманинов, гениальный пианист и композитор, выходец из дворянской фамилии, стал одним из самых ярких символов российского музыкального наследия во всем мире.

После революции 1917 года он был вынужден эмигрировать в США, где и провел последнюю треть своей жизни. Однако произведения Рахманинова и тогда были очень популярен в Америке, Европе и СССР.

Давайте вспомним 10 известных произведений Рахманинова – одного из самых знаменитых отечественных композиторов, чей талант был признан на мировом уровне.

Они впервые были исполнены в 1892 году. Произведение посвящалось Антону Аренскому – преподавателю Рахманинова по композиции.

Все пьесы цикла, включая “Полишинель” считаются одними из самых исполняемых работ прославленного композитора в студенческой среде. При этом ценность их заключается не только в способствовании развитию техники правой руки исполнителя, но и в формировании образцового представления композиторского мышления.

В “Полишинели” излюбленные Рахманиновым “колокольные” мотивы соединяются с упорными поступательными ритмами, характерные для марша, которым суждено было стать ключевыми во всем творчестве великого мастера.

9. Этюд соль минор, соч.33 №8

Само название сочинения Этюд соль минор, соч.33 №8, которое сам автор дал пьесам своего нового цикла, говорило о том, что здесь соединились оригинальные технические задачи с горячим стремлением к красочному живописанию при помощи звуков. Оба этих мотива, мелькавших уже ранее в прелюдиях Рахманинова, выступают в этом сочинении с еще большей образностью и рельефностью.

Здесь, как и в других сочинениях этого периода, нашли свое отражения мысли и переживания композитора о дальнейшей судьбе России, горячий протест против неотвратимого приближения чего-то действительно угрожающего.

Каждое американское интервью Рахманинова, обязательно сопровождалось вопросом, касающимся прелюдии. И однажды, утомившись от расспросов на эту тему, Рахманинов сказал, что просто сочинил музыку, и не нужно настойчиво искать в ней программный замысел.

7. Симфония №1

Рахманинов также отмечал, что ни один из преподавателей, услышавших симфонию, не был в восторге от работы молодого композитора. Возможно, это было связано с отсутствием своего стиля, к тому времени еще не сложившегося у Рахманинова.

Премьера симфонии пришлась на 15 марта 1897 года в Санкт-Петербурге. Дирижёром тогда был прославленный Александр Глазунов.

К сожалению, в этот вечер Рахманинов испытал тяжкое разочарование, ведь его произведение потерпело полный провал. Критики приписывали автору эклектизм. Кроме того, большинство из них сошлось в том, что сочинение было недоработанным.

Эта неудача очень надломила Рахманинова — композитор оставил сочинительскую деятельность почти на три года. Это произведение в течение очень долгого времени оставалось неизданным, а партитура считалась утраченной.

Уже после смерти композитора, в 1944 году, удалось найти оркестровые голоса симфонии, благодаря чему была восстановлена и партитура сочинения. Второй раз мир увидел симфонию только в 1945 в Москве. На этот раз она имела оглушительный успех.

Одна часть сочинения, продолжительностью около 12 минут, увидела свет только в 1947 году, и называлась “Юношеская симфония”.

6. Фортепианный концерт №3

Композиция славится своим техническим требованием к пианисту и объективно является одним из самых сложных произведений в стандартном фортепианном жанре. Сочинение было написано на даче Рахманинова в Ивановке.

Третий фортепианный концерт представляет собой пик творчества композитора периода второй половины 1900-х годов. Этим произведением он как бы завершает и подводит итог в этой сложной драматической полосе творческих поисков. И при этом, концерт не содержит тех изъянов, которые имели место в предшествовавшим ему сочинениях автора, написанных в других жанрах.

5. Вокализ, соч.34 №14

В оригинальной версии композитор указывает, что сочинение может исполняться как сопрано, так и тенором, хотя чаще всего отдается предпочтение именно сопрано.

За всю свою историю вокализ был транспонирован на несколько других тональностей, что обеспечило возможность исполнителю избирать для себя наиболее удобную.

4. Симфонические танцы

За несколько лет, которые Рахманинов провел в эмиграции, у него успел сложиться определенный режим гастрольной деятельности, с обязательным перерывом в летний период.

Начиная с 1931 года, семья мэтра проводила каждое лето на вилле “Сенар” в Швейцарии. В этом месте Рахманинов не только приходил в себя после насыщенного гастрольного сезона, но и работал над новыми музыкальными произведениями. С началом Второй мировой войны, планы мастера кардинально изменились.

Лето 1940 года Рахманинов провел вблизи Нью-Йорка. Здесь, мучаемый переживаниями о дочери, которая осталась в оккупированном немецкими войсками Париже, за рекордно короткий срок Рахманинов создал последнее в своей жизни симфоническое произведение.

3. Симфония №2

Симфония №2 увидела свет в январе 1908 года в Санкт-Петербурге под управлением автора. А уже через месяц ее представили в Москве. К счастью, на этот раз симфоническое сочинение Рахманинова имело огромный успех и попало в список лучших произведений.

2. Рапсодия на темы Паганини

В этой завораживающей музыке ностальгия по прошлому на Родине сочетается с откровенной “дьявольщиной”. Не зря Рахманинов добавил в неё мотив “Dies irae”.

1. Фортепианный концерт №2

Второй концерт занял особое место во всем творчестве композитора, став чуть ли не самым узнаваемым его сочинением. И это случилось не только за счет невероятной мелодичности и выразительности композиции, но и благодаря тому, что здесь Рахманинов несравнимо ярко смог воплотить те состояния радостного предвкушения и творческого взлета, которыми были поглощены широкие слои общества Российской Империи на пороге XX века.

Посвящено произведение было известному в то время врачу Николаю Далю, во многом благодаря усилиям которого, Рахманинов смог прийти в себя после провала Первой симфонии и вернуться к сочинительству после долгого “застойного” периода.

Романсы Рахманинова

Романсы Рахманинова

Романсы Сергея Васильевича Рахманинова называют его душевной исповедью. Композитором создано немало творений в этом жанре – около восьми десятков, каждое из которых отличается удивительной искренностью. Такое внимание Рахманинова к вокальным сочинениям вполне объяснимо – он часто говорил о том, что любит поэзию и всегда возводил ее на второе почетное место после музыки.

Историю создания Романсов Рахманинова, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Тяга к сочинительству проявилась у Сергея Рахманинова еще в детские годы, правда, поначалу он предпочитал импровизировать, не утруждая себя фиксацией нот на бумаге. А вот записывать свои творения будущий великий композитор начал только с 1887 года, и сразу же попробовал свои силы в разных жанрах, в том числе и вокальных. Однако о сочинениях для голоса тех лет нет никакой информации, возможно, потому что Рахманинов не считал их важными и не пытался сохранить.

Сергей Рахманинов


В период после окончания Московской консерватории и до второй половины 1890-х годов Сергеем Васильевичем было написано три опуса сочинений для голоса. В них уже отчетливо намечаются черты творческой индивидуальности Рахманинова, и становится очевидной характерная для его пера трактовка жанра романса, когда широкая и экспрессивная вокальная мелодия органично сливается с виртуозной фортепианной партией, богатой колористическими оттенками.



Рахманинов
ноты романса

ноты романса
ноты романса

Интересные факты

Содержание

Сергей Васильевич считал жанр романса идеальным для воплощения лирических переживаний. Именно поэтому в его вокальных опусах и преобладает лирическая сфера, а вот юмористические, бытовые и трагические образы в них встречаются очень редко.



Рахманинов был композитором удивительного дарования. К какому бы жанру он ни прикоснулся, под его рукой он приобретал необыкновенное духовное и художественное совершенство. А из романса великому музыканту удалось сделать, казалось бы, невозможное – жанр с поистине безграничными возможностями. И что самое интересное – Рахманинова не интересовали художественные достоинства текста, для него важны были только образы и смысл, которые авторы закладывали в него. Правда, трактовал композитор их всегда по-своему, создавая совершенно иной поэтические образ, завораживающий своим звучанием.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Романсы Рахманинова

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 111

Музыкальная жизнь на рубеже столетий протекает бурно, интенсивно. Расширяется деятельность Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). В концертах общества исполнялась классическая музыка и произве-дения современных композиторов. В конце XIX в. Петербурге и Москве ор-ганизуется Филармоническое общество, пропагандировавшее симфониче-скую музыку. При нем было открыто Музыкально-драматическое училище, где учился певец Л. Собинов. Спектакли Мариинского театра не уступали спектаклям лучших зарубежных театров. В крупных городах России растет число концертных организаций и учебных заведений. Симфоническими кон-цертами дирижируют Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов.




В первые десятилетия XX в. расцветает исполнительское мастерство Скрябина, Рахманинова, Метнера, певцов Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой. Характерной чертой было включение в программы концертов музыки и других национальностей России. Этому способствовали организации студенческих хоровых и инструментальных ансамблей, создание специальных объединений деятелей культуры (Н. Лысенко, Я. Витол, А.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 112

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 113

стилистические изменения в языке русской музыки: усложняются ладовые формы, усиливается значение ритма, тембра и полифонии.

В целом, в развитии искусства этого периода можно выделить три исторических звена: до революции 1905-1907 гг., после подавления революции в период расцвета декадентской эстетической мысли и идеалистической философии, и период 1913-1914 гг.

Главная тема творчества Рахманинова - эпос. Вся его творческая и жиз-ненная философия проистекала из истин простых, но фундаментальных: смысл и назначение искусства состоят в раскрытии сокровенных глубин внутреннего мира человека. Его искусство проникнуто мощным нравственным принципом: искренность выше новизны, важна одухотворенная серьезность, творческая честность и принципиальность. Тонус его музыки ярко эмоционален: жажда духовного обновления, влюбленность в русскую природу, воспевание Руси молящейся и предчувствие трагедии. В творчестве с особой силой воплощена тема Родины. Романтический пафос сочетается с лирико-созерцательными настроениями, неистощимо мелодическое богатство и ритмическая энергия.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 114

Рахманинов уходит в дирижерскую деятельность как оперный и симфонический дирижер: в 1897-1898 гг. работал в Московской частной опере Мамонтова, в 1904-1906 гг. был дирижером Большого театра, выступал в ансамбле с Ф.И. Шаляпиным. В эти годы началась его международная исполнительская карьера.

Период 1910-нач. 1920-х был отмечен резким изменением общеисторической и художественной ситуации в России и затяжным творческим кризисом композитора. Рахманинов всегда выражал отрицательную реакцию на модерн и радикализм, придерживался традиций

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 115

Фортепианное творчество.Отдельная удивительная страница творческого облика Рахманинова - это его фортепианное искусство. Слава Рахманинова-пианиста была легендарной. Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков Шопена, Шумана, Листа.

Рахманинов – композитор-лирик, раскрывающий явления жизни через свой душевный мир. Все черты его стиля выявились в фортепианном творчестве. Рахманинов был известен при жизни более как пианист, чем как композитор. Его пианистическая гениальность и уникальный пальцевой аппарат стали предпосылками для необычных творческих решений. Огромные руки с тонкими длинными пальцами давали возможность брать интервал дуодецимы (квинты через октаву) одной рукой, а также

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 116

обеспечивали способность играть виртуозные аккордовые пассажи и мн. др. В первые десятилетия ХХ в. композитор заинтересовался техническим достижением своего времени – фонографом Эдисона, одним из первых звукозаписывающих устройств. Благодаря записям на валиках фонографа, которые позже были переведены на более совершенные звуковые носители, мы имеем возможность услышать игру Рахманинова-пианиста.

Всего Рахманиновым написано 24 прелюдии в 24-х тональностях, что совпадает с замыслом аналогичного цикла Шопена. Вместе с тем, создавались прелюдии не одновременно.

Прелюдия № 1 cis-moll (одна из самых известных) – относится к раннему периоду творчества (80–90-е годы XIX в.). Основной массив прелюдий (23 сочинения) был написан в центральный период творчества (1900 –1910-е гг.), но тоже в разные годы. На это указывает обозначение опусов – прелюдии сосредоточены в ор.23 (1901) и ор. 32 (1910).

Прелюдии охватывают все темы творчества. Они посвящены Родине, природе, воспоминаниям о музыкальном прошлом (временах Баха, классиков, музыки XVII в.), теме скорби и безысходности.

Особенности фортепианного стиля прелюдий связаны с техникой и стилем игры Рахманинова:

 Фактура (музыкальная ткань) чрезвычайно насыщенная, представляет собой мощные пласты аккордовых комплексов или мелодию, оплетѐнную подголосками, на фоне сложных мелодико-гармонических фигураций (или пассажей).

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 117

 Мелодии прелюдий часто диатоничны (бесполутоновы), напоминают протяжную русскую песню или городской романс (пример – прелюдия № 11).

 Ритмическая сторона музыки Рахманинова связана с автономностью пластов музыкальной ткани, достигаемой при помощи особого ритмического оформления. Кроме того, композитор часто прибегает к явлениям полиритмии (2 на 3) и перемены метра (в прелюдии № 13 – смены 9/8 на 12/8).

 Широко использует динамику как выразительное средство (благодаря своим пианистическим возможностям Рахманинов мог варьировать динамические оттенки от fff до ppp).

 Тембр фортепиано композитор трактует во всем многообразии и, в соответствии с европейской традицией, наделяет инструмент оркестровым звучанием.

Наибольшей популярностью у пианистов пользуется Прелюдия № 6 g-moll (ор. 23 № 5). Считается, что в ней воплощены образы сурового рыцарского марша, а в средней части – образы природы, бурной полноводной реки. Единство прелюдии придаѐт ритмическая идея – последовательность 2 шестнадцатых, восьмая, которую композитор реализует как в крайних частях, так и в средней.

Прелюдии Рахманинова завершают традиции романтической фортепианной музыки в русской культуре. После Рахманинова такие композиторы как Стравинский, Прокофьев, Шостакович начали трактовать фортепиано как ударный инструмент. Цикл прелюдий стал прощанием с XIX венком, с романтическим миром фортепиано.

Вокальный стиль композитора отличается протяжѐнностью, широтой и свободой мелодического дыхания, сочетанием плавной и пластичной кантилены с чуткой, всегда психологически оправданной декламацией. Вокальная мелодия является для композитора основным средством раскрытия лирико-психологического содержания и создания обобщѐнных музыкальных образов. Фортепианная партия романсов выполняет более значимую роль, чем просто аккомпанемент.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 118

плагальными оборотами, частыми параллелизмами в голосоведении.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 119

жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика.

В вокальных произведениях Рахманинова широко представлена драматическая тематика. Горькое сознание невозвратимости счастья и, несмотря ни на что, неудержимое стремление к нему, гневный протест против незаслуженного страдания и обездоленности - таковы настроения и мотивы драматических романсов Рахманинова. Большая часть их встречается среди романсных циклов 1900-x годов (соч. 21 и 26).

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 111

Музыкальная жизнь на рубеже столетий протекает бурно, интенсивно. Расширяется деятельность Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). В концертах общества исполнялась классическая музыка и произве-дения современных композиторов. В конце XIX в. Петербурге и Москве ор-ганизуется Филармоническое общество, пропагандировавшее симфониче-скую музыку. При нем было открыто Музыкально-драматическое училище, где учился певец Л. Собинов. Спектакли Мариинского театра не уступали спектаклям лучших зарубежных театров. В крупных городах России растет число концертных организаций и учебных заведений. Симфоническими кон-цертами дирижируют Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов.

В первые десятилетия XX в. расцветает исполнительское мастерство Скрябина, Рахманинова, Метнера, певцов Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой. Характерной чертой было включение в программы концертов музыки и других национальностей России. Этому способствовали организации студенческих хоровых и инструментальных ансамблей, создание специальных объединений деятелей культуры (Н. Лысенко, Я. Витол, А.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 112

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 113

стилистические изменения в языке русской музыки: усложняются ладовые формы, усиливается значение ритма, тембра и полифонии.

В целом, в развитии искусства этого периода можно выделить три исторических звена: до революции 1905-1907 гг., после подавления революции в период расцвета декадентской эстетической мысли и идеалистической философии, и период 1913-1914 гг.

Главная тема творчества Рахманинова - эпос. Вся его творческая и жиз-ненная философия проистекала из истин простых, но фундаментальных: смысл и назначение искусства состоят в раскрытии сокровенных глубин внутреннего мира человека. Его искусство проникнуто мощным нравственным принципом: искренность выше новизны, важна одухотворенная серьезность, творческая честность и принципиальность. Тонус его музыки ярко эмоционален: жажда духовного обновления, влюбленность в русскую природу, воспевание Руси молящейся и предчувствие трагедии. В творчестве с особой силой воплощена тема Родины. Романтический пафос сочетается с лирико-созерцательными настроениями, неистощимо мелодическое богатство и ритмическая энергия.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 114

Рахманинов уходит в дирижерскую деятельность как оперный и симфонический дирижер: в 1897-1898 гг. работал в Московской частной опере Мамонтова, в 1904-1906 гг. был дирижером Большого театра, выступал в ансамбле с Ф.И. Шаляпиным. В эти годы началась его международная исполнительская карьера.

Период 1910-нач. 1920-х был отмечен резким изменением общеисторической и художественной ситуации в России и затяжным творческим кризисом композитора. Рахманинов всегда выражал отрицательную реакцию на модерн и радикализм, придерживался традиций

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 115

Фортепианное творчество.Отдельная удивительная страница творческого облика Рахманинова - это его фортепианное искусство. Слава Рахманинова-пианиста была легендарной. Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков Шопена, Шумана, Листа.

Рахманинов – композитор-лирик, раскрывающий явления жизни через свой душевный мир. Все черты его стиля выявились в фортепианном творчестве. Рахманинов был известен при жизни более как пианист, чем как композитор. Его пианистическая гениальность и уникальный пальцевой аппарат стали предпосылками для необычных творческих решений. Огромные руки с тонкими длинными пальцами давали возможность брать интервал дуодецимы (квинты через октаву) одной рукой, а также

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 116

обеспечивали способность играть виртуозные аккордовые пассажи и мн. др. В первые десятилетия ХХ в. композитор заинтересовался техническим достижением своего времени – фонографом Эдисона, одним из первых звукозаписывающих устройств. Благодаря записям на валиках фонографа, которые позже были переведены на более совершенные звуковые носители, мы имеем возможность услышать игру Рахманинова-пианиста.

Всего Рахманиновым написано 24 прелюдии в 24-х тональностях, что совпадает с замыслом аналогичного цикла Шопена. Вместе с тем, создавались прелюдии не одновременно.

Прелюдия № 1 cis-moll (одна из самых известных) – относится к раннему периоду творчества (80–90-е годы XIX в.). Основной массив прелюдий (23 сочинения) был написан в центральный период творчества (1900 –1910-е гг.), но тоже в разные годы. На это указывает обозначение опусов – прелюдии сосредоточены в ор.23 (1901) и ор. 32 (1910).

Прелюдии охватывают все темы творчества. Они посвящены Родине, природе, воспоминаниям о музыкальном прошлом (временах Баха, классиков, музыки XVII в.), теме скорби и безысходности.

Особенности фортепианного стиля прелюдий связаны с техникой и стилем игры Рахманинова:

 Фактура (музыкальная ткань) чрезвычайно насыщенная, представляет собой мощные пласты аккордовых комплексов или мелодию, оплетѐнную подголосками, на фоне сложных мелодико-гармонических фигураций (или пассажей).

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 117

 Мелодии прелюдий часто диатоничны (бесполутоновы), напоминают протяжную русскую песню или городской романс (пример – прелюдия № 11).

 Ритмическая сторона музыки Рахманинова связана с автономностью пластов музыкальной ткани, достигаемой при помощи особого ритмического оформления. Кроме того, композитор часто прибегает к явлениям полиритмии (2 на 3) и перемены метра (в прелюдии № 13 – смены 9/8 на 12/8).

 Широко использует динамику как выразительное средство (благодаря своим пианистическим возможностям Рахманинов мог варьировать динамические оттенки от fff до ppp).

 Тембр фортепиано композитор трактует во всем многообразии и, в соответствии с европейской традицией, наделяет инструмент оркестровым звучанием.

Наибольшей популярностью у пианистов пользуется Прелюдия № 6 g-moll (ор. 23 № 5). Считается, что в ней воплощены образы сурового рыцарского марша, а в средней части – образы природы, бурной полноводной реки. Единство прелюдии придаѐт ритмическая идея – последовательность 2 шестнадцатых, восьмая, которую композитор реализует как в крайних частях, так и в средней.

Прелюдии Рахманинова завершают традиции романтической фортепианной музыки в русской культуре. После Рахманинова такие композиторы как Стравинский, Прокофьев, Шостакович начали трактовать фортепиано как ударный инструмент. Цикл прелюдий стал прощанием с XIX венком, с романтическим миром фортепиано.

Вокальный стиль композитора отличается протяжѐнностью, широтой и свободой мелодического дыхания, сочетанием плавной и пластичной кантилены с чуткой, всегда психологически оправданной декламацией. Вокальная мелодия является для композитора основным средством раскрытия лирико-психологического содержания и создания обобщѐнных музыкальных образов. Фортепианная партия романсов выполняет более значимую роль, чем просто аккомпанемент.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 118

плагальными оборотами, частыми параллелизмами в голосоведении.

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 119

жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика.

В вокальных произведениях Рахманинова широко представлена драматическая тематика. Горькое сознание невозвратимости счастья и, несмотря ни на что, неудержимое стремление к нему, гневный протест против незаслуженного страдания и обездоленности - таковы настроения и мотивы драматических романсов Рахманинова. Большая часть их встречается среди романсных циклов 1900-x годов (соч. 21 и 26).

Читайте также: