Календарь птолемея эвергета кратко

Обновлено: 08.07.2024

160. Идельсон Н. И. История календаря. Л., 1925.

339. Россовская В. А. Календарная даль веков. М.— Л., 1936.

364. Селешников С. И. История календаря и его предстоящая реформа. Л., 1962.

Около 230 до н.э. Эратосфен определил длину окружности Земли

Около 230 до н.э. Знаменитый древнегреческий астроном Эратосфен (около 276 — 194 до н. э.), исходя из мысли о шарообразности Земли, произвел первое градусное измерение по наблюдению тени от гномона в Сиене (ныне Асуан) и Александрии. Окружность земного шара он определил в 250.000 египетских стадий, что соответствует приблизительно 45.000 км.

Эратосфену приписывают изобретение армиллярной сферы, которой пользовались ученые александрийской школы. Он впервые называет созвездие Волосы Вероники. Наклон эклиптики к экватору Эратосфен определил в 23° 45' 07" [39, 65, 165, 426].

39. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. М., 1958; Т. 2, 1959.

65. Бублейников Ф. Д. Очерк развития представлений о Земле. М., 1955.

165. Изотов А. А. Форма и размеры Земли по современным данным.— Тр. Центр. н.-и. ин-та геодезии, аэросъемки и картографии, 1950, 73.

426. Фигье Луи. Светила науки от древности до наших дней. Жизнеописание знаменитых ученых и краткая оценка их трудов. Т. 1. Ученые древности. СПб.— М., 1869; т. 2, Ученые средних веков. СПб.— М., 1871; т. 3, Ученые XVII и XVIII веков. СПб. — М., 1873.

Около 220 до н.э. Архимед измерил угловой диаметр Солнца и описал устройство механизма, моделирующего геоцентрическую систему мира


Около 220 до н.э. Древнегреческий математик и механик Архимед (около 287 — около 212 до н. э.) проявлял большой интерес к астрономии. Он создал прибор для измерения видимого диаметра Солнца. Согласно его измерениям, верхняя граница этой величины оказалась равной 33', что почти соответствует современному значению (32' 31").

39. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. М., 1958; Т. 2, 1959.

128. Даннеман Ф. История естествознания. Т. 1, М., 1932. Т. 2, М.— Л., 1936.

426. Фигье Луи. Светила науки от древности до наших дней. Жизнеописание знаменитых ученых и краткая оценка их трудов. Т. 1. Ученые древности. СПб.— М., 1869; т. 2, Ученые средних веков. СПб.— М., 1871; т. 3, Ученые XVII и XVIII веков. СПб. — М., 1873.

505. Wolf R. Handbuch der Astronomie, ihrer Geschichte und Literatur. Bd. I, II, Zürich, 1890 — 1892.

Около 140 до н.э. Гиппарх поставил астрономию на научную основу

38. Берри А. Краткая история астрономии. Изд. 2. Под ред. Р. В. Куницкого. М.— Л., 1946.

39. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. М., 1958; Т. 2, 1959.

426. Фигье Луи. Светила науки от древности до наших дней. Жизнеописание знаменитых ученых и краткая оценка их трудов. Т. 1. Ученые древности. СПб.— М., 1869; т. 2, Ученые средних веков. СПб.— М., 1871; т. 3, Ученые XVII и XVIII веков. СПб. — М., 1873.

505. Wolf R. Handbuch der Astronomie, ihrer Geschichte und Literatur. Bd. I, II, Zürich, 1890 — 1892.

134 до н.э., июль. Гиппарх наблюдал появление новой звезды в созвездии Скорпиона

134 до н.э. В июле этого года Гиппарх наблюдал появление новой звезды в созвездии Скорпиона, побудившее его приступить к составлению звездного каталога. Это древнейшее достоверное наблюдение за появлением новой звезды [38, 426, 476].

38. Берри А. Краткая история астрономии. Изд. 2. Под ред. Р. В. Куницкого. М.— Л., 1946.

426. Фигье Луи. Светила науки от древности до наших дней. Жизнеописание знаменитых ученых и краткая оценка их трудов. Т. 1. Ученые древности. СПб.— М., 1869; т. 2, Ученые средних веков. СПб.— М., 1871; т. 3, Ученые XVII и XVIII веков. СПб. — М., 1873.

476. Brockhaus. ABC der Astronomie. Leipzig, 1961.

127 до н.э. Гиппарх составил звездный каталог

127 до н.э. Гиппарх составил звездный каталог — опись наиболее ярких звезд, видимых невооруженным глазом, — и определил их относительные положения.

В каталоге впервые названы такие созвездия, как Ноги Центавра (Южный Крест), Малый Конь и Голова Медузы.

Каталог Гиппарха — древнейший из сохранившихся [38, 39, 426, 428].

38. Берри А. Краткая история астрономии. Изд. 2. Под ред. Р. В. Куницкого. М.— Л., 1946.

39. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1. М., 1958; Т. 2, 1959.

426. Фигье Луи. Светила науки от древности до наших дней. Жизнеописание знаменитых ученых и краткая оценка их трудов. Т. 1. Ученые древности. СПб.— М., 1869; т. 2, Ученые средних веков. СПб.— М., 1871; т. 3, Ученые XVII и XVIII веков. СПб. — М., 1873.

428. Фламмарион К. Звездное небо и его чудеса. СПб., 1899.

Около 125 до н.э. Гиппарх уточнил продолжительность тропического года и синодического месяца

Около 125 до н.э. Гиппарх установил, что 304 солнечных года соответствуют 3760 лунным месяцам. Это позволило ему получить более точные значения продолжительности тропического года и синодического месяца, приблизив их к истинным значениям. По данным Гиппарха, солнечный год равнялся 365 дням 5ч 55 мин 16 сек, а лунный месяц — 29 дням 12 ч 44 мин 2,5 сек.

Первая из этих величин всего лишь на 6 мин 30 сек больше принятого в настоящее время значения, а вторая — на 0,5 сек меньше [38, 160, 426, 505].

38. Берри А. Краткая история астрономии. Изд. 2. Под ред. Р. В. Куницкого. М.— Л., 1946.

160. Идельсон Н. И. История календаря. Л., 1925.

426. Фигье Луи. Светила науки от древности до наших дней. Жизнеописание знаменитых ученых и краткая оценка их трудов. Т. 1. Ученые древности. СПб.— М., 1869; т. 2, Ученые средних веков. СПб.— М., 1871; т. 3, Ученые XVII и XVIII веков. СПб. — М., 1873.

505. Wolf R. Handbuch der Astronomie, ihrer Geschichte und Literatur. Bd. I, II, Zürich, 1890 — 1892.

Около 120 до н.э. Гиппарх открыл прецессию земной оси

Около 120 до н.э. Сравнивая свои наблюдения за некоторыми звездами с наблюдениями Аристилла и Тимохариса, Гиппарх открыл прецессию и установил, что годичное смещение точки весеннего равноденствия составляет не менее 36" [38, 426, 494, 505].

38. Берри А. Краткая история астрономии. Изд. 2. Под ред. Р. В. Куницкого. М.— Л., 1946.

426. Фигье Луи. Светила науки от древности до наших дней. Жизнеописание знаменитых ученых и краткая оценка их трудов. Т. 1. Ученые древности. СПб.— М., 1869; т. 2, Ученые средних веков. СПб.— М., 1871; т. 3, Ученые XVII и XVIII веков. СПб. — М., 1873.

494. Pannekoek A. A History of Astronomy. London, 1961.

505. Wolf R. Handbuch der Astronomie, ihrer Geschichte und Literatur. Bd. I, II, Zürich, 1890 — 1892.

Около 85 до н.э. Астрономические открытия Посидония

Около 85 до н.э. Греческий астроном и математик Посидоний (около 135 — около 50 до н. э.), произведя градусное измерение, определил окружность земного шара в 180.000 стадий, что соответствует 32.400 км.

Посидонию принадлежит ряд астрономических открытий. Обратив внимание на сплюснутость небесного свода и связанное с ней кажущееся изменение видимых размеров Луны и Солнца, он правильно объяснил это явление.

Посидонию приписывают открытие зависимости приливов и отливов от положения Луны [38, 65, 505].

38. Берри А. Краткая история астрономии. Изд. 2. Под ред. Р. В. Куницкого. М.— Л., 1946.

65. Бублейников Ф. Д. Очерк развития представлений о Земле. М., 1955.

505. Wolf R. Handbuch der Astronomie, ihrer Geschichte und Literatur. Bd. I, II, Zürich, 1890 — 1892.

57 до н.э., март. Начало индийской эры "викрам самват"

160. Идельсон Н. И. История календаря. Л., 1925.

364. Селешников С. И. История календаря и его предстоящая реформа. Л., 1962.

46 до н.э. Принят юлианский календарь

46 до н.э. По указанию римского императора Юлия Цезаря под руководством александрийского астронома Созигена была произведена реформа римского календаря. В основу нового календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года была установлена в 365, 25 суток, что в точности соответствовало известной в то время длине тропического года. Для того чтобы начало гражданского года всегда приходилось на одно и то же время суток, было решено в течение трех лет продолжительность каждого года считать равной 365 дням, а четвертого года — 366 дням. Последний год считался високосным.

По календарю Созигена год делился на 12 месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, квинтилис, секстилис, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Все четные месяцы содержали по 30 дней, а нечетные — по 31 дню. Только февраль простого года состоял из 29 дней. За начало года было решено принимать 1 января каждого года. Счет по новому календарю начался с 1 января 45 до н. э.

В честь Юлия Цезаря календарь был назван юлианским [38, 160, 339, 505].

38. Берри А. Краткая история астрономии. Изд. 2. Под ред. Р. В. Куницкого. М.— Л., 1946.

160. Идельсон Н. И. История календаря. Л., 1925.

339. Россовская В. А. Календарная даль веков. М.— Л., 1936.

505. Wolf R. Handbuch der Astronomie, ihrer Geschichte und Literatur. Bd. I, II, Zürich, 1890 — 1892.

12 до н.э. Первое достоверно известное появление кометы Галлея

12 до н.э. В Европе и Китае наблюдалась яркая комета. После открытия периодичности комет было установлено, что это было первое достоверное появление кометы, получившей впоследствии имя Галлея [95, 399].

Истоки европейского календаря идут из римского республиканского календаря. На его основе появился юлианский календарь и в последствии современный григорианский. Юлианский же календарь кроме римской традиции был основан на достижениях египетско-греческой астрономии и египетском календаре. Именно его можно считать прародителем современного календаря. Схематически эта генеалогия представлена в таблице:

Эры указаны достаточно условно, более подробно смотрите в соответствующих разделах.

2.1. Египетский календарь

Согласно известному египтологу Бристед (J. H. Breasted), наиболее ранняя дата египетского календаря относится к 4236 до н.э. Сначала календарь был лунный. Как можно проследить во многих культурах, этот архаичный календарь надолго сохранился параллельно с более поздним солнечным и использовался в религиозных целях.
Египтяне начали использовать солнечный календарь возможно с эпохи правления династии Гиксосов 1700 - 1500 до н.э.
Жизнь Египта была основана на земледелии в нижнем течении Нила и привязана к его сезонным циклам. Цикл разбивался на три периода: наводнения, русла (сезон посева) и обмеления (сезон сбора урожая).

Египтяне обнаружили, что гелиакический восход звезды Сириус предшествует несколькими днями ежегодный разлив Нила. (Гелиакический восход - это первый восход звезды, видимый в предрассветный момент после ее схождения с солнцем. Строго говоря, гелиакический восход определяет длину не тропического года, а сидерического, однако для египтян это различие было не существенно.) Египтяне считали, что разлив Нила вызван именно появлением Сириуса на небе.

Небезынтересно отметить, что Сириус - тройная и самая яркая звезда неба. В Древнем Египте Сириус имел два именования: Сотис ("Лучезарная" или "Блистательная") и Анубис ("Звезда Пса"). Последнее перешло затем к древним римлянам. Они называли Сириус " Stella canicula" или просто "Canicula". Дни в августе, когда появлялся Сириус, были самыми жаркими и в сенате объявляли перерыв – “каникулы” (дословно – собачьи дни).
Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. В конце года были дополнительные 5 дней - праздники в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды (сравните с календарем французской революции).
Как уже было отмечено, месяцы были сгруппированы по четыре, образуя сезоны. Египтяне не использовали високосных дней, поэтому за период в 1460 лет новый год проходил все сезоны. Для египтян это выглядело, как если бы восход Сириуса смещался по календарю на день каждые 4 года. Этот период так и назывался - цикл Сотиса (или Великий год Сотиса). Возвращение звезды отмечалось праздником в честь Вечности.

7 марта 238 г. до н.э. фараон Птолемей III Евергет (Ptolemeus Euergetes) пытался реформировать египетский календарь. Об этом свидетельствует "Канопский Декрет" (The Canopus decree) – монолит c билингвой на греческом и египетском языках о введении нового календаря. Чтобы устранить сдвиг дат, Птолемей впервые ввел понятие високосного года. В високосный день повелевалось праздновать богов – покровителей семейства Птолемеев. Это нововведение не прижилось. Только после победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой и окончательного присоединения Египта к Риму (примерно с 26 г. до н.э.), начал приниматься новый календарь, сходный с юлианским. Старый же календарь использовался параллельно еще на протяжении нескольких веков.

Поздний египетский календарь очень похож на юлианский за исключением того, что дополнительный день приходится на 29 августа юлианского стиля (т.е. на конец египетского года). Начало года по египетскому календарю - первый день месяца тота - соответствует 29 августа (длительность года в обоих календарях одинаковая - 365.25 суток).

Египтяне не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления на престол очередного фараона. Но начало года по всем этим эрам неизменно начиналось с 1 тота (29 августа), предшествовавшего вступлению на престол.
Дни месяца и месяцы обозначались номерами. Дата записывалась примерно так:
Год 1, месяц 2 сезона разлива, день 5 правления фараона такого-то. Правда, как указано в произнесение имени фараона было под запретом.

Названия египетских месяцев использовались в религиозных и астрономических целях (в скобках современные названия в коптском календаре):

1. Thoth Тот 7. Phamenoth Фаменос (Барамхат)
2. Phaophi Фаофи (Бабэ) 8. Pharmuthi Фармуси (Бармуда)
3. Athyr Азир (Хатур) 9. Pachons Пахон (Башнас)
4. Choiak Хояк (Кихак) 10. Payni Паини (Бауна)
5. Tybi Тиби (Тубэ) 11. Epiphi Эпифи (Абиб)
6. Mechir Мехир (Амшир) 12. Mesore Мезори (Мисра)

Epagomenai Эпагоменай (Наси) (дополнительные 5 дней)

2.2. Древнегреческий календарь

1.Hecatombaion 7. Gamelion
2.Metageitnion 8. Anthesterion
3.Boedromion 9. Elaphebolion
4.Pyanopsion 10. Mounychion
5.Maimacterion 11. Thargelion
6.Poseideion 12. Scirophorion

2.2.1. Летоисчисление

Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352 - 256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н. э., Эратосфен считается отцом хронологии, ему принадлежит идея единой системы отсчета лет) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их “otium graecum” (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

2.2.2. Греческая и египетская астрономия

Необходимо отметить следующий факт, который, безусловно, повлиял на развитие европейского календаря. В эпоху Александра Македонского и Селевкидов Египет становится частью греческого мира. В Египте основывается Александрия, которая становится величайшим центром древней науки и астрономии. Именно греческие александрийские астрономы разработали юлианский календарь. В Александрии проводились расчеты первых пасхалий христианского календаря, здесь работал Птолемей Клавдий (2 век н.э.), написавший “Альмагест”, выдающееся произведение, повлиявшее на становление всей современной астрономии.
Несмотря на знание астрономии, греки долгое время пользовались своим несовершенным календарем, причем календари различались в разных частях греческого мира.

2.3. Римский республиканский календарь

Первоначальный римский (республиканский) календарь был лунно-солнечный и очень неточный.

2.3.1. Летоисчисление

Историки Средневековья вплоть до конца XVII века широко пользовались эрой " ab urbe condita" - "от основания Города", то есть Рима, хотя в самой империи она не была столь популярной из-за споров о возрасте столицы. Выдвигалось около десяти различных дат основания Рима. Римский историк Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) ввёл и популяризовал следующую: третий год 6-й олимпиады (21 апреля 753 года до н.э.)
В Римской республике, а затем империи счёт лет осуществлялся по консулам. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики. Первыми консулами стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин в 509 году до н.э. В 537 н.э. году император Юстиниан I (482 - 565 гг.) ввёл летосчисление по годам правления императоров, которые с 534 года сосредоточили консульские должности в своих руках. Последний консул Флавий Василий Меньший избирался в 541 году. Поэтому в империи некоторое время счёт лет вёлся так: 1-й, 2-й и т. д. год post consulatum Basilii - "после консульства Василия". Император Лев Философ (886 - 912 гг.) издал указ, окончательно запретивший использовать исчисление времени по консулам.

2.3.2. Счет дней месяца в римском календаре

Римляне не считали числа месяцев как это принято сейчас. У них были три фиксированные точки в месяце. Календы (Kalendae или Calendae) - начало месяца, приходились на новолуние. Иды (Idus) - середина месяца, начинались 13 января, февраля, япреля, июня, августа, сентября, ноября и декабря, или 15 марта, мая, июля и октября. Ноны (Nonae) - первая четверть луны, были на 9 день перед идами (считая иды первым днем).
Дни между календами и нонами назывались: "четвертый день перед нонами", "третий день перед нонами" и "второй день перед нонами" (первый день перед нонами - это сами ноны, римляне всегда пользовались включительной нумерацией).
Аналогично, дни между нонами и идами называли "N-ый день перед идами". Дни после ид назывались "N-ый день перед календами" (следующего месяца).

2.3.3. История римского республиканского календаря

2.3.4. Юлианский календарь

Юлианский календарь был введен Гаем Юлием Цезарем (100 - 44 гг. до н.э.) в 45 до н.э. взамен очень неточного республиканского календаря. Юлий Цезарь был не только диктатором, но еще и великим понтификом. Он обладал необходимой полнотой власти для того, чтобы покончить с календарным беспорядком, разрушительно действующим на хозяйство и торговлю. Для проведения реформы император пригласил в Рим группу александрийских астрономов во главе с Созигеном. Созиген решил, что единственный выход - это отмена лунного календаря и введение солнечного. Использоваться должен тропический год, а месяцы должны быть привязаны к сезонам.
В декабре римляне праздновали сатурналии - торжества в честь Сатурна, бога посевов и плодородия. Конец праздника должен был приходиться на день зимнего солнцестояния. Но из-за несовершенства календаря возникло расхождение почти в 70 дней.
Чтобы устранить эту огромную разницу между календарным и реальным солнцестоянием Созиген предложил добавить в год, известный в наше время как 46 г. до н.э., два дополнительных месяца. Кроме того, этот год имел и так один обычный дополнительный месяц римского республиканского календаря - 23 дня с 23 февраля.
Два дополнительных месяца (67 дней) после ноября сделали год продолжительностью не менее чем 445 дней. Это привело к тому, что 1 января юлианского календаря пришлось на начало марта 45 г. до н.э. республиканского календаря (т.е. на начало года по старому календарю).
Можно предположить, что длина месяцев в 47 и 46 гг. до н.э. составила:

- 47 г - 46 г
January 29 29
February 28 24
Intercalans -- 27
March 31 31
April 29 29
May 31 31
June 29 29
Quintilis 31 31
Sextilis 29 29
September 29 29
October 31 31
November 29 29
Undecember -- 33
Duodecember -- 34
December 29 29
Всего дней в году 355 445

Римляне назвали этот год “годом недоумения” (annus confusiosus).
В юлианском календаре тропический год аппроксимируется периодом в 365,25 дней, что дает погрешность приблизительно в один день на каждые 128 лет. Такая точность достигается за счет введения високосного года (366 дней) следующего через каждые три обычные года (365 дней).
Однако этому правилу не придерживались в первые годы введения юлианского календаря. Вероятно, понтифики неверно истолковали указ Юлия Цезаря. Ошибка возникла из-за римской практики включительной нумерации. Они вставляли дополнительный день не через три года на четвертый, а каждый третий год. Это:
-45, -42, -39, -36, -33, -30, -27, -24, -21, -18, -15, -12, -9, 8, 12, и каждый четвертый с этого времени.
Ошибка длилась 36 лет, в течение которых было добавлено 3 лишних дня. Для компенсации ошибки император Август постановил пропустить вставку дней в високосные годы между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э.

2.3.5. Високосный день

Юлий Цезарь установил, что в високосные годы "шестой день перед календами марта" должен быть удвоен. В противоположность современному календарю, в котором введен дополнительный день - 29 февраля, у римлян одна и та же дата повторялась подряд еще раз в високосный год (annus bissextilis). Такое удвоение первоначально называлось словом "bissextile" от которого и произошло название "високосный". (Шестой по-латыни "секстус", а удвоенный шестой –"биссекстус". В русский язык слово пришло через греков, которые вместо "б" говорили "в".)
Если сопоставить римские дни в феврале с современным календарем, то получим
7-ой день перед календами марта 23 февраля
6-ой день перед календами марта 24 февраля
6-ой день перед календами марта 25 февраля
5-ый день перед календами марта 26 февраля
4-ый день перед календами марта 27 февраля
3-ий день перед календами марта 28 февраля
2-ой день перед календами марта 29 февраля
Мартовские календы 1 марта

Видно, что из-за обратного счета дополнительный шестой день (лат. bis-sexto-kalendae) приходится на 24 февраля. По этой причине этот день до сих пор рассматривается как дополнительный в високосном году.
Выбор именно этой даты Юлием Цезарем основано на том, что дополнительный месяц Intercalans/Mercedonius в римском календаре считался не после февраля, а как раз между 7 и 6 днем перед мартовскими календами. И было естественно оставить дополнительный день именно в этой позиции.
С точки зрения празднования именин в високосный год необходимо пользоваться следующим соответствием:
22 22 февраля
23 23 февраля
- 24 февраля – дополнительный день
24 25 февраля
25 26 февраля
26 27 февраля
27 28 февраля
28 29 февраля

Таким образом, в високосный год, начиная с 24-го февраля, все праздники февраля переносятся на следующее число по сравнению с обычным годом.
Европейский Союз перенес високосный день на 29 февраля с 2000-го года.

2.3.6. Названия месяцев римского календаря

Месяц Латынь Значение
Январь Januarius по имени Януса (Janus) - двуликого бога входов и выходов, одно лицо его обращено в прошлое, а другое - в будущее
Февраль Februarius по названию обряда очищения (Februa)
Март Martius по имени бога Марса (первоначально бог полей и урожая)
Апрель Aprilis Неизвестно, возможно, в честь Афродиты или по латинскому слову "aperire" (когда на деревьях "раскрываются" почки)
Май Maius Вероятно, в честь богини земли Майи (Maia)
Июнь Junius Вероятно, в честь богини Юноны (Juno) богине небосвода, жене Юпитера, "царице богов и людей"
Июль Julius в честь Юлия Цезаря в 44 до н.э. Первоначально назывался Quintilis от слова "quintus", пятый, поскольку он был пятым месяцем старого римского календаря
Август Augustus Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Первоначально был Sextilis от слова "sextus", шестой
Сентябрь September от "septem", седьмой
Октябрь October от "octo", восьмой
Ноябрь November от "novem", девятый
Декабрь December от "decem", десятый

2.3.7. Длина месяцев

Для большей упорядоченности календаря Юлием Цезарем была внесена поправка в длину месяцев. Как видно из таблицы Март, Май, и Квинтилис (Июль) в республиканском календаре были по 31 дню. Январь, Снтябрь и Ноябрь получили по два дополнительных дня. Апрель, Июнь, Секстилис (Август) и Декабрь получили один дополнительный день.
Существует две гипотезы о длине месяцев:
1. С 45 до н.э. была такая же, как сейчас. Длина февраля была сохранена из религиозных соображений, поскольку с ним были связаны празднования, посвященные богам подземного мира.
2. Юлий Цезарь сделал все нечетные месяцы длиной 31 день и все четные - 30 дней (с февралем в 29 дней в невисокосный год). Когда в 8 до н.э. "Sextilis" стал "Augustus" в честь императора Августа, Август захотел, чтобы его месяц был длиной в 31 день, как и месяц Юлия Цезаря, поэтому он удалил день из февраля и сдвинул длины остальных месяцев так, чтобы Август получил 31 день.
Некоторые источники утверждают, что вторая версия появилась только в 14 веке.

2.3.8. Начало нового года

Назначение нового консула изначально приходилось на начало года – на март. С 222 до н.э. новый консул приступал к обязанностям 15 марта, но в 153 до н.э. эта дата была перенесена на январские календы. А во время реформы Юлия Цезаря 1 января пришлось на март дореформенного календаря. Так январь стал первым месяцем года, это закрепилось в юлианском календаре.

2.3.9. Дни недели

Необходимо отметить, что в первоначальном календаре недель не было. Дни обозначались или dies fasti или dies nefasti, в прошлом бывшие рабочими днями и днями, по которым были открыты суды. Также были dies festi и dies feriae (дни для религиозных праздников и святые дни).
Официально ввел семидневную неделю император Константин I в 4 веке н.э. и разрушил старый порядок в связи с переходом на христианство.

Сто лет назад, в 1866 году, среди развалин древнего храма города Канопа в дельте Нила была найдена каменная плита с египетскими иероглифами. В то время ученые еще не знали всех тонкостей древней грамоты, но надпись, высеченную на камне, не так уж трудно было расшифровать: рядом с египетским текстом был его перевод на греческий язык. О чем же сообщала эта надпись?

Драгоценная находка относилась к последнему периоду многотысячелетней истории Египта. Могущественное государство было покорено персами, затем стало частью великой державы Александра Македонского, которого жрецы прославляли, как бога Солнца — Амона. Именем знаменитого полководца назвали город Александрию, основанный недалеко от Канопа в 331 году до новой эры (см. карту на стр. 27), а в древней стране пирамид воцарилась новая династия — Птолемеев, по имени одного из военачальников Александра Македонского.

Александрия стала столицей Египта и одним из культурнейших центров всего Древнего мира. Великую славу приобрел знаменитый Александрийский мусейон (музей) — храм девяти муз, богинь — покровительниц искусства и наук. Но это был не музей в нынешнем смысле слова, а скорее первый в мире университет, или Академия наук.

Здесь находилась богатейшая библиотека древности — более полумиллиона рукописей, доставленных из многих стран. В мусейоне трудились выдающиеся ученые, и славные дела их по заслугам увековечены в истории науки.

Географ и математик Эратосфен, главный библиотекарь книгохранилища, впервые и с большой для того времени (III век до новой эры) точностью измерил длину экватора и радиуса Земли. Было это в городе Сиена, нынешнем Асуане. В Александрии учился и начал свою деятельность величайший греческий математик и механик Архимед. Пионер автоматики Герон изобрел много самодействующих приборов, даже театр автоматов, и создал игрушку — прообраз будущей паровой турбины. Астроном Аристарх восстал против религиозных сказок о неподвижной Земле в центре мироздания. Не Солнце и звезды вертятся вокруг Земли, а сама она обращается вокруг Солнца, утверждал Аристарх. За это опасное вольнодумство жрецы обвинили его в безбожии.

Вблизи от Александрийской гавани, на острове Фарос, был построен знаменитый маяк — одно из семи чудес света. Неугасимый костер, горевший на вышке маяка, отражался многочисленными зеркалами, и свет его далеко в море указывал верный путь кораблеводителям. До сих пор о названии Фаросского маяка напоминают нам фары, освещающие в сумерках и ночью дорогу автомашинам и локомотивам.

Всему Древнему миру была известна превосходно оборудованная астрономическая обсерватория в Александрии.

Эвергету понравилось это предложение. Правда, царь заботился не только об улучшении календаря, — он хотел увековечить день своего рождения. И вот в этот день, 7 марта 238 года до новой эры, Эвергет приказал высечь на каменной плите храма в Канопе свое постановление, названное историками канопским декретом.

Звезда Сотис каждые четыре года удаляется на один день вперед, указывал царь, поэтому летние праздники переходят на зимние месяцы. Чтобы этого не было, предписывается через каждые четыре года добавлять после пяти дополнительных дней и перед новогоднем еще один, 366-й день. Отныне пусть все знают, что недостатки в счислении времен года счастливо исправлены царем Эвергетом.

Однако жрецы и на этот раз ополчились против разумного предложения; даже всесильный царь ничего не мог поделать с упрямыми богослужителями. Древнеегипетский календарь еще долго оставался блуждающим.

Прошло больше двухсот лет после канопского декрета, Египет был снова завоеван, на этот раз римлянами. И римский император Август в 26 году до новой эры ввел в Александрии такой календарь, какой предлагал Эвергет.

Александрийский календарь и теперь остается наилучшим из всех существующих. Можно только пожалеть о том, что наш календарь унаследован не от египтян, а от римлян.

Декрет Наркомпроса РСФСР от 23.12.1917 года о введении нового правописания

Декрет Наркомпроса РСФСР от 23.12.1917 года о введении нового правописания НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ РСФСРДЕКРЕТот 23 декабря 1917 годаО ВВЕДЕНИИ НОВОГО ПРАВОПИСАНИЯВ целях облегчения широким народным массам усвоения русской грамоты, поднятия общего

1. Декрет о мире и война за армию. Сила слова против оружия

1. Декрет о мире и война за армию. Сила слова против оружия Наравне с проблемами внутренней политики, перед советским государством стояли внешнеполитические вопросы, по масштабу не только не уступающие, но и превосходящие развернувшееся противостояние революционных

1. Ленинский декрет о земле и его осуществление

1. Ленинский декрет о земле и его осуществление Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила судьбы крестьянства страны, открыла новые пути в развитии деревни. Российский рабочий класс, завоевав политическую власть, сразу же приступил к

Декрет

Декрет Судьба Ясной Поляны мучила меня непрестанно и в лагере. Усадьба постепенно разрушалась, хозяйство приходило в полный упадок. Широкий размах Оболенского, не желавшего считаться ни с какими советскими законами, неизбежно привел бы к катастрофе. Первая же ревизия

§ 2. НАЧАЛО ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ. ДЕКРЕТ О ПРАВАХ ПРАВОСЛАВНЫХ

§ 2. НАЧАЛО ЗЕМСКОЙ РЕФОРМЫ. ДЕКРЕТ О ПРАВАХ ПРАВОСЛАВНЫХ Эпоха реформ началась с постановления Виленского сейма 1563 г. об уравнении шляхты католического и православного вероисповеданий в правах на получение достоинств и врядов, т. е. почетных и судебно-административных

Декрет о признании всех международных конвенций о Красном Кресте[1]

Декрет о признании всех международных конвенций о Красном Кресте[1] Декрет от 04 июня 1918 годаО признании всех Международных конвенций о Красном КрестеПринят Советом народных комиссаров РФСР 04 июня 1918 годаСовет Народных Комиссаров Российской Федеративной Советской

П.10. Декрет президента Германской Республики о защите народа и государства от 28 февраля 1933 г.

П.10. Декрет президента Германской Республики о защите народа и государства от 28 февраля 1933 г. [Документ ПС-1390]На основании абзаца 2 статьи 48 имперской конституции в целях противодействия коммунистическим актам насилия, представляющим угрозу для государства,

[1. Берлинский декрет]

[1. Берлинский декрет] Как известно, в 1805 г. Наполеон окончательно отказался от надежды нанести Англии решительный удар военными силами, которыми он располагал. Впоследствии он склонен был даже отрицать, будто в самом деле собирал Булонский лагерь для переправы армии

1917,14 ноября Декрет о национализации промышленности

1917,14 ноября Декрет о национализации промышленности Своими важнейшими законами большевики считали декреты о национализации земли (Декрет о земле) и о национализации промышленности. Декрет 14 ноября 1917 г. вводил вместо руководства управляющих и хозяев предприятий

1918, февраль Декрет о социализации земли. Военный коммунизм

1918, февраль Декрет о социализации земли. Военный коммунизм Ленин открыто признавал, что Декрет о земле 1917 г., основные положения которого были взяты из программы эсеров, обеспечил до лета 1918 г. поддержку большевикам в деревне, так как осуществил давнюю крестьянскую мечту

Декрет о мире

Декрет о мире Декрет о мире предлагал немедленно прекратить войну и начать переговоры между всеми воюющими странами о заключении мира без аннексий (т. е. без захвата чужих земель и насильственного присоединения живущих там народностей) и без контрибуций (оплаты военных

Декрет о земле

Декрет о земле Декрет о земле был основан на сводке 242 крестьянских наказов, и уже одним этим ограничивалось риторическое творчество Ленина. Декрет отменял помещичью собственность на землю немедленно и безо всякого выкупа. Все земли передавались в распоряжение

№ 267. Декрет о выборном начале и об организации власти от 16 декабря 1917 года

№ 267. Декрет о выборном начале и об организации власти от 16 декабря 1917 года 1) Армия, служащая воле трудового народа, подчиняется верховному выразителю этой воли – Совету Народных Комиссаров.2) Вся полнота власти в пределах каждой войсковой части и их соединений

6. ДЕКРЕТ В ЧЕСТЬ ДИОФАНТА. ВОССТАНИЕ САВМАКА

Декрет о мире

Декрет о мире Принятый единогласно на заседании II Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября 1917 года.Рабочее и Крестьянское правительство, созданное революцией 24–25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и

У кого самые красивые глаза?

Истоки европейского календаря идут из римского республиканского календаря. На его основе появился юлианский календарь и в последствии современный григорианский. Юлианский же календарь кроме римской традиции был основан на достижениях египетско-греческой астрономии и египетском календаре. Именно его можно считать прародителем современного календаря. Схематически эта генеалогия представлена в таблице:

Начало использования

По годам правления фараонов

По Олимпийским играм

видимо не использовался

По римским императорам, в средние века от основания Рима

Ранне-Христианские календари (Коптский, Римский, Византийский и д.р.)

Разные, чаще от сотворения мира

Дионисия Малого (вечный лунно-солнечный церковный календарь)

От рождения Иисуса

Согласно известному египтологу Бристед (J. H. Breasted), наиболее ранняя дата египетского календаря относится к 4236 до н.э. Сначала календарь был лунный. Как можно проследить во многих культурах, этот архаичный календарь надолго сохранился параллельно с более поздним солнечным и использовался в религиозных целях.

Египтяне начали использовать солнечный календарь возможно с эпохи правления династии Гиксосов 1700 - 1500 до н.э.

Жизнь Египта была основана на земледелии в нижнем течении Нила и привязана к его сезонным циклам. Цикл разбивался на три периода: наводнения, русла (сезон посева) и обмеления (сезон сбора урожая).

Египтяне обнаружили, что гелиакический восход звезды Сириус предшествует несколькими днями ежегодный разлив Нила. (Гелиакический восход - это первый восход звезды, видимый в предрассветный момент после ее схождения с солнцем. Строго говоря, гелиакический восход определяет длину не тропического года, а сидерического, однако для египтян это различие было не существенно.) Египтяне считали, что разлив Нила вызван именно появлением Сириуса на небе.

Небезынтересно отметить, что Сириус - тройная и самая яркая звезда неба. В Древнем Египте Сириус имел два именования: Сотис ("Лучезарная" или "Блистательная") и Анубис ("Звезда Пса"). Последнее перешло затем к древним римлянам. Они называли Сириус " Stella canicula" или просто "Canicula". Дни в августе, когда появлялся Сириус, были самыми жаркими и в римском сенате объявляли перерыв – “каникулы” (дословно – собачьи дни).

Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. В конце года были дополнительные 5 дней - праздники в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды (сравните с календарем французской революции).

Как уже было отмечено, месяцы были сгруппированы по четыре, образуя сезоны. Египтяне не использовали високосных дней, поэтому за период в 1460 лет новый год проходил все сезоны. Для египтян это выглядело, как если бы восход Сириуса смещался по календарю на день каждые 4 года. Этот период так и назывался - цикл Сотиса (или Великий год Сотиса). Возвращение звезды отмечалось праздником в честь Вечности.

В эпоху эллинизма 7 марта 238 г. до н.э. фараон Птолемей III Евергет (Ptolemeus Euergetes) пытался реформировать египетский календарь. Об этом свидетельствует "Канопский Декрет" (The Canopus decree) – монолит c надписью на греческом и египетском языках о введении нового календаря. Чтобы устранить сдвиг дат, Птолемей впервые ввел понятие високосного года. В високосный день повелевалось праздновать богов – покровителей семейства Птолемеев. Это нововведение не прижилось. Только после победы Октавиана Августа над Антонием и Клеопатрой и окончательного присоединения Египта к Риму (примерно с 26 г. до н.э.), начал приниматься новый календарь, сходный с юлианским. Старый же календарь использовался параллельно еще на протяжении нескольких веков.

Поздний египетский календарь очень похож на юлианский за исключением того, что дополнительный день приходится на 29 августа юлианского стиля (т.е. на конец египетского года). Начало года по египетскому календарю - первый день месяца тота - соответствует 29 августа (длительность года в обоих календарях одинаковая - 365.25 суток).

Египтяне не имели постоянной эры. Они вели счет лет от времени вступления на престол очередного фараона. Но начало года по всем этим эрам неизменно начиналось с 1 тота (29 августа), предшествовавшего вступлению на престол.

Дни месяца и месяцы обозначались номерами. Дата записывалась примерно так:

Год 1, месяц 2 сезона разлива, день 5 правления фараона такого-то. Правда, как указано в [3] произнесение имени фараона было под запретом.

Названия египетских месяцев использовались в религиозных и астрономических целях (в скобках современные названия в коптском календаре):

Вечный образ движущийся от числа к числу мы называем временем. Размышляя над этим, человек стал карабкаться на одну из высочайших вершин знания, потому что речь идет о очень важном понятии: пространственно-временном единстве мира.

История календаря

Луна исполнена неизъяснимого очарования даже для нас, людей рационального XX века. Легко представить, как обожали ее в те далекие времена, когда серебристый диск был живым существом, наделенным магическими способностями. Сколько поэтических легенд было ему посвящено!

У славян Месяц был царем ночи, мужем Солнца. Он влюбился в Утреннюю Звезду, и в наказание другие боги раскололи его пополам. Странно похожую легенду встречаем мы на диаметрально противоположном краю планеты, у австралийских аборигенов: юноша-Месяц, влюбившийся в чужую жену, изгнан из своего племени и вечно блуждает по небу в поисках пристанища.

Африканцы из племени намака рассказывают, что добрый бог-Месяц хотел сделать людей такими же бессмертными, как и он, сделать так, чтобы они умирали и воскресали снова. Но заяц решил напакостить людям и сказал, что они будут похожи на него, зайца: уж если умрут, то никогда не воскреснут. И сбылось так, как напророчил глупый заяц. За это Месяц бросил в зайца своим боевым топором и рассек ему губу, которая с тех пор у всех зайцев и осталась раздвоенной. Почти тот же сюжет прослеживается в сказке южноамериканских ботокудов: луна умеет вызывать гром, молнию, карать неурожаем, а порой она падает на землю, и тогда люди во множестве умирают.

У вьетнамцев сохранился до сих пор красивый обычай созерцать луну в шестнадцатый день восьмого месяца их лунного календаря: светлый лик, не закрытый тучами, обещает хороший урожай в этом году, полузадернутый туманной пеленой – полные закрома после второго сбора зерна, ну а если небо сплошь закрыто тучами, придется ждать неурожайного года. Даже не верящий ни в бога, ни в черта европеец нет-нет да и покажет молодому месяцу завалявшуюся в кармане блестящую монетку: пошли, мол, побольше денег. А в старое время крестьянин серьезно огорчался, если в столь ответственный момент у него в кармане не оказывалось серебряной денежки.

Разнообразие ликов луны разбило лунный месяц на части помельче. У вавилонян мы находим семидневную неделю, но связанную не с фазами Луны, а с астрологическими правилами. Вавилонские жрецы знали семь небесных тел, семь небожителей: Солнце, Луну, Марс, Меркурий, Юпитер, Венеру и Сатурн. Каждому был посвящен особый день. Существовали очень сложные таблицы, по которым рассчитывали благоприятный момент для начала торгового предприятия или свадьбы. Разобраться в них было под силу только посвященным – Жрецам.

В 433 г. до н.э. древнегреческий астроном Метон сделал замечательное открытие: оказывается, через каждые 235 лунных месяцев, т.е. через 19 лет, Новый лунный год опять совпадает с весенним равноденствием. Греки встретили это известие с восторгом. Ведь календарь, которым они пользовались, превращался, таким образом, в вечный! Достаточно было составить таблицу дней всех лунных месяцев, связать с ними положение Солнца и Луны – и все заботы, связанные с вычислениями сроков полевых работ, сами собой отпадают. Девятнадцатилетний цикл был назван Метоновым. Имя ученого знал буквально каждый грек, каменные столбы с его календарем стояли на площадях множества древнегреческих городов.

Рождение календаря и понтифики

Если верить легендам, – римляне вначале жили по довольно странному календарю: в нем было всего 10 лунных месяцев.

Когда наступит новый год, а с ним придет и календарный счет дням, знали только жрецы-понтифики. Они наблюдали за появлением молодой луны. Когда в небе, наконец, прорезался блестящий серпик, граждан созывали в Капитолий и объявляли о начале месяца – календах. А в первое мартовское новолуние торжественно возглашалось начало года.

Месяцы с пятого по десятый почему-то не были отданы никаким богам и звались просто квинтилис, секстилис, септембер, октобер, новембер и десембер. Нума Помпилий оказался плохим астрономом. Его год получился куцым, всего в 355 дней, на десять с четвертью меньше, чем требовалось.

Вдруг укорачивая год, они обрушивали на ничего не подозревавших должников внезапные календы. Если требовалось – убирали неугодного консула, чьи полномочия неожиданно кончались. Зато для человека нужного и щедрого год, словно по волшебству, растягивался.

Бороться со своеволием понтификов не пытался никто. Слишком уж они были могущественны и слишком могущественные люди поддерживали их. А календарь. Календарь так запутался, что превратился в истинное народное бедствие.

Первый римский император Гай Юлий Цезарь был не только императором, но по совместительству еще и великим понтификом. Он обладал той полнотой власти, которая была нужна, чтобы покончить с календарным беспорядком, разрушительно действующим на хозяйство и торговлю. Император пригласил в Рим известного египетского астронома Созигена.

У египтян было три сезона: наводнение, посев, жатва. В каждом – по четыре месяца. Внутри месяца – три десятидневки – декады (т.е. шесть пятидневок – пентад). Всего 360 дней. Ошибка в пять суток. Но ведь это календарь четвертого тысячелетия до нашей эры. Астрономическим познаниям еще явно не хватало глубины. Проходит несколько столетий, и мы видим добавление: к 360 дням приплюсованы еще пять, праздники в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут – Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.

В 238 г. до н.э. царь Птолемей Эвергет, потомок греческого полководца Птолемея, служившего в победоносных войсках Александра Македонского и завоевавшего для Греции Египет, приказал: праздновать раз в четыре года еще один праздник, в честь богов – покровителей Эвергета. К календарю добавилась ежегодная четвертушка дня, и бег его замедлился настолько, что один лишний день стал набегать раз в 128 лет. Столь маленькая погрешность показалась тогдашним астрономам несущественной.

Между тем проект во всех отношениях замечательно простой был уже разработан. Его автором был врач Алоизий Лильо, живший в итальянском городе Перудже, профессор медицины в местном университете. Чтобы остановить движение календаря, он предлагал попросту выбросить накопившиеся со времен Юлия Цезаря лишние дни, а потом считать високосными те года, которые делятся на 4 и не делятся на 100. Лильо закончил свои вычисления в 1576 г. Но представить проект папской комиссии он не успел: даже легкое недомогание в ту эпоху превращалось в смертельную болезнь. Бумаги ученого повез в Рим его брат. Редко бывает, чтобы даже самый замечательный проект проходил через комиссии без замечаний: каждый из заседающих считает, что он не глупее автора и вовсю стремится это продемонстрировать. Но проект Лильо оказался столь безукоризненно выполненным, что был принят без единой поправки.

Октябрьская революция, ликвидировавшая все институты власти без труда решила вопрос и календарной реформы. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу четырнадцатое.

Календарь на один год – это, конечно, важно, но это еще не все. Есть еще такая вещь, как хронология, счет лет, возникший гораздо позже календаря. Сконцентрированная история, как ее иногда называют. И в самом деле, разве мало говорят воображению человека, хорошо знакомого с историей, сухие даты: 1914, 1917, 1941, 1945.

От сотворения мира вели счет годам и в России, вернее, от сотворения Адама, которое (в соответствии с постановлением Никейского собора) произошло 1 марта 1 года творения, в пятницу. 1492 г. был, например, 7000 годом от сотворения мира. Он должен был начинаться в марте, но царь Иван III не посчитался с традициями и перенес новогодие на осень, на 1 сентября. (Не с тех ли времен идет традиция начинать в этот день школьный учебный год?).

На пороге нового тысячелетия

Существует поверье, что високосный год неудачный. Человек считает неудачным то, что его не устраивает. Зимой выпало много снега – хорошо для будущего урожая. Весной высоко поднялась вода в реке – плохо.

Напомним. Високосный год вычисляется с помощью простого алгоритма: если цифра года делится на 4, но не делится на 100 без остатка – это високосный год. Алгоритм приводит к ошибке раз в 400 лет. Таким образом, 2000 г. является особым високосным годом.

Одна из проблем, которая досталась нам от уходящего тысячелетия – проблема 2000 года. На заре создания программных оболочек жрецы 20 столетия сэкономили два десятичных разряда в утилите операционной системы текущего представления даты. Легенда гласит, что сделали они это из благих побуждений.

В современном мире информационные технологии занимают все большее место. Не знать азов – ошибка распространенная: мало кто готов признаться даже самому себе в том, что чего-то не понимает в происходящем в столь непосредственной близости. Таким образом, сам того не сознавая, он пополняет стройные ряды потребителей одной из многочисленных головоломок понтификов с начала 1991 года, но это уже другая сказка.

Читайте также: