Каковы онтологические взгляды эмпедокла кратко

Обновлено: 04.07.2024

В данном параграфе мы хотим вопрос об иранских влияниях рассмотреть не в традиционном ключе сопоставления параллельных мест в указанных учениях, а конкретизировать его следующим образом: на-сколько сопоставимы дуалистические воззрения греческой философии, в данном случае Эмпедокла, и иранской традиции. Иранские представ-ления глубоко дуалистичны в своих основаниях, причем этот дуализм лежит на поверхности, и никогда не терял своих позиций, несмотря на достаточно сильные монистические тенденции в маздеизме и зурваниз- ме . Но насколько можно считать учение Эмпедокла дуалистическим, и насколько верным является утверждение о вторичности иранского дуа-лизма по отношению к сформировавшейся классической античной фи-лософии — на эти вопросы нам предстоит дать ответ.

Греческие религия и философия, хотя и имеют с иранской традицией общее индоевропейское происхождение, очевидно, существенно отличаются от иранских доктрин, в том числе и по формам дуализма или тенденциям к нему. Но очевидно, что даже в рамках одной культурной традиции нет однозначных представлений, а есть совокупное мно-гообразие различных тенденций, не исключая дуалистических.

Итак, в основе иранской доктрины онтологического дуализма лежит представление о двух несводимых и несоизмеримых субстанцио-нальных началах, которые также можно именовать и причинами, бла-годаря которым мир получил свое существование. Эти начала — Свет и Тьма или Добро и Зло.

Иранская традиция признает семь Амеша Спента, в число которых включен Ахура Мазда. Функционально они перераспределены по уровням бытия. Структура ментального мира mcndgтрехчастна: Ахура Мазда (металл) — Boxy Мана (скот, община) — Арта Вахишта (огонь); структура физического мира ^е/Т^четырехчастна: металл (Кшатра Варья) — земля (Спента Армайти) — вода (Хаурватат) — растения (Амертат).

«Есть Необходимость, оракул богов, древнее постановление, заверенное печатью,

(Симпликий, Phis. 1184.9>.

С ним сопоставим по некоторым позициям следующий фрагмент: «Однако когда великая Распря перевесила в членах [Сфайроса]

И подскочила к почестям, по исполнении срока,

Совершенно четко можно зафиксировать принципиальное различие приведенных схем. Схема Эмпедокла в основе своей циклична. Заметим, кстати, что и понимание Аристотелем взаимодействия между элементами, рассмотренное выше, указывает на цикличность его характера. В иранской традиции достаточно рано сформировались представления о линейном характере времени (во всяком случае, четко прослеживается точка начала во времени и точка конца). Притом, что на первый взгляд эти схемы сопоставимы, они фундаментально различны по содержанию.

Стадии перехода к космосу Распри так-же вполне соответствуют стадиям сотворения физического мира — getlg. Сопоставимо с вычленением элементов из Сфайроса при воздействии Распри выделение Ормаздом из собственного света Амеша Спента как Богов на промежуточном уровне, которым на физическом уровне соот-ветствуют элементы. Но такая схема в иранской традиции, как мы пока-зали выше, является достаточно поздней.

Исторический процесс, то есть процесс рождения и гибели космоса у Эмпедокла, следуя реконструкции ранней греческой философии Г. Дильсом, понимается как циклический. Линейная иранская схема подчинена единственной конечной цели — полностью уничтожить зло. Историками философии учение Эмпедокла не трактовалось однозначно, и помимо реконструкции Дильса существовала еще одна традиция, представленная не-цикл и ческой интерпретацией учения Эмпедокла, популярной в XIX веке, эта же идея активно развивалась во второй половине XX века . Такую интерпретацию возникновения и разрушения космоса Эмпедокла D.O’Brien полагает ошибочной . Мы не ставим себе задачу подробно разбирать эту трактовку и аргументы ее противников, заметим только, что она оказывается достаточно интересной для понимания и учения Эмпедокла и самого по себе, и особенно в сопоставлении с иранской традицией.

Очевидно, что добро и зло в этом контексте не тождественны Любви и Распре, и не носят онтологического или космологического характера.

Очевидно, что фрагменты, которыми мы располагаем, не позволяют приписать учению Эмпедокла этического дуализма, хотя и можно зафиксировать его на уровне тенденции. В любом случае, эта тенденция в учении Эмпедокла представляется скорее вспомогательной, чем исходной для построения основной доктрины, что не позволяет говорить о ее зависимости от иранского дуализма, или трактовать ее как дуа диетическую.

Важным звеном в целостном понимании учения Эмпедокла и, в частности, его космологического дуализма является противопоставление им души и тела как учения о метемпсихозе, которое развивалось также в орфико-пифагорейском учении и засвидетельствовано у Ксенофана, а в дальнейшем именно эти представления послужили для формирования характерного для западноевропейской традиции дуализма тела и сознания.

Из сказанного видны принципиальные отличия греческих пред-ставлений о душе и иранских. В иранской традиции тело и душа не противопоставляются, материя является созданием Ормазда, но под-вержена тлену вследствие вмешательства в мир злого духа. Дуализм души и тела присутствует на уровне космологии — если тело остается в том мире, для которого создавалось, то душа поднимается вверх, в ту область, в которой существовала изначально. Идея метемпсихоза не специфична для иранских воззрений, каждый человек проживает только одну земную жизнь и будет призван к ответу за совершенные при жизни деяния, за приверженность добру или злу.

Итак, мы обнаружили достаточное количество схождений между иранской традицией и учением Эмпедокла. Несмотря на это, те принципиальные схемы дуализма, которые характеризуют иранскую онтологию, фундаментально расходятся и по содержанию, и по конечным выводам с дуалистическими взглядами Эмпедокла. Таким образом, нам удалось подтвердить скорее зависимость учения Эмпедокла от своих греческих предшественников, чем от каких-либо внешних влияний. Напротив, для некоторых образцов иранской мысли при сопоставлении с воззрениями Эмпедокла скорее следует признать в качестве источника для них древнегреческую философию. Но, кроме того, мы можем подтвердить, исходя из сопоставления с учением Эмпедокла, тот факт, что онтологический и этический дуализм в иранской традиции имеет оригинальное автохтонное происхождение, космологический дуализм формировался не без влияния античной философии. Признать фило-софскую систему Эмпедокла в полной мере дуалистической не пред-ставляется возможным.

Итак, мы обнаружили достаточное количество схождений между иранской традицией и учением Эмпедокла. Несмотря на это, те принципиальные схемы дуализма, которые характеризуют иранскую онтологию, фундаментально расходятся и по содержанию, и по конечным выводам с дуалистическими взглядами Эмпедокла, которые в его учении представлены только в качестве тенденции. Таким образом, нам удалось подтвердить скорее зависимость учения Эмпедокла от своих греческих предшественников, чем от каких-либо внешних влияний.

Жил в 5-ом веке до н.э. Происходил из знатной семьи. Родился в городе Агригент. Поначалу был пифагорейцем. Отлично писал поэмы и говорил. Писал произведения о природе и “очищение”.

Полагал, что душа бессмертна, переселяется в разные тела. Но, чтобы душа не переселилась в недостойное тело надо пройти очищение души. Проповедовал против мясной пищи и шерстяной одежды.

Первооснова – 4 стихии и 2 силы = любовь и ненависть.

4 стихии правят миром попеременно. Считал что в древности Земля была болотом, из которого произошла жизнь в виде частей животных.

Основные идеи философии Эмпедокла.

Философскую подготовку Эмпедокл получил в школе элейцев. Одним из результатов элейской философии оказал большое влияние на последующее развитие греческого философского мышления 5 в. до н. э. Этот результат - мысль элейцев, согласно которой, истинно сущее бытие не может не погибать, не возникать. Они развили это положение с большой силой, но связали его со своим убеждением в неизменности истины сущих элементов бытия. Мысль эта после элейцев становится предпосылкой крупнейших материалистических учений 5 и первой половины 4 в. до н. э. Таковы учения Эмпедокла в Сицилии, Анаксагора в Афинах, Демократа в Абдерах. Если мы даже наблюдаем в мире то, что называется генезисом, рождением, изменением или смертью, уничтожением, гибелью, то это лишь обманчивая видимость. Все эти явления должны быть объяснены так, чтобы при любом объяснении не был покалебим основной и исходный тезис о вечности и неизменности, о не возникаемости и о не гибнущей природе истинно сущего бытия. У элейцев истинное бытие едино, в нем не может быть не только возникновения, изменения, гибели, но не может быть и никакого множества. Эмпедокл отказывается от строгого леонизма элейцев. Онне пытается объяснить все разнообразие форм и явлений из одного - единственного материального начала. Таких начал - основных и несводимых друг на друга материальных элементов - он признает четыре. Это огонь, воздух, вода, земля.Эмпедокл называет этиматериальные начала “корнями всех вещей”. Однако объяснить видимые явления природы, допустив лишь существование этих четырех “корней”, невозможно. Чтобы объяснить то, что людям представляется, как возникновение или как генезис всех вещей природного мира, необходимо, согласно Эмпедоклу, кроме существование четырех “корней” (материальных элементов, начал), допустить так жесуществование двух противоположных друг другу движущих сил.Элементы, или “корни”, приводятся этими силами в движение: или соединяются, сближаются, сочетаются, или, напротив, разъединяются, удаляются друг от друга, расходятся. Согласно Эмпедоклу,жизнь природы состоит в соединении и разделении, в качественном и количественном смешении и соответственно в качественном и количественном разделении вещественных элементов, которые сами по себе, как элементы остаются неизменными.

Здесь еще очень много от древней мифологии. Вещественные начала, или элементы, характеризуются у Эмпедокла не в качестве костной, неодушевленной и мертвой материи, а как божественные существа - живые и способные ощущать. Материальные элементы не оторваны от движущих сил. Всем элементам присуща движущая сила. От этой движущей силы всех элементов Эмпедокл отличает две специфические движущие силы. Деятельная движущая сила выступает в виде двух противоположных сил. Силу, которая производит соединение, Силу, которая производит соединение, он называет любовью(или дружбой, приязнью, гармонией, даже - Афродитой - по имени богини любви, соединяющей мужчину и женщину).Силу, производящую разделение, он называет ненавистью(враждой, Аресом). Воззрение Эмпедокла на движущую силу уходит своими корнями в очень древние представления греков.

Оригинальность Эмпедокла в отличие от его предшественников состояла в том, что, заимствовав свою теорию 4-х первоначальных веществ из весьма древней греческой традиции, Эмпедокл связал ее с тем понятием об элементе, которое он нашел во второй части поэмы Парменида, где автор излагал свои физические гипотезы и где уже наметилось более четкое физическое понятие об элементе. Отделив,таким образом, движущую или деятельную причину от материальных элементов природы, Эмпедокл затем в каждую из этих двух основ - и деятельную движущую силу и в материальные “корни всех вещей” - вводит элемент раздвоения.Материальные элементы он разделяет на два класса. Кроме движущих сил любви и вражды, которые, собственно говоря, не являются элементами вещей, движущим началом у Эмпедокла оказывается еще и материальный элемент огня. В этом смысле, Эмпедокл противопоставляет огонь и воздух в качестве мужских божеств земле и воде, как божеством женским. Иногда он рассматривает все четыре элемента, как живые вещества.

По вопросу об отношении единства к множеству предшествующая Эмпедоклу философия выдвинула глубоко противоположные точки зрения элейцев и Гераклита. Для элейцев мыслимо только единство, множества нет, оно только иллюзия чувств. Для Гераклита единое и многое существуют одновременно: все из одного и из всего одно. У Эмпедокла намечается компромиссная, более “нежная” точка зрения. Согласно его взгляду, противоположности единства и множества, любви и вражды существуют не одновременно, а последовательно. Эмпедокл представляет жизнь природы как циклический или ритмический процесс, в котором попеременно берут верх то любовь, соединяющая физические элементы, то вражда, разделяющая их.Над миром властвуют поочередно любовь и вражда.Во время господства любви все становится единым, природа представляет собой бесконечный “шар”, в ней уже не сохраняется своеобразие отдельных материальных элементов. В это время мы не найдем в ней ни своеобразных свойств огня, ни своеобразного свойства какого-либо другого из элементов - каждый теряет здесь свой собственный вид. Напротив,во время господства вражды все становится многим,выступает своеобразие элементов, они выделяются и обосабливаются. Между периодами полного господства любви и такого же господства вражды есть переходные периоды. Отойдя на периферию мира во время господства в нем вражды, утвердившейся в центре мира, Любовь начинает победоносно продвигаться к этому центру и частично властвовать, пока не достигнет полного торжества. В это время вражда удаляется из центра к периферии. Но как только любовь достигнет победы вражда вновь начнет продвигаться к центру, а любовь к периферии. Мировой процесс и есть ритмическое повторение и возврат этих фаз. При всех происходящих при этом изменениях сами материальные элементы не возникают и не погибают.

Основными произведениями Эмпедокла являются " Очищение", "О природе ", которые сохранились до наших дней.

Онтология.Философия Эмпедокла все еще является стихийным материализмом. Но Эмпедокл выделяет не одну первоматерию, а 4 стихии - это корни всякого бытия. Эти четыре первостихии Эмпедокл ассоциировал с Богами греческого Олимпа. Так Зевс воплощал огонь, Гера - воздух, Гадес - землю, Настида - воду. Четыре стихийных элемента пассивны. Эмпедокл выделял две движущие силы, которые путем смешивания четырех стихий способствовали созданию всего многообразия мира - любовь (дружба) и вражда (ненависть). Таким образом в основе всего сущего лежат четыре стихийных первоэлемента и две движущие силы. Эти две силы носят материальный характер. Они постоянно разъединяют и соединяют четыре первоэлемента от маленьких до самых больших частей. Первоэлементы Эмпедокла не могут быть сотворены или уничтожены. Они есть вне времени - они неизменны, они были, есть и будут. Такой взгляд Эмпедокла приближает его теорию к взглядам элеатов. Эмпедокл отрицал идею атомистов о существовании пустоты. По мнению Эмпедокла, не существует пустоты, но вещи только меняются друг с другом местами. Однако одним из главных атрибутов материальных стихий является движение - перемещение. Отдельное внимание Эмпедокл уделял движению света, он считал, что скорость света бесконечна, но человек не может это воспринять, так как не обладает развитыми органами чувств.

Космогония.Стихийный материализм Эмпедокла отражается и на космогонических взглядах Эмпедокла. Эмпедокл выделял 4 стадии мироздания.

Сайфос - это первичная стадия, в которой находился космос. В этой стадии четыре первоэлемента (вода, огонь, воздух, земля) находились в истинном единстве. На этой стадии не было вражды, только любовь ( филия ). Акосмическая стадия, так как здесь есть только одно активное начало - любовь.

На следующей стадии в мир приходит вражда, и стихии начинают разъединяться. Космические активные начала - вражда и любовь уравновешивают друг друга

На третьей стадии существует только вражда. Все стихии разделены. Эта стадия акосмическая

На четвертой стадии происходит возврат любви. Стихии соединяются любовью. Космическая стадия

Это космогонический процесс развития, который выделил Эмпедокл в космогонии. По мнению Эмпедокла, этот цикл есть круг времен. Путем объединения и разъединения стихий двумя движущими началами образуется все многообразие вещей в мире.

Гносеология. Как представитель стихийного материализма Эмпедокл был сторонник чувственного познания. Характеристикой гносеологии Эмпедокла является гносеологический оптимизм. Эмпедокл считал, что познание возможно, и истина принципиально достижима. Это объясняется тем, что объект и субъект познания состоят из четырех стихий. Получалось познание "подобного подобным". Человек мог познать Филию, так как сам может любить, и также вражду, так как сам умеет ненавидеть.

Учение о живом. Эмпедокл постулировал идею об органической целесообразности. Он считал также как Анаксимандр, что живые организмы произошли от неживых. Однако, он считал, что организмы не появились целиком развитые. Он считал, что вначале из неживой материи были образованы части живых организмов, которые потом соединялись и разъединялись, подобно тому, как соединяются и разъединяются четыре первоэлемента. А затем, наиболее удачные соединения, проверенные школой выживания на земли выжили, так как были более приспособленные, чем другие. Эмпедокл считал, что сочетание частей были настолько удачны, что возникает мысль о том, что это было заранее продуманно высшим разумом.

Интересной онтологической особенностью первоэлементов Эмпедокла является их одухотворенность. Учение Эмпедокла все еще относится к стихийному материализму. Но стихии Эмпедокла одухотворены. Такое разрешение онтологического вопроса о первопричине приближает его концепцию к идеализму. Хотя надо отметить, что Эмпедокл является представителем стихийного материализма, так как четыре первообразующие стихии все же материальны хотя и одухотворены.

Однако его учение было развито Анаксагором, который гораздо дальше продвинулся по пути идеализма.




Основными произведениями Эмпедокла являются " Очищение", "О природе ", которые сохранились до наших дней.

Онтология.Философия Эмпедокла все еще является стихийным материализмом. Но Эмпедокл выделяет не одну первоматерию, а 4 стихии - это корни всякого бытия. Эти четыре первостихии Эмпедокл ассоциировал с Богами греческого Олимпа. Так Зевс воплощал огонь, Гера - воздух, Гадес - землю, Настида - воду. Четыре стихийных элемента пассивны. Эмпедокл выделял две движущие силы, которые путем смешивания четырех стихий способствовали созданию всего многообразия мира - любовь (дружба) и вражда (ненависть). Таким образом в основе всего сущего лежат четыре стихийных первоэлемента и две движущие силы. Эти две силы носят материальный характер. Они постоянно разъединяют и соединяют четыре первоэлемента от маленьких до самых больших частей. Первоэлементы Эмпедокла не могут быть сотворены или уничтожены. Они есть вне времени - они неизменны, они были, есть и будут. Такой взгляд Эмпедокла приближает его теорию к взглядам элеатов. Эмпедокл отрицал идею атомистов о существовании пустоты. По мнению Эмпедокла, не существует пустоты, но вещи только меняются друг с другом местами. Однако одним из главных атрибутов материальных стихий является движение - перемещение. Отдельное внимание Эмпедокл уделял движению света, он считал, что скорость света бесконечна, но человек не может это воспринять, так как не обладает развитыми органами чувств.

Космогония.Стихийный материализм Эмпедокла отражается и на космогонических взглядах Эмпедокла. Эмпедокл выделял 4 стадии мироздания.

Сайфос - это первичная стадия, в которой находился космос. В этой стадии четыре первоэлемента (вода, огонь, воздух, земля) находились в истинном единстве. На этой стадии не было вражды, только любовь ( филия ). Акосмическая стадия, так как здесь есть только одно активное начало - любовь.

На следующей стадии в мир приходит вражда, и стихии начинают разъединяться. Космические активные начала - вражда и любовь уравновешивают друг друга

На третьей стадии существует только вражда. Все стихии разделены. Эта стадия акосмическая

На четвертой стадии происходит возврат любви. Стихии соединяются любовью. Космическая стадия

Это космогонический процесс развития, который выделил Эмпедокл в космогонии. По мнению Эмпедокла, этот цикл есть круг времен. Путем объединения и разъединения стихий двумя движущими началами образуется все многообразие вещей в мире.

Гносеология. Как представитель стихийного материализма Эмпедокл был сторонник чувственного познания. Характеристикой гносеологии Эмпедокла является гносеологический оптимизм. Эмпедокл считал, что познание возможно, и истина принципиально достижима. Это объясняется тем, что объект и субъект познания состоят из четырех стихий. Получалось познание "подобного подобным". Человек мог познать Филию, так как сам может любить, и также вражду, так как сам умеет ненавидеть.

Учение о живом. Эмпедокл постулировал идею об органической целесообразности. Он считал также как Анаксимандр, что живые организмы произошли от неживых. Однако, он считал, что организмы не появились целиком развитые. Он считал, что вначале из неживой материи были образованы части живых организмов, которые потом соединялись и разъединялись, подобно тому, как соединяются и разъединяются четыре первоэлемента. А затем, наиболее удачные соединения, проверенные школой выживания на земли выжили, так как были более приспособленные, чем другие. Эмпедокл считал, что сочетание частей были настолько удачны, что возникает мысль о том, что это было заранее продуманно высшим разумом.

Интересной онтологической особенностью первоэлементов Эмпедокла является их одухотворенность. Учение Эмпедокла все еще относится к стихийному материализму. Но стихии Эмпедокла одухотворены. Такое разрешение онтологического вопроса о первопричине приближает его концепцию к идеализму. Хотя надо отметить, что Эмпедокл является представителем стихийного материализма, так как четыре первообразующие стихии все же материальны хотя и одухотворены.

Однако его учение было развито Анаксагором, который гораздо дальше продвинулся по пути идеализма.

Эмпедокл (ок. 490-ок. 430 гг. до н. э.) родом из Агригенте, поэт, философ, демократ. Оказал воздействие на всю направленность научного и философского мышления. Внес большой вклад в развитие естественных наук. Он трактовал воздух как особую субстанцию. Ему принадлежит наблюдение факта центробежной силы: если вращать чашу с водой, привязанную на конце веревки, вода не выльется. Он знал, что растения имеют пол. Эмпедокл выдвинул гипотезу эволюции растений и животных, а также принцип выживания наиболее приспособленных. Он говорил, что Луна светит отраженным светом, что для распространения света требуется определенное время, но оно так мало, что мы его не замечаем. Существенны его заслуги в медицине.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 6. От учения к личности Интересы учения и интересы человека

Глава 6. От учения к личности Интересы учения и интересы человека Главная сложность ориентирования среди учений – в том, что интересы любого из них отличаются от интересов отдельного человека.Это не упрёк таким-сяким учениям, а естественный факт, очень важный для каждого

Важность учения

21. Цель учения

21. Цель учения Будет ли вам интересно, если мы попробуем выяснить, что такое ученье? Ведь вы ходите в школу, чтобы учиться, не так ли? Что же такое ученье? Думали вы когда-нибудь об этом? Как вы учитесь, зачем вы учитесь, чему вы учитесь? В чем смысл, в чем более глубокое

Учения Анаксагора

Учения Анаксагора Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 гг. до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки

Учения Платона

Учения Платона Учение Платона о бытии, душе и познанииПлатон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение – академию. Платон считается основателем объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой

23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию

23. Вклад Эмпедокла в античную науку и философию Эмпедокл (ок. 490–ок. 430 гг. до н. э.) родом из Агригенте, поэт, философ, демократ. Оказал воздействие на всю направленность научного и философского мышления. Внес большой вклад в развитие естественных наук. Он трактовал воздух

32. Учения сократических школ

32. Учения сократических школ Важнейшие философские течения эпохи эллинизма – эпикуреизм, кинизм, стоицизм.Эпикуреизм . Эпикур (341–270 гг. до н. э.) разделял свое учение на три части: теория познания (каноника), учение о природе (физика) и этика. Эпикур не признавал

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

Глава II. Огонь и фантазия. Комплекс Эмпедокла

Глава II. Огонь и фантазия. Комплекс Эмпедокла 1 Современная психиатрия объяснила психологию поджигателя, показав сексуальный характер его устремлений. Она выяснила и обратное: зрелище пылающего стога или горящей крыши — яркого зарева на фоне ночного неба в

Учения

Учения Особенно рельефно показали новую суть российско-китайских отношений совместные военные маневры 2005— 2007 гг.Летом 2005 г. Китай и Россия начали первые в истории совместные военные учения. Западные стратеги фиксируют возникновение новой коалиции. В Америке стали

УПРОЩАЯ СУФИЙСКИЕ УЧЕНИЯ

УПРОЩАЯ СУФИЙСКИЕ УЧЕНИЯ В.: Многим людям трудно понимать суфийские идеи. Может, было бы лучше изложить материал упрощенно и вводить постепенно, чтобы люди смогли привыкнуть к этому необычному способу мышления?О.: Я думаю, что справедливости ради необходимо упомянуть об

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ Когда применять Учение? Наверное, не ошибемся, если скажем, что большинство для применения Учения ожидает каких-то чрезвычайных обстоятельств, каких-то особенных условий места и труда. Большинство, умиляясь слезно, мечтательно говорит — вот когда

Уровни учения

III. Учения о суждении

III. Учения о суждении Рассмотрев разные формы суждений, мы можем теперь определить понятие суждения и сопоставить своё определение с другими определениями и учениями. Согласно нашим взглядам, суждение есть отдельный акт дифференциации объекта путём сравнения. В этом

Читайте также: