Каковы нормы двигательной активности для подростка кратко

Обновлено: 02.07.2024

По определению ВОЗ, физическая активность — это какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии, включая активность во время работы, игр, выполнения домашней работы, поездок и рекреационных занятий.

Помимо физических упражнений любые другие виды физической активности, осуществляемые во время отдыха, во время поездок в какие-либо места и обратно или во время работы также полезны для здоровья. Кроме того, улучшению здоровья способствует как умеренная, так и интенсивная физическая активность.

Каковы рекомендуемые уровни физической активности?

Дети и подростки в возрасте 5-17 лет:

  • Должны уделять физической активности от умеренной до высокой интенсивности не менее 60 минут в день;
  • Физическая активность продолжительностью более 60 минут в день принесет дополнительную пользу для их здоровья.
  • Физической активностью, направленной на развитие скелетно-мышечной системы, следует заниматься, как минимум, три раза в неделю.
  • Должны уделять физической активности умеренной интенсивности не менее 150 минут в неделю или физической активности высокой интенсивности не менее 75 минут в неделю или уделять время аналогичному по нагрузке сочетанию физической активности средней и высокой интенсивности.
  • Для того чтобы занятия приносили дополнительную пользу для здоровья взрослые этой возрастной категории должны увеличить время физической активности средней интенсивности до 300 минут в неделю или иным способом достичь аналогичного уровня нагрузки.
  • Силовые упражнения, в которых задействованы основные группы мышц, следует выполнять два раза в неделю или чаще.

Взрослые в возрасте 65 лет и старше:

  • Должны уделять физической активности умеренной интенсивности не менее 150 минут в неделю или физической активности высокой интенсивности не менее 75 минут в неделю или уделять время аналогичному по нагрузке сочетанию физической активности средней и высокой интенсивности.
  • Для того чтобы занятия приносили дополнительную пользу для здоровья взрослые этой возрастной категории должны увеличить продолжительность физической активности средней интенсивности до 300 минут в неделю или иным способом достичь аналогичного уровня нагрузки.
  • Взрослые данной возрастной категории с ограниченной подвижностью должны заниматься физической активностью, направленной на улучшение равновесия и предотвращение риска падений, три раза в неделю или чаще.
  • Силовые упражнения, в которых задействованы основные группы мышц, следует выполнять два раза в неделю или чаще.

Интенсивность различных форм физической активности варьируется между людьми. Для того чтобы физическая активность способствовала укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем все занятие следует разбивать на временные отрезки продолжительностью, как минимум, 10 минут.

Преимущества физической активности и риски, связанные с недостаточной физической активностью

Регулярная физическая активность умеренной интенсивности, такая как ходьба, езда на велосипеде или занятия спортом, имеет значительные преимущества для здоровья. В любом возрасте преимущества физической активности перевешивают потенциальный вред, например в результате несчастных случаев. Ведя более активный образ жизни на протяжении дня благодаря относительно простым способам, люди могут довольно легко достичь рекомендуемых уровней активности.

Регулярная физическая активность надлежащей интенсивности:

  • улучшает состояние мускулатуры, а также сердечной и дыхательной системы;
  • улучшает состояние костей и функциональное здоровье;
  • снижает риск развития гипертонии, ишемической болезни сердца, инсульта, диабета, различных видов рака (включая рак молочной железы и толстой кишки), а также депрессии;
  • снижает риск падений, а также переломов шейки бедра и позвоночника;
  • лежит в основе энергетического обмена и поддержания нормального веса.

Недостаточная физическая активность является одним из основных факторов риска смерти в миреи ее уровни во многих странах растут, что увеличивает бремя НИЗ и сказывается на общем состоянии здоровья по всему миру. У людей, которые недостаточно физически активны, на 20%-30% выше риск смертности по сравнению с теми, кто уделяет достаточно времени физической активности.

Анализ крови на антитела к короновирусу

Вакцинация препаратом "М-М-P II"

Для профилактики кори, паротита и краснухи. Сохранение уровня антител в крови более 11 лет.

Ликвидация любых аномалий зубов, восстановление эстетики и полноценных функций

Чтобы дети и подростки выросли здоровыми, важно, чтобы они каждый день были физически активными и ели здоровую пищу. Дети должны вести здоровый образ жизни в раннем детстве, чтобы выработались хорошие привычки, которые будут сопровождать их на протяжении всей жизни. Физическая активность полезна для детей любого возраста и помогает укрепить сердце и легкие, стать более гибкими, укрепить кости, поддерживать здоровый вес, снизить риск многих заболеваний, улучшить свое настроение и самооценку, улучшить результаты в учебе, иметь хороший внешний вид.

Нормы физической активности для детей разного возраста

Младенцы (0-12 месяцев). Должны активно двигаться несколько периодов в день. В обязательный алгоритм жизни, начиная с рождения, должна быть включена активная игра с участием взрослых Это должны быть игры, в том числе, и на полу. Ребенок должен учиться ползать, толкать, тянуть. Помочь правильно управлять движениями малыша может специалист по детскому массажу.

Малыши (1-2 года) и дошкольники (3-5 лет). 180 минут физической активности в течение дня. Это могут быть как спланированные занятия, так и просто подвижные игры. К 5 годам ребенок должен очень активно двигаться по меньшей мере 60 минут в день.

Эта деятельность должна быть веселой, доставлять ребенку радость и, кроме того, должна быть направлена на исследование новых вещей. Как правило, в таком возрасте дети еще малы для занятий организованным спортом, поскольку не могут понять правила и их действия еще недостаточно согласованные. Полезно ходить, бегать, плавать (после 4 лет), заниматься танцами, бросать и ловить мяч или летающую тарелку. По мере взросления дети могут начать прыгать через скакалку и кататься на велосипеде.

Дети 6-9 лет. По крайней мере 60 минут физической активности (от умеренной до высокой) каждый день, в том числе: интенсивные физические нагрузки - 3 раза в неделю; мероприятия, направленные на укрепление мышц и костей (прыжки со скакалкой, бег, теннис) - не менее 3-х дней в неделю. Если родители планируют записать ребенка в спортивную секцию, необходимо обязательно пройти общий осмотр в детской поликлинике.

При выборе вида спорта для ребенка этого возраста надо руководствоваться следующими его характеристиками: краткие команды и инструкции, гибкие правила, упор на веселые занятия. Другие возможности: часто ходить пешком, играть в футбол, заниматься гимнастикой, кататься на коньках и на лыжах.

Дети 10-12 лет. По крайней мере 60 минут физической активности (от умеренной до высокой) каждый день, в том числе: по 3 раза в неделю высокоинтенсивные физические нагрузки и мероприятия, направленные на укрепление мышц и костей.

В этом возрасте дети развиты по-разному, не все еще достигли пубертатного периода. Поэтому дети сильно отличаются по росту и физическому развитию. В целом же дети такого возраста вполне готовы к занятиям командными видами спорта. Кроме того, они могут начать заниматься боевыми искусствами, боксом или ходить в спортивные походы.

Подростки (13-17 лет). По крайней мере 60 минут физической активности (от умеренной до высокой) ежедневно. По 3 раза в неделю должны быть нагрузки с высокой степенью физической активности и мероприятия, направленные на укрепление мышц и костей.

Все физические занятия должны проводиться весело и желательно вместе с друзьями. Подростки обычно готовы охотно участвовать в следующих мероприятиях: фитнес-занятия после школы, активное движение (ходьба, езда на велосипеде, катание на роликах, на скейтбордах), работы по дому, спортивные состязания, гребля, походы и т.п.

Как в семье должны поощрять активный образ жизни ребенка?

Ограничьте время на сидение перед компьютером и телевизором (не более 2-х часов в день). Для детей до 2-х лет телевизор, компьютер, мобильные устройства должны быть исключены полностью.

Организованного спорта для детей постарше недостаточно. Поощряйте детей быть активными ежедневно: ходить пешком, кататься на велосипеде, прыгать через скакалку, упражняться на комплексах на детских площадках и т.д.

В школу дети должны ходить пешком, даже если это не очень близко от дома, а не ездить на машине.

Вместе эскалатора или лифта лучше подниматься пешком по лестнице.

Привлекайте детей к домашним делам: покупка продуктов, уборка, уборка листьев или снега.

Родителям важно обеспечить полную безопасность ребенка при его активных занятиях, особенно при таких видах физической активности, как: езда на велосипеде, катание на роликах и скейтбордах, игра в футбол. Обязательно используйте средства индивидуальной защиты (наколенники, перчатки, шлемы).

В процессе медицинского обследования, дошкольников, учащихся колледжей, студентов ВУЗов в 60-70% случаев диагностируются те или отклонения здоровья. Это обязывает врача любого профиля выписывать различные назначения, давать советы по оздоровлению не медикаментозными средствами с использованием физических упражнений.

Как же использовать мышцы для формирования здоровья? Прежде всего, следует понять, что движения человеку так же (и даже в большей степени) необходимы, как прием пищи.

На многолетних исследованиях одних и тех детей научно доказано, что движения растущему организму нужны ежедневно. Вот почему здоровый ребенок много бегает, прыгает, лазает – он растет в движениях. Но движениями малыша, школьника, студента можно и нужно управлять, то есть формировать такой двигательный режим, который позволит им реализовать заложенную природой потребность в движениях в течение суток (суточная двигательная активность – СДА). Она зависит от генетических факторов, внешних воздействий и состояния здоровья. СДА стимулирует и одновременно отражает развитие организма, определяем самочувствие и работоспособность человека.

Таблица 1. Суточные нормы двигательной активности.

Число движений (локомоций) в тысячах

Биологические закономерности двигательного поведения растущего организма проявляются :

1. Ежедневной потребностью в движениях

2. Неравномерным распределением движений по часам

3. Сезонной особенностью суточной двигательной активности

Зимой она и у девочек, и у мальчиков ниже на 1/3, чем в другие сезоны года.

Заслушивает внимание и тот факт, что зимнему уменьшению движений сопутствует снижение уровня физиологических функций и обмена веществ учащихся. Это затрудняет восприятие учебного материала, делает понятной причину снижения успеваемости именно в зимний период времени.

Исходя из этой закономерности, нецелесообразно увеличивать СДА зимой до весенних и летних уровней.

Важно поддерживать двигательную активность на характерном для данного сезона уровне. Врач, учитель, родитель и сам учащийся вправе рассчитывать, что движения, выполненные ежечасно в тех или иных формах физического воспитания, осуществляемые каждым учащимся в своем темпе, вызовут в зимний период более продолжительное и спокойное состояние, чем в другие сезоны года.

У младших школьников на фоне специфического для зимнего периода светового и температурного режимов повышение физических нагрузок ведет к снижению физиологических функций. Поэтому, планируя подвижные игры, физкультурные праздники, праздники здоровья, спортивные развлечения, занятия оздоровительной физкультурой, следует учитывать сезонный уровень СДА и не превышать его. Зато в весенний, летний период и осенний периоды года, которые характеризуются повышением СДА и физиологических функций, важно насытить режим дня движениями в большей степени. Чем в зимнее время.

4. Различной двигательной активностью мальчиков и девочек количество и качество движений дифференцировано по полу. У девочек с ясельного возраста СДА на 20-30% меньше чем у мальчиков. Девочки больше нуждаются в организации двигательной активности, мальчики в большей степени используют ее самостоятельно. Надо помнить, что двигательная активность девочек должна быть интересна, оформлена яркими атрибутами, красивым инвентарем. Вот почему, прописывая физкультрецепт девочке, врач в большей степени, чем мальчику, убеждает ее в эффективности оздоровления, рекомендует интересные для нее движения, корректирует двигательный режим в целом.

5. Относительным постоянством суточной двигательной активности каждого человека СДА индивидуальна и колеблется в узких пределах. Ее индивидуальность обусловлена типологическими свойствами нервной системы. СДА может быть большой, средней и малой.

Навязывание движений, также как их ограничение, то есть игнорирование индивидуальной СДА, вызывает напряжение физиологических функций, изменение правильных биоритмов. Саморегуляция суточной двигательной активности возможна в течение 1-2-х дней, а затем (если навязанная активность продолжается), организм попадает в состояние риска – перенапряжения и болезни.

Исследования позволили выделить среди учащихся школ 28% детей с большой (18000 – 22000) локомоторной активностью, 52% со средней (15000 – 18000) и 20% с малой (менее 14000).

От врача, учителя, тренера требуется внимание к учащимся с большой, а также малой двигательной активностью, так как у них, как правило, выявляются отставание и дисгармония физического развития, несоответствие возрасту в развитии костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной системе. Эти школьники чаще болеют, хуже успевают.

Наиболее соответствуют возрастному развитию дети со средней суточной двигательной активностью. Следовательно, СДА является показателем, отражающим сумму качеств развития организма.

При разработке двигательного режима, организации его составляющих следует использовать данные о вкладе в общий двигательный режим различных форм физической культуры.

Таблица 2. Реализация суточной двигательной активности в различных формах физической культуры.

Формы физической культуры

Реализация суточной двигательной активности, %

Гимнастика до уроков

Физкультминутка на уроке

- игровой (бейсбол, волейбол, футбол)

Прогулки с подвижными играми

Оздоровительные комплексы упражнений

Из таблицы 2 видно, что ежедневно используемые малые формы физической культуры обеспечивают реализацию около 40% суточной двигательной активности. Для полного удовлетворения потребности в движениях нужна еще хотя бы одна из форм, например, прогулка с подвижными играми, урок физкультуры или занятие в секции. Вместе с тем, ежедневный урок физкультуры, как ошибочно предлагают некоторые учителя, посилен только для двигательно-одаренных школьников, составляющих 5-10% и здоровых учащихся, доля которых менее 15%.

Для учащихся с теми или иными отклонениями здоровья, а их большинство, необходима оздоровительная физическая культура и три недельных урока (занятия) физкультурой. Использование физических упражнений с учетом описанных закономерностей особенно эффективно для школьников, студентов с отклонениями в здоровье, проживающих в зонах радионуклидного загрязнения. Более того, наблюдения свидетельствуют, что двигательная активность способствует выведению радионуклидов из организма, стимулирует иммунную систему. Грамотные действия врача по формированию потребности в использовании физических упражнений пациентами – новый уровень профилактической работы медицины с подрастающим поколением.

Всегда надо помнить, что физическая активность человека как основной элемент его физической культуры, формируется главным образом именно в младшем возрасте – ключевом периоде для развития моторики, а развитие моторики обуславливает доступность многих движений, а значит и более полное и гармоничное обеспечение организма резервными возможностями.

Кроме занятий физическими упражнениями в системе уроков, очень важно приучить детей выполнять ряд видов физических упражнений дома.

Содержание программы и поурочное планирование должны быть разработаны подробно (с учетом того, что во многих школах уроки физкультуры ведут учителя начальных классов), в ней все должно быть предусмотрено до мелочей, ничто не должно вызывать вопросов, давать поводов для вольностей и разночтения. Кроме того, для проведения уроков физкультуры в школах спортивные залы должны быть предоставлены младшим школьникам в первую очередь, т.к. наибольший процент здоровья закладывается именно в этом школьном возрасте, чуть меньше в среднем и еще меньше в старшем школьном возрасте.

Норма физической активности для детей и взрослых

Движение – это наша естественная биологическая потребность. Природой задумано так, что человек в любом возрасте не может гармонично развиваться и поддерживать хорошее самочувствие без физической активности.

Во время мышечной нагрузки у человека активизируются все физиологические процессы, стимулируется познавательная активность, появляется хорошее настроение и бодрость за счет выработки эндорфина, а также чувство уверенности в себе.

Особенно движение необходимо маленьким детям. Общеизвестно, что интеллектуальное, социальное и физическое развитие ребенка в решающей степени зависит от его физической активности в первые годы жизни.

Существуют нормы физической активности, рекомендуемые врачами, а также Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Младенцы (0-12 месяцев) должны активно двигаться несколько периодов в день. В режим нужно включить развивающая гимнастика, массаж, водные процедуры, плавание, активную игру с участием взрослых. Эти виды физической активности является основой гармоничного воспитания малыша.

Дети в 1-2 года должны двигаться в общей сложности не менее 3 часов в день. Это могут быть как спланированные занятия, так и просто подвижные игры, прогулка (например, по 1 часу два раза в день).

Уже в 1,5-2 года ребенок может совершать прогулки пешком протяженностью 100-200 метров, в это время лучше отказаться от коляски. Постепенно дальность дистанции можно увеличить до 300-400 метров. С собой можно взять самокат или беговел, ребенок на них будет с удовольствием кататься. На детской площадке рекомендуется много лазить по спортивным комплексам, играть в мяч или игрушки, которые можно катать. Также дети очень любят бегать по открытому пространству, например, по стадиону.

До 3 лет кататься на беговеле, велосипеде, самокате рекомендуется не более 20 минут, чтобы не допустить лишней нагрузки на позвоночник, поскольку мышцы спины еще слабые. Для того, чтобы костно-мышечный аппарат правильно формировался и укреплялся, необходимо заниматься развивающей гимнастикой.

Регулярность тренировок для детей от 1 до 3 лет должна быть 1-2 раз в неделю. Связано это с тем, что ребенку нужно привыкать к занятиям, запоминать упражнения, вырабатывать дисциплину, но не перегружаться.

Дети с 3 до 5 лет должны двигаться в общей сложности не менее 3 часов в день, из них 60 мин активных занятий спортом в день (прогулки, игры с друзьями, занятия в спортивных секциях). В этот период регулярность занятий в секциях должна составлять не менее 2 раз в неделю.

Совмещать различные виды спорта можно. Главное, чтобы у ребенка оставался хотя бы один день выходной. Важно, чтобы он не перегружался, иначе пропадет удовольствие от занятий спортом.

Дети от 5 лет и подростки должны ежедневно заниматься спортом в общей сложности не менее 60 мин (физкультура, прогулки, спортивные секции). Больше – приветствуется. Основная часть ежедневной физической активности должна приходиться на аэробику. А силовые тренировки рекомендуются не менее 3 раз в неделю.

С улучшением физической формы у человека вырабатывается выносливость, поэтому данную нагрузку можно постепенно увеличивать.

Но при выборе интенсивности и регулярности спортивных занятий важно наблюдать за самочувствием ребенка и не перегружать его. Однако важно придерживаться указанного минимума физической активности.

Взрослым от 18 лет до 50 лет рекомендуется выполнять в общей сложности не менее 60 минут умеренной физической активности в день. Регулярность интенсивных тренировок с учетом рабочей занятости должна быть не менее 2 раз в неделю по 50 – 60 минут (аэробика, силовые, координационные упражнения, растяжка).

Взрослым от 50 до 65 лет и старше рекомендуется выполнять в общей сложности 20 - 40 мин умеренной физической активности в день. К ней можно отнести пешие прогулки, плавание, развивающую гимнастику, спортивные игры и другие виды спорта, которые вам нравятся и подходят по физическим возможностям.

Обязательно в занятие нужно включать аэробные упражнения – не менее 10 мин в день. Также ВОЗ рекомендует в этом возрасте минимум 3 раза в неделю выполнять упражнения на баланс и координацию для предотвращения травматизма, а силовые упражнения – 2 раза в неделю.

Если пожилые люди по состоянию здоровья не могут выполнять рекомендуемый объем физической активности, то они должны заниматься с учетом своих возможностей и состояния здоровья.

Читайте также: