Каковы истоки мировоззрения писателя лескова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Максим Горький сказал, что “как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин стоять рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров”. Путь Лескова в литературе был сложным и трудным. Он на чал печататься в напряженные 60-е годы одновременно с целой плеядой писателей-разночинцев. Казалось бы, Лескова многое с ними сближало: интерес к народной жизни, использование жанра очерка, демократизация литературной речи.

Однако нечеткость позиции в обстановке острой идейной борьбы привела к тому, что Лесков

Это отразилось в его рассказе “Овцебык” (1863) и в двух романах – “Некуда” (1864) и “На ножах” (1870-1887). В романах (особенно во втором) содержались резкие нападки на “новых людей”, что и дало основание прогрессивной критике причислить Лескова к числу “антинигилистических писателей”. По поводу романа “На ножах” даже Достоевский, который сам в это время остро полемизировал с революционно-демократической идеологией, писал, что там “много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит.

искажены до бездельничества…”. Однако стихийный демократизм, присущий Лескову, привел его в конечном счете к разрыву с реакционными кругами.

Проблема народа, поставленная в литературе 60-х годов, была одной из центральных в творчестве Лескова. “Я не изучал народ…- с гордостью говорил о себе писатель,- я вырос в народе”. Уже в 60-е годы он был далек от идеализации народной жизни, объективно сближаясь в принципах его изображения с демократическим лагерем. Таковы “Житие одной бабы” (863) и “Леди Макбет Мценского уезда” (865) (это название должно было напомнить читателям название рассказа Тургенева ” Гамлет Щигровского уезда”). Создавая сложный характер Катерины Измайловой (“Леди Макбет…”) и сравнивая ее по силе страстей с шекспировской героиней, Лесков полемически отталкивался от “Грозы” Островского.

Само имя героини, избранное Лесковым, конфликт между естественным человеческим чувством и традиционным строем патриархального купеческого быта – все это невольно напоминало Островского. Спор с драматургом был вызван иным пониманием характера взаимоотношений героини и окружающих ее жизненных обстоятельств. У Островского Катерина не несет на себе отрицательного отпечатка той среды, в которой она выросла.

У Лескова же его героиня при всем ее стихийном влечении к воле, простору, любви оказывается в конечном счете зараженной пороками того самого купеческого быта, который, казалось бы, был так ей самой отвратителен и ненавистен. Для Лескова именно в этом и заключается суть трагического конфликта, который приводит его героиню к гибели. Сложное взаимодействие натуры и обстоятельств, определяющее противоречивость человеческого характера, постоянно оказывалось в центре внимания Лескова (“Воительница”, 1866).

В 70-е годы в творчестве Лескова возникают новые тенденции. Теперь он более критически относится к современной ему русской действительности (“Смех и горе”, 1887), к церкви (“Мелочи архиерейской жизни”, 1878). В то же время писатель стремится найти положительные идеалы в русской жизни. В новых произведениях он создает целую галерею ярких человеческих характеров, порою странных, даже смешных, но всегда наделенных чертами “праведничества”.

Нравственный идеал автора выражался в типе “чудака” с его бескорыстной любовью к людям и служением ближнему.

Лесковские герои, страстные борцы за справедливость и истину, обладают острым и сознательным чувством родины, судьба которой их постоянно волнует. В многочисленных испытаниях, которые выпадают на их долю, они обнаруживают удивительную выдержку и чувство собственного достоинства. Таков, например, протопоп Савелий Туберозов (“Соборяне”, 1872), напоминающий непокорного и мятежного протопопа Аввакума, таков и Иван Флягин (“Очарованный странник, 1873), в котором при всей его необузданной натуре и озорстве, роднящем его с Василием Буслаевым, ощущается живое чувство красоты, чуткость и благородство.

К “Очарованному страннику” близок “Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе” (1888), где также идет речь о талантливости русского человека, о его творческих возможностях и горькой судьбе. Замечательное мастерство Левши, сумевшего подковать стальную блоху, было для Лескова символом природной русской смекалки. Однако смысл “Сказа…” не ограничивался просто прославлением ловкости народного умельца.

Ощущается здесь и трагический контекст: он выражен и в гибели Левши, и в том, что блоха, подкованная тульским мастеровым, уже не может двигаться… О трагической судьбе крепостного артиста рассказывается в “Тупейном художнике” (1883). Утверждение героического начала связывается у Лескова с сатирическим отрицанием русской действительности, сковывающей и искажающей духовные и творческие силы народа.

Если в 60-е годы Лесков противопоставлял национальную проблематику социальной, то к концу жизни социальный аспект восприятия и изображения жизни значительно усиливается. В творческом наследии позднего Лескова значительное место занимает сатира – “Загон” (893), “Зимний день” (894) и в особенности “Заячий ремиз (Наблюдения, опыты и приключения Оноприя Перегуда из Перегудов)” (1894). Творчество Лескова отличается широтой охвата разнообразных явлений русской действительности, в нем представлено множество колоритных и оригинальных характеров. Преимущественное внимание писатель уделял изображению необычных исключительных событий, ярких, цельных личностей.

С этим связаны поиски новых средств художественной выразительности. Для литературы 60-70-х годов характерными были новые жанровые формы, нарушение привычных жанровых образований. Процесс этот коснулся и Лескова.

Принцип обзорности становится для него ведущим: многие произведения состоят из эпизодов, имеющих самостоятельное значение. Отсюда возникают новы жанры: “невероятное событие”, “картинка с натуры”, “рапсодия” “пейзаж и жанр” и т. д., обогатившие современную ему русскую литературу и подготовившие развитие более свободных жанровых форм в литературе XX в.

Украинские темы и мотивы отразились в ряде художественных произведений Лескова: “Детские годы”, “Печерские антики”, “Фигура”, “Некрещенный поп”, “Заячий ремиз”. Он хорошо знал украинский язык, украинский фольклор, которые нередко использовал в своих произведениях для создания соответствующего колорита. Первые переводы Лескова на украинский язык появились в 80-е годы прошлого века. Его переводили М. Павлик, М. Загирня, М. Гринченко, а в советское время – С. Васильченко, Н. Зеров, А. Кундзич и др.

Среди русских писателей, внесших наибольший вклад в развитие и укрепление русско-украинских литературных связей, имя Лескова стоит в одном ряду с Гоголем и Короленко.

*
*
*
*
*
*

Сегодня 16 февраля. В этот день 190 лет назад родился русский писатель Николай Лесков. Об истоках мировоззрения Лескова, — священник Максим Горожанкин.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.


*
*
*
*
*
*

Добрые истории

В программе звучат живые истории о добрых делах и героических поступках, свидетелями которых стали наши собеседники.

Материнский капитал

Звучат избранные стихотворения поэтов 19 – начала 20 веков о любви и дружбе, о временах года и праздниках, о лирическом настроении и о духовной жизни, о молитве, о городской жизни и сельском уединении.

Семейный час

Также рекомендуем

*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

Нажмите, чтобы узнать подробности

вызвать интерес к жизни и личности Лескова; прививать учащимся любовь к литературе на материале программных произведений Н.С. Лескова; создать условия для приобщения учащихся к нравственным ценностям, для формирования чувства гражданской ответственности.

Приемы: прогнозирование, чтение с пометками, учимся интерпретировать информацию.

Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован богат­ством ее проявлений, бескрайними просторами России, яр­кими национальными чертами быта и нравов, колоритны­ми картинами старой русской жизни, поэтичностью на­родного миросозерцания, артистизмом русского языка. Все это он стремится выразить в своем творчестве.

Организационный момент.

- Прочитайте эпиграф к уроку.

- Какова тема урока?

-Сформулируйте цель урока.

Работа по теме урока.

1 стадия: вызов

Отдыхала глазами на густевшем закате,
Опустив на колени том глубинных листков,
Вопрошая в раздумьи, есть ли кто деликатней,
Чем любовным вниманьем воскрешенный Лесков?

Это он восхищался деликатностью нищих,
Независимый, гневный, надпартийный, прямой.
Потому-то любое разукрасят жилище
Эти книги премудрости вечной самой.

А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядреных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.

Достоевскому равный, он - прозеванный гений.
Очарованный странник катакомб языка!
Так она размышляла, опустив на колени
Воскрешенную книгу, созерцая закат.

Ответы учащихся:

Очевидно, это смелый человек, любящий свою страну, испытывающий и гордость, и боль за нее.

Лесков, наверняка, знал русскую историю и культуру, верил в великое предназначение России.

Слово учителя.

2 стадия: осмысление

Соотнеси годы жизни известных писателей, и ты найдешь годы жизни Лескова:

а) 1799 – 1837 И.С. Тургенев

б) 1814 – 1841 А.С. Пушкин

в) 1818 – 1883 Н.С. Лесков

г) 1831 – 1895 М.Ю. Лермонтов

Соотнеси правильно родовые гнезда писателей и найдешь место рождения Н.С.Лескова:

а) с. Михайловское Псковской губернии Н.С.Лесков

б) с.Тарханы Пензенской губернии А.С.Пушкин

в) с. Спасское – Лутовиново Орловской губернии И.С.Тургенев

г) с. Горохово Орловской губернии М.Ю.Лермонтов

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Отец его был чиновник, выходец из духовенства, добился личного дворянства и под конец жизни стал мелким помещиком, мать происходила из орловского дворянского рода Алферьевых.

Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.

Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с Западной Европой. В начале 60-х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса, но после реформ мало что изменилось к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Лесков на протяжении всего его творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

Все произведения проникнуты фольклорными мотивами. В них звучат обрядовые песни, лирические, пословицы, поговорки. Сюжеты многих из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включают народные предания, суеверия.

Таблица, составленная одним из учащихся:

Новое, интересное

Публицист,главное в творчестве — тема крепостничества в начале 60-х годов

Творческая манера самобытна

Произведения пропитаны фольклорными мотивами, включают суеверия, предания

Язык неожиданный

Яркая особенность творчества- документальность изображения.

Использовал жанр сказа

Первый русский писатель, создавший картину русской жизни в повестях и рассказах

3 стадия: рефлексия

Каковы истоки мировоззрения писателя?

Что узнали о его общественно-политических взглядах?

Назовите основные темы произведений.

Праведник — человек верующий, живущий по законам Христа, совершающий ежедневный подвиг любви к людям.

В чем, на ваш взгляд, своеобразие творчества писателя?

Можно ли жизнь и творчество Н.С. Лескова назвать служением отечеству?

А теперь подумаем, почему в наше время возникла необходимость изучать произведения Н.С.Лескова?

Творчество Лескова одно из ярких и самобытных явлений русской литературы 19 века. Творческая манера Н.С.Лескова необычайна, неповторима и самобытна, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников 19 века. В произведениях Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая противоречия русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неиссякаемые.

Подведение итогов урока.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Отношения с другими героями

Отношение автора к героине

Образ Катерины Львовны Измайловой

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда. Отец его был чиновник, выходец из духовенства, добился личного дворянства и под конец жизни стал мелким помещиком, мать происходила из орловского дворянского рода Алферьевых.

Лесков практически не знал литературной молодости: он пришел в искусство тридцатилетним и сразу же заявил о себе как о незаурядном публицисте, а затем показал себя зрелым художником.

Лесков остро чувствовал экономическую, культурную отсталость России по сравнению с Западной Европой. В начале 60-х годов он был уверен, что с отменой крепостного права Россия быстро пойдет по пути прогресса, но после реформ мало что изменилось к лучшему в жизни страны. Тема крепостнических пережитков становится одной из главных в его творчестве.

Лесков на протяжении всего его творческого пути отличается непрерывными жанровыми поисками. Особенности его писательского дарования, жизненного опыта и мировоззрения наиболее ярко проявились в малых жанрах: по существу Лесков был первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не в крупных эпических произведениях, а в рассказах и повестях.

Все произведения проникнуты фольклорными мотивами. В них звучат обрядовые песни, лирические, пословицы, поговорки. Сюжеты многих из них проникнуты сказочными былинными мотивами, включают народные предания, суеверия.

1 стадия: вызов

Отдыхала глазами на густевшем закате,
Опустив на колени том глубинных листков,
Вопрошая в раздумьи, есть ли кто деликатней,
Чем любовным вниманьем воскрешенный Лесков?

Это он восхищался деликатностью нищих,
Независимый, гневный, надпартийный, прямой.
Потому-то любое разукрасят жилище
Эти книги премудрости вечной самой.

А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядреных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.

Достоевскому равный, он - прозеванный гений.
Очарованный странник катакомб языка!
Так она размышляла, опустив на колени
Воскрешенную книгу, созерцая закат.

2 стадия: осмысление

Соотнеси годы жизни известных писателей, и ты найдешь годы жизни Лескова:

а) 1799 – 1837 И.С. Тургенев

б) 1814 – 1841 А.С. Пушкин

в) 1818 – 1883 Н.С. Лесков

г) 1831 – 1895 М.Ю. Лермонтов

Соотнеси правильно родовые гнезда писателей и найдешь место рождения Н.С.Лескова:

а) с. Михайловское Псковской губернии Н.С.Лесков

б) с.Тарханы Пензенской губернии А.С.Пушкин

в) с. Спасское – Лутовиново Орловской губернии И.С.Тургенев

г) с. Горохово Орловской губернии М.Ю.Лермонтов

1 стадия: вызов

Отдыхала глазами на густевшем закате,
Опустив на колени том глубинных листков,
Вопрошая в раздумьи, есть ли кто деликатней,
Чем любовным вниманьем воскрешенный Лесков?

Это он восхищался деликатностью нищих,
Независимый, гневный, надпартийный, прямой.
Потому-то любое разукрасят жилище
Эти книги премудрости вечной самой.

А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядреных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.

Достоевскому равный, он - прозеванный гений.
Очарованный странник катакомб языка!
Так она размышляла, опустив на колени
Воскрешенную книгу, созерцая закат.

2 стадия: осмысление

Соотнеси годы жизни известных писателей, и ты найдешь годы жизни Лескова:

а) 1799 – 1837 И.С. Тургенев

б) 1814 – 1841 А.С. Пушкин

в) 1818 – 1883 Н.С. Лесков

г) 1831 – 1895 М.Ю. Лермонтов

Соотнеси правильно родовые гнезда писателей и найдешь место рождения Н.С.Лескова:

а) с. Михайловское Псковской губернии Н.С.Лесков

б) с.Тарханы Пензенской губернии А.С.Пушкин

в) с. Спасское – Лутовиново Орловской губернии И.С.Тургенев

г) с. Горохово Орловской губернии М.Ю.Лермонтов

Уроки литературы в 10 классе по творчеству Н.Лескова. Данные уроки разработаны по технологии развития критического мышления.

ВложениеРазмер
uroki_leskov.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1 Слово о Лескове

Цели: познакомить с биографией писателя, дать представление о его творчестве;

развивать умение воспринимать информацию;

воспитывать социальную компетенцию.

Приемы: прогнозирование, чтение с пометками, учимся интерпретировать информацию.

Представьте, что вы никогда не читали произведения Н.Лескова. Какие суждения вы можете высказать о нем как гражданине, писателе, человеке на основании прочитанных материалов (высказывания А.Чехова, М. Горького, А. Амфитеатрова)?

2 стадия: осмысление

Таблица, составленная одним из учащихся:

Публицист,главное в творчестве — тема крепостничества в начале 60-х годов

Творческая манера самобытна

Произведения пропитаны фольклорными мотивами, включают суеверия, предания

Яркая особенность творчества- документальность изображения.

Использовал жанр сказа

Первый русский писатель, создавший картину русской жизни в повестях и рассказах

3 стадия: рефлексия

  1. Каковы истоки мировоззрения писателя?
  2. Что узнали о его общественно-политических взглядах?
  3. Назовите основные темы произведений.
  4. В чем, на ваш взгляд, своеобразие творчества писателя?
  5. Дайте характеристику любимым героям Н.Лескова.

Урок №2. Очарование и странность

Цели: раскрыть смысл названия повести;

развивать умение анализировать текст произведения в единстве формы и содержания;

вызвать желание обсудить материал, высказать собственное мнение, приводя аргументы.

  1. Как данная картина может быть связана с содержанием произведения?(Одна из основных тем произведения- тема богатырства)
  2. Как она раскрывается в тексте произведения?
  3. Как она связана с русской историей и русским фольклором?
  4. Как она связана со смыслом названия произведения? (Сравнение Флягина с Ильей Муромцем. Гл 1.

2 стадия: осмысление

Словарная работа: очарованный. Подбор синонимов и однокоренных слов: заколдованный,

скованный, внутренне оцепеневший, восхищенный.

Чары, очарование, очаровательный, чародей

- Из каких трех путей должен выбирать русский богатырь?

Какой из путей он обычно выбирает?

-Почему богатырь выбирает этот путь? ( В «Очарованном страннике герою суждено погибнуть но он не погибнет. С темой богатырства связана тема Родины. Пространства России, оставшиеся за спиной богатырей и за спиной героя, и бесконечная степь, лежащая перед ними, чужой, враждебный мир. Герой оказывается в степи. Какие чувства или чувство он испытывает? (Гл.7)

  1. Какие чувства вы испытываете, вглядываясь в полотна русских художников? (Главный вывод: грусть, тоска )
  2. На чем исполнена эта тоска?
  3. Чем отличается она от степной тоски?( В русской тоске- щемящее чувство боли. Оно родное, близкое а не чуждое человеку. Перед нами бесконечность пути, влекущая, очаровывающая героя.
  4. Выяснение с учащимися прямого и переносного смысла странник

3 стадия: рефлексия

Возвращаемся к репродукциям картин, первоначальным предположениям о тематике произведения и смысле его названия. Кто изменил свое мнение.?

Домашнее задание: выделить в повести несколько историй из жизни героя и пересказать их; выписать ключевые, раскрывающие образ Ивана Флягина.

Урок № 3 Драма Ивана Флягина

Цели: раскрыть особенности изображения русского национального характера;

научить аргументированно высказывать собственные мысли;

развивать умения оценивать поступки героев.

2 стадия: осмысление

События в жизни героя

Какие черты личности проявились, в чем изменился герой.

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест, непонимание

Что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали

Герой предназначен к своему крестному пути, словно колдовская сила влечет его по жизни. Суждены ему страшные бездны страдания, погружаясь в которые человек перестает верить, что происходящее с ним не сон, не наваждение. (Анализ гл.19)

Привести примеры его непредсказуемого поведения.

Сцена прощания с Грушенькой и сцена ее убийства с героем.

Герой находится во власти красоты. Что такое красоты?

Сцена восхищения конями (гл.5,6). Наш герой артист, художник, поэт. И любовь его к Грушеньке возникла из чувства восхищения красотой. (Описание Грушеньки)

  1. Какая же сила управляла героем, столкнувшим Грушеньку в воду?
  2. Что вы думаете о его поступке?

В страшном противоречии, в страдании слились греховность и праведность героя, в убийстве им любимой женщине - высшее милосердие, в его поступке - боль за другого человека, страшная решимость погубить свою душу, но спасти душу жестоко страдающего любимого человека.

  1. К какому жизненному итогу приходит наш герой? (Гл.20)

Он обрел смысл жизни. Влекущая его сила разрешилась в осознанном чувстве любви к Родине.

3 стадия: рефлексия

Возвращаемся к кластеру, определяем верное и неверное утверждение. Сравниваем с определением слова праведник по Лескову. ( Праведник - безгрешный человек, а тот, кто живет долгую обыденную жизнь, проявляя человеческую сущность. Для Лескова праведники- те, кому труднее живется, кто не знает нравственной муки раздвоение помысла и слова, душевного обязательства и дела, кто хранит в народе и для народа его заветы посильно воплощает свои народные идеалы и вершит подвиг своей жизни изо дня в день, постоянно способен к героическим действиям.)

Кто же он, Голован, Иван Флягин, отец Измаил? Грешник или праведник? Нелегко постигнуть этого героя, находящегося во власти очарования. Власть эта над ним так сильна, что он действует как будто не по своей воле, а словно по велению какой-то силы. Так было в случае поединка его с татарином, так было и во взаимоотношениях с Грушенькой. Наш герой необыкновенно талантлив. Живет в нем талант чувствовать и понимать красоту. Живет в нем талант любить. Любить до самозабвения, самоотречения и самопожертвования.

Кто те младенцы, которым открыта судьба? Конечно же, это прежде всего Иисус. Иван-Измаил странствует с младенчества, зная, к чему он предназначен. Он ищет себя не для себя, а для Бога.

Список используемой литературы.

1. С.И.Заир – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.

3. Н.Б.Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.

4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии.

Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс

лекция с элементами беседы. анализ стих.


Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах.


Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"

Презентация к уроку.


Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.


Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор.

Читайте также: