Берковиц леонард агрессия причины последствия и контроль кратко

Обновлено: 07.07.2024

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА 15

ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ 21

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ? 24

Слишком много значений 24

Следуя значениям обыденной речи 24

Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок 25

Агрессия как неправильное поведение 26

Цели агрессии 28

Цели агрессии, не связанные с причинением ущерба 29

Разнообразие агрессивных целей 31

Желание причинить ущерб 31

Определение, принятое в данной книге 32

Всегда ли причинение ущерба является первичной целью? 32

Другие классификации 37

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ГНЕВА, ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ 42

Гнев отличается от агрессии 43

Часть 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ? 48

Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия 49

Другие возможные агрессивные цели 49

Они могут также хотеть причинить вред 50

СЛЕДСТВИЯ ФРУСТРАЦИЙ 53

Определение и основные положения 54

Все ли виды фрустрации порождают агрессию? 58

Только произвольные (незаконные) фрустрации 59

Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица 62

Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции 63

Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии 65

Наблюдения в естественных условиях 65

Экспериментальные данные 67

Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций

на фрустрацию 69

Влияние атрибуции на интенсивность недовольства 70

Сравнимы ли фрустрации и оскорбления 71

МЫ СТАНОВИМСЯ ЗЛЫМИ, КОГДА НАМ ПЛОХО 73

НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ 74

Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных 74

Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно 75

Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь

прекращение болевого воздействия? 76

Аверсивные события как источник человеческой агрессии 77

Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию 77

Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события 80

НЕГАТИВНЫЕ АФФЕКТЫ, АГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ГНЕВ 82

Негативный аффект, но не стресс 82

Краткое резюме представленной теоретической модели 83

Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции 87

Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями 87

Некоторые ограничения 93

Все ли негативные чувства подобны друг другу? 99

ИМПУЛЬСИВНАЯ АГРЕССИЯ: РОЛЬ АГРЕССИВНЫХ КЛЮЧЕВЫХ

Реакции на внешние ключевые сигналы 100

Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверсивными событиями 106

Связь доступной мишени с неудовольствием 107

МЫШЛЕНИЕ, И НЕ ТОЛЬКО 113

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ 114

Чем определяется эмоциональное состояние? 114

Когнитивные концепции эмоции 114

Какие интерпретации продуцируют гнев? 114

Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций 118

Двухфакторная теория эмоций Шехтера — Зингера 119

Эксперименты с ложной атрибуцией 122

Атрибуции при переносе возбуждения 123

Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах 126

Атрибутивные аффекты с точки зрения концепции ассоциативной сети 128

СВИДЕТЕЛЬСТВА О НЕКОГНИТИВНЫХ ВЛИЯНИЯХ НА ЭМОЦИИ 129

Следствия экспрессивных реакций 129

Теория эмоций Джеймса—Ланге 130

Следствия выражений лица и других мышечных реакций 131

Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети 134

Проявление признаков гнева 134

Настроения могут влиять на мысли 135

Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами 137

ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ 138

что произошло 138

Заострение и усиление негативной концепции 139

Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения 139

Мысли влияют на сдерживание агрессии 142

Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль 142

Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и

все же быть агрессивными 148

Вне зоны осознания 148

Игнорирование несовместимостей 149

Часть 2. АГРЕССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 161

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ УСТОЙЧИВУЮ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ? 161

Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности 161

Два вида последовательности 162

Примеры различных форм одновременной последовательности 163

Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной

Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции 165

Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность 169

Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса 169

Два заслуживающих внимания исследования 170

КАК ДЕЙСТВУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ 177

Разные типы агрессивных людей 177

Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора 178

Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью 178

Эмоционально-реактивные агрессоры 185

Личность А-типа — реактивно-агрессивная 191

РАЗВИТИЕ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ 198

ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТСТВА 200

Семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций 200

Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей? 201

ПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ 203

Вознаграждение за агрессию 203

Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей 204

Вознаграждения, исходящие от жертвы 209

Неблагоприятные условия, создаваемые родителями 212

Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей? 217

Интеграция: анализ социального научения Паттерсона 224

НЕПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ 227

Конфликт в семье 228

Распавшиеся семьи порождают делинквентность? 228

Влияние моделирования 231

Часть 3. НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ

НАСИЛИЕ В МАСС-МЕДИА 238

НАСИЛИЕ НА ЭКРАНАХ И ПЕЧАТНЫХ СТРАНИЦАХ: НЕМЕДЛЕННЫЙ

Преступления-имитации: заразность насилия 241

Статистические данные о заразности насилия 242

Исследования Д. Филипса о заразности насилия 243

Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия

в масс-медиа 246

Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность

проявления агрессии? 246

Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии 266

НАСИЛИЕ В СМИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ПОВТОРЯЮЩЕМСЯ ВОЗДЕЙСТВИИ 268

Формирование представлений об обществе у детей 269

Тезис о культивировании 269

Приобретение агрессивных наклонностей 270

Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению 276

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ 281

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 285

Взгляды на проблему насилия в семье 285

Факторы, толкающие к применению насилия в семье 286

Ссылки на результаты исследований 288

Социальные нормы и общественные ценности 288

Нормы не являются достаточными предпосылками насилия 295

Предыстория семьи и личная предрасположенность 300

Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия

Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия 315

Закон, убийство, предумышленное убийство 322

Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки 322

Различные случаи провоцирования убийств 325

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СОВЕРШАЮТСЯ УБИЙСТВА 331

Личная предрасположенность 332

Склонны ли убийцы к насилию? 332

Можно ли разделить убийц на категории? 333

Некоторые размышления по поводу предсказания опасности 336

Социальное влияние 338

Социально-экономические факторы, вызывающие стресс 339

Социальная дезорганизация 342

Влияние субкультуры, общих норм и ценностей 344

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАСИЛИЯ 352

Различные типы взаимодействия при совершении насилия 352

Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия 355

Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия 356

Часть 4. КОНТРОЛЬ НАД АГРЕССИЕЙ

Различные рекомендации 361

НАКАЗАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 365

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ 365

Аргументы против наказания как сдерживающего средства 365

Наказание может быть сдерживающим средством — иногда 367

Удерживает ли наказание от применения насилия? 369

Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье 369

Строгость и неизбежность наказания 373

Удерживает ли смертная казнь от убийства? 375

СНИЖАЕТ ЛИ КОНТРОЛЬ НАД ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАСИЛИЕМ? 379

Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия 381

Некоторые ответы на возражения 382

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛИРОВАНИЯ АГРЕССИИ 391

КАТАРСИС; ОСЛАБЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ К НАСИЛИЮ ПУТЕМ АГРЕССИВНЫХ ВЫПЛЕСКОВ 391

Вентилирующие чувства 392

Что следует понимать под проявлением чувств? 393

Гипотеза катарсиса 395

Катарсис через воображаемую агрессию 395

Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии? 397

Эффект последействия реальной агрессии 403

Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности 403

Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения 407

Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств 413

Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах 414

Самосознание и самоконтроль 418

РАЗРАБОТКА НОВЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ 420

Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми 421

Снижение эмоциональной реактивности 425

Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под

руководством Новако 426

Некоторые рекомендации по применению 429

Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении? 431

Есть ли надежда? 433

Часть 5. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

БИОЛОГИЯ И АГРЕССИЯ 438

ЖАЖДА НЕНАВИСТИ И РАЗРУШЕНИЯ 438

ОДЕРЖИМЫ ЛИ ЛЮДИ ИНСТИНКТОМ НАСИЛИЯ? 440

Что такое инстинкт? 440

Дарвиновская концепция 441

Концепция агрессивного инстинкта Лоренца 443

КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНСТИНКТА 446

Неадекватная эмпирическая база 447

Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов 447

Различные виды агрессии 448

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ГОРМОНЫ 451

Первые генетические концепции: теория Ломброзо 451

Современное обоснование влияния наследственности 452

Датские исследования генетических факторов 453

Половые различия в агрессии 457

Некоторые результаты исследований 458

Влияние гормонов 462

Воздействие мужских гормонов 462

АЛКОГОЛЬ И АГРЕССИЯ 467

Проблемы воздействия алкоголя 468

ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В ЛАБОРАТОРИИ 475

СТАНДАРТНАЯ ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА 475

Машина агрессии Басса 475

Модификации и варианты 477

НЕКОТОРЫЕ ДОВОДЫ В ПОДДЕРЖКУ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 480

Проблема валидности 480

О возможных экспериментальных артефактах 486

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ УРОКИ 494

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АГРЕССИИ: ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И

НЕИЗБЕЖНО ЛИ НАСИЛИЕ? 497

ФАКТОРЫ РИСКА 499

КОНТРОЛЬ НАСИЛИЯ 500

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 504

Похожие документы:

Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (2)

Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.

Дмитрий Жмуров Насилие (агрессия) и литература 2-е издание Иркутск 2005 ббк 88. 3

В книге дается обзор исследований природы агрессии в ее взаимосвязи с творчеством человека, выражающимся в литературной форме. Привлекая исследования из области филологии, мифологии, психологии, математики, Дмитрий Жмуров выявляет

Категория слушателей: студенты старших курсов психологических, педагогических, юридических, социологических и медицинских факультетов; клинические, педагогические, социальные и экстремальные психологи; врачи скорой помощи, реаниматологи,

Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. Тверь: Твер гос ун-т, 2009. 176 стр

Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы.

Категория слушателей: студенты старших курсов психологических, педагогических, юридических, социологических и медицинских факультетов; клинические, педагогические, социальные и экстремальные психологи; социальные педагоги; социальные

Лариса Ксенофонтова

Лариса Ксенофонтова

Лариса Ксенофонтова
запись закреплена
Psy: library

"Агрессия: причины, последствия и контроль" (2001), Леонард Берковиц.

Леонард Берковиц известен всему миру как ведущий исследователь в области психологии агрессии. Для нескольких поколений психологов его лабораторные, полевые и теоретические исследования стали образцом для подражания. Стэнфордский, Оксфордский, Мичиганский, Корнеллский, Кембриджский университеты гордятся участием Берковица в их научной деятельности. Наконец основной труд ведущего специалиста в области агрессии стал доступен русскоязычному читателю. Эта книга подводит итог исследованиям знаменитого ученого и на сегодняшний день представляет собой наиболее полный источник классических знаний и современных концепций о природе и исследованиях человеческой агрессии.

Рекомендуется для изучения специалистам в области гуманитарных наук, педагогам, психологам, социологам.

В быту под агрессией почему-то часто понимают некую энер­гию до­сти­же­ния и пре­одо­ле­ния. На самом деле, такой энергией является злость/гнев, а агрессия – это поведение, нацеленное на причинение вреда. То есть то же самое, что и насилие.

Леонард Бер­ко­виц – самый известный исследователь агрессии. В сво­ей мо­но­гра­фии (а кни­га имен­но мо­но­гра­фия, а не учеб­ник – не верь­те об­лож­ке) он ис­сле­ду­ет агрес­сию вдоль и по­пе­рёк.

На­при­мер, он от­ме­ча­ет, что агрес­сия бы­ва­ет ин­стру­мен­таль­ная и эмо­цио­наль­ная. Ин­стру­мен­таль­ная агрес­сия во­об­ще не со­про­вож­да­ет­ся аф­фек­та­ми – бан­дит про­сто бьёт жерт­ву по го­ло­ве и за­би­ра­ет ко­ше­лёк. А эмо­цио­наль­ная агрес­сия как раз про чув­ства и пе­ре­жи­ва­ет­ся толь­ко с од­ной це­лью – всё уни­что­жить.

В кни­ге ещё мно­го мел­ких и круп­ных де­та­лей, экс­пе­ри­мен­тов и фак­тов. Чи­тать жут­ко лю­бо­пыт­но. И – что ха­рак­тер­но – неко­то­рые ме­ста пом­ню до сих пор. Страш­ной мо­гу­че­сти кни­га.

Всем, кто ин­те­ре­су­ет­ся те­мой – брать. Брать без вся­ких со­мне­ний и со­жа­ле­ний. За лю­бые день­ги.


Леонард Берковиц, профессор психологии университета Висконсин-Мэдисон, рос и учился в Нью-Йорке. Докторскую степень получил в 1951 году в Мичиганском университете, после службы в воздушных силах Соединенных Штатов Америки. С 1955 года преподает в университете Висконсии-Мэдисон, в то же время принимая участие в деятельности Стэнфордского, Оксфордского, Корнеллского, Кембриджского университетов, Центра продвинутого курса изучения бихевиоральных наук, а также университетов Западной Австралии и Мангейма. Профессор Берковиц был одним из инициаторов экспериментальных исследований проявления альтруизма и содействия, но начиная с 1957 года он практически всецело посвятил себя изучению влияния ситуации на агрессивное поведение, прибегая при этом не только к лабораторным экспериментам, но и к полевым интервью с людьми, совершившими насильственные преступления в США и Англии.

Автор около 170 статей и книг, в которых главным образом говорится об агрессии, Берковиц также был редактором хорошо известной серии книг о социальной психологии Advances in Experimental Social Psychology, начиная с 1964 года и вплоть до своей отставки с этого поста в 1989 году. Он написал большое количество учебников по социальной психологии, являлся членом редакционного совета нескольких журналов, посвященных социальной психологии, возглавлял Издательский совет Американской психологической ассоциации, подразделения Американской психологической ассоциации, занимающиеся проблемами личности и социальной психологии, а также Международное сообщество исследований агрессии. Берковиц удостоен премий Американской психологической ассоциации и Объединения экспериментальной социальной психологии.

В связи с данной работой небезынтересно отметить, что научная карьера Берковица получила первый резкий толчок в 1962 году, после публикации издательством McGraw-Hill его книги Agression: A social Psychological Analysis и символично, что то же самое издательство издает ту же самую работу, когда карьера Берковица близка к завершению.

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА


В последние годы именно социальная психология стала наиболее бурно развивающейся областью психологической науки, и сегодня она занимает центральное место среди дисциплин, изучающих мышление, чувства и поведение человека. Мы наблюдаем, как социальная психология объединяется с другими областями психологии, образуя такие направления, как социально-когнитивная психология, психология социального развития, психология социального научения и социально-личностная психология. Этот список можно продолжать и продолжать.

Коллеги Леонарда Берковица, социальные психологи, будут приветствовать эту книгу как основополагающий труд по психологии агрессии. Она будет полезна и студентам, которые многому научатся благодаря доступному стилю изложения. Но значение книги этим не исчерпывается: важнейшую информацию сможет получить любой критически мыслящий читатель, и хотелось бы думать, что точные знания психологии агрессии и насилия окажут значительное влияние на лидеров нашего общества. В социальной психологии, пожалуй, нет проблем, более злободневных для общества, чем поиск эффективных средств предотвращения и редуцирования деструктивного влияния того множества форм агрессии, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Поистине замечательный труд Берковица поможет нам сконцентрироваться на тех направлениях, где можно искать новые решения этой старой проблемы.

Филип Г. Зимбардо, редактор-консультант

ПРЕДИСЛОВИЕ


Я писал эту книгу, надеясь внести хотя бы скромный вклад в решение одной из серьезнейших проблем современности — проблемы человеческой агрессии. Насилие подтачивает здание нашего общества. Когда родители избивают своих детей, они ослабляют узы уважения и любви, необходимые как в семье, так и для обеспечения социального порядка в целом. Хулиганские действия и преступления на улицах наших городов подрывают доверие граждан к правительству и простых людей друг к другу, доверие, которое так необходимо для социальной гармонии и эффективного сотрудничества в решении общих проблем. Атакуя окружающих да еще и поощряя друг друга к подобному поведению, люди бесчисленными способами делают наш мир более сложным, опасным и доставляющим всевозможные неприятности. Но я надеюсь и верю, что общество будет в силах уменьшить уровень агрессии, если оно лучше поймет основные причины этого деструктивного поведения, условия, которые повышают шансы на то, что одни люди будут атаковать других людей, и наиболее эффективные способы снижения вероятности агрессивного поведения..

Эта книга создана для того, чтобы способствовать такому пониманию, однако она не охватывает все множество факторов, влияющих на агрессию. Мое внимание прежде всего было обращено на внутренние психологические процессы, способствующие агрессивному поведению или ограничивающие его, и на условия в прошлом и настоящем, которые делают агрессивные действия эмоционально возбужденного человека более или менее вероятными.

В книге ничего не говорится о неврологических биохимических механизмах, включенных в реализацию агрессивных действий, И лишь вкратце обсуждается роль гормонов, при том, что, разумеется, я не отрицаю огромное значение биологических влияний. Кроме того, я не рассматриваю психиатрические трактовки наиболее крайних форм насилия, таких, как серийные убийства, хотя в главе, посвященной личностям, склонным к насилию, затрагиваются вопросы, связанные с повелением диагносцированных психопатов. При этом анализируется влияние ряда таких факторов, обычно выделяемых социологами, как бедность, культурные нормы и ценности, по опять-таки не столь обстоятельно, как этого хотелось бы некоторым критикам. Главное внимание в книге сосредоточено на социальной психологии агрессии и насилия.

Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Многие из обсуждаемых в этой книге вопросов имеют достаточно спорный характер, а некоторым из них присущ политический и идеологический оттенок. У читателя, таким образом, может возникнуть искушение расценить занимаемую мной в этой книге позицию с точки зрения идеологии, посчитав меня, скажем, либералом или консерватором, и затем критиковать мою аргументацию как политически пристрастную. Хотя я довольно строго придерживаюсь определенных социальных и политических взглядов и не могу считать себя свободным от идеологических пристрастий, я хотел бы подчеркнуть, что выражаемые мной взгляды и выводы довольно широко отражают разнообразие социополитического спектра. Как и многие консерваторы, я полагаю, что существенная часть насильственных преступлений обусловливается, помимо прочего, также и неадекватными личными ограничениями, и что обществу необходимы более эффективные механизмы социального контроля, если оно стремится понизить уровень насильственной агрессии. С другой стороны, я считаю минимальной ту пользу, которую в конечном счете получит американское общество, применяя высшую меру наказания с целью уменьшения числа убийств. Кроме того, я убежден, что стрессы и психические напряжения, порождаемые бедностью, существенно способствуют развитию и утверждению агрессивных наклонностей. Имеющиеся эмпирические данные определяют такое смешение позиций. Социополитические убеждения и ценности могли в какой-то степени повлиять на формирование тех или иных конкретных взглядов, но занимаемые мной позиции в значительной мере отражают научные данные, полученные в эмпирических исследованиях. Социальная политика, связанная с задачами контроля и снижения уровня насилия, должна в максимально возможной степени основываться на научных данных, и при работе над своей книгой я стремился использовать самые лучшие из известных мне исследований по данной проблематике.

Эту монографию я рассматриваю со своей стороны как попытку сотрудничества. Ее написание просто было бы невозможным без энтузиазма, мастерства и научных озарений множества замечательных исследователей, таких, как А. Бандура, Р. Бэрон, Э. Доннерстейн, Л. Эрон, Д. Фаррингтон, Р. Гин и Д. Зилманн, которые стремились познать причины и последствия человеческой агрессии, и я рад выразить им свою признательность. Я хочу также поблагодарить Р. Аркина, университет Миссури, Колумбия; А. Каспи, университет Висконсин, Мэдисон; Л. Айрона, университет Иллинойс, Чикаго; Р. Фелдмана, университет Массачусетса, Амхерст; Р. Джонсона, Рамапо-колледж; Ж.-Ф. Лейенса, университет Лювайн, Бельгия; Н. Маламута, университет Калифорнии, Лос-Анджелес; К. Мура, университет Висконсин, Мэдисон; Д. Майерса, университет Алабамы, Тускалооса; С. Прентис-Данна, Хоул-колледж; Д. Сэнна, университет Клемсона, Солт-Лейк-Сити, и Ч. Тернера, университет Юта, которые прочитали и прокомментировали отдельные главы книги; моих студентов и коллег по экспериментальной социальной психологии в Висконсине и других научных центрах, которые многому научили меня в понимании различных граней человеческого поведения; моих редакторов К. Роджерса и Ф. Зимбардо за их поддержку и мудрые рекомендации. И особенно я благодарен моей жене Норме за ее советы, за постоянную помощь в продолжавшейся несколько лет работе над книгой и еще за многое другое, о чем, я надеюсь, она знает.

Леонард Берковиц

Время, посвященное просьбам, требует также времени на благодарность. Владислав Гжегорчик
ещё >>

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

(Проект "Психология - лучшее")
Пер.: Berkowitz, Leonard Aggression Boston (etc.), [1993] (cop.) 0-07-004874-6
Психология -- Общая психология -- Психические процессы и состояния -- Эмоциональные и волевые процессы -- Эмоции и чувства -- Виды эмоций (страх)
агрессия
Шифр хранения:
FB 2 07-72/27
FB 2 07-72/26
MFK 801-09/1840
OMF1 801-09/1840
Читать Электронный заказ

Читайте также: