Каковы главные различия между западным и восточным типами общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реальные процессы, произошедшие и продолжающие происходить в XX веке, показывают ошибочность прогнозов социологов, представляющих как теорию модернизации, так и теорию общественно-экономических формаций, относительно универсальных закономерностей исторического развития различных стран и народов.

Изменения, произошедшие в странах Восточной Европы и СССР в 90-е годы XX века; проблем связан с восточными обществами;изменения в развитых странах Запада и вСША говорят о том, что, помимо общих закономерностей развития и тенденции создания единого индустриального общества, существуют, во-первых, специфические особенности и черты развития разных стран, определяемые всем прошлым историческим опытом, и, во-вторых, помимо одной описанной модели развития, существует ещё несколько вариантов.

Тенденцию к многовариантности развития общества описывает и объясняет теория цивилизаций.

Теория цивилизаций возникла на рубеже XIX–XX веков и была представлена такими авторами, как Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби. Эти авторы выделяли несколько типов социальных систем или обществ, называя их культурно-историческими типами (Данилевский Н.Я.), культурами (Шпенглер О.), обществами или цивилизациями (Тойнби А.).

По мнению данных авторов, каждая цивилизация отличается от другой своим типомхозяйства, политического устройства, типом культуры. Специфика цивилизаций определяется, прежде всего, собственным, неповторимым историческим опытом,а также культурой.Подобно живому организму, цивилизация проходит несколько стадий в своём развитии, а затем погибает или даёт основу для развития цивилизации-преемницы.

Цикл жизни цивилизациисостоит из следующих стадий: рождение, рост, цветение, плодоношение, увядание, если цивилизацию сравнивают с растением, или – детство, отрочество, юность, зрелость, старость, если цивилизацию сравнить с человеком.

В отличие от вышеназванных авторов, современные исследователи Л.И.Новикова, С.А.Завадский, развивая теорию цивилизаций, выделяют не десять – двенадцать, а только два типа обществ, существенно отличающихся друг от друга по структуре социальных связей и темпам развития –это европейская (западная) и восточная модели развития.




Характеризуя европейский тип развития, отечественные авторы подчёркивают преемственность между европейской цивилизацией и античным миром. Преемственность была обусловлена сродством базисных общностей – античной и германской соседской общины, допускающих частную собственность на землю, развитие торгового капитала, развитие ремесла вольных городов.

Специфика западного типа цивилизации,как и античного общества, заключается в следующем: основным структурообразующим фактором общественных связей здесь были частнособственнические отношения,разделение светской и религиозной власти,смена этапов развития общества означала их модификацию.

В отличие от западного типа развития цивилизации в структуре восточных обществ частнособственнические отношения играли второстепенную роль, определяющими структуру социальных связей восточного общества были управленческие отношения, а также порождённый ими феномен слияния власти и собственности. (Васильев Л.С. История Востока. –М., 1994 –т. 1)

Объясняется этот феномен следующим образом. Владение в восточных обществах (как первичная форма собственности) было коллективным,соответственно главным было рациональное управление коллективными ресурсами. В качестве субъектов рационального управления выдвигались лидеры, чей статус был основан на принципе меритократии – личные заслуги и способности руководителя обеспечивали ему необходимый престиж, авторитет, власть.

Восточным обществамбыла свойственна консервативная стабильность,вызванная необходимостью сохранить существующую социальную структуру и социально-экономический строй от нововведений и потрясений, которая была тесно связана со стремлением укрепить власть, усилить государственную администрацию, сохранить эффективный контроль над обществом, обеспечить господство над ним.

Восток не стоял на месте, но развитие восточных структур характеризовалось крайне замедленными темпами, отступлениями с последующей регенерацией, повторением пройденного, развитие с циклами, похожими на витки туго сжатой спирали. Эволюция здесь шла более за счёт количественных, нежели качественных изменений.

Реальные процессы, произошедшие и продолжающие происходить в XX веке, показывают ошибочность прогнозов социологов, представляющих как теорию модернизации, так и теорию общественно-экономических формаций, относительно универсальных закономерностей исторического развития различных стран и народов.

Изменения, произошедшие в странах Восточной Европы и СССР в 90-е годы XX века; проблем связан с восточными обществами;изменения в развитых странах Запада и вСША говорят о том, что, помимо общих закономерностей развития и тенденции создания единого индустриального общества, существуют, во-первых, специфические особенности и черты развития разных стран, определяемые всем прошлым историческим опытом, и, во-вторых, помимо одной описанной модели развития, существует ещё несколько вариантов.

Тенденцию к многовариантности развития общества описывает и объясняет теория цивилизаций.

Теория цивилизаций возникла на рубеже XIX–XX веков и была представлена такими авторами, как Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби. Эти авторы выделяли несколько типов социальных систем или обществ, называя их культурно-историческими типами (Данилевский Н.Я.), культурами (Шпенглер О.), обществами или цивилизациями (Тойнби А.).

По мнению данных авторов, каждая цивилизация отличается от другой своим типомхозяйства, политического устройства, типом культуры. Специфика цивилизаций определяется, прежде всего, собственным, неповторимым историческим опытом,а также культурой.Подобно живому организму, цивилизация проходит несколько стадий в своём развитии, а затем погибает или даёт основу для развития цивилизации-преемницы.

Цикл жизни цивилизациисостоит из следующих стадий: рождение, рост, цветение, плодоношение, увядание, если цивилизацию сравнивают с растением, или – детство, отрочество, юность, зрелость, старость, если цивилизацию сравнить с человеком.

В отличие от вышеназванных авторов, современные исследователи Л.И.Новикова, С.А.Завадский, развивая теорию цивилизаций, выделяют не десять – двенадцать, а только два типа обществ, существенно отличающихся друг от друга по структуре социальных связей и темпам развития –это европейская (западная) и восточная модели развития.

Характеризуя европейский тип развития, отечественные авторы подчёркивают преемственность между европейской цивилизацией и античным миром. Преемственность была обусловлена сродством базисных общностей – античной и германской соседской общины, допускающих частную собственность на землю, развитие торгового капитала, развитие ремесла вольных городов.

Специфика западного типа цивилизации,как и античного общества, заключается в следующем: основным структурообразующим фактором общественных связей здесь были частнособственнические отношения,разделение светской и религиозной власти,смена этапов развития общества означала их модификацию.

В отличие от западного типа развития цивилизации в структуре восточных обществ частнособственнические отношения играли второстепенную роль, определяющими структуру социальных связей восточного общества были управленческие отношения, а также порождённый ими феномен слияния власти и собственности. (Васильев Л.С. История Востока. –М., 1994 –т. 1)

Объясняется этот феномен следующим образом. Владение в восточных обществах (как первичная форма собственности) было коллективным,соответственно главным было рациональное управление коллективными ресурсами. В качестве субъектов рационального управления выдвигались лидеры, чей статус был основан на принципе меритократии – личные заслуги и способности руководителя обеспечивали ему необходимый престиж, авторитет, власть.

Восточным обществамбыла свойственна консервативная стабильность,вызванная необходимостью сохранить существующую социальную структуру и социально-экономический строй от нововведений и потрясений, которая была тесно связана со стремлением укрепить власть, усилить государственную администрацию, сохранить эффективный контроль над обществом, обеспечить господство над ним.

Восток не стоял на месте, но развитие восточных структур характеризовалось крайне замедленными темпами, отступлениями с последующей регенерацией, повторением пройденного, развитие с циклами, похожими на витки туго сжатой спирали. Эволюция здесь шла более за счёт количественных, нежели качественных изменений.

Западные и восточные цивилизации

У цивилизаций западного и восточного типов хватает различий, несмотря на то, что первая европейская цивилизация, крито-микенская, пришла именно с Востока. Впрочем, у неё-то как раз было много сходств с древневосточными культурами, но её история – это отдельный вопрос. Мы же постараемся охарактеризовать основные черты западных и восточных цивилизаций, указать особенности этих двух типов и дать им определение.

Определение и основные черты

Каждая цивилизация является обществом определённого исторического типа со всеми присущими ему особенностями развития и особой культурой. Соответственно, её определяют образцы как духовной культуры, так и материальной, но основным моментом здесь всё же является духовная жизнь, так как материальная составляющая различных цивилизаций в меньшей степени различается, чем духовная.

Восточная цивилизация

На Востоке разные культуры возникли раньше, чем на Западе. Они отличались наличием деспотии в качестве государственного строя и высоким уровнем контроля государственной властью большинства аспектов жизни людей – экономики, торговли и так далее. При этом цивилизации восточного типа развивались медленно и плавно, тяготея при этом к консервативности и неохотно принимая всё новое.

Западная цивилизация

Западные культуры, в отличие от восточных, развивались быстро и стремительно, постоянно прогрессируя и охотно впитывая всё новое. Они отличались стремлением к равноправию всех граждан (как в Древнем Риме и Древней Греции, например), к частной собственности, конкуренции в политике и экономике, к гражданским правам и свободному предпринимательству.

1. Отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству).

1. Раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод.

2. Стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами").

3. Общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц, бюрократический контроль.

4. Абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений.

5. Подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля.

Типология культур может производиться по различным основаниям. Один из наиболее распространенных способов: по географическому принципу. В частности через выделение двух регионов: Запада и Востока.

Основу данной типологии составляет специфика способов и методик познания окружающего мира, ценностных ориентаций, мировоззрения, общественного, политического и экономического устройства. Но все же особенность культур Запада и Востока во многом объясняется именно географическим положением.

На Востоке тепло, и, следовательно, там легче выживать. Иными словами в этой части света природные условия более комфортны для человека

Благодаря ландшафту планеты, который представлен огромным многообразием гор, островов, водных пространств, диалог культур в древние времена был крайне затруднен. Поэтому традиционные культуры Запада и Востока развивались обособленно и сохранили свою уникальность.

В течение длительного периода истории все достижения Востока воспринимались сквозь призму ценностных ориентаций Запада, из-за чего сформировался стереотип, что восточная цивилизация является варварской, отсталой и провинциальной. Однако в современном мире мы называем Японию, Южную Корею, Тайвань и Китай восточными вариантами техногенного общества.

Интересно, что отношения между государством и гражданином, а также уникальная система ценностных ориентаций, сохранились в том первозданном виде, который характерен традиционному восточному обществу. Именно это помогло восточным государствам освоить западные достижения, сохранив при этом собственную идентичность

Отличительные особенности культур Запада и Востока

Спецификой восточного общества является нехарактерное для Европы сосуществование традиционных начал и техногенного. Также Восток в своем историческом развитии двигался равномерно и устойчиво, в то время как Запад развивается хаотично – рывками, когда одна система ценностей разрушается и на смену ей приходит другая. На Востоке наоборот – культура устойчива, незыблема, а возникающие новые ценности органично внедряются в уже существующие.

Различия культур также видны в религиозном отношении. Запад в большинстве своем исповедует христианство, а на Востоке практически в равных пропорциях сосуществует несколько религий: буддизм, мусульманство, конфуцианство, синтоизм и христианство.

На Западе люди менее склонны соблюдать традиции, более стремятся к материальному благополучию, когда на Востоке жители свято чтут традиции и склонны к аскетизму. Познание мира на Западе также отличается от такового на Востоке: Запад практикует рациональность (холодная логика), а Восток – иррациональность (мысль образна, условность, символизация и ритуализация имеют огромное значение).

Западное искусство характеризуется множеством различных стилей и направлений. Прослеживается четкое разграничение художественных форм, видов и жанров, в то время как на Востоке они синтезированы и перетекают друг в друга.

Западный человек возвышает себя над природой: потребляя ее дары, он мнит себя ее хозяином. Восточный человек един с природой, преклоняется перед ее величием.

Для западного типа личности характерна активность, волевые качества, утилитаризм и индивидуализм, для восточного – самосовершенствование, спокойствие, созерцательность.

Запад и Восток для мировой культуры

Конечно, в современных условиях глобализации восточная культура не могла не перенять определенных черт западной культуры, однако она вобрала в себя только те формы жизни, которые не вступают в противоречие с социально-политическими, экономическими и культурными установками Востока.

И Запад, и Восток в своем духовном развитии придерживались своих уникальных путей. Нельзя ставить одну культуру выше или ниже другой. Ведь и восточная, и западная культуры являются частью единой мировой культуры и всячески ее дополняют.

Запад подарил мировой культуре научные достижения техники и способы организации экономической и политической жизни. Восток привнес немалое развитие в духовную жизнь мира. Сегодня особенно популярны в мировом сообществе восточная философия, медицина, религия и этика

Читайте также: