Каковы главные достижения русской науки и культуры второй половины 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вторая половина XIXв. была периодом дальнейшего развития культуры народов нашей страны. Капитализм предполагает более высокий уровень развития науки и техники, чем феодализм. Внедрение в производство машинной техники, а в сельское хозяйство агрономической культуры влекло за собой распространение просвещения в народе, развитие науки и техники, особенно тех ее отраслей, которые непосредственно были связаны с жизнью, с запросами производства.

Русская культура и культура других народов России развивалась в пореформенное время в сложных условиях. В России сохранилось самодержавие, помещичье землевладение и другие остатки феодализма, которые тормозили развитие страны, мешали культурному росту народов. Народ коснел в невежестве и нищете. Царизм душил передовую, прогрессивную идеологию и насаждал реакционную.

Передовым деятелям науки и культуры приходилось вести упорную борьбу с реакционными теориями, претерпевать гонения со стороны самодержавия, преодолевать огромные материальные трудности. Русская наука и культура приобрели мировое значение лишь благодаря упорному, героическому труду русских ученых, техников, писателей, художников.

Огромное благотворное влияние на развитие культуры оказывало революционное движение. В 60-70-х годах все лучшие люди России, все крупные писатели, ученые, художники испытали на себе влияние революционеров-демократов

  • Герцена,
  • Чернышевского,
  • Добролюбова.

Задачи борьбы с самодержавием, с остатками крепостничества, борьбы за свободу родного народа вдохновляли деятелей культуры на беззаветный труд во имя осуществления этих великих идей.

В 80-90-е годы на смену революционному демократизму приходит марксизм, который дал новые идеалы и открыл широкие перспективы для развития культуры и науки.

Связь с революционным движением своей эпохи, с потребностями жизни народа - отличительная черта развития русской культуры в пореформенное время. Великие революционные идеалы делали культуру близкой и родной народу, превращали ее в действенную силу, активно влиявшую на ход исторического развития.

Просвещение

  1. разбираться в машинах,
  2. чертежах,
  3. умел бы читать, писать, считать.

Правительство вынуждено было пойти на расширение сети церковно приходских школ - двухклассных или четырехклассных начальных школ, создававшихся при церквах. школьников в них учили читать, писать, считать особое внимание уделялось закону божьему, проповеди.

Большое количество школ открыли земства. Земские начальные школы отличались лучшей постановкой преподавания и более широкой программой. Там, где не было земских и церковноприходских школ, крестьянские общества открывали за свой счет так называемые вольные школы.

По инициативе прогрессивных кругов создавались воскресные школы для обучения взрослых. Эти школы иногда использовались революционерами для пропаганды передовых идей. Полиция строго следила за преподаванием в воскресных школах, преследовала их, но они сыграли положительную роль в распространении грамотности в народе.

  1. Высшее техническое училище в Москве (ныне носящее имя Н. Э. Баумана),
  2. политехнические институты в Риге, Харькове, Киеве и других городах,
  3. два сельскохозяйственных научно-учебных заведения и пр.

Однако даже начальных школ в России было еще ничтожно мало. Царизм тормозил развитие просвещения. Учебным заведениям отпускались незначительные средства. По грамотности населения Россия занимала одно из последних мест в Европе. К концу века грамотные составляли лишь 28% всего населения (в том числе среди мужчин 39%, среди женщин всего 17%).

Средних и высших учебных заведений было также очень мало. Они не удовлетворяли потребности общества и народного хозяйства. Самодержавие всячески препятствовало поступлению в средние и высшие школы выходцев из народа.

Особенно плохо было с женским образованием. До 60-х годив в России не было открытых средних школ для девушек. Институты благородных девиц и частные пансионы, доступные только богатым дворянкам, давали довольно поверхностное образование. В университеты и другие высшие учебные заведения женщин не принимали. Только в 60-х годах под давлением общественного движения правительство открыло первую женскую гимназию, а в 70-х годах - женские врачебные курсы. Этим было положено начало женскому образованию, но вплоть до Октябрьской революции женщины оставались в неравноправном положении.

Журналистика и книгоиздательское дело

Издательства Солдатенкова, Павленкова, Сытина печатали много полезных и дешевых книг для народа, спрос на которые с каждым годом возрастал.

В целом, несмотря на реакционную политику царизма, просвещение в России во второй половине XIX в. достигло значительных успехов. Культурный уровень России значительно поднялся по сравнению с дореформенной эпохой.

Наука и техника

  1. математика,
  2. физика,
  3. химия,
  4. зоология,
  5. география и др.

Их развитие определялось потребностями жизни, нуждами производства, стремлением ученых вывести Россию из вековой отсталости.

Учеником и продолжателем дела Чебышева был Александр Михайлович Ляпунов, открытия которого положили начало ряду важнейших направлений математической науки.

За свои выдающиеся математические работы Ковалевская за границей получила степень доктора наук, но места профессора в России так и не смогла получить и вынуждена была снова уехать за границу. В Швеции она стала профессором Стокгольмского университета, где и прочитала ряд блестящих курсов по математике. Труды Ковалевской получили мировое признание. Ковалевская известна также как писательница и журналистка, произведения которой имели в свое время большой успех.

Значительных успехов во второй половине добились ученые в области физики, как особой специфической отрасли науки о природе. Тесная связь с другими естественными науками и с техникой объясняет огромное внимание к этой науке и огромное значение исследований по физике для естественных наук в целом и для развития техники.

Выдающимся физиком этого времени был Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Его работы по изучению магнетизма и фотоэлектрических явлений имели огромное значение для развития как техники, так и науки. Велико значение Столетова как педагога. Более тридцати лет он возглавлял кафедру физики в Московском университете, здесь он создал физическую лабораторию для проведения экспериментальных работ и обучения студентов. Столетов воспитал большое количество талантливых учеников и являлся главой замечательной московской школы физиков. По своим общественно-политическим взглядам Столетов был передовым ученым, сочувствовал революционному движению и антиправительственным выступлениям студентов.

ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907)

На вторую половину XIX столетия приходится расцвет творческой деятельности великого русского ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907). Родился Менделеев в Тобольске в семье директора гимназии, учился сначала в тобольской гимназии, а затем в Главном педагогическом институте в Петербурге. Уже в школе он проявил незаурядные способности, большой интерес к науке. Талант его как ученого развернулся в Петербургском университете, который стал центром русской химической науки.

Менделеев был крупнейшим общественным деятелем. Он много сделал для развития экономики и производительных сил России. Пропагандируя развитие отечественной промышленности, он ратовал за широкое использование природных богатств, призывал к разработке полезных ископаемых - угля, нефти - и много сделал для развития каменноугольной и нефтяной промышленности. Менделеев является одним из основателей агрохимии, его предложения по применению химических удобрений в сельском хозяйстве имели большое практическое значение.

Менделеев был прекрасным преподавателем и считал педагогическую работу своей второй службой родине. Великий ученый и патриот, Менделеев является гордостью нашей страны и русского народа.

На основе достижений математики, физики, химии во второй половине XIX в. изобретатели добились крупнейших успехов, означавших переворот в технике.

Выдающиеся изобретатели

Александр Фёдорович Можайский

Выдающимся изобретателем был офицер русского военно-морского флота Александр Федорович Можайский (1825-1890). Всю свою жизнь он посвятил созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал строение крыльев птиц, соотношение площади крыльев и веса птиц, скорость парящего полета, исследовал полеты воздушных змеев и сам неоднократно поднимался на них. Он пришел к выводу, что машину нужно строить не с машущими крыльями, а неподвижными относительно корпуса. Ему удалось построить модели, которые взлетали в воздух после разбега с земли, а затем сконструировать и первый в мире самолет. Это изобретение означало величайшую победу человека над силами природы Можайский высказал правильные идеи, которые в дальнейшем легли в основу самолетостроения.

Выдающиеся путешественники

Развитие капитализма поставило новые задачи перед географической наукой и геологией. Если в первой половине XIX в. были предприняты крупные морские экспедиции, ознаменовавшиеся замечательными открытиями, то во второй половине столетия были не менее замечательные сухопутные путешествия.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888)

Другим крупным ученым и неутомимым путешественником был Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888). Он совершил пять путешествий в Центральную Азию. Пржевальский несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, горы Тянь-Шаня, Западный Китай, Джунгарию и другие территории Центральной Азии. Его путешествия сопровождались важными открытиями в области географии, зоологии, ботаники. Собранные им гербарии и коллекция животных явились большим вкладом в развитие зоологии и ботаники. Исследования Пржевальского получили мировое признание, они открыли для европейцев Центральную Азию, Тибет, прежде почти неизвестные им.

Выдающимся путешественником и ученым был Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-1888). С юношеских лет он принимал участие в революционном движении. За участие в студенческих сходках Миклухо-Маклая исключили из Петербургского университета, и он вынужден был уехать за границу, где и завершил свое образование. Первые путешествия Миклухо-Маклай совершил на Канарские острова, в Марокко, по побережью Красного моря и провел ценные исследования по вопросам зоологии и географии. В начале 70-х годов он предпринял путешествие на острова Тихого океана с целью изучения народов, населяющих эти острова. 15 месяцев исследователь прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (этот берег с того времени называется берегом Маклая). Своим добрым, гуманным отношением к местному населению русский ученый завоевал искреннюю любовь и безграничное доверие жителей. Затем Миклухо-Маклай путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, изучал народности Микронезии и Малонезии. На основе своих исследований он пришел к выводу о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Расовые и культурные признаки народов формируются под влиянием природной и социальной среды. Миклухо-Маклай решительно отвергал лженаучное деление рас на высшие и низшие. Его описания быта и нравов, хозяйства и материальной культуры папуасов до сих пор не потеряли научного значения, Миклухо-Маклай страстно выступал против колониальных захватов, разоблачал варварство колонизаторов, боролся против колониального разбоя и работорговли. Общественные выступления Миклухо-Маклая были горячо поддержаны передовыми кругами русского общества.

Биология и медицина

Крупных успехов во второй половине XIX столетия добилась биологическая наука и медицина.

  • И. И. Мечникова,
  • К. А. Тимирязева,
  • И. П. Павлова и многих других русских ученых,

деятельность которых развернулась в полном объеме несколько позднее - уже в XX столетии.

Философия, политэкономия, юриспруденция, Общественные история, литературоведение были особенно тесно науки связаны с революционным движением, с общественной мыслью, частью которой они сами являлись. Определяющее значение в их развитии имели выдающиеся мыслители и общественные деятели, участники и вожди революционного движения в России,- А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев.

В исторической науке глубокий след оставили крупнейшие русские историки - Сергей Михайлович Соловьев и Василий Осипович Ключевский, труды которых были вершиной развития буржуазной исторической науки.

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Наиболее яркими авторами этого периода были: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г Чернышевский, И.С. Тургенев и другие.

Живопись

Музыка

Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании.

В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.

Образование во второй половине 19 века

С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.

Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.

Среднее образование предоставляли гимназии, в которых ученики изучали гуманитарные и естественные науки. К концу века были открыты несколько гимназий, которые ориентировались на преподавание физики и математики.

Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза. В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне.

В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в послреформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.

Наука во второй половине 19 века

В этот период пережила значительный подъем и русская наука. Молодое образованное поколение все больше привлекала научная деятельность. Выпускники университетов, которые показали хорошие результаты в образовательном процессе, получили возможность стажировки в европейских государствах.

В этот период российскими научными деятелями были сделаны технические открытия мирового масштаба: А. С. Поповым был изобретен первый в мире радиотелеграф, П. Н. Яблочковым и А. Н Лодыгиным была создана первая лампа накалывания.

Конец 19 века вошел в российскую историю как золотой век химии. Русскими учеными была разработана теория химического строения веществ, которая используется и в настоящее время. В начале 70-х годов, сделал свои знаменитые открытия Д.И. Менделеев. Его периодическая таблица химических элементов стала основой дальнейшего изучения науки. Книги, написанные ученым еще при его жизни, перевелись почти на все языки мира.

В это время творили выдающиеся биологи И.И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. В конце 19 века произошло становление исторической науки в Российской Империи. Научные деятели впервые начинают подвергать критике труды своих предшественников и создавать новый взгляд на события, происходящие в мире с древних времен.

Знаменитыми русскими историками были С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский - все они получили известность и признание не только в России, но и далеко за ее границами. Главным достижением научной и образовательной деятельности в Российской Империи было признание нашего государства в 1890 году колыбелью мировой науки.

Русские ученые и изобретатели второй половины $XIX$ в. сделали весомый вклад в мировой научно-технический прогресс. Наука сосредоточивалась в университетах. Здесь возникли научные школы, работы некоторых профессоров получили мировое признание.

При университетах существовали русские научные общества:

  • математическое общество;
  • физико-химическое общество;
  • техническое общество;
  • историческое общество.

Особенно заметным был прогресс в естественных науках – математике, физике, химии, биологии. В математике стала известной петербургская школа во главе с профессором Пафнутием Чебышевым (1821–1894), который исследовал проблемы теории и теории вероятностей. Из его школы вышло много талантливых математиков, среди них Александр Ляпунов (1857–1918), Софья Ковалевская (1850–1891), которая получила образование в Германии и стала первой женщиной членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Петр Семенов-Тян-Шанский (1827–1914) совершил немало путешествий по горам Средней Азии, на Тянь-Шань. Он возглавил Русское географическое общество. Под его руководством выходили статистические и географические издания о России.

Готовые работы на аналогичную тему

Дмитрий Менделеев (1834–1907) открыл в 1869 году закон, по которому химические и физические свойства элементов зависят от их атомного веса. Менделеев написал более 500 научных работ по различным направлениям науки – химии, физики, гидродинамики, метрологии, экономики, народному образованию. Его избрали своим почетным членом почти все крупные научные университеты Европы и Америки.

Одним из основателей сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и иммунологии был профессор Одесского университета Илья Мечников (1845–1916). Он организовал первую в России бактериологическую станцию, с 1888 г. За исследования проблем иммунологии и инфекционных заболеваний 1908 И. Мечников получил Нобелевскую премию.

Сергей Боткин (1832–1889) написал многочисленные труды из клиники и патогенеза заболеваний сердечно-сосудистой системы, инфекционных болезней, анемии. Он основал клинико-экспериментальные лаборатории, где впервые в России было проведено исследование по фармакологии и экспериментальной терапии. Много лет он возглавлял Общество русских врачей, был членом 43 российских и зарубежных учреждений, учредителем ряда специальных медицинских изданий.

Исследования русской истории и словесности

Развитию русской философской мысли второй половины $XIX$ в. способствовали Владимира Соловьева (1853–1900). Наряду с интенсивной научной деятельностью в области философии, В. Соловьев выступал и как публицист в полемике с различными идейными направлениями тогдашней русской мысли. В. Соловьев заложил традицию русской метафизики всеединства.

Читайте также: