Каковы фундаментальные потребности человека кратко

Обновлено: 03.07.2024

Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания, способности самого человека. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей.

В 1943 году американский психолог Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей. Он классифицировал их по иерархической системе – от физиологических потребностей (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды (Рис. 3.1). Физиологические потребности – фундамент жизнедеятельности человека – основание пирамиды.

Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу (1943г.)

Для медсестры данная классификация важна, поскольку у пациента могут быть неудовлетворёнными одна или несколько потребностей любого уровня, реализация которых должна войти в план ухода. Приоритет физиологических потребностей связан с поддержанием жизни человека.


Характеристика потребностей

Физиологические потребности

Данные потребности – фундаментальные. При уходе и наблюдении за пациентом помощь в удовлетворении данных потребностей приоритетна, т.к. связана с поддержанием жизни пациента.

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес­се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз­нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на­пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про­является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по­ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи­зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри­ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же­лание удовлетворить эти потребности.

Иметь — проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи­вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под­держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара­батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ­ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под­сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще­ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос­питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби­мым, желанным.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра­хама Маслоу. В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова­ния побудительных мотивов поведения человека и разра­ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис­теме — от физиологических (низший уровень) до потреб­ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра­зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи­рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос­ти — основа жизнедеятельности.

Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз­раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо­собности самого человека.


Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень — физиологические потребности — обес­печивают выживание человека. Этот уровень абсолют­но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен­ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем­ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са­мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при­сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про­тяжении всей жизни.


Устройство личности человека




А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

Воспитать человека можно только в деятельности, да­вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю­дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от­сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав­ное — проявить свое влияние.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа­ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове­ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

- соблюдать здоровый образ жизни;

- жить в гармонии с социальным и культурным окру­жением, самим собой;

- повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се­мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо­гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз­ненных потребностей человека. Осознание этих потреб­ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб­ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре­делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас­ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг­рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд­ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас­лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи­тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до­статочное питание или полноценный сон, дефицит обще­ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен­тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

2) адекватное питье и питание;

3) физиологические отправления;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

10) труд и отдых.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

- достаточное потребление воздуха;

- достаточное потребление воды;

- достаточное потребление пищи;

- достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

- сохранение баланса между активностью и отдыхом;

- предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

- стимулирование желания соответствовать определен­ной социальной группе в соответствии с индивиду­альными способностями и ограничениями;

- время одиночества сбалансировано со временем в об­ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос­тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов­летворение людьми своих потребностей на разных жиз­ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

- анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

- функциональные физиологические изменения (одыш­ка, контрактура, паралич);

- изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно­стями и возможностями по удовлетворению своих потреб­ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе­ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож­ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес­се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз­нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на­пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про­является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по­ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи­зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри­ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же­лание удовлетворить эти потребности.

Иметь — проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи­вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под­держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара­батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ­ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под­сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще­ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос­питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби­мым, желанным.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра­хама Маслоу. В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова­ния побудительных мотивов поведения человека и разра­ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис­теме — от физиологических (низший уровень) до потреб­ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра­зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи­рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос­ти — основа жизнедеятельности.

Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз­раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо­собности самого человека.


Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень — физиологические потребности — обес­печивают выживание человека. Этот уровень абсолют­но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен­ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем­ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са­мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при­сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про­тяжении всей жизни.


Устройство личности человека

А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

Воспитать человека можно только в деятельности, да­вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю­дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от­сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав­ное — проявить свое влияние.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа­ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове­ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

- соблюдать здоровый образ жизни;

- жить в гармонии с социальным и культурным окру­жением, самим собой;

- повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се­мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо­гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз­ненных потребностей человека. Осознание этих потреб­ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб­ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре­делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас­ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг­рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд­ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас­лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи­тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до­статочное питание или полноценный сон, дефицит обще­ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен­тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

2) адекватное питье и питание;

3) физиологические отправления;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

10) труд и отдых.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

- достаточное потребление воздуха;

- достаточное потребление воды;

- достаточное потребление пищи;

- достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

- сохранение баланса между активностью и отдыхом;

- предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

- стимулирование желания соответствовать определен­ной социальной группе в соответствии с индивиду­альными способностями и ограничениями;

- время одиночества сбалансировано со временем в об­ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос­тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов­летворение людьми своих потребностей на разных жиз­ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

- анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

- функциональные физиологические изменения (одыш­ка, контрактура, паралич);

- изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно­стями и возможностями по удовлетворению своих потреб­ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе­ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож­ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

Человеческий род не смог бы выжить без пищи, тепла, воздуха. Для нормального функционирования мы постоянно в чем-либо нуждаемся, нам что-то требуется. Получения желаемого доставляет удовольствие, приводит к ощущению радости жизни.

Потребности человека

Что такое потребности

Потребность – это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

  • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность - это желаемое, благо.
  • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое - расслабляемся.
  • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.

Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.

Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека. Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации - длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации - переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Какие потребности есть у человека

Человек - один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

Физиологические Экзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Физиологические

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен - все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование). Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.

Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

Альтруистические устремления. Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Виды

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

  • Г. Мюррей - достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон - новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм - значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей - естественные и культурные.
  • В зависимости от сферы приложения - коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость - биологические, материальные, духовные и социальные.
  • Коррелируя к их происхождению - эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Пирамида

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Теории ученых

Потребности являются одним из ключевых понятий в психологии, поскольку на них завязаны и мотивы поступков человека, и формирование образа жизни и наличие невротических переживаний. Теорий проблем потребностей в мире достаточное число.

Суммируя имеющиеся знания обозначим природу потребности, как ее понимали разные ученые:

  • Нуждаемость (Рубинштейн С.Л.).
  • Вынужденная необходимость (Василенко В.А.).
  • Орудие реализации нужды (Леонтьев В.А).
  • Отсутствие желаемого (Магун В.С.).
  • Нарушение стабильного состояния, статуса-кво (Оссовский В.Л.).

Изучением природы потребности мыслители занимались и до фундаментальной науки. Так, индийские йоги первыми обозначили наличие у человека семи чакр, каждая из которых отвечает за удовлетворение конкретной потребности. Философы Демокрит и Платон считали нужды людей основным двигателем прогресса, позволившим сформировать привычку к труду и внятную речь.

Платон первым разделил потребности на низшие (физиологические) и высшие (духовные), полагая, что последние должны усмирять первые. Ученый полагал, что возникновение государственности обусловлено необходимостью организации людей для разделения труда с целью наилучшего удовлетворения потребностей.

В России проблемами возникновения и реализации благ занимались М. Ломоносов и Н. Чернышевский, который обосновал взаимосвязь между познавательной деятельностью человека и его потребностями.

Но как отдельная тема в науке проблема потребностей обозначилась в начале 20 века. Фундаментальную системную работу впервые провел А. Маслоу, американский ученый, который и придумал пирамиду потребностей.

В его теории:

Мы от животных отличаемся умом,

Но вот инстинкты в нас порой сильнее.

И коль собаки ты последней голоднее

Иль секса долго не имеешь,

То вряд ли сможешь думать о другом,

О более возвышенном, святом.

Как зверь на всех бросаться будешь,

О принципах морали позабудешь.

В грехи тягчайшие готов впадать,

Чтоб только плоти потакать.

Теория Маслоу является основополагающей, но в то же время ее отдельные постулаты подвергаются сомнению. К примеру, как объяснить подвиги солдат во время войны? Голодные и холодные, они шли в бой ради великой духовной цели – победы. Большинство ученых сходились в мнении о том, что потребность является единственным мотиватором для активной деятельности и движет общество вперед.

Пирамида Маслоу

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей - он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья - детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность - сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Человек Да Винчи

Что такое потребности?

Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

Потребности человека проявляются следующим образом:

Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

Классификация потребностей человека

В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.

1. Биологические потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:

  • вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
  • чистая вода для утоления жажды;
  • комфортные условия жизни;
  • безопасность и уверенность в своём будущем;
  • удовлетворение сексуальных потребностей.

2. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:

  • Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
  • Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
  • Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.

3. Духовные потребности

Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей. Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки. При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.

К духовным относятся такие потребности как:

  • Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
  • Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
  • Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.

Научные теории о потребностях человека

Теория Абрахама Маслоу

Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:

Пирамида Маслоу

1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.

2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.

3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.

5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.

Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.

Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).

Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:

В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.

Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.

Теория ERG Альдерфера

Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):

  1. Existence (существование, жизнь).
  2. Relatedness (отношения, общение).
  3. Growth (личностный рост, развитие).

Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).

Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).

Теория Фромма

Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:

  1. Межличностные связи (любовь, дружба).
  2. Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
  3. Ощущение прочных и глубоких корней (стабильность).
  4. Поиск идеала и уподобление ему (самосовершенствование).
  5. Познание мира (духовное совершенствование).

Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда

Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:

  1. Причастность. Данная потребность возникает у детей, которые занимались коллективной деятельностью, играли в командные игры. В результате и во взрослом возрасте они чувствуют необходимость быть частью группы, участвовать в общественно значимом проекте или движении.
  2. Власть. Если в детстве так или иначе поощряется контроль над другими детьми, во взрослом возрасте такой человек нуждается в ощущении власти. Также данная потребность может формироваться под влиянием семейной атмосферы.
  3. Успех. Если ребёнка приучают быть самостоятельным, добиваться чего-то, получать призы и грамоты, во взрослом возрасте он также будет нуждаться в успехе.

Заключение

Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании. Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей. Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.

Потребности по Маслоу – это известнейшая теория мотивации, о которой слышали, наверное, все. Знаменитая пирамида, где нужды идут в иерархическом порядке, стала основой для практического применения в различных сферах и для построения новых теорий. Но актуальна ли она сейчас, или же место данной теории только в учебниках?

Несмотря на то, что ряд положений теории Маслоу подвергается критике, все же подход можно использовать как в бизнесе, так и в целях карьеры или саморазвития. В нашей статье мы расскажем, как на практике применить выводы Маслоу, а также разберем его концепцию в целом, ее сильные и слабые стороны.

Суть концепции потребностей по Маслоу

В чем же заключается теория потребностей Маслоу? В середине прошлого века американский психолог Абрахам Маслоу изложил свою теорию потребностей. Впервые упомянутая в 1943 и более подробно изложенная в 1954, теория психолога является классификацией человеческих потребностей.

Суть концепции потребностей по Маслоу

Суть концепции потребностей по Маслоу

  1. Физиологические потребности по Маслоу — это нужда в пище, воде, тепле, и других подобных ресурсах.
  2. Потребность в безопасности. Избавившись от недостатка пищи, человек нуждается в стабильности и комфорте своего жилья.
  3. Социальные потребности по Маслоу – нужда в контакте с окружающими людьми, будь то общение, любовь к другому и желание быть любимым, привязанность. На этом уровне проявляется социальная природа человека.
  4. Престижные потребности. Это, фактически, потребность в уважении и признании со стороны других. Человек стремится к достижению определенных целей и нуждается в оценке своих стараний.
  5. Духовные потребности: в познании окружающего мира и себя. Самопознание перекликается с самовыражением и самореализацией.

Через несколько лет Маслоу дополнил свою теорию, добавив в иерархическое деление потребностей человека несколько иных. Новая пирамида потребностей Маслоу теперь состояла еще и из познавательных потребностей, предполагающих, что человек стремится к познанию, открытию и исследованию, а также эстетических потребностей, связанных с красотой и искусством.

Принципы Маслоу, характеризующие природу человека

В своих теориях Маслоу изложил свое понимание того, как функционируют механизмы поведения человека. Маслоу исследовал мотивацию, и выдвинул мнение, что она свойственна человеку в любом состоянии, она может меняться, но оставаться двигателем деятельности человека.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Так, изучая мотивацию, Маслоу выдвинул основные принципы:

  • Человек не может полностью удовлетворить свои потребности.
  • Неудовлетворенная нужда мотивирует человека к действию, или удовлетворению этой потребности,
  • Из этого следует, что мотиватором являются не сами потребности, а уровень их удовлетворения.
  • Потребности людей можно разделить на несколько уровней в рамках иерархии.
  • Потребности нового уровня беспокоят человека лишь после удовлетворения потребностей текущего.
  • Базовые, или биологические нужды заложены в человеке изначально, что раскрывает их название.
  • Высшие потребности – духовные, эстетические и потребность в самореализации – не одинаковые для всех людей. На них влияет личность человека, то как, она формировалась, и условия, в которых он находится.

Высшие потребности человека

Из изложенной выше иерархии потребностей Маслоу следует, что высшие потребности коррелирует с такой стороной человека, как его личность и разум. Они связаны с культурой и представляют из себя, как уже было сказано, потребности в познании мира и своей личности, развитии этой личности и самореализации. По данным самого Маслоу, процент людей, действительно удовлетворяющих высшую потребность – в самореализации – составляет всего 1-2 %.

Самореализация: как достичь жизненных целей

В ходе изучения мотивации и потребностей человека, психолог отдельно исследовал людей, работающих над удовлетворением высших потребностей. Он охарактеризовал их образ и описал 15 их качеств:

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Читайте также: