Крестоцеловальная грамота это кратко

Обновлено: 05.07.2024

  • Крестоцеловальная запись — документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста.

Древнейшая крестоцеловальная запись была дана князем Даниилом Холмским великому князю Ивану Васильевичу.

Связанные понятия

Избрание царя на Руси как правило производилось Земским собором после кончины предыдущего монарха и проводилось для утверждения кандидатуры наследника даже в случае, когда линия преемственности была очевидной.

Государь всея Руси (первоначально господарь всея Руси) — титул московских великих князей и российских царей.

Протасий (? — после 1332 года) — боярин, московский тысяцкий, один из ближайших сподвижников Ивана I Калиты.

Божиею милостью (Б. М., лат. Dei gratia) — это политическая и религиозная доктрина королевской и политической легитимности.

Великий князь — титул правителя в ряде государств, стоящий по рангу ниже царя или короля, но выше князя. Приблизительно соответствует западноевропейскому титулу великий герцог.

Опри́чнина — в Русском государстве, 1565—1572 годах, личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом, доходы с которой поступали в государственную казну.

Казнь через сожжение — применялась в России в XIII — первой половине XVIII века для преступников, осуждённых главным образом за ересь и колдовство.

Цесаре́вич (полностью Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь) — титул престолонаследника в Российской империи с 1797 года.

Боя́рская ду́ма — высший совет Русского царства, состоявший из представителей феодальной аристократии.

Византийский император находился на вершине пирамиды государственного аппарата и общества Византийской империи, выступая в качестве последней инстанции в практически любом вопросе. Идеологическое обоснование его власти восходит ко временам Римской империи, дополнившись христианскими и эллинистическими концепциями. Источником власти императора являлась божественная воля, выраженная в аккламации армии, сената и народа. В условиях отсутствия правовой определённости основанием для занятия престола часто.

Титульное имя — полное официальное именование представителей знати. Обязательно включало в себя титул (иногда не один), также могло включать в себя один или несколько возвеличивающих эпитетов.

Милостивые и всемилостивейшие манифесты — законодательные акты Российской империи, которыми в торжественной форме и по поводу каких-либо знаменательных событий (коронование, бракосочетание императора и т. п.) даровались народу милости; особый вид высочайших манифестов.

Духовная грамота (Духовная, Духовная память, Завещание, Изустная запись, Изустная память) — юридический документ, Грамота, имевшая употребление в России с 1287 год по XVIII век, в которой содержались распоряжения и указания родственникам и близким человека на случай его смерти.

Ме́стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено при совещании служилых людей по отечеству наподобие Земского Собора 12 января 1682 года.

Цилиндр Кира — глиняный цилиндр, на котором Кир Великий повелел выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также перечисление предков. Артефакт был обнаружен при раскопках Вавилона в 1879 году и поступил в Британский музей.

Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб.

Служилые князья, служебные князья, подручники — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины.

Дворский — более древнее наименование дворецкого. Управляющий княжеским хозяйством, ведал также сбором налогов и исполнением судебных приговоров на Руси до начала XVI в.

Иудея под персидским владычеством — история Палестины от возвращения евреев из вавилонского плена (538 до н. э.) до захвата страны Александром Македонским (332 до н. э.).

Венча́ние на ца́рство, или Свяще́нное коронова́ние — церемония коронации русских царей по церковному обряду. Впервые было совершено при московском великом князе Иване III над его внуком Дмитрием Ивановичем 4 февраля 1498 года. Церемония включала в себя обряд помазания на царство.

Автокефалия Русской церкви — обретение Русской Церковью с центром в Москве самостоятельности и независимости от Константинопольского патриархата с правом самостоятельного избрания предстоятеля Русской Церкви собором епископов. Фактическим началом автокефалии Русской Церкви принято считать избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси на поместном соборе 1448 года. Причиной, которая привела к самостоятельному избранию митрополита в Москве, стала уния, подписанная в 1439 году.

Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.

Ряд (др.-рус. рядъ, реже ряда и др. производные термины, см. ниже) — в Древней и Удельной Руси договор, соглашение. Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением (вечем и местной знатью) и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование.

Боя́рин (ж. р. боя́рыня, мн. ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, до 1864 года в Румынии.

Тавади (груз. თავადი от слова тави — голова) — титул в феодальной Грузии. В дворянской иерархии Грузии тавади стояли выше дворян — азнаури, но ниже эристави (крупных феодалов) и полунезависимых владетелей — мтавари (груз., букв. главный). Титул соответствовал мусульманским бекам Закавказья и армянским меликам. После вхождения Грузии в состав Российской империи, и тавади и эристави и мтавари были приравнены к князьям.

Император Всероссийский, Императрица Всероссийская (рус. дореф. Императоръ Всероссійскій, Императрица Всероссійская) — титул монарха Российской империи с 1721 по 1917 год.

Всемилостивейшая жалованная грамота — один из ранних конституционных проектов в истории России: высочайший манифест, который предполагалось обнародовать по случаю коронации Александра I. Авторы проекта — граф А. Р. Воронцов и А. Н. Радищев.

Исто́рия старообря́дчества — история совокупности религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Забожничье — термин в новгородской летописи, по-видимому, название одного из видов княжеской дани в Новгородской земле.

Страстоте́рпец — так называют в Православной Церкви вообще всех христианских мучеников, которые претерпели страдания (страсть, греч. πάθος, πάθημα, лат. passio) во имя Иисуса Христа. Но преимущественно же это наименование относится к лицам, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев — в силу их злобы, корыстолюбия, коварства, сговора. Соответственно, в данном случае подчёркивается особый характер.

Пома́зание на ца́рство — в православии, католицизме и англиканстве обряд, в котором вступающий на трон монарх (император, царь, король) помазывается миром или елеем с целью преподания ему даров Святого Духа, нужных для управления страной. Помазание обычно включалось в состав сложного богослужебного чина коронации. Помазание на царство не входит в число семи церковных таинств, и его следует отличать от таинства миропомазания.

Крестоцелова́льная за́пись - документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста.

Древнейшая крестоцеловальная запись, датируемая 1474 г., была дана князем Даниилом Холмским великому князю Ивану Васильевичу.

Ссылки

  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить для статьи более точные категории.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Крестоцеловальная запись" в других словарях:

Запись (значения) — Учётная запись Нотная запись Демо запись Двойная запись Запись MX Алфавитная запись Клятвенная запись Экспоненциальная запись Обратная польская запись Библиографическая запись Термоассистируемая магнитная запись Бинауральная запись Житейская… … Википедия

Иоанн IV Васильевич Грозный — — царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия . Иоанновича и второй супруги его Елены Васильевны, урожденной княжны Глинской, род. 25 августа 1530 г., вступил на великокняжеский престол 4 декабря 1533 г., венчан на… … Большая биографическая энциклопедия

Избрание царя — 20 февраля 1613 года. На паперти Благовещенского собора Московского Кремля келарь Троице Сергиевой лавры Авраамий Палицын зачитывает решение Земск … Википедия


Акт крестоцелования являлся значительным для древнерусской культуры и оттого не менее противоречивым. Мнения о клятвах на кресте неоднократно подвергались изменениям, а условия совершения акта — дискуссиям и пересмотрам. 1 Приносимые клятвы можно назвать одним из наиболее важных инструментов воздействия на сознание мирян (с чем, например, связывается их частое употребление в качестве орудия судебной власти) в период вплоть до XVIII века. 2 В этом контексте интересна крестоцеловальная запись Василия Шуйского, данная им при вступлении на престол в мае 1606 года и ставшая предметом обсуждения в исторической науке.

Целью работы является выяснение значения крестоцеловальной записи для политической обстановки начала XVII века. Для достижения цели был поставлен ряд вспомогательных задач. Первоочередной задачей является анализ информации, предоставленной такими историческими источниками, как крестоцеловальная запись Василия Шуйского, Пискаревский и Новый летописцы. Следующая задача посвящена анализу функций, которые несет в себе запись. Наконец, решение последней задачи подразумевает краткий анализ выделенной историографии, касающейся описываемых событий.

Источниковедческий анализ

В качестве основного источника будет рассмотрена крестоцеловальная запись Василия Шуйского, датированная 19 мая 1606 года. Запись включена в Пискаревский летописец, а также представлена в Собрании государственных грамот и договоров. Ее содержание будет подробно проанализировано далее. Для данной работы Пискарёвский летописец 1612-1615 гг. интересен тем, что содержит текст не только крестоцеловальной записи Василия Шуйского, но и записи, которая была разослана подданным. 3 Отметим, что если форма последней записи была традиционной (адресованной от подданного к господину), то запись, данная Василием, становится уникальным явлением культуры.

В качестве дополнительного источника будет использован Новый летописец — крупный памятник русского летописания XVI-XVII вв. Важность Нового летописца обоснована содержанием информации о событиях, которые сопутствовали крестоцелованию. Выделяют 3 редакции Нового летописца, возникновение которых причисляют к началу XVII в., что позволяет рассматривать источник в качестве претендующего на точность и достоверность. 4 Следует упомянуть, что Пискаревский и Новый летописцы имеют схожие эпизоды в повествовании, однако, по мнению исследователей, являются независимыми друг от друга источниками. 5

Важно отметить информацию, приводимую летописцами, о событиях, связанных с актом крестоцелования. Пискаревский и Новый летописцы дают разную трактовку процедуры выбора Василия: Пискаревский летописец содержит информацию о масштабных народных выборах между Федором Мстиславским и Василием Шуйским, в то время как Новый летописец рисует события быстротечными, а выбор — принятым узким кругом людей. Автор Нового летописца акцентирует внимание читателя на новизне происходящего события. 6

Анализ текста крестоцеловальной записи

Для установления значимости крестоцеловальной записи как для политической ситуации, так и для жизни общества необходимо провести анализ ее содержания.

Для удобства запись была разделена мною на три части: вводная часть или преамбула документа; основная часть, дающая информацию о конкретных действиях государя; краткое резюме.

Вторая часть включает пункт о защите членов семей обвиняемых, которые не должны пострадать в ходе судебного процесса, если они не причастны. В третьей части представлена информация о необходимости проведения последовательного расследования преступлений во избежание ложных доносов и приговоров.

Анализ избранной историографии

Кроме того, можно предположить, что появление крестоцеловальной записи является реакцией на обновление политических механизмов в начале XVII века. Василий Шуйский ищет обоснование правомерности нахождения на троне не только в опоре на традицию (как представитель прежней династии), но и в всенародном избрании.

Заключение

Библиография

Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. Москва: в типографии Н.С. Всеволожскаго, 1813-1894. Ч. 2. Служащая дополнением к первой. – в типографии Селивановскаго, 1819.

Полное собрание русских летописей. С.-Петербург: Типография М.А. Александрова, 1910. Т. 14.

Антонов Д.И. Клятва и крест: проблема судебной присяги в древнерусской правовой культуре XVI-XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 1, 2009.

Вовина-Лебедева В.Г. Новый летописец: история текста. Спб.: Дмитрий Буланин, 2004.

Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти т. Т. 3. Курс русской истории. Ч. 3 / Под ред. В.Л. Янина; Послесл. И коммент. Сост. В.А. Александров, В.Г. Зимина. М.: Мысль, 1988.

Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности / В.Б. Кобрин // История Отечества: люди, идеи, решения: очерки истории России IX- начала XX в. / сост. С.В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991.

Козляков В.Н. Василий Шуйский / Вячеслав Козляков. М.: Молодая гвардия, 2007.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время / Отв. Ред. Я. Н. Щапов, ст. Е. В. Чистяковой. 5-е изд. М.: Памятники исторической мысли, 1994.

Сноски

1 Антонов Д.И. Клятва и крест: проблема судебной присяги в древнерусской правовой культуре XVI–XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 1. С. 42-45.

Клятва, данная при целовании креста, является одним из важнейших актов в древнерусском обществе, а потому каждая подобная клятва является объектом споров и обсуждений. Сама по себе процедура принесения клятвы на кресте менялась по мере развития истории Руси, а потому в различные эпохи этот процесс происходил по-разному.

Крестоцеловальная запись Василия Шуйского

Государством использовался этот акт, чтобы повысить собственную легитимность в глазах поданных, показывая, что в руках государя не только светская, но и духовная власть. Такая традиция сохранялась вплоть до 18 века. Одним из самых известных и спорных подобных актов является крестоцеловальная запись Шуйского, появившаяся в мае 1606 года, когда он был провозглашён русским царём.

Эта запись представляет собой документ, в котором содержатся принципы и обещания, согласно которым Василий Шуйский обещал руководить государством. Документ назван так, поскольку при его составлении царь поцеловал крест, на котором он клялся, что будет соблюдать каждый пункт записи. Как только это произошло, запись была разослана по всем уголкам Русского царства.

По своей структуре документ состоял из двух частей:

  • В первой Василий Шуйский обосновывал свои права на царский трон;
  • Во второй приводились его обещания и клятвы.

Василий Шуйский крестоцеловальная клятва

Так, значение крестоцеловальной записи Василия Шуйского велико, ведь она остаётся важным историческим источником, поскольку этот документ стал одной из первых попыток ограничить власть царя.

Интересно: Крестоцеловальные надписи приносили не только государственные деятели, но также служивые люди и казаки. Как правило, в ней человек клялся в верности правящему царю, сопровождая это целованием креста и перечнем обещаний и обязанностей перед государством.

Содержание крестоцеловальной записи

Чтобы в полной мере оценить значение и вклад крестоцеловальной записи в отечественной историографии, посвящённой обществу России XVII века, необходимо проанализировать её содержание.

Начинается документ с вводной части, в которой даётся краткая информация о конкретных достижениях царя. То есть, автор текста даёт представление читателям о том, кем является Василий Шуйский. В том числе там упоминается его родословная, доказывающая, что он является потомком Рюриковичей, а именно Суздальской ветви династии. Стоит отметить, что в документе упоминается образ Александра Невского, подчёркивая, что он является предком самого царя.

Крестоцеловальная грамота Василия Шуйского

Основная часть текста касается обещаний, данных царём своим поданным. Так, он обязуется защищать родственников и близких людей обвиняемых на суде. Таким образом, если член семьи обвиняемого не имеет причастности к судебному процессу, то он не должен никак к этому привлекаться. Также упоминается, что каждое расследование должно проводиться последовательно и тщательно, чтобы избежать наговоров, клеветы, ложных доносов и соответственно несправедливых приговоров. Особого внимания заслуживает пункт, согласно которому царский суд должен проводиться с боярами.

В конце документа упоминаются те, для кого эта клятва предназначена, а именно православные христиане. Кроме того, он содержит краткое описание предыдущих пунктов: справедливый и праведный суд, не допущение опалы, и защита невинных от судебного произвола. Здесь необходимо отметить, что именно в этой части текста отсутствуют упоминания о боярах, что позволяет сделать вывод, что упоминание боярства в начале документа могло быть лишь формальностью, дающей ложное представление о каком-либо авторитете боярских родов в государственных делах.

Споры о крестоцеловальной записи

До сих пор среди историков продолжаются споры о том, является ли этот документ ограничителем царской власти, или же наоборот, он закреплял самодержавие Василия Шуйского. Первая точка зрения ярче всего представлена историком Ключевским. В своих работах он излагает теорию, согласно которой при венчании на царство Шуйский должен был пойти на сотрудничество с Земским собором, а потому во многом от них зависел. Среди боярских кланов росло недоверие к царской власти, и устранить это он мог, только согласившись на ограничение собственной власти. Таким образом, можно предположить, что запись служила именно этой цели.

Другая точка зрения представлена исследованиями историка Сергея Платонова, высказавшего предположение, что документ отнюдь не является способом ограничения власти государя, а скорее наоборот, он подтверждал права Шуйского на полную власть на царском престоле. Согласно этой трактовке Василий Шуйский дал крестоцеловальную клятву, чтобы создать в народе образ справедливого и честного царя.

Царь Василий Шуйский

Царь Василий Шуйский

Он должен быть благородным, но в то же время у него должна была быть вся полнота власти. Таким образом, крестоцеловальная запись является не сколько договором между боярами и Шуйским, сколько манифестом, в котором выражались интересы царя и его окружения. Но благодаря своему происхождению, Шуйский не только возвращал престол Рюриковичам, но ещё и успокоил опасения знати, заверив, что больше никакого произвола со стороны государства не будет.

Можно с уверенностью предположить, что сама по себе крестоцеловальная запись является одним из последствий изменившейся политической системы Русского царства в начале 17 века. Понимая, что его власть не может опираться на одни лишь традиции, он ищет легитимности и поддержки со стороны поданных, будучи избранным на всенародном собрании. Поэтому ему необходимо заверить, как знать, так и простых людей в том, что он будет хорошим и справедливым государем.

Таким образом, всего присутствуют две точки зрения историков на этот документ:

  1. Крестоцеловальная запись является договором между боярством и царём, где последний соглашается на ослабление своей власти ради их поддержки.
  2. Документ закрепляет личную власть царя, создавая образ самодержавного и честного монарха. Никакой речи об ограничениях полномочий царя не идёт.

Историческое значение

Царь Василий Шуйский

Царь Василий Шуйский

Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал перед тем, как взошёл на русский престол, оказалась важным явлением русской политической культуры. Она оказала огромное влияние на развитие российского государства, а также стала предметом споров, как среди очевидцев, так и среди современных историков. Она показывает, в каком положении тогда находилась фигура государя, что ему было необходимо для удержания власти, а также то, какие главные проблемы вставали перед русским обществом того времени.

Согласно одной точке зрения запись является доказательством ослабления царя, а с другой, она наоборот закрепляла его власть. Как бы то ни было, этот документ является важным литературным памятником той эпохи, показывая, что политический механизм за последнее столетие изменился, требуя от царя завоевать доверие подданных. Кроме того, нельзя не отметить, что в тексте важную роль играют доказательства легитимности Шуйского, что доказывает шаткость его положения, если у него была необходимость в подобном документе.

По мере развития российского государства отношение общества к этой записи менялась. Например, хоть обычные клятвы и обещания порицались в Библии, сама по себе клятва, данная на кресте, считалась богоугодной, если она была честной. Так, по мнению одних это было грехом, поскольку царь не сдержал эту клятву, в то время как другая часть населения благосклонно приняла эту запись. Само по себе целование креста доказывало серьёзность намерений царя в глазах подданных. Из этого можно сделать вывод, что документ всё же существенно помог Шуйскому закрепиться на царском престоле.

Интересно: Хоть в крестоцеловальной записи и содержатся обещания боярам и Земскому собору, эти клятвы так и не были соблюдены. После того, как была принесена клятва, начались гонения, и преследования на неугодных царю людей, в том числе и на знатнейших бояр. Есть точка зрения, согласно которой именно нарушение крестоцеловальной записи и стало причиной снижения легитимности Шуйского, а, следовательно, и его дальнейшего падения.

Последствия крестоцеловальной записи для русской истории и культуры:

Читайте также: