Каково значение транспорта веществ в организме 9 класс кратко
Обновлено: 05.07.2024
Организму для поддержания своей жизнедеятельности постоянно нужны приток питательных веществ, удаление образовавшихся отходов, а также кислород для дыхания. У одноклеточных организмов доставка и удаление веществ (их транспорт) осуществляется главным образом в результате движения цитоплазмы. У многоклеточных для выполнения этой функции в процессе эволюции сформировалась специализированная жидкостная система транспорта веществ — сосудистая система. По сосудам вещества перемещаются с жидкостями: кровью, тканевой жидкостью, лимфой — у животных и растительным соком — у растений.
Транспорт веществ — это процесс переноса необходимых веществ по организму к клеткам и внутрь клеток, а также удаление отработанных веществ.
Следует заметить, что у многих мелких беспозвоночных животных (например, у медуз, гидры, коралловых полипов, губок, коловраток и плоских червей) сосудистой системы нет. Строение их тела достаточно простое, и транспорт веществ внутри организма обеспечивается диффузией и теми потоками тканевых жидкостей, которые возникают при движении тела. У более сложных организмов транспорт веществ осуществляет главным образом кровеносная система.
Компоненты транспортной системы у животных
Сердце обеспечивает ток крови к жабрам или легким и к различным тканям.
Сосуды, несущие кровь от сердца к тканям тела, — артерии, а возвращающие кровь в сердце — вены; мелкие сосуды, соединяющие артерии и вены, — капилляры; сосуды, способствующие оттоку жидкости от тканей, — лимфатические сосуды. Артерии имеют более толстые стенки, у них больше, чем у вен, мышечных волокон и эластичных волокон соединительной ткани.
Капилляры — мельчайшие сосуды, имеющие диаметр (около 7 мкм у человека), достаточный лишь для прохождения одного эритроцита. Они могут сжиматься и пропускать очень малый ток крови, могут и вовсе закрываться. Капилляры располагаются между клетками большинства тканей тела. В тканях капилляры соединяют артериальные и венозные сосуды (через артериолы и венулы). Из капилляров кровь возвращается в сердце через вены.
Участок капиллярной сети в плавательной перепонке лапы лягушки: 1 — капилляр; 2 — артериола; 3 — венула; 4 — соединение между артериолами и венулами (анастомоз)
По сети капилляров — самых мелких сосудов — через их стенки осуществляется обмен с тканевой жидкостью, омывающей клетки организма. Мелкие молекулы и ионы свободно проходят сквозь стенки капилляров, поэтому здесь идет активная диффузия — из крови переходят наружу кислород и питательные вещества, а из тканей поступают двуокись углерода и конечные продукты обмена.
Капилляры — важнейшая часть сердечно-сосудистой системы, так как именно они обеспечивают обмен газами и питательными веществами между кровью и тканями. Остальные сосуды выполняют лишь транспортную функцию.
Лимфатическая транспортная система
По лимфатическим сосудам, не сообщаясь с артериями, тканевая жидкость может возвращаться в кровяное русло. Помимо сосудов, в лимфатической системе имеются узлы, встречающиеся в разных частях тела, но всегда расположенные по ходу лимфатических сосудов.
Сосудистая система — это транспортный путь, по которому питательные вещества доставляются во все части тела организма и удаляются продукты обмена. А непосредственную доставку и удаление веществ осуществляют тканевая жидкость, кровь и лимфа (у животных), растворы минеральных и органических веществ (у высших растений).
Тканевая жидкость содержится в межклетниках и околоклеточных пространствах тканей и органов позвоночных. Вместе с кровью и лимфой она составляет внутреннюю среду организма. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и в нее отдают продукты обмена. Объем этой жидкости в организме достаточно велик, например, у человека он составляет в среднем 26,5 % общей массы тела. Оттекая от органов в лимфатические сосуды, тканевая жидкость превращается в лимфу.
Постоянный перенос кислорода и углекислого газа — одна из важнейших функций крови.
Красный цвет крови придает белок — пигмент гемоглобин, содержащийся в эритроцитах (у позвоночных животных) или в гемолимфе (у большинства беспозвоночных). Гемоглобин содержит четыре атома железа, каждый из которых способен связывать молекулу кислорода. Кроме того, гемоглобин связывает значительное количество двуокиси углерода и переносит ее в легкие, откуда она удаляется с выдыхаемым воздухом.
У позвоночных животных и у человека циркулирующая кровь нигде не соприкасается с тканевой жидкостью и клетками, удаленными от сосудов, хотя плазма может свободно проникать через стенки сосуда. Такая кровеносная система называется замкнутой. У некоторых беспозвоночных животных (членистоногих, многих моллюсков и асцидий) кровеносная система является незамкнутой: у них из артерий кровь поступает в ткани и смешивается с тканевой жидкостью, а затем попадает в вены и сердце.
У некоторых организмов с незамкнутой кровеносной системой функцию крови выполняет гемолимфа, которая осуществляет транспорт O2, CO2, питательных веществ и продуктов выделения. Гемолимфа — обычно бесцветная или зеленоватая жидкость, циркулирующая в сосудах и межклеточных полостях тела. В гемолимфе содержатся различные клеточные элементы, а также дыхательные пигменты — гемоцианины и гемоглобины. Эти пигменты находятся в растворенном состоянии. Гемоцианин, как и гемоглобин, также осуществляет транспорт кислорода благодаря присутствию в своей в своей молекуле атома меди, но имеет более низкую кислородную емкость, чем гемоглобин.
Плазма — жидкая часть крови, содержащая растворенные минеральные и органические вещества — аминокислоты, белки, жиры, углеводы (глюкозу). По солевому составу она практически идентична тканевой жидкости. Специфические белки плазмы — это альбумины, глобулины и фибриноген. Основная функция альбуминов — удержание воды в плазме за счет осмоса. Глобулины определяют иммунные свойства организма, связывая чужеродные для него вещества. Фибриноген является важным фактором свертывания крови — защитной реакцией, предохраняющей организм от кровопотерь. Помимо фибриногена в этом процессе принимают участие и некоторые белки-глобулины.
Лимфа — бесцветная непрозрачная жидкость с увеличенным содержанием эмульгированного жира. По щелочной реакции (pH 7,4-9) и по составу солей лимфа очень близка к крови, но в ней меньше белков и свертывается она заметно медленнее крови. Основные функции лимфы — трофическая (перенос питательных веществ, преимущественно жиров) и защитная (в лимфу легко проникают яды и бактериальные токсины, нейтрализующиеся затем в лимфатических узлах).
Движение крови, происходящее благодаря координированной работе органов кровообращения — сердца и кровеносных сосудов, определяет ее транспортную функцию, обеспечивающую обмен веществами между организмом и внешней средой.
Ключевые слова: транспорт веществ, сердечно-сосудистая система, лимфатическая система
Сердечно-сосудистая система
Сердечно-сосудистая система образована системой кровообращения (кровеносной) и лимфатической системой. Кровеносная система — физиологическая система, состоящая из сердца и кровеносных сосудов, обеспечивающая замкнутый круговорот крови. Лимфатическая система состоит из сети капилляров, узлов и протоков, впадающих в венозную систему.
Основные функции сердечно-сосудистой системы:
- Транспорт веществ — транспортировка питательных веществ, газов, гормонов и продуктов метаболизма к клеткам и из клеток.
- Защита от вторгающихся микроорганизмов и чужеродных клеток.
- Регуляция температуры тела.
Эти функции непосредственно выполняются жидкостями, циркулирующими в системе, — кровью и лимфой.
Лимфатическая система
Лимфатическая система — совокупность сосудов, собирающих лимфу из тканей и органов и отводящих её в венозную систему.
Лимфа — бесцветная жидкость; образуется из тканевой жидкости, просочившейся в лимфатические капилляры и сосуды; содержит в 3-4 раза меньше белков, чем плазма крови; реакция лимфы щелочная. В ней присутствует фибриноген, поэтому она способна свертываться. В лимфе нет эритроцитов, в небольших количествах содержатся лейкоциты, проникающие из кровеносных капилляров в тканевую жидкость.
Из межклеточных пространств лимфа концентрируется в замкнутых окончаниях лимфатических капилляров. Из сетей лимфатических капилляров берут начало более крупные лимфатические сосуды, пронизывающие все ткани и органы. Их ход совпадает с ходом вен; подобно венам они снабжены клапанами, предотвращающими обратный ток лимфы. Лимфатические сосуды, сливаясь друг с другом, в конце концов, образуют два больших лимфатических протока, которые впадают в крупные вены шеи. Смешиваясь с венозной кровью, лимфа попадает в правое предсердие (так в вены возвращается жидкость, профильтровавшаяся через стенки кровеносных капилляров в окружающие их ткани). По ходу лимфатических сосудов располагаются бобовидные лимфатические узлы.
Обращение лимфы: ткани, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды с клапанами, лимфатические узлы, грудной и правый лимфатические протоки, крупные вены, кровь, ткани. Лимфа движется по сосудам благодаря ритмическим сокращениям стенок крупных лимфатических сосудов, наличию в них клапанов, сокращению скелетных мышц, присасывающему действию грудною протока при вдохе.
Функции лимфатической системы:
- Защитная (в лимфатических сосудах происходит размножение лимфоцитов и фагоцитирование болезнетворных организмов, а также вырабатываются антитела).
- Дополнительная система оттока жидкости от органов.
- Участвует в обмене веществ (всасывание продуктов расщепления жира).
Связь кровообращения и лимфообращения
Транспорт веществ в организме осуществляется двумя путями — дыханием и пищеварением:
Гуморальная регуляция присутствует у всех живых организмов — начиная от одноклеточных и заканчивая сложно устроенными млекопитающими.
У простейших (одноклеточных ) организмов с транспортом веществ все просто —
- дыхание осуществляется всей поверхностью тела,
- пищеварительная система — пищеварительные и выделительные вакуоли.
- Транспорт кислорода и питательных веществ, а так же продукты обменных процессов у более высокоорганизованных животных выполняет кровеносная и лимфатическая системы . Главный орган этой системы — сердце .
- Пищеварение — органы и системы органов.
- Кольчатые черви
- Моллюски
- Членистоногие
- Рыбы
- Амфибии
- Рептилии
- Птицы и млекопитающие
- замкнутая
- незамкнутая
- незамкнутая
- замкнутая
- замкнутая
- замкнутая
- замкнутая
- сердца нет
- сердце
- сердце
- двухкамерное
- трехкамерное
- 3-\4-х камерное
- четырехкамерное
- Кольчатые черви
- Моллюски
- Членистоногие
- Рыбы
- Амфибии
- Рептилии
- Птицы и млекопитающие
- поверхностью тела
- жабры\легкие
- жабры\легкие\трахеи
- жабры
- легкие
- легкие
- легкие
Жидкости организма
- У животных с незамкнутой системой кровообращения транспорт веществ осуществляет внутренняя жидкость организма — гемолимфа — вода, неорганические соли и органические вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.). Функции — те же, что и у крови.
- у развитых животных основа транспортной системы — основные жидкости — лимфа (лимфоциты + вода + белок), кровь — форменные элементы + жидкая часть и тканевая жидкость.
Значение транспорта веществ:
В организме человека с кровью транспортируются кислород и питательные вещества к клеткам тканей, чтобы образовалась энергия для жизнедеятельности . С другой стороны уносятся вредные и отработанные вещества (углекислый газ).
Кроме того, транспортируются гормоны к органам-мишеням, т.е. происходит гуморальная регуляция жизнедеятельностью организма .
Самыми удаленными от сердца являются капилляры — в них скорость движения крови и, соответственно, давление, меньше — ответ 1)
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Конспект урока биологии в 9 классе
Учебник: Биология.9 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций/ В.И.Сивоглазов, А.А. Каменский, Е.К.Касперская, О.С.Габриелян.- М.:Просвещение, 2019 .
Цель: создать условия для полного формирования представлений о транспорте веществ у растений и животных.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщать ранее полученные знания о транспорте веществ в организмах; характеризовать транспортные системы одноклеточных и многоклеточных организмов; описывать перемещение воды, минеральных и органических веществ у растений; сравнивать транспортные системы у животных.
Познавательные УУД : выделять существенную информацию из текста; ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно определять и формулировать познавательную цель урока; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в учебнике; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.
Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; самостоятельно организовать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; организовать выполнение заданий учителя; осуществлять самоконтроль, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД : воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы учителя; сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать; строить монологическую и диалогическую речь.
Личностные УУД: развивать самостоятельность в поиске решения различных задач урока; отработка навыков самостоятельности.
Тип урока: комбинированный.
Организационный момент
Мотивация и стимулирование деятельности.
- Посмотрите на слайд и подумайте, о чем пойдет речь на уроке?
4. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
Организует опрос по вопросам:
Как осуществляется транспорт веществ у растений и животных?
Какова роль транспорта веществ в организме?
Формулировка темы урока, определение цели урока.
Открытие новых знаний.
Организует работу с текстом п.15.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Работа с терминами: порошица, кровеносная система, ксилема, флоэма, трахеи.
Осуществляет фронтальный опрос об имеющихся знаниях о транспортных системах организмов:
Какие вещества переносит дыхательная система?
Какова роль кровеносной системы в организме?
Какую функцию выполняет лимфатическая система? ( если возникает сложность с материалом по лимфатической системе, учитель представляет информацию о ней на слайде презентации)
Закрепление знаний, включение новых знаний в систему знаний.
Непереваренные остатки у инфузории – туфельки удаляются через порошицу.
Органы дыхания насекомых представлены легочными мешками.
По ксилеме у растений передвигаются органические вещества, образующиеся в процессе фотосинтеза.
Пищеварительная система относится к основным транспортным системам животного организма.
Лимфатическая система имеет замкнутое строение.
Информация о ДЗ: п.15.
Итоги урока. Рефлексия
Выполняют задание учителя. Расшифровывают ребус из картинок. Высказывают свои предположения.
Отвечают на вопросы учителя
Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
Выполняют задание, осуществляют проверку правильности заполнения таблицы с одноклассниками и учителем
Читайте также: