Каково значение транспорта веществ в организме 9 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Организму для поддержания своей жизнедеятельности постоянно нужны приток питательных веществ, удаление образовавшихся отходов, а также кислород для дыхания. У одноклеточных организмов доставка и удаление веществ (их транспорт) осуществляется главным образом в результате движения цитоплазмы. У многоклеточных для выполнения этой функции в процессе эволюции сформировалась специализированная жидкостная система транспорта веществ — сосудистая система. По сосудам вещества перемещаются с жидкостями: кровью, тканевой жидкостью, лимфой — у животных и растительным соком — у растений.

Транспорт веществ — это процесс переноса необходимых веществ по организму к клеткам и внутрь клеток, а также удаление отработанных веществ.

Следует заметить, что у многих мелких беспозвоночных животных (например, у медуз, гидры, коралловых полипов, губок, коловраток и плоских червей) сосудистой системы нет. Строение их тела достаточно простое, и транспорт веществ внутри организма обеспечивается диффузией и теми потоками тканевых жидкостей, которые возникают при движении тела. У более сложных организмов транспорт веществ осуществляет главным образом кровеносная система.

Компоненты транспортной системы у животных

Сердце обеспечивает ток крови к жабрам или легким и к различным тканям.

Сосуды, несущие кровь от сердца к тканям тела, — артерии, а возвращающие кровь в сердце — вены; мелкие сосуды, соединяющие артерии и вены, — капилляры; сосуды, способствующие оттоку жидкости от тканей, — лимфатические сосуды. Артерии имеют более толстые стенки, у них больше, чем у вен, мышечных волокон и эластичных волокон соединительной ткани.

Капилляры — мельчайшие сосуды, имеющие диаметр (около 7 мкм у человека), достаточный лишь для прохождения одного эритроцита. Они могут сжиматься и пропускать очень малый ток крови, могут и вовсе закрываться. Капилляры располагаются между клетками большинства тканей тела. В тканях капилляры соединяют артериальные и венозные сосуды (через артериолы и венулы). Из капилляров кровь возвращается в сердце через вены.


Участок капиллярной сети в плавательной перепонке лапы лягушки: 1 — капилляр; 2 — артериола; 3 — венула; 4 — соединение между артериолами и венулами (анастомоз)

По сети капилляров — самых мелких сосудов — через их стенки осуществляется обмен с тканевой жидкостью, омывающей клетки организма. Мелкие молекулы и ионы свободно проходят сквозь стенки капилляров, поэтому здесь идет активная диффузия — из крови переходят наружу кислород и питательные вещества, а из тканей поступают двуокись углерода и конечные продукты обмена.

Капилляры — важнейшая часть сердечно-сосудистой системы, так как именно они обеспечивают обмен газами и питательными веществами между кровью и тканями. Остальные сосуды выполняют лишь транспортную функцию.

Лимфатическая транспортная система

По лимфатическим сосудам, не сообщаясь с артериями, тканевая жидкость может возвращаться в кровяное русло. Помимо сосудов, в лимфатической системе имеются узлы, встречающиеся в разных частях тела, но всегда расположенные по ходу лимфатических сосудов.

Сосудистая система — это транспортный путь, по которому питательные вещества доставляются во все части тела организма и удаляются продукты обмена. А непосредственную доставку и удаление веществ осуществляют тканевая жидкость, кровь и лимфа (у животных), растворы минеральных и органических веществ (у высших растений).

Тканевая жидкость содержится в межклетниках и околоклеточных пространствах тканей и органов позвоночных. Вместе с кровью и лимфой она составляет внутреннюю среду организма. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и в нее отдают продукты обмена. Объем этой жидкости в организме достаточно велик, например, у человека он составляет в среднем 26,5 % общей массы тела. Оттекая от органов в лимфатические сосуды, тканевая жидкость превращается в лимфу.

Постоянный перенос кислорода и углекислого газа — одна из важнейших функций крови.

Красный цвет крови придает белок — пигмент гемоглобин, содержащийся в эритроцитах (у позвоночных животных) или в гемолимфе (у большинства беспозвоночных). Гемоглобин содержит четыре атома железа, каждый из которых способен связывать молекулу кислорода. Кроме того, гемоглобин связывает значительное количество двуокиси углерода и переносит ее в легкие, откуда она удаляется с выдыхаемым воздухом.

У позвоночных животных и у человека циркулирующая кровь нигде не соприкасается с тканевой жидкостью и клетками, удаленными от сосудов, хотя плазма может свободно проникать через стенки сосуда. Такая кровеносная система называется замкнутой. У некоторых беспозвоночных животных (членистоногих, многих моллюсков и асцидий) кровеносная система является незамкнутой: у них из артерий кровь поступает в ткани и смешивается с тканевой жидкостью, а затем попадает в вены и сердце.

У некоторых организмов с незамкнутой кровеносной системой функцию крови выполняет гемолимфа, которая осуществляет транспорт O2, CO2, питательных веществ и продуктов выделения. Гемолимфа — обычно бесцветная или зеленоватая жидкость, циркулирующая в сосудах и межклеточных полостях тела. В гемолимфе содержатся различные клеточные элементы, а также дыхательные пигменты — гемоцианины и гемоглобины. Эти пигменты находятся в растворенном состоянии. Гемоцианин, как и гемоглобин, также осуществляет транспорт кислорода благодаря присутствию в своей в своей молекуле атома меди, но имеет более низкую кислородную емкость, чем гемоглобин.

Плазма — жидкая часть крови, содержащая растворенные минеральные и органические вещества — аминокислоты, белки, жиры, углеводы (глюкозу). По солевому составу она практически идентична тканевой жидкости. Специфические белки плазмы — это альбумины, глобулины и фибриноген. Основная функция альбуминов — удержание воды в плазме за счет осмоса. Глобулины определяют иммунные свойства организма, связывая чужеродные для него вещества. Фибриноген является важным фактором свертывания крови — защитной реакцией, предохраняющей организм от кровопотерь. Помимо фибриногена в этом процессе принимают участие и некоторые белки-глобулины.

Лимфа — бесцветная непрозрачная жидкость с увеличенным содержанием эмульгированного жира. По щелочной реакции (pH 7,4-9) и по составу солей лимфа очень близка к крови, но в ней меньше белков и свертывается она заметно медленнее крови. Основные функции лимфы — трофическая (перенос питательных веществ, преимущественно жиров) и защитная (в лимфу легко проникают яды и бактериальные токсины, нейтрализующиеся затем в лимфатических узлах).

Движение крови, происходящее благодаря координированной работе органов кровообращения — сердца и кровеносных сосудов, определяет ее транспортную функцию, обеспечивающую обмен веществами между организмом и внешней средой.

Ключевые слова: транспорт веществ, сердечно-сосудистая система, лимфатическая система

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система образована системой кровообращения (кровеносной) и лимфатической системой. Кровеносная система — физиологическая система, состоящая из сердца и кровеносных сосудов, обеспечивающая замкнутый круговорот крови. Лимфатическая система состоит из сети капилляров, узлов и протоков, впадающих в венозную систему.

Основные функции сердечно-сосудистой системы:

  1. Транспорт веществ — транспортировка питательных веществ, газов, гормонов и продуктов метаболизма к клеткам и из клеток.
  2. Защита от вторгающихся микроорганизмов и чужеродных клеток.
  3. Регуляция температуры тела.

Эти функции непосредственно выполняются жидкостями, циркулирующими в системе, — кровью и лимфой.

Лимфатическая система

Лимфатическая система — совокупность сосудов, собирающих лимфу из тканей и органов и отводящих её в венозную систему.

Лимфа — бесцветная жидкость; образуется из тканевой жидкости, просочившейся в лимфатические капилляры и сосуды; содержит в 3-4 раза меньше белков, чем плазма крови; реакция лимфы щелочная. В ней присутствует фибриноген, поэтому она способна свертываться. В лимфе нет эритроцитов, в небольших количествах содержатся лейкоциты, проникающие из кровеносных капилляров в тканевую жидкость.

Из межклеточных пространств лимфа концентрируется в замкнутых окончаниях лимфатических капилляров. Из сетей лимфатических капилляров берут начало более крупные лимфатические сосуды, пронизывающие все ткани и органы. Их ход совпадает с ходом вен; подобно венам они снабжены клапанами, предотвращающими обратный ток лимфы. Лимфатические сосуды, сливаясь друг с другом, в конце концов, образуют два больших лимфатических протока, которые впадают в крупные вены шеи. Смешиваясь с венозной кровью, лимфа попадает в правое предсердие (так в вены возвращается жидкость, профильтровавшаяся через стенки кровеносных капилляров в окружающие их ткани). По ходу лимфатических сосудов располагаются бобовидные лимфатические узлы.

лимфатическая система

Обращение лимфы: ткани, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды с клапанами, лимфатические узлы, грудной и правый лимфатические протоки, крупные вены, кровь, ткани. Лимфа движется по сосудам благодаря ритмическим сокращениям стенок крупных лимфатических сосудов, наличию в них клапанов, сокращению скелетных мышц, присасывающему действию грудною протока при вдохе.

Функции лимфатической системы:

  1. Защитная (в лимфатических сосудах происходит размножение лимфоцитов и фагоцитирование болезнетворных организмов, а также вырабатываются антитела).
  2. Дополнительная система оттока жидкости от органов.
  3. Участвует в обмене веществ (всасывание продуктов расщепления жира).

Связь кровообращения и лимфообращения

Транспорт веществ в организме осуществляется двумя путями — дыханием и пищеварением:

транспорт веществ в живых организмах

Гуморальная регуляция присутствует у всех живых организмов — начиная от одноклеточных и заканчивая сложно устроенными млекопитающими.

У простейших (одноклеточных ) организмов с транспортом веществ все просто —

  • дыхание осуществляется всей поверхностью тела,
  • пищеварительная система — пищеварительные и выделительные вакуоли.
  • Транспорт кислорода и питательных веществ, а так же продукты обменных процессов у более высокоорганизованных животных выполняет кровеносная и лимфатическая системы . Главный орган этой системы — сердце .
  • Пищеварение — органы и системы органов.
  • Кольчатые черви
  • Моллюски
  • Членистоногие
  • Рыбы
  • Амфибии
  • Рептилии
  • Птицы и млекопитающие
  • замкнутая
  • незамкнутая
  • незамкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • замкнутая
  • сердца нет
  • сердце
  • сердце
  • двухкамерное
  • трехкамерное
  • 3-\4-х камерное
  • четырехкамерное
  • Кольчатые черви
  • Моллюски
  • Членистоногие
  • Рыбы
  • Амфибии
  • Рептилии
  • Птицы и млекопитающие
  • поверхностью тела
  • жабры\легкие
  • жабры\легкие\трахеи
  • жабры
  • легкие
  • легкие
  • легкие

Жидкости организма

  • У животных с незамкнутой системой кровообращения транспорт веществ осуществляет внутренняя жидкость организма — гемолимфа — вода, неорганические соли и органические вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.). Функции — те же, что и у крови.
  • у развитых животных основа транспортной системы — основные жидкости — лимфа (лимфоциты + вода + белок), кровь — форменные элементы + жидкая часть и тканевая жидкость.

Значение транспорта веществ:

В организме человека с кровью транспортируются кислород и питательные вещества к клеткам тканей, чтобы образовалась энергия для жизнедеятельности . С другой стороны уносятся вредные и отработанные вещества (углекислый газ).

Кроме того, транспортируются гормоны к органам-мишеням, т.е. происходит гуморальная регуляция жизнедеятельностью организма .

A13 ГИА по биологии вариант 1

Самыми удаленными от сердца являются капилляры — в них скорость движения крови и, соответственно, давление, меньше — ответ 1)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока биологии в 9 классе

Учебник: Биология.9 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций/ В.И.Сивоглазов, А.А. Каменский, Е.К.Касперская, О.С.Габриелян.- М.:Просвещение, 2019 .

Цель: создать условия для полного формирования представлений о транспорте веществ у растений и животных.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщать ранее полученные знания о транспорте веществ в организмах; характеризовать транспортные системы одноклеточных и многоклеточных организмов; описывать перемещение воды, минеральных и органических веществ у растений; сравнивать транспортные системы у животных.

Познавательные УУД : выделять существенную информацию из текста; ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно определять и формулировать познавательную цель урока; осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в учебнике; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; самостоятельно организовать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; организовать выполнение заданий учителя; осуществлять самоконтроль, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД : воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы учителя; сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать; строить монологическую и диалогическую речь.

Личностные УУД: развивать самостоятельность в поиске решения различных задач урока; отработка навыков самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Организационный момент

Мотивация и стимулирование деятельности.

- Посмотрите на слайд и подумайте, о чем пойдет речь на уроке?

4. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

Организует опрос по вопросам:

Как осуществляется транспорт веществ у растений и животных?

Какова роль транспорта веществ в организме?

Формулировка темы урока, определение цели урока.

Открытие новых знаний.

Организует работу с текстом п.15.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Работа с терминами: порошица, кровеносная система, ксилема, флоэма, трахеи.

Осуществляет фронтальный опрос об имеющихся знаниях о транспортных системах организмов:

Какие вещества переносит дыхательная система?

Какова роль кровеносной системы в организме?

Какую функцию выполняет лимфатическая система? ( если возникает сложность с материалом по лимфатической системе, учитель представляет информацию о ней на слайде презентации)

Закрепление знаний, включение новых знаний в систему знаний.

Непереваренные остатки у инфузории – туфельки удаляются через порошицу.

Органы дыхания насекомых представлены легочными мешками.

По ксилеме у растений передвигаются органические вещества, образующиеся в процессе фотосинтеза.

Пищеварительная система относится к основным транспортным системам животного организма.

Лимфатическая система имеет замкнутое строение.

Информация о ДЗ: п.15.

Итоги урока. Рефлексия

Выполняют задание учителя. Расшифровывают ребус из картинок. Высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы учителя

Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Выполняют задание, осуществляют проверку правильности заполнения таблицы с одноклассниками и учителем

Читайте также: