Греческий дворик в пушкинском музее описание кратко

Обновлено: 08.07.2024

Отголоском начавшихся греко-персидских сражений звучат композиции фронтонов храма Афины Афайи на острове Эгина (500–480 гг. до н. э). На западном фронтоне представлен бой за тело павшего воина, на восточном фронтоне, как предполагают, нашел отражение миф о войне Геракла против Троянского царя Лаомедонта. В центре обоих фронтонов находилось изображение Афины, которая покровительствовала главным героям.

Скульптурная группа, созданная Критием и Несиодом (ок. 477 г. до н. э., реконструкция), является памятником реальным героям, тираноубийцам Гармодию и Аристогитону, восставшим в 514 году до н. э. против насилия и произвола правителя Гиппарха. Группа была установлена на рыночной площади и уже в древности воспринималась как первый общественный памятник.

Статуя возничего (ок. 470 г. до н. э.), найденная в святилище Аполлона в Дельфах, составляла часть более сложной композиции, включавшей богиню Нику, коней и повозку; Она была сделана по специальному заказу в честь победы в конных ристаниях.

Завершают ранний этап развития искусства греческой классики скульптурные изображения в храме Зевса в Олимпии (465–456 гг. до н. э.). Торжественная композиция, изображавшая жертвоприношение в честь Зевса перед началом ристаний, украшала восточный фронтон храма. С западной стороны ей соответствовала битва греческого племени лапифов с дикими полулюдьми-полуконями кентаврами. Метопы Олимпийского храма впервые представили ставшие каноническими изображения двенадцати подвигов Геракла. Тема победы отражена и в замечательной статуе Ники, созданной скульптором Пэонием из Менде (420 г. до н. э.). Статуя находилась перед восточным фасадом храма Зевса в Олимпии.

Искусство высокой греческой классики (середина V века до н. э.) представлено в музее творчеством Мирона, Фидия (см. экспозицию в Греческом дворике) и Поликлета. Мирон (середина V в. до н. э.) был старшим из них. Его статуя Дискобола (460–450 гг. до н. э., реконструкция), изображает метателя диска в миг краткой остановки между двумя фазами стремительного движения. Другое прославленное изваяние Мирона — группа Афина и Марсий (460–450 гг. до н. э., реконструкция ) иллюстрирует греческий миф о победе богини Афины , которая олицетворяет разумное начало, над диким лесным божеством Марсием, воплощающим дикость необузданных страстей и сил природы .




Путешествие во времени. Древняя Греция. Экскурсия в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Машина времени перенесет участников во времена эллинов и расцвета древнегреческой культуры

РАСПИСАНИЕ Экскурсии проводятся вторник, среда, четверг- начало экскурсий в 12:15; 14:00;17:00; 17:30. В пятницу в 12:15; 14:00.В воскресенье в 15:45; 16:00; 16:30; 16:45; 17:15. Требуется предварительная запись!

Для того, что бы уточнить расписание экскурсий, забронировать место в группе или заказать экскурсию, пожалуйста, свяжитесь с нашим менеджером по телефону 8 (495) 929-70-72.

ОПИСАНИЕ

В ходе экскурсии ребята познакомятся с историей, культурой и искусством Древней Греции. В одном из залов музея буквально попадут в сокровищницу легендарного города Трои. Прогуляются по Греческому дворику, одному из самых больших и красивых залов музея, где увидят слепки с сохранившихся статуй и рельефов Парфенона, портик храма Эрехтейон в натуральную величину, макет Афинского Акрополя. В зале античного искусства увидят коллекцию расписной керамики, начиная от самых ранних образцов со скромным декором, и заканчивая большими вазами и сосудами, украшенными сложными многофигурными композициями. Мифы и легенды, интересные истории, услышанные на экскурсии, помогут ребятам перенестись в далекую эпоху и представить, как жили люди в то время.



















Условия проведения мероприятия:

кскурсия с квестом для детей от 9 до 12 лет; • продолжительность экскурсии с квестом 1 час 15 минут (45 минут экскурсия, 30 минут квест); • группа до 10 детей- стоимость на группу 9500 руб ;

• 1 сопровождающий на 10 детей бесплатно; • стоимость взрослого входного билета- 400 руб. По окончании квеста ребят ждут памятные сувениры.

Возможно проведение экскурсии без квеста!

• продолжительность экскурсии 50 минут; • группа до 10 детей- стоимость на группу 7500 руб ; • максимальное количество-10 детей в группе; • 1 сопровождающий на 10 детей бесплатно; • стоимость взрослого входного билета- 400 руб.

Внимание! Экскурсия не является программой музея. Экскурсия разработана и проводится .

Для того, что бы уточнить расписание экскурсий/занятий, забронировать место в группе или заказать экскурсию, пожалуйста, свяжитесь с нашим менеджером по телефону 8 (495) 929-70-72.

После согласования даты и времени экскурсии оплатите ее , с помощью банковской карты, на нашем сайте.

Внимание! Оплата производится только после согласования даты и времени!

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Москва, ул. Волхонка, 12 Метро м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.

Экскурсовод Сергей

В экскурсиях для меня самое главное-не просто рассказать детям информацию, а заинтересовать их. Через интерактивную форму и диалог, я стараюсь помочь ребятам самим размышлять, задавать вопросы, узнавать новое и запоминать.

Метки: ГМИИ им А.С.Пушкина, музеи, родителям, школам, экскурсия
Категория: Без категории, Экскурсии/занятия

Другие музеи мира

Мюнхенская глипотека – один из самых интересных музеев в плане скульптуры Древней Греции и Рима. Именно на этих шедеврах глипотека и специализируется. Коллекции находятся в собственности Баварии, федеральной земли Германии.

Среди них есть бюст Афины, копия с римской скульптуры Афины Веллетри, а та в свою очередь скопирована с бронзового оригинала из греческого храма. Несмотря на некоторые повреждения, бюст до сих пор пронизан величественностью и красотой богини, которые не могли не оценить те, кто оказывался рядом с её храмом.


Музей изобразительного искусства в Дрездене Альбертинум (по имени короля Альберта Саксонского) является домом для двух скульптур-реконструкций ныне утраченной Афины Лемнии (или Лемносской Афины). Оригинал – одна из прекраснейших работ известного греческого скульптора Фидия, также автора Афины Парфенос из храма Парфенона. Настоящая Афина Лемния не сохранилась, но известно, что она была создана для того, чтобы жители острова Лемнос посвятили её своему городу. Отсюда и названия Лемния.

Были обнаружили части копий с оригинала, которые потом использовались дрезденским профессором А. Фуртвёнглером для реконструкции в 1903 г. Интересная особенность статуи богини Афины – отсутствие шлема на голове. Афина показана скорее не воительницей, но прекрасной девой.

Скульптура Афины Лемнии (или Лемносской Афины)

Берлинское античное собрание – ещё одна из немногих коллекций, где можно найти оригинал статуи Афины. Найдена она была в 1880 году на территории античного города Пергама (был построен на территории Турции). Скульптура не имела головы. Последнюю обнаружили лишь спустя несколько месяцев, однако при вывозе в Советский Союз во время Второй мировой войны голова была полностью утеряна. Сейчас её заменяет гипсовый слепок.

Отличие скульптуры богини Афины от других изображений Афины заключается в её одежде. Это две отдельные эгиды, перекрещивающиеся на груди и спине. Поэтому официальное название статуи – Афина с эгидой. Датируется она 150 г. до н.э.

История музея

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкинаа в Москве

Зал № 14. Греческий двори

В самом начале войны возникла угроза, что уникальные картины и скульптуры могут пострадать от немецких бомбежек. Все коллекции аккуратно упаковали и по железной дороге вывезли подальше от столицы – в Соликамск и Новосибирск.

Здание, как и весь центр города, было тщательно замаскировано, но это не спасло его от бомбардировщиков. От взрывов бомб сильнее всего пострадала крыша. Часть ее была просто уничтожена. Выбоины получили и фасады музея. Их можно увидеть и в наши дни, если посмотреть на верхнюю часть стены, которая обращена на Малый Знаменский переулок.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкинаа в Москве

В 1944 году, когда ход Второй мировой войны был предрешен, экспонаты вернули в столицу и разместили на прежних местах. Картины и скульпторы нисколько не пострадали и после трех лет эвакуации стали вновь доступны для зрителей.

В 1949 году, к юбилею Сталина в музее устроили выставку подарков вождю. Так как экспонатов было много, их разместили в нескольких залах. В это время художественные выставки в музее временно прекратились. Необычная экспозиция подарков просуществовала до смерти Сталина и была закрыта в 1953 году.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкинаа в Москве

Зал № 24. Греческое искусство поздней классики и эллинизма

В середине 1980-х годов при музее создали Отдел личных коллекций. А через 20 лет первых посетителей приняли залы Галереи искусства, в которой были размещены работы художников XIX-XX веков из стран Европы и Америки.

Греческие музеи

Среди всех коллекций греческих музеев самой драгоценной считается Афина Варвакион. Эта скульптура хранится в Национальном археологическом музее Афин. Уникальна она тем, что является самой точной копией Афины Парфенос из главного храма Афины, огромной скульптуры богини из золота и слоновой кости. Храм Парфенон был домом для этой скульптуры до её разрушения.

Высота Афины Варвакион – немногим больше метра, т.е. в двенадцать раз меньше, чем оригинальная статуя богини Афины. Её материал – мрамор с горы Панделикон, расположенной около Афин. Это вторая после Парнаса гора в Аттике. С древних времён она славилась своим мрамором с совершенным белым оттенком, который под солнечными лучами отливал золотом.

Судя по описаниям древнегреческих авторов, Афина Варвакион имеет ещё множество отличий от оригинала из храма Афин. Однако она всё равно остаётся очень проработанной скульптурой по сравнению с той, что стояла в храме Парфеноне, и имеет много интересных деталей:

  • пояс в виде двух сплетающихся змей (возможно, как символ мудрости);
  • змеями украшена и накидка богини;
  • аттический шлем на статуе имеет три гребня, каждый со своим украшением; так, посередине возвышается сфинкс, а по бокам – крылатые кони пегасы;
  • на эгиде и щите есть изображение головы Медузы Горгоны, именуемое горгонейон;
  • опора щит – священный змей, который символически обозначает Эрихтония, легендарного царя Афин со змеиной нижней частью;
  • на правой руке Афины – небольшая фигурка богини Ники, приносящей победу.

Скульптура Афина Варвакион

В Национальном музее Афин хранится ещё одна копия Афины Парфенос из храма Парфенон – Афина Ленорман. Обнаруженная в 1859 году у холма Пинкс в Афинах, эта статуэтка сначала не считалась ценной в историческом плане и была помещена в комнаты храма, у которой её нашли. Лишь археолог Шарль Ленорман, поправ в храм, смог оценить её важность и то, какие знания она могла дать историкам о внешнем виде оригинала. Несмотря на небольшой размер, статуэтка показывает узоры на щите и основании Афины Парфенос из храма Парфенона.


Даже в греческих музеях нечасто встречаются оригиналы древнегреческих мастеров – многие были утрачены и оставили после себя лишь римские копии. Одна из коллекций, которая может похвастаться таким сокровищем, находится в Пирейском музее в городе Пирей на берегу Эгейского моря.

Оригинальные статуи богини Афины были найдены также в Пирее при ремонте канализации. Это было целое собрание скульптур в честь богов и героев, которые оказались одной из самых ценных находок прошлого века. Афина – одна из них. Бронзовая статуя чуть больше 2-х метров в высоту сделана из бронзы и поражает изяществом и реалистичностью деталей – даже одежда будто настоящая, а не из металла. Величественный шлем венчает её голову.

Музей им. А. С. Пушкина я посещаю регулярно на протяжении многих лет. Древние экспонаты своей таинственностью и красотой меня всегда завораживали. А к Древней Греции я с молодых лет всегда относилась с большим интересом.
В своём отзыве про замечательный музей, входящий в десятку лучших музеев мира, я писала, что он очень большой, всё охватить в одном отзыве невозможно и поэтому я решила написать о Греческом дворике.
Музей поражает своей великолепной архитектурой, колонны напоминают древние храмы.
Но из-за больших ёлок перед входом в музей трудно сфотографировать здание, чтобы показать всю красоту этого величественного сооружения. В интернете можно посмотреть старые фотографии, когда ёлочки ещё были маленькие.

Греческий дворик в государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия, Москва) фото

Греческий дворик, о котором пойдёт речь в этом отзыве, располагается сразу же при входе в музей. И почти все посетители музея начинают свой осмотр с этого дворика.

Экспонаты - это слепки, а оригиналы хранятся в разных музеях мира.
Фотографировать в музее со вспышкой запрещено, но я постаралась, чтобы фотографии были просматриваемые. Кстати, в музее очень спокойный и вежливый персонал. Когда я забывала выключить вспышку, то как бы ниоткуда появлялся охранник и вежливым, тихим голосом говорил, что в музее вспышкой пользоваться нельзя.

Греческий дворик двухуровневый.
Все скульптуры, находящиеся там, поражают своим великолепием. Какие же всё-таки великие мастера были в древние времена. Мне нравится стоять и рассматривать эти чудесные творения.
Скульптура Зевса - сколько в нём мощи и силы и как он спокоен и уверен в себе.

Греческий дворик

Величественная Афина Парфенос со множеством атрибутов в руках. Считается, что Афина любимая дочь Зевса. Это богиня мудрости, справедливости и победоносной войны. Существует много мифов, связанных с этой богиней. Читала я книгу Мифы Древней Греции, правда давно, пора и перечитать. Очень интересная книга. Меня всегда древность манила своей таинственностью.

Греческий дворик

Тоже Афина. Змея и сова - это символы мудрости.

Греческий дворик

Греческий дворик

Греческий дворик

Афина из Веллетри

Греческий дворик

Вот ещё одна скульптура Афины. Она была самой могущественной богиней в Греции.
Вглядитесь в её облик и увидите, что она действительно олицетворяет мудрость и справедливость.

Греческий дворик

А вот статуя Мельпомены, музы трагедии. С печальным лицом, в немного трагической позе. Нам неведомо, какие события в жизни у древних греков, были трагедией. Я бы сказала, что она просто чем-то опечалена. Возможно такие статуи ставили в театрах.

Греческий дворик

А это статуя Деметры. Но идут споры, что может быть это всё-таки Гера. Видите как она держит руку, возможно там был скипетр, который говорит в пользу Геры.

Греческий дворик

Статуя Асклепия, древнегреческий бог медицины.
А чёрная статуя это Амазонка. Все вы знаете, кто такая амазонка. Кто не знает, расскажу. Амазонки - это племя женщин, очень воинственное племя, с мужчинами у них всегда была война. Мужчин они считали хилым и немощным существом. Только для того, чтобы продолжился их род, они брали мужчин в плен и выбирали самого красивого для продолжения рода. Племя это существовало в древние времена и женщины этого племени были очень сильные и необыкновенно красивые. Но только в Древней Греции есть упоминание об амазонках. А существовали ли они на самом деле ? Трудно сказать. Может гордость и строптивость женщин через века передалась от амазонок.

Греческий дворик

Южный портик Эрехтейона (храма Афины и Посейдона) поражает своим великолепием

Греческий дворик

Греческий дворик

Фронтоны Парфенона, сохранившиеся до наших дней. Выполнены они древними мастерами ещё до нашей эры. Парфенон (если кто не знает) - это древнегреческий храм Афинского акрополя.

Греческий дворик

Вот фрагмент Парфенона, юго-восточный угол. Согласитесь, что очень красиво. Этот древний храм представляется мне настолько великолепным, думаю, у меня бы дух захватило, очутись я в той эпохе, более двух тысяч лет назад.

Греческий дворик

Вот это красивое сооружение - памятник Лисикрата. Наверху великолепный каменный цветок.

Греческий дворик

А вот макет Афинского акрополя. Если доведётся побывать в Греции, обязательно там побываю. Думаю, что место очень интересное.

Греческий дворик

А это храм Гефестейон, названный так в честь бога Гефеста. Ну разумеется фрагмент храма.

Греческий дворик

Сохранились каменные плиты с изображением, так называемые метопы. На метопах сцены с кентавром.

Греческий дворик

Греческий дворик

Каждый раз хожу и каждый раз поражаюсь и восхищаюсь творениями древних мастеров, как всё талантливо исполнено. Можете посмотреть ещё здесь замечательные скульптуры скульпторов разных времён. Сколько жизни, движения в каждой работе. Видны эмоции на лицах, можно и характер богов определить, настолько всё реалистично исполнено. На фотографиях видно, что Греческий дворик в белых тонах, это очень красиво. Посещая это замечательное место, я каждый раз получаю массу положительных эмоций, настолько мне там нравится. Мечтаю побывать там, когда не будет посетителей, чтобы в полной мере ощутить дух Древней Греции, представить, как плавно и гордо передвигаются мужчины в своих белых одеяниях (хитонах).

Когда будете посещать этот музей обязательно загляните в Греческий дворик, медленно не торопясь погуляйте по нему, чтобы проникнуться величием и красотой Древней Греции, почувствовать дух древней эпохи. Когда войдёте во дворик, не бегайте от экспоната к экспонату, хотя темп современного мира можно сказать - сверхзвуковой. А медленно шествуйте по залу, как древние греки и в основном молча, чтобы своей быстрой речью не нарушить мир, царящий в этом месте. Так как и говорим мы сейчас быстрее, чем говорили в древности. А ещё было бы замечательно перед походом в музей почитать книгу про Древнюю Грецию, это поможет быстрее и глубже очутиться в прошлом.

Вот мы и посетили Греческий дворик, а в следующем отзыве мы с вами заглянем в Итальянский дворик, там тоже очень интересно.

На страницах нашего сайта опубликовано несколько статей о произведениях, хранящихся в коллекции ГМИИ им. Пушкина. Это подробные, расширенные описания известных картин или обзор произведений того или иного мастера. Предлагаем методический материал для проведения обзорной экскурсии по музею. В эту серию включен рассказ о произведениях, характерных для того или иного периода, которые рекомендуется включать в обзорную экскурсию, продолжительностью полтора-два часа. Маршрут экскурсии и отбор произведений для показа предложила научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина М.С.Медведева.

Начнём повествование со всем известной и очень краткой
истории коллекции.

Музей первоначально создавался для студентов Московского Университета. Инициатором его создания был тогдашний ректор университета, Иван Владимирович Цветаев. Предполагалось, что здесь будут хранится копии художественных произведений прославленных мастеров и студенты смогут их изучать не выезжая за границу. (Слепки – скульптуры, которые выполняются гипсо-механическим путём, поэтому они сохраняют абсолютно точный вид подлинника. Потом их тонируют в цвет копируемой статуи. Если копируют бронзовую статую, её красят в цвет бронзы, если копируют мраморную статую, её оставляют белой и т.д.) Примерно половина собрания музея – это слепки.

Музей строился на протяжении 14 лет – с 1898 года до 1912 год. Архитектор здания – Роман Иванович Клейн. И уже в этот период в музей поступила первая коллекция подлинников, собрание египетских древностей.

Её владельцем был Санкт-Петербургский академик Владимир Семёнович Голенищев. В 1909 году он был вынужден продать свою коллекцию. Несмотря на выгодные предложения из Европы и Америки, В.С.Голенищев хотел, чтобы его собрание осталось в России и продал его за меньшую сумму в императорскую казну, откуда его передали в Москву, в музей изящных искусств.

Вскоре после открытия, музей посылает первую археологическую экспедицию, поэтому, благодаря раскопкам, в музей попадают предметы античного искусства. Раскопки проводились сначала на территории Российской империи, а потом уже Советского Союза.

После революции в музей поступает большая коллекция картин. Все картины в собрании – подлинники, копий нет. Картинная галерея пополнялась на протяжении многих десятилетий. Первый виток пополнения коллекции был после революции, второй — в начале 30-х годов, когда происходило перераспределение музейных фондов. Часть картин, написанных русскими художниками, передали в ГТГ, зато из Третьяковки, из Исторического музея поступило много картин европейских мастеров. Тогда же около 250 картин передали в Москву из Эрмитажа. Эта кратчайшая история коллекции главного здания. Наиболее ценная часть всего собрания, известная на весь мир коллекция французской живописи конца XIX — начала XX веков, находится в Галерее искусства стран Европы и Америки.

Название музея.

Экскурсия пройдёт традиционным маршрутом, немного укороченным, потому что иностранцам показывать залы со слепками нет никакого смысла. Начать следует с итальянского и греческого двориков и всю вводную часть об истории создания коллекции можно рассказывать в одном из двориков.

Греческий дворик.

В этом зале представлены слепки с высочайших достижений греческой культуры эпохи классики V века до Р.Х. Планировка зала восходит к греческому памятнику, афинскому акрополю. Зал ступенчатый, многоуровневый, это должно отражать ступенчатость, многоуровневость памятника греческой культуры. Для учебных нужд здесь представлен макет акрополя, отражающий его современное, на момент Цветаева, состояние.

Здесь представлен макет-реконструкция.

В греческом дворике можно увидеть три угловых колонны Парфенона, главного храма греческого акрополя, которые здесь представлены в натуральную величину.

Слепок перевозили в музей по частям. Когда же на месте колонны стали монтировать, то оказалось, что в зале для них не хватает места. Поэтому зал перестроили, чтобы перенести сюда памятники, пришлось понизить уровень пола, что очень хорошо заметно слева в углу.

Греческий дворик

Здесь можно вести речь об архитектуре, о скульптуре и показать слепки с произведений знаменитого древнегреческого мастера эпохи классики Фидия.

Положительная сторона таких слепков в том, что подлинники хранятся в разных музеях по всей Европе – в Лувре, в музее Ватикана, в Дрезденской галерее. Здесь же все скульптуры одного мастера можно видеть в одном зале, то есть коллекцию приспособляли под нужды студентов университета.

Обзор Греческого дворика завершён, представляем несколько фотографий и этикетки к ним.
Этикетка музея на модели афинского акрополя





Итальянский дворик

Не менее значимый зал музея — это итальянский дворик, И.И.Цветаев называл его христианским двориком.

Зал был достаточно тёмным, электрического освещения в нём не было. Из этого вестибюля посетитель попадал на широкую высокую парадную лестницу, обрамлённую колоннадой, как в древнегреческом храме. Это архитектурное напоминание о происхождении слова музей – храм муз, богинь – покровительниц искусств древней Греции. Отсюда виден сияющий белый зал – самый светлый. Освещение тогда было только естественное, через стеклянные потолки, спроектированные В.Г.Шуховым. Зал светился и вход в музей задумывался как путь из тьмы к свету, ведь в основе строительства музея лежала концепция просвещения.
Итальянский дворик.

Первоначальное название этого зала — Христианский дворик, потому что в нём выставлены памятники эпохи Средних веков, Возрождения. Это слепок с Фрейбергского портала – торжественно оформленного входа в собор, Фрейберг, Германия.

Это кафедра, на которой во время службы стоял епископ,

рака святого Зебальда,

образы рыцарей – это всё восходит к средневековой культуре.

Итальянский дворик

Памятники Возрождения – памятник кондотьеру Гаттамелата, который стоит в Падуе, работа знаменитого ренессансного скульптора Донателло. Здесь же работы Верроккьо, скульптора и живописца, мастера, который был учителем Леонардо да Винчи – изображение кондотьера, то есть начальника наёмных войск в Италии в то время, кондотьера Коллеони.
Слева – слепок с работы Донателло, в центре – копия скульптуры Верроккьо

Итальянский дворик

Здесь же находится один из самых знаменитых слепков – копия со скульптуры Давида Микеланджело. Остальные памятники также относятся к эпохе Ренессанса.

Итальянский дворик

Это искусство, с одной стороны опиралось на греческие традиции, с другой – было уже христианским. Из-за этого противопоставления в цветаевские времена дворик назывался Христианским. В послереволюционное время его, естественно, нужно было переименовать, поэтому он стал Итальянским, хотя здесь представлены памятники не только итальянского искусства.
Название дворик, совершенно оправдано. Это довольно точная копия первого яруса внутреннего двора палаццо Барджелло во Флоренции. И лестница, и аркада, и даже колодец-фонтан в центре зала – это всё восходит к итальянской архитектуре.

В настоящее время славу музею приносят не слепки, а подлинники, самая первая коллекция подлинников музея — собрание искусства Древнего Египта.
Продолжение в следующей статье.

Греческий дворик

1. Зевс. Римская копия с бронзового оригинала третьей четверти V в. до н.э.
Зевс представлен спокойно стоящим, со скипетром в правой руке, левая рука упирается в бок. Он облачен в тяжелую мантию, переброшенную через левое плечо и оставляющую свободной грудь. Взгляд Зевса устремлен вдаль. 2.

3-4.

5-6. Афина Парфенос, высота 50 см, уменьшенная римская копия статуи работы Фидия третьей четверти V в. до н.э.

7-8.

11-12.

13-14.

Греческий дворик

15.

Греческий дворик

16.

Слепок статуи богини Гера (Юнона) Барберини, мрамор, высота 185 см, II век

17. Слепок статуи богини Гера (Юнона) Барберини, мрамор, высота 185 см, II век. Переработка греческого образца IV в. до н.э. который хранится в Музее Ватикана. Богиня представлена в невысоком венце, со скипетром в правой руке. Ее сильно наклоненная вперед фигура говорит о том, что статуя стояла на значительной высоте. Тип фигуры более всего соответствует образу Геры, супруги Зевса.

Греческий дворик

19.

Греческий дворик

20.

Греческий дворик

21.

Статуя высотой 5,5 метров была изваяна во Флоренции по просьбе собора Санта Мария дель Фьоре в 1504 году. Известно, что Микеланджело создал Давида из огромной глыбы мрамора, которую дважды забрасывали другие скульпторы, сталкиваясь с трудностями. Гигант, как прозвали его современники, величественно и свободно, стоит, опираясь на правую ногу и подняв левую руку к плечу. Голова его, покрытая густыми вьющимися волосами, повернута влево. Взгляд задумчив и серьезен. В левой руке мужчина держит пращу, а в правой камень.

Кстати, правая рука Давида выглядит непропорционально большой. Исследователи связали это факт с прозвищем библейского героя (manu fortus- сильная рука), которое старался воплотить в статуе Микеланджело.

Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Dmitry Shukin (@dshukin) 14 Дек 2020 в 1:00 PST

Изначально скульптуру хотели разместить прямо на крыше собора Санта Мария дель Фьоре, но размеры и вес статуи сделали эту задачу неосуществимой для того времени. В итоге специальная комиссия, в которую входили Боттичелли, Леонардо да Винчи и Сангалло, решила поместить скульптуру перед Палаццо Веккьо – дворцом флорентийского правительства. Там под открытым небом она простояла почти 400 лет, и лишь в 1873 году для сохранности ее перенесли в помещение Академии художеств, а на ее месте появилась копия.

На сегодняшний день в мире насчитывается более миллиона репродукций Давида. Только представьте это число! В миниатюрных статуэтках, календарях, ковриков для компьютерных мышек Давид проник во все уголки земного шара. Если говорить про полноразмерные копии, то самые известные из них находятся на площади Синьории и Микеланджело во Флоренции, в лондонском музее Альберта и Виктории, а также в московском Пушкинском музее.

Занимательная история произошла в 1857 году, когда английской королеве была подарена копия Давида. Как говорится, дарёному коню в зубы не смотрят, однако это высказывание не действует с королевой Викторией. Она была настолько шокирована подробностями наготы, что приказала прикрыть достоинство фиговым листом, выполненным из гипса.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Евгения Шмелева (@evgeniya.shmeleva) 1 Дек 2020 в 12:46 PST

В московском же музее статуя представлена в первоначальном виде. Найти ей можно в Итальянском дворике. Пятиметровая фигура сразу привлекает внимание посетителей, и часто становится объектом для фотографий и селфи.

Автор: Александра Халлик

Теги
Давид Пушкинский музей статуя

Итальянское Возрождение остается фаворитом у посетителей Пушкинского музея

Перед входом в зал экскурсовод спрашивает у детей, помнят ли они каких-нибудь путешественников эпохи Возрождения. Проверка на эрудицию. После первого вопроса, как обычно, пауза. Для экскурсовода Музея имени Пушкина Марии Медведевой такой сценарий общения с шестиклассниками уже привычный – на ее вопросы с трудом отвечают даже отличники. Все изменится ровно через час, уверена Мария. Когда закончится экскурсия по трем залам, где собрано больше пятидесяти работ, в том числе оригиналов великих живописцев и скульпторов Италии эпохи Ренессанса.

В экскурсионной программе ГМИИ – меньше половины залов этой эпохи. Всего в Музее на Волхонке их семь. А ведь мог быть один. Так хотел историк и археолог Иван Цветаев, создатель и первый директор музея Изящных искусств — так ГМИИ называли до 1932 года. Но после переговоров с меценатом Нечаевым-Мальцовым и архитектором Романом Клейном было решено – для итальянских, нидерландских, германских живописцев 13-16 века одного зала — слишком мало. Пространство разделили перегородками. Расписать стены было одной из идей, от которых Цветаев отказался. Это при том, что работать бесплатно согласились Васнецов и Жуковский.

Тициан, Яколо Пальма Старший, Парис Бондоне. Авторы второй половины 16 века после себя так же оставили не только произведения искусства, но и удивительные истории. Например, Бондоне так увлекся изображением перспективы, что перестал ночевать дома – оставался в мастерской. Жена заподозрила художника в измене, в ответ он показал новый шедевр.

Произведения живописи в залах музея

В залах музея работы всемирно известных мастеров живописи.

Византийское искусство. Искусство Италии. Джованни Антонио Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна, конец 1490-х:

музей изобразительных искусств имени пушкина в москве

Искусство Фландрии XVII века. Мастерская Рубенса. Мадонна вручает четки Св. Доминику:

музей изобразительных искусств имени пушкина

Антонис ван Дейк. Леди де Обиньи и графиня Портленд, 1639:

музей изобразительных искусств пушкина фото

Рембрандт и его школа. Николас Герритс Мас. Похищение Ганимеда, 1678:

музей изобразительных искусств имени пушкина фото

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старушки 1650-1655:

музей изобразительных искусств пушкина фото

Вазы с орнаментом миллифьори, фаянс, подглазурная роспись. Голландия, Делфт, конец XVII – начало XVIII века:

музей изобразительных искусств пушкина фото

Вазы с изображением жанровой сцены, Голландия, Делфт:

музей изобразительных искусств имени пушкина фото

Искусство Франции. Луиза-Элизабет Виже-Лебрен 1755-1842. Портрет великой княгини Анны Федоровны 1797, холст, масло:

музей изобразительных искусств имени а с пушкина фото

Франсуа Жерар, мастерская 1770-1837. Портрет Наполеона I – в коронационном костюме, холст, масло. Наполеон короновался императором Франции в Парижском соборе Нотр-Дам в 1804 году

музей изобразительных искусств имени пушкина

Музей изобразительных искусств Пушкина фото Греческий дворик

Греческий дворик – один из самых больших и красивых залов музея, здесь представлены слепки статуй и рельефов Парфенона V век до н. э.

Микеланджело Буанарроти 1475-1564. Давид 1500-1504, слепок. Подлинник мрамор, статуя высотой 5,5 метров в Академии, Флоренция, Италия

музей изобразительных искусств имени пушкина фото

Жермен Пилон 1535-1590. Скорбящая богоматерь 1586, слепок. Подлинник в Лувре, Париж, Франция

музей изобразительных искусств пушкина фото

Андреа Верроккьо 1435-1488. Кондотьер Коллеони, слепок. Подлинник бронза, установлен на площади Санта Джованни э Паоло Венеция, Италия. Бартоломео Коллеони – знаменитый главнокомандующий войсками Венецианской республики.

музей изобразительных искусств пушкина

В музее изобразительных искусств Пушкина представлены работы выдающихся европейских художников.

Читайте также: