Каковы особенности театра данного периода хх век кратко

Обновлено: 05.07.2024

До появления европейского театра в конце XVII в. существовало только искусство скоморохов, во многом напоминающее традиции европейского площадного театра. Принципы данного вида искусства представлялись по-разному в зависимости от эпохи и состояния общества на тот момент. В разные времена задачей театра считалось прославление тогдашней власти, воспитание, развлечение. Театр запрещали и активно внедряли в культуру страны. Актёров возносили до небес и считали чем-то вроде нищих и бродяг. Неизменным оставалось одно – влияние театра на общество. Мы хотели бы рассказать именно о театре XX века, т.к. с этим временем связано становление новой театральной эстетики.

Именно в эту эпоху происходит становление режиссёрского театра, и двадцатый век – прежде всего век гениальных театральных постановщиков. До этого в российском театре практически отсутствовала фигура режиссёра, успех спектакля зависел от мастерства актёров, их понимания драматургического материала.

В двадцатые годы создаются многие театры, которые на протяжении столетия будут занимать центральное место в театральной жизни страны, и приобретут мировую известность. Главная цель в начальном периоде их существования - нести в массы новую, революционно-пролетарскую культуру. Этому соответствовал и репертуар, и даже сами названия театров. Так, в 1920 году создаётся театр революционной сатиры, спустя два года переименованный в театр Революции. Большинству современных зрителей он знаком как театр Маяковского, но это название появится гораздо позднее.

С начальным периодом жизни театра связана деятельность легендарного Мейерхольда, который руководил заведением два года. В 1923 года возникает театр Моссовета, первоначально выполняющий функцию главного московского профсоюзного театра. Этому театру много лет отдал один из наиболее выдающихся режиссёров эпохи – Юрий Завадский. Именно здесь долго и плодотворно работала Фаина Раневская, а также такие известные в те годы киноактёры, как Ростислав Плятт, Любовь Орлова и многие другие.

Наверное, впервые за всю предыдущую историю русского театра зритель сталкивался с проблемой покупки билета. Очереди в несколько сотен метров на площади Маяковского (там находилось первое здание театра) навсегда вошли в историю благодаря кинохронике. Люди стояли в очереди даже ночами. Названию и идее театра соответствовал и репертуар: пьесы Розова, Володина, Шварца, Вампилова. Ефремов изменил даже манеру игры.

Яркие личности и громкие премьеры были характерны не только для Москвы. Ленинград также жил насыщенной театральной жизнью, и привлекал к себе внимание любителей этого вида искусства.

Дальнейшее активное развитие советского театра продолжилось и в эпоху застоя. Появляются новые идеи, формы и люди. В 1973 году на должность главного режиссёра московского театра Ленинского комсомола назначен Марк Захаров. Его появление у руля театра – возникновение моды на Ленком (сокращённое название, прижившееся в народе и с 1990 года ставшее официальным), которая продолжается по сей день.

Поставив на сцене Ленкома множество ярких и запоминающихся драматических спектаклей, Захаров вошёл в историю русского театра прежде всего как создатель музыкального театра, занимающего нишу между американским мюзиклом, рок-оперой и собственно драмой.

В-третьих, пронзительная любовная история, рассказанная создателями спектакля. Популярность рок-оперы не ограничивалась границами СССР: в 1983 году состоялись более чем успешные гастроли театра в Париже, а в 1991 году – в Нью-Йорке. Триумф в этих двух мировых театральных центрах подтвердил силу современного российского театрального искусства.

Спектакль стал визитной карточкой театра и идёт до сих пор. Успеху Ленкома способствовала и прекрасный актёрский коллектив. Среди звёзд театра выделялись Александр Абдулов, Инна Чурикова, Олег Янковский, Николай Караченцов, Евгений Леонов. Актёры этого театра и тогда, и сейчас в полной мере востребованы в кино и на телевидении.

С начала бурных девяностых и до сегодняшнего времени положение российского театра неоднозначно. Свою деятельность продолжают мэтры режиссёрского ремесла, опираясь на традиции советского театра. Одно- временно с этим в театр приходит молодое, авангардно настроенное поколение со стремлением реализовать новейшие тенденции мировой культуры. В связи с этим появляется и в дальнейшем развивается постмодернисткий театр.

Это направление представлено как появлением новых театральных коллективов, так и отдельными постановками в крупных театрах. Среди режиссёров, в той или иной мере принимающих нетрадиционный, подчас скандальный способ представления, выделяются Кирилл Серебрянников, Юрий Бутусов, Владимир Мирзоев, Андрей Житинкин. В то же время русский театр после 1991 года, как и вся страна, становится всё более финансово зависимыми.

Вследствие этого происходит коммерциализация театра и появление большого числа достаточно низкосортных, но экономически выгодных постановок, привлекающих зрителя популярными актёрами и весёлым сюжетом. При этом появление новой драматургии в значительной степени замедлено. Большинство успешных режиссёров предпочитает классический материал и наиболее интересные постановки начала века – это новые интерпретации хорошо знакомых зрителю пьес.

Экспериментальная же драматургия востребована только в небольших театрах. Однако, несмотря на мрачные прогнозы о скорой смерти театра, этот вид искусства продолжает динамично развиваться и искать новые формы. А зрители всё так же заполняют залы, желая соприкоснуться с таинственным и притягивающим миром Театра.

Жизнь театра непрерывна – все время рождаются новые интересные пьесы и спектакли. Постоянное развитие, движение вперед – одна из характерных особенностей российского театра. В театре России XX века отразилась жизнь и борьба русского народа, перемены в сознании и духовном мире, запечатлено драгоценное творчество К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда. Сила нашего театра - в его стремлении быть на переднем крае борьбы за лучшее будущее, в богатстве и многообразии творческих поисков, что оказало большое влияние на развитие театра во всем мире и служит примером для подражания. На основе этого можно сделать вывод, что к XXI веку российский театр сформировался как вид культуры.

11. Советский театр во второй половине XX века. (1950–1980)




Любимов Юрий Петрович (р. 1917) – выдающийся русский режиссер, художественный руководитель театра на Таганке (Москва) Творческий путь- работа актером в театре им. Вахтангова(1947-1963) Создание Ю. П. Любимовым театра на Таганке (1964).

Актерское искусство: А. Калягин, О. Табаков, О. Ефремов И. Смоктуновский, Т. Доронина, О. Даль, В. Гафт, М. Неелова, С. Любшин, А. Демидова, О. Борисов, К. Лавров, С. Юрский, А. Абдулов, Н. Караченцов, И. Чурикова, О. Янковский, О. Яковлева, Л. Полищук, А. Миронов, А. Папанов, А. Джигарханян, А. Вертинская, С. Юрский, К. Лавров, В. Стржельчик. О. Басилашвили, А. Фрейндлих, Н. Караченцов, О. Янковский, А. Абдулов, Н. Гундарева, И. Мирошниченко, Э. Зиганшина, О. Мысина. (Рефераты)

РАЗДЕЛ VI. Современный театр. Последнее десятилетие XXв. – начало XXI века.

Тенденции развития современного российского театра:

- прорыв театра в мировое культурное пространства (международные

театральные фестивали, гастроли, участие в международных театральных проектах)

- сближение театра с массовой культурой в результате социальных и

политических преобразований в стране

- кризис актерского искусства и исполнительской школы.

- отсутствие крупных масштабных личностей–неоавангардистов,

неоклассиков, представителей театрального поп-арта и т.п.

Феномен театра Евгения Гришковца.

Режиссура конца XX – начала XXI века.

Римас Туминас ( р. 1952) театральный режиссер,Лауреат Государственной премии РФ, Лауреат Российской театральной премии «Золотая маска
В 1974 г.г.окончил Литовскую Консерваторию, в 1978 г.окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс И.Туманова). Первым спектаклем -"Январь" Й. Радичкова (1978) в Театре драмы Литовской ССР, первая московская постановка - "Мелодия для павлина" О. Заградника (1979) в Театре им. К.С.Станиславского.. По словам рецензента журнала "Театр", характер режиссуры Туминаса "принадлежит литовской школе, неторопливый, без крика, без резких тонов, с ее любовью к мелочам, с ее мягкостью или неожиданной взрывчатостью при внешней сдержанности, с ее умением создавать атмосферу спектакля, реальную и мистериальную одновременно". Отмечалось и отсутствие в постановках Туминаса актерских неудач, его умение работать с актерами. Римас Туминас поставил более 20 пьес в различных театрах Литвы и за границей. Из зарубежных работ - чеховские "Дядя Ваня" (1992) и "Чайка" (1993) в Финляндии, "Дон Жуан" Мольера в Исландии (1995). В 1990 г. Туминас основывает Малый театр Вильнюса. Здесь им были поставлены: "Вишневый сад" Чехова (1990), "Галилей" Б.Брехта (1991), "Улыбнись нам, Господи" Г. Кановичюса (1994), "Маскарад" М. Лермонтова (1997), гастролировавшие за рубежом (Финляндия, Швеция, Польша, Исландия и др.) Спектакли Туминаса - успешные участники фестивалей "Международная прибалтийская театральная весна", "Балтийский дом", "Life", "Контакт", "Международный театральный фестиваль им. Чехова" и др.
После успешного показа в Москве в рамках III фестиваля им. Чехова спектакля "Маскарад" (критики отмечали "цельность эстетического пейзажа" и редкую степень свободы в обращении литовского режиссера с чужой классикой), ставшего лауреатом российской национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучший зарубежный спектакль 1998 года", Туминас был приглашен на постановку театром "Современник", где в 2000 г. выпустил спектакль "Играем. Шиллера!" по пьесе Фр. Шиллера "Мария Стюарт". " В 2002 году на сцене Театра им. Евг. Вахтангова Римас Туминас поставил спектакль по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор", который критики назвали "самым скандальным и одновременно спорным спектаклем сезона".
В 2007 г. Римас Туминас возглавил Театр имени Евг. Вахтангова в качестве Художественного руководителя.
В 1999 г. Римасу Туминасу присвоено звание Лауреата Государственной премии РФ "В области просветительской деятельности" за международное культурное сотрудничество.
В 2010 г. награжден Орденом Дружбы за большой вклад в развитие культурных связей.с

Раздел V

Советский театр в годы великой Отечественной войны и послевоенные годы.

11. Советский театр во второй половине XX века. (1950–1980)

Любимов Юрий Петрович (р. 1917) – выдающийся русский режиссер, художественный руководитель театра на Таганке (Москва) Творческий путь- работа актером в театре им. Вахтангова(1947-1963) Создание Ю. П. Любимовым театра на Таганке (1964).

Актерское искусство: А. Калягин, О. Табаков, О. Ефремов И. Смоктуновский, Т. Доронина, О. Даль, В. Гафт, М. Неелова, С. Любшин, А. Демидова, О. Борисов, К. Лавров, С. Юрский, А. Абдулов, Н. Караченцов, И. Чурикова, О. Янковский, О. Яковлева, Л. Полищук, А. Миронов, А. Папанов, А. Джигарханян, А. Вертинская, С. Юрский, К. Лавров, В. Стржельчик. О. Басилашвили, А. Фрейндлих, Н. Караченцов, О. Янковский, А. Абдулов, Н. Гундарева, И. Мирошниченко, Э. Зиганшина, О. Мысина. (Рефераты)

РАЗДЕЛ VI. Современный театр. Последнее десятилетие XXв. – начало XXI века.

Тенденции развития современного российского театра:

- прорыв театра в мировое культурное пространства (международные

театральные фестивали, гастроли, участие в международных театральных проектах)

- сближение театра с массовой культурой в результате социальных и

политических преобразований в стране

- кризис актерского искусства и исполнительской школы.

- отсутствие крупных масштабных личностей–неоавангардистов,

неоклассиков, представителей театрального поп-арта и т.п.

Феномен театра Евгения Гришковца.

Режиссура конца XX – начала XXI века.

Римас Туминас ( р. 1952) театральный режиссер,Лауреат Государственной премии РФ, Лауреат Российской театральной премии «Золотая маска
В 1974 г.г.окончил Литовскую Консерваторию, в 1978 г.окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс И.Туманова). Первым спектаклем -"Январь" Й. Радичкова (1978) в Театре драмы Литовской ССР, первая московская постановка - "Мелодия для павлина" О. Заградника (1979) в Театре им. К.С.Станиславского.. По словам рецензента журнала "Театр", характер режиссуры Туминаса "принадлежит литовской школе, неторопливый, без крика, без резких тонов, с ее любовью к мелочам, с ее мягкостью или неожиданной взрывчатостью при внешней сдержанности, с ее умением создавать атмосферу спектакля, реальную и мистериальную одновременно". Отмечалось и отсутствие в постановках Туминаса актерских неудач, его умение работать с актерами. Римас Туминас поставил более 20 пьес в различных театрах Литвы и за границей. Из зарубежных работ - чеховские "Дядя Ваня" (1992) и "Чайка" (1993) в Финляндии, "Дон Жуан" Мольера в Исландии (1995). В 1990 г. Туминас основывает Малый театр Вильнюса. Здесь им были поставлены: "Вишневый сад" Чехова (1990), "Галилей" Б.Брехта (1991), "Улыбнись нам, Господи" Г. Кановичюса (1994), "Маскарад" М. Лермонтова (1997), гастролировавшие за рубежом (Финляндия, Швеция, Польша, Исландия и др.) Спектакли Туминаса - успешные участники фестивалей "Международная прибалтийская театральная весна", "Балтийский дом", "Life", "Контакт", "Международный театральный фестиваль им. Чехова" и др.
После успешного показа в Москве в рамках III фестиваля им. Чехова спектакля "Маскарад" (критики отмечали "цельность эстетического пейзажа" и редкую степень свободы в обращении литовского режиссера с чужой классикой), ставшего лауреатом российской национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучший зарубежный спектакль 1998 года", Туминас был приглашен на постановку театром "Современник", где в 2000 г. выпустил спектакль "Играем. Шиллера!" по пьесе Фр. Шиллера "Мария Стюарт". " В 2002 году на сцене Театра им. Евг. Вахтангова Римас Туминас поставил спектакль по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор", который критики назвали "самым скандальным и одновременно спорным спектаклем сезона".
В 2007 г. Римас Туминас возглавил Театр имени Евг. Вахтангова в качестве Художественного руководителя.
В 1999 г. Римасу Туминасу присвоено звание Лауреата Государственной премии РФ "В области просветительской деятельности" за международное культурное сотрудничество.
В 2010 г. награжден Орденом Дружбы за большой вклад в развитие культурных связей.с

Театр ХХ века описывает период больших перемен в театральный культура ХХ века, в основном в Европа и Северная Америка. Существовал широко распространенный вызов устоявшимся правилам театрального представления; что привело к развитию многих новых форм театра, в том числе модернизм, Экспрессионизм, Импрессионизм, политический театр и другие формы Экспериментальный театр, а также постоянное развитие уже сложившихся театральных форм, таких как натурализм и реализм.

На протяжении столетия художественная репутация театра улучшалась после того, как в XIX веке его высмеивали. Однако рост других СМИ, особенно фильм, привело к уменьшению роли в культуре в целом. В свете этого изменения артисты театра были вынуждены искать новые способы взаимодействия с обществом. Различные ответы, предложенные в ответ на это, вызвали преобразования, составляющие его современную историю. [1]

События в таких областях, как Гендерная теория и постмодернистская философия определила и создала предметы для исследования театра. Эти иногда явно мета-театральные представления были предназначены для того, чтобы противостоять восприятию и предположениям публики, чтобы поднять вопросы об их обществе. Эти сложные и влиятельные пьесы характеризовали большую часть последних двух десятилетий ХХ века.

Хотя в основном развивается в Европа и Северная Америка В начале века следующие 50 лет стали свидетелями охвата незападных театральных форм. Под влиянием распада империй и продолжающегося развития постколониальный теории, многие новые художники использовали собственные элементы культуры и общества создать многопрофильный театр.

Содержание

Реализм


Реализм фокусируется на попытке представить предмет правдиво, без искусственности и избегая художественных условностей или неправдоподобных, экзотических и сверхъестественных элементов. Для многих артистов театра на протяжении столетия реализм был призван привлечь внимание к социальным и психологическим проблемам повседневной жизни.

Под влиянием идей Зигмунд Фрейд, Чарльз Дарвин и др., многие художники начали находить психологический подход к театру, подчеркивающий внутренние размеры персонажей на сцене. Это было осуществлено как на сцене в игра актеров стили, в играть писать И в театральный дизайн. Начиная с творчества русских драматургов. Иван Тургенев, Александр Островский и Лев Толстой и продолжил Эмиль Золя во Франции и Хенрик Ибсен в Норвегии в конце 19 век, реализм стал доминировать в большей части театральной культуры 20 века в Великобритании и Северной Америке.

Россия

В России движение к реализму началось раньше, чем где-либо в мире. Основываясь на трудах более ранних пионеров, Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основал МХАТ в 1898 году, желая реформировать русский театр, в котором доминировали мелодрама к той, в которой высококачественное искусство было доступно широкой публике. Во время, возможно, самой важной театральной встречи 20-го века, эти двое встретились в течение эпических 18 часов, с 14 до 8 часов следующего утра, и заложили основу для одной из самых влиятельных компаний века. [2] Вместе они создадут профессиональную труппу с ансамблевым духом, который не поощряет индивидуальное тщеславие, выбрав актеров из класса Немировича в филармонии и любительской группы Общества искусства и литературы Станиславского, а также других профессиональных актеров; они создадут реалистичный театр, пользующийся международной известностью, с популярными ценами на места, которые органично единая эстетика объединил бы методы Ансамбль Майнинген и те из Андре Антуанс Театр Либре (которую Станиславский видел во время поездок в Париж). [3]

После успеха МХАТ Станиславский задался целью создать единая система действия это научит актеров и актрис создавать правдоподобные образы для своих выступлений. Этот подход, разработанный в основном между 1911 и 1916 годами и пересматривавшийся на протяжении всей его жизни, частично основывался на концепции эмоциональной памяти, в которой актер внутренне сосредотачивается на изображении эмоций персонажа на сцене. Области обучения включают концентрацию, голос, физические навыки, эмоциональную память, наблюдение и драматический анализ. Система Станиславского широко применялась в Советском Союзе и в США, где эксперименты по ее использованию начались в 1920-х годах и продолжались во многих школах и профессиональных мастерских.

В начале ХХ века Россия пережила культурный Серебряный век и театр не был исключением. К 1916 году общее количество театров-постановщиков в одной только Москве составило около 200. Эти круглогодичные и сезонные театры ставили в основном фарсы, комедии, водевили и даже мелодрамы, но было также значительное количество театров, предлагавших реалистичные или натуралистический театр. К ним относятся Алексей Суворинс Малый Театр и Московский драматический театр (1914–19). В то время как в Санкт-Петербург и Москва подобно Вера Комиссаржевская и Ида РубинштейнВ русском театре Серебряного века преобладали мужчины. [7]


Соединенные Штаты

В начале века ни один американский драматург не оказал такого влияния на развитие драматургии, как Юджин О'Нил. Родившись в театре с юных лет, он провел большую часть своей юности в поездах и за кулисами театра, прежде чем развить свой талант с помощью Провинстаун Игроки в Нью-Йорке. Между 1916 и 1920 годами он написал несколько пьес для труппы, прежде чем дебютировал со своим первым критическим хитом. За горизонтом в 1920 году, который выиграл Пулитцеровская премия в области драмы. Он последовал за этим с критическими и коммерческими успехами, в том числе Император Джонс, Анна Кристи (Пулитцеровская премия 1922 г.), Желание под вязами (1924), Странная интерлюдия (Пулитцеровская премия 1928 г.), Траур становится Электрой (1931), Ледяной человек идет (1939) и его единственная известная комедия, Ах, пустыня!. После его смерти его магнум опус и шедевр Путешествие долгого дня в ночь был опубликован и часто считается одной из лучших американских пьес ХХ века.

Экономический кризис Великая депрессия привело к созданию Федеральный Театр Проект (1935–39), а Новый договор программа, которая финансировала театральные и другие живые артистические представления по всей стране. Национальный директор Хэлли Фланаган превратили проект в федерацию региональных театров, которые создали соответствующее искусство, поощряли эксперименты и позволили миллионам американцев впервые увидеть театр. В проекте напрямую приняли участие 15000 мужчин и женщин, и в нем было показано 1200 постановок для почти 30 миллионов человек в 200 театрах по всей стране, причем 65% из них были представлены бесплатно, на общую сумму 46 миллионов долларов. [9]

Ключевые фигуры начала века включают Джордж С. Кауфман, Джордж Келли, Лэнгстон Хьюз, С. Н. Берман, Сидни Ховард, Роберт Э. Шервуд, а также ряд драматургов, последовавших по пути философских поисков О'Нила, Филип Барри, Торнтон Уайлдер и Уильям Сароян.

Модернизм

В начале ХХ века в русском обществе распространены революционные настроения: все, начиная интеллигенцией и заканчивая рабочим классом, становятся участниками затянувшейся на долгие годы политической игры. Революция не обходит и деятелей искусства.

Царское правительство, надеясь отделить театр от жизни общества, старалось заполнить репертуар различными буржуазными пьесами и ремесленнической драматургией. Произведения драматургов, которые так или иначе были связаны с текущим положением в империи, запрещали. По сути, театр, так же как церковь и пресса, был инструментом пропаганды и манипуляции людьми.

Однако, театры не долго пляшут под дудку правительства: на сцене появляется все больше революционных произведений, а режиссеры все чаще игнорируют установленные запреты на те или иные пьесы. Малый театр становится одним из первых, решившихся поддержать общественные настроения.

Московский художественный общедоступный театр

Не Станиславским единым

После провала восстаний 1905-1907 годов в отечественном театре наблюдается переход от реализма к символизму.

С 1907 по 1914 годы Сергей Павлович Дягилев – театральный и художественный деятель, меценат – организовывает и проводит в столицах Франции и Англии так называемые Русские сезоны, в которых принимают участие самые востребованные вокалисты и танцоры: Шаляпин, Смирнов, Павлова и Нижинский, что также оказывает свое влияние на становление русского театрального искусства.

Театр в годы Первой мировой войны

Однако, большая часть любителей театрального искусства остается верна устоявшимся демократическим традициям. Именно интеллигенция становится инициатором открытия в селах и маленьких городах народных театров.

В конце 1915 – начале 1916 года в Москве проводится первый Всероссийский съезд деятелей народного театра.

К завершению войны разделение театра по идейному принципу становится все более явным. Деятели искусства больше не могут оставаться в стороне, игнорируя политическую ситуацию, – им приходится занять ту или иную сторону.

После революции и Первой мировой войны наблюдается расцвет театрального искусства: повсюду создаются театры, доступные теперь не только высшим слоям общества, но и простому народу.

Читайте также: