Каково значение канона в культуре египта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Египетское искусство имело множество специфических черт. Оно создавалось не для повседневного просмотра, а для вечности. Статус художника высоко ценился. Это были люди, которые владели сакральным знанием о жизни на земле и о существовании после смерти. Они имели точное представление о том, как изобразить человека, готовящегося перейти в мир вечности. Показать человека нужно было достаточно точно, поскольку считалось, что душа умершего окажется в каком-либо изображении умершего, поэтому, чем точнее изображение, тем легче душа найдет путь к своему пристанищу. У египтян было представление, что человек обладает не одной душой, а одной настоящей и множеством душ двойников. У каждой души было свое предназначение, свои обязанности. Каждой душе нужно было обеспечить место для вечного существования. Поэтому в погребальных камерах мы находим множество образов умершего человека, выполненных с учётом ряда правил − канонов:

− все изображения в древнеегипетском искусстве полихромны, т.е. многоцветны. Художники старались точно передать цвет всех вещей и изображений человека и животных. Все это должно было быть реально похожим;

− художники старались показать человека узнаваемым, но никогда портреты не создавались с натуры. Они выполнялись по памяти или со специальных масок, специальных заготовок для скульптуры;

− на египетских портретах мы никогда не увидим никаких чувств и эмоций. Все земные переживания должны были остаться на земле. Портретам присуще безучастное выражение лица, обращенное в вечность;

−очень часто в скульптуре использовалось инкрустирование зрачка. До нас дошли три бюста Нефертити. На одном из бюстов глаз не инкрустирован. Это было связанно с тем, что второй зрачок инкрустировался только после того, когда человек умирал. Этот сакральный акт давал возможность человеку перейти из мира живых в мир вечности;

− в изобразительном искусстве Древнего Египта человека живого и человека умершего изображали по-разному. Живого изображали с руками, опущенными в низ, а человека умершего изображали в виде мумии, т.е. со скрещенными на груди руками;

− чем значимей был человек, тем большей по размеру изображалась его фигура. Разница в изображении подчеркивала социальную иерархию, социальную значимость изображенной фигуры.

− если человека изображали в полный рост, то лицо и ноги нужно было обязательно изобразить в профиль, а грудь развернуть в фас, чтобы сердце было повернуто к зрителю. Профильное изображение подчёркивало, что человек одной частью своего тела принадлежит земле, а второй − вечности.

− египтяне не имели представления о перспективе, не могли показать мир объемным. Они понимали, что есть вещи, которые расположены ближе, а есть вещи, которые расположены далеко, и их надо поместить по-разному на рельефе. Предметы, которые были ближе, располагались внизу рельефа, а предметы, которые были далекими, располагались выше.

В египетском искусстве мы видим постоянное сочетание рисунка и иероглифа. Египетские иероглифы нередко сопровождают тот или иной сюжет. Чаще всего иероглифы наносят по периметру рельефа. Сочетание рисунка с иероглифом называется пиктографией. Пиктограммы были значительным шагом к формированию египетской письменности.

Египетское искусство имело множество специфических черт. Оно создавалось не для повседневного просмотра, а для вечности. Статус художника высоко ценился. Это были люди, которые владели сакральным знанием о жизни на земле и о существовании после смерти. Они имели точное представление о том, как изобразить человека, готовящегося перейти в мир вечности. Показать человека нужно было достаточно точно, поскольку считалось, что душа умершего окажется в каком-либо изображении умершего, поэтому, чем точнее изображение, тем легче душа найдет путь к своему пристанищу. У египтян было представление, что человек обладает не одной душой, а одной настоящей и множеством душ двойников. У каждой души было свое предназначение, свои обязанности. Каждой душе нужно было обеспечить место для вечного существования. Поэтому в погребальных камерах мы находим множество образов умершего человека, выполненных с учётом ряда правил − канонов:



− все изображения в древнеегипетском искусстве полихромны, т.е. многоцветны. Художники старались точно передать цвет всех вещей и изображений человека и животных. Все это должно было быть реально похожим;

− художники старались показать человека узнаваемым, но никогда портреты не создавались с натуры. Они выполнялись по памяти или со специальных масок, специальных заготовок для скульптуры;

− на египетских портретах мы никогда не увидим никаких чувств и эмоций. Все земные переживания должны были остаться на земле. Портретам присуще безучастное выражение лица, обращенное в вечность;

−очень часто в скульптуре использовалось инкрустирование зрачка. До нас дошли три бюста Нефертити. На одном из бюстов глаз не инкрустирован. Это было связанно с тем, что второй зрачок инкрустировался только после того, когда человек умирал. Этот сакральный акт давал возможность человеку перейти из мира живых в мир вечности;

− в изобразительном искусстве Древнего Египта человека живого и человека умершего изображали по-разному. Живого изображали с руками, опущенными в низ, а человека умершего изображали в виде мумии, т.е. со скрещенными на груди руками;

− чем значимей был человек, тем большей по размеру изображалась его фигура. Разница в изображении подчеркивала социальную иерархию, социальную значимость изображенной фигуры.

− если человека изображали в полный рост, то лицо и ноги нужно было обязательно изобразить в профиль, а грудь развернуть в фас, чтобы сердце было повернуто к зрителю. Профильное изображение подчёркивало, что человек одной частью своего тела принадлежит земле, а второй − вечности.

− египтяне не имели представления о перспективе, не могли показать мир объемным. Они понимали, что есть вещи, которые расположены ближе, а есть вещи, которые расположены далеко, и их надо поместить по-разному на рельефе. Предметы, которые были ближе, располагались внизу рельефа, а предметы, которые были далекими, располагались выше.

В египетском искусстве мы видим постоянное сочетание рисунка и иероглифа. Египетские иероглифы нередко сопровождают тот или иной сюжет. Чаще всего иероглифы наносят по периметру рельефа. Сочетание рисунка с иероглифом называется пиктографией. Пиктограммы были значительным шагом к формированию египетской письменности.

В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего. Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и все прижизненные титулы и заслуги покойника. Из этого вырос подробный изобразительный или письменный рассказ о его жизни. композиционные формы, "знаки" постепенно отбирались и канонизировались, становясь "священными". Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенное предметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнему царству была свойственна "вера в безусловную реальность художественных образов".

Говоря о "каноне" не следует никогда преувеличивать его значение в искусстве древнего Египта. Он лишь предписывал средства и форму, но никогда - содержание. Последнее во все времена зависело от самого художника, его личности и его мастерства. В качестве наиболее характерного примера приведем сравнение трех скульптур сидящих людей - писца из Лувра, писца из каирского музея и зодчего Хемиуна. Их позы предопределены и зафиксированы каноном, но при их сравнении у нас не может возникнуть и сомнения в природной оригинальности каждого из них, свойственной истинным шедеврам человеческого гения. Здесь и остро индивидуальные портретные характеристики, и своеобразие авторского решения в каждом отдельном случае, и анатомическая точность мастера. Прежде всего бросается в глаза то, что у каждого из персонажей неповторимо-конкретное портретное выражение лица. Взгляды писцов отображают их преданность господам. Взгляд напряженно-порывистый - у писца из Лувра и спокойно ждущий у писца из Каирского музея. Выражение лица Хемиуна определяет его как уравновешенного и властного важного государственного сановника, знающего цену и себе и другим.

Отрасли знания , которые наиболее эффективно развивались в Древнем Египте .

Значительного развития в этот период достигают ремесла, в частности обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка тканей и кожи. В эпоху архаики и Раннего Царства все рощи были сведены и поэтому обработка дерева имела в этот период большое значение. При изготовлении мебели, кораблей, погребальных ящиков и др. предметов пользовались как местными породами дерева — акацией, пальмой, так и привозными сортами, — сосной, которую привозили из Сирии, и черным деревом, которое доставляли из Нубии. Развитие деревообрабатывающего производства нашло свое отражение в значительном усложнении и усовершенствовании инструментария. Каменные орудия постепенно заменяются металлическими. Дерево рубят при помощи топора, распиливают однорукой пилой, обтесывают теслом, размечают плоским нумеровочным камнем. В особых мастерских изготавливают лук и стрелы, пользуясь целым набором инструментов.

Большое значение имела обработка дерева и для кораблестроения. В официальных летописях сообщается о сооружении больших грузовых кораблей из различных пород дерева, в основном из акации, привезенной из Нубии.

Высокого расцвета и технического совершенства достигает в это время обработка камня. Представление о технике обработки камня дают ценные сосуды, сделанные из очень твердых пород камня с поразительной точностью и совершенством. Но особых успехов достигают египетские каменотесы в строительном деле. Огромные царские гробницы (пирамиды) и расположенные около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники. Для их постройки пользовались огромными каменными плитами. Так, камни, расположенные у входа в заупокойный храм фараона Хафра, достигают длины 5,45 м и весят 42 тыс. кг. Ведущим и наиболее хозяйственно важным видом ремесла была металлургия, также достигшая в период Древнего Царства значительного развития. Каменные орудия все больше вытесняются металлическими, чаще всего изготовленными из меди, добытой в рудниках Синайского полуострова. Наряду с техникой ковки была известна и техника литья.

Высокого расцвета достигает в эту эпоху ювелирное искусство. Из золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного искусства этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты, найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.

Наконец, значительного развития достигают в эту эпоху и другие ремесла, в частности обработка глины, папируса, кожи, и выделка льняных тканей.

Ярким показателем развития духовной культуры этого периода является появление письменности, которая, подобно шумерской, возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система письменности была весьма наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для обозначения 24 основных звуков. Однако египетские писцы не смогли отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему письменности, состоявшую лишь из одних алфавитных знаков. В силу консервативных традиций египетские писцы сохранили большое количество сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая целые слова иероглифами.

За почти четыре тысячи лет было создано огромное количество самых разнообразных литературных произведений, которые свидетельствуют о высоком уровне развиития этой древней культуры, о богатстве художественного творчества египетского народа.

Свое наиболее яркое развитие египетская литература получила в эпоху Среднего царства (ок. 2050 — 1700 до н. э.), которая считается временем расцвета классической литературы Древнего Египта.

К глубинным пластам устного народного творчества восходят сказки, часто сохраняющие сюжеты из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение земледельцев. Они облечены в форму народной речи, впоследствии лишь подвергшейся художественной литературной обработке.

В эпоху Среднего царства возник новый литературный жанр — описания путешествий, являющийся самым ранним предшественником позднейшего жанра приключенческих романов .

Высокого развития в Египте достигли изобразительное искусство и архитектура. О техническом совершенстве архитектурных форм говорят сохранившиеся до наших дней храмы и гробницы. Предшественницами громадных царских усыпальниц — пирамид были погребения в скалах и небольшие наземные гробницы, увенчанные плитой пирамидальной формы. По мере развития строительной технологии гробницы становились все

В школах помимо письменности давали знания прикладного характера. Так, знания арифметики и геометрии использовались при определении размеров поля, кучи зерна или вместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком уровне развития математических знаний древних египтян свидетельствуют грандиозные здания (пирамиды Долины Смерти, храмы Луксора и Карнака и пр.), которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.

Одним из крупных достижений египетской математики было развитие десятичной системы счисления. В египетской письменности уже существовали особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак удивления. Очень характерны для египетской математики своеобразные единицы длины. Этими единицами были палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми египетский математик установил определенные соотношения.

Древние египтяне обладали знаниями в области астрономии, в частности, они отличали планеты от звезд; на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов, сохранились карты звездного неба, предназначавшиеся для определения времени в ночные часы. Днем время определяли при помощи солнечных и водяных часов. Составленными египтянами картами расположения звезд пользовались и значительно позднее, в греко-римскую эпоху.

Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время мумификации вскрытия трупов способствовали развитию медицины; египетские врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения. В медицинских текстах отмечается специализация по отдельным видам болезней — гинекологии, глазным болезням, хирургии. В эпоху Среднего царства высокого уровня развития достигла хирургия.

Названия некоторых болезней и рецептов свидетельствуют о значительном уровне развития египетской медицины, достижения которой были широко заимствованы авторами медицинских трактатов в эпоху античности. Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития от возникновения к расцвету и упадку. Но все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.

Заключение Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом. Нельзя недооценить значение всей древнеегипетской культуры: искусства , архитектуры , живописи , скульптуры и прочих достижений в различных отраслях научной и культурной жизни .

Многие тайны египетского народа и по сей день остаются не разгаданными .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта

Описание презентации по отдельным слайдам:

Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта

Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта

Древняя цивилизация Египта создала первую заметную в истории школу обучен.

Древняя цивилизация Египта создала первую заметную в истории школу обучения изобразительному искусству, основанную на обязательном соблюдении ряда канонов.

Канон – строгий свод правил Египетский стиль: Лицо в профиль Глаз в фас Тор.

Канон – строгий свод правил

Египетский стиль:
Лицо в профиль
Глаз в фас
Торс и плечи в фас
Ноги в профиль


Художники отказывались от перспективы, не было передачи глубины, изображения.

Художники отказывались от перспективы, не было передачи глубины, изображения строились рядом одно над другим. Для того чтобы показать значимость и положение человека в обществе его фигуру делали во много раз крупнее.

Росписи выполнялись темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетал.

Росписи выполнялись темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетался в них с белой одеждой и яркими красками окружающей природы. Мужские тела очерчивались черным цветом, а женские – красным.

Тематика росписейРосписи и рельефы заупокойных храмов и усыпальниц показыв.

Тематика росписей
Росписи и рельефы заупокойных храмов и усыпальниц показывают нам жизнь царей и вельмож, их охоты, увеселения и битвы, а также и простых людей, которые им служат: полевые работы, рыбную ловлю, постройку корабля, плавление золота, закалывание скота.

Фрески гробницы Нефертари (Фивы)

Фрески гробницы Нефертари (Фивы)

Дикая кошка. Деталь гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане.

Дикая кошка. Деталь гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане.




Удод. Деталь гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане.

Удод. Деталь гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане.



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 134 человека из 46 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 728 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.09.2020 509
  • PPTX 3.2 мбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сайфуллина Мария Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

живопись древнего египта фото

Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Он стал образцом для подражания следующим поколениям египтян.

Древний Египет: архитектура, скульптура и живопись

Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы — мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды, из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса.
Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью архитектуры в Древнем Египте. Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов. Массивные изваяния богов и царей показывали власть и мощь страны. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния.

Скульптура и живопись Древнего Египта

Живопись, как и скульптура служила для декорирования стен усыпальниц и религиозных зданий. Храмовая живопись отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

Каноны живописи в Древнем Египте

В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета — белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.
Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела — в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром. Он был красного цвета для женщин, а для мужчин — черного. Природу египетские художники рисовали довольно схематично.

Читайте также: