Каково своеобразие содержания и образного строя авторской исповеди в сборнике ходасевича кратко

Обновлено: 04.07.2024

Я, я, я. Что за дикое слово!

Неужели вон тот — это я?

Разве мама любила такого,

И всезнающего, как змея?

Разве мальчик, в Останкине летом

Танцевавший на дачных балах, —

Это я, тот, кто каждым ответом

Желторотым внушает поэтам

Отвращение, злобу и страх?

Разве тот, кто в полночные споры

Всю мальчишечью вкладывал прыть, —

Это я, тот же самый, который

На трагические разговоры

Научился молчать и шутить?

Впрочем — так и всегда на средине

Рокового земного пути:

От ничтожной причины — к причине,

А глядишь — заплутался в пустыне,

И своих же следов не найти.

Да, меня не пантера прыжками

На парижский чердак загнала.

И Виргилия нет за плечами, —

Только есть одиночество — в раме

Говорящего правду стекла.

И слава Богу, что он запоздал, ибо стал истинным нашим современником, обращаясь к нам на языке, который мы должны сделать своим.

Конструкции со сравнениями разных видов:

Как отмечено выше, в цикле органично сочетаются три крупных тематических комплекса, следовательно, мы можем предположить, что все без исключения автономинации, образуя три семантических ряда, будут развивать определенную тему.

Мне каждый звук терзает слух, И каждый луч глазам несносен. Прорезываться начал дух, Как зуб из-под припухших десен.

Прорежется - и сбросит прочь Изношенную оболочку. Тысячеокий - канет в ночь, Не в эту серенькую ночку. А я останусь тут лежать -

Банкир, заколотый апашем,- Руками рану зажимать, Кричать и биться в мире вашем.

И навсегда уж ей не надо

Того, кто под косым дождем

В аллеях Кронверкского сада

Бредет в ничтожестве своем.

Грубой жизнью оглушенный, Нестерпимо уязвленный, Опускаю веки я - И дремлю, чтоб легче минул, Чтобы как отлив отхлынул Шум земного бытия.

Свой усыпительный покой

Во влажном сладострастье мира,

В ленивой прелести земной.

Лирический герой известными ему способами пытается урегулировать возникшее противоречие, найти выход из сложившегося, далеко не приятного ему противостояния.

Перешагни, перескочи, Перелети, пере - что хочешь - Но вырвись: камнем из пращи, Звездой, сорвавшейся в ночи. Сам затерял - теперь ищи.

Бог знает, что себе бормочешь, Ища пенсне или ключи.

Я же - прочь, походкой резвой, В розовеющий туман, Сколько бы ни выпил - трезвый, Лишь самим собою пьян.

Одиночество при столь трагическом саморасщеплении порождает неприятие рода людского, гаснут теплые эмоции:

Здесь, на горошине земли, Будь или ангел, или демон. А человек — иль не затем он, Чтобы забыть его могли.

Нельзя согласиться с Г. Адамовичем, считавшим, что Ходасевич как романтик не смог преодолеть конфликт между искусством и реальностью. Источник страданий и дерзаний поэта был значительно сложнее и многозначнее — несовершенная человеческая жизнь, в которой гибнет Богом данная Душа. Романтический идеал восходил к феномену полной гармонии, соответственно ему и потрясения приобрели максимальную силу.

Года идут. Грядущего не надо,

Минувшее в душе пережжено.

Душа! Любовь моя! Ты дышишь

Такою чистой высотой,

Ты крылья тонкие колышешь

В такой лазури, что порой

Вдруг, не стерпев счастливой муки,

Лелея наш святой союз,

Я сам себе целую руки,

Сам на себя не нагляжусь.

И как мне не любить себя,

Сосуд непрочный, некрасивый,

Но драгоценный и счастливый

Тем, что вмещает он – тебя?

Пробочка над крепким йодом!

Как ты скоро перетлела!

Так вот и душа незримо

Жжет и разъедает тело.

«Душа! Тебе до боли тесно

Здесь, в опозоренной груди.

Ищи награды поднебесной,

А все-таки порой на небо

Посмотрит смирный человек, -

И одиночество взыграет,

И душу гордость окрылит:

Он неравенство оценит

И дерзновенья пожелает…

Так нынче травка прорастает

Сквозь трещины гранитных плит.

На все, что людям ясно,

На все, что им прекрасно,

Вдруг стала несогласна

Прорезываться начал дух,

Как зуб из-под припухших десен.

В этом стихотворении вводится мотив убийства, освобождающего душу от телесной оболочки:

Прорежется – и сбросит прочь

Тысячеокий – канет в ночь,

Не в эту серенькую ночку.

А я останусь тут лежать –

Банкир, заколотый апашем, -

Руками рану зажимать,

Кричать и биться в мире вашем.

Снег навалил. Все затихает, глохнет

Пустынный тянется вдоль переулка дом.

Вот человек идет. Пырнуть его ножом –

К забору прислонится и не охнет.

А люди черными сбегутся муравьями

Из улиц, со дворов, и станут между нами.

И будут спрашивать, за что и как убил, -

И не поймет никто, как я его любил.

Не верю в красоту земную

И здешней правды не хочу.

И ту, которую целую,

Простому счастью не учу.

По нежной плоти человечьей

Мой нож проводит алый жгут:

Пусть мной целованные плечи

Опять крылами прорастут!

Деревья Кронверкского сада

Под ветром буйно шелестят.

Душа взыграла. Ей не надо

Ни утешений, ни услад.

Глядит бесстрашными очами

В тысячелетия свои.

Летит широкими крылами

В огнекрылатые рои.

И навсегда уж ей не надо

Того, кто под косым дождем

В аллеях Кронверкского сада

Бредет в ничтожестве своем.

И не понять мне бедным слухом,

И косным не постичь умом,

Каким она там будет духом,

В каком раю, в аду каком.

На высоте горит себе, горит –

И слез моих она не осушит.

И от души моей не больно ей.

И ей невнятен стон моих страстей.

А сколько здесь мне довелось страдать –

Душе сияющей не стоит знать.

А я останусь тут лежать –

Банкир, заколотый апашем, -

Руками рану зажимать,

Кричать и биться в мире вашем.

Читайте также: