Каково строение симфонии ми бемоль мажор гайдна кратко

Обновлено: 25.07.2024

Третья часть – менуэт – имеет форму сложную трехчастную. Синкопы, тяжеловесные аккорды, сопровождающие первую тему, придают ему грубоватость крестьянского танца. Ей контрастирует лиричное трио, в котором преобладает звучание струнной группы – лишь реплика фагота осторожно вплетается в их перекличку.

Первое исполнение Симфонии № 103 состоялось в Лондоне в марте 1795 г. Премьера прошла с большим успехом. Произведение это и по сей день остается одной из самых известных творений Гайдна. Наряду с другими Лондонскими симфониями, ее считают одной из вершин симфонического творчества композитора.

Сайт для учеников Е. А. Климина . и не только

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)


​ Й.Гайдн. Великий австрийский композитор. Портрет кисти Джона Коппнера, сделанный во время пребывания композитора в Лондоне. За свою жизнь австрийский композитор Йозеф Гайдн написал более ста симфоний. Согласно каталогу, который он составил для своих сочинений в конце жизни, последняя из них идет под номером 104, но кроме того, найдено несколько рукописей, не вошедших в каталог, так что число еще больше. Сам Гайдн называл их просто симфониями, однако слушатели дали некоторым из них особые имена. С помощью этих названий проще было отличать многочисленные симфонии Гайдна друг от друга, ведь во времена, когда они появились, он еще не создал своего каталога и номеров у них не было.


​ Литавры – ударный инструмент, большие медные котлы с натянутой на них сверху кожей (сейчас вместо кожи используют сверхпрочные синтетические материалы). Тремоло – частые удары в этот инструмент. Прием тремоло используется также при игре на многих других инструментах.

Вот некоторые названия симфоний Гайдна:

Первая часть Симфонии № 103 написана в сонатной форме. Сонатная форма (как в данной симфонии, так и в других произведениях) основана на противоборстве двух начал: главной партии и побочной партии, звучащих в разных тональностях. Однако здесь в борьбу включается также и тема вступления, которая звучит в начале и затем не раз напоминает о себе на протяжении всей части. Но прежде всего мы слышим тремоло литавр, благодаря которому симфония и получила свое название. За устрашающими ударами, похожими на дальние раскаты грома, следует мрачная и таинственная тема вступления:


Й. Гайдн. Симфония № 103. I часть. Тема вступления.

Здесь и далее – исполняет Оркестр Халле под управлением Лесли Хьюарда (Halle' Orchestra, Leslie Heward), запись сделана в 1941 г.

После такого вступления полной неожиданностью оказывается главная партия, искрящаяся лучезарным оптимизмом, за который поклонники музыкального искусства во все времена любили Гайдна. Начинается она тихой, но задорной темой, которую ведут струнные инструменты, а затем весь оркестр как будто взрывается безудержным весельем. Это место один из современных учеников музыкальной школы метко сравнил с пенной струёй, вырывающейся из бутылки с шампанским. Неизвестно, с чем сравнивал его сам Гайдн, но игристые вина из французской провинции Шампань были весьма популярны в Англии в XVIII веке.


Й. Гайдн. Симфония № 103. I часть. Тема главной партии.

В конце XVIII века, когда была написана симфония № 103, в моду стал входить новый танец вальс. Столицей этого танца по праву считается Вена, где Гайдн прожил большую часть жизни. В характере быстрого вальса звучит тема побочной партии:


Й. Гайдн. Симфония № 103. I часть. Тема побочной партии.

Согласно канонам построения симфонического цикла, II часть идет в медленном темпе. В симфонии Гайдна Ми-бемоль мажор это вариации на две темы. Вариации это такая форма, где тема, показанная в начале, затем звучит еще несколько раз, но каждый раз в измененном виде. В данном случае таким видоизменениям подвергаются не одна, а две темы.


Й. Гайдн. Симфония № 103. II часть. Первая тема вариаций.

Вторая тема вариаций звучит в одноименном мажоре. Это не менее мужественная музыка в характере марша. Здесь тоже есть особенная ступень, нетипичная для классического мажора: четвертая повышенная (Фа-диез). В музыкальном искусстве, порой, такой маленькой детали оказывается достаточно, чтобы музыка стала гениальной. Попробуйте сыграть мелодию с обычной нотой Фа в первом такте, и она сразу же поскучнеет.


Й. Гайдн. Симфония № 103. II часть. Вторая тема вариаций.


Й. Гайдн. Симфония № 103. III часть. Менуэт.

Во времена Гайдна было принято так, что в начале и конце менуэта играл весь оркестр, а в середине – только трое или чуть больше самых опытных музыкантов. Середина менуэта называется трио.

Й. Гайдн. Симфония № 103. III часть. Тема трио.


​ Валторна конца XVIII века. В отличие от современной, у нее нет клапанов. Из-за этого на ней возможно брать далеко не все звуки, но по мнению многих, звучание таких валторн было чище и звонче.

Финал симфонии открывает так называемый золотой ход валторн , затем на его фоне звучит оживленная тема главной партии. Такое звучание валторн, медных духовых инструментов, в те времена ассоциировалось с охотой потому, что подобные сигналы разносились на большое расстояние и помогали охотникам, находящимся в разных концах леса, действовать сообща.


Й. Гайдн. Симфония № 103. IV часть. Тема главной партии.

Побочная партия этой части основана на той же теме, что и главная, но показывает её немного иначе. Возникает ощущение, что солнце гайдновского жизнелюбия на мгновение заходит за облачко, чтобы затем засиять еще ярче.

Й. Гайдн. Симфония № 103. IV часть. Тема главной партии.

Вступление представляет собой завершенный период симметричного строения, в котором первое предложение движется от тоники к доминанте, а второе, наоборот, от доминанты к тонике. Измененная тема вступления прозвучит далее в Allegro и в первоначальном виде — в коде первой части. Такая непосредственная тематическая связь между вступлением и сонатным аллегро в симфониях Гайдна встречается редко.

После небольшого развития темы вступления, звучащей в более высоком регистре, появляется параллельный до минор. Он придает концу вступления несколько сумрачный характер, резко контрастирующий с жизнерадостно-веселой, танцевальной темой главной партии Allegro. Двойственное значение приобретает повторяющийся последний звук вступления соль: он является одновременно доминантой до минора и мажорной терцией ми-бемоль мажора. Тональная неопределенность этого звука, задержанного ферматой, заставляет слушателя насторожиться.

В брызжущем весельем Allegro con spirito главная партия носит народно-танцевальный характер, напоминая австрийский лендлер.
Обращает внимание характерный для Гайдна прием, создающий юмористический эффект: в момент тонического разрешения при окончании темы вступает forte весь оркестр (tutti).
Сразу же в развитии темы главной партии обнаруживается наиболее активный первый элемент темы, получающий в дальнейшем самостоятельное значение. Он используется и в связующей партии.
В связующей партии появляется также сильно измененная (по темпу, ритму и фактуре) тема вступления.

Таким образом, еще в пределах главной и связующей партии экспозиции выявляется основной принцип венского классического симфонизма: строить произведение на основе тематического развития. Минимальное количество тем и максимальное использование всех их возможностей в процессе развития — таков творческий метод венских классиков, включая Бетховена.
Побочная партия симфонии изложена в доминантовой тональности и по своему характеру не контрастирует с главной, несмотря на то, что она строится на другом тематическом материале. В некоторых симфониях Гайдна главная и побочная партии строятся на одном и том же тематическом материале. Примером может служить симфония № 104 (ре мажор). Побочная партия также танцевальна, жизнерадостно-весела, грациозна и близка к австрийскому лендлеру.

Экспозиция завершается утверждением доминантовой тональности. Почти вся разработка строится на развитии вычлененного первого элемента главной партии, изложенного имитационно-полифонически и проходящего через различные тональности. Это придает разработке характер активный, устремленный. Как и в связующей партии экспозиции, в разработке звучит преобразованная тема вступления.
Заключительный раздел разработки строится на развитии темы побочной партии. Сначала она проводится целиком, а затем вычленяется один элемент (заключенный в 3-м такте), подвергающийся самостоятельному развитию. Таким образом, в разработке использованы все три темы — вступления, главной и побочной партий.
Реприза несколько сокращена по сравнению с экспозицией: в ней пропущена связующая партия. Сразу же после главной партии вступает побочная в основной тональности. Зато тема вступления (не использованная в репризе) появляется в коде, где сначала звучит в основном виде (в том же темпе adagio и с тремоло литавр), а затем так, как в связующей партии экспозиции, но уже в основной тональности (в отличие от доминантовой тональности в экспозиции). Итак, структурной особенностью первой части симфонии является то, что большое место в ее развитии занимает тема вступления.


Вторая часть симфонии (Andante) представляет собой двойные вариации (на две темы). Первая тема заимствована Гайдном из хорватской народной песни. Как характерные черты некоторых славянских народных песен, в ней выделяются интервал увеличенной секунды, создающий тритоновую интонацию ( фа-диез в до миноре ), и ладовая переменность— балансирование между до минором, соль мажором и ми-бемоль мажором.

Йозеф Гайдн (1732-1809) - знаменитый австрийский композитор, жил в эпоху Классицизма, поэтому его, как и Моцарта, Бетховена, называют Венским классиком. В классической музыке Гайдн сыграл особую роль, поскольку именно в его творчестве кристализовались жанры сонаты, симфонии, квартета - основные жанры эпохи классицизма. 30 лет Гайдн проработал у князя Эстергази придворным капельмейстером, где главной его обязанностью было сочинение новых симфоний и разучивание их с придворным оркестром.

Так и получилось, что за всю жизнь Гайдн написал более 120 симфоний. Самые известные из них - Прощальная, Детская, Сюрприз и другие.

Симфония №103 Ми бемоль мажор - одна из Лондонских симфоний, написанных под впечатлением от поездки в Англию. Эту симфонию ещё называют "С тремоло литавр", поскольку начинается она раскатами грома, а затем медленным вступлением. Этим она отличается от многих других симфоний, ведь 1 часть традиционно начинают в темпе allegro. В остальном строение симфонии классическое:

1. Allegro con spirito (быстро с воодушевлением), сонатная форма
2. Andante, двойные вариации
3. Menuetto , трёхчастная
4. Allegro con spirito, рондо-соната

Симфония написана для парного состава оркестра (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры и струнные) .

Первая часть написана в основной тональности, ми бемоль мажор. После тремоло литавр, напоминающего отдаленный раскат грома, звучит приглушенная, несколько таинственная тема вступления. Вступление оттеняет веселую подвижную музыку сонатного аллегро, в основе которого лежат две различные по характеру темы.

Тема главной партии сразу же вводит нас в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер и изложена в основной тональности. Сначала тема звучит тихо и легко у струнных инструментов, затем громко — у всего оркестра.

Тема побочной партии также в танцевальном характере. В симфониях Гайдн обычно нет сильного контраста между ГП и ПП, как это будет, например, у Бетховена. Побочная партия отличается изяществом, легкостью звучания. Она изложена в тональности доминанты — си-бемоль мажор. Вальсовый аккомпанемент придает музыке большую мягкость, а звучность гобоя — новою окраску. Своим характером побочная партия близка венской уличной песенке.

В разработке развиваются обе темы экспозиции и тема всфтупления. Каждая из тем получает новое освещение: у побочной - новая тональность, тема вступления ускоряется, а главная дробится на мотивы.

Реприза повторяет экспозицию с небольшими изменениями, побочная партия звучит в основной тональности.

После быстрой и веселой первой части вторая часть, Andante, вносит успокоение. Это вариации на две темы. Вариациями называется такая форма произведения, где в начале звучит тема, а затем она повторяется несколько раз в изменённом (варьированном) виде. Тональности тем - до минор и до мажор.

Финал возвращает нас к празднично-танцевальному настроению первой части.

В основе финала — быстрая танцевальная мелодия, близкая народной хорватской песне. Мелодия звучит у струнной группы оркестра на фоне золотого хода валторн, напоминающего призывный звук лесного охотничьего рога.

Подвижная и светлая основная тема чередуется с другими темами, близкими ей по характеру.

Приветствуем вас на сайте Селивановской ДШИ!

Селивановская детская музыкальная школа была открыта в 1967 году. В 1995 г. на основании постановления главы администрации района от 31.01.1995г. за № 22 получила статус детской школы искусств. С 27 августа 1981 года Владимирским областным управлением культуры назначен директором школы Романов Александр Дмитриевич, выпускник народного отдела Владимирского музыкального училища, студент Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного института культуры, который является руководителем школы по настоящее время. В 2007 году ему было присвоено звание Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Подробнее: Структура и органы управления образовательной организацией

В настоящее время в школе 181 обучающихся как по программам общеэстетического развития, так и по дополнительным профессиональным общеобразовательным программам в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями по видам искусств: музыкальное, изобразительное, хореографическое.

Обучение ведется по 8 направлениям. Большинство из них традиционно представляет систему художественно-эстетического образования классическими специальностями. Это фортепиано, баян, аккордеон, домра, хоровое пение, духовые инструменты (флейта и саксофон), хореографическое искусство, изобразительное искусство.

  • Сидорова Анна (класс домры) – 2000 год,
  • Житков Александр (художественный класс) – 2002 год,
  • Сидорова Екатерина (класс домры) – 2003 год,
  • Кузьмина Анастасия (класс домры) – 2004 год,
  • Семёнов Артем (теория музыки) – 2008 год,
  • Мороз Ирина (художественный класс) – 2009 год,
  • Крайнова Ариадна (художественный класс) – 2012 год,
  • Гришин Иван (класс фортепиано, класс флейты) – 2013 год,
  • Иванова Ангелина (художественный класс) – 2015 год,
  • Смирнова Анна (художественный класс) – 2017 год,
  • Филлипова Ульяна (художественный класс) – 2021 год.

Подробнее: Наши достижения

Традиционно, раз в 3 года, в нашем регионе проводятся фестивали-конкурсы среди музыкальных школ и школ искусств Владимирской области в виде отчетных концертов всех отделений и специальностей, по итогам которых авторитетное областное жюри выявляет уровень подготовленности обучающихся и преподавателей и определяет победителей.

За 50 лет своего существования школа вырастила немало талантливых учеников, которые продолжили свое обучение в профильных ССУЗах и ВУЗах не только области, но и страны и стали настоящими профессионалами своего дела. Всего за годы своего существования школу окончили 869 выпускников, более ста из которых продолжили свое образование в профильных средних и высших учебных заведениях.

Читайте также: