Каково соотношение объективного и субъективного в газете кратко

Обновлено: 02.07.2024

объективно - от "объект" - т.е., соответствующе объекту. например, если объект познания - природное явление, то объективно описать его будет значить описать так, как оно есть, не пропуская через призму восприятия исследователя (который в данном случае - субъект).

субъективно - от "субъект" - т.е. так или иначе зависит от восприятия субъекта. например, восприятие произведения искусства субъективно, т.к. затрагивает опыт и переживания наблюдателя-субъекта.

проблема в том, что сегодня даже наука (традиционно считавшаяся"объективной") признает, что субъект не может не влиять на поведение объекта (эффект наблюдателя), не говоря уже о любой интерпретации, которая в той или иной мере субъективна всегда. а современная наука более чем когда либо требует интерпретаций.

поэтому думаю, в обозримом будущем наука откажется от категорий субъективности и объективности и либо заменит их на более адекватные, либо признает любые трактовки субъективными.

каковы объективные и субъективные факторы определяющие важную роль оценки в прессе? подскажите пожалуйста!

Как то безграмотно вопрос поставлен. Вы ничего не пропустили?

Как показывает современная международная практика, в настоящее время большую роль в жизни государства играет его имидж искусственно сформированный в общественном сознании, сте-реотипизированный, устойчивый и эмоционально окрашенный образ. Имидж стал инструментом, при помощи которого решаются важные вопросы жизнедеятельности государства на международной арене проводимая в отношении него политика отдельных государств и государств-союзников. Имидж прямо влияет на экономическое и торговое сотрудничество, привлечение внутренних и иностранных инвестиций. Внутренний позитивный имидж является фактором стабильности, способствуя снижению напряженности в обществе, обусловливая доверие и поддержку власти, проводимой политики. Вот почему создание привлекательного имиджа является важной задачей любого государства в условиях информационного общества. Помимо объективных характеристик государства, лежащих в основе имиджа, большую роль в процессе его формирования играют субъективные факторы. К ним относятся условия, влияющие на специфику восприятия той или иной аудитории. Данная специфика зависит от того, кто и как готовит и транслирует информацию о государстве, освещает происходящие события; какой уже сложился стереотип восприятия государства; какова оценка роли объекта в жизни социума, а также наличие общего и особенного у субъекта и объекта восприятия. Большую роль в процессе создания имиджа играют акторы политического процесса, идеологизирующие массовое сознание через различные каналы коммуникации. Исследуются место и роль факторов субъективного восприятия, связанного с объектом в процессе формирования имиджа государства, проводится анализ каждого из них

Следующий взгляд на терапевтические отношения —сточки зрения представленности соотношения субъективного и объек­тивного [226]. Это соотношение связано со степенью эмоцио­нальной интенсивности взаимоотношений и определяется соот­ношением в них рациональных и эмоциональных составляющих. Объективное подразумевает когнитивные, научные, обобщенные аспекты взаимоотношений, когда клиент рассматривается как объект изучения или часть всего страдающего человечества. В стремлении к объективности, таким образом, консультант не был бы эмоционально сопричастен клиенту, психологически он был бы весьма далек от него и воспринимал бы взгляды и ценно­сти клиента без личных суждений и критики. Словом, он был бы олицетворением аналитического исследователя.

Объективность для консультанта несет определенное значе­ние и чувство безопасности, поскольку сущность диагностики — стремление к объективному взгляду на ситуацию клиента. Те­рапевт предпочел бы думать, что все время отдает себе отчет в собственных чувствах и избегает навязывания клиенту ценно­стей и решений.

Значимость субъективного подхода для консультанта сводит­ся к тому, что в некоторых случаях он способен реагировать на проблемы клиента так, как если бы они были его собственны­ми. Однако консультант может прибегать к собственному обоб­щенному опыту и пережитым чувствам только в качестве веду­щего при исследовании чувств клиента. Например, как мог бы консультант реально понять, что значит испытывать одновре­менно любовь и ненависти к родителям, если бы сам не пере­жил подобные чувства и не знал обо всем, что с этим связано? Сказанное не значит, что консультанту должны быть наличном опыте знакомы все комплексы чувств. Однако он должен иметь опыт осознания в себе самом таких универсальных человеческих чувств, как тревожность, двойственность, утрата веры в себя. Он должен в достаточной степени проработать в себе эти чувства, что­бы иметь запас толерантности при их обнаружении у клиента и эмпатии к нему.




Следующий взгляд на терапевтические отношения —сточки зрения представленности соотношения субъективного и объек­тивного [226]. Это соотношение связано со степенью эмоцио­нальной интенсивности взаимоотношений и определяется соот­ношением в них рациональных и эмоциональных составляющих. Объективное подразумевает когнитивные, научные, обобщенные аспекты взаимоотношений, когда клиент рассматривается как объект изучения или часть всего страдающего человечества. В стремлении к объективности, таким образом, консультант не был бы эмоционально сопричастен клиенту, психологически он был бы весьма далек от него и воспринимал бы взгляды и ценно­сти клиента без личных суждений и критики. Словом, он был бы олицетворением аналитического исследователя.

Объективность для консультанта несет определенное значе­ние и чувство безопасности, поскольку сущность диагностики — стремление к объективному взгляду на ситуацию клиента. Те­рапевт предпочел бы думать, что все время отдает себе отчет в собственных чувствах и избегает навязывания клиенту ценно­стей и решений.

Значимость субъективного подхода для консультанта сводит­ся к тому, что в некоторых случаях он способен реагировать на проблемы клиента так, как если бы они были его собственны­ми. Однако консультант может прибегать к собственному обоб­щенному опыту и пережитым чувствам только в качестве веду­щего при исследовании чувств клиента. Например, как мог бы консультант реально понять, что значит испытывать одновре­менно любовь и ненависти к родителям, если бы сам не пере­жил подобные чувства и не знал обо всем, что с этим связано? Сказанное не значит, что консультанту должны быть наличном опыте знакомы все комплексы чувств. Однако он должен иметь опыт осознания в себе самом таких универсальных человеческих чувств, как тревожность, двойственность, утрата веры в себя. Он должен в достаточной степени проработать в себе эти чувства, что­бы иметь запас толерантности при их обнаружении у клиента и эмпатии к нему.

Подробное изучение этих двух очень важных измерений глубинного общения выходит, к сожалению, за рамки программы семинара-тренинга, и поэтому они будут здесь рассмотрены лишь в общих чертах.

В предыдущем параграфе мы убедились, насколько важно понимать, какая проблема находится в фокусе внимания клиента. Следующий вопрос: как он видит и работает с ней – то есть какую позицию он занимает в отношении своей жизненной проблемы, в какой мере принимает на себя ответственность за ее решение и готов для этого использовать "силу собственной субъективности".

Именно эта мера авторства и власти в отношении своих проблем и составляет содержание следующего базового измерения глубинного общения – соотношения процессов объективации и субъективации.*

* В оригинале (р. 149) эта дихотомия выражена не вполне комплиментарными понятиями – как "соотношение объективации и субъективного". По мысли Бюджентала, таким образом подчеркивается особая, обезличивающая роль объективации: "объективировать заботы человека – значит превратить и эти заботы, и самого человека в объекты, вещи, беспомощные игрушки внешних сил" (р. 305).

Субъективация означает "приближение" человеком собственной проблемы к себе, признание ее своей, а себя – ее "источником", автором, несущим ответственность за ее решение, а также готовность внести в это решение личный вклад, затратить усилия, задействовать собственную субъективность.

Объективация, наоборот, означает, что человек как бы отодвигает собственную проблему от себя (и в этом смысле – объективирует ее), снимая тем самым с себя ответственность за ее возникновение и стремясь вынести эту ответственность вовне, переложить на окружение. Так же вовне ищутся и ресурсы для решения проблемы. С другой стороны, следует различать объективирующий подход к субъективным по своей сути явлениям (в результате чего объективация ведет к их обезличиванию, искажению) и стремлением к реалистичному, правдивому взгляду: "истинная объективность возможна только тогда, когда человек полностью центрирован в субъективном. Тогда можно наблюдать. без искажающего влияния самосознания, которое вмешивается в сознание" (р. 305).

Между полюсами шкалы субъективация/объективация Бюджентал выделяет еще два промежуточных "кластера", которые он назвал "тенденция к объективации" и "тенденция к субъективации". В свою очередь, каждый из названных четырех уровней субъективации включает несколько конкретных форм (паттернов) (р. 150).

Если рассматривать человеческую жизнь в целом, то очевидна ее связь и с миром субъективного, и с миром объективного. В этом смысле можно говорить о балансе, о гармоничном соотношении связей человека с тем и другим миром. Однако, когда возникает необходимость работы с внутриличностными ценностями, смыслами, отношениями, то приоритеты внимания неизбежно смещаются в сторону субъективного

При всей очевидной значимости, информативности и полезности разнообразных форм объективного подхода, можно сказать, что "слухи" о его больших возможностях в отношении адекватного понимания и решения собственно человеческих, экзистенциальных вопросов сильно преувеличены, в том числе – устами научной (сциентистской) психологии, объективно-ориентированных концепций в психотерапии и т.п.

Эта "экспансия объективного" вызывает у Бюджентала серьезную тревогу и сожаление: "Всеобщая озабоченность нашего времени и нашей культуры объективным – это раковая опухоль, которая может уничтожить нас как вид. Сама по себе она не ядовита, но она растет, вторгаясь в другие, здоровые процессы, калеча и разрушая их. Требование сделать все объективным (или ясным – что есть форма объективации) разрушает многое невыразимое и тонкое" (р. 171).

Поэтому так важно быть способным актуализировать огромные ресурсы субъективного взгляда и уметь это делать осторожно, постепенно переходя от более объективного взгляда к более субъективному. Развивая в себе способность видеть и различать максимальное число кластеров данной шкалы для того, чтобы наиболее полно и эффективно использовать каждую из форм объективации/субъективации, фасилитатор получает возможность помочь клиенту самому лучше распознавать эти формы, почувствовать ограничивающую роль объективации и силу своей субъективности и научиться ее применять при встрече с жизненными проблемами.

Уход от подлинной субъективности, подмены ее "объективными суррогатами" – все это может быть проявлением еще одного ключевого психологического процесса – сопротивления.

Со времен Зигмунда Фрейда проблема сопротивления заняла центральное место в теории и практике психотерапии и консультирования. Почти все концепции, вслед за психоанализом, рассматривают сопротивление как преграду психологической работе, как то, что необходимо преодолеть. Более того, именно сопротивление часто считается если не причиной психических нарушений человека, то их "прикрытием" и помехой исцелению.

Позиция Бюджентала, хотя и опирается на классический подход к сопротивлению З.Фрейда, существенно отличается от такой однозначно негативной трактовки сопротивления. Это отличие, как уже отмечалось выше, предопределено спецификой экзистенциально-гуманистического взгляда на сущность человека.

Поставив перед своим подходом столь фундаментальную цель как изменение жизни клиента в направлении большей аутентичности, свободы и конструктивности, Бюджентал с неизбежностью должен признать, что имеет дело не с более привычными "объектами" психологической работы – поведением, мышлением, чувствами, желаниями и другими "компонентами" и "факторами" как таковыми, по отдельности, – а с самой жизнью во всей сложной и противоречивой ее целостности. То, что клиент "приносит на терапию как "материал для работы" – это его способ жизни" (р. 173). И даже если человек сам желает изменить свою жизнь, начало процесса действительно экзистенциальных перемен вызывает, как правило, тревогу, т.к. человек начинает чувствовать, что это не "косметический ремонт", это очень серьезно, что "его идентичность, его мир – под прицелом, его путь – под угрозой" (там же). В этом смысле сопротивление – форма проявления естественной защиты человеком основ своего бытия, попытка сохранить привычный способ существования. И поэтому Бюджентал считает, что сопротивление может быть не только помехой терапевту, но и его опорой, когда силы человека направлены на отстаивание себя.

В то же время, сопротивление может быть не только следствием и "прикрытием" проблем человека, но и самой проблемой – тормозящей и разрушающей силой, причиной его трудностей в понимании себя и, в конечном итоге, его неспособности жить полноценно, аутентично, эффективно. Даже в ситуации острейшего кризиса человек может упорно пытаться найти какой-то "чудесный" способ избавления, при котором удастся устранить нежелательные обстоятельства своей жизни, ничего в ней не меняя (в соответствии с известной формулой: "очень трудно менять, ничего не меняя, – но мы будем!"). Сопротивление самопониманию и самоизменению – одна из сильнейших форм сопротивления.

Однако, даже в таких крайних случаях, нельзя ставить задачу преодолеть и купировать сопротивление во что бы то ни стало – его следует признавать и уважать. А главное – уметь с ним "работать терапевтически", для чего, в первую очередь, необходимо чувствовать моменты действия сопротивления и различать его виды. Бюджентал выделяет четыре основные вида сопротивления – причем, каждый следующий вид сопротивления включает в себя предыдущий как часть или частное проявление (р. 175-179):

  1. сопротивление консультированию (интервьюированию),
  2. сопротивление как "жизненный паттерн",
  3. сопротивление как процесс, ограничивающий жизнь,
  4. сопротивление концепции "Я-и-Мир" человека.

Подробный анализ и глубокая работа с сопротивлением выходит за рамки данной Программы. Но без способности распознавать проявления сопротивления в ходе психологического интервью, без учета хотя бы основных его особенностей трудно рассчитывать на адекватное понимание и освоение психологических основ глубинного общения.

Читайте также: